Websoft

вторник, апреля 24, 2007

ТЕЗИСЫ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОСТИ

(В продолжение предыдущего поста Ссылка )

1 . Во избежание возможных недоразумений следуют определиться с понятиями. Интерактивность — это одна из составляющих процесса общения, которая «отвечает» за обмен действиями между участниками диалога (полилога). Наряду с интерактивностью в общении принимают участие коммуникация (обмен данными) и восприятие собеседниками друг друга и самих себя. Таким образом, общение в условиях ДО — это не только интерактивность, но и кое-что еще (см. Ссылка )
2. Инструменты и средства дистанционного обучения требуют от обучаемых осуществления тех или иных действий: начиная от необходимости нажать кнопку <Дальше>, чтобы двигаться вперед по образовательной траектории и заканчивая выполнением открытых текстов.
3. Если инициатива выполняемого обучаемым действия исходит от инструмента (средства) ДО, если в ответ на инициативы средства ДО обучаемый только выполняет приказы компьютера и может действовать лишь в предзаданном диапазоне степеней свободы (при этом большинство действий является заведомо неоптимальными или ошибочными) — интерактивность ДО является принудительной по отношению к обучаемому).
4. Бывают ситуации, когда обучение настолько нравится обучаемому, что он не ощущает принуждения. В таком случае по отношению к обучаемому интерактивность ДО субъективно не насильственна. Однако остается такой по существу.
5. Вообще, в любом обучении присутствует элемент насилия, особенно явно в сфере интеракций.

Принуждение в ДО, конечно, во многом отличается от того же в традиционном обучении. Отчасти это происходит за счет реализации принципа посильности обучения, визуализации, ловких приемов обучения и привлечения интереса к нему. Педдизайн во многом обязан своим появлением необходимости демократизации учебных интеракций.
6. Возможна ли в принципе ненасильственная интерактивность в обучении? Да! Отчасти на этот вопрос отвечают пп. 4 и 5 настоящих тезисов. Отчасти, надеюсь, на него ответят «Тезисы о ненасильственной интерактивности»

Комментариев нет: