Websoft

суббота, мая 12, 2007

Эффективность e-learning в сравнении с очным обучением - результаты исследования

Очень многие из тех, кто занимается электронным обучением сталкиваются с вопросом от коллег и прочих скептиков - а работает ли e-learning? Можно ли с помощью электронного обучения действительно эффективно обучать и какова эта эффективность в сравнении с очным обучением? Я думаю, что над этим вопросом неоднократно задумывались и те, кто электронным обучением постоянно занимается, хотя бы для того, чтобы иметь аргументы для убеждения окружающих.

В блоге одного из экспертов Brandon-Hall Тома Вернера я нашел ссылку на интересное исследование по сравнению эффективности очного и электронного обучения (опубликовано в журнале Personnel Psychology, 2006) - The Comparative Effectiveness of Web-Based and Classroom Instruction: A Meta-Analysis.

Для тех кому лениво читать по-английски несколько интересных цифр из этой статьи (на основе анализа 96 случаев использования ДО в университетах и компаниях):
- Электронное обучение с поддержкой тьютора было более эффективным чем полностью самостоятельное электронное обучение
- Электронное обучение было на 6% более эффективным чем очное при обучении целью которого было усвоение некоторого набора знаний и фактов
- Электронное и очное обучение одинаково эффективны при обучении процедурам и бизнес-процессам
- Удовлетворенность обучаемых при использовании обоих методов одинакова
- Очное обучение было на 10% более эффективным в случае когда обучаемым случайным образом назначали очное или дистанционное обучение (есть предположение, что если бы людям давали выбрать форму обучения самим, результат мог бы быть обратным)
- Электронное обучение было на 19% более эффективным чем очное, когда в электронном курсе присутствовали практические упражнения, контрольные вопросы, обратная связь, а также на длинных курсах
- Очное обучение было на 20% более эффективным чем дистанционное в случае если в электронном курсе не было практических упражнений, контрольных вопрос и обратной связи, а также на коротких курсах

PS

Я бы не стал относится к выводам этого исследования как к абсолютной истине, тем более, что из статьи не очевидно на 100% как измерялась эффективность обучения (скорее всего тестами, т.е. на низших уровнях по Киркпатику), но по крайней мере есть над чем задуматься...

1 комментарий:

Владимир Наумов комментирует...

Позволю себе предположение, что всякое корпоративное обучение само по себе является не вполне полноценным. Больно хочется поразмышлять над допущением о том, что корпоративное обучение как таковое состоит, как минимум, из двух частей: 1. собственно обучения + 2. постучебное сопровождение.
Не стоит ли уже на этпапе при разработки курсов сразу иметь в виду обе составляющих?