Websoft

понедельник, декабря 17, 2007

Вопросик под Рождество

В дореволюционной журналистике (до 1917 г.) считалось приличным и модным накануне Рождества и Нового года стращать обывателя довольно мрачными «святочными историями». Хорошие традиции надо возрождать! Тут весьма кстати одна из коллег, ангажированных в теме электронного обучения (ЭО), задала «вопрос ребром»: «Почему в России e-learning развивается медленными темпами?»

На мой взгляд, его развитие тормозится (и это ни хорошо, ни плохо, так – факт, не более) борьбой нескольких тенденций, в которой, думается, нет пока явного фаворита.

Бизнес-образованцы словно Лебедь, Рак да Щука впряглись в одну телегу и тянут e-learning каждый в свою стихию. Отчего и темпы развития страдают, и воз хаотично дергается. А поклажи на возу все больше и больше: каждый намерен доказать, что именно его груз наиболее ценен и ликвиден. Чем больше поклажи он взвалит на воз, тем больше у него прав тянуть e-learning в свою сторону. Короче, тенденции сейчас просматриваются преимущественно в районе воза в виде утяжеления груза на нем. В целом, пожалуй, пока мы наблюдаем стремительное топтание близ линии старта.

Теперь об этом же без метафор. По моим робким наблюдениям сегодня фиксируются следующие тенденции в развитии отечественного e-learning:
1. Конструктивная тенденция. Организация, содержание и процесс e-learning формируются и осуществляются в максимально возможной гармонии обучения с целями и миссией компании, линейного менеджмента и обучаемых, ее возможностями, а также желанием и способностью персонала учиться. К счастью, примеров этой тенденции все больше. Однако реальных проблем и неразрешенных вопросов (к примеру, оценка эффективности е-курсов, поиск оптимальной технологии обучения) здесь больше всего. Тяжело следовать этой тенденции.
2. Подражательная тенденция. Компании, следуя отечественной моде на e-learning и/или заимствуя саму идею корпоративного e-learning на Западе, дабы не отстать от «прогресса» и забугорных идеалов, решают вводить ЭО и у себя. Заводят e-learning «для приличия». Эту тенденцию, кстати, как и конструктивную, можно оценить положительно. Ввязавшись в драку за е-обучение персонала, компании очень скоро вынуждены переключиться на заботу о его качестве или… прекратить его. Кстати, в корпоративной прессе одного из монстров российской металлургии уже обсуждается вопрос о пересмотре порядка финансирования и даже закрытии корпоративного университета со всеми его сотнями е-курсов.
3. Бюджет-пиарская тенденция. Здесь e-learning используется сугубо для оправдания задействованными службами собственного существования. Не побоюсь сказать (но побоюсь назвать): целые отрасли промышленности и/или торговли, мощные корпорации заказывают (чаще) и создают (реже) е-курсы эксклюзивно с целью освоения бюджетов на обучение. И только! Прежде всего в рамках этой тенденции создаются внешне привлекательные и мало-кому-нужные с точки зрения образования курсы и игровые продукты.
4. Разработческая тенденция. Компании, создающие курсы под заказ, невольно вынуждены присоединяться к одной из названных выше тенденций. Однако они не хотят быть простыми исполнителями и норовят внести свой креативный вклад в «развитие прогресса». Когда их деятельность протекает в рамках тенденции 1, результативность e-learning оказывается наибольшей. Однако часто им приходится выполнять заказы в духе тенденций 2 и особенно 3. Их профессиональный поход, привлекательный дизайн и ловкие решения интеракций создают иллюзию качественного продукта даже там, где образованием как таковым не пахнет. За внешней привлекательностью, обилием флеша стоит скорее PR учебного центра или HR-службы, чем HR-менеджмент и обучение как таковые. Увы, отнюдь не многие компании-разработчики считают делом чести создавать прежде всего педагогически грамотный продукт, где флеш и прочие элементы мультимедиа являются средством достижения образовательных эффектов, а не подменяют собой их. На подобную продукцию ох как часто покупаются потенциальные заказчики, просматривая портфолио разработчиков.

Какая тенденция одержит верх? Думается, рынок, сам рассудит. Нам же остается только гадать, победа какой из тенденций обеспечит тот темп развития ЭО, чтобы коллега, задавшая «вопрос ребром», осталась довольна.

1 комментарий:

Александр Медведев комментирует...

Мне кажеться, что в дополнительно к представленным причинам, есть еще одна: это слабый (за редким исключением) профессиональный уровень наших тренеров и специалистов по обучению. Они воспринимают e-learning как своего конкурента, который "откусит" у них часть заработка. При этом они не понимают (или не хотят понять) возможностей электронного обучения при пост-тренинговой поддержке, поддерживающем обучении и т.д. И соответственно игнорируют или блокируют внедрение e-learning.