Websoft

понедельник, сентября 03, 2007

Тренер, автор или дизайнер?

Цитата:
Меня часто спрашивают - "кто автор ваших курсов?" явно ожидая услышать имена "великих" тренеров или консультантов. Я на это отвечаю, что очень трудно гарантировать, что действительно прекрасный тренер окажется адекватен как педагогический дизайнер (
источник).

Теоретики образования давно ломают голову над следующей проблемой: как можно зафиксировать и транслировать педагогический и тренинговый и опыт. Увы, проблема берет верх над головами. Общий глас таков: пока это невозможно, причем по мало понятным причинам.

Приходилось ли вам читать издания, презентирующие практику бизнес-тренингов или бизнес обучения?
Перечислим:
1. Учебники по тренингам (мотивации, коммуникации, лидерства и пр.) обычно представляют собой теоретические выкладки, перемежающиеся планом мероприятий, перечнем упражнений и описанием поведения участников. В приложениях скромно ютятся восторженные отзывы участинков и экспертов о произошедшем действе... Хотите подобного в электронном курсе?
2. Учебники мотивации, коммуникации, лидерства и пр., как правило, содержат в начале глав некую благую сентенцию, подтверждаемую набором беллетризированных историй из жизни больших и малых успешных деятелей. Слабо такое да в электронный курс?
3. Лучшие издания про тренинги представляют собой их стенгораммы. Вот их-то можно попытаться трансформировать в интерактивные курсы, а лучше - симуляторы. Пусть тренеры этим бы и занялись. Что-то, однако, мне не приходилось сталкиваться с инициативными продуктами такого рода или с заказами на них. А вам?

Желание увидеть в качестве авторов курсов e-learning если ни гуру, то авторитетного тренера потому мало реализуемо, что в электронном обучении имеет место иная логика, иная харизматичность и иная эмоциональная составляющяя образования. Это во-первых.

Во-вторых, роль наставника, а в идеале должно взять на себя само средство обучения, будь то электронные книга, тренинг, симулятор или игра. Привлекательность электронного курса имеет несколько иные источники и составляющие, нежели харизма тренера или преподавателя. Человек и сам не осознает причин власти личностного обаяния. А вот педдизайнер должен уметь ее не только осознавать, но и отличать от харизмы текста, мультимедиа и развития фабулы учебного процесса.

Таким образом, в-третьих, педдизайнер, в отличие от автора, является носителем особых компетенций. В идеале уровень его коммуникативной, педагогической и психологической квалификации требует создания харизматичного образовательного контента, оторванного от той или иной персоны, прежде всего своей собственной. Способен ли тренер абстрагироваться от своих харизмы и авторитета или объективировать их в контенте средства ДО? Когда он сумеет это сделать, то превратиться в педдизайнера.

Имеют место прецеденты, когда автор и педдизайнер выступают в одном лице. Чехов и Булгаков, к примеру, были и врачами и писателями. Педагогический дизайн столь же близок писательству, как и медицинская практика.

Так что же за зверь такой, этот педагогический дизайнер? Какими компетненциями и личностными качествами он должен обладать? Очевидно одно, он может быть харизматичен или не очень. Харизматиками рождаются. Педдизайнерами становятся, в частности, и харизматики, сбросив свою харизму, как ящерица кожу в период линьки, во имя привлекательности курса. На мой взгляд, это важнейшее профессиональное качество педагогического дизайнера. Поговорить о том, как оно формируется и как ему обучаются возможность еще появится.

Комментариев нет: