Websoft

четверг, марта 22, 2007

Чем мы старше, тем упрямее в своих заблуждениях

Общеизвестный факт - учить взрослых труднее чем молодых. Более или менее очевидно, что чем человек старше, тем хуже у него память и тем чаще он ошибается. Исследователи обнаружили, что чем старше человек, тем он упрямее - т.е. он не просто ошибается, но еще и уверен в своей "правоте". Наиболее остро это проявляется у пожилых людей (старше 60), но изменения накапливаются постепенно.

Основные выводы исследователей - нужно быть осторожным, доверяя показаниям в суде, полученным от людей в возрасте. С точки зрения обучения - с возрастом, вероятность того, что обучаемый запомнит изучаемый материал неверно растет. Также растет и его желание упорствовать в своих заблуждениях. Вывод - учить нас надо пока мы относительно молоды :)

Оригинал статьи на ScienceDaily

4 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Алексей,
упрямство - это механизм обеспечения суверенности памяти "Я" от интервенций извне.
В нашей славянской ментальной традиции не принято различать чужое знание и свое знание, поскольку своя рубашка ближе к желудку. Адекватно запомнить чью-то точку зрения и удерживать ее в памяти без искажений, а не противиться ей попросту из духа противоречия с личным эмпирическим опытом - вот проблема нашего (и не только нашего) обучения взрослых. Более того, это психологическая, т.е. универсальная закономерность. Куда проще искажать/перевирать чужую точку зрения по принципу "а я считаю так", забывая напрочь исходный чужой постулат.
Мы не умеем различать: вот мое мнение, а вот чужое, поэтому и не запоминаем чужого. Просто вытесняем из своих мозгов чужеродное, требующие услилий для запоминания, или несимпатичное.
Надо так: Я с чужим согласен/не согласен на z%. Но я его знаю, обрабатываю без искажений и уважаю (потому помню). Моя точка зрения отлична. Она состоит в ...
Память обучаемого плохо работает, когда он не понимает плюрализма идей как такового. Уверяю вас, если взрослого обучаемого вылечить от этого инфантильного отношения к внешнему (чужому) знанию, его эгоцентрическая память излечится от эгоизма и, в итоге, от ... забывчивости.
Более того, такое манипулирование своей памятью - удел творческих субъектов, которых с мире пока отнюдь не большинство. Работа с креативностью - вот спасение. Креативное мышление с возрастом, как правило, только укрепляет память.
СлабО электронному ДО воспитывать такую культуру мышления/памяти?... - Да просто так вопроса никто не ставил...

Алексей Корольков комментирует...

Владимир,
если мы с Вами углубимся с обсуждение славянской ментальности и интеллектуальной традиции, особенно в контексте способности к критическому отношению к чужому и навязанному извне мнению - мы далеко зайдем и я думаю это будет совсем не разговор про обучение и тем более про e-learning, а скорее про политику и исторический путь...

Но вообще тема интересная и надеюсь еще будет повод как-нибудь ее обсудить за чашкой чего-нибудь :)

Андрей Балыков комментирует...

Алексей, спасибо за вашу ценную публикацию.

Ваши данные дополнительно подтверждают идею о том, что один и тот же курс не может быть одинаково эффективен для людей разной возрастной категории. И, если мы знаем, что целевой аудиторией курса будут люди старшего поколения, то должны быть использованы соответствующие подходы. Также как и суд не отказывается принимать от людей старшего возраста показания, но делает соответствующие поправки.

Владимир Наумов комментирует...

Ну ее к ... политикам, эту политику.
Просто, нет уверенности. что дело в ухудшении памяти. Скорее она приобретает некие новые качества. В частности, убеждения (любое убеждение ограничивает сознание, делает память более избирательной) людские играют с ними злую шутку - сужает возможности мышления и формируют баранью волю.
Есть такая методика "расшатывания мозгов", призванная пошатнуть наработанные стереотипы и раскрепостить мозги обучаемых. Я за то, что ее внедрять в e-learning. Особенно при обучении топов :)

"Если я убежден, что дети родятся в капусте - это закон природы" (Спиноза). С радостью обсудил бы это за чашкой...