Websoft

воскресенье, октября 14, 2007

Вред или польза от отделов дистанционного обучения?

Наверное я сейчас скажу крамольную мысль, но я попробую сейчас объяснить, почему наличие отдела дистанционного обучения может вредить развитию электронного обучения в компании.

Дистанционное обучение даже в тех компаниях, в которых оно внедрено, играет существенно меньшую роль чем могло бы (хотя бы по опыту Западных). Почему? Потому, что он зачастую между людьми занимающимися ДО и специалистами, отвечающими за другие формы корпоративного обучения находятся серьезные барьеры:
1) информационный барьер - люди работают в разных информационных системах (одни в СДО, другие в Excel и т.п.) и проблемы и вопросы одних не затрагивают других

2) организационный барьер - люди отвечающие за ДО не обязаны отвечать за процесс обучения в целом, за автоматизацию, инновации и эффективность всего учебного центра. Их дело - чтобы e-learning функционировал. А их выделение в отдельное подразделение (отдел ДО) еще дальше отодвигает их от общих учебных процессов в компании.

Можно ли рассчитывать, что при наличии этих барьеров будет развиваться смешанное обучение, все новые виды учебных программ будут переходить в электронную форму? Я думаю нет - каждый будет сидеть в своем углу...

Поэтому вместо отделов ДО нужно создавать отделы, отвечающие за инновации и технологии учебного центра в целом (а не только за ДО). Одной из задач этого отдела (само существование и сфера ответственности которого в значительной степени устраняет организационный барьер) должно являться и устранение барьера информационного, т.е. повыщение эффективности за счет комплексной автоматизации процессов учебного центра и внедрение единой информационной среды.

Кстати я видел недавно у одного из коллег должность "Начальник отдела инновационных технологий, Департамент обучения и развития персонала" - вот это правильное решение.

Что думаете?

8 комментариев:

andrey firsov комментирует...

Эх, видеть-то и я видел...
разные должности...
а вот сказать могу то - что за последнее время говорил неоднократно в разных местах...
пока система (LMS в нашем профессиональном случае) не будет признана общекорпоративной системой (пусть не де-юре, а де-факто), пока за ее работу будет получать по шапке только одно позразделение - как бы оно не называлось - на нормальный процесс дело не выйдет...

andrey firsov комментирует...

и вдогонку - еще одна, по моему мнению немаловажная вещь...
система должна быть нужна линейным руководителям.
в ином случае все очень зыбко...
и примеров тому тьма.
поддержка топ-менеджмента - вещь безусловно хорошая, но топ - человек занятой и ему в конце концов решать одну и ту же проблему надоедает...
энергичность инициатора - вещь тоже прекрасная, но он в итоге либо достигает некоторой самоуспокоенности - ведь он видит, какой громадный путь проделан (беда в том - что все остальные этого не помнят), либо он уходит в другую компанию - с его опытом там ему легче расти...
а вот интерес линейных менеджеров - вещь постоянная и не меняющаяся со временем, одни уходят, приходят новые - и эти новые уже не видят себя в иной среде, отсюда и постоянство интереса...

Мордвинов Виктор комментирует...

Полностью согласен с Андреем. Как бы не называли подразделение, самое главное, чтобы возложенный на него функционал качественно выполнялся. При этом сто раз прав Андрей, что СДО должна быть де-факто принята в компании и поддерживаться на местах линейными руководителями. По своему опыту скажу, что у нас все новые линейные руководители, проходя краткосрочное очное обучение в Учебном центре, используют СДО не только в качестве вспомогательного, но по некоторым темам и в качестве основного информационно-обучающего ресурса. И поняв прелести этой системы (в хорошем смысле этого слова) эти руководители уже на местах не только сами, а самое главное и своих подчиненных воспитывают в необходимости электронного обучения. Понятно, что где-то кнутом, где-то пряником, но это тема уже отдельного разговора. Больше того, уже сейчас в нашей компании де-юре принимается решение о применении СДО в качестве основного средства формирования, закрепления и проверки теоретических знаний сотрудников розничных магазинов по различным темам. Алексей, а все эти модные термины «новые информационные технологии» (этот термин раньше вообще лепили везде), «образовательные инновации» вызывают определенное недоверие (у меня это точно), а что там за этими красивыми словами? И порой, кроме красивой вывески ничего…:(

Алексей Корольков комментирует...

Андрей, именно об этом я и хотел сказать - если у линейных менеджеров (руководителя учебного центра) есть интерес к повышению эффективности деятельности своего подразделения и направления (возможно за это ему премию платят), то он будет думать о новых технологиях и продвигать соответствующие проекты.

Логично, что за эти проекты кто-то должен отвечать. Отдел ДО, которому поставлена задача внедрить только ДО может думать об автоматизации в целом только на основе энтузиазма, который не вечен, да еще временами и наказуем. Тут дело совсем не в названии, а в круге ответственности - если отдел называется про ДО, но отвечает за технологии в целом - тогда ок.

Владимир Наумов комментирует...

Андрей,
действительно, линейные менеджеры - лучшие люди с точки зрения формирования запроса на обучение. В одной компании как-то была попытка организовать процесс таких запросов системно, узаконить его. Не знаю, правда, чем это закончилось.

По поводу инноваций и информ.технологий: если мы признаем, что теория и практика ДО суть квинтэссенция всего передового в образовании, что именно в ДО нарабатываются новые технологии, способные переносится и на очные/смешанные формы, резонно делать отделы ДО ведущими. На собственном опыте сталкивался с такими решениями: отдел ДО и новых образовательных технологий (или наоборот), правда, в вузах. Эффект был самый положительный /в 2-х сличаях из 3-х :)/

Анонимный комментирует...

Нравится смотреть как Websoft рассуждает о высоких материях , вы бы код чинили ...

Алексей Корольков комментирует...

Вы бы уважаемый представились - был бы разговор содержательнее... А код мы чиним.

Анонимный комментирует...

да пожалуйста , Евгений Арсентьев , в данный момент чиню код Андрея ....
и таким образом не чиню свой ...