Websoft

понедельник, апреля 30, 2007

Тезисы о ненасильственной интерактивности

0. На недавнем тренинге, посвященном работе со средством разработки электронных курсов CourseLab, между его участниками возник разговор об использовании корпоративных форумов в интересах дистанционного обучения. Факты приводились разные: форумы не используются, как следует, интерес к ним быстро угасает, на них быстро возникают «клубы по интересам»: байкерские, кошководов; молодых мам и пр. А почему бы и нет? Всякое свободное волеизъявление персонала, если оно находится в рамках приличия и закона, по-моему, заслуживает уважения и поощрения.
Наличие в виртуальном пространстве компании клубов по интересам, при умелом модерировании, скорее пойдет на пользу, а не во вред корпоративной культуре. Однако специалистам учебных центров, естественно, желалось, чтобы площадки для выражения мнений сотрудников напрямую служили образовательным целям. Они недвусмысленно формулировали запрос к разработчикам СДО:
необходимо создать на учебных порталах «место», где осуществлялись бы интеракции между сотрудниками и учебными центрами, с одной стороны, и между обучаемыми друг с другом — с другой. При этом, заметим, обучаемые могут быть действительными обучаемыми, ранее обучавшимися или теми, кому это еще предстоит.
0.1. В этом блоге неоднократно публиковались материалы и ссылки на источники об использовании wiki и блогов в обучении
(Ссылка
Ссылка
и др. )

Пожалуй, пора от констатации факта образовательных возможностей разного рода виртуальных тусовок переходить к исследованию возможностей их использования и, кто знает, создания соответствующего ПО.
1. Блоги, формумы и wiki предоставляют пользователям возможность осуществления свободных интеракций. Однако свобода должна быть управляемой. Эрик Фромм различал два вида свободы: «свободу От» (обязанностей, норм, самоограничений и т.п.) и «свободу Для» (достижения конструктивных целей, реализации созидательных начал). Первый тип свободы носит неуправляемый характер, сродни разнузданному анархизму, другой — является управляемым, поскольку сам ее приверженец добровольно и сознательно берет на себя ответственность за свои действия и их последствия.
2. Следовательно, «места» свободных интеракций в СДО должны быть управляемы.
3. Свободная интерактивность может быть реализована в рамках корпоративного обучения в следующих формах:
- пользователи отвечают на открытые вопросы либо приглашаются к дискуссии
При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы быть актуальными как для сотрудников, так и для компании и, разумеется, отвечать целям бизнеса
- пользователи размещают свои посты в соответствии с заданными правилами
К примеру, им предлагается внести некое предложение, касающееся решения актуального для организационной деятельности противоречия. Свои мысли он оформляет и излагает в соответствии шаблоном:
Опишите противоречие, которое может быть разрешено с помощью Вашего предложения:
Что … …. (место ввода) противоречит чему? … …(место ввода)
Когда противоречие обостриться до предела, произойдет следующее: … …
Противоречие возникло потому, что …
Это противоречие можно разрешить так: … …
или так … ….
или так … …
Если противоречие будет развиваться и разрешаться само собой, это приведет к … …
Процесс разрешения противоречия будет управляем, если … …

- пользователи принимают участие в распределенных играх (индивидуально или в командах)
Приведу в качестве примера несколько бизнес-игр (безотносительно их качества), имеющих хождение в Рунете:
"Брендагочи" (www.brandagochi.com), "Рашка" (www.rashka.ru), Virtonomica (www.virta.ru)
- пользователи решают бизнес-кейсы (индивидуально или в командах)
- пользователи участвуют в корпоративных конкурсах
(индивидуально или в составе подразделений)
- пользователи генерируют информацию, отвечая на специально разработанные системы вопросов — риторические эвристиками /см.: Ссылка /
- пользователи отвечают закрытые вопросы, на которые они не могут не дать индивидуального ответа

В таких вопросах предлагаемые альтернативы исчерпывающим образом описываю предмет, и обучаемому нежно лишь выбрать альтернативу, выражающему его собственную позицию касательно задания

Например:
Укажите свой пол: М Ж
Или сложнее:
Клиент — тинейджер с гребешком на голове, в грязной и рваной одежде, нагрубил вам. Как вы отреагируете на его поведение?
Пассивно
Нейтрально
Агрессивно
(примеры, конечно, не самые показательные, зато наглядно иллюстрируют мысль)

В этих тезисах представлена лишь первая попытка размышлений о целенаправленном использовании форумов, wiki и блогов в интересах корпоративного обучения. Буду благодарен коллегам за предложения и комментарии. Так совместными усилиями мы отыщем новые способы и формы использования "мест для самовыражения обучаемых" в e-learning.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 29, 2007

Какие видеоролики не страшно размещать в учебных курсах

Кто о чем, а я, как всегда, об ограничениях :)
Неоднократно уже приходилось сталкиваться со случаями, когда пользователи одного из наших продуктов по созданию электронных курсов жаловались, что вот они вставили видео в курс и у них все показывается, а у обучаемых - не всегда. В связи с этим попробую дать советы по приведению видеороликов к формату, который будет виден всем обучаемым (ну или уж абсолютному большинству).
1. Поскольку в нашей стране компьютеры Macintosh широко не используются (что, конечно, жаль, ибо более "человеческого" компьютера, по моему мнению, не существует), то следует забыть о форматах, которые проигрываются с помощью проигрывателя QuickTime (файлы с расширениями .mov, .3gp). На Маке QuickTime есть всегда, а вот на компьютерах под ОС семества Windows - только если пользователь позаботился и установил.
2. Еще более экзотичные форматы типа Real Movie (.rm) и т.п. следует забыть также. Их не часто встретишь даже на Маках :)
3. Более сложный случай - формат AVI (.avi). Казалось бы, Windows Media Player, который есть на всех Windows-машинах, должен проигрывать такие файлы. Ан нет - формат AVI - это лишь общее название. Способ сжатия видео в пределах этого формата может быть разным! В зависимости от использованного механизма сжатия - кодека (от coder/decoder) - формат файла будет разным. И совершенно не факт, что на компьютере пользователя будет установлен нужный кодек. Как пример - широко распространенные сейчас файлы, сжатые кодеком DivX, тоже имеют расширение AVI, однако, если у пользователя этот кодек не установлен (или установлен устаревшей версии), то он услышит только звук вашего ролика. Поэтому, если Вы хотите использовать именно AVI - убедитесь, что файл сжат с использованием стандартного кодека, входящего в поставку Windows (например, кодека от Microsoft). Если это не так - можно преобразовать этот файл в формат WMV (Windows Media Video) с помощью входящей в состав Windows XP программы Windows MovieMaker.
4. WMV (Windows Media Video) - вот то, что нужно для курса! Он проиграется на любом компьютере с Windows Media Player. И, как уже говорилось, почти любой видеоролик можно преобразовать в формат WMV с помощью входящей в состав Windows XP программы Windows MovieMaker.
5. Есть еще одна альтернатива - перевести ролик во Flash Video (FLV). Flash Player сейчас распространен пожалуй, хоть и менее, чем Windows Media Player, но все же почти везде он есть. И на Маках в том числе :) Для преобразования можно использовать различные программы, в качестве примера приведу Sorenson Squeeze.

Читать дальше......

суббота, апреля 28, 2007

Методы визуализации данных - периодическая таблица

В продолжение обсуждения темы про интерактивность и визуализацию данных в электронных курсах - иногда нужно не забыть использовать в электронном курсе наиболее эффективные приемы оформления и интерактивности. Для этого было бы неплохо, чтобы эти приемы были где-то собраны в наглядной форме. На сайте visual literacy я нашел забавную "периодическую таблицу" методов визуализации данных в которой в наглядной форме приведены основные приемы.

Нажмите на картинку, чтобы увидеть таблицу в нормальном масштабе:


PS
Эта табличка подозрительно напоминает подход "Learning molecules", придуманный университетом Cornell, о котором я уже когда-то писал...

Читать дальше......

пятница, апреля 27, 2007

BBC выложит в интернет миллион часов архивных передач



Медиакорпорация BBC собирается, к вящей радости интернет-пользователей, выложить на своём веб-сайте около миллиона архивных теле- и радиопрограмм.


Как передаёт Guardian, многие из них (например, интервью с американским правозащитником Мартином Лютером Кингом, взятым незадолго до его убийства) никогда не показывались повторно.


Доступ к архиву программ получат те пользователи, которые заплатят специальную мзду. Полноценный архив должен заработать к концу нынешнего года.

Читать дальше......

четверг, апреля 26, 2007

Полезно ли быть слишком умным?

Мы тут все рассуждаем об обучении и иногда об интеллекте - в смысле чем его больше, тем лучше. А есть ли смысл в том, чтобы быть умнее, по крайней мере с точки зрения материальной выгоды? В журнале Intelligence провели исследование корреляции между уровнем IQ и уровнем вознаграждения (исследования проводили в США). В итоге выяснили, то корреляции почти нет - есть множество "умников" зарабатывающих копейки по американским меркам и наоборот (например в 2-х верхних квадратах людей с высоким и низким интеллектом почти одинаковое количество). Это конечно не новость, но все равно забавно.

Жаль у нас такие исследования не проводятся :)

Читать дальше......

среда, апреля 25, 2007

Как писать контрольные вопросы (часть 1)

Написанное ниже достаточно очевидно, но тем не менее не все задумываются о соблюдении некоторых простых правил при написании контрольных вопросов к тестам. Попробуйте - помогает :)

Простые правила написания контрольных вопросов:
1) Пишите вопросы как можно более простым и понятным языком. Иначе вы проверите не знания, а хорошее понимание конструкций русского языка (что тоже полезно, но возможно не в вашем тесте)
2) Как можно больше слов включайте в текст вопроса - как можно меньше в варианты ответа
3) По возможности избегайте использования в тексте вопроса слова НЕ (Например, "Какие из перечисленных ниже городов не являются столицами старн") . Если это совершенно необходимо, выделяйте слово "не" заглавными буквами, цветом или выделением
4) По возможности предлагайте 4-5 вариантов ответа (включая верный). Меньше или больше стоит предлагать в редких случаях
5) Убедитесь (аргументировано убедите себя), что правильный вариант ответа, который вы предлагаете не только верный, но на самом деле лучший из предлагаемых с точки зрения тестируемого (кажется очевидным, но не всегда реализуется на практике)
6) Формулируйте все варианты ответа в одинаковой грамматической форме (падеже, числе и т.п.) Иначе верный ответ можно легко вычислить.
7) Правильный ответ должен более или менее равномерно распределяться по порядку следования в разных вопросах. Если тестируемый заметит, что как правило вы ставите верный ответ первым - будет не очень здорово (если система тестирования и СДО предлагает такую автоматическую опцию, как WebTutor или Courselab, например - отметьте соответствующую галочку в вопросе)
8) Следите за длинами вариантов ответов - если верный ответ как правило длинее или короче неверных, то тестируемый может угадывать ответ по длине
9) По возможности избегайте слов все, всегда, никогда, иногда в вариантах ответа
10) Используйте в качестве неверных ответов утверждения, которые в целом верны, но не дают правильного ответа на вопрос
11) Если вы знаете типовые ошибки тестируемых - включите их как варианты неверных ответов
12) Если можно использовать технические и узкопрофессиональные термины, сокращения в вариантах неверных ответов - используйте их.
13) Не используйте выражение "Все из перечисленных выше ответов верны/неверны" в качестве правильного ответа - если обучаемый найдет хотя бы два верных ответа он поймет, что надо выбирать этот вариант (это верно для вопроса с одним правильным вариантом ответа)
14) Избегайте вариантов ответа типа "верны А и Б" или "верны А и Б, но не верся В и Г" - в этом случае вы будете тестировать логическое мышление, а не знания
15) Если в следовании вариантов ответа можно найти какую-то логику (например, это годы), то лучше расположить их в каком-то порядке - по возрастанию или убыванию, а не в случайном порядке
16) Убедитесь, что правильный ответ на один из вопросов теста не является подсказкой для ответа на другие вопросы. Например, в одном вопросе вы спросили "В каком году А.С. Пушкин написал Капитанскую дочку". Глупо после этого спрашивать кто написал Капитанскую дочку - Пушкин или Лермонтов :)

Советы с 4 по 16 относятся к вопросам на выбор варианта из списка предложенных (multiple choice)

Продолжение следует...

Читать дальше......

вторник, апреля 24, 2007

Карикатура

На сайте http://caricatura.ru/ была замечена такая иллюстрация:

Карикатура Владислава Занюкова «Записали?»


Всё, подумалось мне: времена очно-лекционной подачи материала как основной формы закончились.
Действительно, там, где система образования всё еще не взяла курс на адаптацию учебного процесса обучения к современным технологическим реалиям, такая адаптация производится стихийным образом силами самих обучающихся на независимых от учебного заведения интернет-ресурсах.

Читать дальше......

ТЕЗИСЫ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОСТИ

(В продолжение предыдущего поста Ссылка )

1 . Во избежание возможных недоразумений следуют определиться с понятиями. Интерактивность — это одна из составляющих процесса общения, которая «отвечает» за обмен действиями между участниками диалога (полилога). Наряду с интерактивностью в общении принимают участие коммуникация (обмен данными) и восприятие собеседниками друг друга и самих себя. Таким образом, общение в условиях ДО — это не только интерактивность, но и кое-что еще (см. Ссылка )
2. Инструменты и средства дистанционного обучения требуют от обучаемых осуществления тех или иных действий: начиная от необходимости нажать кнопку <Дальше>, чтобы двигаться вперед по образовательной траектории и заканчивая выполнением открытых текстов.
3. Если инициатива выполняемого обучаемым действия исходит от инструмента (средства) ДО, если в ответ на инициативы средства ДО обучаемый только выполняет приказы компьютера и может действовать лишь в предзаданном диапазоне степеней свободы (при этом большинство действий является заведомо неоптимальными или ошибочными) — интерактивность ДО является принудительной по отношению к обучаемому).
4. Бывают ситуации, когда обучение настолько нравится обучаемому, что он не ощущает принуждения. В таком случае по отношению к обучаемому интерактивность ДО субъективно не насильственна. Однако остается такой по существу.
5. Вообще, в любом обучении присутствует элемент насилия, особенно явно в сфере интеракций.

Принуждение в ДО, конечно, во многом отличается от того же в традиционном обучении. Отчасти это происходит за счет реализации принципа посильности обучения, визуализации, ловких приемов обучения и привлечения интереса к нему. Педдизайн во многом обязан своим появлением необходимости демократизации учебных интеракций.
6. Возможна ли в принципе ненасильственная интерактивность в обучении? Да! Отчасти на этот вопрос отвечают пп. 4 и 5 настоящих тезисов. Отчасти, надеюсь, на него ответят «Тезисы о ненасильственной интерактивности»

Читать дальше......

понедельник, апреля 23, 2007

Электронной учебник для педагогических дизайнеров

Прекрасный пример полезного и познавательного материала для педагогических дизайнеров - игровой электронный учебник по сочетаниям цветов - Colors in Motion. Кроме всего прочего курс еще и замечательно и креативно сделан, а также является хорошим примером использования персонажей в обучающем кусе..



Обнаружено на сайте EduWeb.ru

Читать дальше......

воскресенье, апреля 22, 2007

Видео-лекции умных людей

2 месяца назад я постил ссылку на замечательную видео-лекцию про природу счастья, прочитанную гарвардским профессором Дэном Гилбертом. Это только одна из лекций с сайта TED.COM (Technology, Entertainment, Design) на котором масса интересных людей (которых можно назвать гуру или визионерами - от Билла Клинтона и Джефа Безоса, того который основал Amazon.com, до университетских профессоров и исследователей, например, Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии рассказывает как он открыл ДНК) делятся своими мыслями по самым разным вопросам. Большинство еще и прекрасные лекторы, что весьма типично для запада - трудно быть гуру если ты не умеешь доносить свои мысли до окружающих. Рекомендую тем, кто готов слушать английскую речь.

Читать дальше......

Производительность LMS

Позавчера имел счастье в очередной раз (наверное уже не менее в 100-й) отвечать на вопрос потенциального заказчика - "Какой нужен сервер для СДО на 1000 человек" (1000 можно заменить на 500 или 5000 - суть от этого не меняется).

Как правило в ответ следует мой уточняющий вопрос - 1000 человек, которые делают что?
Типичный ответ - "работают одновременно" (с чем и как работают, как правило не уточняется).

Затем терпеливо приходится объяснять, что в природе не бывает, что 1000 человек одновременно (т.е. например в течение 1 секунды) нажимают на кнопку "Открыть курс" или "Запустить тест" (если нажимают, то поверьте мне "умрет" почти любой сервер, даже очень мощный).

На практике нужно говорить о бизнес-требованиях, которые могут быть сформулированны так: "В течение 1 часа в систему входят (более или менее равномерно по времени) 1000 обучаемых, 50% которых открывает и проходит электронный учебный курс из 50 страниц, а остальные 50% сдают тест из 20 вопросов. При этом 100 из этих 1000 пользователей еще и просматривают по 5 аналитических отчетов". Заказчики зачастую затрудняются такие бизнес-требования сформулировать, а без них ответить на вопрос о требуемой производительности сервера и канала связи практически невозможно. Очевидно требования к производительности в этом случае будут сильно отличаться от такого бизнес-требования: "В течение 5 минут 1000 пользователей полностью проходит обучение по курсу из 50 экранов, открывает по 20 аналитических отчетов и заполняет по 5 оценочных форм" (к счастью последнее бизнес-требование имеет мало общего с реальностью). При этом в обоих случаях мы говорим о работе с системой 1000 пользователей, но по разному!

В случае если бизнес-требования сформулированы корректно, можно не просто умозрительно (на основе опыта) ответить на вопрос о необходимой конфигурации, но и провести нагрузочные испытания с использованием специального софта. Результатом таких испытаний может быть ответ в следующей форме - на таком-то сервере бизнес-требования удовлетворяются (не удовлетворяются) с такой-то загрузкой, процессора, сети, оперативной памяти и определенным количеством ошибок (т.е. когда пользователь вместо экрана курса получает код ошибки), а также развернутые отчеты о результатах тестирования (см. пример фрагмента отчета на картинке). Например, после проведения для одного банка испытаний системы дистанционного обучения WebTutor на успешное завершение 5000 тестовых сессий за 45 минут мы ответили, что на машине DELL PowerEdge 1850 (2 x Intel Xeon 2.8GHz HT, RAM 2GB, 2 x HDD UWSCSI-320) это возможно со средней 90% загрузкой поцессора и 0.3% ошибок.



Пример отчета о реальных испытаниях можно посмотреть здесь и здесь.

Читать дальше......

суббота, апреля 21, 2007

Yahoo Teachers - инструмент для учителей

Yahoo создает (уже в есть beta версия) инструмент для обмена учебными материалами и идеями для учителей (они пока разумеется ориентируются на Америку) - Yahoo Teachers. Цель проекта - создать виртуальное сообщество школьных преподавателей для обмена опытом, материалами и т.п. - нужны материалы для урока по происхождению видов - найдите и скачайте материалы других учителей, пообщайтесь с ними online, выложите для других свои заметки и файлы...

Читать дальше......

Конкурс на лучшую презентацию

Я уже постил сообщение о SlideShare - инструменте для бесплатной публикации своих презентаций в вэб в формате Flash. Они объявили конкурс на лучшую презентацию - World's Best Presentation. Можно посмотреть приемы представления информации на примере многих весьма неплохих презентаций. Основное ограничение которое есть у SlideShare - невозможность импорта эффектов, что безусловно ограничивает презентационные возможности...

Читать дальше......

пятница, апреля 20, 2007

Неформальный стиль

Сомневаюсь, что кто-нибудь когда-нибудь осмелится для оформления учебного курса использовать именно этот шаблон, но в целом неформальный стиль имеет очарование, которое сродни пушкинским рукописным заметкам.

Пример неформального стиля


Обратите внимание: это не просто картинка, это нормально функционирующее приложение.

Еще одна реализованная (и демонстрируемая) здесь идея заключается в использовании специфических для каждого курса шрифтов. Это может быть, например, даже шрифт, стилизованный под рукописный почерк автора курса.

Или, например, в вашем курсе может быть цитата А.С. Пушкина «написанная» непосредственно его почерком.

Читать дальше......

четверг, апреля 19, 2007

Обучающий инструмент Universcale - универсальная шкала размеров вселенной

Замечательный пример интерактивного обучающего контента разработан компанией Nikon: универсальная шкала (Universcale) позволяющая наглядно сравнить размеры множества известных и важных элементов мироздания, вещей и зданий - начиная с элементарных частиц, через Эйфелеву башню и Эверест до Млечного пути. Спуститесь с масштабов вселенной до ядра атома за несколько минут демонстрации - отличный пример обучающего материала, который без использования компьютерных технологий не мог бы быть реализован так наглядно.



Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать - сделано действительно очень здорово!! .

Открыть Universcale

Читать дальше......

среда, апреля 18, 2007

Microsoft делает авторское средство

Майкрософт практически единственный из софтверных "монстров" не присутствовал на рынке средств разработки электронных курсов. У IBM, Adobe, Apple даже SAP свои решения есть. Теперь Майкрософт двинулся туда же - объявлено о проекте Grava (название на мой взгляд оставляет желать лучшего). Видимо лавры Adobe и всеобщая распространненость Flash не дают покоя... Исходя из материалов сайта пока мало что понятно, хотя уже очевидно, что созданные курсы будут работать на WPF (Windwos Presentation Foundation), т.е. скорее всего ориентированы на работу под Vista.



PS
Кстати это уже 2 новость о присутствии Microsoft на рынке e-learning которую я повесил за последне 10 дней - предыдущая была про проект Tahiti - средство совместного использования приложений.

Читать дальше......

Тезисы об интерактивности

1. Интерактивности не бывает много или мало. Либо она есть, либо человек скорее мертв, чем жив.
2. Интерактивность имманентна человеку. Мы постоянно пребываем в диалогах и полилогах. Помимо привычного общения с помощью языка, в интеракции включены эмоции, невербальное поведение. Само социальное поведение есть ответ на какие-то внешние или внутренние вопросы/запросы/потребности/изменения. Даже сновидения — сплошные акты интеракции.
3. В акте интеракции всегда есть минимум один инициатор.
4. Далеко не всегда желание субъекта А вступить во взаимодействие с субъектом В встречает отклик.
5. Интерактивности в электронных средствах обучения должно быть в идеале столько, чтобы она обеспечивала истинную и искреннюю готовность обучаемого к взаимодействию с этим средством, т.е. инициативу к общению.
6. Обеспечение такого взаимодействия достигается за счет использования специальных приемов, назначение которых — спровоцировать инициативу обучаемого к освоению содержания образования.
7. Приемы побуждения обучаемого к интеракциям могут быть насильственными или естественными.
8. С насильственными приемами дело обстоит не так уж и плохо (приказ, поощрение, наказание… ).
9. С естественными приемами пока похуже. Очевидно, что они должны быть ориентированы на управление эмоциональной и ценностной сферами обучаемого (т.е. задевать его за живое). Кроме того, содержание обучения должно содействовать решению актуальных проблем самого обучаемого (т.е. проблемность обучения должна обеспечить инициативу учащегося на овладение его содержанием).
10. Нужно сочинить тезисы о способах а) насильственного и б) естественного побуждения обучаемого к учебным интеракциям в условиях ДО.

Читать дальше......

вторник, апреля 17, 2007

Интерфейс с листающимися страницами

Эли Гринфилд сделал несколько примеров интерфейса с листающимися страницами. Суть в том, что с виртуальной книгой можно обращаться почти также как и с обычной. При этом наполнение может быть сколь угодно интерактивным и даже меняться во время самого процесса перелистывания. По верхнему и нижнему уголку книги можно кликнуть и страница перевернется автоматически, а можно «взять» за уголок курсором и перелистнуть почти как настоящую книгу.

Пример 1. Варианты наполнения.


Пример 2. Корпоративный стиль.


Пример 3. С прозрачными страничками.


Как вы считаете, «листающиеся странички» это удачная идея для интерфейса учебного курса?

Читать дальше......

понедельник, апреля 16, 2007

Использование Skype для обучения работе с программными продуктами удаленных пользователей

Мне часто приходится обучать работе с нашими продуктами наших партнеров в других регионах и странах. В последнее время география становится достаточно обширной - Украина, Белоруссия, Казахстан, Екатеринбург, Самара, ...

Как быстро, эффективно и по возможности дешево провести обучение и помочь коллегам и клиентам? Мы для этого используем пограмму skype. Почитать про skype вообще можно на сайте, поэтому я не буду углубляться в детали его установки и использования как средства телефонного общения, а расскажу собственно об обучении работе с софтом.

1. Когда вы ставите skype обязательно установите skype extras (по русски - доп. возможности). Если они у вас установлены, то меню Инструменты->Доп. возможности выглядит примерно так:



2. Я звоню коллеге или он звонит мне, начинается разговор



3. Я выбираю команду Unyte Application Sharing из окна текущего диалога или из основного меню skype. В открывшемся окне я либо в основном меню программы. Затем выбираю программу, интерфейс которой я буду показывать (или весь рабочий стол компьютера). В данном примере - программу WebTutor Administrator

->

4. Затем я указывают того, кому я буду показывать интерфейс программы (скорее всего это тот, с кем я сейчас разговариваю) и нажимаю на кнопку "Пригласить"



5. Получателю улетает сообщение в чате со специально сгенерированной ссылкой. На эту ссылку нужно нажать и откроется вэб-страница на которой ваш контрагент будет видеть (после установки на компьютер соответствующего activex компонента) экран вашего компьютера



6. Все. Теперь вы можете разговаривать и параллельно с этим показывать как работает программа - вы водите мышкой, открываете окна, а ваш коллега это все наблюдает(разумеется с некоторой задержкой, зависящей от качества каналов связи)

И все это абсолютно бесплатно, т.к. сам skype бесплатен, а базовй unyte на одного читателя также пока бесплатен (есть платные сервисы для групповых конференций и одновременного обучения нескольких пользователей)

Конечно это не полноценный виртуальный класс, но для обучения один на один и вообще знакомства с технологией совместной работы с приложениями вполне подходит.

PS
Кстати skype еще и прекрасный инструмент для удаленной работы службы технической поддержки пользователей

Читать дальше......

воскресенье, апреля 15, 2007

Степень интерактивности электронных курсов

При разработке электронных курсов, на этапе создания сценария, зачатую возникает вопрос - а будет ли ли создаваемый курс достаточно интерактивным? Что такое "достаточная интерактивность" и в каких случаях хватит "голого" текста с контрольными вопросами, а когда нужен интеарктивный flash ролик.

На сайте distane-learning.ru мы разместили перевод статьи в которой специалисты одного из американских университетов постарались более или менее системно ответить на этот вопрос. Насколько полно - судите сами, ссылка на статью: Насколько интерактивны Ваши электронные курсы? Правила для оценки интерактивности в дистанционном обучении

Читать дальше......

суббота, апреля 14, 2007

Webinar (вебинар) — инструмент обучения или все-таки нет?

На trainings.ru размещен обзор, посвященный использованию вебинаров (webinar) для обучения. Статья названа Webinar (вебинар) — инструмент обучения или все-таки нет? . Я бы ответил на этот вопрос однозначно ДА, что впрочем не означает что для других целей (например, маркетинга) их использовать нельзя...

Читать дальше......

пятница, апреля 13, 2007

Нарушение авторских прав стало тяжким преступлением

В пятницу, 16 марта, Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном, третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса РФ», по которому нарушение авторских и смежных прав теперь считается тяжким преступлением. Закон предусматривает увеличение максимального наказания за нарушение авторских и смежных прав, а также прав на товарный знак или наименование места происхождения товаров. Теперь наказание за эти нарушения предусматривает лишение свободы сроком до шести лет, что автоматически переводит эти преступления из категории средней тяжести в категорию тяжких. Штрафы за незаконное использование объектов авторского права увеличиваются до 500 тысяч рублей. Документ утвержден во втором и третьем чтениях.

Читать дальше......

четверг, апреля 12, 2007

Люди становятся умнее?

Раньше все было лучше - трава зеленее, небо голубее, девушки красивее, зимы холоднее и т.п. Один из немногих вопросо в котором мы отойдем от идеализации прошлого - нам кажется, что дети (особенно наши) как правило умнее своих родителей.

Как выяснилось у этого утверждения есть объективное обоснование. По данным исследований средний IQ жителей цивилизованных стран увеличивается в среднем на 3 пункта за 10 лет. Есть и более удивительные примеры - регулярное тестирование призывников голландской армии в середине прошлого века показало рост на 21 пункт за 30 лет. Люди сдававашие тест Равенна (Raven's Progressive Matrices) в числе 10% лучших в конце 19 века, сейчас попали бы в 5% худших сейчас.

Действительно ли люди становятся умнее или просто научились сдавать тесты (например все дети в Штатах по окончанию школы сдают тест SAT, у нас теперь будет ЕГЭ)? Безусловно также позитивно влияют улучшение питания и изменение качества образования, особенно его доступность беднейшим слоям населения.

Наблюдаемый процесс роста среднего IQ также называют эффектом Флинна, в честь Джейса Флинна, первым его описавшего.

Возможно скоро все станут такими умными, что и учить никого не придется?

PS
В последние года правда наблюдается замедление или прекращение эффекта Флинна (по крайне мере в некоторых развитых странах). Например, массовые ислледования в Голландии и Норвегии показали, что пик был продемонстрирован в середине 90-х годов прошлого века и в начале 2000-х пошел на небольшое снижение...

PSS
Из числа забавных фактов (противоречащих родительской логике) - компьютерные игры (любые, в том числе "стрелялки") улучшают IQ.

Читать дальше......

среда, апреля 11, 2007

Педагогический дизайн в действии - космический пример

В блоге LearningCircuits опубликован очень простой и от того еще более занятный пример применения педагогического дизайна.

Есть картинка планеты Земля, снятая с расстояния более 1 миллиона километров. В первом (слева) случае она размещена без каких-либо комментариев, во втором случае дополнена комментариями и "раскрашена" (щелкните на картинки, что увидеть полноразмерный вариант). Оцените разницу - в хорошем случае педагогический дизайнер должен уметь таким образом улучшать любые материаламы.

Читать дальше......

Online интервью с экспертом - Александр Глушков, федеральная розничная сеть Позитроника

Мы продолжаем проведение online интервью с экспертами, занимающимися электронным обучением. Некоторое время назад уже состоялось интервью с Максимом Кузьминым, руководителем отдела дистанционного обучения компании Росгосстрах.

Порядок проведения интервью:
1) Вы задаете свои вопросы - для этого нужно нажать на кнопку "Написать вопрос" в правой панели под фотографией эксперта
2) В течение 2-х недель мы собираем и обрабатываем вопросы, затем передаем их Александру
3) Он готовит ответы, которые мы вывешиваем в блоге
4) Обсудить ответы можно в комментариях к статье блога

PS
Если кто-то из вас хотел бы выступить в роли эксперта - напишите мне.


В случае проекта компании Позитроника мне кажется наибольший интерес представлют следующие вещи:
1) использование ДО для обучения франчайзинговой сети (т.е. не для подразделений компании)
2) построение распределенной системы ДО (на множестве серверов)
3) опыт оперативной разработки большого массива курсов своими силами

Вот что написал про свой проект Александр:

Александр Глушков

С 2000 года занимается проблематикой дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования и внутреннего корпоративного обучения (проректор Открытого Университета Бизнеса и Технологий (e-Style), заместитель директора по развитию (Академия АйТи)), выступает в качестве консультанта по вопросам организации оценки, обучения и развития в отечественных и западных компаниях. С 2006 года является руководителем отдела оценки, обучения и развития персонала компании MERLION. Руководитель проекта по внедрению Автоматизированной Системы Управления Персоналом для магазинов сети ПОЗИТРОНИКА.


Позитивный E-learning!

В 2006 году компания MERLION, крупнейший отечественный дистрибутер компьютерных комплектующих, начала проект по созданию Федеральной Торговой Сети магазинов под названием ПОЗИТРОНИКА. Одной из ключевых компетенций выбранного формата является персонал сети. Территориальная распределенность, ротация персонала, франчайзинговый формат работы с партнерами, следовательно, необходимость поддержания «чистоты стандартов» торговой сети, стали факторами, говорящими за необходимость внедрения Автоматизированной Системы Управления Персоналом (АСУП), в рамках которой будут реализованы следующие основные модули: Система Дистанционного Обучения (СДО), Система Автоматизированной Оценки (САО), Система Контроля Обучения (очного, дистанционного, смешанного).

Внедрение системы началось с описания функциональных возможностей, моделирования самой системы на бумаге, на этом этапе произошла корректировка задач, появились новые опции, в первую очередь связанные с построением модели коммуникаций пользователей системы, системы разработки контента.

После этого, происходил выбор производителя системы. В результате детального знакомства с функциональными возможностями разных программных продуктов и поставщиков, было принято решение о закупке ПО WebTutor, в качестве основной платформы системы, и CourseLab, в качестве средства разработки контента.

В ходе реализации проекта учитывались три основных направления: техническое, методическое и организационное.

С точки зрения технического аспекта, учитывая рост количества торговых точек, была выбрана распределенная модель построения системы с возможностью репликации данных, обеспечивающей актуализацию всей текущей информации.

С точки зрения методики, уже на этапе запуска «пилотного» проекта, были разработаны требования, предъявляемые к электронному курса, а так же обозначены индикаторы, характеризующие его эффективность. Полная регламентация работы по разработке курса, а так же принятые стандарты формирования электронного курса, в сочетании с фактором абсолютного соответствия курса запросам целевой аудитории обучающихся, позволили добиться показателя более 80% законченных курсов.

Для организации учебного процесса были активно привлечены тренеры Учебного центра ПОЗИТРОНИКА, которые до внедрения АСУП, занимались проведением очных тренингов для персонала сети. После прохождения обучения, учитывая доступность программного продукта, тренеры учебного центра выступили в качестве тьюторов учебного процесса.

Несмотря на то, что СДО находится в эксплуатации с конца 2006 года, в библиотеке системы 22 электронных курса, при этом 17 из них разработаны собственными силами.

Несмотря на все вышеуказанные факторы успеха, главным остается человеческий фактор. Без подготовленного персонала в области методики электронного обучения, педагогического дизайна, HR-менеджмента, построение эффективной системы подобного уровня невозможно какие бы технологии и инструменты вы не использовали. Бесспорно, функциональность ПО, с помощью которого была реализована система, оказала помощь в реализации проекта, стала краеугольным камнем проекта, но еще раз хотелось бы напомнить: Люди – главный фактор успеха!

Читать дальше......

вторник, апреля 10, 2007

Мате

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами опытом использования напитка мате. Мате — это такой зеленый чай. Возможно, вы видели его в продаже в отделах, специализирующихся на продаже чая-кофе. Возможно, уже имеете опыт его потребления.

Я пью мате время от времени, исключительно в те дни, когда особенно важны высокая работоспособность и длительная концентрация на выполняемой работе. При этом мате не имеет таких побочных эффектов как кофе. К слову, кофе я уже несколько лет не пью вовсе.

Мате можно заваривать традиционным европейским способом, то есть как обыкновенный чай, но я предпочитаю употреблять его так, как было принято у индейцев: потягивая его через трубочку из сосуда сделанного из тыквы — есть в этом некая эстетика.

По моему опыту, при употреблении мате уменьшается утомляемость, в меньшей степени рассеивается внимание, возрастает объем краткосрочной памяти, усиливается способность к проведению большого объема вычислений в уме. Это ценные свойства, когда в краткий промежуток времени (измеряемый днями) нужно сделать большой объем сложной работы. Для этих целей и рекомендую потребление мате. Обучающимся он также будет полезен: для усвоения курса и сдачи тестов.

Есть легенда, что Эрнесто Че Гевара больше всего на свете ценил две вещи: справедливость и мате. На фотографии Че Гевара собственной персоной за употреблением этого напитка.

Читать дальше......

понедельник, апреля 09, 2007

Персонажи в электронных курсах - опыт Avon

Новая статья "Вдохнуть жизнь в модули обучения продажам Avon" на distance-learning.ru - перевод материала с LearningCircuits, рассказывает об опыте использования персонажей (обучающих агентов или героев) для оживления электронных учебных курсов по продажам.

У нас тоже есть опыт разработки и использованния персонажей (см. рисунки). Опыт не всегда однозначный - не всегда легко придумать интересную педагогическую основу для использования персонажа, без которой он превращается в размахивающего ручками человечка, который только раздражает обучаемого. Но если придумать, то может быть весьма интересно.


Также по теме:
1) В свое время была уже статья на том же distance-learning про опыт Canon
2) Демонстрация использования обучающих персонажей из редактора CourseLab
3) Пример использования обучающего персонажа в курсе компании Goodyear

Читать дальше......

воскресенье, апреля 08, 2007

Новые технологии образования в Канаде

Новая статья на distance-learning.ru - Канадские школы - мульти-образованное поколение выбирает мультимедиа - рассказ о том, как в канадских школах используют новые технологии (блоги, вики и т.п.) в процессе обучения.

У нас вроде бы тоже во все школы дотащили интернет или сделают это к выборам 2008 года? Как там с новыми педагогическими приемами - или все ограничится скачиванием рефератов и online играми?

Читать дальше......

Как минимизировать проблемы с загрузкой озвученных курсов

Этот пост - продолжение темы, поднятой Андреем Балыковым о загрузке материалов курса с оптимального сервера (с точки зрения минимизации траффика). В реальной практике, кроме проблемы с траффиком есть еще и проблема использования курсов со звуковым сопровождением - вернее с тем, чтобы загружать звук только тем, кому он реально нужен.

Вот с какой проблемой сталкиваемся мы при реализации проектов. Большая часть наших (WebSoft) курсов озвучена, но озвучена опционально т.е. звук можно отключить, т.к. текстом написано все, что произносится. При этом у большинства (хотя и не у всех) пользователей СДО на рабочем месте нет ни колонок (и заодно кабинетов в которых можно слушать курс через колонки) ни наушников. Но у некоторых есть (и эти некоторые могут быть начальниками)... Не хочется лишать тех, кто может слушать звук такой возможности, но загружать звук тем у кого нет оборудования тоже не хочется - в основном из-за лишнего траффика (курс который без звука "весит" мегабайт 5-6 со звуком будет уже порядка 25MB). Покупка наушников для сотрудников дело кстати совсем дешевое, но многие не хотят этого делать, опасаясь, что люди будут слушать музыку во время работы...

Есть 3 опции:
1) положить на сервер курсы в которых звук начинает проигрываться сразу после открытия курса (но пользователь может отключить загрузку звуков, нажав на кнопку в окне курса)
2) положить на сервер курсы в которых звук не начинает проигрываться (и как следствие загружаться) сразу. Проигрывание и загрузку звука можно включить в окне курса по желанию пользователя
3) положить на сервер курсы без звука и возможности его включить

При варианте 1 большинство будет забывать отключать загрузку звука (хотя и не будет слышать загруженный звук) и траффик будет весьма велик.

Вариант 2 кажется оптимальным, но во многих компаниях есть опасения, что у людей "шаловливые ручки" - самые любопытные нажмут на кнопочку "загружать звук" и забудут ее отключить. Проблемы - см. п.1

В связи с этим многие выбирают п.3 и вообще отключают звук. Но это лишает возможности слышать звук тех, у кого есть наушники и колонки.

На самом деле есть 4 вариант, которые требует определенной настройки СДО (и поддержки такой возможности в ней - в WebTutor, например, это возможно). Как мы это реализуем:
1) На севере размещаются 2 версии курса (со звуком и без)
2) По умолчанию в параметрах курса выбирается версия без звука (т.к. тех у кого нет наушников и колонок как правило большинство)
3) Создается новое расположение учебных материалов, указывающее на курсы со звуком
4) Для тех у кого есть наушники или колонки (по запросу администраторам СДО) в качестве базового расположения учебных материалов в персональной карточке указывается расположение из п. 3. См. схему работы на рисунке.

После этого для всех пользователей при начале обучения автоматически загружаются курсы либо со звуком либо без него, в зависимости от персональных настроек. Ошибиться и загружать курсы со звуком для тех у кого нет оборудования невозможно.

Читать дальше......

суббота, апреля 07, 2007

500 миллионов сообщений в год

Количество сообщений в блогах после всплеска середины 2006 года начинает сокращаться. По крайней мере судя по графику. На нем кстати видна прямая связь между активностью "писателей" и событиями в мире. Видимо графоманство кое-кому начинает надоедать, чтобы поддержать тенденцию больше сегодня постить ничего не буду :). Тем не менее, даже с учетом сокращения до 1.4 миллиона сообщений в день (более 500 миллионов в год) это страшная куча информации - проблема в том, как в ней что-нибудь найти.

Читать дальше......

Первоапрельская шутка от Google

Интернет из воздуха (wifi) и интернет из электрической розетки уже были. Поэтому Google предложила новое решение - интернет из канализации. Если бы не первое апреля, то пришлось бы поверить что проблема "последней мили" решена окончательно - тем более, что морская миля значительно длиннее чем сухопутная :)

Читать дальше......

Видео-лекция по тайм-менеджменту

Нашел видео-лекцию (презентацию) от Глеба Архангельского (известного деятеля тайм-менеджмента) про использование MS Outlook для управления временем - размер 7MB - достаточно интересно. Похоже начинает происходить сдвиг сознания - года 3-4 назад при упоминании слов e-learning, электронный курс, видео-лекция, большинство тренеров с кем я общался впадали в ступор и говорили о принципиальном неприятии такой формы обучения и представления знаний.

Читать дальше......

Проект Tahiti - совместное использование приложений от Microsoft

Microsoft готовит к выпуску софт для совместного использования приложений под кодовым названием "Tahiti". Для тех кто не в курсе - совместное использование (screen sharing) это когда один пользователь запускает у себя программу и водит в ней мышкой, а другой (другие) все это видят - весьма полезная возможность для проведения удаленных презентаций в режиме реального времени и обучения работе с программными продуктами. Скачать софт (он существует только в версии pre beta) пока могут только избранные - я не в их числе, поэтому сам я софт пока не пробовал.Пока судя по FAQ Tahiti еще далего до аналогов - нет голосового и видео обмена и других полезных фишек. Он скорее похож на Unyte Screen Sharing, который можно бесплатно использовать вместе со Skype. Я кстати в последнее время регулярно пользуюсь этой возможностью для обучения региональных партнеров и клиентов - очень удобно...

Тем не менее тот факт, что Microsoft "полез" в эту область означает, что рано или поздно мы увидим эту опцию в очередном релизе Windows или Office.

Читать дальше......

пятница, апреля 06, 2007

Начало — делу венец! Или «как вы лодку назовёте…»

Название курса играет очень важную роль. Так же как подбор рамки меняет восприятие картины, смена названия курса меняет его семантику. Различные вариации названия курса меняют настрой восприятия, что позволяет при чтении текста извлекать «между строк» совершенно различную информацию.

Вот, например, фрагмент книги Евгения Васильевича Клюева «Между двух стульев»:

— Хватит с меня этого дурацкого маскарада! — взревел Петропавел.
— Ты не любишь маскарада? — казалось, собеседник был потрясен. — Как же можно не любить маскарада!.. Маскарад! Это самое прекрасное, что есть в мире. «Маска, кто Вы?» — «Угадайте сами!»... Каждый выдает себя за кого хочет, выбирает себе любую судьбу: скучный университетский профессор превращается в Казанову, самый беспутный гуляка — в монашка, красавица — в старуху-горбунью, дурнушка — в принцессу бала... Все смещено, смешано — шум, суматоха, неразбериха! Разум бездействует: для него нет опор в этом сумбуре. Мудрое сердце сбито с толку — оно гадает, ошибается, не узнает, оно на каждом шагу разбивается вдребезги — и кое-как склеенное, снова готово обмануться, принять желаемое за действительное, действительное — за желаемое, припасть к первому встречному — разговориться, выболтать тайну, облегчить душу хозяину своему. О это царство видимостей, в котором легкая греза реальней действительности! Кто говорил с тобой в синем плаще звездочета? — Не знаю, неважно... звездочет!
Трещит по всем швам пространство, во все стороны расползается время — и Падающая Башня Мирозданья великолепна в своем полете. Дух Творчества бродит по улицам и площадям: ночная бабочка фантазии дергает его за тончайшую шелковую нить, не дает ему покоя и сна — и вот он является то тут, то там: тенью, намеком, недомолвкой, ослышкой — и путает судьбы, морочит головы, интригует...
Ах как весело пляшем мы в призрачных, ложных огнях маскарада, как небрежно держим в руках своих Истину и с какою божественной беспечностью ничего не желаем знать о ней! Мы забавляемся, мы играем ею, мы бросаем ее друг другу как цветок, как тряпичную куклу, — и всю ночь мелькает она то в руках разбойника, то в руках колдуна, то в руках короля: банальная, свежая, сиюминутная, вечная!.. И, натешившись ею, мы забываем ее где-нибудь на скамейке в сквере, где-нибудь на столике ночного кафе, чтобы под утро дворник или уборщица вымели ее из мира вместе с прочим мусором ночи, а мы, сняв маски и посмотрев друг на друга, горько усмехнулись бы: «Ах, это только мы!.. Всего-то навсего!»
...На мгновение в глазах Пластилина Мира мелькнули слезы и тут же высохли. С неожиданно беспечной улыбкой взглянул он на Петропавла:
— Как хорошо ты говорил о маскараде! Никогда не поверю, что ты не любишь его. Петропавел вздрогнул и пришел в себя.
— По-моему, это ты говорил о маскараде...
Пластилин Мира смерил Петропавла взглядом Петропавла и хмыкнул:
— Я!.. Да я терпеть не могу маскарада. Маскарад!.. Это самое отвратительное, что есть в мире. «Маска, кто Вы?» — «Угадайте сами!» — и дальше он чуть ли не слово в слово повторил монолог о маскараде, — правда, с другими уже интонациями — ядовито, желчно, где надо меняя акценты.


Создавая семантическую рамку названия курса нужно не переборщить, избегая однозначности, примитивности: люди не любят примитивного. Помните высказывание: «Создайте продукт, которым сможет пользоваться даже дурак, и только дурак захочет им пользоваться». Привожу цитату из рецензии на фильм «Меченосец», демонстрирующую примитивизм в названии продукта:

Есть такие фильмы, у которых по названию становиться понятно 90 процентов сюжета. А ежели ещё и жанр фильма на афише указан, то и все 99%. К примеру: триллер «Пауки» или там ужасы «Ночь мертвецов»... Читаешь и можно даже не ходить, ежели ты не любитель членистоногих или ходячих трупов. Надеялся, что с «Меченосцем» всё будет не так однозначно. Напрасно.

Создать настрой восприятия текста не значит раскрыть ключ к его интерпретации. Однажды Бориса Борисовича Гребенщикова на одном из его концертов попросили пояснить текст какой-то песни. Он отказался: сказал, что интерпретировать тексты — дело слушателей.

В завершение привожу фрагмент произведения Умберто Эко «Заметки на полях „Имени розы“» (наверняка вы читали сам роман «Имя розы» или смотрели фильм):

Автор не должен интерпретировать свое произведение. Либо он не должен был писать роман, который по определению — машина-генератор интерпретаций. Этой установке, однако, противоречит тот факт, что роману требуется заглавие.
Заглавие, к сожалению, — уже ключ к интерпретации. Восприятие задается словами «Красное и черное» или «Война и мир». Самые тактичные, по отношению к читателю, заглавия — те, которые сведены к имени героя-эпонима. Например, «Давид Копперфильд» или «Робинзон Крузо». Но и отсылка к имени эпонима бывает вариантом навязывания авторской воли. Заглавие «Отец Горио» фокусирует внимание читателей на фигуре старика, хотя для романа не менее важны Растиньяк или Вотрен-Колен. Наверно, лучше такая честная нечестность, как у Дюма. Там хотя бы ясно, что «Три мушкетера» — на самом деле о четырех. Редкая роскошь. Авторы позволяют себе такое, кажется, только по ошибке.
У моей книги было другое рабочее заглавие — «Аббатство преступлений». Я забраковал его. Оно настраивало читателей на детективный сюжет и сбило бы с толку тех, кого интересует только интрига. Эти люди купили бы роман и горько разочаровались. Мечтой моей было назвать роман «Адсон из Мелька». Самое нейтральное заглавие, поскольку Адсон как повествователь стоит особняком от других героев. Но в наших издательствах не любят имен собственных. Переделали даже «Фермо и Лючию». У нас крайне мало заглавий по эпонимам, таких, как «Леммонио Борео», «Рубе», «Метелло». Крайне мало, особенно в сравнении с миллионами кузин Бетт, Барри Линдонов, Арманс и Томов Джонсов, населяющих остальные литературы.
Заглавие «Имя розы» возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет: роза мистическая, и роза нежная жила не дольше розы, война Алой и Белой розы, роза есть роза есть роза есть роза, розенкрейцеры, роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет, rosa fresca aulentissima. Название, как и задумано, дезориентирует читателя. Он не может предпочесть какую-то одну интерпретацию. Даже если он доберется до подразумеваемых номиналистских толкований последней фразы, он все равно придет к этому только в самом конце, успев сделать массу других предположений. Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их.
Ничто так не радует сочинителя, как новые прочтения, о которых он не думал и которые возникают у читателя. Пока я писал теоретические работы, мое отношение к рецензентам носило протокольный характер: поняли они или не поняли то, что я хотел сказать? С романом все иначе. Я не говорю, что какие-то прочтения не могут казаться автору ошибочными. Но все равно он обязан молчать. В любом случае. Пусть опровергают другие, с текстом в руках. Чаще всего критики находят такие смысловые оттенки, о которых автор не думал. Но что значит «не думал»?
Одна французская исследовательница, Мирей Каль-Грубер, сопоставила употребление слова «semplici» в смысле «простецы, бедняки» с употреблением «semplici» в смысле «лекарственные травы» и пришла к выводу, что подразумеваются «плевелы ереси». Я могу ответить, что существительное «semplici» в обоих случаях заимствовано из контекстов эпохи — равно как и выражение «плевелы ереси». Разумеется, мне прекрасно известен пример Греймаса о двойной изотопии, образующейся, когда травщика называют «amico dei semplici» — «друг простых». Сознательно или бессознательно играл я на этой двусмысленности? Теперь это неважно. Текст перед вами и порождает собственные смыслы.
Читая рецензии, я вздрагивал от радости, видя, что некоторые критики (первыми были Джиневра Бомпьяни и Ларс Густафсон) отметили фразу Вильгельма в конце сцены инквизиционного суда (стр. 388 итал. изд.): «Что для вас страшнее всего в очищении?» — спрашивает Адсон. А Вильгельм отвечает: «Поспешность». Мне очень нравились, и сейчас нравятся, эти две строчки. Но один читатель указал мне, что на следующей странице Бернард Ги, пугая келаря пыткой, заявляет: «Правосудию Божию несвойственна поспешность, что бы ни говорили лжеапостолы. У правосудия Божия в распоряжении много столетий». Читатель совершенно справедливо спрашивал: как связаны, по моему замыслу, боязнь спешки у Вильгельма и подчеркнутая неспешность, прокламируемая Бернардом? И я обнаружил, что случилось нечто незапланированное. Переклички между словами Бернарда и Вильгельма в рукописи не было. Реплики Адсона и Вильгельма я внес уже в верстку: из соображений concinnitatis я хотел добавить в текст еще один ритмический блок, прежде чем снова вступит Бернард. И, конечно, когда я вынуждал Вильгельма ненавидеть спешку (от всего сердца — именно поэтому реплика так мне и нравится), я совершенно забыл, что сразу вслед за этим о спешке высказывается Бернард. Если взять реплику Бернарда безотносительно к словам Вильгельма, эта реплика — просто стереотип. Именно то, чего мы и ждем от судьи. Примерно то же самое, что слова «Для правосудия все едины». Однако в соотнесении со словами Вильгельма слова Бернарда образуют совершенно другой смысл, и читатель прав, когда задумывается: об одной ли вещи говорят эти двое, или неприятие спешки у Вильгельма — совсем не то, что неприятие спешки у Бернарда. Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Желал я этого или нет, но возникла загадка. Противоречивая двойственность. И я не могу объяснить создавшееся противоречие. Ничего не могу объяснить, хоть и понимаю, что тут зарыт некий смысл (а может быть, несколько).
Автору следовало бы умереть, закончив книгу. Чтобы не становиться на пути текста.


Резюме:

1. Название курса — это очень важный элемент и к его созданию нужно подходить ответственно.

2. Текст курса состоит из многих предложений. Самый существенный вклад в восприятие курса вносит предложение, которое является названием курса.

3. Удачное название курса, соответствующее его наполнению и ожиданиям целевой аудитории это правильно, поскольку именно так и должно быть.

4. Ошибки при создании названия курса могут иметь различные последствия, среди которых:
- уменьшение мотивации к изучению курса (если название «не вкусное»);
- искажение достигаемых учебных целей (если не правильно поставлен акцент);
- уменьшение эффективности курса (если название «обрезает» некоторые возможные трактовки содержания).

Читать дальше......

четверг, апреля 05, 2007

Сложно ли самому снять видео для учебного курса? (часть 2)

Итак, Вы купили все, что нужно для видеосъемки, сняли все, что хотели (и не поленились сделать несколько дублей - потом будет из чего выбрать). Что делать дальше?

Безусловно, вам понадобится компьютер (по возможности - мощный, с большим объемом памяти и дискового пространства, поскольку обработка видео "съедает" ОЧЕНЬ много ресурсов). В зависимости от выбранной вами камеры, этот компьютер должен иметь либо DVD-привод, если камера пишет на мини-DVD, либо вход интерфейса FireWire (он же - IEEE1394 на техническом языке). Поскольку и то, и другое - сейчас не редкость, стоит недорого, то лучше, если в компьютере будет и то, и другое :)

Какое программное обеспечение выбрать для обработки видео? На самом деле это зависит от вашего ответа на другой вопрос: для кого предназначены видеоролики, которые вы делаете?
Если ваша аудитория - пользователи системы дистанционного обучения, которые будут загружать ролики через web, то главными требованиями становятся:

  • возможность сжимать снятые ролики до минимального размера файла с приемлемым качеством и размером изображения (которое для web-роликов редко превышает 320х240 пикселей);
  • возможность сохранять ролики в формате, который смогут просмотреть на любом компьютере без установки дополнительных программных кодеков (для платформы Windows таким форматом можно смело считать WMV - Windows Media Video);
  • возможность простого редактирования видео: отрезать лишние куски, вставить простые эффекты на начало и конец ролика, возможно вставить простые титры.

Всем этим требования вполне удовлетворяет идущая в стандартной поставке Windows XP программа Windows MovieMaker. Она проста в использовании, позволяет загрузить в себя видео как с видеокамеры по интерфейсу FireWire, так и с мини-DVD, содержит несложный видеоредактор и позволяет сохранять ролики в нужном формате. Более того, при сохранении можно даже не задавать точные параметры ролика - в программе есть набор предустановок, например: "Видео для модемной (ADSL) загрузки 128kbps" или "Видео для сети T1". Нужная степень сжатия будет выставлена автоматически.

Это не значит, что нельзя использовать другие редакторы. Просто этот уже есть в системе, бесплатен и удовлетворяет нашим требованиям. В случае же, если вы будете использовать другой редактор, помните, что, в дополнение к вышеизложенным требованиям по размеру файла, формат его сохранения должен быть не экзотический (например, не стоит сохранять в хорошем, но все же малораспространенном у нас формате QuickTime (*.mov) или использовать для сжатия кодеки DivX/MPEG-4 - проигрывателей для этих форматов может не оказаться на компьютере пользователя).

Другое дело, если вы хотите делать DVD-диски (или учебные курсы для распространения на дисках). Здесь ограничения, налагаемые каналом связи, уже отстутствуют (хотя в размер CD или DVD-диска все же надо уложиться :). Поэтому можно уже не так заботиться о сжатии и использовать вполне качественное видео. В случае с учебным курсом на диске вас опять может спасти тот же Windows MovieMaker - в числе опций сохранения есть и сохранение для диска.

Сложнее, если вы хотите сделать VideoCD или DVD - здесь понадобится обязательное кодирование видео в форматы MPEG-1 или MPEG-2 соотвественно. Если MPEG-1 - формат свободный, то MPEG-2 - лицензируемый, поэтому если бесплатный редактор, работающий в MPEG-1 еще можно найти, то бесплатный с MPEG-2 - очень вряд ли. К тому же, бесплатные редакторы обычно не сильны своими возможностями. Поэтому разумнее использовать небесплатные программные пакеты, например: Nero Vision (входит также в известнейший пакет для записи всевозможных дисков Nero Premium) или Ulead Video Studio. Да, они недешевы, но зато позволят качественно конвертировать видео, редактировать его, накладывать эффекты и титры, создать структуру меню диска и записать этот диск - все в одном.

Читать дальше......

вторник, апреля 03, 2007

Понятие о направлении времени, применимое при иллюстрировании курса

Вы не находите, что лозунг «Десант развлечений» несколько не стыкуется с иллюстрирующей этот лозунг картинкой?



Лозунг «Десант развлечений» предполагает, что печальный потребитель подвергается массированной развлекающей его атаке, после чего становится довольным и веселым.
Но что нам показывает иллюстрация? Слева направо эмоциональный потенциал персонажей иллюстрации ниспадает: от очень веселого через нейтральное к очень печальному. В этом и заключается противоречие: на словах обещали развлекать, а диаграмма эмоций прогнозирует ухудшение настроения.


Временная ось на всех графиках располагается по горизонтальной оси и направляется вправо. То есть слева располагается прошлое, а справа — будущее.





По этой же причине на иллюстрациях, выстроенных по принципу «Было — Стало», «Было» всегда располагается в левой части иллюстрации, а «Стало» — в правой.




О «направлении» течения времени надо помнить, иллюстрируя содержание курса. Например, приведенная ниже картинка имеет смысл «Развитие», но не «Деградация».




А картинка с коровой демонстрирует крайнюю степень утомления, но не восстановление сил. Ее хорошо использовать для иллюстрации параграфа о последствиях стресса, но не в параграфе про физзарядку для демонстрации пользы от утренней пробежки.

Читать дальше......

понедельник, апреля 02, 2007

E-learning на производстве - австралийские примеры

Австралийцы - удивительные люди. Мало того, что они ходят вниз головой, так они еще и активно развивают e-learning на государственном и корпоративном уровне.

Я уже рассказывал, что обнаружил 1000 бесплатных электронных курсов в формате SCORM, разработанных на деньги правительства Австралии. В рамках того-же проекта Australian Flexible Learning Framework было создано несколько сайтов по индустриям, с описанием реальных кейсов (включая примеры контента) использования e-learning:
- в университетах (6 кейсов с видео-интервью, описаниями проектов и т.п.)
- в производственных компаниях (штук 20 кейсов с описаниями проектов и примерами курсов - см. картинки из курса компании John Holland)



Кстати тема e-learning на производстве весьма популярная на западе мало развита в России. Учить рабочих? Для многих менеджеров по обучению из московских офисов это звучит дико. Из реальных примеров использования e-learning для обучения рабочих я знаю Русал. Возможно коллеги приведут другие примеры.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 01, 2007

Почему у пингвинов нет командира?

Раз уж сегодня 1 апреля - поговорим о пингвинах :) Я всем очень рекомендую посмотреть замечательный фильм "Марш пингвинов" - в русском переводе "Птицы-2: Путешествие на край света" - очень любопытная история о жизни императорских пингвинов в Антарктиде. Какое отношение это имеет к знаниям и обучению? Почти никакого, если не обратить внимание на то, что сложнейшие групповые действия (марш на сотни километров по Антарктиде) птицы выполняют без наличия каких-либо лидеров и командиров...

В журнале по управлению знаниями InsideKnowledge опубликована интересная статья по следам этого фильма - "Почему у пингвинов нет командира?", в которой автор как раз обращает внимание на тот факт, что у имераторских пингвинов, как впрочем и многих других видов живой природе нет явно выраженной роли постоянного лидера. Лидером в команде может стать каждый или его может не быть вообще. Людям такое поведение несвойственно из-за чего, по мнению авторов, иерархические, основанные на жесткой иерархии лидеров, команды людей весьма эффективны на войне или в крупных инженерных или технологических проектах, но мало эффективны в случае неформальных, мобильных и распределенных задач. Мы единственный из видов, полагающихся на авторитет малой группы лидеров. Может иногда надо учится у природы??

Кстати я впервые воспользовался автоматическим переводчиком статей на translate.ru - получилось забавно (особенно то, что из "марша пингвинов" получился "март пингвинов"). Но прочитать тем не менее можно - для тех у кого не слишком хорошо с английским это может быть полезно.

Читать дальше......