Websoft

воскресенье, мая 13, 2007

Когда учить(ся)? Тема для обсуждения

Очевидно, что успех обучения зависит от того, когда и в какой обстановке обучаемый проходит учебные курсы и тесты. На днях наткнулся на комментарий одного американского специалиста по e-learning в одном из блогов, где он описывал ситуацию, когда ему надо было наладить электронное обучение в филиальной сети одного банка. Проблема состояла в том, что сотрудники отделений банка занимались обслуживанием клиентов все рабочсее время в довольно напряженном режиме, настолько, что наладить обучение в рабочее время практически не представлялось возможным. Обязать сотрудников проходить учебные курсы в нерабочее время, даже мотивировав их возможными повышениями в зарплате и должности, также не подходило - в США несколько другое отношение к нерабочему времени сотрудников, нежели у нас. Почитав про эти злоключения, заинтересовался: а как именно организован по времени процесс е-обучения у нас в России? И не нашел ни четкого ответа, ни какой-либо статистики.

Между тем, вычисление оптимального по времени метода организации обучения персонала было бы полезно не только администраторам обучения, но и авторам курсов, и разработчикам программного обеспечения для е-обучения. Ибо позволит адаптировать учебные курсы и методики управления обучением.

Дамы и господа, прошу вас поделиться знаниями на эту тему - думаю, это всем нам будет полезно.

5 комментариев:

Владимир Наумов комментирует...

Вячеслав,
вы затронули очень тонкую материю. Безусловно, от обстоятельств обучения персонала зависит очень многое. Из моего опыта разработки содержания курсов (в качестве автора) приведу для начала, три весьма ярких, на мой взгляд, случая решения обозначенной Вами проблемы:
1. "Игровое решение" - сотрудником разрешается поиграть с симулятором, рассчитанным примерно на 2,5 часа интеракций с компьютером, прямо на рабочем месте, выкраивая для этого время самостоятельно или договариваясь с руководителем или коллегами о подмене.
2. "Планировочное решение" - после обучения менеджеров определенной теме с помощью нескольких курсов (ДО) по ней им дается инструмент, позволяющий:
- планировать свою деятельность с использованием полученных знаний;
- составлять календарь использования знаний по отношению к конкретному подчиненному(ым);
- фиксировать самоооценку эффективности применения этих заний на практике (т.е. по отношению к подчиненным);
- сохранять результаты и предъявлять их высшему руководству и коллегам для контроля, коррекции или обсуждения.
Собственно, здесь пользователю был дан инструмент для поддержки посттрениговых эффектов.
3.
- Сначала двухдневный электронный курс (не шучу, таким был заказ)
- Потом 2-4 недели применения этого курса на практике
- Через 3-4 недели - завершение обучения на 1-2 дневном тренинге о том, как электронные знания работают на практике.
P.S. Заказчик сам (задним числом (= умом) определял порядок использования курсов уже после того, как они (по его же заказу) были реализованы (во flash'e, 3D. Курсы 1 и 3 - сплошное мультимедиа)

Алексей Корольков комментирует...

То, что я наблюдал на практике (статистики разумеется нет):
- выделяется N часов в неделю, которые человек может обучаться на рабочем месте законно и в рабочее время
- люди ходят учиться в компьютерный класс по установленному учебным центром расписанию
- дают доступ в СДО из дома - учись в свое свободное время
- наиболее распространенный вариант - нет никаких прописанных правил - назначили курс на 2 недели - изучай когда хочешь - в рабочее время или после работы - твое дело (не уверен, что это лучший вариант, но на практике как правило бывает именно так)

firsov andrey комментирует...

Идеалисты....
все гораздо прозаичнее...
написал даже длинный пост по этому поводу... потом стер...
потому что наверняка кто-то свою компанию узнает... или еще хуже - решит что все узнали его компанию..

так что на практике все осуществляется пятым вариантом - который никто не озвучил..
через... ну все знают через что...

Евгения Скиба комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Евгения Скиба комментирует...

На конференции eLearnExpo г-н Гринвуд из IBM привел пример, когда работников касс крупной сети супермаркетов обучали следующим образом: дистанционный курс включался на мониторе тогда, когда лента для товаров перед кассой оставалась пуста. Как только новый покупатель начинал выкладывать свои товары на ленту, курс обучения прерывался.
Не уверена, что такая модель может работать у нас в России. В примере речь шла о неком западном ритейлере.
P.S. Пришлось стереть предыдущий пост, ибо я ошиблась с указанием автора кейса.