Websoft

пятница, мая 04, 2007

Быть активным обучающимся может быть опасно

Если, назначена программа обучения и обозначен временной коридор изучения, перевыполнение этого плана иногда становится наказуемо. Это может происходить по нескольким причинам:

1. Руководитель может решить, что обучающийся умнее его, раз обладает такими способностями по усвоению информации, и взять его «на карандаш», как опасного конкурента в карьерных играх. Или вообще решить уволить его при первом удобном случае.

2. Руководитель может решить, что обучающийся становится опасен из-за большого количества новых свежих знаний.

3. Руководитель может решить, что из-за больших объемов изученного материала страдает текущая работа, что вызовет повышенный контроль над рабочей активностью обучающегося, распределением рабочего времени.

4. Если очевидно, что текущие рабочие дела в порядке, руководитель может загрузить обучающегося дополнительными заданиями, так «что мало не покажется».

5. Может также вкрасться подозрение, что обучающийся нарабатывает себе потенциал, чтобы перейти работать в другую (возможно конкурирующую) организацию. Такое подозрение также может инициировать повышенный контроль деятельности обучающегося с последующим введением санкций, ограничивающих его активность.

6. Как более мягкий вариант предыдущего пункта, руководство может принять допущение, что персональные цели обучающегося «не на все сто» соответствуют целям, которые стоят перед организацией. А раз так, то разница в целепологаниях помноженная на объемы изученного материала и на количество затраченных рабочих часов составляет величину «украденного» у организации. В этой логике самый активный обучающийся — самый большой вор.

Список не полон, но он заставит сотрудников компаний быть более осмотрительными в распределении режима обучения.

Есть такая японская пословица — «Молоток бьет по торчащему гвоздю». Прежде чем начать демонстрировать окружающим свои способности, обучающемуся следует убедиться, что в его рабочем окружении нет «Молотков».

4 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Андрей, спасибо, очень любопытный материал.
Мне он интересен тем, что разные корпоративные культуры предъявдяют к обучению разные требования. В одних, которые Вы неявно описываете, приветсвуется нивелирование сотрудников. Другие же, напротив, могут потребовать от обучаемых "презойти учителей". Там не поощряются безынициатвность и стремление к серднячковости. При разработке курсов это приходится учитывать. По существу, в "представленных" мной эскизах "корпоративных культур" окажутся востребованными разные курсы на одну и ту же тему, как минимум, в части контроля и оценки. Что в таких ситуациях делать разработчикам, как Вы считаете?
Заранее благодарю.

Андрей Балыков комментирует...

Мне близка идеология хабрахабра по стимулированию творческой активности и направлению ее в конструктивное русло:

«Все идут на Х». Статья

Владимир Наумов комментирует...

И Вам удается реализовывать эту идеологию в курсах? Готов заранее снять шляпу (когда она у меня появится)

Андрей Балыков комментирует...

Такая задача не ставится.

Мы с тренерами и методистами постоянно накапливаем (и там, где уместно внедряем) способы, как можно «обыграть» в электронном учебном курсе различные эффективные приемы обычно используемые тренером на очном тренинге. Конца этому процессу пока не видно. (Что хорошо.)