Websoft

четверг, декабря 21, 2006

Протез для мозга - можно ли будет "загрузить" нашу память?

Первый искусственный протез мозга - точнее, одного из его отделов, отвечающего за долговременную память, так называемого гиппокампа (hippocampus) разработан в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес) группой ученых под руководством Теодора Бергера (Theodor Berger). На то, чтобы создать экпериментальный образец ушло 10 лет.



Основная цель этого проекта - помочь людям, страдающим от тяжелых болезней (таких как болезнь Альцгеймера). Но теоретически появление инструмента, позволяющего "копировать" и "записывать" данные долговременной памяти может когда-нибудь привести к появлению инструмента для "загрузки" знаний в голову обучаемому (помните загрузку программы управления вертолетом за 20 секунд в фильма Матрица - может быть это и не такая уж и фантастика???). Читайте по этому поводу статью "Быстрее мысли" из журнала Smart Money.



Еще на эту тему:
- что такое гиппокамп (из русской википедии)
- Оригинальный (на английском) материал из New Scientist
- статья на сайте CNews: Создан первый в мире протез мозга (по-русски)

3 комментария:

Виктор Жуков комментирует...

Что интересно, даже когда появится возможность «доставки» знаний напрямую в мозг, педагогика существовать не перестанет. Более того, мне кажется, ее важность вырастет неизмеримо и она превратится в «точную» науку. Ведь что мы наблюдаем при переходе от традиционного обучения к электронному? Все недостатки, которые тренер мог поправить ad hoc, увидев непонимание на лицах или отвечая на вопрос слушателя, приходится исправлять уже на стадии проектирования курса! Но даже в этом случае, если дистанционный студент что-то не понял, он может додумать, интерпретировать и т.д. – ведь причинно-следственные связи все равно устанавливаются опосредованно, через носитель.

А теперь представьте себе такую картину: Блондинка (без обид;) заходит в собственную комнату и среди привычных вещей спотыкается об автоматическую коробку передач в сборе, которая непонятно откуда взялась, непонятно зачем нужна, ни на что не похожа. Вот… примерно так же будет чувствовать себя среднестатистический человек, которому «загрузили» курс по управлению вертолетом. Чтобы он мог получить доступ к вновь полученным знаниям, они должны быть как минимум связаны с имеющимися - а значит, педагогический дизайнер без работы точно не останется.

Алексей Корольков комментирует...

Виктор, я же не собирался говорить про отмену педагогики. С другой стороны, если мы вдруг доживем до такой "матрицы", то мне трудно представить реальность этого мира и как изменится подход к обучению и вообще к жизни.

Как насчет планирования карьеры и профессиональной специализации, если голову каждому 20-летнему выпускнику ВУЗа "загрузили" все кейса Гарвардской бизнес-школы?

Или каждый знает 10 языков и готовить как лучший шеф-повар??? Это точно будет другой мир. Я например открою ресторан с 3 мишленовскими звездами :) Хотя тогда боюсь они утратят свое значение...

Alexandr комментирует...

Да, действительно, с такими темпами спонсирования исследований и прогресса в области биоIT скоро наступят времена когда словосочетания типа "промывка мозгов" будут носить прямой смысл. Высказывания г-на Бжезинского по сравнению с реальностью покажутся нам детским лепетом.