вторник, декабря 12, 2006

Структура электронного учебника

В методическом плане электронные учебники существенно отличаются от учебников, предназначенных для сопровождения очного процесса. Еще в 1912 г. Эдвард Ли Торндайк мечтал: "Если бы при помощи хитроумных механических устройств можно было построить книгу так, чтобы вторая ее страница стала видимой лишь тому, кто выполнил предписание ее первой страницы, и т.д., то многое из того, что в настоящее время требует личных указаний преподавателя, могло бы быть переложено на плечи типографии". Сейчас технологии находятся уже на таком уровне, что, пожалуй, превышают степень готовности преподавателей воспользоваться ими в полной мере. Тем не менее, смещение от начитывания лекций к управлению познавательным процессом наметилось явным образом. Учебник как средство, ориентированное на самостоятельное изучение материала сотрудником, должен содержать не только учебный материал, но и предвидеть возникающие в процессе усвоения материала затруднения, уметь диагностировать их возникновение и проводить своевременную коррекцию. Далее будет описан один из вариантов структуры электронного учебника, который предполагает высокий удельный вес заданий для тренинга и самоконтроля.

Курс состоит из нескольких (от 5 до 10 в зависимости от обширности темы курса) глав, каждая из которых посвящена отдельной подтеме, являющейся составной частью общей темы курса.
Каждая глава обязательно содержит три раздела:
1. Лекции.
2. Практикум.
3. Тесты для самопроверки.

Лекции - материал теоретического характера - как надо делать. При подаче лекционного материала возможно использовать приемы, стимулирующие мыслительную активность (восстановить схему, вставить пропущенные слова в тексте, выбрать заголовок для описываемой техники и др.).

Практикумы - материал, дополняющий теоретический раздел знаниями лежащими в области практического приложения к тем или иным ситуациям.
Также практикумы это процедуры, позволяющие попробовать себя в применении знаний, протестировать свой уже имеющийся ресурс, посмотреть примеры того, как этот материал использовался другими. Здесь рассматриваются также исключительные случаи – особо удачные или завальные или казуистические.

Тесты для самопроверки. Контроль усвоения материала по теоретическому и практическому разделам.



ЛЕКЦИИ

Средства, которые могут быть использованы авторами для активизации усвоения теоретического материала:

1. Изложение целей. Для подготовки к восприятию материала предварять его изложением целей.
2. От конкретного к абстрактному. Предъявление материала начинать с краткого рассказа из практики, мотивирующего на усвоение.
3. Целостное видение. Положения и принципы, о которых идет речь, изначально предъявлять в резюмирующем стиле, потом переходить к подробному изложению.
4. Практическая направленность. На протяжении изложения теоретической части приводить дополнительные примеры, иллюстрации, демонстрации и любопытные сведения.
5. Активизация интеллекта. На основании предъявленного теоретического материала предлагать задания, выполнение которых:
- закрепляет усвоение информации,
- устанавливает взаимосвязи учебных вопросов между собой,
- устанавливает взаимосвязи между учебными вопросами и опытом обучающегося на междисциплинарном уровне.
6. Резюмирование. Кратко повторять изложенные ранее основные положения и принципы.



ПРАКТИКУМЫ

Некоторые примеры вариантов отработки материала:

1. Видеопрактикум. Тип 1. Демонстрация
Например, этот фрагмент из видеофильма "Мой кузен Винни" в курсе "Умение строить отношения с ключевыми фигурами" сопровождает материал по фильтрам общения.

2. Видеопрактикум. Тип 2. Якорь
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 1, Практикум 1. "Сколько Вы видите".

3. Видеопрактикум. Типа 3. Кейс

Вариант 1
• Видеофрагмент иллюстрирующий использование теоретической информации.
• Комментарий к видеофрагменту.
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 4, Практикум 1. Практикум построен на фрагменте видеофильма "Крестный отец". Комментарий: По опыту наших авторов, несмотря на кажущуюся простоту, сделать качественный практикум такого типа – непростая задача. Подготовительная работа обычно заключается в использовании видеофрагмента-кандидата в нескольких тренингах в формате кейса для обсуждения, что дает понимание, в каком ключе комментировать фрагмент, чтобы он хорошо воспринимался обучающимися.

Вариант 2.
• Предъявляются видеофрагменты – проблемные ситуации.
• Необходимо выбрать варианты ответов.
• К выбранному варианту предъявляется комментарий.
• Анализ результатов.
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 4, Практикум 3. "Первое впечатление". Комментарий: Обратите внимание на использование в практикуме "Первое впечатление" идеи бонуса. Обучающийся получает первый бонус, только если хорошо выполнит упражнение. И только тот, кто выполнит упражнение на отлично, получает оба бонуса. Также прошу обратить внимание, что обучающийся имеет возможность сам для себя выбрать цель первого контакта.

4. Диагностический тест
Предназначен выявить сильные и слабые стороны. Целью является дать обучающемуся представление об актуальном для него направлении развития ресурса.
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 6, Практикум 2. "Стили переговоров".

5. Тесты типа один из многих, многие из многих, перетаскивание элементов и др.
• В разделе "Практикум" задания такого рода используются для диагностики усвоения информации, контроля понимания взаимосвязи смысловых элементов.
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 1, Практикум 4. "Что такое решить ситуацию".

6. Восстановить текст, перетаскивая элементы мышкой
• Идея заимствована из бихевиористской теории обучения. Поскольку тогда не существовало компьютеров, в пособиях Торндайка-Скиннера обучающиеся должны были заполнять пропуски в тексте от руки, а затем смотреть предварительно закрытые верные ответы на полях.

7. Восстановить формулу
• Из набора математических знаков, “перетаскивая” их мышкой, обучающийся восстанавливает расчетную формулу.

8. Поэтапное нахождение оптимального решения
• Инструктирование на формирование решения.
• Пошаговая корректировка в соответствии с дополнительно получаемой информацией.
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 3, Практикум 2. "Ваши цели в переговорах".

Варианты отработки не ограничиваются приведенными выше типами практикумов. В идеале, автор должен иметь возможность заказывать программисту то, что ему необходимо для отработки материала, не будучи скован рамками технологии, также как его ничто не сковывает во время проведения тренинга.
Вот, для примера, еще несколько вариантов, не вписывающихся в перечисленные выше схемы:

9. Использование аудиозаписи
• Вводная информация.
• Воспроизведение аудиозаписи.
• Впечатывание пользователем услышанного.
• Предъявление текста аудиозаписи для сравнения.
Такой практикум использован в курсе "Практический менеджмент", чтобы дать обучающемуся на собственном опыте понять насколько сильно искажается информация при передаче "из уст в уста" и выявить феномены искажения.

10. С включенным таймером
Например, в курсе "Стресс - менеджмент: профилактика профессионального сгорания" есть задание "60-секундный тест на стресс", который позволяет определить подвержен ли сотрудник симптому "болезненной спешки". Сотрудник должен нажать на кнопку, что бы запустить невидимый таймер и, не глядя на часы и не отсчитывая в уме секунд, остановить таймер через 60 секунд. В зависимости от величины отклонения сотрудник получает интерпретацию.

11. Нарисуйте это
Использование "рисования".
См., например, Курс "Мастер переговоров" (открыть), Глава 1, Практикум 5. "Точки и линии".

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

• Имеют целью установить уровень усвоения обучающимися материала курса.

• Формулируются простым языком, понятным испытуемым.

• Содержат необходимый уровень детализации задания: а) с одной стороны не содержат вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции, без специальных знаний, полученных при прохождении курса; б) с другой стороны не содержат мелких деталей и частностей.

2 комментария:

Алексей Корольков комментирует...

Андрей,
я безусловно соглашусь с тем, что в любом курсе должны быть разделы содержащие теорию, практикум и тесты (и чем больше практикума тем лучше). Но в реальности для некоторых задач не всегда во всех разделах могут быть в полной мере представлены все элементы.

Рассмотрим например структуру учебного курса по страховому продукту:
Глава 1 - описание продукта
Глава 2 - расчеты
Глава 3 - документация

Очевидно, что лекционная часть будет присутствовать во всез 3 главах. Будет ли применим практикум для главы 1? Сомневаюсь, там нет навыков, котрые нужно тренировать.

Для расчетов практикум является основной частью, собственно итоговый тест может быть здесь чистой формальностью - если человек посчитал все формулы правильно и дошел до конца - значит он усвоил все что нужно.

Для документации - сделать практикум можно (и даже нужно), но отработать в электронном виде заполнение страхового полиса крайне трудно (хотя отдельные элементы безусловно возможны). Поэтому основным разделом (помимо теории) станет итоговый тест (например, на выявление ошибок в заполненных документах).

Андрей Балыков комментирует...

Алексей, полностью с Вами согласен.
Разумеется, важен гибкий подход, учитывающий особенности учебного материала.