Websoft

среда, января 31, 2007

Максим Кузьмин (Росгосстрах) - ответы на вопросы online интервью

Некторое время назад я предложил читателям этого блога задать вопросы Максиму Кузьмин, руководителю отдела дистанционного обучения в компании Росгосстрах. Это первый подобный опыт и вопросов поступило не очень много.



Мы планируем и дальше приглашать экспертов для проведения таких "общественных интервью", надеюсь активность будет выше. Ниже мы публикуем ответы на поступившие от вас вопросы, относящиеся в теме корпоративного дистанционного обучения. Если некоторые ответы показались вам недостаточно полными, Вы можете задать уточняющие вопросы в комментариях к этому сообщения - Максим обещал мне на них ответить.


1. Андрей Балыков, Тренингсофт:

Максим, здравствуйте!
Курсы РГС имеют очень привлекательный вид. Расскажите, пожалуйста, каким эргономическим характеристикам Вы уделяли особое внимание?


Максим Кузьмин:
Спасибо. Мы достаточно долго думали над стандартным шаблоном курса, который сейчас используется во всех наших курсах и сертификационных тестах. Прежде, чем начать делать интерфейс, был разработан Корпоративный стандарт ДО, который был «базой» для разработки. Главным для нас была usability. Интерфейс должен был позволить человеку, даже первый раз севшему за компьютер, освоить инструмент (т.е. курс). Цветовая гамма выбиралась с учетом корпоративных цветов, а также общеизвестных принципов построения интерфейсов. Основные функциональные кнопки располагаются в нижней части экрана, наиболее часто используемые в нижней правой части. Пилотирование и отзывы десятков тысяч обученных говорят о том, что интерфейс был воспринят очень хорошо. На вопросы «Понятно ли организовано перемещение (навигация) по курсу?», «Удачно ли оформление (дизайн) курса в целом?» и «Удобно ли было пользоваться системой дистанционного обучения?» более 95% ответили положительно.

2. Евгений Ильин, Гарант

Как осуществляется доступ пользователей не имеющих собственных компов на рабоче месте в учебный портал? Возможен ли доступ с любого компа в сети www? если да, то есть ли особенности защиты сервера учебного портала? Спасибо!

Максим Кузьмин:

Те пользователи, которые работают с централизованным Порталом (в онлайн режиме) осуществляют к нему доступ из внутренней сети. Защита от несанкционированного доступа абсолютно стандартна, верхним ее уровнем является авторизация любого пользователя. Даже, если у пользователя нет своего компьютера, то он получает собственную учетную запись (логин/пароль) для входа в систему, под которой и проходит обучение.

3. Татьяна, KKБ

Добрый день! Скажите, кто занимается разработкой обучающий курсов в вашей компании? Имеено разработкой - написанием контента, дизайном. И сколько человек занимается этим? Спасибо!

Максим Кузьмин:

Если говорить о разработке курсов, то ее можно разделить на 3 больших блока: написание сценария, программирование и опытная эксплуатация. Программирование основной части курса делается внешними исполнителями, остальные этапы командой ДО. Дизайн курсов по сути стандартный, поэтому это не требует больших трудозатрат. Непосредственно написанием сценария курса занимается один человек, программированием 1-2 (в зависимости от загруженности ресурсов и приоритетов), опытную эксплуатацию организует еще один член нашей команды.

4. Петр Воропаев, УГУ

Максим, оценивали ли Вы экономическую отдачу от внедрения СДО? Если да, то какие методы Вы использовали для оценки эффективности?

Максим Кузьмин:

Вопрос оценки экономической эффективности обучения всегда занимает умы менеджеров. В нашей компании такая оценка регулярно проводится по тренингам, нацеленным на навыки продаж. Это оценка сравнивает тенденции изменения собранной страховой премии, прошедших и не прошедших обучения. По разным курсам эффективность колеблется от 22% до 45%. Что же касается дистанционного обучения: в рамках всей компании мы проводили экспертный опрос (продавцов, региональных менеджеров), который показал рост продаж от 20 до 50% у прошедших продуктовые курсы и ряд других важных результатов (например, в области для клиентского обслуживания). Более точную математическую (количественную) оценку мы планируем провести в ближайшие месяцы. К сожалению, влияние продуктового (предметного) обучения на продажи в чистом виде сложно оценить по причине влияния слишком многих факторов. Пример, который можно привести: Если одновременно выпустить «в поле» разработчика страхового продукта (который его знает досконально) и профессионального страхового агента (который знает продукт средне) с хорошими навыками продаж, у кого продажи будут больше?

5. Меновщикова Екатерина, администратор СДО "Прометей", АО "Казкоммерцбанк"

Здравствуйте, Максим!
У меня несколько вопросов.
Скажите, каким образом в вашей компании организовано дистанционное обучение? Этим занимается 2-3 человека, или отдельный департамент, состоящий из тех, кто учит, кто контролирует, кто разрабатывает новые курсы?
Проводите ли вы постоянное обучение, или это в основном краткосрочные курсы повышения квалификации?
Есть ли определенные мотивационные программы?
Проводите ли вы наряду с дистанционным обыкновенное обучение, и насколько эти два процесса взаимосвязаны?
Проводила ли ваша компания закупку готовых курсов, или каждый курс вы разрабатывали «с нуля», своими силами?


Максим Кузьмин:

О том, как организовано ДО в РГС, можно рассказывать достаточно долго и объемно. Вкратце: в команде проекта центрального офиса 3 основных игрока: которые управляют процессом разработки и внедрения дистанционных курсов, а также самой СДО. В регионах ДО управляют сотрудники служб по работе с персоналом и ИТ-подразделений.
В компании реализовано многоступенчатое непрерывное обучение (подробнее о нем на нашем сайте), которое состоит из коротких продуктовых программ (4 часа) до годичных (Корпоративный университет). Курсы ДО по продуктам занимают от 3 до 5 часов, по другим тематикам – до 50 часов. Все дистанционные курсы разрабатываются специально для РГС «с нуля», т.к. готовые курсы не отвечают нашим требованиям

6. Евгений Ильин, Гарант

Максим, здравствуйте!
Проводилась ли в вашей компании оценка персонала с помощью webtutor в регионах?
Если да, то как? Процедуры назначались централизованно из центрального офиса для региональных сотрудников?


Максим Кузьмин:

Пока оценка, которая проводится в регионах, не автоматизирована. Данная задача стоит в наших планах

7. Александр Ларин, Райффайзен Банк Аваль

Максим, Вы не могли бы сообщить сколько людей работает в Вашем отделе, каковы их должности и функциональные обязанности?

Внедряется ли в Вашей компании Performance management? Если да, то какая программная система используется и как строится ее взаимодействие с LMS?


Максим Кузьмин:

О нашей команде см. ответ выше (вопрос №5). Пока Performance management в компании не внедрен.

8. Рудник Юрий, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

Расскажите пожалуйста как при такой территориальной распределенности и огромной учебной аудитории Вашей организации Вы проводите оценку уровня знаний учащихся. Существуют ли компьютерные классы для проведения тестирования или оно проводится на местах? Как вы оцениваете достоверность полученных результатов?

Максим Кузьмин:

У нас есть два основных инструмента: тестирование по результатам прохождения курса (оценка уровня усвоения знаний) и сертификационный тест. Основная отвественность за достоверность результатов лежит на организаторах ДО на местах (от HR-менеджера филиала до руководителя обучающегося). Понятно, что обеспечить 100% контроль невозможно, но, судя по статистике, основная часть тестов проходится самостоятельно. В ряде регионов для обучения и тестирования используются компьютерные классы, но при нашей распределенности (2 500 точек в 76 регионах) обеспечить существенный процент (от общего числа) обучаемых в классах не представляется возможным.

Читать дальше......

вторник, января 30, 2007

Задания на понимание материала: примеры формулировок

1. Понятие

«Выберите наиболее корректное определение понятия из числа предложенных».

«Разделите признаки данного понятия на существенные и несущественные».

«Укажите объекты, не попадающие в объем данного понятия».



2. Отношения между понятиями

«Определите родовые и видовые связи между данными понятиями».

«Выберите объекты, относящиеся к объему понятия А и не входящие в объем подчиненного ему понятия В».

«Укажите общие признаки данных понятий».



3. Правило

«Оцените применимость данного правила в указанных ситуациях».

«Укажите ситуации, являющиеся исключением из данного правила».

«Определите результаты применения данного правила в указанных ситуациях».



4. Отношения между правилами

«Выберите правила, которые можно применить в данной ситуации».

«Упорядочите множество правил по приоритету применения».

«Укажите правила, являющиеся частными случаями или следствиями данного правила».



5. Операция

«Выберите операцию, которой соответствует данный набор аргументов».

«Выберите операцию, которой соответствует данная цель или набор результатов».

«Определите результаты применения операции для указанных исходных данных».

«Укажите характер преобразования, обеспечиваемый данной операцией».



6. Отношения между операциями

«Выберите операции, имеющие общие аргументы, цели или характер преобразования».

«Примените к исходным данным последовательность операций, учитывая приоритеты их выполнения».



7. Метод

«Укажите задачи, решаемые данным методом».

«Укажите используемые в данном методе правила и операции».

«Укажите модели, используемые в данном методе, и определите их связи».

«Укажите этапы, входящие в данный метод, и определите порядок их следования».

«Модифицируйте данный метод для решения указанной задачи».



8. Отношения между методами

«Укажите методы, применяемые для решения данной задачи, и выберите из них наиболее предпочтительный. Используйте комбинацию данных методов для решения указанной задачи».

«Упорядочьте альтернативные методы по указанным критериям».

«Укажите различия данных методов в части используемых правил, моделей и операций».



9. Модель

«Выберите системы, представляемые данной моделью».

«Указать задачи, в которых используется данная модель, а также цели и условия ее применения».

«Определите связи между компонентами модели».

«Декомпозируйте множество характеристик, связанных с данной моделью, на параметры и переменные. Переменные разделите на входные, выходные и промежуточные».

«Выберите методы, в которых используется данная модель».

«Определите значения основных характеристик моделирования (точность, вычислительная сложность и т.д.)».



10. Отношения между моделями

«Выберите модели, которые можно применить для решения данной задачи».

«Укажите, как связаны данные модели (по входу-выходу, как общее и частное, как целое и часть и т.д.)».



11. Отношения между моделями

«Оцените корректность предложенного перечня достоинств и недостатков альтернативных моделей и укажите, как он модифицируется при изменении требований к характеристикам моделирования».

«Выделите общие компоненты данных моделей».



12. Закон

«Укажите объекты (свойства, явления, величины) и связи между ними, которые отражает данный закон».

«Оцените применимость данного закона в указанных ситуациях».

«Оценить корректность предложенных интерпретаций данного закона применительно к решению данной задачи».

«Используйте данный закон для решения указанной задачи».

«Выберите модели, описывающие данный закон и удовлетворяющие указанным условиям».



13. Отношения между законами

«Выделите общую область действия данных законов».

«Укажите законы, в которых фигурируют данные объекты (свойства, явления, величины)».

«Сформируйте набор законов и закономерностей, позволяющих связать данные объекты (свойства, явления, величины)».



14. Описание свойств и отношений изучаемых объектов и процессов

«Выделите общие свойства данных объектов (процессов)».

«Укажите объекты (процессы), обладающие данными свойствами».

«Упорядочьте данное множество объектов (процессов) по значению указанной характеристики».

«Выберите объекты, входящие в состав данного объекта, и определите связи между ними».

«Укажите объекты (процессы), имеющие данную структуру».

«Отсортируйте множество объектов по роли, которую они играют в данном процессе — выделите входные, выходные и промежуточные объекты».

«Выберите модели, описывающие данный объект (процесс) и удовлетворяющие указанным условиям».

«Выберите метод решения указанной задачи, связанной с данным объектом (процессом)».



Подробнее об этом можно почитать в книге А. И. Башмаков, И. А. Башмаков Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.

Читать дальше......

понедельник, января 29, 2007

Анализ ДНК online

Можно ли использовать e-learning для обучения биотехнологиям и связанным с ними практическим навыкам? Есть интересный пример обучения применению генетических методов - извлечению и анализу ДНК. Это набор курсов, разработанных в университете штата Юта (мормоны!) - Виртуальная лаборатория биотехнологий.
Нажмите start lab, чтобы начать просмотр (нужен Macromedia Flash):







PS
А для тех кто интересуется реальным анализом ДНК (в том числе, чтобы понять сколько у вас родственников в Австралии или Испании) советую почитать статью в журнале Русский Newsweek, сходить на сайт проекта Genographic (обратите внимание на атлас распространения человеческого рода), а заодно купить книгу "Изгнание из Эдема. Хроники демографического взрыва"

Читать дальше......

воскресенье, января 28, 2007

Кто придумал e-learning - пока не ясно!

В середине ноября я разместил материал "Кто придумал e-learning??", в котором описывалась парадоксальная ситуация, сложившаяся в после того как компания Blackboard (один из крупнейших, по некоторым оценкам до 75% университетского рынка, разработчиков систем дистанционного обучения) запатентовала само понятие LMS (Learning Management System) или Систему Дистанционного Обучения в русской терминологии. И не просто запатентовала, но и подала в суд на одного из конкурентов за нарушение авторских прав, что в итоге грозило проблемами всем разработчикам СДО в мире.

Как я уже писал, это вызвало волну критики на рынке и привело к тому, что целый ряд компаний и организаций подали встречные иски и в суды и жалобыв патентное ведомство. Как сообщила в своем пресс-релизе одна из этих организаций, Software Freedom Law Center, патентное бюро США (United States Patent and Trademark Office - USPTO) потребовало провести повторную проверку патентной заявки Blackboard. Как говориться в комментариях, в большинстве случаев (более 70%), такие повторные проверки приводят к отзыву патента. Так что вопрос о том кто придумал e-learning так пока и остался под вопросом!

PS
Для особо интересующихся - вот какая сложнейшая ;) схема взаимодействия между обучаемым и СДО была запатентована Backboard (на картинке, выдержка из запроса на повторную проверку патента). Под нее попадает 100% всех современных СДО :(

Читать дальше......

пятница, января 26, 2007

Где растет дерево диалогов?

Для отработки навыка было бы здорово использовать симуляцию диалога с виртуальным партнером. К сожалению, пока нет предпосылок к тому, чтобы такие диалоги создавали аналог реальной ситуации так, как это возможно отработать в режиме очного тренинга. И до тех пор, пока не создан искусственный интеллект (ИИ), эта задача не может быть решена в полной мере. А методических подходов или хотя бы продуктивных идей к созданию ИИ пока нет.

И все же кое-что в этом отношении может быть сделано. Вынужденным ограничением является предоставление нескольких вариантов возможной реакции на фразу виртуального оппонента. Увы, нельзя предоставить возможность обучающемуся отреагировать так, как это он сделал бы в реальной рабочей ситуации или на очном тренинге — компьютер его просто не поймет.

Из этого ограничения логически следует методика для организации развития моделируемой ситуации — построение так называемого дерева диалога. Точкой инициации диалога может быть фраза виртуального оппонента из которой становится ясно задание. Или может быть описана ситуация, тогда первый ход — за вами (опять же в виде выбора нескольких возможных). Если, например, к обучающемуся в моделируемой ситуации подходит коллега для решения какого-то своего вопроса — пусть коллега и начинает первым. Если обучающийся вызвал подчиненного для беседы — логично начинать обучающемуся.

Итак, обучающийся получил стимул и уже хочет отреагировать, он видит перед собой 3-5 возможных фраз. В жизни можно отреагировать десятком различных способов, и все они будут эффективны. Но в игре нельзя, чтобы предлагаемые 3-5 вариантов были равноценны. То есть выглядеть они должны именно как равноценные, но один из них будет эффективным, несколько других — сомнительно-эффективными (в зависимости от дальнейшего развития диалога), третий — провальным. Вот, собственно, простейшее дерево диалога и построено: будем называть его деревом диалога первого уровня — обучающийся получил стимул, дал один ответ, получил реакцию виртуального оппонента и комментарий от авторов курса относительно сделанного выбора. Для того, чтобы построить второй уровень диалога, для точек входа используем сомнительно-эффективные ответы обучающегося и так далее. Впрочем, многоуровневые диалоги редки и для этого есть причины. Одна из этих причин — высокая трудоемкость. Но значительно более важной причиной является слабое соотношение: обучающий эффект/затраты. При этом не надо путать длинные диалоги (по-сути — последовательность одноуровневых) с сильно ветвящимися. В длинных диалогах обязателен к прохождению каждый элемент. В сильно ветвящихся — уже на первом уровне может быть дан верный ответ, и в этом случае дидактические ухищрения, вложенные в разработку других потенциально возможных вариантов пропадают впустую.

В завершение несколько примеров:
1. «Мастер переговоров». ТренингСофт. Посмотрите, например, практикум «Первое впечатление» — он третий по счету в четвертой главе.
2. «Пример обучения навыкам общения с клиентами». WebSoft.
3. «Практика продаж». Центр Проектирования Контента.
4. «Техники активных продаж». AMediuM. Не совсем в стиле диалога, но «раскусить» тактику, которой на тебя пытаются воздействовать и правильно отреагировать — почти одно и то же.

Читать дальше......

четверг, января 25, 2007

Кремлевский суверенный e-learning

Технологии e-learning шагнули в Кремль! Самым продвинутым политиком оказался замглавы администрации президента Владислав Сурков - он будет обучать студентов тенденциям развития России (тому как они видятся со Спасской башни) с помощью дистанционного обучения ;)

Цитаты:
...Студенты в филиалах и представительствах получат возможность в зале прослушать курс лекций, просмотреть слайд-лекции, а позже с сайта филиала законспектировать содержание до каждой запятой...
...Курс будет содержать в себе тестовую базу, обучающую программу и глоссарий, как предусмотрено госстандартом... Курс войдет в учебник, а студент, прослушав его, обязательно пройдет по содержанию тест-тренинг...

Оригинал статьи из Ведомостей:

ВЕДОМОСТИ
Суверенное образование

Сурков — виртуальный лектор

Весной новым автором курса для студентов-политологов Современной гуманитарной академии станет замглавы администрации президента Владислав Сурков. Его выступления за последние два года составили сборник лекций о тенденциях и перспективах развития России. Далее

Читать дальше......

среда, января 24, 2007

Интеграция СДО и корпоративных информационных систем - типовые проблемы

На дня при обсуждении очередного проекта по внедрению WebTutor с заказчиком меня спросили уверен ли я, что мы сможем быстро выполнить работы по интеграции с системой кадрового учета и учета пользователей. На это я ответил, "Да конечно, 100 раз это делали и сейчас тоже сделаем за пару недель". Тогда мне был задан следующий вопрос: "Вы так уверенно говорите, а что проблем при интеграции вообще не бывает??". На это я был вынужден ответить, что проблем на самом деле бывает весьма немало, но все они решаемы, если знать как :)

После этого я решил для себя и своих сотрудников составить список типовых интеграционных проблем (см. ниже). Возможно он будет полезен тем, кто пока еще только задумывается о внедрении СДО:

1) Отсутствие в системе кадрового учета всех необходимых данных

Очень часто нет признака руководителя подразделения, из-за чего непонятно кто будет визировать заявки на обучения, просматривать отчеты и т.п. Также как правило нет e-mail - см. ниже

2) Отсутствие в системе кадрового учета нормального интерфейса для доступа к данным

Характерный пример 1С 7 - структура базы данных закрыта, нормального, удобного API (программного интерфейса) для доступа к данным нет. Кстати в 1С 8 эта проблема решена (появился COM интерфейс)

3) Отсутствие связи между системой учета персонала и системой учета пользователей

Одна из самых болезненных проблем - заказчик хочет, чтобы идентификация в Учебном Портале пользователей производилась на основе имени и пароля Windows, хранящегося в Active Directory (далее AD - системе учета пользователей), при этом основные данные о пользователях находятся в системе кадровгого учета и никаких ключевых полей для нормальной однозначной идентификации записей об одном и том же человеке в системах учета нет (т.е. непонятно как сопоставить Иванова Ивана в кадровом учете и пользователя Ivanov Ivan в AD). Из этого же вытекает и проблема получения адресов электронной почты сотрудников, которые как правило храняться в AD (по крайней мере для тех, кто использует Microsoft Exchange). Для пользователей Lotus Notes и старых версий Exchange проблема усугубляется - появляется третий источник данных.

4) Отсутствие единой системы учета пользователей

Продолжение предыдущей проблемы - в компании нет единой Active Directory и настроить единую систему авторизации все пользователей на Учебном Портале затруднительно

5) Разрозненный кадровый учет

Во некоторых компаниях кадровый учет ведется распределенно. Из-за этого, например, табельный номер сотрудника может не быть уникальным (повторяется в разных филиалах). Именно табельный номер как правило используется как универсальный идентификатор сотрудника в системе.

6) Несколько систем учета персонала

Как в предыдущем пункте, только еще хуже. Бывает при объединении компаний. Компанию уже купили, но на единый учет пока не перешли. И это "пока" может продолжаться годами...

7) Нерегулярное обновление данных в системах учета

В кадровой системе учет ведется, но ИТшникам никто не сообщает о перемещениях и увольнениях. Соответствующие изменения в систему учета пользователей вносятся когда-нибудь потом...

8) Фактическая структура подчиненности подразделений не соответствует формальной

В системе кадрового учета фактический директор филиала может числиться в каком-то специальном подразделении головного офиса. И нет такой информационной системы где бы было бы записано чему он на самом деле начальник, кроме головы особо знающих людей конечно

Вот со всем этим безобразием и приходится регулярно бороться :)

PS
Я не стал объяснять зачем нужно интегрировать СДО с корпоративными ИТ системами - думаю это и так понятно.

Читать дальше......

вторник, января 23, 2007

VRoom - бесплатное средство для организации виртуального класса

Компания Elluminate, разрабатывающая софт для организации телеконференций и виртуальных классов через Интернет, решила привлечь к себе внимание и создала продукт VRoom - бесплатный инструмент для проведения телеконференций и виртуальных классов.

На самом деле речь идет об их полнофункциональном продукте, с ограничением в 3 участника виртуального класса (включая тьютора). Больше 3-х - за отдельные деньги.

Я решил попробовать реальное использование их сервиса и создал себе виртуальную комнату. Программа написана на Java и ничего дополнительно на компьютер мне устанавливать не пришлось. Скачивались java applets минут 5 (у нас в офисе очень быстрый Интернет). Я давно собирался провести обучение по некоторым возможностям WebTutor для наших партнеров на Украине и решил воспользоваться VRoom.



Что получилось:
- аудиоконференция - правда качество хуже чем Skype
- просмотр материалов - я загрузил свой PowerPoint и когда я листал слайды, мои коллеги это видели, кроме того мы могли совместно на этих слайдах писать и рисовать
- совместное использование приложений - я запустил у себя Учебный Портал, выполнял в нем операции, комментируя их и это было видно и слышно (хотя и с задержкой в 2-3 секунды). Получило также передать управление программой на моем компьютере обучаемому (он водил мышкой - я комментировал в микрофон)
- чат

Проблемы:
- английский интерфейс, к тому же весьма неочевидный (что такое Closed Captioning мы так понять и не смогли)
- я так и не понял как делать polling (т.е. задавать обучаемому контрольные вопросы)
- проблемы с инсталляцией на некторых компьютерах из-за Java
- ну и разумеется ограничение в 3 пользователя

Вывод - для тех кто не знает что такое виртуальный класс но хочет попробовать технологию и оценить ее полезность - VRoom реальная возможность это сделать. Мне лично понравилось, несмотря на описанные проблемы.

PS
Желающие попробовать инструмент в действии могут написать мне и мы попробуем провести удаленную презентацию/обучение по нашим продуктам.

Читать дальше......

понедельник, января 22, 2007

30 миллионов электронных книг online

Наступление мира online информации на мир традиционных носителей продолжается. Одним из последних форпостов оставались книги. Действительно - если посмотреть количество выложенных в открытом доступе книг, то оно не идет ни в какое сравнение с количеством ежегодно публикуемых наименований (их сотни тысяч).

В ближайшее время ситуация радикально изменится - в дело вступили такие монстры как Microsoft и Google. В ближайшие годы Google в рамках своего проекта Google Book Search отсканирует и выложит в сеть около 30 миллионов наименований книг - делается это по договору с 5 публичными библиотеками (публичной библиотекой Нью-Йорка, а также библиотеками 4 университетов - Оксфорд, Стенфорд, Гарвард и Мичиган). Microsoft проделает тоже со 100.000 книг Британской библиотеки (той самой в которой Ленин сумрачными лондонскими вечерами писал про мировую революцию)

Google обеспечивает не только сканирование, но и индексирование и полнотекстовый поиск по материалам книг (что предполагает распознавание их текстов). В Google Book Search уже кое-что есть, хотя пока сервис работает в бета-версии. Обратите внимание когда будете искать на переключение режима "Full View Books" - в этом случае ищутся только книги, выложенные полностью (есть еще множество книг выложенных частично в рекламных целях).

Про e-learning и связанные темы я нашел (полные тексты, на английском):
1) Digital Game Based Learning
2) Learning Objects - Standards, Metadata, LCMS
3) Learning Objects & instructional design
4) Information technology training practices of leading privatesector companies
5) The Validity of Testing in Education & Employment

Без режима Full View можно найти сотни книг в которых доступны отдельные главы.

Так что скоро не будет проблем (по крайней мере в англоязычном мире) с наполнением корпоративных библиотек, будут проблемы с поиском данных в такой куче :)

PS
Мы в России как всегда идем в прямо противоположную сторону. По крайне мере я не могу по другому объяснить строительство гигантской библиотеки МГУ во то время как компьютер в котором поместятся все книги собранные в ней вместе со сканером для их обработки поместятся в 50 квадратных метрах (на самом деле объяснить то я могу, но писать про свои мысли не хочу - себе дороже)

Читать дальше......

воскресенье, января 21, 2007

Что записывается в СДО

И в стандарте AICC, и в стандарте SCORM в качестве базовой структуры данных для этого используется так называемая CMI Data Model (CMI - Computer Managed Interactions). CMI-модель не стоит на месте, поэтому в разных версиях стандартов структура немного разнится, но принципы остаются неизменными (оговорка: приведенные ниже названия параметров могут слегка отличаться от используемых в разных стандартах).


Информацию условно можно поделить на две большие структурные группы: макроинформация и детали.


К макрогруппе можно отнести следующие параметры:



  • lesson location - текущее положение обучаемого в учебном модуле (например, идентификатор текущего слайда);

  • session time - время, потраченное обучаемым в данной учебной сессии (сохраняется именно время сессии, вычислить полное время - задача СДО);

  • completion status - статус завершенности (может иметь значения unknown, not attempted, incomplete, completed, в некоторых стандартах совмещен с success status, тогда появляются еще значения passed и failed);

  • success status - степень успешности прохождения модуля (может иметь значения unknown, passed, failed, в некоторых стандартах совмещен с completion status);

  • exit - способ выхода обучаемого из модуля - ушел ли он "насовсем" (logout) или "обещал вернуться" (suspend);

  • progress measure - в качестве отдельного параметра есть не везде, сохраняется степень прохождения модуля как число в пределах от 0 до 1;

  • score - основная оценка обучаемого при прохождении (чаще всего сохраняется в двух форматах: raw score - число баллов как есть, и scaled score - приведенное к диапазону от 0 до 1 значение - фактически проценты).


Фактически, параметров макрогруппы в большинстве случаев достаточно, чтобы обеспечить базовый функционал любого электронного курса. Однако, всегда хочется большего...


Детали:



  • objectives - каждый учебный модуль может иметь разное количество целей, прохождение которых может быть оценено отдельно от основой оценки. Фактически objectives - записанный в определенном формате массив информации, характеризующий цель - для каждой цели могут быть сохранены статусы завершенности и успеха, оценка (в том же формате, что и параметр score для всего модуля).

  • interactions - состояние каждго взаимодействия обучаемого с учебным материалом модуля (вопрос, упражнение и т.п.) может быть записано в этот массив информации. Записываются обычно такие параметры как начальное и конечное состояния, затраченное время, полученная оценка и цели, к которым эта оценка относится.

  • suspend data (core_lesson в AICC) - свободная зона для хранения любой информации от учебного модуля в формате разработчика (в текстовом формате). СДО должна сохранить информацию "как есть" и вернуть ее учебному модулю ровно в том же виде.


Выше перечислены основные разделы данных, сохраняемые учебным модулем в СДО в процессе его прохождения. Помимо этого, есть еще набор данных, являющихся для учебного модуля read-only - СДО передает их в модуль по запросу, но изменить их модуль не имеет права.

Читать дальше......

четверг, января 18, 2007

Семь шагов по улучшению E-learning

Новая статья на distance-learning.ru - "Семь шагов по улучшению E-learning". Очередной перевод с сайта E-LearningMag - в целом весьма очевидные, но полезные советы по улучшению качества ДО.

Читать дальше......

среда, января 17, 2007

1000 бесплатных электронных курсов в формате SCORM

Все больший объем учебного контента общего назначения становится открытым и доступным. Только со временем начинаешь понимать как много открытых материалов и сколько их будет доступно в ближайшем будущем.

Правительство Австралии создало проект Flexible Learning для разработки учебного контента, котрый бы помогал тренинговым организациям страны улучшить качество обучения (и финансирует его в объеме 15 миллионов австралийских долларов в год). В рамках этого проекта создан репозиторий электронных учебных материалов - Flexible Learning Toolboxes в котором находится более 1000 !!! (поиск выдает 1074) мини-курсов по самым разным темам (от ремонта машин и транспортировки грузов до работы call-центра), доступных для скачивания в формате SCORM пакета. На самом деле курсов больше (вот полный перечень пакетов курсов), но не все пока упакованы в SCORM.

Все эти курсы бесплатны и их можно свободно скачать в виде SCORM пакета!



Я скачал и установил в WebTutor несколько пакетов - все установилось и заработало. См. скриншот из забавного курса по обработке и транспортировке живой рыбы. Некоторых наших программистов весьма увлек курс по диагностике проблем с электрикой в автомобиле.

Так что если кто-то хочет заняться промышленной ловлей лобстеров - учитесь :)

Читать дальше......

вторник, января 16, 2007

Лучшие обучающие курсы 2006

На сайте австралийской компании A.S.K. Learning, победителя конкурса Brandon Hall как лучшего разработчика электронных курсов 2006 года (2006 Gold Medal Award Winner, Brandon Hall Excellence in Learning Awards) размещены примеры курсов (в разделе e-learning portfolio), приведших их к победе.



В открытом доступе в частности находится видео-курс "Courageous Dialogues" - по моему мнению лучший учебный видео-курс, который я когда-либо наблюдал. IMHO это на голову выше (по самой идее, качеству программной реализации, актерам), чем типичный российский продукт (да и большинство западных, которые я видел) - нам всем есть к чему стремиться. Ваше мнение?

Читать дальше......

понедельник, января 15, 2007

Как общаются учебный курс и СДО

На протяжении всего процесса обучения происходит обмен информацией между курсом (или, точнее, текущим учебным модулем) и системой управления обучением. Как именно это происходит? Собственно говоря, способов общения учебного модуля и системы управления обучением не так уж и много. И подразделяются они на две группы: обмен файлами и web-обмен.


Первый способ - обмен файлами - появился давно, предусматривал запуск учебных материалов с файлового сервера, сохранение информации учебным модулем в файлы определенных форматов, которые впоследствии загружались в систему управления обучением. В настоящее время можно считать уже устаревшим - его практически полностью вытеснил web-обмен. Поэтому остановим его дальнейшее описание.


Web-обмен предполагает запуск учебных материалов с web-сервера (как правило, выделенного специально под систему управления обучением) с последующим обменом информации по протоколу HTTP (который, собственно, и является основой World Wide Web).


Обычно информация о состоянии учебного модуля принимается/посылается незаметно для обучаемого, что называется "в бэкграунде". Существует две наиболее распространенных схемы обмена данными: прямая и через "посредника" (так называемый адаптер, который запускается на компьютере обучаемого).


Первая схема - прямой обмен - используется в протоколе AICC (Appendix A). Рассмотрим подробно обычную последовательность обмена данными в этом случае.



  1. Обучаемый нажимает на ссылку запуска учебного модуля. При этом в качестве параметров в строке запуска в учебный модуль передаются идентификатор сессии (уникальный для каждой попытки прохождения модуля) и URL трекинг-агента на сервере (трекинг-агент - программа, работающая на сервере СДО, осуществляющая прием/передачу данных о состоянии учебного модуля, а также их сохранение в базе данных СДО). Происходит загрузка учебного модуля (или его части - зависит от структуры модуля) в браузер на компьютере обучаемого.

  2. Обычно сразу же после загрузки учебный модуль посылает запрос трекинг-агенту на получение инициализационных данных. Если учебный модуль запускается не в первый раз, то трекинг-агент извлекает из базы данных и возвращает сохраненные ранее данные о состоянии модуля - в этом случае, получив эти данные, модуль восстанавливает свое последнее состояние (переходит на слайд, где ранее было закончено обучение, восстанавливает состояние вопросов и тестов и т.п.). Если это первый запуск, трекинг-агент возвращает начальные или пустые значения параметров - в этом случае учебный модуль стартует с самого начала.

  3. Обучаемый производит какие-либо действия в учебном модуле (проходит по слайдам, отвечает на вопросы и т.п.). В зависимости от настроек, учебный модуль может посылать данные о своем текущем состоянии на трекинг-агент либо по завершению текущей сессии, либо по таймеру (например, каждые 30 секунд), либо по факту существенного изменения состояния (например, по факту перехода на другой слайд). Очевидно, что наиболее надежным является последний способ. Периодичность отправки данных не определяется стандартами - все зависит от авторов курса и/или программного обеспечения, которое они использовали для создания учебных модулей (например, отправка данных в учебных курсах, сделанных с помощью редактора CourseLab, осуществляется по каждому переходу со слайда на слайд и по закрытию окна учебного модуля).


В случае обмена через адаптер (AICC Appendix B, все версии SCORM) в схему добавляется еще один промежуточный элемент, который служит "интеллектуальным шлюзом" для обмена данных между учебным модулем и системой. Несомненным плюсом такого варианта является то, что от учебного модуля более не требуется наличие собственного механизма посылки данных на сервер - учебный модуль общается только с адаптером, загружающимся обычно на компьютер обучаемого в соседнее с учебным модулем окно браузера, а прием, накопление и передачу данных осуществляет адаптер, являющийся составной частью СДО. Рассмотрим последовательность обмена даннми в этом случае.



  1. Обучаемый нажимает на ссылку запуска учебного модуля. Идентификатор сессии (уникальный для каждой попытки прохождения модуля) и URL трекинг-агента на сервере (трекинг-агент - программа, работающая на сервере СДО, осуществляющая прием/передачу данных о состоянии учебного модуля, а также их сохранение в базе данных СДО) могут быть переданы в модуль в качестве параметров в строке запуска (например, если СДО поддерживает как стандарт AICC, так и SCORM), но, в отличие от предыдущего способа, могут и не передаваться (например, если используется только SCORM). На компьютер обучаемого загружается адаптер (например, SCORM API), которому обычно уже известны и идентификатор сессии, и URL трекинг-агента. Происходит загрузка учебного модуля (или его части) в браузер на компьютере обучаемого.

  2. Обычно сразу же после загрузки учебный модуль ищет в соседних окнах адаптер и посылает запрос на инициализацию сессии. В процессе инициализации сессии адаптер обычно получает все необходимые стартовые данные.

  3. В случае, если адаптер прислал в модуль подтверждение инициализации сессии, модуль начинает запрашивать у адаптера стартовые данные. Если учебный модуль запускается не в первый раз, то адаптер возвращает сохраненные ранее данные о состоянии модуля - в этом случае, получив эти данные, модуль восстанавливает свое последнее состояние (переходит на слайд, где ранее было закончено обучение, восстанавливает состояние вопросов и тестов и т.п.). Если это первый запуск, адаптер возвращает начальные или пустые значения параметров - в этом случае учебный модуль стартует с самого начала.

  4. Обучаемый производит какие-либо действия в учебном модуле (проходит по слайдам, отвечает на вопросы и т.п.). В зависимости от настроек, учебный модуль может посылать данные о своем текущем состоянии в адаптер либо по завершению текущей сессии, либо по таймеру (например, каждые 30 секунд), либо по факту существенного изменения состояния (например, по факту перехода на другой слайд).

  5. Однако, заметим, что в отличие от прямой передачи данных, полученная от модуля информация остается в адаптере до тех пор, пока либо не будет получена явная команда "Сохранить данные" (Commit) от модуля, либо в случае окончания сессии модулем. В последнем случае адаптер должен переслать все имеющиеся в нем данные о состоянии модуля в СДО и закрыть сесиию.


Хотя способ передачи через адаптер может показаться более громоздким, чем прямая передача, на практике у него есть несомненные плюсы: учебный модуль может содержать менее сложный код передачи/приема данных, а требования безопасности для такого способа несколько слабее. Однако, нельзя сказать однозначно, что способ с адаптером всегда лучше - очевидно существуют и конфигурации оборудования, когда прямая передача оказывается удобнее.


Читать дальше......

пятница, января 12, 2007

Вэб-камера для дистанционного обучения

В детстве я выписывал журнал "Юный натуралист", как думаю и многие из вас. В далекие советские времена малолетним любителям живой природы рекомендовалось наблюдать за животными и птицами в естественных условиях, затаившись под кустом. Считалось что это способствует развитию наблюдательности и улучшению успеваемости по зоологии.

С учетом нашего холодного климата и ограниченного количества львов и жирафов в окрестностях, процесс наблюдения мог быть не слишком увлекательным для ленивых любителей животных, к которым я себя отношу (сейчас к счастью климат меняется в сторону потепления и число крокодилов в частных владениях прибавляется).

Современные технологии радикально изменили картину - если бы мне было 12 лет сейчас, возможно из меня вырос бы новый Джеральд Даррел :) Теперь сидеть в засаде и изучать одно удовольствие! Достаточно подключившись к Интенету наблюдать происходящее где-нибудь в Африке через вэб-камеру.

Совершенно замечательная камера установлена в Kruger National Park на юге Африки возле озерка к которому приходят пить самые разные животные (от львов до жирафов). Камера включена днем и ночью, она роботизированная и когда появляются особенно интересные персонажи, дежурный оператор управляет ею так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Для просмотра достаточно иметь быстрый интернет и windows media player.



На картинках общий вид озера и жирафы, которых мне удалось как-то увидеть (хотя честно говоря большую часть времени у озера пусто и с жирафами мне просто повезло, т.к. времени "сидеть в засаде" нет совсем).

Если серьезно, то обучение детей с помощью таких технологий одно удовольствие. Охотничий инстинкт, желание подкараулить льва, есть у все нас и сделать это ребенок теперь может очень легко и дешево.

Если фантазировать про использование в корпоративном обучении, то установив такую камеру на производстве или в точке продаж, учебная группа может вместе с преподавателем наблюдать за рабочим процессом, разбирать типовые ошибки и ситуации, находясь в 1000 километров от места действия.

PS
Кстати на сайте хозяев этой камеры есть еще и бесплатные электронные курсы про африканских животных

Читать дальше......

четверг, января 11, 2007

Симуляторы - пример реализации

Новая статья "Симуляторы за умеренную цену" на distance-learning.ru (перевод с сайта LearningCircuits) рассказывает про создание интерактивных бизнес-симуляций на примере тренингов для брокеров и online-игры для продавцов фармацевтической продукции.

Эта статья продолжает тему игровых технологий в обучении, неоднократно рассматривавшихся ранее.

Читать дальше......

среда, января 10, 2007

Оценка эффективности обучения - типичные ошибки и многострадальный ROI

Любопытная статья "Assessment Mistakes by E-Learning Developers" рассказывает о методах оценки результатов обучения, а также типичных ошибках при их применении.

Для тех, кому лениво читать по-английски, краткое содержание:
100 профессионалов e-learning в США опросили, с тем чтобы выяснить, какие методы (в привязке к уровням модели Киркпатрика) они используют для оценки эффективности обучения:

Получились такие результаты:
11% - не используют никаких методов оценки
26% - используют опросники (по-английски - "smile sheets") после обучения (Уровень 1)
48% - оценивают знания (Уровень 2)
15% - оценивают изменение поведени на рабочем месте (Уровень 3)
0% - т.е. НИКТО не проводит оценку на Уровне 4, т.е. оценку влияния обучения на результаты бизнеса(или ROI).

Т.е. несмотря на многие годы пропаганды, а также толпы консультантов готовых расчитать ROI для всего что движется за неограниченный бюджет, даже в штатах реальной оценкой ROI практически никто не занимается. Видимо это либо очень сложно, либо никому не нужно ;)

Кроме этого, по результатам опроса, даже те методы оценки, которые применяются, используются не совсем верно. Подробно ошибки описаны в статье, вот только одна из них:

На вопрос "Когда вы проводите оценку знаний (тестирование)" ответы распределились так:
77% - сразу после тренинга
7% - через некоторое время
14% - сразу после тренинга и через некторое время
2% - затруднились ответить :)

Очевидно что оценка только по завершению тренинга не дает полностью валидной картины (т.к. проверяется не долгосрочное усвоение знаний, а короткая память), т.е. 77% респондентов не правы. Их конечно можно понять - если нет средств автоматизировать назначение тестов участникам учебного мероприятия через неделю, две, месяц после обучения, то сделать это на бумаге, когда группа разъехалась по разным офисам крайне сложно. Вывод - автоматизируйте процесс :)

Ситуация в России явно не лучше и я к сожалению практически не наблюдал реальных результатов оценки ROI для e-learning в российской практике. Что касается методов оценки на уровне 1, 2 и 3, то мне кажется что нормальная современная СДО должна поддерживать методы их автоматизации. Вот например что делаем мы для этого в WebTutor:
- автоматизация сбора форм обратной связи через Учебный Портал (как для очного, так и для дистанционного обучения) - Уровень 1
- автоматизация проведения pre и post тестов (как для ДО, так и для участников аудиторных занятий) и их сравнение - Уровень 2
- автоматизация различных процедур оценки по компетеницям - можно сказать, что Уровень 3

Мы конечно автоматизируем процедуры оценки результатов деятельности (по проектам и KPI) и управления по целям, но задача расчета ROI на основе результатов этой оценки весьма не очевидна (как понять каков вклад конкретного тренинга в увеличение продаж продукта сотрудником?). Поэтому я и не берусь говорить о возможности какой-либо автоматизации на уровне 4, за исключением сбора данных для знаменателя формулы расчета ROI (т.е. затрат на все форсмы обучения) .

Было бы очень интересно услышать мнение уважаемых коллег из бизнеса по их опыту использования методов оценки для результатов обучения в целом и ДО в частности.

См. также:
1) Применение модели Киркпатрика для оценки дистанционного обучения
2) Еще статейка на английском
3) Kirkpatrick's Four Levels of Evaluation

Читать дальше......

E-learning для самых маленьких

Чем дальше, тем больше, учебный контент становится открытым и бесплатным. Раньше это касалось как правило обучения взрослых (см. "Западные университеты: берите наши курсы бесплатно!"), но теперь появились проекты и для детей.

В Штатах серьезные люди (менеждеры по обучению крупных корпораций при поддержке компаний e-learning индустрии) учередили некоммерческую организацию для создания и распространения бесплатного учебного контента для детей. Все курсы (уже более 60) доступны на сайте http://www.e-learningforkids.org/. Курсы очень симпатичные и забавные, сделаны в основном на flash и содержат массу интересных игровых приемов, которые могут быть полезны и во "взрослых" электронных курсах:


Для того, чтобы посмотреть курсы щелкните на картинку "For kids" на главной странице сайта

Читать дальше......