Websoft

четверг, ноября 30, 2006

Внешний вид электронных курсов

На сайте distance-learning.ru опубликован перевод статьи "Простота использования (юзабилити) веб-курсов", содержащей элементарные рекомендации по разработке интерфейсов учебных курсов.

Теме юзабилити т.е. в том числе влиянию интерфейса электронного учебного курса и системы дистанционного обучения в целом на эффективность обучения посвящено достаточно большое количество материалов. Приемы оформения учебным материалов (instructional design) - тема еще более широкая. Думаю обе эти темы заслуживают отдельного разговора.

Для того, чтобы чтение статьи не было голой теорией, я решил собрать в одном месте несколько примеров шаблонов оформления электронных курсов. Можно задуматься, насколько эти шаблоны соответутсвуют рекомендациям статьи и вашим вкусам :) Возможно собранные в одном месте картинки будут полезны при проектировании своих шаблонов:

1. Шаблоны курсов западных разработчиков:
SkillSoft
NetG

2. Шаблоны стандартных редакторов
2.1. Lectora: 1 2 3 4 5 6

2.2. Toolbook: 1 2 3 4 5

2.3. WebSoft CourseLab: 1 2 3 4

3. Шаблоны курсов, разработанных нами для некоторых заказчиков (реализованы в CourseLab)
Росгосстрах
Райффайзен Банк
Внешторгбанк
Уралсиб
Росно

Читать дальше......

среда, ноября 29, 2006

Стандарты в электронном обучении. Часть 2. AICC.

AICC


Первые документы комитета AICC (Aviation Industry CBT Committee, где CBT, в свою очередь, означает Computer Based Training), касающиеся электронного образования появились когда всемирная паутина еще не окутала мир так, как сейчас. Как следствие, первая версия этого стандарта, вышедшая в 1993 году, не учитывала Web-взаимодействие совсем. Фактически, этот документ (многократно пересмотренный и постоянно дополняемый) до сих пор остается основой стандарта (его текущая версия: CMI001
CMI Guidelines for Interoperability
).


Однако, ныне, когда говорят "стандарт AICC", обычно имеют ввиду главным образом соответствие документу AGR 010 - WEB-BASED COMPUTER-MANAGED INSTRUCTION, вышедшему в 1998 году и описывающему так называемый Appendix A (HTTP-Based CMI Protocol) к исходному документу. В документе впервые формализовался способ обмена данными между учебными материалами и системой управления обучением через прямые HTTP-посылки (HACP - HTTP AICC/CMI Protocol). Тогда же были модифицированы (с учетом web) правила создания мета-данных и упаковки создаваемых учебных материалов.


Годом спустя (1999) выходит Appendix B (API-Based CMI Communication), определившийеще один способ обмена данными между учебными материалами и СДО - посредством вызова учебным модулем функций JavaScript специального интерфейса (API), предоставляемого системой обучения. Такое "общение через посредника" позволяло разработчику учебных материалов не использовать прямые HTTP-посылки (что требует дополнительных знаний), ограничившись простыми вызовами JavaScript-функций (а знание JavaScript - неотъемлемое качество web-разработчика). Однако, на практике Appendix B учитывается далеко не всеми СДО. Подозреваю, что по простой причине - описанный способ обмена данными де факто используется всеми вариантами стандарта SCORM - стало быть, зачем умножать сущности...


Стандарт AICC, хоть он и самый "старый" на рынке электронного обучения, по-прежнему остается весьма актуальным, так как поддерживается многочисленными СДО. К тому же он не стоит на месте. Современная активность комитета AICC в области электронного обучения касается стандартизации обмена учебными материалами между средствами создания учебных материалов (authoring tools) и системами управления обучением (PENS - Package Exchange Notification Services, см. документ AGR-011 CBT Package Exchange Notification). Принятие этой части стандарта на вооружение позволит автоматизировать процессы загрузки и, соответственно, избежать многочисленных ручных операций по импорту электронных курсов в систему.


Читать дальше......

вторник, ноября 28, 2006

Распространенность мультимедийных технологий

Недавно мне пришлось столкнуться с ситуацией в которой одному из наших клиентов пришлось установить на ВСЕ компьютеры в компании дополнительный софт (plugin для Internet Explorer) для того, чтобы заработал разработанный под заказ (к счастью не нами) электронный курс. Пожелав клиенту удачи в это нелегком деле ;) я задался вопросом - насколько распространены те или иные проирыватели мультимедийных форматов (Flash, Java, Media Player)? На что стоит ориентироваться разработчикам электронных учебных курсов?

К сожалению статистики по корпоративным сетям найти не удается (по понятным причинам - закрытость корпоративных сетей!). Как ни странно, не менее трудно оказалось найти статистику по компьютерам, подключенным к Интернет. Фактически единственным источником информации оказался сайт компании Adobe (см. картинку ниже). По его данным Flash установлен на 96% компьютеров - думаю это слишком оптимистичная цифра, я скорее склонен доверять оценкам некоторых других сайтов, оценивающих долю Flash как 85-90%. Цифры по Java тоже впечатляют - я был уверен, что они существенно ниже.

Читать дальше......

понедельник, ноября 27, 2006

Во вторник (28 ноября) выставка "ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРПОРАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ"

Завтра, 28 ноября (вторник) состоится выставка "ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРПОРАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ". Выставка пройдет в "Шератон Палас Отель", ул. 1-я Тверская-Ямская, 19 (м. Белорусская) с 11 до 15-00.

Подробнее о выставке здесь

К сожалению программа выступлений достаточно "куцая", поэтому это мероприятие скорее для новичков, чем для компаний, имеющих реальный опыт работы. Если кто-то будет на этом мероприяти - подходите к нашему стенду - мы всегда будем рады вас видеть!

Читать дальше......

воскресенье, ноября 26, 2006

Виртуальная реальность и корпоративное обучение

Не проходит дня, чтобы в новостях не промелькнула информация об использовании технологий виртуальной реальности на базе игровых технологий для целей корпоративного обучения и коммуникаций.

IBM, Dell, Sun Microsystems и другие монстры ИТ-бизнеса как будто соревнуются между собой запуская многомилионные проекты, покупая виртуальные "острова" и "страны" и т.п.

Почитав многочисленные статьи и материалы, я постарался выделить из этого "информационного шума" возможные общие направления использования этих технологий и немного их обощить. Итак, новые технологии могут использоваться:

1) Для общения между людьми (в том числе обучаемыми и преподавателями) в режиме реального времени в некоторой "виртуальной" реальности

Способ реализации: Многопользовательская компьютерная игра, с механизмом 3D (трехмерной реальности), например Second Life. В этой игре компания может купить себе некоторое виртуальное пространство ("остров") и настроить на нем (нарисовать, запрограммировать) 3D имитацию своего куска виртуального мира. Каждый пользователь должен установить у себя на компьютере программу Second Life (а также открыть множество портов, договорившись со своим системным администратором - нетривиальная скажу вам задачка). Затем после входа в игру он вводит координаты "острова" или любой другой известной ему точки "мира" игры и оказывается в ней. У каждого игрока есть "аватар" - то как он выглядит для окружающих в виртуальном мире (можно нарисовать себя двухголовым орлом или 2-х метровым голубоглазым блондином - в зависимости от ваших комплексов и тайных желаний ;)

Как использовать: например, настроить на своем "острове" некоторый виртуальный ландшафт. Например, 3D имитацию завода про производству автомобилей или Тайного Города в Пекине (как это сделала IBM в своем китайском офисе, запустив туда аватара своего генерального директора). По виртуальному заводу преподаватель может водить "экскурсию" объясняя как работает производство, а любимый генеральный директор на фоне исторического ландшафта говорит о маркетинговых планах.


На картинке аватар CEO IBM в виртуальной реальности (читать здесь).
Настоящее лицо:

IBM даже провел виртуальную втречу со своими бывшими сотрудниками (компания старается поддерживать с ними отношения в рамках проекта Greater IBM). См. кино про то как это происходило. Выглядит все это странно, но возможно в реальности это интереснее:



Для целого ряда направлений обучения это может быть даже очень наглядно - представьте себе, что вы стоите на поверхности спутника Юпитера со своим преподавателем астрономии и смотрите как меняется поверхность планеты по мере удаления от солнца. А если вам при этом еще и 12 лет!!

На самом деле этот инструмент похож на "виртуальный класс", только класс этот может находиться на планете Солнечной системы или в Марианской впадине...

2) Для создания обучающих фильмов и курсов

Способ реализации: мы все хотя бы раз в жизни играли в компьютерные игры. Если мы умеем это делать, то нам не составляет труда застрелить всех монстров, построить город, развить циилизацию и т.п. Можем ли мы записать в виде фильма наши действия в игре? Конечно это технически не сложно - в результате мы получим фильм, показывающий как мы убиваем монстров. Представьте, что у нас есть игра, в которой мы должны общаться с клиентами, коллегами, работать с машинами и т.п. Что получится если мы запишем на видео нашу успешную игровую стратегию - учебный видео фильм. Эта простая идея - щаписать ход игры на видео и породило то, что называется Machinima. Правда на практике использовать ее для корпоративного e-learning только начинают, но говорят уже много.

Как использовать: в некоторой игре (возьмем тот же Second Life), в созданной нами виртуальной реальности реализуем некоторое игровое взаимодейтсвие, например, разыграем общение продавца и клиента. Запишем это как видео и покажем обучаемому с соответствующими комментариями.
Несколько примеров Machinima:
- Путешествие по солнечной системе
- Обучающий фильм "Как вести себя в мужском туалете" - местами пошловато, но забавно
- плаваем на яхте

На мой взгляд эти технологии пока являются очень "сырыми" и даже не являются технологиями вовсе - это скорее идеи, имеющие большой потенциал, но не нашедшие пока реального приложения в бизнесе. Но, может быть лет через 5 именно они и станут главными в электронном обучении...

Читать дальше......

среда, ноября 22, 2006

Как электронное обучение может увеличить возврат от инвестиций в тренинги

На сайте distance-learning.ru опубликован перевод статьи "Как электронное обучение может увеличить возврат от инвестиций в тренинги".

Это конечно не пособие по точному расчету ROI, но содержит достаточно много полезной информации. Я думаю мы еще не раз будем возвращаться к теме оценки окупаемости проекта по внедрению дистанционного обучения...

Читать дальше......

Обучающее видео от CISCO - e-learning может быть забавным

Компания CISCO известна свой приверженностью электронному обучению, а также использованию обучающих видео фильмов. Их учебное видео несколько отличается от того, что мы привыкли видеть в России (по крайне мере от того, что видел я): во-первых эти ролики короткие (т.е. сотрудник может потратить 5-10 минут посмотрев их на рабочем месте за чашкой кофе, не отрываясь от работы надолго), во-вторых эти ролики еще и смешные.

Чтобы посмотреть пример ролика (требуется Macromedia Flash) нажмите на картинку (мне кажется, что даже если Вы не понимаете разговорный английский, кино покажется Вам забавным):

Читать дальше......

вторник, ноября 21, 2006

Стандарты в электронном обучении. Часть 1.

Электронное обучение, как отрасль, родилось в США, где и по сей день продолжает расти, умнеть и хорошеть на зависть всему остальному миру. Потихоньку, впрочем, по оному миру расползаясь. Появление в России сего заморского чуда хоть и заставило себя подождать добрый десяток лет, однако ж - нет худа без добра - по крайней мере, некоторыми детскими болезнями e-learning'а мы можем уже не болеть. Таковой детской болезнью, в частности, является выдумывание своих собственных форматов электронных курсов и способов их взаимодействия с системами управления обучением (СДО*). Не надо открывать Америку. Она уже открыта.


Однако, некоторая неприятность состоит в том, что за океаном принято говорить (и, что еще хуже, писать документы) на американском** языке. А техническая документация на английском, это... как бы помягче... вот буде вам доводилось читать научные статьи, то поверьте - чтение этих статей в сравнении с чтением спецификаций стандартов подобно чтению произведений Джерома К. Джерома или Конан-Дойля в сравнении с учебником по делопроизводству. Поэтому неудивительно, что многочисленные и многосотстраничные документы по стандартам в электронном обучении осилили в России далеко не все причастные к электронному обучению. Как это теперь принято писать в Интернете, "многа букав, ни асилил" :)


Впрочем, если вы не разработчик программного обеспечения, то и читать эти талмуды о стандартах в электронном обучении целиком вам совершенно ни к чему. То, что нужно знать покупателю системы управления обучением или электронных курсов совершенно не равно тому, что нужно знать администратору СДО, а то, что нужно знать разработчику курсов и систем наверняка окажется избыточным для администраторов СДО.


Начнем с простого - с того, что нужно знать всем.


1. Что именно стандартизуют стандарты?


Как правило, все стандарты формализуют три главных области:


Content Packaging (т.е. способы "упаковки" файловых ресурсов курса). Определяет способ переноса файлов электронного курса от разработчика в систему управления обучением. Суть этой части - стандартизовать способ "сборки" всех материалов учебного курса (текстовых документов, картинок, звуковых файлов и т.д. - всего того, что было применено автором в курсе) в такие пакеты, которые могла бы "понять" и правильно загрузить все нужные файлы в свое "хранилище курсов" любая СДО, поддерживающая стандарт.


Meta-data. Под этим красивым именем скрывается описание:


  • структуры электронного курса (т.е. иерархии глав, модулей и т.п.),

  • параметров электронного курса (например, URL для запуска модулей курса, язык, на котором написан курс, разрешенное время прохождения, максимальное количество баллов, проходной балл и т.п.)

  • различные вспомогательные материалы, сопровождающие курс (например, краткие текстовые описания глав курса).


Таким образом, эта часть стандарта определяет способы описания разработчиком курса структуры и параметров электронного курса так, чтобы любая поддерживающая стандарт СДО смогла создать в себе документы, отражающие эту структуру (например, создать карту курса, карточки глав курса, расположить их в соответствии с заданной иерархией) и наполнить эти документы уже известными параметрами.


Заметьте, что, в отличие от стандарта Content Packaging, оперирующего с ресурсами на файловом уровне "не глядя" на иерархию курса - там это просто файлы и папки, разложенные определенным образом, этот раздел определяет структуру курса в более "человеческом" виде - как главы, модули, тесты и т.п. Причем иерархия курса совершенно необязательно должна совпадать с иерархией папок и файлов.


Communication Interface (способ связи между курсом и СДО) - определяет каким именно способом происходит обмен служебной информацией по прохождению курса между учебным модулем и СДО (параметры запуска, текущий статус завершения, количество набранных баллов и т.п. - то, что на техническом языке называется трекинг-данные).


Итак, еще раз кратко: стандартизуются способ упаковки файлов курса, способ описания структуры и параметров курса и способ связи курса и СДО.


* Для автора этих строк до сих пор является загадкой почему в России вместо совершенно правильного по сути точного перевода содержимого заморской аббревиатуры LMS (Learning Management System - Система Управления Обучением) используется сочетание СДО (Система Дистанционного Обучения). Во-первых, дистанционное обучение - всего лишь частный случай, одна из форм электронного обучения, во-вторых, в русском названии полностью утеряно, казалось бы, главное - именно управление обучением является главной задачей таких систем. Вероятно, кому-то сильно не понравилась аббревиатура СУО?


** Не воспринимайте серьезно. Автор - всего лишь приверженец British English :)


Продолжение следует...

Читать дальше......

понедельник, ноября 20, 2006

Книги про e-learning

Неожиданно для себя я обнаружил, что на русском языке издано несколько книг, посвященных электронному и дистанционному обучению.

Книга №1
Авторы: Уильям Хортон, Кэтрин Хортон
Электронное обучение: инструменты и технологии - судя по содержанию - может быть достаточно интересно для новичков


Книга №2
Авторы: Меллинг М., ред.
Электронное обучение: рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб: Перевод с английского - скорее всего не совсем про корпоративное обучение


Книга №3
Авторы: Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В.
Дистанционное обучение и его развитие: обобщение методологии и практики использования


Книга №4
Авторы: Полат Е.С., ред.
Теория и практика дистанционного обучения
а также от того же автора: Педагогические технологии дистанционного обучения - автор явно плодовит :)


Книга №5
Авторы: Ибрагимов И.М.
Информационные технологии и средства дистанционного обучения


Книга №6
Дистанционное обучение в современном мире - выпущено в серии "Социально-экономические проблемы стран Запада" - всего за 56 рублей можно узнать какие проблемы создает на западе e-learning :)


PS
BONUS: для тех кто читает по английски могу предложить бесплатно скачать себе (в формате PDF) неплохую книгу про управлению e-learning проектом (Plan To Learn) - скачивать здесь

Читать дальше......

воскресенье, ноября 19, 2006

О практической реализации игровых методов самообучения

То, что активные формы обучения значительно повышают эффективность учебного процесса известно давно, и никто в этом не сомневается. По этому поводу есть подробные публикации с описанием, как самих методов, так и особенностей их применения к разной аудитории обучающихся – от школьного обучения, до корпоративных тренингов.

В ходе ряда исследований установлено, что восприятие учебного материала и его запоминание обучающимися существенно зависят от степени их участия в процессе обучения:

10% от прочитанного (например, – учебника, или руководства)
20% от услышанного (например, – лекции)
30% от увиденного (например, – учебного видеофильма)
50% от услышанного и увиденного (например, – опыты на лекции)
70% от того, что сам сказал (например, – при проведении дискуссий)
90% от того, что сам сделал (например, – при выполнении лабораторных работ)

Возможно, что кто-то захочет уточнить или поправить приведенные выше данные количественно, но едва найдутся желающие опровергнуть эту закономерность качественно – любой преподаватель со стажем подтвердит эту тенденцию.

Изложенное выше относиться к традиционному (очному) обучению, проводимому под руководством преподавателя (учителя, тренера). А как обстоит дело с компьютерным САМОобучением, которое в настоящее время является самым массовым методом дистанционного обучения? Какие методы реально (практически) используются, и какие еще только ждут своего внедрения?

Предметом настоящего обсуждения является практическая реализуемость активных (игровых) форм компьютерного самообучения. Сознательно концентрируя внимание именно на самообучении, из рассмотрения исключаются такие интересные формы активного обучения как деловые и ролевые игры, тренинги и другие формы. Представляя безусловный интерес, они являются самостоятельным предметом изучения.

Какие формы компьютерного самообучения распространены в настоящее время? Большинство из них можно отнести к категории презентаций, хотя и отличающихся качеством, как содержания, так и его представления (визуализации).




Классические презентации в стиле PowerPoint – последовательность слайдов, на которых содержится изображение (фото, схема, диаграмма…) и небольшой текст в виде тезисов. Навигация вырожденная (строго последовательная). Проверка знаний в виде контрольных вопросов и тестов, как правило, отсутствует. Если проводить параллель с традиционными учебными материалами, то такие презентации соответствуют традиционным лекциям, усвоение которых составляет 10–20%
Классические учебные курсы в стиле SkillSoft – последовательность фреймов (экранов), содержащих графический образ и текст, объединенных навигацией, и имеющих встроенные средства контроля знаний. Могут содержать звук и видео. Такие курсы скорее соответствуют традиционным семинарам, усвоение которых составляет 20–40%
Специализированные заказные курсы для повышения квалификации в корпорациях (например, курсы по страхованию для компании Росгосстрах, создаваемые в WebSoft). Такие курсы содержат интерактивные практические задания на формирование знаний и навыков по изучаемой теме. Учебный материал представляется в виде нескольких уровней, – от понятийного (концептуального), до фактического (подробности и конкретика). Такие курсы, пожалуй, соответствуют лабораторным работам, усвоение которых составляет 40–60%



В качестве иллюстрации сказанного можно привести скриншоты нескольких работ автора, выполненных в разное время: презентация, учебный курс, заказной курс, а также главное меню обучающей программы под условным названием «Эволюция Европы», о которой пойдет речь ниже.

Следует оговориться, что приведенные выше проценты усвояемости носят не абсолютный характер, а скорее соответствуют представлениям и практике автора. Что объединяет перечисленные выше формы компьютерного самообучения, и каковы пути их развития для повышения уровня усвояемости материала?

Объединяет их жесткая привязанность к сценарию, которая не позволяет найти ответы на вопросы, которые заранее не были заложены в сценарий. А вот пути их развития в значительной степени зависят от предметной области.

Видимо специализированные курсы все больше будут приближаться к симуляторам (тренажерам), ориентированным на максимально полное воспроизведение реальной деятельности, а курсы общего назначения должны включать элементы творческо-поисковой деятельности, то есть содержать игровые формы обучения, позволяющие обучаемому самому «добыть новое знание», то есть выполнить сбор нужной информации и принять правильное решения.
Совершенно очевидно, что это глобальная педагогическая задача выходит далеко за рамки настоящей публикации. Целью автора является демонстрация практической реализуемости метода «самостоятельного добывания знания» на конкретном примере.

Необходимые пояснения: для отработки методов разработки и публикации учебного контента для сайта http://www.deutsch-fans.fr/ (сайт для французских школьников, изучающих немецкий язык) автором был разработан фрагмент макета обучающей программы под условным названием «Эволюция Европы». Если опустить второстепенные детали, то необходимо было найти ответы на 3 основных вопроса:
«ЧТО хотим ИЗЛОЖИТЬ» – определяется исходный учебный материал
«КАК хотим ИЗЛОЖИТЬ» – определяются методы изложения учебного материала
«КАК хотим ПОКАЗАТЬ» – определяются методы программной реализации



Проанализируем на фрагменте макета обучающей программы «Эволюция Европы» как решаются эти три основных вопроса.

· «ЧТО хотим ИЗЛОЖИТЬ».Автору лично было интересно рассмотреть, как развивалось ВСЕ население Европы параллельно. Новинка (по крайней мере, для автора) в том, что традиционные учебники истории излагают историю не параллельно, а последовательно по регионам: древняя Греция, древний Рим, средневековая Европа, и т.д. При таком подходе совершенно не ясно, что происходило в разных странах в одно и тоже время. Именно в этом и заключается оригинальность подхода к тому, «ЧТО хотим ИЗЛОЖИТЬ».Если в главном меню макета провести курсором по кнопкам временных периодов (справа) очень наглядно можно увидеть изменения по ВСЕЙ Европе за 20 веков. А если включить обозначение границы государства (кнопки слева), то наглядно видно как оно видоизменялось за 20 веков.

· «КАК хотим ИЗЛОЖИТЬ».При подготовке исходных материалов по истории за период 0001 год н.э. их объем составил около 100.000 знаков (около 30 страниц). Очевидно, что это была очень разнородная информация. Поскольку автор готовил не научную работу, а хотел что-то понять сам, то была выделена основная (ключевая) информация (около 1000 знаков) и поясняющая информация второго уровня (около 2000 знаков). Таким образом, общий объем был сокращен в 30 раз и кроме этого информация была представлена в двух уровнях – основной и дополнительный. Все это позволило разместить всю информацию на одном экране и проиллюстрировать ее.Это можно считать типичным примером сценарной переработки исходных материалов. Для иллюстрации сказанного в главном меню можно выбрать период «0001» и получить информацию первого уровня – основное описание периода. Если провести курсором по ссылкам в левом столбце, то можно получить информацию второго уровня – иллюстрации и текстовые пояснения.

· «КАК хотим ПОКАЗАТЬ».Собственно метод показа уже изложен выше. Характерно то, что только при использовании компьютера (в отличии от печатных изданий) можно обеспечить такую наглядность графических иллюстраций (как в главном меню) и такой компактный двухуровневый метод изложения основного материала.
Смысл создания этого программного макета был именно в том, чтобы проиллюстрировать возможные методы изложения учебных материалов. Созданный программный макет может нравиться или нет, но он наглядно и четко дает представление о том, каким мог бы быть весь курс - очевидно, что оставшиеся 19 периодов (0002-2000) делаются аналогично представленному периоду «0001». Кроме этого аналогичным образом может быть подготовлено описание для любой другой страны.

Созданный программный макет не только вызвал неподдельный интерес у всех его видевших, но и выявил некоторое новое качество, которое не закладывалось автором при его создании.

А именно, обучающийся может сам «добыть новое знание» – формулировать интересные только ему проблемы и находить на них ответы. Например, обучающийся может найти ответы на следующие вопросы:

· В каком веке Европа была наиболее раздроблена и когда она была наиболее монолитной с точки зрения числа государственных образований?
· Когда и какое государственное образование (кроме Римской империи) занимало наибольшее пространство в Европе?
· В какой период королевство Франция в несколько раз превышало по площади королевство Британия и кок долго это продолжалось?

Сразу оговорюсь, что перечисленные вопросы носят исключительно «бытовой» характер, но их задавали реальные люди далекие от профессиональной науки истории. Главное другое, – они находили ответы на свои вопросы. Таким образом, реализованный игровой метод обучения позволяет обучающемуся самостоятельно формулировать вопрос и находить на него ответ.

Читать дальше......

суббота, ноября 18, 2006

МЕНЕДЖЕРОВ ОБУЧАТЬ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИВАТЬ

Где ставить запятую?

Чтобы выживать, нужно обучать. С этим тезисом обычно не спорят, но дальше начинаются парадоксы. С одной стороны организаторам обучения важны эффективные способы мотивации и стимулирования слушателей СДО. С другой стороны необходимо избегать вреда от обучения. Вреда не от того, что менеджеров «плохому научат» и они начнут принимать и реализовывать неверные решения. А от того, что полученные знания не будут востребованы. Тогда менеджер покидает компанию. Чтобы этого не произошло, не только менеджер, но и компания должна соответствовать определенным требованиям:

  1. Развиваясь, компания должна иметь осознанно сформулированные на длительную перспективу цели и стратегии их достижения. Что означает, что компания уже преодолела фазы организационной недостаточности, инфантилизма, пробуждения и достигла стадии зрелости. Именно на этом этапе становится важно применение регулярного менеджмента.
  2. Стратегия компании, опираясь на конкурентные преимущества, должна требовать больше, чем «могут» имеющиеся человеческие ресурсы. Этот разрыв должен поддерживаться на постоянном уровне, что не позволяет увеличивающимся в результате обучения возможностям менеджера «вырастать» из потребностей компании.
  3. Необходимо содействие компании в очень уязвимой точке. А именно, на этапе трансформирования полученного менеджером знания в навыки, приносящие реальную отдачу предприятию. Техническую помощь здесь окажут компьютерные инструментальные средства для менеджеров – программы-тьюторы, в основе которых заложена необходимая теоретическая база, которая и должна найти применение на конкретном рабочем месте. Образцы таких программ существуют и уже используются в некоторых российских компаниях.
  4. Следующим органичным условием является поддержание на должном уровне внутрикорпоративного бенчмаркинга (banchmarking) – процесса извлечения передового опыта в подразделениях компании. Распространение опыта должны на себя взять механизмы управления знаниями (knowlege managment). Это позволит успешно эволюционирующему менеджеру получить признание, а другим сотрудникам овладевать уже адаптированными к компании знаниями. Решение задачи передачи опыта и эффективности управленческого взаимодействия возможно лишь в случае выполнения следующего требования.
  5. Менеджеры должны говорить на одном языке. Иначе, проявление каждым из менеджеров своей квалификации будет затруднено. Это означает, что: а) обучать надо не отдельных менеджеров, но команды (в том числе кроссфункциональные); б) необходимо стандартизовать процедуру обучения и учебный контент.
  6. Необходимо постоянно стимулировать менеджеров к получению новых знаний и выработке нового эффективного опыта. Здесь важно, чтобы по мере роста компании поддерживалась на постоянном уровне перспектива профессионального и карьерного роста сотрудников.

Итак, готова ли ваша компания поставить запятую после второго слова?

Читать дальше......

Полина, с днем свадьбы!

Сегодня у моей родной сестры, автора-разработчика электронных курсов Балыковой Полины Олеговны свадьба.

Полиночка, желаю вам с Тимуром долгих и счастливых лет совместной супружеской жизни!

Читать дальше......

пятница, ноября 17, 2006

Вторая on-line видео конференция «Система дистанционного обучения: взгляд изнутри»

Видеоролики с участием экспертов выложены здесь.

Читать дальше......

четверг, ноября 16, 2006

Как увеличить долю завершенных электронных курсов?

Для людей только начинающих заниматься электронным обучением неприятным сюрпризом становится то, что очень многие обучаемые не завершают обучение по электронному курсу. В случае, если над обучаемым не висит "дамоклов меч" наказания, средний процент незавершенных курсов в корпоративных системах дистанционного обучения (в английской терминологии - drop out rate или attrition rate) может достигать 70%.

Является ли высокий процент незавершенных курсов проблемой? Очевидно, да. Есть два способа борьбы с этой проблемой - административный и содержательный.

Административный метод предполагает определенные формы принуждения к завершению обучения, например, лишение премий, недопуск к определенным типам работ, выговор, публикация на "доске позора"... Возможно, что для определенных видов корпоративного обучения (например, обязательных курсов по продуктам и технологиям) административный метод является правильным и наиболее приемлемым. Как иначе заставить человека дочитать до конца курс по банковскому продукту из 200 экранов, с кучей схем, дополнительных документов и т.п. - даже если в этом курсе все анимировано до невозможности, скачет и мигает огнями ;)

Содержательный метод означает представление заложенной в курсе информации таким образом, чтобы вызвать у обучаемого интерес к курсу и поддерживать этот интерес в процессе обучения. Способов сделать это может быть множество: введение в курс анимаций, видео- и аудиоматериалов, использование ролевых игр, интеллектуальных вызовов (challenge) и т.п.

Есть мнение (безусловно справедливое до определенной степени) что применение только административного метода не может полностью решить проблем со всеми электронными курсами, а также негативно сказывается на восприятии электронного обучения в целом. Особенно это справедливо для навыковых ("soft skills") курсов. Далее мы поговорим о способах, позволяющих увеличить долю завершенных курсов не прибегая к административному воздействию.

Прежде чем перейти к рассмотрению способов улучшения качества курсов, я бы хотел обратить внимание еще на один момент. Бытует мнение что % завершивших курс является критерием эффективности курса. Вот здесь я бы позволил себе усомниться - если дать человеку 2 курса - развеселый курс, например, на определение типов клиентов и общение с ними (с картинками, анимациями и мультиками) и тот же курс по банковскому продукту, упомянутый выше. В каком курсе % завершивших его будет выше (в случае отсутствия административных рычагов)? Ответ понятен - конечно в "развлекательном", причем выше существенно. Означает ли это, что обучение по этому курсу эффективнее (т.е. в результате обучаемый начнет применять полученные знания и навыки в своей ежедневной бизнес-практике) - по моему это совершенно не очевидно... С другой стороны, для двух близких по тематике и целям курсов, % завершивших обучение безусловно является критерием успешности самого курса.

Так почему же люди не завершают обучение по электронным курсам?

1. Неправильный выбор курса - поскольку процесс записи на курс и его выбор в системах дистанционного обучения могут очень простыми (один щелчок мыши) обучаемые зачастую не задумываются действительно ли им нужен выбранный курс. Прочитав первые 5-10 страниц они понимают, что курс выбран по ошибке и прекращают обучение. Неверному выбору могут безусловно способствовать некорректные или неполные описания курсов.

2. Отсутствие интерактива, симуляций, плохое качество контента и т.п. - если студент получает вместо курса электронную книгу, первое и естественное желание которое у него возникает - распечатать ее или, что еще проще, перестать ее читать. Отсутствие интерактивных возможностей, симуляций и упражнений безусловно снижают качество курса в глазах обучаемых.

3. Отсутствие адекватной поддержки - в процессе самостоятельного обучения студент может столкнуться с целым рядом проблем, как содержательных, так и технических. Отсутствие поддержки со стороны преподавателей (тьюторов), экспертов и администраторов СДО может привести к нежеланию продолжать обучение.

4. Высокая занятость - если мы говорим о корпоративном обучении, то, как правило, люди учатся на рабочем месте. Если в случае аудиторного обучения время на него явно выделяется, то в случае электронного обучения руководство может "забыть" отвести сотруднику квант времени на самостоятельную работу с СДО, загрузить его работой. Естественно, при выборе между поручением руководителя (или требованием жены заехать после работы в супермаркет) и изучением курса сотрудник выбирает первое. Зачастую людям проще выделить 4 часа для очного обучения вне офиса, чем 1 час на рабочем месте.

5. Отсутствие необходимых технических навыков, технические проблемы - если пользователь плохо подготовлен к работе с компьютером, интерфейс курса и СДО недружествен, на компьютере не установлены необходимые для работы курса компоненты - велика вероятность досрочного завершения обучения.

По данным исследования MASIE Center (на основе опроса 375 обучаемых), факторы уменьшающие вероятность успешного завершения курса:


  • отсутствие мотивации (36%)

  • плохой дизайн курса (36%)

  • отсутствие времени, необходимость посвящать свободное время семье и работе (33%)

  • получение всей необходимо от курса информации до его формального завершения (25%)



Как увеличить процент завершенных курсов?

1. Мотивировать сотрудников - объяснять для чего им необходимо обучение, пытаться "привязать" обучение к бизнес-целям сотрудника. Предоставлять различные бонусы за успешное завершение курса - дипломы и сертификаты, награды каждому 100 (1000) завершившему курс, доска почета "отличников" и т.п.

2. Разрабатывать курсы с использованием современных технологий педагогического дизайна - симуляциями, интерактивными упражнениями, кейсами и т.п.

3. Улучшить процесс мониторинга - СДО должна следить за "заснувшими" пользователями. СДО автоматически (например, СДО WebTutor умеет это делать) или администраторы вручную могут периодически напоминать пользователям о необходимости завершить курс (при этом желательно в письме указать зачем это нужно сделать - см. п. 1)

4. Обеспечить поддержку - зачастую корпоративные тренеры и предметные эксперты, участвующие в разработке материалов для электронных курсов слабо знакомы с технологиями электронного обучения и не готовы (или не хотят) оказывать поддержку обучаемым. Обучите их и включите поддержку обучаемых по электронным курсам в их должностные обязанности.

5. Объедините студентов в группы - создайте им групповой форум, дайте общее задание - например, подготовить по результатам обучения и отправить тренеру решение кейса, изложенного в курсе. Один активный обучаемый может "дотащить" до завершения обучения всю группу или большую ее часть.

6. Упростите доступ к системе (например, интегрируйте СДО с корпоративной системой учета пользователей, чтобы обучаемому не нужно было вспоминать еще один пароль), решите технические проблемы

По данным исследования MASIE Center, факторы способствующие успешному завершению курса расположились (в порядке убывания важности - % ответивших):

  • личная мотивация к обучению (78%)

  • интересные интерактивные возможности (40%)

  • административное давление со стороны компании (28.5%)

  • эффективная помощь тьютора (16%)

  • эффективная помощь администраторов СДО (5%)


Немного статистики:
1. По данным Corporate University Exchange, по результатам опроса 4148 online-студентов, процент незавершивших курс равен 70% по сравнению с 15% для аудиторного обучения

2. По другим данным [Meister (2002), Frankola (2001)] процент незавершенных курсов составляет от 20 до 50%

3. На сайте бесплатного дистанционного обучения webtutor.ru, созданного и поддерживаемого компанией WebSoft, по результатам анализа 38198 учебных сессий:

  • процент завершивших курс (более 50% баллов): 9%

  • процент завершивших хотя бы половину модулей курса: 17%

  • процент незавершивших курс: 74%


При этом для различных курсов разброс незавершивших курс составляет от 83% - по курсу "Основы документооборота" (что достаточно очевидно - скучнее темы нет ;) до 54% - по курсу "Полезные возможности Microsоft Excel".

Почитать на эту тему (на английском языке):

1. Статья
2. Статья
3. Исследование
4. Исследование
5. Статья

P.S. В этом материале я не затронул следующую тему: а что мы собственно считаем успешным завершением курса. Достаточно ли для этого прохождения всех экранов, сдачи всех тестов и упражнений? Возможно это когда-нибудь станет темой нового материала...

Читать дальше......

Мифология в картинках

Посетивши намедни сайт компании Lersus, производящей редактор e-learning контента, обратил внимание на логотип оной компании, размещенный в верхнем левом углу. Похоже, коллеги понимают суть электрического образования весьма своеобразно. Сизиф, катящий в гору камень, в качестве символа электронного обучения - мягко говоря, несколько спорная аллегория. :))

Читать дальше......

В электронном учебнике "Вы" правильно писать с маленькой буквы

В последнее время автор этих строк часто сталкивается со злоупотреблениями в написании "Вы" вместо "вы". Только спешностью корректуры, могут быть объяснены высказывания: "демонстрационные материалы следует класть примерно посередине расстояния, разделяющего Вас"; "не начинайте обсуждение важных вопросов с разделяющих Вас моментов". Всего лишь неверно исправлен регистр одной буквы, но как кардинально меняется смысл фразы. Или, как говаривал известный герой анекдота: "Что такое квадратный трехчлен я не только рассказать – представить себе боюсь".

Но с этим все понятно. Если имеется в виду несколько участников, то следует писать только "вы". А как писать "Вы" при личном обращении к обучающемуся? Обратимся к правилам русского языка:

Источник 1. С прописной буквы пишутся местоимения «Вы», «Ваш», как форма выражения вежливости при обращении к одному лицу в письмах, официальных документах, например: Сообщаем Вам; На Ваш запрос отвечаем...; Поздравляем Вас и т.д. [Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. - 2-е изд., испр. - М., 1999.]

Источник 2. С прописной буквы пишутся местоимения «Вы», «Ваш» как форма выражения вежливости при обращении к одному лицу в письмах, официальных документах. [Д. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2003]

Источник 3. Местоимения «Вы» и «Ваш» пишутся с прописной буквы как форма вежливого обращения к одному лицу в официальных документах, личных письмах. С прописной буквы указанные местоимения пишутся также в анкетах. [А. Мильчин, Л. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.]

Итак, «Вы» пишется с прописной буквы тогда и только тогда, когда автор обращается к конкретному, известному ему лицу, то есть когда автор знает, кто именно будет читать то, что им написано. У учебника много читателей, так что автор не знает к кому именно он обращается, он обращается к абстрактому читателю и по правилам русского языка использование варианта «Вы» недопустимо.

Читать дальше......

вторник, ноября 14, 2006

IBM построит игровые миры для корпоративного обучения

К ажиотажу вокруг технологий виртуальной реальности для обучения присоединился очередной софтверный гигант. Может быть за этими технологиями и правда будущее?

IBM объявила о начале проекта, стоимостью в $100 миллионов, по созданию инструмента для построения обучающих миров на базе игровых технологий и продуктов для создания виртуальной реальности. Проект будет называться IBM@Play.Создаваемая программа сможет объединить сотрудников в единую глобальную социальную сеть, создав своеобразное единое виртуальное пространство для обучения, общения, принятия решений, постижения корпоративной культуры. IBM@Play будет использовать все преимущества таких развлекательных продуктов, как социальная онлайновая игра Second Life или менее известная Planeshift.

Источник информации - здесь

Читать дальше......

воскресенье, ноября 12, 2006

Теория программированного обучения Э.Л.Торндайка и Б.Ф.Скиннера

Как обучать не трезво мыслящих, тех, кто регулярно употребляет пиво? В отсутствие творческих озарений остается еще несколько резервных режимов сознания. Обучающийся:
1. Все еще способен запоминать и воспроизводить информацию – режим записной книжки. Например, на вопрос "Пятью пять?" большинство автоматически ответит "Двадцать пять".
2. Способен действовать по выученному алгоритму – режим компьютера. Например, если человек помнит закон Ома и алгоритм его использования, то он в состоянии рассчитать сопротивление электрической цепи.

Если разъяснительные работы относительно вреда употребления алкогольсодержащих напитков не принесли ожидаемых результатов, следует адаптировать учебный процесс. В этом наибольшую помощь может оказать увеличение доли обучающих процедур, построенных на основе бихевиористской теории обучения - теории обучения, в которой не рассматриваются внутренние процессы человеческого мышления. Изучается поведение, которое трактуется как сумма реакций на какие-либо ситуации. Один из основоположников бихевиоризма Э. Л. Торндайк (1874-1948) считал, что обучение человека должно строиться на базе чисто механических, а не сознательных принципов. Поэтому он пытался описать обучение человека с помощью простых правил, справедливых одновременно и для животных. Среди этих правил выделим два закона, послуживших платформой для дальнейшего развития теории обучения.
Первый из них, названный законом тренировки, говорит о том, что, чем чаще повторяется определенная реакция на ситуацию, тем прочнее связь между ними, а прекращение тренировки (повторения) приводит к ослаблению этой связи.
Второй закон был назван законом эффекта: если связь между ситуацией и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности (удовольствия) индивида, то прочность этой связи возрастает и наоборот: прочность связи уменьшается, если результат действия приводит к состоянию неудовлетворенности.
Опираясь на эти законы, последователь Торндайка Б. Ф. Скиннер разработал в начале 50-х годов весьма технологичную методику обучения, названную в дальнейшем линейным программированием. В основу своей методики Скиннер положил универсальную формулу:

С =>> Р =>> П
где:
С - ситуация;
Р - реакция;
П – подкрепление.

Учебный материал Скиннер предлагал разбивать на мелкие дозы, каждая из которых должна содержать одну ситуацию. Ситуации должны быть настолько простыми (что почти автоматически обеспечивалось малостью доз учебного материала), чтобы реакции на них практически всегда были правильными. По мнению Скиннера, правильное выполнение учебного задания уже само по себе является положительным подкреплением и приводит учащегося в состояние удовлетворенности.

В текстах программированных учебных пособий Скиннера содержались пропуски (ситуации) - один пропуск на фразу из 2-3 строк. Пропущенные слова располагали на полях страницы. Учащийся, изучая такое пособие, сначала закрывал поля, читал текст, вставляя пропущенные слова, и сразу же проверял себя, открывая ответы. Тексты учебных пособий были написаны таким образом, чтобы в процессе их чтения обеспечивалось многократное повторение всех существенных элементов учебного материала.

Применение программированных пособий Скиннера в профессионально-технических училищах США оказалось успешным: существенно сократилось время обучения, повысилась квалификация обучаемых рабочих. Однако здесь же обнаружились и недостатки методики линейного программирования:
• нудность и механистичность программированных текстов;
• отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество мелких доз не способствует обобщениям);
• правильность выполнения простых заданий является положительным подкреплением лишь на первых порах чтения пособия, в дальнейшем правильное выполнение простых ситуаций уже не приносит чувства удовлетворенности;
• отсутствие адаптации (все ученики выполняют одну и ту же программу, идут по одной линии).

Значительная часть этих недостатков была устранена в предложенной Н. А. Краудером схеме разветвленного программирования. Краудер предложил увеличить дозу информации с 2-3 строк у Скиннера до примерно половины страницы. Типовая ситуация (задание) у Краудера состояла из вопроса и трех вариантов ответов:
1. правильный ответ
2. неточный ответ
3. неправильный ответ.
При неточном ответе учащийся отправлялся к корректирующей информации, при неправильном - ему давалось разъяснение, помощь. При правильном ответе учащийся получал положительное подкрепление и переходил к следующей дозе информации. Таким образом, схема разветвленного программирования имела три пути: для сильных, средних и слабых учащихся.

Несмотря на острую критику за принципиальное невмешательство в мышление учащегося (бихевиористы управляют лишь его поведением), бихевиористская теория обучения получила широкое распространение и была реализована в ряде технических обучающих устройств. И в настоящее время универсальная схема этой теории (ситуация - реакция - подкрепление) в ее линейной или разветвленной форме является стержневым фрагментом многих компьютерных обучающих программ.

Подробнее см. Учебное пособие "ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" А.В. Соловов

Читать дальше......

Негативная роль пива в учебном процессе

О самом пиве чуть позже. Сначала рассмотрим влияние эмоций на учебно-познавательный процесс, опираясь в этом на исследования Л.Е. Попова.


Попов Леонид Евгеньевич
Родился в 1925 году. Профессор кафедры прикладной математики Томского государственного архитектурно-строительного университета.


Когда человек получает задачу, на которую нет готового ответа, происходит мобилизация ресурсов, что вызывает стресс. Если значимость получения решения высока, величина стресса будет постоянно нарастать до тех пор, пока:
1) не произойдет переоценка степени важности решения проблемы ("Ну и ладно, не больно-то и хотелось");
2) решение будет найдено ("Эврика").
В момент озарения "Эврика" происходит всплеск положительных эмоций, который обычно субъективно оценивается как торжество победы.

Описанный процесс регулирует гипоталамус,

работа которого полностью блокируется на две недели всего лишь 0,5 литрами пива. Аналогичный эффект оказывает стакан сухого вина или 50гр. водки.

Почему же в заголовке указано именно пиво? В виду его особой опасности. Мало кто знает, что обычное пиво содержит 4-5% алкоголя - того самого спирта, которое имеет химическую формулу C2H5OH и уже более 300 лет классифицируется медиками как наркотический яд. Тем не менее, в соответствии с действующим законодательством пиво не относится к алкогольной продукции, даже те сорта пива, которые имеют высокий процент содержания алкоголя и по этому показателю сравнимы с винами, являющимися законодательно алкогольной продукцией. Есть даже сорта пива, которые содержат 25% алкоголя, например, пиво Utopias от компании Boston Beer.

Что делать если доля "культурно и умеренно пьющих" обучающихся высока? Есть два подхода:
1) Проводить разъяснительную работу с целью уменьшения доли нетрезвомыслящих.
2) Адаптировать учебный процесс (об этом подробнее в следующем посте).

Читать дальше......

суббота, ноября 11, 2006

Кто придумал e-learning??

В мире дистанционного обучения разразился крупный скандал. Один из крупнейших (по некоторым оценкам до 75% университетского рынка) разработчиков систем дистанционного обучения, компания Blackboard, подала в суд на одного из своих конкурентов (Desire2Learn). Все было бы крайне обыденно, если бы причиной иска было использование чужих технологий или некорректная реклама - такие новости появляются регулярно.

Но в этом случаем Blackboard пошла на уникальный (некоторые говорят, что уникальный по своей наглости) шаг, объявив, что она запатентовала само понятие LMS (Learning Management System) или Систему Дистанционного Обучения в русской терминологии.

Вот "краткое содержание" патента (в моем переводе):

"Мы, компания Blackboard, изобрели систему которая позволяет студентам общаться с преподавателем в режиме online в процессе изучения курса. Мы также изобрели систему, которая позволяет для каждого студента отследить какие файлы он имеет право читать и изменять, какие файлы передаются ему по сети через промежуточный сервер, а также как информация представлена и персонализована для каждого студента". как говориться no comments ;)

Патентное бюро США (US patent office) выдало Blackboard 17 января 2006 года патент №6,988,138 под названием "Internet Based Education Support System and Methods" (т.е. "Система обучения через сеть Интернет"). Этот патент действует на территории США, но в настоящий момент рассматриваются другие заявки на патент в других странах (уже получили в Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре, ожидаю получения в Европейском союзе, Канаде, Японии, Китае, Индии и десятке других стран). России в списке ПОКА нет :(


Естественно эта история не могла не вызвать бурного отклика. Разумеется в основном это крайне гневная реакция на действия Blackboard. Энтузиасты создали "сайт ненависти" к Blackboard, а также перевели на "человеческий английский" с "юридического английского" текст патента.

В случае если эта история с патентом и иском закончится в пользу Blackboard то можно быть уверенным, что облик рынка электронного обучения (по крайней мере в США) сильно изменится. Особенно тяжело будет проектам бесплатных СДО, вроде Moodle, т.к. им неоткуда платить отчисления за авторские права по причине своей бесплатности.


Лично я думаю, что эта история все же закончится каким-то разъяснение суда в результате чего статус кво сохраниться. Свидетельством тому является колоссальное количество материалов в Интернете на эту тему (наберите в google "Blackboard patent") - в борьбу против Blackboard включилось слишком много народу.

Будем следить за новостями...

Читать дальше......

пятница, ноября 10, 2006

SkillSoft купил себе немного Netg

Состоялось событие, которое видимо будет крайне важным для западного рынка электронного учебного контента - два крупнейших игрока объединяются, вернее SkillSoft покупает у Thompson Corporation все курсы и продукты под маркой Netg.

Мне лично весьма интересно, как это слияние повлияет на лицензионную политику компаний в России. Как известно интересы Netg представляют RedCenter, Академия АйТ и RRC, а SkillSoft - Новый Диск (есть еще правда питерская CSSETrain, также продающая SkillSoft, но их лицензионный статус для меня загадка). Будет ли изменена лицензионная политика, кто станет дистрибутором курсов объединенной компании? Мне пока ничего не известно, но думаю, что мы скоро об этом узнаем...

Заявленная сумма сделки составляет 285 миллионов долларов. Ради любопытства я поделил сумму сделки на количество курсов в библиотеке NetG (3500). Получилось чуть больше чем $80.000 за курс. По моему очень неплохо :)

Читать пресс-релиз SkillSoft

Читать дальше......

Четыре логических требования к подаче материала учебного курса

Учебник должен быть логичным. Главные требования логичности это: ясность, точность, последовательность и доказательность.

Ясность. Чтобы обучающемуся было ясно, о чем идет речь, текст должен быть написан понятными для него словами. Согласитесь, что высказывания "материал должен быть понятен" и "текстовые образования должны иметь такую семантическую и синтаксическую структуру, которая не затрудняла бы процесс рецепции коммуникантов" не одинаково ясны. Для достижения ясности лучше, если учебный курс будет иметь научно-популярный стиль подачи материала, а не академический.

Точность. Выдвигает требование отчасти противоположное ясности – подбор слов, которые в наибольшей степени соответствуют теме обучения. Курс для менеджеров среднего звена вполне может содержать термин "демотивация", вместо того, чтобы писать, что работник "подвергся процессу отчуждения от процесса и результатов своего труда".

Последовательность. Имеет большое значение, в каком порядке подавать материал – необходимо, чтобы каждый предыдущий этап обучения создавал предпосылки для следующего. Например, прежде чем объяснять, как защищаться от манипуляций, надо научить, как выявлять моменты начала манипулятивного воздействия.

Доказательность. Следует избегать утверждений, которые могут выглядеть голословными. Например, утверждение "на менеджеров среднего звена ложится большая психологическая и рабочая нагрузка, чем на линейных и топ-менеджеров" следует обосновывать.

Читать дальше......

четверг, ноября 09, 2006

Flex 2 – новое эффективное средство разработки swf-модулей

Элементы Flash часто используются для составления учебного контента. Например, одна из технологий создания электронных учебных курсов в компании Протек заключается в создании набора Flash-модулей, которые потом собираются в учебный курс с помощью инструмента CourseLab.

Популярность формата swf определяется наличием большого количества версий плагина Flash Player для большинства сочетаний "Операционная система – Браузер". По статистике, Flash Player установлен едва ли не на всех компьютерах, подключенных к Internet.

Традиционно файлы swf создаются при помощи Flash, но в июне 2006 г. была выпущена среда для веб-разработки Flex 2. После чего все большее число разработчиков начинает задаваться вопросом: "А не пора ли переходить на Flex?"

Чтобы узнать подробнее о Flex 2 самое оптимальное обратиться к документации на русском, которая появилась на свет благодаря инициативе Майкла Клишина.

Здесь краткое резюме о применимости:
1) Художникам-дизайнерам-мультипликаторам Flex 2 явно не пригодится, он не содержит инструментов для рисования.
2) Flex 2 это долгожданный подарок для людей, имеющих навык в программировании. Скорость создания процедур поражает (в случае обучающих модулей речь идет о практических заданиях любой степени сложности). Это происходит благодаря большому количеству предустановленных компонентов и легкости их "связывания".

Вот примеры компонентов (для просмотра необходим Flash Player 9). Обратите внимание на многообразие вариантов построения графиков.


Это – пример настройки стилей отображения компонентов.


Вот еще пример. Это полностью написанный на Flex 2 инструмент для компоновки учебного материала. Мне было весьма интересно "поиграться" с ним.

Читать дальше......

вторник, ноября 07, 2006

Графические файлы в электронном курсе: какой формат выбрать (часть 1)

С какой стати, казалось бы, вообще задумываться о том, какие картинки можно использовать, а какие нельзя? Браузер показывает? Значит все хорошо. Да, и правда хорошо, если Вы смотрите курс прямо со своего компьютера (а именно это Вы делаете, когда редактируете курс) - вопрос времени загрузки картинок при этом просто не стоит, картинки грузятся с жесткого диска практически моментально. Однако, когда курс будет закончен и выложен на сервер системы обучения, вопрос обязательно появится - далеко не у всех пользователей системы обучения скорость канала связи сравнима со скоростью работы жесткого диска Вашего компьютера (обычно эти скорости разнятся в сотни или даже тысячи раз!). Допустим, одна картинка грузится 10 секунд (вполне реально для многих каналов связи), пусть на слайде - 10 картинок. 100 секунд будет сидеть пользователь перед монитором в ожидании загрузки полной картины слайда! Усидит ли? Попробуйте себя - нажмите на эту ссылку с имитацией процесса загрузки (только имитация - никаких файлов загружено не будет). Выдержали?


Следовательно, одна из задач создателя электронного курса - минимизация размеров файлов используемых в курсе картинок. С одним, но очень важным НО - минимизация не в ущерб качеству.


Какой формат файла выбрать в каждом конкретном случае?


Шаг 1. Формат должен поддерживаться браузером, на показ в котором рассчитан курс. Ниже приведена небольшая табличка по наиболее распространенным современным браузерам, более полную таблицу можно найти здесь на английском.




Таблица 1




* Некоторые версии IE могут показывать прогрессивную развертку JPEG как обычную. В большинстве случаев - некритично.


** Версии до IE 7 могут некорректно отображать альфа-канал в PNG (частично-прозрачные области отображаются полностью непрозрачными). Существует обходное решение в виде обязательного наложения альфа-фильтра (для IE 5.5+). Полностью проблема устранена в версии IE 7.0


В таблицу включены наиболее распространенные форматы растровой (JPEG, GIF, PNG, BMP, TIFF) и векторной (SVG, VML) графики. Последняя приведена в справочных целях - обсуждение векторной графики не является целью данной статьи. Как видно из таблицы (и сносок к ней), сразу следует отбросить формат TIFF, для которого большинству браузеров нужна установка специального plug-in. Из оставшихся наибольшие проблемы с совместимостью есть у браузера Microsoft Internet Explorer с форматом PNG, однако заметим, что в большинстве случаев он также будет показан абсолютно корректно (нужно только помнить про ограничение на использование PNG с прозрачными областями).


Итак, круг предпочтительных форматов после шага 1 определился так: JPEG, GIF, PNG, BMP.


Примечание: если иначе не оговорено, под форматом PNG в этом тексте понимается его 24-битная разновидность - PNG-24.



Шаг 2. Отсеиваем ненужный формат по размеру файла.


Из перечисленных форматов только BMP не использует абсолютно никаких алгоритмов сжатия и, как правило, имеет размеры файла как минимум в несколько раз (!) больше ближайших конкурентов. Поскольку лишний сетевой трафик и время ожидания очевидно никому не нравятся (помните пример про 100 секунд?) - забудем и про BMP.


Итак, после шага 2 остались JPEG, GIF и PNG.



Шаг 3. Выбираем нужный формат по предназначению и требуемому качеству.


Сведем в одну таблицу чаще всего встречающиеся требования к картинкам и посмотрим, как им удовлетворяют "оставшиеся в игре" форматы.



Таблица 2


Итак, посмотрим на примерах как разные задачи реализуются в разных графических форматах и почему им поставлены именно такие оценки.


1. Прозрачность. Как видно из общей таблицы, JPEG совсем не поддерживает прозрачность. Из оставшихся GIF получил оценку "средне", а PNG - "хорошо". Почему?


Ниже приведены две картинки с написанным текстом, сохраненные в соответствующих форматах с явно указанным цветом альфа-канала (в данном случае равным голубому цвету подложки).



GIF PNG

Кстати, если Вы смотрите эту страницу с помощью Internet Explorer версии ниже 7.0, то Вы видите выше то самое ограничение, что было упомянуто в сноске к таблице 1 - видите, как "прозрачная" область на картинке PNG стала серенькой? А вот и упомянутое обходное решение ниже - здесь уже все нормально.


GIF
PNG


Казалось бы, до сей поры они выглядят одинаково. Попробуем теперь сменить цвет подложки на темно-серый:



GIF
PNG



На картинке PNG - все по-прежнему хорошо, а вот на картинке GIF появился голубой ореол вокруг букв. Почему это произошло?


Прозрачность в обоих форматах достигается одним и тем же способом - посредством «вырезания» из картинки пикселей одного выбранного цвета (так называемый альфа-канал). Однако, редко в какой картинке граница цвет-прозрачность является резкой. Наоборот, чаще всего в картинках (а равно и в наших примерах с буквами) этот переход происходит плавно. Но способ записи этого перехода в разных форматах разный:



  • в формате GIF реализована только бинарная прозрачность, т.е. только один цвет может считаться прозрачным, как следствие - лежащие около границы букв пиксели промежуточных с подложкой цветов попадают как полноценная часть картинки, эти пиксели НЕпрозрачны и окрашены в промежуточный цвет между цветом буквы и указанным при сохранении цветом подложки,

  • в формате PNG возможна как бинарная, так и полная прозрачность (full alpha-channel), т.е. каждый пиксел помимо цвета имеет еще и как минимум 256 степеней прозрачности (а стандартом предусмотрено до 65535). В результате приграничные пикселы, у которых теперь описана степень прозрачности, не выглядят чужеродными на любом фоне.


Итак, по качеству прозрачности выигрывает PNG.


А что с размерами файла? В наших примерах GIF "весит" 1.91 кБ, PNG - 3.36 кБ. Неудивительно: ведь PNG хранит в себе больше информации. Здесь PNG, пожалуй, проиграл.


Вывод:


  • GIF - если картинка с прозрачной областью будет использоваться только на фоне, цвет которого был использован в качестве альфа-канала при создании файла. В этом случае издержек качества незаметно, а по размеру файла GIF обычно немного меньше.
  • PNG - если картинка с прозрачной областью будет использоваться не только на фоне цвета альфа-канала, фон имеет градиентный переход цвета или сложную цветовую структуру (например, если фон - фотография). В этом случае качество прозрачности становится критическим фактором, а PNG хорошо передаст прозрачность, независимо от того, совпадает ли текущий фон с цветом альфа-канала.

Продолжение следует...


Читать дальше......

Реальное использование iPod для обучения - видео

В дополнение к моему предыдущему посту про iPod и электронное обучение - смотрите видео про использование мобильных устройств в учебном процессе в школе в Австралии (видео на английском языке):



Читать дальше......

понедельник, ноября 06, 2006

Улучшаем текст электронного курса

Когда мы говорим об эффектном электронному учебном курсе, то как правило имеет в виду его интерфейс, дизайн, интерактивные и мультимедийные возможности. При этом мы иногда забываем, что качество текста также имеет очень большое значение. Как написать текст так, чтобы по завершении курса читатель (учащийся) не возненавидел автора?

Казалось бы ответ прост - пишите интереснее, но такой совет является слишком общим и кроме того он не всегда реализуем на практике. Может быть вы знаете как увлекательно и интересно описать методику расчета страхового тарифа или документооборот по аккредитивам банка?

На сайте distance-learning.ru опубликован перевод статьи в которой приведены простые и полезные советы по написанию и "шлифовке" текста электронного курса. Читать статью здесь!

Читать дальше......

воскресенье, ноября 05, 2006

Западные университеты: берите наши курсы бесплатно!

Открытый Университет (The Open University) запустил новый проект - OpenLearn. На этом сайте размещены для БЕСПЛАТНОГО доступа электронные учебный материалы по самым разным тематикам (от ИТ и технологий, до бизнеса и педагогики). См. каталог курсов. В основном речь пока идет о текстовых материалах (я не нашел каких-либо мультимедийных и интерактивных возможностей - см. картинку) и открытые курсы тоже имеют ограниченную применимость, но возможно со временем количество и качество изменится к лучшему.


Возможно размещение в открытом доступе обучающих материалов становится новой тенденцией для западных университетов. Пионером этого процесса был Массачусетсткий Технологический Институт (MIT), создавший проект Open Courseware и заместивший в сети все свои лекции и учебные материалы.

Собственно университеты продают не учебные материалы, а учебный процесс, экспертизу своих преподавателей и бренд, поэтому им и нет необходимости эти материалы скрывать, их бизнес это подорвать не должно. Наоборот, размещение материалов в бесплатном доступе - неплохой маркетинг...

Читать дальше......

четверг, ноября 02, 2006

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

В течение последних нескольких лет на Западе (и немного в России) говорят об m-learning (mobile learning) - обучении с использованием мобильных устройств - сотовых телефонов и смартфонов, КПК и.т.п. При этом реальные результаты остаются достаточно скромными.

Основной проблемой в развитии таких форм обучения, как мне кажется были и остаются:
- ограниченные возможности экранов - много ли можно впихнуть в разрешение 240 на 320?
- отсутствие стандартов (как в области браузеров, так и в мультимедиа) единых для всех устройств (если на ПК можно быть уверенным что Internet Explorer всегда доступен и Windows занимает почти 100% рынка настольных компьютеров в корпорациях, то только для смартфонов и КПК есть 3 операционные системы пока без явного лидера)

- малое распространение сетей 3-го поколения, без которых оперативное распространение мультимедийного контента на мобильные устройства затруднено (если это конечно не заставки с котятами и не песни Мадонны)

Недавно к группе мобильных устройств, потенциально пригодных для обучения добавилось еще одно - iPod. Вчера я нашел в Сети ссылку на новый проект, позволяющий загрузить на iPod бесплатную электронную библиотеку - Википедию (http://www.wikipedia.org/). Английская энциклопедия в формате eBook укладывается в 1GB.

Проект полностью бесплатный! Скачать софт и прочитать описание можно здесь

Возможно со временем, по мере широкого распространения устройств типа iPod, снижения их цены и расширения мультимедийных возможностей мы сможем использовать их для корпоративного обучения, например для просмотра учебных видео и аудио фрагментов или доступа к справочным данным по продуктам, сервисам и технологиям компании.

Для справки: iPod Mini стоит в штатах порядка $150-170

Читать дальше......