Websoft

понедельник, июня 25, 2007

(Не)/?/наглядное мультимедиа: слитно или раздельно?

Многообразный изобразительный материал: статичная графика, аудио, видео и анимация, ЗD-модели, графические схемы и пр.,— предоставляемый технологиями мультимедиа для e-learning, увы, нередко используется неоптимально с педагогической точки зрения. А порой и не очень педагогично.

Очень часто разработчики программного продукта грешат «разукрашиванием» своих произведений в ущерб их функциональной иллюстративности. То разместят в курсе телефонных продаж аппетитную барышню, чей привлекательный образ и телодвижения имеют к предмету обучения более чем отдаленное отношение. То оживят курс по управлению проектами однотипными болванчиками с усами и без, лысых и не очень, за чем-то ползающими в мониторе со скоростью сонных мух по изумляющей траектории. То верные ответы подаются учащимся – продавщицам мелкой розницы – в виде гола, забитого в чьи-то пустые ворота сексапильным футболистом. Манкирование принципом наглядности обучения приобретает, увы, широкое употребление. Что у нас, что, правда, реже, на Западе.

Смысл применения мультимедиа в обучении определяется отношением работы обучаемого с ним к той деятельности, которая составляет содержание учёбы. Это отношение может:
1. совпадать (быть конгруэнтным) (например, предъявление или идентификация объекта изучения, его изображения или модели);
2. мультимедиа может подготавливать обучение, предваряя теоретические выкладки или практические действия;
3. наглядность может завершать обучение (подтверждение или анализ теоретических выкладок, симуляция практической деятельности и т.п.);
4. оказаться несвязанным, несовпадающим (неконгруэнтным). В этом случае мультимедиа по меньшей мере бесполезно или выступает отвлекающим от содержания образования фактором.

Наглядность в обучении имеет смысл, когда предъявляемый объект (визуальный или звуковой) воспринимается и осмысливается обучаемым в соотнесении с имеющимися у него знаниями и опытом и, одновременно, с целями обучения . Ото всех прочих «мультимедиа примочек» в учебном продукте полезно отказаться за, в лучшем случае, их абсолютной ненадобностью.

6 комментариев:

Алексей Корольков комментирует...

Было бы очень забавно провести сравнительное исследование эффективности обучения с ипользованием контента "с рюшечками" и без. Жаль, что это практически невозможно (дорого, трудно и главное никакого коммерческого интереса).

С другой стороны если выясниться, что без рюшечек тоже неплохо, то это будет страшный поклеп "на наш советский строй" - целую индустрию мультимедийного контента - затопчут :)

Андрей Балыков комментирует...

Владимир,
спасибо Вам за статью!

Полностью согласен с Вами.

Владимир Наумов комментирует...

Алексей,
упаси меня Зевс наезжать на "целую индустрию мультимедийного контента". Я не желаю подпиливать сук, на котором сам одним боком примостился. Есть контент и контент. Функциональный и рюшечный, которые полезно "теоретически" развести для профилактики разводок на практике.

А на сравнительное исследование я бы не тратился. И без него очевидно: если информация не имеет прямого отношения к предмету изучения /не по делу/, она создает шумы и забивает каналы. А также, к счастью, реже, втирает очки и запудривает мозги.

Дюсмикеев Андрей комментирует...

Ребята, хорошо вы тут сами с собой поговорили.. радуюсь на это глядя, как согласованно, ну да на то это и ВАШ сайт ;)
А я думаю, что взрослые - это большие дети, которых можно и нужно учить пряча дидактические цели (тактические, конечно) за разной степенью плотности шторки Интереса с его рюшечками, если потребуется..

Алексей Корольков комментирует...

Андрей,
неужели Вы нас в сговоре подозреваете? Так Вы угадали - мы и правда договорились ;) Можем и с Вами договориться - пишите если есть о чем писать...

Относительно Интереса - никто же не отрицает его черезвычайную важность, только главное, чтобы интерес не становился единственно важным фактором в обучении. Я уже как-то писал, что в одном большом банке анализировал популярность открытых курсов.

На 1 месте - "Как правильно разговаривать с начальником" (сами люди выбирали себе курс по интересам)
На последнем - "Финансовая математика"

И это при том, что половина операционистов не знает что такое сложный процент - важно еще как интерес человека коррелирует с интересами бизнеса.

Владимир Наумов комментирует...

Андрей,
не поделитесь ли секретом, благодаря каким механизмам можно и нужно "учить пряча дидактические цели (тактические, конечно) за разной степенью плотности шторки Интереса"? И что и где выходит в "сухом остатке" такого обучения?