Websoft

вторник, октября 31, 2006

Длительность электронных курсов

Достаточно часто мне приходится сталкиваться с вопросом: "какова длительность электронного курса?". При этом речь может идти как о фактической длительности (предполагаемом времени изучения) курса так и об идеальной длительности планируемого курса - т.е. о том какой она должна быть (и соответственно как построить курс), чтобы изучение курса было наиболее эффективным.

Для определения длительности уже сделанного курса как мне кажется используют несколько способов:
- анализ среднего времени изучения курса - этот способ требует пилотных испытаний курса на достаточно большой выборке обучаемых (не меньше 50 человеко-курсов) под управлением СДО, которая умеет считать время работы с курсом, при условии что сам курс корректно считает это время и передает его в СДО по SСORM или AICC (причем именно время работы с материалами курса, а не разницу между временем активации курса и временем его завершения)

- аналогия с аудиторным курсом - есть аналогичный по содержанию очный курс, который можно изучить за X часов, следовательно за такое же время можно изучить электронный аналог - что не совсем корректно из-за разницы в методах обучения и изложения материала

- метод "пальцем в небо" - экспертная оценка длительности создателями курса (по моему наиболее распространенный на практике)

На мой взгляд самым лучшим способом является оценка по среднему времени, но с некоторой поправкой. Как известно скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Предлагается ориентироваться на скорость всех, кроме самых медленных верблюдов и взять за рекомендуемое время изучения такой период в течение которого курс успешно завершают (на основе пилотных испытаний) не менее 75% учащихся (% на ваше усмотрение, но 75% кажутся мне разумным допущением). Тем самым мы получим рекомендуемое ЧИСТОЕ время на изучение курса, например 4.5 часа. При этом нужно иметь в виду, что сотрудник может учиться в день не более чем определенное время, например, 1 час и не каждый день, например 3 дня в неделю. Соответственно на изучение такого курса нужно отвести 1.5 недели РЕАЛЬНОГО времени (т.к. за неделю сотрудник может изучить 3 часа учебного материала)

При этом стоит отметить, что все сказанное выше относится исключительно к материалам для самостоятельного изучения. Если речь идет о курсах в которых присутствуют события реального времени с тьютором и группой (видеоконференции, чаты, контрольные работы и т.п.), то методы должны быть другими.

Следующим вопросом, который возникает после того, как мы определили фактическую длительность курса, является вопрос: "Хорошо ли, что для изучения нашего курса нужно N дней или часов?". Одна из теорий педагогического дизайна, появившихся в последнее время, говорит о том, что для наиболее эффективного обучения на рабочем месте длительность электронного курса должна составлять 15 минут (и уж точно не превышать 30 минут). Появился даже термин - "15-minutes learning" (обучение за 15 минут).

Вот одна из статей на эту тему (автор статьи правда приходит к выводу что работа по созданию 15-минутных курсов совершенно неинтересна разработчикам курсов)

Наиболее радикальные "гуру" говорят о переходе к e-learning 2.0 и 1-минутному обучению :) - взято отсюда. См. характеристики e-learning 2.0 на картинке:


С другой стороны 15-минутные курсы работают не всегда. Об этом здесь

Если взглянуть на реальную ситуацию то получается, что в настоящий момент компании (на западе) как правило разрабатывают курсы с предполагаемым ЧИСТЫМ временем изучения в районе 1-2 часов и РЕАЛЬНЫМ временем заверщения в пределеах 2 дней. Примеры статистики здесь:
пример 1
пример 2

Наш российский опыт подтверждает эти цифры. Например, средняя величина ЧИСТОГО времени изучения курса (по результатам завершения около 110.000 человеко-курсов) в крупной российской страховой компании составляет 2.13 часа.

Для справки - таблица со средней и максимально длительностью (в часах) "коробочных" курсов, предлагаемых на российском рынке (построена на основе данных с сайтов компаний для 10 случайно выбранных курсов):

Читать дальше......

воскресенье, октября 29, 2006

Blended learning - практические советы

На сайте distance-learning.ru размещен перевод статьи "Модели смешанного обучения". Статья достаточно "древняя", но она все равно может быть полезна тем, кто задумывается о том как совместить e-learning с другими формами обучения.

Статья переведена с одного из лучших на мой взгляд англоязычных сайтов про электронное обучение - LearningCircuits

Читать дальше......

суббота, октября 28, 2006

Синхронное обучение

В России, по моему опыту, компании крайне редко используют для дистанционного обучения технологии общения между обучаемым и преподавателем в режиме реального времени (синхронное общение), т.е. аудио и видеоконференции, чаты, совместное использование приложений, виртуальный класс и т.п. Основное ограничение это конечно качество каналов связи, но также отсутствие опыта и специалистов, умеющих учить глядя в видеокамеру, а не в лицо студентам. Я участвовать в дистанционном семинаре в качестве тренера один раз - на самом деле очень тяжело без обратной связи - совершенно не понятно как на тебя реагирует аудитория... При этом готовые технологии (софт) для синхронного общения есть, но не сильно востребованы.

Поскольку мы как всегда отстаем от Запада по технологиям лет на 5-10 (у них пик покупки LMS пришелся на 90 годы, у нас - только начинается), то значит через несколько лет у нас будет то что у них сейчас.

Я нашел исследование по состоянию технологий синхронного общения.
Некоторые результаты:

1. Участвовали ли Вы в прошедшем году в e-learning мероприятиях с использованием технологий общения в реальном времени:


2. Какие возможности приложений для общения в реальном времени наиболее важны:


Полный текст исследования

Читать дальше......

четверг, октября 26, 2006

Виртуальные персонажи в электронных курсах






Можно ли эффективно использовать виртуального персонажа (обучающего агента) в электронном курсе? Помогает ли он в реальном обучении? Как скоро обучаемым надоест смотреть на то, как он прыгает и скачет?

Мы сейчас реализуем два корпоративных проекта, в которых разрабатываем и используем в электронных курсах такого персонажа (learning agent) - я обязательно напишу о результах.

А вот в компании Canon вроде бы это работает


Читать дальше......

среда, октября 25, 2006

Любовь к тренеру с первого взгляда :)

Американские исследователи (Nalini Ambady and Robert Rosenthal), провели исследование, целю которого было определить, сколько времени студентам требуется, чтобы с большой точностью определить способности преподавателя к эффективному преподаванию. Полученные результаты показались мне совершенно удивительными!

Как проводился эксперимент: исследователи сняли на видео 13 преподавателей. Для каждого преподавателя подготовили по три 10-секундных ролика на которых (без звука!!) на которых была заснята работа преподавателя в классе. Эти ролики перемешали случайным образом и дали просмотреть студентам.

Затем на основе этих данных студентов попросили оценить преподавателя по 9-балльной шкале по нескольким критериям, таким как "attentive," "confident," или "supportive" (всего по 15 шкалам). В конце семестра студентов попросили еще раз оценить тех же по этой же шкале на основе целого семестра обучения.

Что удивительно, по 9 из 15 критериев положительная корреляция между оценками по итогам 30-секунд знакомства и целого семестра работы составила более 0.5 (по одной из шкал даже 0.84). Т.е. оценка первых 30 секунд знакомства с тренером с очень большой вероятностью предсказывает его итоговую оценку пот результатам всего курса обучения! Практически любовь с первого взгляда :)

Подробнее об этом читать здесь


Читать дальше......

вторник, октября 24, 2006

С чем интегрировать СДО?

Как правило при внедрении СДО в компании приходится обеспечивать интеграцию с системой кадрового учета или соответствующим модулем ERP системы. Цель такой интеграции понятна - обеспечить загрузку данных о потенциальных пользователях системы (сотрудниках компании) и регулярно ее обновлять. Более подробно о нашем опыте интеграции расскажу позже. Сегодня о том, с какими системами приходится состыковывать систему.

Существует убеждение, что крупные компании (не менее 1000 сотрудников) как правило использую промышленные "коробочные" системы учета персонала. Недавно я решил проанализировать нашу клиентскую базу на предмет анализа используемых систем учета персонала. Выяснилось (хотя у меня уже давно было такое ощущение, которое теперь оказалось подкреплено реальными цифрами), что почти в половине случаев комании используют "самописный" софт, разработанный собственным ИТ-департаментом (43%). Остальные используют "коробочные" системы, которые распределены достаточно равномерно без явного лидера.

Вот такая получилась картинка (по 60 компаниям):


При этом у меня есть ощущение, что тенденцией ближайших 2-3 лет будет существенное сокращение доли собственных разработок по учету персонала, с увеличением доли западных продуктов (HR модулей ERP систем)

Читать дальше......

понедельник, октября 23, 2006

Виртуальный кампус (вторая жизнь Thompson NetG)

Вчера я случайно обнаружил на YouTube видео, описывающее технологию построения виртуального кампуса Thompson NetG на основе игрового движка Second Life.

Сама идея крайне забавная - создать виртуальный учебный центр по которому можно ходить, открывать двери, смотреть как говорит виртуальный преподаватель и т.п. Другой вопрос в том, как скоро пользователь надоест тратить время на движение по виртуальному миру в ущерб собственно знакомству с учебными материалами?



Получается, что для того, чтобы посмотреть материалы электронного курса нужно вместо того, чтобы щелкнуть на курс в списке на странице учебного портала нужно:
1. как в настоящей игре управляя стрелочками дойти до домика, изображающего библиотеку курсов
2. войти в него
3. дойти до вывешенного на виртуальной стене списка курсов
4. выбрать курс из списка

Далее как в обычной LMS смотреть курс ;) Возможно такая парадигма интереснее для режима общения, а не самостоятельного обучения.

Кино про всю эту красоту смотреть здесь

Читать дальше......

Лучшие e-learning блоги

Умные люди, ведущие корпоративный блог компании Articulate, собрали коллекцию из 19 лучших блогов, посвященных дистанционному обучению. К сожалению все они на английском, но некоторые из них местами черезвычайно любопытны.

Список смотреть здесь

Читать дальше......

воскресенье, октября 22, 2006

Электронные курсы про электронные курсы :)

По многочисленным просьбам пользователей, мы наконец расширили список бесплатных электронных курсов по нашим продуктам.

Теперь на сайте в открытом доступе выложен электронный курс по основам разработки электронных курсов с помощью CourseLab. Сделан о разумеется на самом CourseLab :)

Посмотреть имеющиеся в наличии учебные курсы можно здесь:
на сайте courselab.ru

Читать дальше......

Learning Molecules - еще один подход к оценке затрат на разработку курса

При разработке электронного учебного курса часто возникает вопрос: какие приемы педагогического дизайна использовать и как оценить сложность (и как следствие стоимость и сроки разработки) курса в зависимости от набора этих приемов.



Любопытный вариант оценки придуман в университете Cornell - технология Learning Molecules. Основная идея - каждый модуль (topic) курса - "молекула" курса строится из 5 атомов (компонентов), где:
S (scenario) - сценарий курса
R (resource) - информационные ресурсы курса
C (collaboration) - взаимодействие между обучаемыми и преподавателеями
E (evaluation tools) - способы оценки обучаемых
U (utilities) - инструменты, помогающие осваивать материалы курса



На месте кажого атома может быть элемент из их "периодической системы" (на картинке). У каждого элемента есть "вес" на основе которого считаются сроки и затраты разработку модуля.

Некоторые подробности о подходе можно прочитать:
1) на сайте learningcircuits
2) на сайте ecornell.com

Читать дальше......

суббота, октября 21, 2006

Игровые технологии в обучении

На сайте distance-learning.ru размещена новая статья Владимира Наумова про игровые технологии в обучении персонала. Владимир - контент-писатель, тренер-консультант, сотрудничающий с компанией Amedium.

Хотя в каком-то смысле мы конкуренты, но почитать крайне любопытно и познавательно. Рекомендую:
Ссылка на статью Владимира Наумова

Читать дальше......

Одним доктором больше

Вчера я разговаривал с Виктором Мордвиновым - руководителем группы дистанционного обучения компании Спортмастер. Оказалось, что параллельно с текущей работой в компании Виктор только что защитил докторскую диссертацию по тематике дистанционного обучения.

У меня не так много знакомых докторов наук, а уж в области ДО точно ни одного. Особенно приятно, что технологической основой для подготовки работы выступали наши системы (WebTutor, CourseLab).

Виктор - поздравляем, желаем всяческих успехов!!

PS
Интервью с Виктором Мордвиновым и Ириной Тихоновой по результатам внедрения СДО в компании

Читать дальше......