Websoft

суббота, марта 17, 2007

ДЕРЕВО ДИАЛОГА В ГОЛВАХ ОБУЧАЕМЫХ (часть 2)

Под интеллектом разумеется способность некой системы решать задачи путем получения, сохранения и переработки знаний на основе наличных опыта и знаний, в ходе обучения и адаптации к среде.

Факт: современные обучающие системы (и учебные курсы как их элемент) интеллектом не обладают, однако при этом имеют наглость требовать его присутствия у обучаемых. Никто как будто не замечает, что безынтеллектуальная система управляет интеллектуальной сферой обучаемых. Парадокс?! А никакого парадокса в действительности нет, поскольку при e-learning мы имеем дело не с PC и обучаемым порознь, а с эмерджентной человеко-машинной системой, функции элементов которой распределены и при этом подчиняются принципу дополнительности. Машина добросовестно выполняет свои алгоритмы, заранее решенные (стандартные) кем-то, а обучаемый — ищет алгоритмы решения новых для себя задач. Такое обучение может быть квалифицировано как творческое, развивающие и т.п., поскольку в голове обучаемого начинает расти дерево диалога между имеющимися знаниями/опытом и новыми их смыслами, задаваемыми учебной ситуацией. Главное, чтобы это диалог вел к получению неизвестного заранее способа решения. Конечная цель такого обучения — научить сотрудника порождению алгоритмов. Готова ли к этому теория корпоративного обучения? По-моему, только приготовляется готовиться…

Мыслится, что применительно к ДО исследования искусственного интеллекта могут оказаться весьма продуктивным, поскольку:
- задачи, стоящие перед разработчиками ИИ и разработчиками учебных курсов частично совпадают;
- в категориях ИИ могут рассматриваться не только сугубо машинные, но и человеко-машинные системы;
- идеи и практические наработки, направленные на обучение машин мыслить, могут оказаться продуктивными также для обучения тому же людей.

Нечто, получившее идентификационный ярлык «искусственный интеллект» — не более чем симулякр. Копия копии. Внепонятийное средство фиксации опыта. Точная копия никогда не существовавшего оригинала. В силу этого в контексте корпоративного e-learning следует рассматривать этот симулякр как мощное эвристическое средство. Результатом его использования могут стать такие курсы ДО или, скромнее, такие приемы обучения, что персонал научится целенаправленно преобразовывать свои и чужие знания + свой опыт с целью решения неформализованных задач. Нужен ли такой ИИ нашему бизнесу, не рановато ли?

Продолжение последует …

4 комментария:

Алексей Корольков комментирует...

Владимир,
мне про симулякр трудно комментировать - молодой еще, не дорос :)

Что касается обучения алгоритму - мне кажется не проблема заставить обучаемого думать (если педагог заложил правильную задачу в курс) - например, дать кейс и предложить написать вариант решения. А вот оценить решение написанного обучаемым кейса автоматически (без привлечения человека-эксперта) - крайне затруднительно... Если же дать варианты - решение 1, 2 и т.п. из которых 4 верное, а 2 чуть менее верное, то мы уходим от способности придумывать и приходит к навыку выбирать из предложенных решений...

Владимир Наумов комментирует...

Действительно, Алексей, оценить открытый вербальный ответ без человека трудно. Здесь-то и понадобится классический ИИ. А если что-то собрать из "кубиков" - сконструировать. Или дать совершить на выбор(!) поступок в экстемальной ситуации, который не выражен словами, например, выбрать лицо (распознавание графических объектов), при продаже которому некого товара у обучаемого (продавца) все пройдет гладко, а потом в наборе лиц найти фейс агрессивного клиента. Я исчё об этом попишу... Тем более, у меня алиби - человеко-машинная система, которая может включать тьютора- эксперта.

Алексей Корольков комментирует...

Статейка по ИИ и e-learning

Алексей Корольков комментирует...

Вот кстати еще статейка - я правда не уверен, что это можно эффективно использовать на практике