Websoft

суббота, марта 31, 2007

TeacherTube - сайт для преподавателей

В дополнение к предыдущему посту - новый проект TeacherTube - сайт, на которые преподаватели могут свободно выкладывать свои видео-лекции...

Читать дальше......

Новая тенденция - видео-лекции online

Интернет нанес очередной тяжелый удар музыкальной индестрии. За первые 3 месяца 2007 года продажи упали на 20% (об этом пишет Wall Street Journal). Провайдеры контента (индустрия звукозаписи) в панике. Примерно та же тенденция, только в несколько меньшем масштабе постепенно распространяется и на обучающие курсы, распространяемые на CD. Статистики пока нет, но действия отдельных провайдеров говорят о том, что они тоже задумываются о судьбе своего бизнеса.

Один из примеров такой активности - известная компания Pearson выложила целый ряд своих обучающих видео-курсов в бесплатный доступ на Google Video. Вообще проектов с открытым обучающим видео становится все больше - см. Videolectures - более 1200 видеолекций online

См. открытые курсы в Google Video:
здесь Prealgebra
TestPrep - подготовка к тестам

Мы как всегда отстаем от мировых тенденций на несколько лет, поэтому любопытно будет угадать как скоро учебные CD курсы того же 1С будут доступны, например, через Yandex??

Читать дальше......

пятница, марта 30, 2007

Как загружать ресурсы автоматом, да с наилучшего места

Андрей Фирсов совершенно справедливо указал на то, что технология «Пойди туда — не знаю куда» позволяет открыть необходимый ресурс по одному из нескольких доступных вариантов, но вовсе не факт, что этот вариант будет самым лучшим.

Цель настоящего поста описать алгоритм существующей технологии, позволяющей автоматически выбрать наиболее удачный ресурс из нескольких доступных. Если не подходит ни один из локальных вариантов, то только тогда ресурс будет загружен с сервера.

Ниже приводится блок-схема технологии. (Чтобы увеличить картинку, кликните по ней.)

Некоторые детали опущены, возможны различные модификации, например, перед тем как открывать ресурс с сервера, у пользователя можно спросить, не хочет ли он указать свой путь (не известный справочнику)? И, если путь будет корректно указан, сохранить информацию об этом пути на компьютере пользователя.

Читать дальше......

четверг, марта 29, 2007

Цены на LMS на снижаются

Есть две новости - как всегда хорошая и не очень...

1 - (хорошая для покупателей LMS) - цены на LMS на снижаются
2 - (не очень хорошая) - снижаются они на Западе, а у нас и так ниже некуда :)

По данным Brandon Hall Research (ведущей информационно-аналитической компании на западном рынке e-learning) цены на внедрение систем дистанционного обучения снижаются (на развитых рынках). Они уменьшились процентов на 20-25 в течение последних 2-х лет. Средняя цена внедрения для 10.000 человек уменьшилась с 261 до 254 тысяч долларов. Эта информация в очередной раз подтверждает, что на российском рынке свои ценовые законы. По крайне мере нам есть куда расти :)

Читать дальше......

среда, марта 28, 2007

Что глупее - биофотон или нейропозитрон?

Заранее извиняюсь за оффтопик - задело за живое

Сегодня я понял, что не тем занимаюсь в жизни!!! E-learning это вчерашний день, есть и намного более совершенные способы изъятия денег у населения Ехал со встречи в машине - услышал на уважаемом радио "Эхо Москвы" передачу про супервещь - шапочка с биофотонами (думаю есть у производителя в запасе и биопозитроны с биокварками). Вот где сила - надел на людей шапочки и у них ВСЕ прошло (забывчивость, мигрень, бессоница и не поверите - облысение тоже прошло), может они и учиться будут лучше? Я задумался о выпуске специального e-learning решения на базе биофотонов для улучшения обучаемости, хотя мне кажется биоглюоны звучит убедительнее - надо запатентовать ...

Если эту шапочку приложить к другим местам, то проходят язвы, гаймориты и геморрои... Мне даже удивительно почему никто не выпускает такие замечательные продукты на корпоративный рынок - аудитория должна быть, где то ведь есть люди , использовавшие цветовой тест Люшера для определения менеджерского потенциала в 90-е годы. Докладывала между прочим кандидат медицинских наук - убедительно говорила - видно, что образованный человек . Лучше уж если проктологи руководят телеканалами...

Если серьезно, то я чем дальше тем больше задумываюсь о том, чему в большей степени способствуют современные коммуникации - распространению знания или массовых заблуждений и псевдонаучного невежества....

PS
Кстати - в Штатах одна контора успешно продавала директорам школ за $900 !!! пластмассовую штучку с куском проволоки в конце для поиска марихуаны в ящичках школьной раздевалки. Типа ходишь с ней и куда повернется проволока - там и марихуана . Самое удивительное что кто-то это покупал!

Читать дальше......

Учебный контент - аппаратное решение для распределенных систем

Расширенный комментарий ко вчерашнему посту Андрея Балыкова - все наши с вами хитрости по распределенному расположению контента - от бедности :) Богатые западные дяди давно нашли аппаратное решение проблемы распределенного контента. Например, Cisco предлагает специальные железные ящики, которые называются Cisco Content Egine, обеспечивающие кэширование и репликацию контента (в том числе и учебного) на аппаратном уровне.

Вот описание кейса использование этих устройств для дистанционного обучения - "Distributed Content Services for Global E-Learning"

Одна только проблема - сколько это все удовольствие стоит. Я конечно не специалист по оборудованию от Cisco, но, судя по прайс-листу, самый дешевый ящик (а их нужно ставить в каждый филиал) стоит $5.348 (есть еще хороший вариант, но подороже - за $48.620).

Я даже задумался, не повысить ли нам цену за инсталляцию WebTutor Lite в филиалах, а то разница в 20 раз с какой-то там железкой - как то несерьезно :)

Читать дальше......

вторник, марта 27, 2007

Пойди туда — не знаю куда. Или место расположения обучающих ресурсов в распределенной сети

Иногда выгодна ситуация, когда обучающие ресурсы располагаются не на том же сервере, где установлена СДО, а непосредственно на компьютере пользователя или где-то еще в локальной сети. Это позволяет разгрузить сервер, снизить затраты на трафик, обеспечить быструю загрузку элементов курса.

При таком подходе нам нужно знать путь к обучающим ресурсам относительно конкретного рабочего места, ведь в разных локальных сетях эти пути будут различны.

Традиционным подходом для решения этой задачи является ведение базы данных внутри СДО: каждому филиалу ставится в соответствие адрес, по которому в нем размещены ресурсы. Каждый из обучающихся приписан к какому-то из филиалов. Таким образом, мы знаем, какой абсолютный путь подставлять к названию файла, чтобы этот файл открылся из локальной сети для конкретного обучающегося.

Целью данной статьи является описание технологии открытия обучающих ресурсов без необходимости ведения базы данных о том, где у какого пользователя расположены курсы (разумеется, мы все равно должны иметь список путей, по которым курсы расположены в филиалах).

Вернее речь пойдет даже не обо всей технологии, чтобы не получилось слишком громоздко, а только об элементе, ответственном за идентификацию пути.

Проблема отчасти связана с тем, что в нашей ситуации из соображений безопасности не возможна встроенная функция, которая проверяла бы, существует тот или иной файл в локальной сети пользователя или нет. А раз нет такой функции, то не возможно средствами программирования организовать цикл проверки путей. Однако есть способ обойти это препятствие.

Итак, имеем название файла, который должен быть запущен и список путей, по которым он может быть расположен в локальной сети. Нужно понять какой путь верный.
Идея реализации проста: страничка делится на фреймы. Две колонки. В левой колонке находится сообщение, о том, что файл в процессе открытия эта колонка занимает 100% размера экрана.

Таким образом, правая колонка оказывается невидимой. Мы её делим на столько подфреймов, сколько ссылок нам нужно проверить. В каждый из этих невидимых подфреймов загружаем комбинацию «проверяемый_путь + имя_файла». Если комбинация не существующая, то ничего и не происходит. Но при правильной комбинации «путь+файл» в наш фрейм загрузится … нет, не сам курс, но промежуточный файл, который загрузит курс в главное окно («parent») вместо всех ранее созданных фреймов. Впрочем, промежуточный файл может выполнять и некую другую функциональность.


Читать дальше......

понедельник, марта 26, 2007

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА E-LEARNING (часть 2)

Организация учебного знания

Важнейшим педагогическим элементом корпоративного электронного обучения выступает, по-видимому, средство обучения (СО). Поскольку ДО не предполагает непосредственного участия человека–преподавателя в работе со знанием (на то оно и дистанционное), учебным средствам e-learning необходимо взять на себя наставническую функцию. К сожалению, большая часть исследований, посвященных разработке средств обучения (электронных учебников и тренажеров, имитаторов и симуляторов и др.) касается обычно формальной стороны дела и сводится к анализу композиционных требований к тексту и описанию номенклатуры дидактических элементов, сопровождающих пособия. Собственно содержательные аспекты, а именно, механизмы организации учебного знания обычно остаются детально не проработанными, а наиболее удачные находки в этой области объявляются охраняемой интеллектуальной собственностью и остаются неизвестными широкому кругу заинтересованных лиц.
На наш взгляд, наиболее оптимальной для создания СО представляется транслингвистическая парадигма, концептуальные основы которой были заложены М.М. Бахтиным. В соответствии с ней при создании СО нужно учитывать важнейшие его характеристики: авторство, адресность, вопросность, ответность.
Требование авторства подразумевает, что автор (составитель) контента (во всем многообразии последнего) должен придерживаться в процессе организации знаний определенной позиции. Обучаемый должен знать, кто с ним говорит устами электронного СО, от имени какой инстанции ему предлагаются знания (от более опытного коллеги, от имени науки, от имени менеджмента и т.п.). Контент так же может быть харизматичен, как и настоящий преподаватель.
Адресность предполагает, что создатель учебного контента ориентируется на определенную аудиторию, ради которой создается СО. Адресовано ли оно продавцам всего земного шара оптом или конкретной организации, конкретного продукта? Похоже, второе предпочительнее. Во многом успех продуктов компании «МедиуМ», к примеру, посвященных продажам, марчендайзингу, мотивации связан с реализацией именно требования адресности.
Требование ответности подразумевает, что СО отвечает на вопросы, интересующие обучаемых, а не того, кто их обучает. Таким образом обеспечивается неподдельный интерес персонала к обучению. «Искусство» СО отвечать на вопросы, которые реально или потенциально актуальны для сотрудников, обеспечит успех и эффективность любого СО. Именно параметр ответности был в свое время положен нами в основу создания электронной игры-симулятора, посвященной формированию у персонала телекоммуникационной компании инициативности, креативности, и ответственности за свои инициативы.
Вопросность вовсе не означает, что СО предъявляет обучаемому некие наборы вопросов. За это «ответственен» параметр ответности. Вопросность — это способность средства обучения порождать у обучаемых новые, свои собственные вопросы и искать ответы на них либо в содержании электронного СО, либо у тьютора, либо самостоятельно.

Реализация в контенте СО всех этих требований позволяет «наводить мосты» между автором и обучаемым, способствует позитивному восприятию и пониманию курса его адресатом.

Одним из средств реализации названных требований к контенту средств ДО являются риторические топики — совокупность специальных вопросов, последовательные ответы на которые ведут к необходимому образовательному результату.
В качестве иллюстрации приведем два образца топиков. Один из них создан еще в античные времена, другой разработан американским исследователем Р.Л. Ларсоном. Оба топика касаются описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.
Античный топик
1. Что это за событие?
2. Где произошло событие?
3. Когда произошло событие?
4. Как произошло событие?
5. Почему произошло событие?
Топик Р.Л. Ларсона (в значительном сокращении)
1. Кто (что) конкретно сделал?
2. Когда конкретно сделал?
3. Где сделал?
4. Как конкретно сделал?
5. Зачем конкретно сделал?
6. Кому (чему?) конкретно сделал?
7. Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?
8. С чем сходно событие?
9. Каковы причины события?
10. Каковы последствия события?
Как можно квалифицировать данное событие?
11. Из какого источника стало известно о событии?
12. Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?
13. Можно ли (было бы) изменить течение события?
14. Можно ли было избежать события?
15. С какими другими событиями связано данное событие?
16. Как обнаруживается связь данного события с иными?
17. К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?

Хотите проверить эффективность топика? — Постарайтесь с его помощью описать следующие события:
· Повышение сотрудника N. в должности.
· Невыход сотрудника M. на работу.
· Жалоба клиента.
· Конфликт между … и … (впишите нужное)
· …

Существуют различные топики для описания различных объектов. В качество таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, своиства объектов и отношения между ними и др.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах которых осуществляется учебная коммуникация. Дидактический топик — это «каркас», на котором создается «здание» контента. Внутри этого «каркаса», образующего общую для автора и студента смысловую сферу, заключается содержание учебной дисциплины. Будучи сами нормирующим средством, топики, как это ни парадоксально, тем не менее призваны разрушать стереотипы узкопрофессионального сознания тренерского и преподавательского корпуса.
Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создаются СО, а модели организации контента. Топик — это не контент, он не подменяют собой содержание учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются учебные средства, касающиеся той или иной предметной области.

По сути, любая отрасль знания, любая специальность имеет свой свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело - топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или переломов в медицине; нетрудно, кстати обнаружить, что они не заменяют друг друга), другое - когда речь идет о решении творческих задач - проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика (в североамериканской научной традиции ее именуют риторической эвристикой), которая ориентируется на порождение новых. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, также может найти широкое применение в корпоративном образовании, прежде всего для развития творческого потенциала сотрудников. Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов корпоративного образования. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.
В учебных центрах, осуществляющих подготовку персонала, на основе коммуникативно-диалогического подхода могут быть разработаны стандарты организации, структурирования учебной информации с помощью топических процедур. Это позволит создавать методологически выверенные, высококачественные средства электронного обучения.

Читать дальше......

воскресенье, марта 25, 2007

Сложно ли самому снять видео для учебного курса?

Видеофрагменты в учебных курсах могут быть весьма полезны - они привлекают гораздо больше внимания, нежели тексты и анимированные схемы. Однако, несмотря на распространенность современной видеотехники и доступность программного обеспечения, снять качественное видео не так просто, если у Вас нет базовых режиссерских и операторских навыков. Поэтому, если Вы хотите вставить в курс игровые сцены - лучше закажите их у профессионалов - они найдут артистов и нужные интерьеры и снимут то, что нужно.
Другое дело, если нужно снять достаточно простой в реализации ролик - например, "говорящую голову" или объяснение тренером у доски. В этом случае можно испытать и собственные силы. Что для этого потребуется?
1. Цифровая видеокамера. Обязательно цифровая - зачем вам лишние операции по оцифровке изображения? Да и качество изображения, получаемого с цифровой камеры много лучше - нет аналоговых помех.

  • Камера должна обеспечивать простой способ передачи изображения на компьютер - это может быть интерфейс FireWire (IEEE 1394) для кассетной Mini-DV камеры или запись на мини-DVD. У каждого способа есть плюсы и минусы, но для наших целей подойдут оба варианта.
  • Предпочтительнее камера с тремя ПЗС-матрицами (по одной на каждый цвет - RGB) - это обеспечивает лучшее качество картинки (более натуральные цвета).
  • Обязательно(!) камера должна иметь разъем для подключения внешнего микрофона. Встроенный микрофон дает слишком много посторонних шумов!
  • Камера обязательно должна иметь возможность установки на штатив. Съемка "с рук" для нас не годится.

2. Штатив. Обязательный аксессуар для камеры. Лучше приобрести раскладную треногу, которую можно использовать как на полу, так и на столе.

3. Микрофон(ы). Если вы планируете снимать тренера, то лучшее решение - микрофон-петличка, для съемок "говорящей головы" можно использовать как петличку, так и направленный микрофон на штативе (например, такой, что предлагалось использовать для записи речи - см. http://websoft-elearning.blogspot.com/2007/03/blog-post_11.html). Однако, не забудьте убедиться, что микрофоны, которые вы покупаете, совместимы с вашей камерой!

4. Если предполагается снимать на большом расстоянии, логично использовать радиомикрофоны (или приобрести микрофонные блоки приема-передачи - небольшие коробочки с антеннами).

5. Дополнительное освещение. Очень важный вопрос. Освещение способно спасти или испортить ваш фильм. Самый простой вариант - купить любую галогеновую подсветку на штативах в фото-киномагазине. Однако, чтобы избежать лишних теней, лучше использовать либо закрытые источники света (с встроенными рассеивателями), либо направить лампы не на "площадку", а напротив - от "площадки" на большие белые экраны, которые создадут рассеянное освещение практически без теней. Приборы освещения должны стоять как минимум с двух сторон от камеры.
Важно: люминесцентные лампы, которые очень часто используются в офисном освещении, дают слегка неестественную подсветку, поэтому, если над "площадкой" висят такие лампы, важность дополнительного освещения только возрастает.

6. Если вы планируете дальнейший монтаж с заменой фона - вам понадобится зеленый или синий задник, на месте которого будет смонтирован другой фон (задник будет вырезан программой по заданному цвету). Именно так - на синем фоне - снимаются, например, прогнозы погоды на ТВ.

7. Опциональные полезные штучки: баллончик со сжатым воздухом для чистки оптики, дополнительные аккумуляторы для камеры, скотч для крепления проводов к полу, дополнительные кассеты или записываемые диски и т.п.

Перечисленное - только одна часть того, что нужно. Имея все перечисленное, вы уже сможете снимать ролики. В следующей части будет рассказано о том, что потребуется для монтажа и обработки ваших фильмов.

Читать дальше......

пятница, марта 23, 2007

Использование пресуппозиций для инспирирования желаемого поведения

Пресуппозиции — это предположения, допущения, из которых как из кирпичиков строится «здание» высказывания.
Например, высказывание «Васильев, вы планируете быть на сегодняшнем вечернем заседании?» предполагает следующий факт: на сегодняшний вечер запланировано заседание.

Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение), Наущение, внушение, побуждение извне, подстрекательство (инспирированный — внушенный извне).
Например, вопрос «Не могли бы вы закрыть окно?» по сути не является вопросом, поскольку предполагает не ответ «Да могу», а действие по закрыванию окна.

При составлении текста обучающего курса автору важно не только дать обучающемуся знание о некой технологии, не только предоставить возможность отработать эту технологию в формате выполнения практических заданий или работы с симулятором, но и мотивировать обучающегося к применению изученной технологии в его рабочей обстановке.

Правильно, когда знание не развеивается за порогом учебной аудитории или компьютерного класса, а находит применение в трудовых буднях. Например, знание правил делового комплимента и виртуозное умение составлять их бесполезно, если человек во время переговоров никогда не вспоминает о том, что сейчас самое время для комплимента. Значит, в тексте учебного курса должны быть вставки, «перекидывающие мостик» между обучением и рабочей действительностью. Причем, поскольку нам не известны обстоятельства в которых будет использоваться изучаемый материал, директивы по его использованию должны проводится в формате милтон-процедуры (термин введен А.Ситниковым в 1992 году): использования слов-знаков, не имеющих однозначного аналогового наполнения, позволяющего обучающемуся понимать использованные автором курса слова в максимально субъективном виде, без внесения внешних, чужих конкретных образов.

Одним из приемов проведения милтон-процедуры является использование пресуппозиций, несколько вариантов которых мы рассмотрим ниже:

1. Использование подчиненных предложений, указывающее на время
Мы сообщаем, что ожидаем некоторое поведение от обучающихся, формулируя это с помощью слов: «до того как», «в течение», «по мере того как», «а затем», «прежде чем», «когда», «в то время как» и т.д.
Пример: «Когда на ближайших переговорах, где сложится ситуация аналогичная описанной, вы будете применять технологию „Взламывающие вопросы“, оцените насколько более защищенным вы будете себя при этом чувствовать».

2. Использование порядковых числительных
Перенос внимания на обсуждение порядка, первенствования, последовательности событий вместо рассмотрения возможностей их реализации.
Пример: «Первый, кто приступит к внедрению принципа „Контроль у источника“, получит преимущество перед остальными за счет экономии на затратах по устранению брака».

3. Использование «или» для формирования ложного выбора
Предлагается выбор альтернативы действия, что снимает вопрос «делать или нет» обсуждением «как именно делать».
Пример: «Вы можете применять технику „Вам важно“ сразу на переговорах по отношению к агрессивно настроенному партнеру или предварительно „потренировавшись“ на коллегах».

4. Предписание осознания
Вопрос, маскирующийся под вопрос „о наблюдательности“ замещает обсуждение реальности инсперируемого действия.
Пример: «Интересно, замечаете ли вы, как именно в переговорах вами используются правила делового комплимента».

5. Снятие нагрузки со значащей фразы
Предложение действия прячется среди высказываний, с которыми обучающийся практически наверняка будет согласен. Для формулирования обрамления значащей фразы может быть использован формат вопроса: «интересно ли», «удивительно ли», «приятно ли», «как глубоко», «насколько важно» и т.п.
Пример: «Интересно, достаточно ли вы цените свое рабочее время и время ваших сотрудников, чтобы сделать обязательными для всех правила проведения эффективного совещания».

6. Предположение существования программируемого действия
Ожидаемое действие подается как естественное и уже выполняющееся обучающемся с некоторым уровнем мастерства. Этим снимаются психологическая защита: человека не просят делать что-то принципиально новое, его не переделывают, а предлагают еще более эффективно выполнять то, что он уже и так делает. Это может производится с помощью глаголов и наречий, относящихся ко времени: «начинать», «кончать», «завершать», «приступать», «продолжать», «развиваться», «уже», «еще», «все еще», «сверх того» и т.п.
Пример: «Используя изложенные в этой главе правила, вы будете продолжать делегирование полномочий еще более эффективным образом».

7. Комментарий методом пропущенного условия
Акцент переносится с собственно предлагаемого действия на комментирование обстоятельств. Такое комментирование может производится с помощью прилагательных и наречий: «удачно», «к счастью», «хорошо, что» и т.д.
Пример: «К счастью, вы уже знаете, что для установления контакта с агрессивно настроенным партнером вам стоит использовать техники управления базовыми личностными реакциями (БЛР)».

8. Моделирование должного выбора с помощью универсальных качественных определений
Предоставляется выбор средства реализации предполагаемого действия. Для этого используются слова: «все», «любой», «каждый», «никогда», «никто», «всегда» и пр.
Пример: «Любой из приведенных способов хорош для того, чтобы вы могли организовать эффективный сбор данных для вашего проекта».

Читать дальше......

четверг, марта 22, 2007

Чем мы старше, тем упрямее в своих заблуждениях

Общеизвестный факт - учить взрослых труднее чем молодых. Более или менее очевидно, что чем человек старше, тем хуже у него память и тем чаще он ошибается. Исследователи обнаружили, что чем старше человек, тем он упрямее - т.е. он не просто ошибается, но еще и уверен в своей "правоте". Наиболее остро это проявляется у пожилых людей (старше 60), но изменения накапливаются постепенно.

Основные выводы исследователей - нужно быть осторожным, доверяя показаниям в суде, полученным от людей в возрасте. С точки зрения обучения - с возрастом, вероятность того, что обучаемый запомнит изучаемый материал неверно растет. Также растет и его желание упорствовать в своих заблуждениях. Вывод - учить нас надо пока мы относительно молоды :)

Оригинал статьи на ScienceDaily

Читать дальше......

среда, марта 21, 2007

Инструмент визуализиции для управления знаниями

Основная проблема в работе с большими массивами знаний - трудности с их визуализацией (удобным и понятным графическим представлением). Компания IBM, славная своими усилиями по созданию софта для управления знаниями, смастерила и открыла для широкой публики забавный инструмент для визуализации данных - Many Eyes.

С помощью этого сервиса можно, загрузив на сайт IBM свои данные, создать их визуальное представление в виде графа, карты, дерева или облака тэгов.

Я вот сваял в Excel за 5 минут табличку и загрузил на сайт. Получилась картинка связей между людьми (она кстати динамическая - узлы можно перетаскивать как угодно- для просмотра требуется Java):


На сайте полно разных примеров визуализаций, но вы можете сделать свою. См ниже примеры картинок: взаимное родство греческих богов и распределение американских компаний по количество потерянных ими сведений о персональных данных своих клиентов:




Любопытно, как IBM собирается зарабатывать на этом деньги? Стоит ждать от них нового софта по KM?

Читать дальше......

вторник, марта 20, 2007

Когнитивные стратегии, применимые при описании закономерностей

1. Обобщение

Показывает, что приведенная закономерность не носит исключительный характер, а может быть применима в более широком контексте.
Примеры: «Такое часто случается на предприятиях, где внедряются новшества».
«Это происходит и на предприятиях других отраслей».
«Использование описанной стратегии вообще характерно для лидеров высокоэффективных команд».


2. Приведение примера

Приводя пример, мы показываем, каким бывает воплощение описанной нами закономерности.
Например, некто Георг Кантор определил «множество» как «многое, мыслимое нами как единое», однако в полной мере понять суть этого высказывания сложно, если оно не сопровождается примерами: пустое множество, множество простых чисел, множество гласных букв этого предложения и т.д.

3. Поправка

Приведение описанной закономерности к более корректной форме или более точной области её применимости.
Пример: «Если быть точнее, эта манипуляция используется не всеми менеджерами, а теми, кто чувствует угрозу скорого увольнения».

4. Усиление

Акцентирование внимания на отдельных положениях закономерности ввиду их особой роли.
Пример: «Обратите особое внимание, что вы можете использовать описанный комплекс тактик „манипуляция на манипуляцию“ только в том случае, если три предыдущих технологии не помогли вашему партнеру по переговорам отказаться от использования против вас манипулятивных приёмов».

5. Уступки

Допущение, что описанная закономерность может иметь незначительные отклонения в зависимости от контекста её использования.
Пример: «Впрочем, если клиент спрашивает у вас: „это правда, что ваш продукт — дерьмо?“, не стоит отвечать ему: „давайте это обсудим…“. Это как раз тот случай, когда клиенту надо сказать: „Нет!“».

6. Повтор

Применяется к закономерностям или к элементам закономерностей, которые требуют запоминания.
Примеры: «Замечу еще раз, всегда давайте возможность „сохранить лицо“ вашему партнеру по переговорам».
«Итак, используйте технику „вам важно“ для начала работы с претензиями конфликтно настроенных клиентов».

7. Контраст

Подчеркивает необходимость соблюдения закономерности для достижения желаемых результатов, показом последствий её нарушения.
Пример: «Агрессивно настроенному партнёру надо дать понять, что вы имеете навык конструктивной работы с агрессией, тогда уровень агрессии снизится. Напротив, если вы раз за разом „не держите удар“ уровень агрессии партнера будет постоянно нарастать, поскольку вы дали понять, что это эффективное средство воздействия на вас».

8. Смягчение

Позволяет определить область действия закономерности, притом, что допускается наличие в этой области неких исключений.
Пример: «Впрочем, даже если деловой комплимент построен и произнесен с учетом всех этих правил, он может не принести желаемый эффект».

9. Сдвиг

Позволяет выбирать различные точки зрения для детального описания механизмов действия закономерности.
Пример: «Теперь поставьте себя в положение человека к которому применяется тактика „заезженная пластинка“. У вас никогда нет повода, чтобы „обидеться“ и разорвать контакт, и постоянно приходится придумывать новые отговорки, чтобы иметь возможность продолжать не выполнять предъявляемые к вам справедливые требования».

10. Уклонение

Позволяет проводить описание действия закономерности в интересующей вас области, и не отвлекаться на другие возможные сферы применения.
Пример: «Помня о целях настоящего курса, мы рассмотрим применение этой техники к вашим подчиненным, но не к равным по статусу сотрудникам и не к руководству».


Вопрос на засыпку: К какой из когнитивных стратегий относится фраза из мультипликационного фильма «Падал прошлогодний снег»:
«Иди, говорит, и без ёлочки не возвращайся!
Зато с ёлочкой, говорит, возвращайся».

Читать дальше......

понедельник, марта 19, 2007

Неформальное обучение - 80% результатов, 20% затрат??

Некоторое время назад группа "гуру" мирового e-learning (Clark Aldrich, Donald Clark, Tony Karrer) и примкнувшие к ним любопытствующие, на страницах LearningCircuits Blog вступила в жаркую дискуссию по поводу соотношения отдачи от формального и неформального обучения и затрат на них. Отткуда "растут ноги" у этого обсуждения? Более или менее очевидно что доля неформального обучения в компаниях очень велика. К сожалению точно померить ее не удается, но по известным результатам опросов 70-90% необходимых для работы знаний и навыков сотрудники получают не в учебном классе, а от коллеги, сидящего за соседним компьютером, в курилке, от более опытного коллеги за обедом, по дороге домой и т.п.

При этом не менее 80% средств (это на Западе), а у нас думаю все 100% инвестируются только в формальное обучение (тренинги, семинары, электронные курсы). Есть явное противоречие - 80% знаний (в среднем по экспертной оценке) получены из источников на которые не тратится ничего и только 20% знаний получены в результате формализованных действий корпоративных учебных центров. Правда есть мнения, что с точки зрения затрат все наоборот - см. рисунок :)



Вывод который можно сделать из этого нехитрого рассуждения (если с ним разумеется согласиться) - стоит задуматься об инвестициях в инструменты, улучшающие и упрощающие неформальный обмен знаниями между сотрудниками и позволяющие в какой-то степени сделать неформальные знания более широко доступными (например, переход от общения по электронной почте между 2 людьми, доступный только участникам переписки, к совместному редактированию документа в wiki делает знания полученные в ходе совместной работы доступными всем).

Именно поэтому оценка соотношения и затрат вызвает такой интерес - это главный инструмент для аргументации в пользу новых идей и технологий. Ваше мнение??

Читать дальше......

воскресенье, марта 18, 2007

Рынок вэб-конференций - большая давка

Рынок услуг по проведению вэб-конференций дорос до такого размера, что монстры мирового ИТ обратили на него свое внимание. В европе и штатах использование вэб-конференций для целей продаж, маркетинга, совещаний и обучения стало черезвычайно распространенной бизнес-практикой. Я понял это, когда один потенциальный западный партнер, предлагая рассказать подробно о своем продукте, сразу же предложил устроить вэб-конференцию с демонстрацией работы с этого самого софта.

На прошлой неделе Cisco объявила о приобретении компании WebEx, одного из лидеров в производстве софта и сервисов вэб-конференций, за 3.2 миллиарда $$. Одновременно в этот бизнес отправилась Adobe со своим продуктом Acrobat Connect. А ведь есть еще и Microsoft со своим сервисом Live Meeting.

Будет серьезная давка на этом рынке - компьютерные монстры почуствовали запах больших денег. Это значит, что цены будут снижаться и проведение online обучающих мероприятий станет доступнее. Кстати маленькие игроки уже чувствуют угрозу и начинают шевелиться - я уже писал про бесплатный инструмент vRoom от Illuminate.

Пока большинство сервисов на Россию не ориентировано (в ответ на мою попытку зарегистрироваться, чтобы посмотреть демо-версию Adobe Connect, мне сказали, что так как я не Северной Америке, то - до свидания...), но рано или поздно дождемся и мы.

Читать дальше......

суббота, марта 17, 2007

ДЕРЕВО ДИАЛОГА В ГОЛВАХ ОБУЧАЕМЫХ (часть 2)

Под интеллектом разумеется способность некой системы решать задачи путем получения, сохранения и переработки знаний на основе наличных опыта и знаний, в ходе обучения и адаптации к среде.

Факт: современные обучающие системы (и учебные курсы как их элемент) интеллектом не обладают, однако при этом имеют наглость требовать его присутствия у обучаемых. Никто как будто не замечает, что безынтеллектуальная система управляет интеллектуальной сферой обучаемых. Парадокс?! А никакого парадокса в действительности нет, поскольку при e-learning мы имеем дело не с PC и обучаемым порознь, а с эмерджентной человеко-машинной системой, функции элементов которой распределены и при этом подчиняются принципу дополнительности. Машина добросовестно выполняет свои алгоритмы, заранее решенные (стандартные) кем-то, а обучаемый — ищет алгоритмы решения новых для себя задач. Такое обучение может быть квалифицировано как творческое, развивающие и т.п., поскольку в голове обучаемого начинает расти дерево диалога между имеющимися знаниями/опытом и новыми их смыслами, задаваемыми учебной ситуацией. Главное, чтобы это диалог вел к получению неизвестного заранее способа решения. Конечная цель такого обучения — научить сотрудника порождению алгоритмов. Готова ли к этому теория корпоративного обучения? По-моему, только приготовляется готовиться…

Мыслится, что применительно к ДО исследования искусственного интеллекта могут оказаться весьма продуктивным, поскольку:
- задачи, стоящие перед разработчиками ИИ и разработчиками учебных курсов частично совпадают;
- в категориях ИИ могут рассматриваться не только сугубо машинные, но и человеко-машинные системы;
- идеи и практические наработки, направленные на обучение машин мыслить, могут оказаться продуктивными также для обучения тому же людей.

Нечто, получившее идентификационный ярлык «искусственный интеллект» — не более чем симулякр. Копия копии. Внепонятийное средство фиксации опыта. Точная копия никогда не существовавшего оригинала. В силу этого в контексте корпоративного e-learning следует рассматривать этот симулякр как мощное эвристическое средство. Результатом его использования могут стать такие курсы ДО или, скромнее, такие приемы обучения, что персонал научится целенаправленно преобразовывать свои и чужие знания + свой опыт с целью решения неформализованных задач. Нужен ли такой ИИ нашему бизнесу, не рановато ли?

Продолжение последует …

Читать дальше......

Корпоративные wiki - живут и работают!

Я уже писал про использование wiki технологий для совместной работы над учебными материалами в университете. Университеты также используют wiki для создания коллективных описаний университетской жизни - см. пример такой страницы университета Stanford.Еще более впечатляющие результаты достигнуты целым рядом ведущих компаний (пока в основном технологических - видимо сказывается их большая открытость новым технологиям).

Кстати, для тех кто не знает что такое технология wiki - читать в Wikipedia.

Несколько примеров использования:
- Компания Intel создала проект Intelipedia, который с июня 2005 успел наполниться 5500 документами, над которыми работают совместно тысячи работников компании, страницы проекта за это время были просмотрены более 13 миллионов раз

- Nokia - в настоящий момент не менее 68.000 сотрудников компании используют внутренний wiki ресурс для обмена идеями, совместной работы над документами, внесение изменений в описание проектов и т.п.

- Финансовая компания Dresdner Kleinwort - с октября 2006 более 6000 страниц было создано 5000 тысячами сотрудников компании. Их просматривают ежемесячно не менее 20000 раз.

Некоторые выводы, которые компании внедрившие wiki делают по результатам их использования:
- объем переписки по e-mail по темам обсуждаемым в wiki сокращается на 75%
- существенно ускоряется обмен информацией и согласование документов, особенно для проектов в области Research & Development


См. также:
Результаты опроса пользователей корпоративных wiki-систем
Страница корпоративных wiki в Википедии
Статья по теме из BusinessWeek
Статья из журнала InfoWorld - про различные wiki "движки"

Возможно в этом что-то есть? По крайне мере wiki кажутся мне наиболее интересным и адекватным корпоративным задачам инструментом управления знаниями из числа появивишихся за последние годы...

Читать дальше......

пятница, марта 16, 2007

Две полезных и бесплатных утилиты

Первая утилита — "QWERTY_in_qwerty" — сделана автором настоящего поста. Она меняет регистр имен и расширений всех файлов в той директории, где запускается "QWERTY_in_qwerty.exe". Все английские символы становятся строчными, а все кириллические — прописными.

Это очень удобно, когда надо "причесать" курс перед его установкой в чувствительную к регистру среду, например, SAP. Идея заключается в том, что в момент установки ссылок вы все названия путей делаете англоязычными, без пробелов и спецсимволов (как и рекомендует Вячеслав Щинов) и, кроме того, все символы делаете в нижнем регистре. В этом случае, даже если по каким-то причинам изменится регистр названий файлов (а такую "подрывную" деятельность всё ещё производят некоторые редакторы), то это легко вернуть в исходное состояние.

Функция установки кириллических букв в верхний регистр позволяет очень быстро и с высокой степенью надежности проконтролировать, что в названии имен файлов не "затесались" кириллические буквы. Например, если название файла "Glava_1.DOC" будет переименовано в "glavА_1.doc", то становится "видна" кириллическая "А".


Вторая утилита — "Prio". Можете почитать подробное описание, которое приводят авторы этой программы. Я активно использую две функции.

Первая функция — в диспетчере задач появляется возможность сохранять приоритет процессов. Например, вы можете указать, что для вас приоритетней, чтобы плавно воспроизводился учебный курс, который вы изучаете, в ущерб скорости с которой работают другие программы. Или наоборот, можно понизить приоритет учебного курса, чтобы он не мешал важной работе, которая выполняется в фоновом режиме. Ни одна программа не решит за вас, что вам важнее. Когда же приоритеты расставлены, логично их запомнить, что и позволяет делать рассматриваемая утилита.

Вторая ценная для меня функция — программа подсвечивает красным цветом сомнительные с её точки зрения процессы (критерии — отсутствие цифровой подписи или произведенные изменения в ранее надежном исполняемом файле). Это позволяет быстро выявить причину появившихся "странностей" работы компьютера.

Читать дальше......

четверг, марта 15, 2007

Смешанное обучение - case study компании Toshiba

На сайте distance-learning.ru опубликована статья "Смешанное обучение «зажигает» продажи Toshiba" - описание проекта по смешанному (blended) очно-дистанционному обучению для дилеров компании Toshiba America Business Solutions.

Этот проект стал победителем ежегодного конкурса ASTD - American Society for Training & Development как лучший проект по корпоративному обучению - я искренне надеюсь, что в штатах такие конкурсы менее одиозны чем у нас ;).

На сайте ASTD, в закрытом разделе (требует бесплатной регистрации) есть дополнительная информация об этом проекте:
- проект разработан за 90 дней
- затраты на проект - порядка $250.000
- В числе выгод проекта: срок обучения нового сотрудника всей продуктовой линейке Toshiba сократился с 9 месяцев до 60 дней
- структура обучения:
1) Знание продуктов: 4 курса для самообучения и 1 тест в СДО
2) Продвинутые продажи: 4 курса для самообучения, одна сессия обучения online в реальном времени, один 2-х дневный аудиторный семинар и 3 теста в СДО
3) Продажа цветовых решений (color solutions): 3 курса для самообучения, 3 сессии обучения online в реальном времени, один 2-х дневный аудиторный семинар, 2 теста в СДО

Еще их команда катается от одного дилера к другому с ящиком в котором 12 ноутбуков, проектор, устройство для беспроводного соединения и учебные материалы, чтобы облегчить учебный процесс и оперативное развертывание компьютерного класса (ящик на картинке)

Читать дальше......

среда, марта 14, 2007

Живой человек внутри электронного курса

На телевидении регулярно используется прием, когда ведущий что-то показывает и рассказывает на фоне анимаций, фонового видео, картинок и схем, карт и т.п.. Например, диктор, рассказывающий о погоде стоит на фоне динамически меняющейся карты или ведущий исторической передачи (какой-нибудь Леонид Парфенов) стоит на фоне схемы битвы при Ватерлоо. Технически делается это достаточно просто - челоке снимается на фоне зеленой или синей тряпочки, а затем компьютер вырезает получившееся видео человека по контуру и "подкладывает" под него другие видео или картинку.

В электронном обучениия я не сталкивался с применением этого приема на практике, хотя он кажется достаточно эффективным для представления учебного материала - представьте себе схему бизнес-процесса или картинку с продуктом, рядом с которой появляется инструктор, который что-то рассказывает и показывает или дает обратную связь по кликам мышкой обучаемого. Вместо этого как правило снимают "говорящую голову" или просто видео, снятое на тренинге.

Недавно я наткнулся на забавный пример использования технологии видео на фоне картинок и анимации - небольшая американская газетка The Roanoke Times сняла online рекламный ролик, цель которого - нанять на работу редактора, рассказав о преимуществах работы в газете и должностных обязанностях. Сделан ролик во flash (с вложенным видео) с добавлением статического html.



По моему выглядит это весьма забавно. Стоит ли использовать в электронных курсах - ваше мнение??

Читать дальше......

Все что вы хотели знать о Google

Раз уж речь зашла о Google из-за которого не все корректно работает в блоге :) - общественность написала полезный документ "Шпаргалка про Google" (Google Cheatsheet) - подробный перечень всех возможностей и сервисов от Google, коих оказалось огромное количество...

Скачать

Читать дальше......

Новая версия блога

Вчера мы перешли на новую версию блогового софта от Google. К сожалению есть некоторые глюки из которых точно известно о 2-х:
1) в некоторых старых сообщениях вместо имени автора пишется какая-то белиберда. Если вы хотите узнать кто автор - щелкните на эту надпись - откроется страница с нормальным именем автора
2) Рассылка обновлений о новостях сайта пришла в нечитаемой кодировке - мы постараемся поправить ее сегодня и завтра все должно быть нормально

Если обнаружите что-то еще неработающим - напишите пожалуйста в комментарий к этому посту.

Читать дальше......

вторник, марта 13, 2007

Владимир Владимирович о написании текстов

Недавно перечитал мощное произведение В.В. Маяковского «Как делать стихи»,
опубликованное им в 1926 году. Рекомендую и вам.

С моей точки зрения правильный, актуальный подход к созданию текстов.

(Только не подумайте, что призываю писать курсы в стихах : )

Читать дальше......

понедельник, марта 12, 2007

Что мы проверяем, когда тестируем обучаемых

Андрей Балыков уже в этом блоге обсуждал "Основные виды тестов" - рассматривая примеры использования основных типов тестовых вопросов, начиная от единственного выбора и заканчивая составными тестами.

Мне кажется, что многие разработчики (Андрей, я это не в Ваш адрес) при разработке тестов акцентируются на форме подачи контрольного вопроса (синтаксической и семантической корректности контрольного вопроса, "красивости" и оригинальности его подачи - например, чтобы щелкать не на номер варианта ответа, а на специальную картиночку, которая при этом меняется со звоночком). Есть, например, на российском рынке программный продукт, заявляющий поддержку 18 типов контрольных заданий (что конечно неплохо). Вопрос только в том, зачем нужно столько типов в случае, когда абсолютное большинство тестов проверяет только один тип мыслительных умений - знания (узнавание и/или запоминание).

Существует множество классификаций таких умений, одной из которых является, например таксономия Блума, подразделяющая их на шесть типов (от простого к сложному):

  • Знание
  • Понимание
  • Применение
  • Анализ
  • Синтез
  • Оценка

  • Большинство вопросов тестов, которые я наблюдал в электронных курсах (в том числе, к сожалению, и в наших ) относится к первому уровню - "Знания", т.е. проверяют способность обучаемого запомнить и повторить полученные знания. Мы же, как обучатели, хотим проверить еще и способность обучаемого применить полученные знания на практике, проанализировать реальные ситуации с помощью полученных знаний. Кстати как утверждают теоретики для первых 4-х уровней таксономии Блума достаточно только вопросов типа "выбор одного ответа из нескольких предложенных" (multiple choice). Я был бы рад услышать мнение коллег по этому вопросу - сколько на самом деле типов вопросов нужно и как применять их правильно.

    Пример вопросов multiple choice для , построенных на основе следующего утверждения:
    "Площадь круга рассчитывается по формуле S=pi*r^2, а длина окружности по формуле L=2*pi*r, где r - радиус круга, а pi - константа, равная 3.141..."

    1. Знание
    Чему равно число pi (с точность до 3-го знака после запятой)?
    3.414
    3.141 (+)
    3.134
    2.067

    2. Понимание
    Константа pi используется для расчета:
    Площади круга
    Длины окружности
    Площади трпапеции
    Площади круга и длины окружности (+)

    3. Применение
    Чему равна площадь круга с радиусом 2?
    12.564 (+)
    6.282
    9.454
    3.141

    4. Анализ
    Площадь круга A равна 18.846 квадратных сантиметров, длина окружности B равна 24.652 сантиметров. Какое утверждение относительно радиусов окружностей А и B является верным:
    Радиус A меньше радиуса B
    Радиус B меньше радиуса A (+)
    Радиусы окружностей равны
    Недостаточно информации для решения задачи

    Читать дальше......

    воскресенье, марта 11, 2007

    Озвучивание учебных курсов: подводные камни

    Нужно ли озвучивать электронные учебные курсы? Разумеется, наши обучаемые умеют читать, но также известно, что услышанное многими запоминается лучше, чем прочитанное (например, ваш покорный слуга - в их числе, еще в школе почти не читал учебники, но всегда слушал учителей на уроках). Поэтому во многих случаях (возможно, за исключением курсов, где и без этого достаточно "живых" демонстраций и интерактива) озвучивание помогает "оживить" курс, что многим поможет лучше его усвоить.

    Просто ли озвучить курс? Казалось бы, чего проще - взял простенький компьютерный микрофон, коих сейчас продается великое множество за смешные деньги, и наговорил туда текст курса. Можно попробовать. Но можно воспользоваться и нашим опытом. Вот что мы прояснили для себя из многолетнего опыта создания озвученных курсов:

    1. Нужен диктор (или дикторы, если подразумевается и ролевое озвучивание). Профессиональный диктор с хорошо поставленным ровным голосом и дикцией, умеющий правильно расставлять акценты в предложениях и правильно делать вдохи между фразами (да-да, вплоть до таких мелочей!). Попробуйте сами записать себя в роли диктора и Вы поймете, что это не так просто как кажется. Хотя, зачастую в роли такого диктора может выступить, например, профессиональный тренер вашего учебного центра - хорошая дикция является частью его профессии.

    2. Диктор не должен "пропасть". Представьте, что через год Вы внесли изменения в курс и Вам надо переозвучить часть текста. Согласитесь, будет странно, если часть текста в курсе будет произнесена совсем другим голосом? Следовательно, выбирая дикторов, нужно рассчитывать на долгосрочную доступность его голоса.

    3. Где записывать голос? Обратиться в студию или позвать диктора к себе? У каждого решения есть преимущества и недостатки.
    Студия гарантированно выдаст нужную Вам фонограмму хорошего качества, но ей надо за это платить (впрочем, расценки можно найти вполне разумные). Кроме того (и это, вобщем-то, довольно серьезный минус), в этом случае Вы не можете выступить в роли режиссера записи, не можете подсказать диктору, где лучше расставить акценты (конечно, можно забраковать запись постфактум, но это, как минимум, лишние траты времени).
    Для того же, чтобы записывать звук самому, понадобится приобретение в музыкальном магазине хорошего оборудования и программного обеспечения (по меркам музыкантов, конечно, весьма среднего, но достаточного для записи и обработки голоса). Понадобится, как минимум, микрофон(ы) (лучше направленный, чтобы отсеивать посторонние звуки, например, с кардиоидной характеристикой направленности), хорошая карта оцифровки звука (те, что встроены в большинство компьютеров, довольно сильно "фонят" и это будет слышно на записи), стойка для него (например, настольная - держать микрофон в руке нельзя - будут шуршания от "перехватов"). Наконец, программное обеспечение, которое сможет "очистить" звук, выровнять его по громкости и тембру, нарезать его на кусочки и сохранить в нужном формате для вставки в курс (примером может служить, скажем, SoundForge компании SonicFoundry). Да, и самое главное, понадобится человек, который умеет со всем этим управляться. Простой тест: если слово "компрессор" вызывает у Вас ассоциацию только с шумным агрегатом, подающим сжатый воздух к отбойным молоткам, то Вы скорее всего не этот человек :)
    Таким образом, запись в студии - гарантированное качество, но бОльшие затраты, запись "у себя" оправдана только если Вы планируете озвучивать действительно много курсов - тогда Вы сэкономите в долгосрочной перспективе.

    4. Формат звука для курсов. Студия обычно выдает "исходный" звук, который записан в формате WAV или AIFF - без потери качества. Эти форматы могут быть проиграны в Windows Media Player и, следовательно, в курсе. Однако "весят" такие файлы ОЧЕНЬ много. Обычно для курсов используют форматы со сжатием и понижением качества (как правило, mp3 или Flash, использующий, впрочем тот же алгоритм сжатия, но "упакованный" во Flash-ролик). Какую степень сжатия следует установить? На наш взгляд, компромиссом между качеством звука и размером файла является значение битрейта 48-64kbps. Дополнительное замечание: наши наблюдения показывают, что звук проигрывается с помощью Flash Player в целом стабильнее, чем с помощью Windows Media Player (не хуже и не лучше - просто у пользователей возникает меньше проблем). Поэтому, если у Вас в курсе все равно есть Flash-ролики (т.е. Flash Player все равно должен быть установлен на компьютере пользователя), то использование звука в формате Flash несколько предпочтительнее.

    Читать дальше......

    суббота, марта 10, 2007

    Учимся грузинской кухне online

    Хотите научиться готовить хинкали или менять масло в машине не вставая из за компьютера? Или у вас большое желание разделить свои знания с окружающими? Тогда идите на сайт Instructables. Это очередной пример collaborative проекта (ресурса, который наполняется совместными усилиями множества людей) на который публика выкладывает сделанные собственными силами учебные материалы и инструкции (всего более 3000 инструкций). С точки зрения разработки контента - это пример примитивного авторского средства, доступного через вэб-интерфейс всем желающим.

    Меня особенно позабавила инструкция про то, как сделать сумку из старых 3-х дюймовых дискет и невидимую книжную полку :)

    Читать дальше......

    пятница, марта 09, 2007

    Как программисты помогают думать методистам: два интересных опыта компании Макромедиa

    Как вообще программисты могут помочь думать методистам? Возможно ли это? Помогает ли, например, MS Word автору в формировании текста? И да, и нет.

    Да в том смысле, что Word имеет удобный понятный интерфейс, развитый набор функций форматирования, специальные возможности, наподобие автоматической верстки оглавления. Имей Гоголь подобный инструмент, ему не пришлось бы давать следующих рекомендаций по работе над текстом: « … Сделайте поправки и заметки на полях — и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре её новые заметки на полях, и где не хватит места — взять отдельный клочок и приклеить сбоку. …».

    Нет, поскольку, наличие возможностей и удобств не избавляет от необходимости думать.

    В конце прошлого века, когда еще не было понятия Web 2.0, когда еще шла ожесточенная борьба между языками программирования-разработки и еще не было ясно, что dot-синтаксис победит — было широкое поле для экспериментирования. Разработчики сред программирования вкладывали огромные деньги, чтобы первыми изобрести удобный для пользователя способ разработки приложений (в том числе учебного назначения). И одним из главнейших экспериментаторов была компания Макромедиа.

    Одним из продуктов Макромедии было средство разработки учебных курсов Authorware, предназначенное для быстрой комфортной разработки курсов не программистами, а непосредственно авторами. Для обеспечения такой возможности использовался мастер построения структуры курса и графический интерфейс структуры курса в виде блок-схемы. Мастер курса в момент создания нового учебного курса задавал ряд уточняющих вопросов о том, каким должен быть курс, после чего создавался готовый для наполнения «скелет» курса. Блок-схема курса не только отражала его текущую структуру, но и представляла все необходимые возможности модификации курса, изменением собственно блок-схемы. При этом, для создания курса ни какого программирования не требовалось: все производилось на уровне мастеров, которые задавали уточняющие вопросы. Например, когда автор добавлял к блок-схеме курса очередной тест, его спрашивали: какой это будет тест, сколько вариантов ответа, и прочее. Я тестировал несколько авторских средств разработки на основе блок-схем в качестве инструментария, замещающего программирование — Authorware был самым продуманным, но и он не стал популярен. Авторские средства на основе блок схем оказались не удобны. А в качестве победителей в этой борьбе можно считать продукты со слайдовой идеологией (как у PowerPoint, например).

    В качестве другого интересного опыта привожу начальную версию языка Lingo (описываемая версия использовалась в 1990-х годах). (Lingo — встроенный язык продукта Macromedia Director.) Макромедиа создала язык с синтаксисом, который почти естественным английским языком позволял автору описывать, что должна сделать программа. Например, автор мог написать (на английском, разумеется):

    Установить цвет объекта "лампа" "желтый"
    Если картинка объекта "диван" имеет значение "собран" то картинку объекта "диван" установить в "разобран"
    Координатам объекта "человек" присвоить координаты объекта "диван"

    При этом программа понимает, что ей нужно сделать. В итоге получается легко читаемый сценарий. Задумка хороша, но когда у объекта очень сложная структура, например, много степеней вложенности, «человеческим» языком становится сложно объяснить, что ты хочешь от этого объекта. В итоге, синтаксис языка Lingo был трансфрирован в dot-синтаксис:

    Объект("лампа").цвет = "желтый"
    Если объект("диван").картинка = "собран" то объект("диван").картинка = "разобран"
    Объект("человек").координатаX = объект("диван").координатаX
    Объект("человек").координатаY = объект("диван").координатаY


    (В оригинале все, разумеется, на английском, но для удобства восприятия перевел на русский.)

    Из этого опыта можно сделать вывод, что естественный язык хуже языка программирования, когда пытаешься подробно объяснить программе, как она должна работать (то есть даже при скриптовом, но все же программировании). А в качестве победителей в этой борьбе можно считать dot-синтаксис (как у JavaScript, например).

    Читать дальше......

    четверг, марта 08, 2007

    Сверхмобильный компьютер для обучения

    В продолжние вчерашней темы об игровом мобильном обучении - как правило все нынешние проекты ориентируются на существующие типы моблильных устройств (сотовые телефоны, iPod, PDA) мультимедийные возможности которых хотя и постоянно растут, но все еще далеки от того, что могут персональные компьютеры и ноутубки.

    Новая идея повышения мобильности - UMPC (UltraMobile PC - сверхмобильный персональный компьютер). В частности британская RemTech предлагает специальную модель UMPC S-XGen ориентированную на мобильное обучение.

    В этой штуке есть:

  • wi-fi
  • видеокамера
  • полноразмерная клавиатура
  • батарейка на 8 часов работы без позарядки
  • Bluetooth
  • и т.п.


  • Самая интересная из предложенных идей - поддержка peer-to-peer обмена между устройствами, что позволяет например пересылать материалы с одного XGen (например, преподавательского) на другие (к студентам) без подключения к глобальным сетям, а также обмениваться информацией в учебной группе.

    Я честно говоря сомневаюсь в успехе этой конкретной специализированной модели, но думаю, что очень скоро PDA (наладонники) и UMPC сольются в некоторый гибрид с весьма большими мультимедийными возможностями. Именно на нем и смогут работать полноценные мультимедийные курсы, средства удаленного общения и совместной работы. Кстати Adobe (как наследница Macromedia) уже вовсю этим занимается, выпустив в частности Flash Lite - версию Macromedia Flash для мобильных устройств.

    Читать дальше......

    среда, марта 07, 2007

    Мобильное игровое обучение

    Новая переведенная с английского статья на сайте distance-learning.ru - "Мобильное игровое обучение" - описывает экспериментальный проект Европейского Сообщества по обучению подростков с использованием технологий электронного обучения с использованием мобильных устройств (в основном сотовых телефонов).

    Читать дальше......

    Много ли мы знаем о человеческой памяти?

    Вот только один пример, который идет в разрез с представлениями нейрофизиологии о долговременной памяти.

    «Известно множество фактов, зафиксированных учеными всего мира, которые говорят о том, что при пересадке донорских органов наблюдаются странные явления. Реципиенты, которым пересадили сердце, приобретают воспоминания донора. Причем, эти воспоминания бывают настолько точны, что могут служить основанием для их проверки и установления их истинности. Зафиксирован случай, когда реципиент, которому пересадили сердце убитой девушки, вспомнил и описал следователям убийцу донора. Которого после этого арестовали и осудили.
    Зафиксирован случай, когда пациентка, получившая новое сердце, увидела во сне юношу. Он сказал, что его зовут Тим, и произнес фразу: „Together forever“ — „Вместе навсегда“. Каково же было удивление исследователей и пациентки, когда они узнали, что ее донора действительно зовут Тим, что он выглядит именно так, как выглядел в ее сне. И самое удивительное, что на его могиле была выбита именно эта фраза».
    Андрей Александрович Тюняев, президент Академии фундаментальных наук (АФН), академик Российской академии естественных наук (РАЕН), 11.11.05 г.

    Это очередной раз показывает насколько наука мало знает о том, что такое человек. Для нас, занимающихся новыми технологиями обучения, это означает, что мы находимся на очень зыбкой почве эмпирических исследований в области эффективности различных средств, способов применения этих средств и областей их применимости.

    Призываю коллег делиться своим успешным опытом использования технологий e-learning для решения различных задач. Таким путем мы сможем показать сторонникам классно-урочной системы, что «не выплескиваем ребенка вместе с водой». Также это возможность совместными усилиями формализовать опробованные методики дистанционного обучения и зафиксировать их в качестве конкурентоспособных.

    Читать дальше......

    вторник, марта 06, 2007

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА E-LEARNING (часть 1)

     Бурное развитие корпоративного обучения, в частности дистанционного, базирующегося на использовании потенциала IT-технологий, похоже, переходит из стадии первоначального накопления опыта и электронных библиотек к вдумчивому вниманию к дистанционной педагогике.

    И компании, и поставщики обучающих продуктов постепенно начинают понимать, что эпоха проб и ошибок, ставка исключительно на авторские методики и эксклюзивный контент, опора на стихийный энтузиазм отдельных инициаторв завершается. Настает время методичной теоретической работы, направленной на изучение, разработку, внедрение и эксплуатацию дистанционного обучения персонала как объективной данности. Выносим на суд всех заинтересованных лиц нашу попытку системного описания педагогической составляющей ДО.

    Атрибутирование и дифференциация и объекта изучения — корпоративного компьютерного обучения

    Предметом изучения является электронное компьютерное обучение персонала организаций.

    Соглашение о терминах.

    В данном материале используемые термины будут иметь следующее значение, что позволит четко очертить границы их применимости:

    Корпоративное обучение (КО) - любое обучение сотрудника, организованное, санкционированное или одобряемой организацией и направленное на достижение ее целей и целей обучаемого
    Дистанционное обучение (ДО) - способ обучения, обеспечивающий взаимодействие обучающего и обучаемого на расстоянии, опосредованное средствами обучения и каналами их доставки и обеспечивающее реализацию присущих учебному процессу элементов — целей, содержания, методов и форм.
    Компьютерное обучение - любое целенаправленное обучение, в котором используются компьютерная техника, педагогические программные средства, а также средства компьютерной телекоммуникации.
    e-learning, электронное обучение (ЭО) - любое обучение, при котором преподавание или учение, передача учебной информации или обмен ею осуществляется с использованием телекоммуникационной техники или каналов связи (телефон, радио, телевидение, кино, факсимильная связь и др.).
       Примечание 1. В силу того, что компьютерные технологии позволяют интегрировать визуальную, акустическую и текстовую информацию (мультимедиа) и, соответственно, способы их использования в образовательных целях, мы будем применять термины «e-learning» и «компьютерное обучение» как синонимичные, если иное не будет оговорено особо в тексте исследования.
      Примечание 2. Мы также отдаем себе отчет, что, кроме мультимедиа, PC также и предоставляют возможности компьютерного моделирования, анализа, экспертизы и принятия решений, обеспечения обратной связи при решении образовательных задач.


    Элементы структуры корпоративного компьютерного обучения.

    В соответствии с системным подходом выделяются две базовых подсистемы осуществления корпоративного компьютерного обучения — 1) собственно дидактическая и 2) корпоративная (контекстная). Сегодня речь пойдет только о первой из них.

    Собственно дидактическая подсистема касается непосредственно осуществления процессов учения и преподавания и включает в себя следующие элементы (которые, в свою очередь также являются достаточно разнообразными подсистемами):

    • цель
    • содержание
    • методы
    • средства
    • формы
    • обучающие
    • обучаемые

    1. Цель обучения — система знаний, умений, навыков и компетенций, а также личностных опыта, способностей и качеств, которые формируются и развиваются в соответствии с моделью специалиста.

    Учебная цель выступает основополагающим началом для организации учебного процесса и определения его качества.

    В обобщенном виде организация может ставить перед собой следующие образовательные цели:
    • кадровое обеспечение и поддержка технологических и бизнес процессов
    • формирование корпоративной культуры
    • кадровое обеспечение и поддержка изменений в компании и ее развития
    • кадровая поддержка саморазвивающейся компании (поддержка постоянного самообучения сотрудников)
    На выбор целей корпоративного обучения решающее влияние оказывают стратегия организационной деятельности.

    2. Содержание образования — педагогически адаптированная в соответствии с корпоративным социальным заказом система знаний, умений, навыков, компетенций, опыта и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

    3. Методы.

    Применительно к условиям ЭО под методами обучения мы будем понимать систему последовательных взаимосвязанных действий обучаемого (группы обучаемых), опосредованно управляемых со стороны обучающего благодаря использованию педагогических программных средств и телекоммуникации.

    В условиях электронного обучения в полной мере применимы общедидактические методы:
    - информационно-рецептивный;
    - репродуктивный;
    - проблемный
    - эвристический
    - исследовательский.


    Первые два из перечисленных методов являются пассивными, поскольку не требуют от обучаемого активной переработки информации или рефлексии над ней. Качество обучения при осуществлении этих методов определяется либо степенью запоминания информации, либо ее воспроизведения. Проблемный, эвристический и исследовательский методы требуют от обучаемого активной и творческой переработки знаний, рефлексии и пересмотра личного опыта.

    Примечание. В условиях ЭО могут применяться и иные методы, например, обучение в действии.

    Каждый из методов обучения определяется специфическими целями обучения, способами усвоения знаний и норм деятельности и характером взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса.

    На выбор методов корпоративного обучения решающее влияние оказывают специфика организационной деятельности, особенности организационной структуры и образовательная политика компании, в той или иной мере соответствующая стратегии организационного развития.

    4. Средства обучения — искусственно созданные или естественные объекты, специально используемые для образовательных целей в качестве носителей учебной информации и/или инструмента учебно-познавательной деятельности.

    Основными средствами компьютерного корпоративного обучения являются:
    - файлы данных;
    - интерактивные учебные программные средства в текстовой (гипертекстовой) или мультимедийной формах;
    - дистанционные лабораторные практикумы;
    - компьютерные тренажеры, тренинги и симуляторы;
    - консалтинговые компьютерные программы;
    - базы данных учебного назначения;
    - электронные библиотеки;
    - обучающие данные на основе экспертных систем и др.

    5. Организационные формы обучения (общие).

    Категория «организационные формы обучения» (ОФО) понимается как совокупность вариантов осуществления педагогического общения между обучаемыми и обучающимися.

    Важнейшей (конституциональной) чертой компьютерного обучения, как и ДО в целом, является опосредованное, т.е. происходящее без личного контакта обучающего и обучаемых, педагогическое общение. В силу этого различные формы электронного обучения будут рассматриваться нами в трех подсистемах общения.
    1. Я – Другой (обучаемый–обучающий, обучаемый–обучаемый/группа)
    2. Я — СО (средство обучения)
    3. Я–Я (организация внутреннего диалога обучаемого с собой)

    Общие организационные формы обучения (непосредственная или опосредованная) лежат в основе конкретных организационных форм: лекция, семинар, консультация, реферат, индивидуальное или коллективное решение кейса и т.д.)

    6. Обучающие.

    В условиях ЭО, по сравнению с традиционным обучением, существенно меняется роль таких субъектов педагогического процесса, как обучающие.

    Применительно к ЭО целесообразно выделять две категории обучающих субъектов:
    - педагогических дизайнеров;
    - тьюторов.

    В отдельных случаях автор, дизайнер и тьютор может оказаться одним и тем же лицом. Однако непрестанное усложнение самого процесса и средств компьютерного обучения ведет к тому, что автором, тьютором и педагогическим дизайнером средств ЭО все реже может выступать одно и то же лицо, на смену одиночкам идут коллективы разработчиков, среди которых не последнее место занимают также и компьютерные дизайнеры и программисты. Становится очевидным, что ведущим лицом в разработке средств ДО становиться педагогический дизайнер.

    Педагогический дизайн — систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства ЭО, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.

    Основные задачи педагогического дизайнера:
    • Анализ потребности в обучении
    • Анализ цели обучения
    • Анализ целевой аудитории (учащиеся)
    • Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения
    • Анализ и структурирование учебных материалов
    • Отбор средств обучения и учения
    • Определение используемых методов и форм обучения
    • Разработка механизмов обратной связи от обучаемых и методов оценки их учения
    • Разработка шаблонов оформления учебного материала
    • Оказание методической помощи авторам медиа (учебного материала: текстов, видео, аудио и пр.)
    • Структурирование и методическое редактирование материалов
    • Апробация разработки
    • Оценка учебной эффективности разработки

    Тьютор — это специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях дистанционного, в частности компьютерного обучения.

    Основными задачами тьютора являются:
    • Пробуждение мотивов к учению
    • Постановка учебных целей и задач перед обучаемыми
    • Трансляция знаний, опыта, формирование и развитие умений и навыков, компетенций и способностей
    • Организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса
    • Организация взаимодействия между обучаемыми
    • Получение обратной связи от обучаемых.
    • Текущий контроль процесса обучения
    • Контроль качества знаний, умений, навыков и оценка компетенций

    Примечание. Над выполнением этих задач (а также их групп) могут работать различные, узко специализированные тьюторы, что находит довольно широкое воплощение в зарубежной практике ДО.

    7. Обучаемые

    Какой бы контингент учащихся ни был бы охвачен корпоративным обучением, необходима разработка модели обучаемого, т.е. того желаемого образа специалиста, деятельность которого отвечала бы организационным целям. Кроме того, сотрудники, проходящие электронное обучение, должны быть готовы к этой форме подготовки. Так, они должны демонстрировать хорошие навыки самостоятельной работы и обладать высокой мотивацией к учению. Также они должны обладать достаточными навыками пользователей системы корпоративного e-learning и иметь к ней доступ. В ходе обучения от них потребуются и такие личностные качества как настойчивость, целеустремленность в процессе приобретения знаний и честность при выполнении контрольных заданий и др.

    Работа в конкретной организации потребует тщательного изучения целевой группы обучаемых, а также условий, в которых они находятся (например, что им уже известно о предмете изучения, заинтересованы ли они учиться самостоятельно, смогут ли применять знания в своей работе и др.)

    ЭЛЕКТРОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Особой задачей является обеспечение взаимодействия между ЭО и иными организационными формами корпоративного образования (смешанное обучение). Практическое решение этой задачи зависит от ситуации в конкретной организации. Тем не менее, можно констатировать (при условии, что ЭО не является единственной формой обучения в компании), что сосуществование различных форм обучения персонала должно подчиняться следующим принципам:

    Принцип дополнительности: различные формы обучения должны взаимно дополнять друг друга, усиливая присущие каждой из них преимущества и выгоды и не дублируя друг друга.
    Принцип гомеостаза: различные формы корпоративного обучения должны находится в динамическом равновесии, конкурируя друг с другом. Результатом такой конкуренции должна стать не ликвидация или поглощение одних форм другими, а слияние преимуществ одной из них с преимуществами другой.

    ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

    Обнаружение и фиксация элементов дидактической подсистемы электронного обучения является лишь первым шагом на пути ее теоретического осмысления. Каждая из подсистем дидактической составляющей ЭО имеет свои, специфические, логику построения и функционирования, критерии эффективности. На наш взгляд, лишь детальное, методологически адекватное описание целей, содержания, методов средств и форм ДО, алгоритмов поведения в условиях е-learning обучаемых и обучающих способно перевести дистанционное обучение на качественно новый — с измеримыми процессами и результатами — уровень.

    Читать дальше......

    понедельник, марта 05, 2007

    Человек кузнец своего счастья - доказано учеными Гарварда :)

    Недавно я наткнулся на прекрасную видеолекцию гарвардского профессора по имени Дэн Гилберт, исследующего причины по которым люди чувствуют себя счастливыми (в особенности то, что он назывет "синтетическим счастьем"). Эти гарвардские ребята объясняют и доказывают экспериментами некоторые эффекты человеческой психики, которые влияют на жизнь каждого из нас.

    Вы задумывались почему советский человек был неворятно счастлив купив после 10 лет ожидания Запорожец (чтобы лежать под ним каждый день), а мы сейчас получив прекрасную машину (например Audi) страшно страдаем из-за того, что нужно было брать BMW ;) И почему самооценка себя как счастливого человека у человека выигравшего в лотерею 300 миллионов долларов через некоторое время равна самооценке инвалида, лишившегося ног?? Как может быть счастлив невиновный человек, просидевший 37 лет в тюрьме из-за судебной ошибки? А ведь может же!

    Прошу коллег прощения за оффтопик, но больно тема интересная, да и сама видео-лекция, как демонстрация жанра весьма неплоха.

    Для всех кто понимает по английски - крайне рекомендую посмотреть. Для тех кто не понимает - можно просто посмотреть на действительного замечательного лектора.

    Читать дальше......

    воскресенье, марта 04, 2007

    Теория "9 обучающих событий" - продолжение примера

    На прошлой неделе я начал рассматривать теорию "9 обучающих событий" и пример ее применения на практике. Мы уже рассмотрели пример практического использования первых 4-х шагов.

    Теперь мы рассмотрим оставшиеся 5:
    5. Обеспечить инструменты, помогающие обучаемому запомнить изучаемые материалы - кейсы, примеры, аналогии, мнемонические правила запоминания (Provide learner guidance)
    6. Проверить полученные навыки на практике (Elicit performance)
    7. Обеспечить обратную связь (Provide feedback)
    8. Оценить результаты обучения (Assess performance)
    9. Помочь применить изученных концепций и навыков на рабочем месте (Enhance retention transfer and transfer to the job)

    Рассмотрение продолжится на том же "игрушечном" курсе, обучающего работе с программным продуктом Skype (этот пример разработан с помощью CourseLab).

    Внимание! Демо-курс имеет ширину 750 пикселов и его фрейм может быть закрыт правой панелью на некоторых разрешениях экрана. Если правая часть фрейма курса у вас закрыта - откройте курс в новом окне, нажав эту ссылку.



    Читать дальше......

    суббота, марта 03, 2007

    Компьютерная игра - пример технического задания

    В этом блоге много говорилось о создании интерактивных симуляций, переходящих в обучающие игры. При этом очень мало кто знает как эти игры собственно делать (я тоже отношусь к тем для кого эта тема - "темный лес", речь конечно идет о настоящих играх, а не простеньких 2- ходовых инетактивных упражнениях). Так уж получается, что разработчики e-learning контента и разработчики реальных компьютерных игр живут в "параллельных мирах" которые почти никогда не пересекаются. Думаю что многим будет любопытно взглянуть на документ, детально описывающий дизайн компьтерной игры (фактически техническое задание для ее разработки) - аналог сценария электронного курса:
    Описание дизайна игры "Play With Fire"

    Читать дальше......

    пятница, марта 02, 2007

    Мифы и реальность дистанционного обучения на hh.ru

    Интересный обмен мнениями, получился на онлайн-форуме hh.ru
    Мною, например, было высказано такое мнение:

    СДО — это слишком дорого

    Среди заблуждений наиболее вредным считаю мнение, что внедрение СДО (системы дистанционного обучения) обязательно требует значительных финансовых вложений. То есть, это может стоить дорого, даже очень дорого. И я даже согласен с тем, что во многих случаях дорогое решение — это единственно правильное решение. Но, я не согласен, что так должно быть во всех случаях. Запасшись лояльным отношением к эволюционной парадигме развития, разберем, что тут может быть дорогого.

    Железо? Сервер, на котором будет размещена СДО? На начальном этапе, для апробации технологии обучения будет достаточно и того сервера, на котором размещен корпоративный сайт. Уже потом, когда процесс налажен и количество обучающихся возрастет, можно будет при необходимости нарастить мощность сервера, но к этому моменту уже должен быть виден эффект обучения и такие вложения станут оправданными. Опять же, необходимая мощность сервера зависит от внедряемой технологии. Если обучающий контент грамотно распределен по локальным серверам, а на центральном сервере только собирается статистика по результатам обучения, то требования к серверу будут весьма незначительны.

    Идем далее. СДО как программное обеспечение, организующее обучающий процесс. Если у компании нет нескольких тысяч долларов, чтобы купить СДО, можно использовать бесплатные Open Source СДО. Такие есть. И даже русскоязычные. И весьма функциональные.

    Далее. Учебные материалы. Стоит задействовать носителей информации своей компании, главные из которых — внутрикорпоративные тренера. У них уже есть все необходимое — методические пособия, программы обучения, тесты. Предайте СДО всю рутинную деятельность ваших тренеров, специалистов, консультантов: начитывание теоретического материала, натаскивание на правильное понимание этого материала, проверка усвоения этого материала, контроль усидчивости обучающихся, сбор статистики, составление отчетов. Оставьте для ваших специалистов только самую квалифицированную деятельность: тренаж, отработка нюансов изучаемых техник, ответы на возникающие при усвоении материала вопросы, анализ актуальной для сотрудника ситуации, связанной с изучаемой темой, консультирование, коучинг, наставничество. Все это не требует финансовых вложений. Это — время сотрудников вашей компании. Которое, при правильном подходе, через непродолжительное время высвобождается для более эффективной деятельности.

    Итак, внедрение в компании СДО может стоить 0.


    А вообще, лучше почитать конференцию целиком. Это интересно.

    Читать дальше......

    четверг, марта 01, 2007

    Использование педагогических теорий в практике создания электронных курсов. Часть №1

    Реальная жизнь показывает, что педагогические теории существуют на страницах учебников (которые, кстати, мало кто читает), а практика разработки электронных курсов живет своей жизнью. Это приводит к частым спорам о том как должен быть устроен эффективный курс - "в правильном курсе должно быть много практических заданий, в правильном курсе каждая концепция должна проверяться итоговым тестом" и т.п. Я уверен, что положения целого ряда педагогических теорий могут и должны применяться в реальной практике и именно на их основе должна строится оценка "правильности" электронного курса. Я попробую в силу своего скромного понимания обсудить возможное приложение теорий к "суровой правде жизни"...

    В качестве первой такой теории я бы хотел рассмотреть учебную теорию Роберта М. Гагне (Robert Mills Gagne, 1916–2002) предложившего в своей книге "The Conditions of Learning", изданной 1965 году процесс обучения, состоящий из 9 шагов (обучающих событий - в оригинале "Nine Events of Instruction") которые необходимы для того, что построить эффективный учебный курс:
    1. Завоевать внимание обучаемого (Gain attention)
    2. Информировать его о целях обучения (Inform learner of objectives)
    3. Заставить вспомнить ранее изученные материалы (Stimulate recall of prior learning)
    4. Презентовать учебные материалы (Present the content)
    5. Обеспечить инструменты, помогающие обучаемому запомнить изучаемые материалы - кейсы, примеры, аналогии, мнемонические правила запоминания (Provide learner guidance)
    6. Проверить полученные навыки на практике (Elicit performance)
    7. Обеспечить обратную связь (Provide feedback)
    8. Оценить результаты обучения (Assess performance)
    9. Помочь применить изученных концепций и навыков на рабочем месте (Enhance retention transfer and transfer to the job)

    Как реализовать эти этапы в реальном электронном курсе? Я предлагаю рассмотреть "игрушечный" пример электронного курса, обучающего работе с программным продуктом Skype - коммуникационной программой, позволяющей общаться через сеть Интернет.

    См. ниже пример демо-курса в котором мы рассмотрим шаги 1, 2, 3 и 4 из обсуждаемой теории (курсы разработан с помощью CourseLab).

    Внимание! Демо-курс имеет ширину 750 пикселов и его фрейм может быть закрыт правой панелью на некоторых разрешениях экрана. Если правая часть фрейма курса у вас закрыта - откройте курс в новом окне, нажав эту ссылку.





    Продолжение следует (остальные 5 шагов и возможно другие теории)...

    PS
    см. также по теории 9 обучающих событий: Подготовка печатных пособий для компьютерного обучения: перспективы информационно-учебных разработок на distance-learning.ru

    Читать дальше......