Websoft

вторник, ноября 20, 2007

Тренажёры

В течение 2007 года мы разработали около десяти тренажёров: обучающих продуктов с несколько отличающейся от традиционных учебных курсов методикой обучения. Эксперимент оказался удачным и, видимо, пришло время поделиться опытом.


Как это выглядит с точки зрения обучающегося

Весь материал тренажёра разделён на главы. Главы взаимонезависимы, но проходить тренажёр обучающимся рекомендуется последовательно: после полного прохождения первой главы переходить ко второй и так далее до окончания тренажёра. После прохождения всех глав обучающемуся предлагается сдать итоговый тест, чтобы подтвердить свою успешность в освоении материала.

Прохождение каждой отдельной главы начинается с раздела «Практикум», где обучающемуся предстоит выполнить ряд заданий в формате ответов на вопросы. Заданиями могут быть вопросы на понимание материала, взаимосвязи понятий, разрешения конкретных ситуаций. Это могут быть диагностические тесты на выявление ресурса обучающегося или его слабых мест. Мы предупреждаем обучающихся, что не отслеживаем, как именно они отвечают на отдельные вопросы, поэтому они имеют свободу для экспериментирования материалом практикума. По мере выполнения заданий приводятся полезные комментарии, а по завершении практикума даются рекомендации по дальнейшим действиям.

Если задания покажутся обучающимся чрезмерно сложными, им рекомендуется перейти в раздел «Хрестоматия» и изучить приведённый там материал. Этого оказывается достаточно, чтобы восполнить пробелы в понимании теории и уверенно и безошибочно выполнить любое из приведённых в «Практикуме» заданий.

Мы не предлагаем обучающимся первоначально изучить теорию (она размещена в разделе «Хрестоматия»), поскольку полагаем, что они в достаточной степени опытны, чтобы справится с выполнением заданий «Практикума». В процессе ответов на некоторые из вопросов некоторые из обучающихся могут почувствовать необходимость в получении дополнительной информации по отдельным темам и, в момент перехода к разделу «Хрестоматия», у них будет сформировано представление, в информации какого рода они нуждаются. Это позволяет обучающимся при прочтении материалов хрестоматии оптимальным образом использовать своё время, поскольку восприятие подготовлено, и они уже точно знают, на какие моменты стоит обратить особое внимание. Это повышает отдачу от времени, вложенного в обучение.

Прохождение последнего подраздела «Тесты» позволяет обучающимся получить количественную оценку успешности усвоения ими материала. Хорошие показатели прохождения этого рубежного контроля дают им уверенность в успешной сдаче контрольного теста по итогу прохождения всего тренажёра.


Как это выглядит с точки зрения организатора ДО

С точки зрения организации учебного процесса «Тренажёр» практически не отличается от обычного обучающего курса. Весь объем материала всё так же поделен на взаимонезависимые главы. Каждая глава всё так же содержит теорию, практические задания и тесты для самопроверки. По итогу прохождения всего тренажёра сдаётся итоговый контрольный тест, на основании которого организатор дистанционного обучения принимает решение об успешном (или не успешном) усвоении обучаемым материала.

Основное отличие тренажёра от учебного курса заключается в том, что для успешных, опытных, эрудированных, здравомыслящих обучающихся нет необходимости тратить своё время на чтение теоретического материала. А те, кто будут изучать теорию, будут изучать только те разделы, которые им действительно необходимы и — что, пожалуй, самое главное — потому, что им это интересно. За счёт чего это достигается?

Наш опыт наблюдения за обучающимися показывает, что люди, а особенно взрослые люди не очень охотно изучают теорию, если у них нет чёткого представления, зачем им это надо, как именно они смогут это использовать завтра в своей работе, для решения каких именно задач. Идеология тренажёра такова, что обучающиеся сразу начинают разрешать вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности. Дальнейшее изучение теории служит уже конкретной цели: более эффективному разрешению рабочих ситуаций. Причём, при прохождении раздела «Практикум» восполняется представление о рабочих ситуациях, которые могут потребовать разрешения. Рабочие ситуации намеренно даются во всей их противоречивости, то есть не схематично, без упрощения. При этом, будучи разделены на простые по форме вопросы, они не создают перегруженности сознания необходимостью удерживать одновременно большое количество факторов. В этой связи мы избегаем использования кейсов среднего и большого размера в пользу заданий могущих уместиться одновременно на одном слайде без полосы прокрутки.

Похождение «Практикумов» стимулирует исследовательскую активность обучающихся, в результате которой выявляются неточности в их понимании картины мира. Это приводит к более осознанному, ответственному и эффективному изучению теории.

11 комментариев:

Алексей Корольков комментирует...

Андрей, интересно же - может примерчик повесите или хотите всех заинтриговать :)

Андрей Балыков комментирует...

---
Алексей, добрый день!

На этом блоге есть пример технического задания параграфа «Индивидуальный подход к мотивации сотрудников» из тренажера «Работа с сопротивлением при внедрении изменений».

Обещаю, примеры в виде готовых тренажёров будут, но чуть позже, через две недели. Мы даже специально для целей демонстрации в дополнение к основному варианту сделаем вариант с подсказками, что куда впечатывать или перетаскивать, чтобы можно было быстро отсмотреть: где, какие задания, какого типа, и в какой последовательности расположены.
---

---
Пользуясь случаем, благодарю Скальского Игоря Алексеевича за оказанную им методическую поддержку. Спасибо огромное Погодиной Елене Валериевне и Масюкевич Светлане Валериевне за внесенные ими ценные коррективы на этапе создания тренажёров. Спасибо авторам и методистам, самоотверженно трудившимся над развитием идеи тренажёров и их созданием.
---

Владимир Наумов комментирует...

Андрей, спасибо за пост.
С нетерпением буду ждать примера (ов)

Борис Ятленко комментирует...

Рискую оказаться в меньшинстве, но эта публикация мне показалась мягко говоря странной, причем как по форме, так и по содержанию. Попробую объяснить почему.
Во-первых, термин "тренажер" имеет вполне определенное значение, и его применение к курсам с адаптивной структурой обучения не только не оправдано, но и некорректно, поскольку у читателя заранее возникают ассоциации
с программными симуляторами.
Во-вторых, из текста следует, что "тренажеры" (далее цитата) "для успешных, опытных, эрудированных и
здравомыслящих обучающихся". Конечно можно делать учебные курсы для НЕуспешных и НЕздравомыслящих, но обобщать я бы не стал.
И, наконец, самое главное (уже по-существу) - решение о том что необходимо обучающемуся должны принимать отвественные за обучение, а не он сам. Учебный курс должен обладать необходимой информационной полнотой,
которая определяется задачами компании (если речь идет о корпоративном обучении). Приведу конкретный пример из моей практики разработки курсов для Росгосстрах. Главной задачей дистанционного обучения было обеспечение прямой трансляции всех необходимых знаний от разработчиков страховых продуктов до их конечных потребителей (агентов), минуя "испорченный телефон" в виде промежуточных этапов (региональные учебные центры и местные
инструкторы).
Очевидно, что обучающиеся имеют разный уровень подготовки, поэтому "опытные и эрудированные" проходят обучение быстрее. Важно другое, - должна быть исключена ситуация, когда обучающийся пропускает отдельные фрагменты
только потому, что "ему кажется, что он это знает".
Возможно, после обещанной публикации примеров, откроются новые качества "тренажеров" и станет более понятно почему эксперимент оказался удачным.

Андрей Балыков комментирует...

---
Уважаемый Борис Николаевич, здравствуйте!

Спасибо за Ваше мнение. Я потому и задержал демо-версии, чтобы те, кто за эти две недели ознакомятся со статьёй, могли бы примерить эту идею к своим реалиям и технологиям, не оглядываясь на конкретную реализацию. С этой точки зрения Ваш отзыв очень ценен: он позволяет уточнить идеологию и границы её применимости. Полностью согласен с Вами, что для «обеспечения прямой трансляции всех необходимых знаний от разработчиков страховых продуктов до их конечных потребителей (агентов)» этот вариант не подходит, поскольку на первом месте стоит обязательное изучение всего массива новой информации. Однако возможен тренаж по техникам продаж уже изученного страхового продукта применительно к различным категориям потребителей. Тренер, разработавший такой очный тренинг и отработавший нюансы в нескольких тренинговых группах, является носителем информации, которая может быть переведена в формат электронного тренажёра. По меньшей мере, могут быть осуществлены попытки трансформации очного тренинга в электронный. Попытки, предположительно, всё более успешные по мере накопления подобного рода опыта.

Речь не идёт о курсах с адаптивной структурой обучения. Речь идёт именно о трансляции тренинговых подходов в формат электронных средств обучения. Здесь разница между курсом и тренажёром как между очной лекцией и очным тренингом. Одно не исключает другого, но дополняет. И у каждой формы обучения свои задачи.

В чем конкретно заключается различие?

Использование учебника. Берём аналогию – школьник изучает закон Ома (теория), потом решает задачи, приведённые в конце параграфа (практика), после того, как школьник убеждается в том, что он способен рассчитывать параметры электронных цепей, он сдаёт контрольную работу по теме (тест). То же относится к учебнику по теме, например, «Делегирование»: менеджер изучает принципы, правила, приёмы делегирования (теория) потом решает кейсы или выполняет задания на понимание, например, границ применимости тех или иных правил и пр. (практика) отвечает на оцениваемые контрольные вопросы (тест).

Использование тренажёра. Если мы предполагаем, что человек уже знает закон Ома и нам нужно «натаскать» его на решение определённого типа электронных цепей или мы готовим выпускника к сдаче вступительных экзаменов в конкретный ВУЗ, то нам нужны задачники, причём задачники под конкретный вид электронных цепей (например, для усиления аналогового сигнала с минимальным его искажением) или задачник с типовыми задачами, дающимися на вступительном экзамене в выбранный ВУЗ. При этом теории в задачнике может или не быть вовсе или она присутствует в справочном варианте. То же касается и задачника для менеджера по теме «делегирование». Задачник не заменяет учебник, но является его логическим продолжением. Традиционно менеджеры предполагают, что они знают, как делегировать, и для них – изучение теории часто формальность и пустая трата времени. Почему им сразу не предоставить задачник? Тем более что необходимая теория доступна в любой момент в полном объёме? Мне кажется, такой вид электронных обучающих средств вполне имеет право на существование. И в данном случае решение о том, что необходимо обучающемуся, должен принимать он сам, а не ответственные за обучение. Если менеджер с пятилетним опытом справляется с предлагаемыми задачами по делегированию и оцениваемыми тестами, основываясь на знаниях полученных в институте, пройденных им тренингов (внутрикорпоративных или по собственной инициативе), привлекая свой опыт управления, настаивать на чтении лекций излишне.
---

Борис Ятленко комментирует...

Андрей, большое спасибо за подробный ответ. Теперь концепция "тренажера" становиться более понятной и безусловно имеет право на существование. Тем не менее, само название мне все равно кажется неудачным - даже "электронный задачник" представляется предпочтительным. Но это не принципиально.
С интересом буду ждать обещанных примеров и оценки их эффективности.
Искренне желаю успеха.

Андрей Балыков комментирует...

---
Борис Николаевич, я Вам очень благодарен за выявленную непоследовательность изложения в статье. Перечитав её, заметил, что акцент, в самом деле, сильно смещён в позиционирование адаптивности как основной характеристики.

Если всё сложится, к концу следующего года появятся первые обучающие деловые игры. Не уверен, что это можно называть симуляторами, скорее всё же играми: с миссией, задаваемой в начале, необходимостью коммуникации с рядом персонажей для достижения цели миссии, с развитым сильно ветвящимся в зависимости от принимаемых решений сценарием. Там уж, вероятно, не будет ни какой теории: цель и виртуальная реальность, смоделированная на основе правил делового общения.
---

Алексей Бондаренко комментирует...

А если пойти дальше? Т.е. позиционировать такие тренажеры не только для "продвинутых" сотрудников, но и для узкоспециализированных сотрудников, которым не нужны высшие материи?
Т.е. это все равно что не получить основополагающего высшего образования в институте по специальности, а сразу после школы идти работать, набираться опыта и знаний не из фундаментального институтского курса, а получать только те знания которые необходимы в настоящий момент для решения конкретного вопроса.
Или по другому: учить плавать бросив в вводу.
Разумеется речь не о высококвалифицированных специаистах.
Прошу прощения за выражение, но для "гоблинов", которым не нужны высшие материи (например продавцу не нужно разбираться в микроэкономике), нужны только те знания и навыки, которые необходимо для выполнения его узкой задачи.
Например, правильно сделать расчет и заполнить документ (если говорить например о страховых агентах). Сейчас мы прогоняем через курсы и тесты всех, независимо от квалификации и знаний, но при таком подходе можно "заточить" сотрудника под конкретную задачу: правильно делать расчет и заполнять документ не вдаваясь в общую теорию.И при этом, если сотруднник уже имеет какие то знания, то и в "хрестоматию" будет лазить меньше. А если знаний нет совсем, то для решения конкретной задачи нужно будет узнать соответствующие знания, т.е. самому их "добыть".

Андрей Балыков комментирует...

---
Алексей Григорьевич, здравствуйте!

Согласен, это правильное направление развития. Не принципиально, как называть эти средства обучения. Вполне можно назвать и курсом и тренажёром обучающий продукт для узкоспециализированных сотрудников, который предъявляет необходимую конкретному типу сотрудника информацию (и контролирует её усвоение), сопровождается узкоспециализированными заданиями (правильно сделать расчет, заполнить документ) и оценивающими достижение учебных целей тестами. Общая теория и дополнительная информация могут быть вынесены в глоссарии, справочники, приложения в которые может осуществляться вход как через главный классификатор, так и посредством контекстного доступа к конкретному месту от конкретного задания.

В дополнение могу сказать, что всё это легко реализуется с использованием Курслаба, который и рекомендую к повсеместному применению в качестве средства разработки для всех и на все случаи жизни.
---

Анонимный комментирует...

Отлично, что эти примемы (возможно даже - методика) распространяется среди разработчиков.. наконец-то взрослые люди будут учиться повзрослому.. глядишь и учебу в школе подтянем..
У нас есть примеры примеры таких "гибких курсов" образца 2004 и 2005 годов.
Сейчас уже пошли немного дальше - с весовыми коэффициентами учебных ветвей для обучаемого и основываясь на гибкой технологии визиуального wiki-движка. Скоро будут примеры.. Жаль некому делать умные публикации..
Извините, сменил компьютер и с Vista борюсь, поэтому подписываюсь как гость прямо в тексте.
Дюсмикеев Андрей,
компания "МедиуМ"

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги!
Честно говоря, развивающаяся здесь дискуссия меня одновременно и радуют и огорчает.
Радует потому, что мотивирована желанием уйти от линейных электронных учебников, слегка обременненных тестами.
Огорчает оттого, что мы отталкиваемся в своих размышлениях от почвы этих учебников. Да никакая не почва они! И не мерило качества иных типов электронных обучалок. Так, одни из ряда, не более.
Уверен, что типы обучающих продуктов должны отталкиваться от учебных цели и задач.
Нужно прямолинейно дать знания - пжалста, гипертекст с тестами. Можно его и размалевать, хотя лучше иллюстрировать.
Нужны умения и навыки - создаем тренажеры или симуляторы.
Потребовались компетенции - давайте делать продукты с ветвлениями, зависящими от выбора ценностей и меры ответственности - в идеологии проблемного обучения, к примеру.
Нужно дать стандартные знания + умения + навыки - пользуемся традиционной парадигмой обучения, где все перечисленное находится во вне по отношению к обучаемому, т.е. придумано и пережито другим дядей.

Развивающие продукты требуют провокации, отказа от стереотипов, разрушения ранее изученного - деконструкции опыта и знаний и построения в учебном диалоге новых на основе старых. Для этого существуют корректирующие тренинги, проблемное, поисковое, дискуссионное и т.п. обучения.
Нужны креативные, самообучающиеся сотрудники - делаем содержанием обучения их знания и опыт, сталкивая его в проблемной форме с внеположными ЗУНами, острыми ситуациями и т.п., то есть переходим к альтернативной образовательной парадигме (о ней см. http://www.distance-learning.ru/db/el/DC905EF6D052B66BC325720E00493AC7/doc.html).
Кроме того, существуют еще и консалтинговые продукты, продукты поддержки постренинговых эффектов. Приходилось мне сталкиваться и с обучающими экспертными системами и даже великолепным дистанционном психотерапевтическим курсом (для людей, страдающих одной из фобий).
Резюмирую. Есть запрос на курс. Он изучается и в соответствии с целью обучения определяется педагогический подход + тип продукта (книга, тренажер, тренинг. симулятор и пр. с вариациями на тему) + удельный вес типов знаний в них (таковых насчитывается от 3 до 5-6) + соответствующие цели типы интеракций + цели и удельный вес типов контроля + оценка эффективности курса.
В пределе, каков запрос на обучение, таков и курс, чтоб этому запросу соответствовать.