Сообщения

Сообщения за Февраль, 2007

Технология wiki для обучения

Изображение
Что такое wiki? Это технология совместной работы над контентом (как правило информационными страницами некоторого ресурса), позволяющая нескольким пользователям вместе редактировать один и тот же материал (подробнее о wiki в Wikipedia). При этом система, поддерживающая wiki как правило позволяет вести историю изменений, возвращаться к старым версиям, создавать новые страницы, устанавливать ссылки между страницами и т.п. В каком-то смысле wiki это аналог совместной работы с документами MS Word в режиме правки (track changes), но только через вэб. В отличие от документа word правки видны всем сразу, а не только после отправки документа коллеге. Технология wiki также позволяет автоматически расставлять по тексту документа гипертекстовые ссылки по ключевым словам. Кстати слово «wiki-wiki» автор технологии Уорд Каннингем взял из гавайского языка, на котором оно означает «быстро».

Наиболее известное применение wiki технологии - энциклопедия Wikipedia - плод коллективной деятельности тысяч эн…

Гипнотизирующие обучающие тексты. Это возможно? Часть 2 из 2-х

Сегодня только об одной технике — технике вставленных сообщений. Составляя текст на некую тему, можно пользоваться для этого различным набором слов. Суть состоит в том, что используемые слова могут содержать самостоятельное сообщение, независимое от смысла общего текста. Смысл вставленного сообщения усваивается подсознанием и начинает оказывать воздействие на поведение человека. Изменение поведения человека — это и есть наша с вами задача как специалистов в области обучения. Более всего на роль текстов для встраивания сообщений подходят кейсы, примеры, лирические отступления, то есть все то, задачей чего и является закрепление изученного материала. Эффект вставленных сообщений усиливается, если на ключевых словах сделан акцент: в случае аудиального сообщения, которым в учебных курсах является сопровождающий дикторский текст — это интонация; в случае печатного текста — это может быть: другой шрифт, полужирное или курсивное начертание слов, увеличенный или уменьшенный межбуквенный интер…

Искусственный интеллект в e-learning

Любопытные и довольно многочисленные материалы по ИИ в образовании можно встретить здесь:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

О вреде технического прогресса

Современные операционные системы отучили нас задумываться об ограничениях при именовании сохраняемых файлов. То, что в свое время имя файла было ограничено принципом 8.3 и латиницей с цифрами, большинство нынешних пользователей воспринимает как страшную сказку о былых временах. Однако, заметим, что исчезло хоть и большинство ограничений, но НЕ ВСЕ!
Поскольку блог наш тематический, отметим те ограничения на имена файлов (графики, аудио, видео и пр.), которые важны при создании электронных учебных материалов. Откуда тут могут "расти ноги" у ограничений?

1. Операционная система. Современные версии Windows, казалось бы, позволяют назвать файл как угодно. Ан нет, есть ряд символов, которые система не позволит Вам использовать при именовании файлов. А именно:

< > : " * | ? / \

2. Web-браузер. Подавляющее большинство современных электронных учебных материалов используют web-браузер для их просмотра. Однако, некоторые символы, которые операционная система позволит Вам использ…

Клиент для offline обучения - версия для тестирования

Изображение
Иногда бывает необходимо организовать полноценное дистанционное обучение там, где либо совсем нет связи с сервером системы дистанционного обучения либо она есть периодически и плохого качества (например, модемное соединение). Под полноценным обучением я понимаю не просто запуск учебных материалов с CD, а подсчет баллов и статуса, поддержку международных стандартов (SCORM, AICC), тестирование, подготовка данных для отправки в СДО и т.п. Можно конечно установить дополнительный сервер СДО, мы, например, предлагаем для этих целей установку WebTutor Lite, но это экономически оправдано только в случае если обучаемых несколько, например, если идет об удаленном офисе или филиале. А если речь идет о торговом представителе или инженере, вообще не появляющихся в офисе и работающих на ноутбуке или домашнем компьютере?

Для решения этих задач предназначены так называемые клиенты для offline обучения (т.е. программы для обучения без подключения к сети). Такие продукты есть у IBM, SAP, Microsoft. Offl…

Если письмо не влезает в почтовый ящик...

Изображение
Иногда пересылка больших файлов (материалов курсов, презентаций, дистрибутивов программ и т.п.) по электронной почте коллегам затруднена из-за того, что размер писем ограничивается почтовым сервером. У нас с этим нет проблем - в компании есть вэб-сайт на который любой сотрудник может выложить файлы для скачивания, но в большинстве корпоративных сетей такой возможности нет. Для борьбы с этой проблемой есть сервис YouSendIt, который позволяет закачать на время файл и послать ссылку коллеге для скачивания. Бесплатно можно закачивать файлы размером до 100MB на неделю. Enjoy!

Гипнотизирующие обучающие тексты. Это возможно? Часть 1 из 2-х

Пользуясь случаем, поздравляю всех с праздником защитника отечества. Желаю всем нам мирного неба над головой на долгие-долгие годы.

К делу. Итак, гипнотизирующие тексты — это возможно. И они довольно часто используются. Причем гораздо чаще, чем это можно было бы предположить, читая заголовок. В этой статье я расскажу что это такое, а в следующей — как это делается.

Чаще всего слово гипноз ассоциируется с двумя его формами — клиническим (медицинским, используемым врачом-гипнотерапевтом) и эстрадным (развлекательным, для демонстрации частных гипнотических феноменов — я предполагаю многие либо лично присутствовали на таких выступлениях, либо слышали рассказы о них). В клиническом гипнозе используются формальные методы наведения гипнотического состояния, которое в зависимости от цели может достигать уровня транса. В эстрадном гипнозе только трансо-подобные состояния и интересны, поскольку позволяют продемонстрировать любопытные феномены человеческой психики. В эстрадном варианте технологии …

Видеотренинги в корпоративном обучении

Изображение
На trainings.ru опубликовали статью "Сам себе режиссер, или Зачем использовать видео в тренингах" - обзор мнений о способах использования видеотренингов в корпоративном обучении. Одним из источников для материалов статьи назван этот блог, мне даже выразили благодарность :)

Чтобы развить тему - подборка примеров видео-тренингов с YouTube на разные темы (все открытые источники к сожалению на английском):
1. Техника и технологии
- видео-тренинг для пожарных из Денвера по спасению своих коллег в случае внештатной ситуации

- тренинг по использованию технологии оборудования по защите от дыма при пожаре

- обучение работников британской железной дороги (British Rail)

- обучение работе с дефибрилятором - такая штука для реанимирование товарищей с сердечным приступом

2. Раритеты

- Учебный видео-фильм компании McDonalds снятый в 1972 году - особенно забавно смотреть на моду тех времен

- Учебный фильм, котрый был снят компанией Disney для армий союзников по использованию противотанковых ру…

Как писать статьи длиной в 100 слов

Изображение
В дополнение ко вчерашнему материалу Андрея Балыкова про сокращение текста для электронных курсов: в 70-х годах человек по имени Andrew Faulkner из газеты The Mirror придумал правило для написания статей не длинее 100 слов, которому должны были соответствовать статьи его журналистов. См. на картинке разбиение структуры статьи. При этом первое предложение не должно было быть не длинее 12-13 слов. Это конечно не совсем про e-learning, но забавно и возможно кому-то будет полезно при подготовке лаконичных и содержательных материалов, соответствующих канонам "правильной" информационной журналистики.

Развертывание и свертывание информации. Часть 2 из 2-х

Свертывание информации

Сокращайте текст без потери смысла — вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации для учебного курса.

Чаще всего учебный курс пишется не с нуля, а на основе уже имеющихся наработок: методических пособий, написанных к тренингу, статей, заметок, видеозаписей выступлений. Свертывание всей этой информации в текст учебного курса без потери смысла возможно. Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие учебные цели он преследует. Когда опускается все, что не соответствует этим двум категориям, потери смысла не происходит. Напротив, использование большего количества информации «про запас» только создает препятствие к усвоению действительно значимых моментов. В этом случае большее количество текста приводит к потере смысла, как это ни парадоксально.

Еще один парадокс заключается в том, что свертывание информации в текст не зависит от такого, казалось бы, столь очевидного фактора, как количество используемых слов. Иногда,…

Как соотнести электронное и неформальное обучение?

Изображение
На прошлой неделе я обсуждал с одним своим коллегой перспективы новых технологий обучения, связанных с компьютерными технологиями, выходящими за рамки простого и формального e-learning, заключающегося в создании и назначении электронных курсов.

Мы спорили о том, нужны ли вообще в корпоративном обучении решения, позволяющие организовывать неформализованные процессы обмена знаниями - такие как wiki (библиотеки электронных документов над которыми совместно работает группа авторов), блоги и т.п. В качестве "бронебойного" аргумента мой собеседник, скептически настроенный по отношению к таким технологическим новациям, хотя и работающий в сфере электронного обучения, спросил меня - знаю ли я хотя бы одну крупную компанию, где эти технологии востребованы и используются. Я был вынужден признать, что я таких компаний не знаю (хотя я то знаю компаний в которых есть СДО более чем достаточно и вообще интересуюсь событиями рынка). Как правило e-learning в российской компании, да и в западн…

Что идет за e-learning?

Перевод статьи "Что идет за e-learning" на сайте trainings.ru - маловато конкретики, но с другой стороны все статьи про светлое будущее технологий этим страдают.

Развертывание и свертывание информации. Часть 1 из 2-х

Развертывание информации

Для развертывания информации не нужно ровным счетом ничего, кроме знания о том, что вы собираетесь это сделать. Это суть создания текстов учебного курса. Только что еще не было ничего, но вот уже сформулировано название, а вот появляются первые строчки, вот и сам курс готов. Да готов. Полностью. Уже потом можно будет поправить структуру, стиль, смягчить резкие высказывания, сделать более "выпуклой" основную идею, но это уже косметика. Произошло главное — материализация информации почти из ничего, из вашей памяти. Это естественный процесс. Например, когда тренеру во время тренинга неожиданно задают вопрос, ответ появляется почти сразу. Даже если вопрос сложный. Иногда, люди потом сами удивляются, что это они такое рассказывали, что всем всё стало понятно. Правда, если вы, например, Президент России, то такая импровизация становится почти невозможной: профессиональная деятельность накладывает свои ограничения.

Главное при обучении целенаправленному разве…

Дерево диалогов — в головах обучаемых

Изображение
Часть 1
(В ответ на публикацию Андрея Балыкова «Где растет дерево диалогов?»)

Большое окаянство — прибегать к технологиям искусственного интеллекта для организации учебных диалогов. Задача кажется заоблачной. Правда, в свое время Наставники меня учили: только нереализуемые задачи и достойны уважения. В смысле — выкручивайся.
Выкручиваюсь…

Стоит ли городить искусственный интеллект, когда у нас имеется интеллект естественный. Задача обучения в общепринятом понимании в том-то и состоит, чтобы повысить серость серого вещества всякими ненатуральными, искусственно созданными (формализованными) да еще и препарированными знаниями, нормами действий и поведения. То есть на почве одной отдельно взятой головы (души) построить некоторые искусственные конструкты, которые и считаются правильными интеллектуальными/поведенческими феноменами.

МОДЕЛЬ ОБУЧАЕМОГО

Задача построения ИИ в голове обучаемого (с прицелом на построение дерева диалогов там же) потребовала разработки его модели. Исходная субстанция, вся…

Трудности восприятия новых технологий

Новые технологии всегда воспринимаются с трудом. Мы сейчас стоим перед новым этапом развития коммуникационных технологий (тот самый Web 2.0), которые еще предстоит принять и применить к корпоративному обучению. А ведь когда-то и печатные книги были новым веянием!

Очень смешное кино - что было бы если бы пользователи первых книг обращались в службу технической поддержки:


Наша техподдержка плакала, когда смотрела это кино.

Выставка "Дистанционные технологии в корпоративном обучении" меняет хозяина

Изображение
Несколько дней назад было объявлено, что компания BeginGroup продала свой проект HRM, вместе с прилагавшимися к нему выставками "Кадровый менеджмент" и "Дистанционные технологии в корпоративном обучении".


Весной выставка "Дистанционные технологии" состоится в любом случае (17 апреля), а что будет дальше - пока не ясно. Я бы не стал принимать на веру утверждения что "все останется как было навсегда", потому что навсегда никогда ничего не бывает... Надеюсь, что выставка не умрет, т.к. с точки зрения экспонента она была достаточно интересна.

Написание текста учебного курса. Часть 4 из 4-х

4. Способы работы или технологии.

Способы оперирования средствами можно свести в три основных способа:

1) Жесткий алгоритм — работа по готовым схемам. То есть методистами компании-разработчика единожды разработана схема и стиль подачи материала и далее по этой схеме собирается курс за курсом. Здесь я имею в виду не стандартизованную навигацию и опциональность, а именно шаблоны написания текста, которые должны соответствовать заявленной методистами послайдовой идеологии. Здесь на первом месте находятся имеющиеся в комплекте разработчика технологические приемы, особенности изучаемой темы должны укладываться в обозначенные рамки. Негативной стороной является то, что можно утерять интересные нюансы, которое при более гибком подходе зачастую и создают мотивационный остов курса.

Работа по готовым схемам хороша тем, что технологична, надежна, проверена с дидактической точки зрения. В некоторой степени это хорошо и для обучающегося: он знает, что его будет ожидать еще до начала изучения новой те…

Тест самопроверки для e-learning специалистов

Вы считаете себя профессионалом в области e-learning? Попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы проверить насколько полно вы владете темой - от международных стандартов до компонентов браузера. Этот тест конечно нельзя назвать серьезным - скорее разминка для мозгов на 5 минут:

Схема обмена данными между СДО и учебным модулем по стандарту SCORM

Если система дистанционного обучения и учебные материалы поддерживают международныq стандарт SCORM 1.2 или SCORM 2004, то обмен данными между учебным модулем и системой дистанционного обучения происходит по примерно одинаковой схеме (с небольшими вариациями в зависимости от версии SCORM). Для лучшего понимания механизма обмена данными мы сделали в редакторе CourseLab небольшую схему (см. ниже).
Хотя схема обмена данными по протоколу SCORM выглядит сложнее, чем по протоколу AICC, стоит отметить, что такой способ обмена может а) несколько сократить объем пересылаемых данных за счет предварительного "накопления" в SCORM API, б) в некоторых случаях избежать проблем с настройками безопасности интернет-браузера, в) упростить программное обеспечение учебного модуля (уже не требуется кода, обеспечивающего общение непосредственно с сервером СДО).

Написание текста учебного курса. Часть 3 из 4-х

3. Средства

Есть огромный арсенал коммуникативных приемов, посредством которых мы передаем информацию другому: правильный выбор слов, правильное построение фразы, визуализация текстов и много еще чего любопытного. Но все эти способы можно свести в три основные группы:

1) Первая группа — это предписание образа действия. Действуй — так. То есть вы закладываете в текст одну единственную команду — действуй так. Инструктивный курс: согласуйте с заказчиком стоимость работ, возьмите шаблон договора, оформите его в соответствии с такими-то требованиями, отнесите его туда-то. Впечатайте! Сделайте! Умножьте! Сходите! Жесткая однозначная инструкция, которая призвана в однообразном виде, в одинаковой схеме изменить сознание и поведение всех, кто прикоснулся к этому тексту.

2) Второе средство, которое у нас с вами есть — норма. Под нормой понимается не прямолинейная инструкция, а демонстрация эффективности инструкций через предъявление в какой-то ситуации. То есть я можно написать не так: проранжируй…

Почему люди не летают как птицы и не действуют как роботы?

Изображение
Все мы когда-то занимались или занимаемся спортом или физическими упражнениями. Я, например, периодически играю в футбол и иногда в ходе игры удается какой-нибудь невероятный удар или финт (только бывает это крайне редко). Т.е. формально я обладаю навыком бить в "девятку" с 15 метров "с лета", но получается это только по большим праздникам, что крайне раздражает (иначе играл бы я премьер-лиге и не занимался e-learning ). Возникает вопрос - можно ли научить человека некоторым движениям так, чтобы наш организм повторял их с вероятностью близкой к 100%?

Очевидно не только меня волнует эта проблема, потому что серьезные ученые из университета Стенфорд (а точнее доктор Кришна Шеной) провели специальное исследование на эту тему. Выяснилось что мозг устроен таким образом, что каждое движение, даже если оно повторяется в тысячный раз, просчитывается мозгом "с нуля" и в результате может полностью отличаться от предыдущих действий в аналогичном случае. Ученые измери…

Web 2.0 - будущее e-learning?

Все кто интересуется современными компьютерными технологиями слышали термин Web 2.0, означающий новый подход к развитию Интернет, а точнее совокупность технологий работы вэб-приложений и вариантов взаимодействия пользователей, отличающий новые коллаборативные (похоже нет адекватного русского слова для перевода английского слова collaborative) Интернет-технологии от статического или одностороннего "старого" Web 1.0. К числу этих технологий относятся блоги, wiki, средства обмена фото и видео (yuotube, flick ...), технологии flex и ajax и масса других умных слов.

Тема Web 2.0 для специалистов по e-learning на Западе - №1, по крайне мере судя по количеству и частоте публикаций на эту тему.

Как и большинство тех, кто пытается объяснить (а заодно и понять) что такое этот самый Web 2.0 я только что написал абсолютно непонятный набор слов, кажушийся околотехнологичной ахинеей. Тем полезнее и занятнее приведенное ниже 4-х минутное видео (сделано человеком по имени Michael Wesch из Kans…

Написание текста учебного курса. Часть 2 из 4-х

2. Адресат

Адресат — это тот человек, для которого, по вашему мнению, вы предназначаете текст вашего курса. Вы к кому обращаетесь? На практике есть три основных типа адресата, которые определяют характер вашего текста:

1) Адресат — массы — то есть все. Язык курса для такого адресата должен отвечать восприятию всех: в идеале от министра до дворника — быть простым, но не простеньким. Тематика должна быть такой, чтобы было интересно всем. Структура текста должна быть такой, чтобы была воспринята всеми, то есть должна быть одна мысль, но она должна быть выражена очень ярко. Разумеется, одна мысль не на курс, а на структурную единицу курса — часто это слайд. Общеизвестным примером, содержащим тексты этого типа, является газета «Московский комсомолец». Ее официальная позиция и слоган: «Газета для всех».

2) Второй адресат — это группа или функция. То есть вы обращаетесь не ко всем, а к определенной социальной группе, например, менеджерам среднего звена и только к ним, но здесь есть одна ловушка…

Мотивация к использованию e-learning

Изображение
Как известно % обучаемых по своей воле успешно завершающих обучения по электронному курсу может быть весьма невелик. Об этом я уже писал. Как следствие компании придумывают способы повышения интереса сотрудников к использованию электронного обучения.

Ниже перечислены способы мотивации обучаемых к завершению обучения, которые я наблюдал в практике российских компаний. Я не включил в список очевидный, но труднореализуемый способ - создание такого контента, открыв который пользователь не может оторваться, пока не прочтет все (т.е. повышение собственно мотивации к освоению знаний, а не завершению курса). Создание таких курсов это тема отдельного разговора. Кроме того очевидно, что по некоторым темам такой контента разработать практически невозможно (чего стоит одно только активно практикуемое в банках массовое электронное
обучение по 115-ФЗ)

Список составлен в произвольном порядке, а не по причине убывания или возрастания значимости пунктов.

1. Выдача красивых бумажных сертификатов по результ…

Схема обмена данными между СДО и учебным модулем по стандарту AICC

Если система дистанционного обучения и учебные материалы поддерживают международныq стандарт AICC (Appendix A), то обмен данными между учебным модулем и системой дистанционного обучения происходит по примерно одинаковой схеме (с небольшими вариациями). Для лучшего понимания механизма обмена данными мы сделали в редакторе CourseLab небольшую схему (см. ниже).

Написание текста учебного курса. Часть 1 из 4-х

Любой акт коммуникации, а именно им и является передача знаний обучающемуся посредством электронного курса, представляет собой некую модификацию более общего алгоритма. Задача коммуникации — обеспечить взаимодействие двух людей в знаковой форме. Два человека, две цивилизации, два коллектива — это все не важно: когда мы с вами обмениваемся знаками, мы совершаем коммуникативную деятельность, которая подчиняется особым законам. Окончательно формализованного свода законов коммуникации не существует, да и не может существовать, мы знаем очень много фактов, но не понимаем, каким образом происходит обмен знаками, каким образом люди понимают друг друга, каким образом строятся коммуникативные (обучающие) тексты. Вот только буквально последние несколько десятилетий мировая наука серьезно взялась за анализ процесса коммуникации, уже есть много наработок, но пока это только разрозненные кусочки. Поэтому то, что далее будет описано — это не истина в последней инстанции, а проверенные на практике з…