Websoft

понедельник, декабря 03, 2007

От преподавания к учению: нужно ли управлять процессом учения

Недавно на одном мероприятии в педагогическом вузе попытался озвучить мысль о том, что электронные курсы и иные средства e-lеarning должны нести наставническую функцию, то есть по мере возможности управлять познавательной деятельностью и эмоциональными состояниями обучаемого.

Надо сказать, у подавляющего большинства из примерно 40 присутствовавших ученых мужей и дам этот тезис не встретил энтузиазма.

Возможно, для обучения юношей и девушек 18-22 лет в условиях смешанного обучения это не актуально. Преподавателям вуза виднее. Перевести давно созданные и апробированные учебники и монографии в электронный вид, насоздавать к «горловым» курсам решебников задач и тренажеров, мультимедиа хрестоматий и пр. вполне достаточно – и дело сделано? Это и будет личностноориентированный подход к обучению, гуманизация образования и фактор повышение его качества, за которые так ратуют теоретики-педагоги.

Корпоративное обучение имеет дело обычно с более взрослым, социально зрелым и самостоятельным контингентом учащихся. Их еще меньше опекать надо. У них самоконтроль и ответственность еще выше, нежели у студентов. Нечего на методики и технологии образования заморачиваться. Оформим знания в электроном виде, сделаем их максимально наглядными благодаря мульти медиа, увенчаем все это итоговым тестом – учебный процесс сам собой потечет. Это и будет обучение, ориентированное на пользователя, по умолчанию.

Достаточно выложить знания. Управлять же их освоением – личное дело обучаемого. Экзамен же все точки над и расставит, качество обучения обеспечит. Не так ли?

4 комментария:

Андрей Балыков комментирует...

---
О, как Вы правы Владимир!

Управлять усвоением информации, пожалуй, самое главное. Собственно знания без методики их подачи — это не знания, а набор справочных данных. Не много найдётся желающих заучивать справочник даже под угрозой последствий не сданного теста. У меня принципиальное убеждение, что «КАК» (методика) важнее, чем «ЧТО» (информация): если информация не подана правильно, она не будет усвоена, сколь ни была бы хороша.

Именно за счёт методики, а не за счёт информации различается чуть не на порядок стоимость часа работы различных тренеров.
---

Владимир Наумов комментирует...

Попробую еще круче заострить проблему: электронное обучение взрослых сотрудников компаний столь специфично, что требует особых образовательных технологий и методик, или и добрые старые сойдут?

Кстати, всегда ли отличается стоимость электронных курсов за счет реализованных в них методик?

Андрей Балыков комментирует...

Уверен, электронное обучение взрослых сотрудников компаний столь специфично, что требует особых образовательных технологий и методик.

Относительно влияния использованных методик на стоимость, для курсов такой зависимости я пока не наблюдаю.
В качестве ценообразующих факторов в основном используются более «материальные» критерии, например, «длительность».

Владимир Наумов комментирует...

Некая попытка обощить простейшие способы оценки стоимости курса осуществлялась здесь: http://www.trainings.ru/library/questions/

Однако на авторский продукт, пусть и коллективным трудом созданный, цена может определяться сугубо соглашением сторон.