Websoft

суббота, декабря 23, 2006

Об игровом подходе в корпоративном обучении – часть 1

В своей предыдущей публикации («О практической реализации игровых методов самообучения») автором рассматривалась принципиальная практическая реализуемость активных (игровых) форм компьютерного самообучения. Там же отмечалось, что для того, чтобы улучшить восприятие обучающимися учебного материала, необходимо вовлечь их в процесс обучения. Это возможно при переходе от пассивных форм обучения к активным (игровым) формам обучения, позволяющих обучаемому «самому добывать новое знание».
Приведенный там же пример макета обучающей программы «Эволюция Европы» хоть и является наглядным и убедительным, но все же относится к категории общеобразовательного. А как обстоит дело с применимостью активных (игровых) форм самообучения в корпоративном обучении? Характерной особенностью корпоративного обучения является ярко выраженная ориентация на практическое освоение новых продуктов, технологий и т.п.

Будучи основным разработчиком контента для дистанционного обучения в компании Росгосстрах, за последние годы автором разработано более десятка обучающих программ и сертификационных тестов по новым страховым продуктам компании. Предметом настоящей публикации является попытка обобщения опыта этой работы и обсуждение возможности практической реализуемости активных (игровых) форм компьютерного самообучения.

При внедрении новых продуктов и технологий можно выделить несколько универсальных (возможно даже стандартных) информационных аспектов. Применительно к внедрению новых страховых продуктов таковыми являются следующие информационные модули:

1. Продукт – общее описание, его особенности, целевая аудитория.
2. Расчеты – особенности и методы расчета страхового тарифа.
3. Документация – особенности заполнения страховых документов.
4. Тестирование – итоговая проверка знаний (задания и упражнения).


Видимо, подобная информационная структура характерна не только для страховых продуктов, но возможно имеет общий характер для корпоративного обучения. В этой связи целесообразно рассмотреть их подробнее. Содержание последнего раздела является вторичным, то есть в значительной степени определяется содержанием предшествующих разделов.

Раздел «Документация» может считаться универсальным для корпоративного обучения, или, по крайней мере, – типовым. По этой причине рассмотрение перехода к активным (игровым) формам обучения следует начать именно с этого раздела. Аналогичный анализ для двух первых информационных разделов автор предполагает сделать в следующих публикациях (часть 2 и 3).

В каком виде (в какой форме) информационный раздел «Документация» излагается в настоящее время? По-существу, это классическая презентация, – последовательность слайдов, содержащих изображение фрагмента документа и небольшой текст, поясняющий особенности заполнения отображаемых полей документа. И хотя текст может содержать несколько уровней, и простая анимация позволяет продемонстрировать пример заполнения полей, но существенно другое – обучающийся остается пассивен.



Чтобы вовлечь обучающегося в процесс получения знаний, и тем самым повысить эффективность восприятие учебного материала, необходимо вместо «пассивного заглатывания» информации предложить ему «активный поиск» информации. Очевидно, что методы могут быть разными – в зависимости от предметной области и сложности самого документа. Далее излагается один из возможных методов «активного изучения документов» на примере страхового полиса.

Суть предлагаемого метода состоит в следующем (основные тезисы):

· Документ показывается в полный экран – то есть занимает всю рабочую область экрана (для документов с вертикальной структурой, показывается фрагмент во всю ширину, а для документов с горизонтальной структурой, показывается фрагмент во всю высоту).

· Обучающийся сам «добывает необходимую информацию» с помощью мыши, при этом он использует 4 действия: наведение курсора на поле документа, левый клик, правый клик, двойной левый клик.

· При наведении курсора на поле документа, оно соответствующим образом выделяется (например, рамкой), тем самым, обозначая наличие некоторой информации о нем (реально не все поля документа требуют пояснений). Если показывается документ с незаполненными полями, то при наведении курсора на поле, может показываться пример его заполнения.


· При выполнении левого клика рядом с выделенным полем отображаются необходимые текстовые пояснения в виде всплывающей подсказки. Там же могут содержаться признаки наличия дополнительной информации второго и третьего уровней (см. ниже).


· При выполнении правого клика рядом с выделенным полем отображается текстовая информация второго уровня, которая, как правило, носит не понятийный, а фактический характер (подробности и конкретика).

· При выполнении двойного левого клика отображается информация третьего уровня, относящаяся не только к выделенному полю. Как правило, это информация о логической и информационной связи нескольких полей документа. Например, в зависимости от текущего значения рассматриваемого поля, некоторые другие поля должны иметь фиксированные значения, или вовсе не должны быть заполнены.


Очевидно, что изложенное выше, является только схемой (общим подходом), которая предполагает необходимую детализацию, выходящую за рамки настоящей публикации. Однако об одном аспекте следует упомянуть, ввиду его важности и универсальности. Это вопрос обеспечения гарантированной полноты полученной информации.

Технологически (программно) необходимо организовать процесс таким образом, чтобы обучающийся не мог перейти к другому документу (или к другому фрагменту документа) до тех пор, пока им не будут выявлены («обнаружены») все поля, имеющие пояснения.

Есть и другие, не менее важные, аспекты детализации предложенного метода, которые носят менее универсальный характер и сознательно опущены автором в целях компактности изложения.

В следующей публикации (часть 2) автор предполагает изложить возможные методы перехода к активным (игровым) формам обучения для информационного раздела с условным названием «Расчеты». Наиболее характерной особенностью этого раздела является самостоятельный поиск обучающимся необходимой информации. Это создает предпосылки для перехода не только к активным, а действительно к игровым формам обучения.


Комментариев нет: