Websoft

среда, февраля 28, 2007

Технология wiki для обучения

Что такое wiki? Это технология совместной работы над контентом (как правило информационными страницами некоторого ресурса), позволяющая нескольким пользователям вместе редактировать один и тот же материал (подробнее о wiki в Wikipedia). При этом система, поддерживающая wiki как правило позволяет вести историю изменений, возвращаться к старым версиям, создавать новые страницы, устанавливать ссылки между страницами и т.п. В каком-то смысле wiki это аналог совместной работы с документами MS Word в режиме правки (track changes), но только через вэб. В отличие от документа word правки видны всем сразу, а не только после отправки документа коллеге. Технология wiki также позволяет автоматически расставлять по тексту документа гипертекстовые ссылки по ключевым словам. Кстати слово «wiki-wiki» автор технологии Уорд Каннингем взял из гавайского языка, на котором оно означает «быстро».

Наиболее известное применение wiki технологии - энциклопедия Wikipedia - плод коллективной деятельности тысяч энтузиастов. Всего в энциклопедии более 6 миллионов статей (Русское подмножество - более 130 тысяч статей). Если вы не нашли в википедии каких-то материалов или хотите добавить новую статью - вы можете это сделать! Помимо википедии целом в мире множество проектов, построенных на тех же принципах, например WikiVersity - сообщество для совместной разработки учебных материалов, еще один похожий проект WikiEducator.

Можно ли применить wiki к обучению вообще и дистанционному обучению в частности? Кажется, что вещь полезная, т.к. она может использоваться для совместной работы обучаемых - фасилитирует взаимодействие в группе и обмен знаниями. И чем больше статей, блогов и т.п. посвящено теоретическим аспектам использования технологии, тем меньше шансов найти какой-то отчет о реальном ее использовании в практике обучения.

Поэтому мне было очень любопытно прочитать статью Elizabeth Lane Lawley (на английском). Эта дама - профессор в институте технологий в Рочестере (Rochester Institute of Technology). Она использовала технологию wiki в одной из своих университетских групп, для формирования базы вопросов промежуточного экзамена. Студенты должны были совместно создать и откорректировать список вопросов (как открытых так и закрытых), который будет предъявлен им в тесте (для американского университетского образования и бизнес-школ открытая информация о списке будущих вопросов экзамена в порядке вещей). Оценка студент на 10% зависела от активности в подготовке вопросов, студент должен был придумать вопросы не менее чем на 10 баллов и откорректировавший вопросы других студентов. В итоге было разработано 60 вопросов, преподаватель сократил свои трудозатраты на разработку теста (не писал вопросы "с нуля", а выбрал из списка), студенты приняли активное участие в их подготовке, совместно работали над учебными материалами. Общие результаты сдачи теста были вполне удовлетворительными и не отличались принципиально (в лучшую или худшую стороны) от теста подготовленного традиционным способом. Конечно можно было провести такой эксперимент и без wiki-технологий, но трудоемкость процесса (например, собирать вопросы по почте, рассылать их всем участникам группы, удалять дублирующиеся вопросы и т.п.) была бы значительно выше.



Кстати на этой странице легко можно наблюдать историю совместной работы группы над материалом (все 56 версий итогового документа). Wiki позволяет сравнить любые версии и увидеть между ними разницу.

Читать дальше......

вторник, февраля 27, 2007

Гипнотизирующие обучающие тексты. Это возможно? Часть 2 из 2-х

Сегодня только об одной технике — технике вставленных сообщений. Составляя текст на некую тему, можно пользоваться для этого различным набором слов. Суть состоит в том, что используемые слова могут содержать самостоятельное сообщение, независимое от смысла общего текста. Смысл вставленного сообщения усваивается подсознанием и начинает оказывать воздействие на поведение человека. Изменение поведения человека — это и есть наша с вами задача как специалистов в области обучения. Более всего на роль текстов для встраивания сообщений подходят кейсы, примеры, лирические отступления, то есть все то, задачей чего и является закрепление изученного материала. Эффект вставленных сообщений усиливается, если на ключевых словах сделан акцент: в случае аудиального сообщения, которым в учебных курсах является сопровождающий дикторский текст — это интонация; в случае печатного текста — это может быть: другой шрифт, полужирное или курсивное начертание слов, увеличенный или уменьшенный межбуквенный интервал и всё прочее, что способно выделить.

В отличие от многих других техник, техника вставленных сообщений действенна, независимо от того осознает человек или не осознает, что в тексте, который он читает, присутствуют вставленные сообщения. Впрочем, незначительное выделение, например, увеличением межбуквенного интервала, не будет замечено человеком (особенно если сам текст вызывает интерес), но вставленное сообщение будет прекрасно усвоено на подсознательном уровне.

Знание о такого рода эффектах — не блажь, не прихоть и не экзотика, когда речь заходит об обучении. Игнорирование подобных законов человеческой психики приводит к плачевным последствиям. Например, если в курсе по технике безопасности использовать значительное количество слов с негативным ассоциативным рядом: «опасно», «травма», «ошибаться», «не забывайте», «потеки масла на полу», «поскальзываться», да еще и выделять их — как водится — полужирным шрифтом, то это будет приводить к увеличению травмоопасности и аварийности, поскольку, рабочие получили соответствующую установку. То есть будет хуже, чем, если бы рабочие не читали этих текстов вовсе.

Вот пример, который приводит Ч.К. Тойч:
«Национальный Совет Безопасности четырехколесного транспорта штата Мичиган имел обыкновение публиковать данные, предсказывающие число жертв возможных несчастных случаев во время праздничных дней. Джозеф Т. Хэвеннэр, вице-президент автомобильного клуба Южной Калифорнии, согласился с моим доводом, что публикации таких данных напоминают внушения знахарей Вуду и приводят к смерти многих невинных людей, бессознательно стремящихся подчиниться авторитету властей. Благодаря нашим советам произошло заметное снижение количества дорожных происшествий во время празднования Дня Независимости 4 июля 1957 года. Мой звонок в офис Национального Совета Безопасности был встречен холодно, но Хэвеннэр и я упорствовали, и постепенно мрачные прогнозы стали публиковаться все реже и реже. К 1962 году эти публикации вообще прекратились. Именно тогда Институт транспортных исследований Колумбийского университета блестяще подтвердил наши прежние утверждения, что техника запугивания не приводит ни к чему хорошему.»

Вот еще один пример Ч.К. Тойча:
«Когда я работал составителем докладов в лаборатории Рамо Уилридж в Канога Парк, я сказал своему начальнику, что знаю, как без особых затрат и применения электротехники уменьшить процент неудачных запусков ракет, что в тот момент вызывало тревогу. „Валяйте, — сказал Росс. — Может быть, у вас что-нибудь получится“. Он дал мне возможность подготовить в течение нескольких дней то, что позднее получило название Технического Меморандума К8 (ТМ-8). Он был опубликован 7 октября 1959 года под заголовком „Воздействие сознания на поведение человека и работу с механизмами“. Содержание меморандума оказало такое воздействие на технических работников и читателей-неспециалистов, что вскоре меня завалили просьбами провести частные консультации для моих товарищей-инженеров и научных работников, а также для членов их семей.»

Вот пример, приводимый Милтоном Эриксоном — автором техники встроенных сообщений:
«Одна из поступивших на работу секретарей очень сильно возражала против того, чтобы ее гипнотизировали. Она регулярно страдала в момент наступления менструации от сильных мигреневых головных болей, которые продолжались по 3 — 4 часа и даже больше. Ее нередко в это время осматривали медики, но не смогли ей ничем помочь. В эти периоды она обычно уходила в свою комнату и пыталась „переспать свою головную боль“, что обычно занимало у нее 3 — 4 часа. Однажды вот в такой же период автор специально заставил ее записывать то, что он хочет продиктовать, не разрешив ей уйти с работы в свою комнату. Сильно негодуя, она начала работу, но через 15 минут вдруг перестала писать и сообщила автору, что ее головная боль прошла. Она приписала это своему гневу из-за того, что ее заставили записывать. Позже в другом таком же случае она сама, добровольно, вызвалась сделать запись под диктовку, чего старались избежать все секретари, потому что это было трудным.
Ее головная боль усилилась, и она решила, что счастливый случай с автором был просто случайностью. На следующий месяц у нее опять возник сильный приступ боли. Автор опять заставил ее писать под диктовку. Предыдущий удачный результат опять появился буквально через 10 минут. При появлении следующего приступа боли она добровольно вызвалась писать под диктовку автора. И снова головная боль исчезла. Потом она уже экспериментально проверила эти проявления, делая стенографические записи под диктовку других врачей. По неизвестным причинам головные боли при этом обострялись. Однажды она вернулась от одного из них и попросила автора продиктовать ей. Он ответил ей, что у него ничего нет сейчас под рукой для диктовки, но он сможет прочесть еще раз уже написанный материал. Головная боль прошла через 8 минут. Позже на ее просьбу подиктовать что-нибудь, чтобы снять головную боль, ей была предложена какая-то рутинная диктовка. Никакого эффекта она не имела.
Она пришла еще раз, мало надеясь на успех, считая, что „лечение“ диктовкой исчерпало себя. Она снова получила облегчение от диктовки через 9 минут. Она была так обрадована, что сохранила даже копию своих записей, чтобы в следующий раз попросить кого-нибудь продиктовать ей этот „счастливый отрывок“. Но, к сожалению, оказалось, что ни у кого не было такого „правильного“ голоса. Автор всегда давал ей постгипнотическое внушение, но делал это незаметно для нее».

Читать дальше......

Искусственный интеллект в e-learning

Любопытные и довольно многочисленные материалы по ИИ в образовании можно встретить здесь:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

Читать дальше......

понедельник, февраля 26, 2007

О вреде технического прогресса

Современные операционные системы отучили нас задумываться об ограничениях при именовании сохраняемых файлов. То, что в свое время имя файла было ограничено принципом 8.3 и латиницей с цифрами, большинство нынешних пользователей воспринимает как страшную сказку о былых временах. Однако, заметим, что исчезло хоть и большинство ограничений, но НЕ ВСЕ!
Поскольку блог наш тематический, отметим те ограничения на имена файлов (графики, аудио, видео и пр.), которые важны при создании электронных учебных материалов. Откуда тут могут "расти ноги" у ограничений?

1. Операционная система. Современные версии Windows, казалось бы, позволяют назвать файл как угодно. Ан нет, есть ряд символов, которые система не позволит Вам использовать при именовании файлов. А именно:

< > : " * | ? / \

2. Web-браузер. Подавляющее большинство современных электронных учебных материалов используют web-браузер для их просмотра. Однако, некоторые символы, которые операционная система позволит Вам использовать при именовании файлов, при попадании в адресную строку браузера приобретают совершенно определенное значение (например, символ # воспринимается браузером как начало адреса метки на текущей странице, а символ & используется как разделитель параметров, передаваемых в браузер через адресную строку). Как следствие, файл, в имени которого содержится такой символ, может быть просто не загружен браузером (и не надо обижаться, что пропала картинка, которую Вы только что вставили в курс с таким названием...).

3. Web-сервер. При локальном запуске учебного курса (т.е. с диска Вашего компьютера или локального файл-сервера) фактически используется механизм поиска файлов операционной системы, следовательно, на названия файлов в этом случае накладывабтся только ограничения №№1 и 2. Однако, как только курсы становятся доступны через Web (например, загружаются в СДО), к вышеприведенным ограничениям добавляется еще одно: протокол HTTP, по которому будут запрашиваться файлы с сервера, добавляет к списку нежелательных еще целый ряд символов, в список которых, входит, например, даже обычный пробел! А также - все русские буквы (заодно со всей верхней половиной ASCII-таблицы). Оговоримся, что многое в этом ограничении зависит от используемого в СДО web-сервера и его настроек, но зачем нужен лишний риск? Ведь цель создания учебных материалов в том, чтобы их увидели.

4. Операционная система сервера. Привыкнув работать под Windows, мы обычно забываем, что заглавные и прописные буквы - для компьютера совершенно разные символы. И действительно - cервер из семейства Windows "простит" Вас и вернет на запрос файла abracadabra.mp3 файл, в действительности имеющий имя, скажем, ABRAcadabra.MP3. А вот web-сервера, базирующиеся на UNIX-семействе просто пришлют в ответ ошибку 404 - Файл не найден (и формально будут правы).

Итак, резюмируем. Правила хорошего тона при именовании файлов и написании ссылок на них при создании электронных учебных материалов:
  1. Забудьте русский язык. Используйте латиницу и цифры.
  2. Забудьте о существовании пробелов. Если все же они нужны - замените их на подчерк _.
  3. Забудьте о существовании знаков препинания. Точка должна отделять расширение файла. Все прочие знаки препинания вредны.
  4. Все ссылки на файлы должны содержать их точные имена с полным соблюдением регистра.

Читать дальше......

суббота, февраля 24, 2007

Клиент для offline обучения - версия для тестирования

Иногда бывает необходимо организовать полноценное дистанционное обучение там, где либо совсем нет связи с сервером системы дистанционного обучения либо она есть периодически и плохого качества (например, модемное соединение). Под полноценным обучением я понимаю не просто запуск учебных материалов с CD, а подсчет баллов и статуса, поддержку международных стандартов (SCORM, AICC), тестирование, подготовка данных для отправки в СДО и т.п. Можно конечно установить дополнительный сервер СДО, мы, например, предлагаем для этих целей установку WebTutor Lite, но это экономически оправдано только в случае если обучаемых несколько, например, если идет об удаленном офисе или филиале. А если речь идет о торговом представителе или инженере, вообще не появляющихся в офисе и работающих на ноутбуке или домашнем компьютере?

Для решения этих задач предназначены так называемые клиенты для offline обучения (т.е. программы для обучения без подключения к сети). Такие продукты есть у IBM, SAP, Microsoft. Offline клиент это софт, устанавливаемый непосредственно на компьютер обучаемого, который позволяет загрузить учебный контент когда компьютер обучаемого находится в сети или с другого носителя (например с CD) и проходить обучение без подключения к сети. При этом с точки зрения учебного контента offline клиент имитирует алгоритм работы СДО (в том числе поддержку стандартов), что позволяет использовать для offline обучения те же курсы, что и при работе с сервером СДО . См. схему работы offline клиента:



Не в традициях этого блога заниматься прямой рекламой своих продуктов и услуг, но в данном случае я позволил себе исключение из этого правила, т.к. посчитал что речь идет о знакомстве с новой категории продуктов и технологий, с которыми вы скорее всего раньше не сталкивались и знакомство с которой будет полезно для общего образования. Мы совсем недавно закончили работу над offline-клиентом под названием "Персональный WebTutor", который мы предлагаем вам для тестирования. Нам было бы очень интересно узнать ваше мнение о применимости такого софта для вашего бизнеса, а также мнение о его эргономике и функциональности.

Программка "легкая" - дистрибутив порядка 600KB (что выгодно отличает его от offline клиента обучения от IBM, например, который "весит" 100MB), при этом поддерживает стандарты SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC, IMS QTI.
Скачать "Персональный WebTutor"
(и попробовать с его помощью пройти обучение по 4 курсам)

PS
После установки программа добавит на панель Вашего Internet Explorer иконку: , при нажатии на которую запустится Персональный WebTutor.

Читать дальше......

Если письмо не влезает в почтовый ящик...

Иногда пересылка больших файлов (материалов курсов, презентаций, дистрибутивов программ и т.п.) по электронной почте коллегам затруднена из-за того, что размер писем ограничивается почтовым сервером. У нас с этим нет проблем - в компании есть вэб-сайт на который любой сотрудник может выложить файлы для скачивания, но в большинстве корпоративных сетей такой возможности нет. Для борьбы с этой проблемой есть сервис YouSendIt, который позволяет закачать на время файл и послать ссылку коллеге для скачивания. Бесплатно можно закачивать файлы размером до 100MB на неделю. Enjoy!

Читать дальше......

пятница, февраля 23, 2007

Гипнотизирующие обучающие тексты. Это возможно? Часть 1 из 2-х

Пользуясь случаем, поздравляю всех с праздником защитника отечества. Желаю всем нам мирного неба над головой на долгие-долгие годы.

К делу. Итак, гипнотизирующие тексты — это возможно. И они довольно часто используются. Причем гораздо чаще, чем это можно было бы предположить, читая заголовок. В этой статье я расскажу что это такое, а в следующей — как это делается.

Чаще всего слово гипноз ассоциируется с двумя его формами — клиническим (медицинским, используемым врачом-гипнотерапевтом) и эстрадным (развлекательным, для демонстрации частных гипнотических феноменов — я предполагаю многие либо лично присутствовали на таких выступлениях, либо слышали рассказы о них). В клиническом гипнозе используются формальные методы наведения гипнотического состояния, которое в зависимости от цели может достигать уровня транса. В эстрадном гипнозе только трансо-подобные состояния и интересны, поскольку позволяют продемонстрировать любопытные феномены человеческой психики. В эстрадном варианте технологии наведения транса носят завуалированный характер, это все-таки шоу, а не рутинная медицинская процедура. Но у эстрадного гипнотизера есть значительное преимущество перед гипнотизерами всех остальных типов — он может выбирать, кто будет подвергаться погружению в транс. Это очень важный момент, поскольку многие обладают склонностью к сомнамбулическим состояниям. Разумеется, эстрадный гипнотизер делает вид, что гипноз — это проявление его воли (магнетизма, силы психической энергии, экстрасенсорного воздействия) — таков закон жанра: люди именно за этим и пришли на его выступление. Ну, однако, не буду уподобляться конферансье на выступлении Воланда — эстрадные гипнотизеры, все же личности неординарные, по меньшей мере, харизматичные.

Оба описанных вида гипнотического воздействия мало пригодны для наших целей. Более всего нам годится эриксонианский гипноз (названный так в честь психотехнологий разработанных доктором Милтоном Эриксоном): он обладает необходимыми качествами. К примеру, эриксонианский гипноз может быть использован в обычных деловых переговорах для оказания воздействия на партнера. Разумеется, на переговорах никто в полубессознательном состоянии договора не подписывает, но изменить систему ценностей, скорректировать основание для принятия решения — это возможно, причем неявным образом. Вот так и уходит человек с переговоров и изменившимся у него мировосприятием. С позиций рассматриваемой нами темы, можно сказать, что был проведен процесс обучения.

Как именно при написании текстов — а для использования в e-learning этот формат для нас особенно интересен — использовать техники эриксонианского гипноза мы рассмотрим во второй части. Пока не знаю, в какой степени подробно.

Читать дальше......

четверг, февраля 22, 2007

Видеотренинги в корпоративном обучении

На trainings.ru опубликовали статью "Сам себе режиссер, или Зачем использовать видео в тренингах" - обзор мнений о способах использования видеотренингов в корпоративном обучении. Одним из источников для материалов статьи назван этот блог, мне даже выразили благодарность :)

Чтобы развить тему - подборка примеров видео-тренингов с YouTube на разные темы (все открытые источники к сожалению на английском):
1. Техника и технологии
- видео-тренинг для пожарных из Денвера по спасению своих коллег в случае внештатной ситуации

- тренинг по использованию технологии оборудования по защите от дыма при пожаре

- обучение работников британской железной дороги (British Rail)

- обучение работе с дефибрилятором - такая штука для реанимирование товарищей с сердечным приступом

2. Раритеты

- Учебный видео-фильм компании McDonalds снятый в 1972 году - особенно забавно смотреть на моду тех времен

- Учебный фильм, котрый был снят компанией Disney для армий союзников по использованию противотанковых ружей против немецких танков. Смешная антигитлеровская мультипликация вместе с инструкциями по тому как смазывать и заражать ружье (см. также части 2 и 3 )

3. Офисные тренинги

- Что такое "сексуальное домогательство" и как его добиться или избежать :)

- Видео-тренинг по безопасности от Cisco

- учебная мультипликая по внедрению системы качества на основе "6 сигм"

- еще одно отличное учебное видео от Cisco про IP-телефонию

- оттуда же - управление изменениями

Читать дальше......

среда, февраля 21, 2007

Как писать статьи длиной в 100 слов

В дополнение ко вчерашнему материалу Андрея Балыкова про сокращение текста для электронных курсов: в 70-х годах человек по имени Andrew Faulkner из газеты The Mirror придумал правило для написания статей не длинее 100 слов, которому должны были соответствовать статьи его журналистов. См. на картинке разбиение структуры статьи. При этом первое предложение не должно было быть не длинее 12-13 слов. Это конечно не совсем про e-learning, но забавно и возможно кому-то будет полезно при подготовке лаконичных и содержательных материалов, соответствующих канонам "правильной" информационной журналистики.

Читать дальше......

вторник, февраля 20, 2007

Развертывание и свертывание информации. Часть 2 из 2-х

Свертывание информации

Сокращайте текст без потери смысла — вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации для учебного курса.

Чаще всего учебный курс пишется не с нуля, а на основе уже имеющихся наработок: методических пособий, написанных к тренингу, статей, заметок, видеозаписей выступлений. Свертывание всей этой информации в текст учебного курса без потери смысла возможно. Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие учебные цели он преследует. Когда опускается все, что не соответствует этим двум категориям, потери смысла не происходит. Напротив, использование большего количества информации «про запас» только создает препятствие к усвоению действительно значимых моментов. В этом случае большее количество текста приводит к потере смысла, как это ни парадоксально.

Еще один парадокс заключается в том, что свертывание информации в текст не зависит от такого, казалось бы, столь очевидного фактора, как количество используемых слов. Иногда, например, чтобы свернуть информацию методического пособия в текст учебного курса нужно использовать большее количество слов.

И, напротив, некоторые тексты не могут быть свернуты без потери смысла, несмотря на большое количество использованных слов. Например, письмо Ваньки Жукова своему деду Константину Макаровичу.

Сокращая текст, важно продолжать писать его как живой человек. Не стоит переходить на телеграфный стиль, жертвуя человеческим отношением ради уменьшения количества слов. Как раз именно это и будет приводить к потере смысла, поскольку в этом случае информация, заложенная в текст, перестает усваиваться: текст созданный роботом для робота, как правило, не особенно интересен человеку.

Еще один феномен приводящей к потере смысла при свертывании информации — упрощение. Текст должен быть написан просто, но не слишком просто. Следует учитывать уровень развития, культуры и тезаурус вашей целевой аудитории. Или, как говорят промышленные дизайнеры: «Создайте вещь, которой сможет воспользоваться любой дурак, и только дурак захочет этой вещью воспользоваться».

В общем случае, чем более узка и однородна целевая аудитория, тем более эффективно и эффектно можно свернуть информацию в текст. В качестве вдохновляющего примера, как можно сворачивать информацию без потери смысла, очень четко дозируя ее для конкретного получателя, рекомендую роман Рекса Стаута «Избавление методом номер три».
_____________________
Дополнительная ссылка:
«Краткость — сестра таланта» статья Алексея Королькова на этом блоге.

Читать дальше......

понедельник, февраля 19, 2007

Как соотнести электронное и неформальное обучение?

На прошлой неделе я обсуждал с одним своим коллегой перспективы новых технологий обучения, связанных с компьютерными технологиями, выходящими за рамки простого и формального e-learning, заключающегося в создании и назначении электронных курсов.

Мы спорили о том, нужны ли вообще в корпоративном обучении решения, позволяющие организовывать неформализованные процессы обмена знаниями - такие как wiki (библиотеки электронных документов над которыми совместно работает группа авторов), блоги и т.п. В качестве "бронебойного" аргумента мой собеседник, скептически настроенный по отношению к таким технологическим новациям, хотя и работающий в сфере электронного обучения, спросил меня - знаю ли я хотя бы одну крупную компанию, где эти технологии востребованы и используются. Я был вынужден признать, что я таких компаний не знаю (хотя я то знаю компаний в которых есть СДО более чем достаточно и вообще интересуюсь событиями рынка). Как правило e-learning в российской компании, да и в западной тоже, это электронный курс, который открывается или назначается куче людей, завершается тестом, по которому в итоге смотрится отчет, собственно и являющийся основным результатом процесса. Даже форумы в учебном портале зачастую отключают - чтобы "не наговорили лишнего" ;)

В итоге я задумался над аргументацией, потому что сам уверен в эффективности обучения, протекающего в виде неформального обмена информацией, а также в том, что самостоятельно "добытая" обучаемым информация останется в его голове дольше чем та, которую попытались "вколотить" туда в ходе формального тренинга. В процессе поисков я набрел на информацию о ряде исследований, которые проводились как водится в Штатах, по соотношению формального и неформального обучения в корпорациях.

Одно из исследований, говорит о том, что 75% сотрудников корпораций считаю, что все что необходимо им для работы они изучили на рабочем месте, а не в учебной аудитории. Оценка доли неформального обучения на рабочем месте в общем объеме колеблется в разных исследованиях в диапазоне от 70 до 80%. См. рисунок - распределение способов обучения - формальных и неформальных.



Это означает, что большую часть знаний и навыков, необходимых нам для работы, мы получаем не в учебном классе, а от нашего окружения на рабочем месте. Можно ли после этого игнорировать технологии, позволяющие обеспечить более оперативное взаимодействие сотрудников и тем самым дополнительную поддержку неформального обучения? Я думаю что нет. Наоборот, современные технологии позволяют увеличить скорость и грубину неформального обучения за счет технологий обмена данными с территориально удаленными коллегами (например, я лично регулярно обмениваюсь опытом со своими партнерами из Киева через Skype, используя видеоконференцию и application sharing). Не надо также забывать, что любая электронная форма проведения неформального обучения позволяет сделать "твердую копию" неформальных знаний, т.е. перевести это знание в некий формализованный вид (например, моя видео-конференция c партнерами из Киева может быть записана и послана в Екатеринбург или Казань).

Я уверен, что в ближайшее время мы увидим (и надеюсь даже попробуем) реальное использование новых технологий неформального обмена данными в практике корпоративных учебных центров. Поскольку мне эта тема очень любопытна, я постараюсь писать об этих примерах, как только увижу или найду.

PS
Все ниже на английском
Статья про Informal Learning (неформальное обучение)
И еще одна
Workflow learning - еще одна идея, владеющая умами e-learning деятелей на западе
Статья про возможные направления использования e-learning для обучения на рабочем месте

Читать дальше......

воскресенье, февраля 18, 2007

Что идет за e-learning?

Перевод статьи "Что идет за e-learning" на сайте trainings.ru - маловато конкретики, но с другой стороны все статьи про светлое будущее технологий этим страдают.

Читать дальше......

пятница, февраля 16, 2007

Развертывание и свертывание информации. Часть 1 из 2-х

Развертывание информации

Для развертывания информации не нужно ровным счетом ничего, кроме знания о том, что вы собираетесь это сделать. Это суть создания текстов учебного курса. Только что еще не было ничего, но вот уже сформулировано название, а вот появляются первые строчки, вот и сам курс готов. Да готов. Полностью. Уже потом можно будет поправить структуру, стиль, смягчить резкие высказывания, сделать более "выпуклой" основную идею, но это уже косметика. Произошло главное — материализация информации почти из ничего, из вашей памяти. Это естественный процесс. Например, когда тренеру во время тренинга неожиданно задают вопрос, ответ появляется почти сразу. Даже если вопрос сложный. Иногда, люди потом сами удивляются, что это они такое рассказывали, что всем всё стало понятно. Правда, если вы, например, Президент России, то такая импровизация становится почти невозможной: профессиональная деятельность накладывает свои ограничения.

Главное при обучении целенаправленному развертыванию информации — это доверие себе, своим возможностям. По мере развития, вы начнете привыкать ко многим чудесам памяти. Вот что, например, рассказывает Милтон Эриксон: «Когда я подошел к Эстабруксу, профессору психиатрии Нью-йоркского «Освего Колледж», он сказал мне: «Я включил тебя в расписание семинаров, и ты сегодня вечером проводишь встречу с учителями». Я знал, что придут еще и многие желающие и что мне предстоит проделать много не связанной с лекцией работы, прежде чем я войду в аудиторию. Однако это меня не беспокоило, потому что я знал, что могу говорить, и я знал, что могу думать, и я знал, что научился многому за эти годы». Это обычное состояние человека, который научился доверять своей памяти.

Еще пример. Будучи студентом, в одной из школ скорочтения я познакомился с человеком, который мог, не открывая книгу, а только подержав ее в руках, достаточно подробно рассказать ее содержание. Но тогда я этому был не очень удивлен, поскольку подобные «чудеса» происходили и со мной. Мне случалось на экзамене взять билет, на который я не знал ответа, как мне казалось в первый момент. Но при этом также случалось написать план и краткий конспект ответа, и получить «отлично» за экзамен. Вдумайтесь: докладывая преподавателю (эксперту по дисциплине!) о том, чего не изучал.

Чтобы окончательно уверить вас в мощи вашей памяти (и механизмов подсознания), предлагаю прочесть статью уже цитированного ранее Милтона Эриксона «Уникальное путешествие с Олдосом Хаксли в измененные состояния сознания».

И еще раз. Поверьте, для развертывания информации не нужно ровным счетом ничего, кроме знания о том, что вы собираетесь это сделать. Сам факт, что вам случилось сформулировать для себя задание такого рода, является свидетельством того, что вы уже знаете ответ. Даже если пока еще не догадываетесь, что это за ответ.

Читать дальше......

четверг, февраля 15, 2007

Дерево диалогов — в головах обучаемых

Часть 1
(В ответ на публикацию Андрея Балыкова «Где растет дерево диалогов?»)

Большое окаянство — прибегать к технологиям искусственного интеллекта для организации учебных диалогов. Задача кажется заоблачной. Правда, в свое время Наставники меня учили: только нереализуемые задачи и достойны уважения. В смысле — выкручивайся.
Выкручиваюсь…

Стоит ли городить искусственный интеллект, когда у нас имеется интеллект естественный. Задача обучения в общепринятом понимании в том-то и состоит, чтобы повысить серость серого вещества всякими ненатуральными, искусственно созданными (формализованными) да еще и препарированными знаниями, нормами действий и поведения. То есть на почве одной отдельно взятой головы (души) построить некоторые искусственные конструкты, которые и считаются правильными интеллектуальными/поведенческими феноменами.

МОДЕЛЬ ОБУЧАЕМОГО

Задача построения ИИ в голове обучаемого (с прицелом на построение дерева диалогов там же) потребовала разработки его модели. Исходная субстанция, вся совокупность его знаний и опыта была названа нами (вслед за представителями некоторых психологических и транс(мета)лингвистических школ) САМОСТЬЮ.
Самость состоит из:
• естественного языка(ов) обучаемого
• опыта
• знаний (включая владение языками искусственными)
• психических процессов (ощущения, чувства, эмоции, воля, убеждения, вера и пр.)

Короче, самость — это психическая реальность обучаемого.

В нормальном состоянии все элементы самости эквипотенциальны, т.е. различимы, но равноценны, равнозначны, равновелики, неструктурированны и неиерархизированы. Между ними нет никаких связей. Самость — это спящий хаос. В ней мирно уживаются, не пересекаясь и не мешая друг другу, добро и зло, лень и энтузиазм, любовь и ненависть, жажда власти и мазохизм … (остальное желающие могут вписать сами)

Однако обучаемый (частный случай человека) устроен так, что его самость вынуждают структурироваться извне.

Чтобы что бы то ни было осуществить, заявить о себе, человек структурирует свою самость то в виде обучаемого, то учителя, то жены, то тещи, то любовника(цы), то подчиненного, то начальника… . Каждое из конкретных состояний самости называется Личность. Чем больше личностей способна продуцировать самость, чем больше языков знает, чем лучше ими владеет, чем богаче его опыт и изощреннее переживания, тем более продвинут человек. Иными словами, чем больше способен человек продуцировать личностей, чем у него богаче опыт манипулирования своими социальными личинами, тем богаче его внутренний мир и потенциал поведения.

Несложно сделать вывод: одна из частных задач обучения: организация диалога между этими личностями (психологи называют их еще персонами, масками или личинами). Такой диалог называется внутренними. Выходит, образовательная задача здесь — в организации такого внутреннего диалога.

ДИАЛОГ САМОСТЕЙ?

Трудно сказать, отчего чаще пробуждается самость, из-за внешних толчков или от внутренних импульсов. Однако возбуждение Самости и производство ею какой-нибудь из личностей осуществляется при посредстве языка. Сколько личностей, столько и языков, точнее — субъязыков (поведение, улыбка, например, или демонстрация кукиша — тоже являются знаками = элементами языка).

В первом приближении любой диалог при предлагаемом подходе выглядит так:


Впрочем, между внешним и внутренним диалогом личностей нет принципиальной разницы. На деле мы общаемся ни с Иваном или Марьей, а их образы (точнее – образы какой-то из их личностей) в нашем мозгу ведут диалог с одной из наших репрезентаций (Личностью). Ни Марья ни Иван, е-с-т-е-с-т-в-е-н-н-о не тождественны тому, чем/кем они мне кажутся. В силу этого выше размещенная табличка не что иное, как искусственная модель, на определенном этапе что-то, видно, проясняющая, но имеющая весьма отдаленное отношение к естественным психическим процессам.

Резюме.
Хотим мы или нет, осознаем или только делаем вид, что нами управляет разум (являющийся частным случаем ИИ), диалог живет только внутри нас, а не между нами. Собеседник суть повод (реже, причина) приступить к внутреннему диалогу.

Согласившись с этим, можно

ПОСТРИТЬ ДИАЛОГОВЫЙ СИМУЛЯТОР

— Представь себе, — говорил я на днях Личности одного молодого человека, — прогуливаешься ты в лесочке и сталкиваешься нос к носу с дремлющим львом.

При этом я чувствовал: внутри меня просыпаются мои личности. Одна впала в ступор и онемела. Другая — ринулась наутёк. Третья — упала на колени и стала умолять льва пожалеть ее. Четвертая — стала душить и рвать зверя зубами. Пятой захотелось поменять брюки.
Вдруг все пять ветвей на дереве моего диалога были сломаны хлесткой мыслью моего юного собеседника:
— А я папу позову, он у меня сильнее всех львов!

Ответ найден. Единственно верный и вполне убедительный для моего визави.

В контексте этой байки позволю одной из своих ипостасей, разговаривающей на субъязыке e-learning, заявить.

Доминирующий стиль обучения делает человеческий интеллект искусственным. Традиционное обучение стремится скроить из человеческой самости одну-единственную Личность-с-заранее-заданными-параметрами. Так устроена часть мира и так устроено образование, обеспечивающее адаптацию к ней. Личность-с-заранее-заданными-параметрами — идеал традиционного образования, которое монопольно решает и знает, что той или иной самости нужно знать, чтобы стать социально одобряемой личностью. Не думаю, что для этих целей стоит городить ИИ. Для этого достаточно традиционных запоминания (данных) и тренировки (операций). Сейчас подавляющее большинство курсов корпоративного e-learning посвящено преимущественно этому.

Достижения ИИ понадобятся в таком корпоративном обучении, где от работников (= людей) понадобятся профессиональные способности к 1) самоизменению и 2) созданию новых знаний, вещей, свойств и отношений. Об этом и о попытке построения дерева диалога — продолжение последует…

впервые опубликовано здесь

Читать дальше......

среда, февраля 14, 2007

Трудности восприятия новых технологий

Новые технологии всегда воспринимаются с трудом. Мы сейчас стоим перед новым этапом развития коммуникационных технологий (тот самый Web 2.0), которые еще предстоит принять и применить к корпоративному обучению. А ведь когда-то и печатные книги были новым веянием!

Очень смешное кино - что было бы если бы пользователи первых книг обращались в службу технической поддержки:


Наша техподдержка плакала, когда смотрела это кино.

Читать дальше......

Выставка "Дистанционные технологии в корпоративном обучении" меняет хозяина

Несколько дней назад было объявлено, что компания BeginGroup продала свой проект HRM, вместе с прилагавшимися к нему выставками "Кадровый менеджмент" и "Дистанционные технологии в корпоративном обучении".


Весной выставка "Дистанционные технологии" состоится в любом случае (17 апреля), а что будет дальше - пока не ясно. Я бы не стал принимать на веру утверждения что "все останется как было навсегда", потому что навсегда никогда ничего не бывает... Надеюсь, что выставка не умрет, т.к. с точки зрения экспонента она была достаточно интересна.

Читать дальше......

вторник, февраля 13, 2007

Написание текста учебного курса. Часть 4 из 4-х

4. Способы работы или технологии.

Способы оперирования средствами можно свести в три основных способа:

1) Жесткий алгоритм — работа по готовым схемам. То есть методистами компании-разработчика единожды разработана схема и стиль подачи материала и далее по этой схеме собирается курс за курсом. Здесь я имею в виду не стандартизованную навигацию и опциональность, а именно шаблоны написания текста, которые должны соответствовать заявленной методистами послайдовой идеологии. Здесь на первом месте находятся имеющиеся в комплекте разработчика технологические приемы, особенности изучаемой темы должны укладываться в обозначенные рамки. Негативной стороной является то, что можно утерять интересные нюансы, которое при более гибком подходе зачастую и создают мотивационный остов курса.

Работа по готовым схемам хороша тем, что технологична, надежна, проверена с дидактической точки зрения. В некоторой степени это хорошо и для обучающегося: он знает, что его будет ожидать еще до начала изучения новой темы и имеет возможность распланировать свои усилия. Он уже привык, что здесь будет инструкция, чуть дальше — пояснение к ней, еще чуть дальше тест и т.д. Это же является и слабой стороной этого подхода: в каком именно смысле мы увидим чуть позже.

2) Другой способ — эпатажный. Когда внутри курса, в тексте, в заголовках каждый раз создается загадка, ситуация требующая от читателя некого удивления и размышления. Это о чем, это что такое? То есть мы «играем» с обучающимся, стимулируем постоянную включенность в процесс изучения. В этой технологии не важна строгая последовательность обучающих элементов — как лучше для преподнесения материала именно этой темы, так и надо делать. Стимулирование постоянного удивления обучающегося становится тоже в какой-то степени шаблоном и методическим приемом. Принципиальное отличие заключается в том, что эта гибкость позволяет автору курса использовать самые смелые ходы, если они оправданы особенностями изучаемой темы. Здесь уже материал становится первичен по отношению к технологии разработки. То, что этого никто раньше не делал не является препятствием к реализации задумки автора. Некоторой опасностью является возможность «заиграться», когда эпатажность начинает перевешивать необходимость. Как и во всем прочем, здесь важно чувство меры и здравый смысл — далеко не каждый хочет удивляться. Мы вообще не очень любим удивляться, поскольку, во-первых, у большинства из нас отрафировано чувство удивления, а во-вторых, страшновато, все время думаешь, чем тебя еще удивят.

Например, обратите внимание, что мы разучились праздновать 1-е апреля — все шутки дурацкие какие-то, они такие ожидаемые. Нет розыгрыша, нет культуры розыгрыша, нет культуры иронии — очень боимся потерять чувство собственного достоинства. Это мы к тому, что возможна технология, когда обучающийся чувствует легкую оторопь. Используя такую технологию, можно привести яркий пример, необычным образом озаглавить параграф, прямо посреди лекции спросить, как обучающийся понимает прочитанное, как к этому относится. Можно перед преподнесением очередного материала дать экспресс-тест на индивидуальные особенности, тогда обучающийся будет изучать материал адаптируя его к своим актуальным сильным и слабым сторонам. Вот эти вещи, когда они к месту, чрезвычайно освежают курс. Но при том условии, что ваша аудитория принимает их. А если у вас та самая аудитория, которая идентифицировала себя с функцией, которая вообще забыла о том, что они люди, когда они на рабочем месте, тогда, конечно, не надо ничего освежать. Тогда надо из курса в курс из года в год составлять, то, что однажды стало привычным и никак не может измениться.

3) И третье — способ творчества. Под творчеством мы здесь понимаем создание уникальных произведений в единственном числе, когда создатель материала стремиться воплотиться в нем раз и навсегда. Однажды я был на встрече с художником Владиславом Провоторовым. Меня до глубины души поразило то, что он рассказывал о своем творчестве. В частности он рассказывал, что когда картина завершена, он полностью уверен, что это его последняя картина: после того, что в нее вложено больше уже ничего не возможно сделать. Вот так и у пишущих людей бывает ощущение: «Выложился! В жизни больше об этом ничего не напишу».


Эти три типа создания текста приведены главным образом для того, чтобы предостеречь вас. Став профессиональными авторами люди как правило попадают в плен одной из этих профессиональных схем.

Одна из них — управлять чьим-то сознанием и, как правило, эта схема связана с ориентацией на массовую аудиторию, на всех, потому, что за лесом как известно не видно дерева. Такая схема связана со способом трансляции предписаний — действуй так! Эта схема связана с ориентацией на жесткие алгоритмы на типизированные технологии воздействия. Это первая схема.

Вторая схема, когда вы хотите помочь. При этом помочь некоторым, которым эта помощь нужна: менеджерам, бухгалтерам, технологам, начинающим, закостенелым, творческим — некой конкретной целевой аудитории. И тогда чаще всего речь идет о показе норм, как ведут себя те, кто успешен. И, как правило, связано с оригинальной подачей материала. К этой категории в меньшей степени относятся курсы наподобие продуктовых, по технике безопасности, корпоративной культуре или принятым правилам оформления документации. Здесь — курсы, которые часто не носят обязательный характер, которые позволяют профессионалу стать еще более эффективным. Если так можно выразится, это персональный бенчмаркинг — средство собрать профессионалу самый передовой инструментарий. При этом никто не указывает, как конкретно этот инструментарий использовать, в данном случае это является выбором самого профессионала.

Третий уровень — передача опыта. Высший пик коммуникативной деятельности. Когда целью является высказаться. У вас есть, что сказать, и вы обращаетесь к личности, к глубинному потаенному слою других людей, желая воплотиться в них. Вам важно чтобы и другие ощутили то, что знаете вы, и чего не знает никто. Конечно, здесь нужны новые идеи.

Читать дальше......

понедельник, февраля 12, 2007

Тест самопроверки для e-learning специалистов

Вы считаете себя профессионалом в области e-learning? Попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы проверить насколько полно вы владете темой - от международных стандартов до компонентов браузера. Этот тест конечно нельзя назвать серьезным - скорее разминка для мозгов на 5 минут:

Читать дальше......

воскресенье, февраля 11, 2007

Схема обмена данными между СДО и учебным модулем по стандарту SCORM

Если система дистанционного обучения и учебные материалы поддерживают международныq стандарт SCORM 1.2 или SCORM 2004, то обмен данными между учебным модулем и системой дистанционного обучения происходит по примерно одинаковой схеме (с небольшими вариациями в зависимости от версии SCORM). Для лучшего понимания механизма обмена данными мы сделали в редакторе CourseLab небольшую схему (см. ниже).


Хотя схема обмена данными по протоколу SCORM выглядит сложнее, чем по протоколу AICC, стоит отметить, что такой способ обмена может а) несколько сократить объем пересылаемых данных за счет предварительного "накопления" в SCORM API, б) в некоторых случаях избежать проблем с настройками безопасности интернет-браузера, в) упростить программное обеспечение учебного модуля (уже не требуется кода, обеспечивающего общение непосредственно с сервером СДО).



Читать дальше......

пятница, февраля 09, 2007

Написание текста учебного курса. Часть 3 из 4-х

3. Средства

Есть огромный арсенал коммуникативных приемов, посредством которых мы передаем информацию другому: правильный выбор слов, правильное построение фразы, визуализация текстов и много еще чего любопытного. Но все эти способы можно свести в три основные группы:

1) Первая группа — это предписание образа действия. Действуй — так. То есть вы закладываете в текст одну единственную команду — действуй так. Инструктивный курс: согласуйте с заказчиком стоимость работ, возьмите шаблон договора, оформите его в соответствии с такими-то требованиями, отнесите его туда-то. Впечатайте! Сделайте! Умножьте! Сходите! Жесткая однозначная инструкция, которая призвана в однообразном виде, в одинаковой схеме изменить сознание и поведение всех, кто прикоснулся к этому тексту.

2) Второе средство, которое у нас с вами есть — норма. Под нормой понимается не прямолинейная инструкция, а демонстрация эффективности инструкций через предъявление в какой-то ситуации. То есть я можно написать не так: проранжируй, позвони, встреться, встреться еще раз, согласуй, оформи... А, например, так: менеджер по продажам провел встречу с клиентом, при этом он поступал таким-то и таким-то образом, что привело к таким-то результатам. То есть мы показываем, что происходит хорошего, плохого или еще какого-то с теми, кто поступает так или иначе. Такие тексты воспринимаются куда как с большим интересом, потому что здесь текст воспринимается не как приказ (нормальный человек ненавидит, когда ему приказывают: так мы уж с вами устроены), а как наблюдение за поведением другого, с кем можно себя идентифицировать. Ну-ка, как это он будет делать?! Хмм, как это у него получилось!
Например, именно использование этого средства обуславливает популярность и эффективность метода конкретных ситуаций (МКС) (по крайней мере для обучения менеджеров).

3) Третье средство — это идеи. Продвижение новых технологий, приемов, всего, что позволяет действовать на принципиально более качественном уровне. В менеджменте производства, например, такими идеями сейчас являются японские технологии организации производства: бережливое производство (lean production), быстрая переналадка оборудования (SMED), система всеобщего обслуживания оборудования (TPM) и некоторые другие.

Вот три основных средства, которыми мы с вами располагаем. Опять же выбирая технологию взаимоотношения с вашим читателем, вы можете для себя принять решение: «Я буду писать инструктивный текст, потому что моя аудитория нуждается только в таких текстах». Ну, тупые они у меня, ну извините. Но для этого надо знать и быть уверенным, в том, что они тупые. Или вы понимаете, что ваша аудитория уже «наелась» инструкций, или она их получает в другом месте и к ней надо обращаться не на уровне диктования инструкций, а на уровне показа того, как эти инструкции реализуются кем-то и что из этого проистекает. А еще лучше, если показываешь как плохо тем, кто не следует этим инструкциям, тогда совсем другое отношение. Ваша аудитория чувствует: «Ну мы то так не сделаем, мы же умные». И третье, когда вы предлагаете не просто инструкцию, а новый алгоритм, новую технологию, новый способ видения, знакомя аудиторию с инструкцией по мере необходимости. Тогда обучающийся чувствует себя полноценной личностью. По крайней он мере, ощущает, что к нему относятся не сверху: «Действуй так! Я умнее тебя, я могу тебе рассказать, как это надо делать», а как к человеку, способному воспринять новые мысли. Разумеется, по мере изучения курса им говорят: «Кстати, вот как положено поступать в соответствии с типовым алгоритмом». Это средство подачи материала учебного курса сложнее использовать, чем просто инструктирование, но оно значительно более эффективно.

Читать дальше......

четверг, февраля 08, 2007

Почему люди не летают как птицы и не действуют как роботы?

Все мы когда-то занимались или занимаемся спортом или физическими упражнениями. Я, например, периодически играю в футбол и иногда в ходе игры удается какой-нибудь невероятный удар или финт (только бывает это крайне редко). Т.е. формально я обладаю навыком бить в "девятку" с 15 метров "с лета", но получается это только по большим праздникам, что крайне раздражает (иначе играл бы я премьер-лиге и не занимался e-learning ). Возникает вопрос - можно ли научить человека некоторым движениям так, чтобы наш организм повторял их с вероятностью близкой к 100%?

Очевидно не только меня волнует эта проблема, потому что серьезные ученые из университета Стенфорд (а точнее доктор Кришна Шеной) провели специальное исследование на эту тему. Выяснилось что мозг устроен таким образом, что каждое движение, даже если оно повторяется в тысячный раз, просчитывается мозгом "с нуля" и в результате может полностью отличаться от предыдущих действий в аналогичном случае. Ученые измерили количество дигательных ошибок и выяснили, что более 50% вызваны не сбоем мышечной системы, как считалось ранее, а неверной командой мозга. Т.е. наша нервная система настроена на импровизацию, а не механическое повторение заученного. Тренировки видимо могут лишь увеличить вероятность корректной реакции мозга, уменишив простор для вариаций.

Также на эту тему:
- Brains are Not Made for Repetition - New Study
- Шум в голове - журнал Smart Money

PS
Есть конечно лучик надежды - эксперимент ставили на макаках резусах, поэтому сторонники теории божественного сотворения человека могут считать что мозг обезьяны радикально отличается от нашего . Для материалистов хорошая новость - робокопы и прочие киборги из нас простой переделкой видимо не получатся...

Читать дальше......

среда, февраля 07, 2007

Web 2.0 - будущее e-learning?

Все кто интересуется современными компьютерными технологиями слышали термин Web 2.0, означающий новый подход к развитию Интернет, а точнее совокупность технологий работы вэб-приложений и вариантов взаимодействия пользователей, отличающий новые коллаборативные (похоже нет адекватного русского слова для перевода английского слова collaborative) Интернет-технологии от статического или одностороннего "старого" Web 1.0. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (yuotube, flick ...), технологии flex и ajax и масса других умных слов.

Тема Web 2.0 для специалистов по e-learning на Западе - №1, по крайне мере судя по количеству и частоте публикаций на эту тему.

Как и большинство тех, кто пытается объяснить (а заодно и понять) что такое этот самый Web 2.0 я только что написал абсолютно непонятный набор слов, кажушийся околотехнологичной ахинеей. Тем полезнее и занятнее приведенное ниже 4-х минутное видео (сделано человеком по имени Michael Wesch из Kansas State University), объясняюшее наглядно основную идею Web 2.0 (на английском языке). Сделано на мой взгляд очень здорово. Это видео стоит кстати рассмотреть также как пример обучения сложным понятиям простым, понятным и главное лаконичным способом:

Читать дальше......

вторник, февраля 06, 2007

Написание текста учебного курса. Часть 2 из 4-х

2. Адресат

Адресат — это тот человек, для которого, по вашему мнению, вы предназначаете текст вашего курса. Вы к кому обращаетесь? На практике есть три основных типа адресата, которые определяют характер вашего текста:

1) Адресат — массы — то есть все. Язык курса для такого адресата должен отвечать восприятию всех: в идеале от министра до дворника — быть простым, но не простеньким. Тематика должна быть такой, чтобы было интересно всем. Структура текста должна быть такой, чтобы была воспринята всеми, то есть должна быть одна мысль, но она должна быть выражена очень ярко. Разумеется, одна мысль не на курс, а на структурную единицу курса — часто это слайд. Общеизвестным примером, содержащим тексты этого типа, является газета «Московский комсомолец». Ее официальная позиция и слоган: «Газета для всех».

2) Второй адресат — это группа или функция. То есть вы обращаетесь не ко всем, а к определенной социальной группе, например, менеджерам среднего звена и только к ним, но здесь есть одна ловушка. Дело в том, что менеджер, он вообще-то тоже человек и как человек он обладает многим набором характеристик. У него есть социальные характеристики: пол, возраст, образование, культура. У него есть психологические характеристики: он интроверт, экстраверт, и пр. Он имеет индивидуальный набор акцентуаций. У него есть какие-то потаенные ментальные особенности: сторонник буддизма или еще чего-то. То есть, как правило, есть именно «много чего».

Так вот, можно обращаться к группе, как к людям, имеющим некую особенность. Ну, допустим, если делать учебные курсы для автолюбителей, озабоченных «здоровьем» своего автомобиля, то обращаться к ним надо не как к функциональным особям, целью существования которых является поддержание работоспособности транспортного средства на допустимом средне-статистическом уровне, а как к личностям, отличающимся любовью к автомобилям. То есть выбирается группа, но в этой группе рассматриваются люди во всем многообразии их особенностей.

Опять же, курсы для менеджеров могут быть нацелены на менеджеров, а могут — на некую функцию. Человек как функция, как управленческий алгоритм? Это может быть правильно, а может быть не правильно. Не совсем верно будет заранее констатировать: «вот это правильно, а вот это не правильно», потому что это надо специально изучать. Надо собрать этих людей в одном месте и с ними поговорить: вас устраивает, что мы вас рассматриваем, как функционирователей или не устраивает? И тогда ситуация будет более понятна. Пока же важно зафиксировать, что можно относиться к адресату как к живому человеку с особым функционалом, а можно — как к функционалу без личности. Тогда, соответственно, будет совершенно другой текст курса. Одно дело пытаться управлять живым человеком или информировать живого человека, а другое дело — компьютером или функцией. Ресурс будет другой, подход будет другой — все будет другое. Вопрос лишь в том, в какой мере менеджер согласен на это. То есть, если человек сам себя идентифицирует с функцией, рассматривает себя как функцию, тогда его будут устраивать функционально ориентированные тексты, инструктивные. Но если ему этого мало, если ему узко в этой одежде, если он хочет быть не только функцией, но еще чем-то, он говорит: «чего-то мне тут мало, мне бы еще чего-нибудь: о вечном, о смысле жизни». Без точного понимания адресата все ваши усилия будут абсолютно бесполезны, потому что все определяется в коммуникации не нами, а адресатом. Он решает все. Хочет — читает, не хочет — не читает. Хочет — понимает, не хочет — не понимает. Часто, даже так: хочет понимать — все равно не понимает, в силу ряда причин.

3) Третий адресат, к которому мы можем обращаться — личность. Опять же, не будем вдаваться в филосовско-психологические исследования того, что такое личность. Просто речь идет о некой целостной, как говорят, тотальной человечности. То есть о тех потаенных глубинах каждого из нас, где мы рассматриваем себя, как уникальность не доступную другому человеку. Если автору, не важно чего — любовного послания, рассказа про Ваньку Жукова или учебного курса по ремонту промышленных холодильных установок, удается достучаться до вот этой потаенности, то тогда личность воспринимает его целиком, она открывается. Тогда чтение, потребление и рассматривание доставляет удовольствие личности, и текст усваивается полностью. Одна из задач современных учебных курсов в любых сферах, вплоть до инструктивных, заключается как раз в том, чтобы переходить с уровня массового сознания через функциональное отношение к личности. Это важно, поскольку люди, как правило, не любят учиться. Например, сколько лично вы прочитали инструкций к вновь купленной бытовой технике? Имеется в виду до того, как она сломалась в результате неправильного ее использования? А ведь такие инструкции тоже могут быть разными. Нам недавно в офис доставили цветной лазерный принтер OKI, так к нему была приложена инструкция гораздо более зрелищная и стильная, чем некоторые настенные календари. Признаюсь, эстетическая составляющая этого руководства по эксплуатации не только заставила меня изучить ее самым внимательнейшим образом (получая от этого удовольствие), но и следовать рекомендациям.

На самом деле, каждый из нас ненавидит навязываемую коммуникацию, нам не нужны другие тексты, они нам мешают жить, потому что мы прекрасно обходимся и без них. Поэтому мы закрываемся от них, делая вид, что мы их «как бы» воспринимаем. Для того чтобы взломать эту корку восприятия, нужно применять специальные усилия. Вот смотрю иногда на нашего бухгалтера, как она читает тексты, видит она их … в белых тапках, инструкции эти. Они каждый месяц меняются, то есть она по-честному хочет разобраться, поскольку понимает, что ей надо в этом разобраться. Но она хочет только вот этой частью: «ну надо, ну надо». Но как человек она ничего не хочет: у нее там дома дочка, которая гуляет не с тем, с кем нужно и сын, который начал выпивать — голова у нее занята совсем другим. Не прорвав вот эту личностную оборону, мы не сможем реализовать ни одной из необходимых обучающих функций.

Постарайтесь почувствовать, что за любым из этих учебных текстов стоит кто-то, кто их читает. И этот кто-то может относиться к ним на вот этом уровне: «А что это, ребята, вы нам тут написали?»; на этом уровне: «Черт возьми, а вроде это нужно мне для работы»; или на этом уровне: «Я, вдруг, делаю для себя открытие через ваш текст, я обогащаюсь личностно, я становлюсь другим. У меня появляются новые крылья. Лишняя пара никогда не помешает». И когда вы выберете для себя «правильный» уровень написания текста курса, только тогда сумеете эффективно подать учебный материал. Тут много всяких приемов: визуальные, закладывание в текст специальных личностных «крючков», и много еще чего. Но, вопрос — хотите или не хотите.

Читать дальше......

понедельник, февраля 05, 2007

Мотивация к использованию e-learning

Как известно % обучаемых по своей воле успешно завершающих обучения по электронному курсу может быть весьма невелик. Об этом я уже писал. Как следствие компании придумывают способы повышения интереса сотрудников к использованию электронного обучения.

Ниже перечислены способы мотивации обучаемых к завершению обучения, которые я наблюдал в практике российских компаний. Я не включил в список очевидный, но труднореализуемый способ - создание такого контента, открыв который пользователь не может оторваться, пока не прочтет все (т.е. повышение собственно мотивации к освоению знаний, а не завершению курса). Создание таких курсов это тема отдельного разговора. Кроме того очевидно, что по некоторым темам такой контента разработать практически невозможно (чего стоит одно только активно практикуемое в банках массовое электронное
обучение по 115-ФЗ)

Список составлен в произвольном порядке, а не по причине убывания или возрастания значимости пунктов.

1. Выдача красивых бумажных сертификатов по результатам дистанционного обучения
Используют: Роснефть, Русский Алюминий

2. Реклама дистанционного обучения в целом и учебного Портала в корпоративной прессе, проведение презентаций,
рассылка рекламных материалов
Наблюдал в Уралсибе, Росгосстрахе, Вымпелкоме

3.Автоматическое напоминание обучаемому (а также, в зависимости от настроек, его руководителю или куратору обучения) о необходимости завершения курса. Причем долбить его письмами каждый день, пока не доучится :)
Используют все у кого такая опция есть в СДО (в частности есть в WebTutor)

4. Зависимость личного финансового результата обучаемого от итогов аттестации (как правило проводимой в форме профессионального тестирования). Материалы для подготовки к аттестации - в основном в виде пробных тестов и электронных курсов
Используют для аттестации торгового персонала МВидео и Спротмастер

5. Допуск к работе с определенными технологиями или продажам продуктов без прохождения обучения или тестирования
Пример использования - сертификационные тесты по страховым продуктам Росгосстрах

6. Отсылка в СДО для прохождения обучения по работе с программными продуктами пользователей, обращающихся в службу технической поддержки компании с вопросами, причиной которых являются их недостаточные навыки в работе с ПО

7. Минимизация технических трудностей в доступе к дистанционному обучению
- Единая интегрированная авторизация в Windows и учебном Портале - сотруднику не нужно запоминать еще одно имя и пароль
- Использование курсов и технологий их разработки, накладывающих минимальные требования к дополнительному ПО на компьютере обучаемого - пользователь наконец решил поучиться и если ему придется бежать в ИТ, то скорее всего желание его угаснет
Используют: очень многие

8. Включение результатов дистанционного обучения в план работы (или KPI) для филиалов и региональных учебных центров

Читать дальше......

воскресенье, февраля 04, 2007

Схема обмена данными между СДО и учебным модулем по стандарту AICC

Если система дистанционного обучения и учебные материалы поддерживают международныq стандарт AICC (Appendix A), то обмен данными между учебным модулем и системой дистанционного обучения происходит по примерно одинаковой схеме (с небольшими вариациями). Для лучшего понимания механизма обмена данными мы сделали в редакторе CourseLab небольшую схему (см. ниже).



Читать дальше......

пятница, февраля 02, 2007

Написание текста учебного курса. Часть 1 из 4-х

Любой акт коммуникации, а именно им и является передача знаний обучающемуся посредством электронного курса, представляет собой некую модификацию более общего алгоритма. Задача коммуникации — обеспечить взаимодействие двух людей в знаковой форме. Два человека, две цивилизации, два коллектива — это все не важно: когда мы с вами обмениваемся знаками, мы совершаем коммуникативную деятельность, которая подчиняется особым законам. Окончательно формализованного свода законов коммуникации не существует, да и не может существовать, мы знаем очень много фактов, но не понимаем, каким образом происходит обмен знаками, каким образом люди понимают друг друга, каким образом строятся коммуникативные (обучающие) тексты. Вот только буквально последние несколько десятилетий мировая наука серьезно взялась за анализ процесса коммуникации, уже есть много наработок, но пока это только разрозненные кусочки. Поэтому то, что далее будет описано — это не истина в последней инстанции, а проверенные на практике закономерности. Без понимания этих основ очень трудно понять, как строятся все виды текстов, включая и тексты обучающего характера.

Что происходит, если тексты создаются по готовым схемам, по готовым целям, не вами сформулированным? Поскольку не вы эту цель сформулировали, то вы и не участвуете в создании этого текста как живой человек, вы просто упорядочиваете чужие мысли. Отсутствие личности в тексте, отсутствие некой человеческой компоненты и приводит к тому, что текст превращается в непонимаемый.

Четыре обязательных компонента, использование которых отличает профессионала в написании обучающих текстов от дилетанта. Дилетант просто составляет тексты по тем моделям, которым его научили — это в лучшем случае, в худшем случае — составляет как сложится.

Итак, профессионал перед написанием обучающего текста определяется в следующих четырех направлениях:

1. Цель.
2. Адресат.
3. Средства.
4. Способы работы или технологии.


1. Цель

Чего вы хотите добиться по итогу изучения курса? Когда вы начинаете писать текст, то должны иметь ответ на вопрос, какова ваша цель. Вот три типа целеполагания:

1) Управление поведением другого человека. Я хочу с помощью своего текста изменить поведение другого человека. «Соблюдай технику безопасности», «Планируй свое время эффективнее», «Мотивируй подчиненных», «Разрешай конфликтные ситуации», то есть ваша задача с помощью некого импульса изменить поведение другого человека, и при этом вам может быть не очень важно, что он думает по этому поводу.
Важно отдавать себе отчет в том, как должно измениться поведение по итогу изучения курса, но это не является достаточным условием эффективного воздействия. Комментарий: в переполненном вагоне метро люди спокойно прислоняются к дверям, не обращая внимание на надпись «Не прислоняться!». Тот, кто формулировал этот текст, знал, что хотел сделать, но не знал, как это сделать.

2) Помочь другому человеку. Это примерно та целевая установка, которая управляет поведением хорошего коуча, не ментора, а именно коуча — он помогает понять что-то, чего не понимает его подопечный, при этом выводы и действия, которые последуют из этого понимания — не его область ответственности. Это примерно то, что делает адвокат: он помогает выпутаться кому-то из проблем, при этом, не меняя его поведения — клиент можешь жить, как хочет, но получает некий совет. Это тоже цель, но она требует совершенно иных технологий, и должна реализовываться по-другому. Задачей учебного текста может быть как изменение поведения (см. предыдущий пункт), так и помощь профессионалу в повышении своей функциональной компетентности. А уж как эта компетентность будет использоваться — дело самого профессионала.

3) Информирование другого человека. Информирование — это когда вы просто сообщаете кому-то нечто, не интересуясь, будет он на это реагировать или не будет, надо ему это или не надо. Например, стоит человек и говорит, и совершенно ему не важно, кто его слышит, как его слышит, как его понимают: выговориться хочет. Отчасти поведение любого поэта, писателя, художника, музыканта диктуется этой мотивацией. Поэт не собирается менять сознание и поведение. Выговориться хочу и выговориться хочу именно так, как считаю нужным, и если меня не будут понимать, это к процессу не относится. Был случай, один художник принес картину на жюри — и вот члены жюри смотрят, очень не плохая картина, среднего качества, приличный реализм и кто-то сделал замечание: «вот здесь бы переписать кусочек неба». Этот художник замотал картину в тряпочку, сказал: «извините, это моя картина, ничего переписывать не буду». Ни один стоящий писатель, художник, поэт не потерпит вмешательства в свое творчество, оно устроено по-другому и для другого.

Вот три основных цели, которыми может руководствоваться автор. Тем не менее, смотришь иные тексты: Чего хотел автор? Для чего написан этот текст? Он хотел изменить чье-то поведение? Он хотел выдвинуть новую идею, которой все будут ошарашены? Или он хотел кому-то помочь? Ничего он не хотел. Трагедия в том, что человек создававший текст вообще ничего не хотел. Текст таким и получился. Потому что, без четкой, ясной внутренне осмысленной целевой установки текст не может быть выстроен — он рассыпается. Потому что единственное, что скрепляет любой текст — это внутренний стержень цели, как шампур: «я знаю, чего я хочу». Текст может быть слабо-структурированным — кусочки, мысли, факты, но при этом крайне важно, чтобы они были «нанизаны» на цель. Нет цели — и любой гладко и правильно написанный текст превращается в безвольный мешок с фактами.

Вы можете провести эксперимент — распечатать текст, порезать его на абзацы и предложить кому-нибудь сложить эти абзацы заново в текст. Если в тексте есть цель, он всегда складывается так и только так. А если в тексте цели нет — абзацы запросто меняются местами как угодно.

Вы внутренне должны для себя решить, чего вы хотите. Вы хотите донести новую мысль? Тогда в курсе должны быть новые мысли. Вы хотите кому-то помочь в чем-то разобраться? Тогда надо понять, в чем именно вы хотите помочь разобраться. Или вы хотите управлять сознанием и поведением кого-то? Тогда в учебном курсе должна быть идея, после прочтения которой, люди, которым этот текст предназначен, должны будут что-то изменить. В любом случае ваша первая и главная задача как автора курса — осмыслить целевые установки текста.

Читать дальше......