Websoft

четверг, октября 04, 2007

Как устроен HR-портал - опыт ЗАО "Русь-Банк"

Недавно я попросил некоторых коллег описать свой опыт построения обучающих порталов в своих компаниях - рассказать о том что на них размещается, какие сервисы предоставляются сотрудникам. Думаю это будет весьма полезно для обмена опытом.

Первым откликнулся Валерий Мишуков, начальник отдела методологии Управления персоналом ЗАО "Русь-Банк" за что ему большое спасибо! Его статья размещена ниже. Если возникнут вопросы - задавайте их в комментариях, я думаю Валерий на них обязательно ответит.


*********************

Добро пожаловать на портал «Русь-Персонал»




«Русь-Персонал» - простой и удобный информационный ресурс, предоставляющий возможность профессионального и личностного развития каждому сотруднику Банка.

Разрабатывая содержательное и структурное наполнение портала, мы стремились создать информационный ресурс, полностью охватывающий деятельность всего HR подразделения, все вопросы, касающиеся кадровой политики Банка.

На портале сотрудники могут проходить дистанционное обучение, общаться и обмениваться опытом с коллегами, участвовать в опросах мнения, своевременно получать информацию обо всех нововведениях и изменениях в кадровой политике Банка.

Вход на портал организован относительно Active Directory, соответственно, после нажатия на баннер сотрудники сразу без ввода имени пользователя и пароля попадают на портал.



Структура портала

Портал состоит из шести основных разделов.


В разделе "HR-ИНФО" собрана вся необходимая информация по вопросам кадровой политики Банка.

Здесь сотрудники могут:
- ознакомиться с регламентными документами
- распечатать формы заявлений
- более подробно узнать о проводимых в Банке внутренних конкурсах, организованных корпоративных проектах
- познакомиться с именинниками текущего месяца
- получить информацию об открытых внутренних вакансиях
- узнать о том, к кому из сотрудников HR по каким вопросам можно обращаться

В разделе "Обучение" можно ознакомиться с информацией о проводимых в Банке мероприятиях по обучению, а также пройти электронные дистанционные курсы.

В разделе "Общение" можно общаться с другими посетителями Портала, обмениваться опытом, обсуждать различные вопросы в форумах и принимать участие в опросах мнения.

В разделе "Личные данные" доступна персональная информация. Здесь можно просмотреть информацию об активном и пройденном обучении, тестировании, оставленных отзывах, а также подписаться на информационные обновления портала.

Раздел "Администрирование" предназначен для курирования процесса обучения и доступен только руководителям подразделений.

В разделе "Помощь" размещена полная справочная информация по работе с Порталом.


Информирование сотрудников

Одной из важнейших составляющих успешности функционирования и развития внутреннего информационного ресурса является грамотное информирование сотрудников о возможностях системы.

Мы используем следующую систему информирования сотрудников:
- В первую неделю работы сотрудник получает информационное письмо с приглашением посетить портал «Русь-Персонал».
- Руководители на периодической основе информируются о возможностях администрирования обучения своих сотрудников.
- При обращении сотрудника в одно из подразделений HR с целью получения какой-либо информации, регламента, формы служебной записки его переадресуют к соответствующему разделу портала.
- Запуск внутренних проектов HR сопровождается ссылками на страницы портала с детальным описанием проекта.
- Любое автоматически направляемое порталом сообщение содержит краткую информацию о возможностях системы.
- Сотрудникам передаются различные информационные материалы. Например, при получении комплекта документов по добровольному медицинскому страхованию сотруднику выдается буклет с информацией о данном проекте на портале.

Информационное наполнение портала

Мы уделяем особое внимание периодичности обновления портала и качеству размещаемой информации. От того, насколько грамотно простроен процесс обновления, напрямую зависит интерес сотрудников к системе.

Обновление портала «Русь-Персонал» происходит ежедневно. Каждое обновление раздела портала сопровождается информацией в новостной ленте.

Наиболее значимые события, такие как открытие новых разделов, размещение дистанционных курсов, запуск внутренних конкурсов и т.д., сопровождаются яркими анимационными баннерами.



На главной странице портала на постоянной основе проводятся мини-опросы мнения, целью которых является получение информации по различным вопросам, поддержание интереса сотрудников к порталу, внутренний PR портала.


Интерактивность

Создавая разделы портала, мы старались использовать максимум интерактива. Результатом стала повышенный интерес сотрудников к порталу.
По каждому направлению деятельности сотрудники могут оставить свой отзыв, в некоторых разделах проводится голосование, на основе результатов которого формируются отчеты и рейтинги.


Дистанционное обучение и тестирование




Безусловно, система дистанционного обучения также заслуживает пристального внимания.
Организация системы максимально проста, большинство курсов размещено на портале в открытом доступе, и лишь некоторые курсы по профессиональной тематике активируются по заявке.
Основа электронной библиотеки - это курсы, разработанные собственными силами, на данный момент их порядка 60%. В зависимости от специфики и тематики материала, используются различные методы создания курсов, некоторые из них разработаны во встроенном текстовом редакторе, а некоторые в редакторе CourseLab.
Система дистанционного обучения достаточно тесно связана с системой очного обучения в Банке. Программы очного обучения строятся и корректируются на основе проведенного дистанционного тестирования, оставленных на портале отзывах после проведения тренингов, множество курсов используются для посттренингового сопровождения и т.д.


Электронное общение

Существует мнение, что форумы не действенны, сотрудники неохотно пользуются ими и практически не оставляют сообщений.
Но опять же, все напрямую зависит от правильности выбора тематики форума, информированности сотрудников и скорости реагирования на сообщения. Форумы должны создаваться под конкретную задачу (к дистанционным курсам, к проектам, для обсуждения насущных проблем в части функционирования и реализации продуктов и т.д.).
Мы работали именно по этим направлениям, и результат не заставил себя долго ждать. На форумах достаточное количество активистов, новые сотрудники подключаются к обсуждениям уже в большей степени посредством «сарафанного радио».

На этом я завершаю свой небольшой обзор по организации работы портала «Русь-Персонал». Надеюсь, наши идеи найдут место для применения в Вашей системе.
Мы постоянно работаем над совершенствованием портала и будем всегда рады обменяться опытом с коллегами.

6 комментариев:

Андрей Балыков комментирует...

________________________
Валерий, спасибо за прекрасную статью!

Возник такой вопрос: как Вами используются, если используются, результаты прохождения курсов, размещенных на портале в открытом доступе?

Возможно, это учитывается при аттестации сотрудника, или позитивная обратная связь от компании к проявившему инициативу сотруднику поступает в некой иной форме?
________________________

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, прекрасный материал, читал с огромным удовольствием, спасибо!

Не подскаежете ли, регламентируется ли и каким образом порядок прохождения дистанционных курсов в открыытом доступе той или иной группой сотрудников? Используете ли вы дистанционный тьюториал? Участвуют ли тьюторы в обсуждении учебных кусов на форуме наряду с обучаемыми? Были ли прецеденты, когда отзывы сотрудников содействовали совершенствованию курсов и самого процесса дистанционного обучения? Спасибо.

Валерий Мишуков комментирует...

Коллеги, спасибо за Ваши отзывы.
Итак, по порядку.
Андрей, система оценки/аттестации персонала на данный момент корректируется, в дальнейшем результаты обучения, безусловно, будут в ней учитываться. Сегодня курсы обучения общей направленности используются в основном для дополнительной мотивации персонала. Курсы, размещенные в общем доступе, позиционируются в качестве дистанционного помощника, помогающего упростить/оптимизировать выполнение функциональных обязанностей. Есть так же и обязательное обучение,о нем ниже.

Владимир. Конечно, прохождение дистанционного обучения регламентируется по группам сотрудников, в первую очередь это касается программ обучения направленных на профессиональное развитие (банковские продукты, программное обеспечение). Регламентация осуществляется посредством выпуска приказа на этапе запуска курса. По данным направлениям дистанционное обучение обязательно при вводе нового продукта, системы и в последующем, для каждого вновь принятого сотрудника этой группы (если было принято решении об организации дистанционной формы обучения).
Назначается и контролируется обучение следующими группами сотрудников:
- сотрудниками моего отдела
- непосредственными руководителями
- сотрудниками бизнес подразделений, ответственными за конкретное направление.
Безусловно, сотрудники, назначающие обучение, принимают участие в общении на форумах. Случаев, когда на основе отзывов, просьб сотрудников производилась корректировка курсов большое множество.

Владимир Наумов комментирует...

Валерий, спасибо за оперативные и ясные ответы. Перечитал Ваше выступление еще несколько раз, возник еще вопрос :) -
Расскажите, пожалуйста, каким образом э-курсы используются у вас для посттренингового сопровождения? Прибегаете ли вы к посттренинговому дистанционному тестированию?

Валерий Мишуков комментирует...

Владимир. Электронное обучение достаточно тесно связано с очным обучением. Курсы могут назначаться как перед проведением тренинга так и после. Перед проведением тренинга курсы назначаются в ситуациях, когда необходимо "подготовить группу" к усложненному материалу или когда проводиться 2-я ступень тренинга, а к группе, уже прошедшей 1-ю ступень, присоединяется "новичок". После тренинга курсы назначаются для закрепления материала, с этой целью проводиться и посттренинговое дистанционное тестирование. В зависимости от сложности тренинга, поставленной задачи и требований бизнес-подразделения очное, дистанционное обучение и тестирование комбинируются по-разному.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Валерий!