Websoft

пятница, ноября 09, 2007

Использование в курсах шкалы лжи

В начале — пример. Однажды мы проводили тренинг с менеджерами по работе с VIP-клиентами. Основная часть тренинга проходила в субботу и воскресенье по восемь часов и два часа в пятницу. Пятница была посвящена знакомству участников и тренеров, уточнению пожеланий участников. В пятницу же участникам было предложено заполнить несколько опросников, один из которых содержал шкалу лжи (естественно, участникам о шкале лжи не сообщалось). Результат обработки анкет в ночь с пятницы на субботу оказался вовсе не типовым и несколько обескураживающим: ни один из менеджеров не искренен. В экстренном порядке структура тренинга была адаптирована под эту особенность участников и всё прошло удачно.

В учебных курсах встречаются методические ходы, эффективность которых зависит от того, насколько искренне человек настроен на самоисследование. А если такого настроя нет, то правильней этот приём вовсе не использовать. Прояснить ситуацию с конкретным обучающимся поможет интеграция в курс шкалы лжи.

Ниже приводится пример методики, к которой добавлена шкала лжи. Относящиеся к шкале лжи вопросы для наглядности выделены цветом.


Личностная шкала проявления тревоги
(Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Инструкция. Распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.


Текст опросника

1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен все принимать слишком серьезно.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство людей.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я - человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею, даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.


Обработка и интерпретация данных

Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.
Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

3 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Андрей, мне несколько раз доводилось использовать в курсах шкалу лжи сугубо для ... динамики учебного процесса. Однако задать "ложный" вариант ответа при решении, скажем, кейса или при ответе на тот или иной вопрос игрового симулятора при отсутствии валидизации "ложных" вопросов - дело очень рискованное и просто профессионально некорректное. Легко ошибиться и вызвать заслуженную негативную реакцию обучаемого. В подобных ситуациях право дать обратную связь на уличение во лжи перепоручалось некому персонажу или даже "конкретному" компьютеру. Например, если обучамый ответил "нет" на вопрос типа: "Вам приходилось повышать голос в конфликтных ситуациях?" ему выдается обратная связь типа:
"Неужели?! Ни разу в жизни?! Простите, я Вам не верю!
С уважением,
Ваш компьютер".
Разумеется, на итоговую оценку при прохождении курса (тренинга, симуляции или игры) подобный ложный выбор обучаемого влиять не должен.

Андрей Балыков комментирует...

Да, да, конечно! Всё правильно.

Я предлагаю использовать диагностику искренности ответов для фильтрации обучающих приёмов, которые далее будут применяться по отношению к конкретному обучающемуся. Ведь то, что будет полезным для искреннего, вызовет отторжение у настороженного.

Вероятно, большинство учебных тем в этом приёме не нуждается. Но такие моменты как диагностика переговорного ресурса, стиля руководства, владения приёмами управления временем… Иногда важно указать обучающемуся на его сильные стороны, а также на его зоны развития. Для настороженных такая интерпретация должна даваться более обтекаемо, чем для искренних.

Речь вовсе не идёт о том, чтобы уличать кого-то в неискренности или снижать итоговый балл. Это было бы, пожалуй, даже разрушительно со стороны авторов курса: наказывать обучающегося менеджера или продавца за их наработанное до автоматизма умение соответствовать социальным стандартам.

Владимир Наумов комментирует...

Очень серьезный и глубокий подход, Андрей. Во всем с Вами согласен. Ваше внимание к таким тонкостям, адаптация к стереотипам "социально желаемого" обучаемого и работа с ними посредством специальных методических приемов приятно поражает. Для меня такой подход - проявление отхода от традиционной парадигмы обучения.