Websoft

понедельник, июля 02, 2007

Ресурсы влиятельности интерактивных курсов

По мотивам поста: Ваш ресурс влиятельности

Полноценную, на мой взгляд, влиятельность интерактивных курсов может обеспечить принципиальное коммуникативное равенство виртуальных собеседников — обучаемого и содержания (контента) этих курсов.

Коммуникативное равенство состоит, в частности, в том, что оба участника интеракции имеют возможность влиять друг на друга.

Чтобы в процессе ДО не возникало противоречий и неконструктивных конфликтов между обучаемым и курсом, чтобы противоречия между учебным и индивидуальным знанием учащегося трансформировались в управляемый конструктивный диалог, обучаемый должен иметь возможность не только выступать реципиентом чьего-то воздействия, но и сам влиять на ход обучения. Пока же диапазон его влияния ограничивается преимущественно возможностью воздействовать (не всегда с удовольствием) на результаты контрольного тестирования.

Ради обеспечения коммуникативного равенства участников электронного обучения контент должен предусматривать:

1) виртуальное делегирование обучаемому права влиять на ход интеракций и их последствий;
2) реальную (включая игровую) возможность такого влияния.

Таким образом, обучаемый получает возможность обратного воздействия на ход учебного процесса, управлять комьютером, а не только подчиняться его (учебного курса) авторитету.

Приведем несколько примеров передачи влияния обучаемому из нашего банка методических приемов:

1. Инициатива влияния «делегируется» от авторов контента к тому или иному персонажу, не обязательно одушевленному:

2. Обучаемый выполняет психологический тест, осуществляет самооценку, рефлексирует над актуальной организационной ситуацией, заполняет опросник или анкету, составляет собственную программу обучения или развития и т.п.


3. Обучаемый управляет мимикой, поведением или речевыми реакциями персонажей в соответствии с логикой развития курса, в том числе и оппонирующих друг другу или пребывающих в состоянии острого конфликта.


4. Обучаемый имеет возможность оценить и даже оспорить то или иное задание, тест или кейс, те или иные теоретические выкладки и др.

Предоставление обучаемому возможности влиять на ход учебных интеракций или демонстрация ему того, что его мнение и позиция «учитываются» контентом, подрывают принципиальное неравенство контента и наличных знаний и опыта обучаемого, минимизирует когнитивные, эмоциональные и нравственные издержки авторитарного педагогического влияния.

5 комментариев:

Андрей Балыков комментирует...

Искренность важна в любом деле, как только вы смогли её изобразить, считайте дело в шляпе.

По мне так создание иллюзии коммуникативного равенства является отличным высокоуровневым средством недекларативного управления. То есть, все того же — пусть и деликатного — манипулирования обучаемым.

Вот когда речь зайдет о том, что действия обучающегося изменяют исходный контент, тогда уже можно говорить о равенстве обучающегося и педагога — они оба создатели контента в том виде, в каком его увидит следующий обучающийся.

Андрей Балыков комментирует...

Перечитал свой комментарий и решил, что необходимо резюме. Я имел в виду, что полностью поддерживаю и одобряю описанные Вами методические приемы. Но не в полной мере не уверен, что их стоит подавать под флагом «Коммуникативное равенство».

Владимир Наумов комментирует...

Андрей,
спасибо за замечание.

Вместо термина "недекларативное обучение" я предложил бы "недирективное". В его контексте тема манипуляции приобретает несколько иной ракурс: я/автор/контент имею право на своем мнение, а обучаемый вправе его а) принять, б) отвергнуть, в) развить, г) аутентично приспособить и, увы, д) исказить в ущерб объективности.

Предоставив обучаемому автономомию в оценке контента и отношения к нему, мы избегнем эффектов манипуляции a priori.

Иллюзия комуникативного равенства имеет внешнее выражение в тексте и мультимедиа, которые являются для обучаемого сигналами его коммуникативной автономии.

Если обучаемый используется как средство достижения целей контента, лишается этим контентом если не свободы, то права выбора вариантов (n-степеней свободы) - речь идет о манипуляциях. Но наш обучаемый - человек умный и взрослый. Более того, автор контента (преподаватель) - это то лицо, которое позволяет обучаемому манипулировать СОБОЙ в интересах этого же обучаемого. Такая вот профессия, быть средством достижения чужих целей :)

Владимир Наумов комментирует...

Андрей,
пока писал свой пост, Вы опубликовали свой №2.

Спасибо за поддержку приемов. А над Вашим сомнением в "коммуникативном равенстве" стоит подумать.

P.S. Мир - это иллюзия, возникающая в результате синтеза чувственных образов и логических правил в одной и/или распределенной голове :)

Андрей Балыков комментирует...

Владимир, согласен.

Мне нравится Ваша концепция «недирективности обучения» и сам термин тоже нравится.