Как писать контрольные вопросы (часть 1)

Написанное ниже достаточно очевидно, но тем не менее не все задумываются о соблюдении некоторых простых правил при написании контрольных вопросов к тестам. Попробуйте - помогает :)

Простые правила написания контрольных вопросов:
1) Пишите вопросы как можно более простым и понятным языком. Иначе вы проверите не знания, а хорошее понимание конструкций русского языка (что тоже полезно, но возможно не в вашем тесте)
2) Как можно больше слов включайте в текст вопроса - как можно меньше в варианты ответа
3) По возможности избегайте использования в тексте вопроса слова НЕ (Например, "Какие из перечисленных ниже городов не являются столицами старн") . Если это совершенно необходимо, выделяйте слово "не" заглавными буквами, цветом или выделением
4) По возможности предлагайте 4-5 вариантов ответа (включая верный). Меньше или больше стоит предлагать в редких случаях
5) Убедитесь (аргументировано убедите себя), что правильный вариант ответа, который вы предлагаете не только верный, но на самом деле лучший из предлагаемых с точки зрения тестируемого (кажется очевидным, но не всегда реализуется на практике)
6) Формулируйте все варианты ответа в одинаковой грамматической форме (падеже, числе и т.п.) Иначе верный ответ можно легко вычислить.
7) Правильный ответ должен более или менее равномерно распределяться по порядку следования в разных вопросах. Если тестируемый заметит, что как правило вы ставите верный ответ первым - будет не очень здорово (если система тестирования и СДО предлагает такую автоматическую опцию, как WebTutor или Courselab, например - отметьте соответствующую галочку в вопросе)
8) Следите за длинами вариантов ответов - если верный ответ как правило длинее или короче неверных, то тестируемый может угадывать ответ по длине
9) По возможности избегайте слов все, всегда, никогда, иногда в вариантах ответа
10) Используйте в качестве неверных ответов утверждения, которые в целом верны, но не дают правильного ответа на вопрос
11) Если вы знаете типовые ошибки тестируемых - включите их как варианты неверных ответов
12) Если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения в вариантах неверных ответов - используйте их.
13) Не используйте выражение "Все из перечисленных выше ответов верны/неверны" в качестве правильного ответа - если обучаемый найдет хотя бы два верных ответа он поймет, что надо выбирать этот вариант (это верно для вопроса с одним правильным вариантом ответа)
14) Избегайте вариантов ответа типа "верны А и Б" или "верны А и Б, но не верся В и Г" - в этом случае вы будете тестировать логическое мышление, а не знания
15) Если в следовании вариантов ответа можно найти какую-то логику (например, это годы), то лучше расположить их в каком-то порядке - по возрастанию или убыванию, а не в случайном порядке
16) Убедитесь, что правильный ответ на один из вопросов теста не является подсказкой для ответа на другие вопросы. Например, в одном вопросе вы спросили "В каком году А.С. Пушкин написал Капитанскую дочку". Глупо после этого спрашивать кто написал Капитанскую дочку - Пушкин или Лермонтов :)

Советы с 4 по 16 относятся к вопросам на выбор варианта из списка предложенных (multiple choice)

Продолжение следует...

Комментарии

Андрей Балыков написал(а)…
Алексей, отличная статья! Прекрасное обобщение опыта создания тестов. Много действительно полезных нюансов.
Владимир Наумов написал(а)…
Превосходный материал, Алексей! Вот если бы аналогично удалось описать еще и требования к содержанию и смыслу контрольных (и не только!) тестов!..
Алексей Корольков написал(а)…
Владимир, пожелание принимается.
Я при случае попробую сформулировать свои мысли по части формирования набора вопросов теста таким образом, чтобы они соответствовали целям тестирования...

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Кейсы и проекты клиентов WebSoft, представленные в 2017 году

Цикл статей “Управление знаниями”. 1. Что такое knowledge management?