Websoft

четверг, мая 31, 2007

Занимательный e-learning :)

смешно

Читать дальше......

По следам E-learn Expo

Неделю назад я провел пару дней на Elearn Expo, а сегодня получил от организаторов предложение заполнить формочку отзыва о результатах и понял, что ответить в двух словах, как того предполагает форма, не получится - решил написать свои мысли - я бы с удовольствием услышал на эту тему мнение коллег.

Мой личный мини-опрос на конференции привел к следующим результатам:
- треть участников сказали что было откровенно мало нового
- остальные разделились на тех кому все интересно и тех, кто нашел для себя только кое-что любопытное, а заодно и с коллегами потусовался

Проблема, на мой взгляд, не в материалах конференции - были интересные выступления (причем для разных категорий интересными были разные выступления) а том, как была структурирована подача материала.

В теории маркетинга есть одна из известных классификаций покупателей по типам принятия инноваций:
1. Инноваторы (Innovators) - 2.5%
2. Ранние последователи (Early Adopters) - 13.5%
3. Ранее Большинство (Early Majority) - 34 %
4. Позднее Большинство (Late Majority) - 34 %
5. Отстающие потребители (Laggards) - 16 %

Мне кажется, что у нас на рынке представлены сейчас инноваторы и ранние последователи - это уже внедрившие СДО крмпании, а также появляющееся ранее большинство - которое только активно интересуется внедрением технологий e-learning - интересы у этих категорий явно разные. Кстати насчет того, какая категория внедряет сейчас СДО - вопрос дискусионный, может быть это уже Late Majority (если так, то все печально для нашего рынка).

На конференции выступления были разбиты по темам - Педагогический дизайн, ВУЗы и т.п., причем на отдельных секциях были и выступления как для "продвинутых" (Инноваторов), так и для начинающих (Большинство). Соответственно иногда было скучно, иногда - интересно (в зависимости от ориентации выступления на определенный уровень аудитории). Я не говорю об откровенно слабых выступлениях, которых было немного.

На мой взгляд стоило разбить секции по степени продвинутости участников - сделать секции для начинающих и продвинутых. Нам, вендорам, с маркетинговой точки зрения это тоже было бы интересно - хотя бы понятно перед кем разговариваем :)

Ваше мнение???

Читать дальше......

среда, мая 30, 2007

Думающие компьютеры - новые подходы

В продолжение предыдущего поста про Liveink - количество исследований о работе нашего мозга постоянно растет и не только про способность воспринимать тексты и картинки. Надеюсь оно когда-нибудь перерастет в качество и мы наконец поймем как он работает - возможно нам тогда будет проще учиться и учить.

Jeff Hawkins - это человек, принимавший активное участие в создании наладонника Palm и множества других портативных устройств заявил, что знает как заставить компьютеры работать также как мозг человека. Интересно - читайте статью в Business Week (по английски) и смотрите интервью с моего любимого сайта TED Talks:

Читать дальше......

E-learning курсы в стиле Маяковского: новый подход к организации текста

На сайте trainings.ru опубликована забавная статья "E-learning курсы в стиле Маяковского: новый подход к организации текста" про возможность использования новой технологии компоновки текста Liveink для представления материалов электронных курсов - рекомендую почитать.

Читать дальше......

Google Trends - динамика интереса к e-learning

Если кто не знает - у Google есть замечательный инструмент для анализа частоты и динамики поисковых запросов и упоминаний в новостях по ключевым словам - Google Trends. Работает он очень просто - вводите ключевые слова через запятую - получаете график с динамикой запросов, на котором кстати отмечены ключевые новости, связанные с этим словом.

На картинке динамика по ключевым словам e-learning, lms, scorm, moodle:


Интерес к e-learning (по крайней мере выраженный в количестве поисковых запросов) понемногу снижается, а вот Moodle - на коне!

PS
Точность анализа к сожалению может оставлять желать лучшего из-за чисто синтаксического сопоставления ключевых слов - по новостям видно, что под LMS понимается и Learning Management System и Lotus Motor Sport :)

Читать дальше......

вторник, мая 29, 2007

Схема ADDIE

Велосипед изобретать не нужно, схема ADDIE универсальна.
Александр Глушков,
компания Позитроника.

A
(Analysis): Выявление потребностей в обучении (кого и чему учить).
D (Design): Планирование программы обучения (когда учить).
D (Development): Разработка учебной программы.
I (Implementation): Проведение обучения по программе.
E (Evaluation): Оценка результатов обучения.

A (Analysis): Выявление потребностей в обучении (кого и чему учить).
Процесс начинается с анализа необходимого обучения. Проводится формирование точных требований к сотрудникам с учетом стратегии развития компании. Диагностируется текущий уровень знаний/навыков. Величина и направление разрыва между настоящим и желаемым положением дел позволяют сформировать требования к обучению.

D (Design): Планирование программы обучения (когда учить).
Эта фаза включает подробное планирование обучающих курсов. Для желаемого результата обучения устанавливаются четкие реалистичные и измеряемые критерии достижения. Определяется адекватный набор средств.

D (Development): Разработка учебной программы.
Для сформированного плана обучения производится подбор или создание обучающих ресурсов. Создаются механизмы доставки контента и контроля над процессом изучения.

I (Implementation): Проведение обучения по программе.

E (Evaluation): Оценка результатов обучения.
На этом этапе производится оценка эффективности внедренного проекта. На основании разработанных ранее критериев сравниваются предполагаемые и реальные результаты обучения.

Если программа не достаточно эффективна, в нее вносятся необходимые коррективы.

Если программа достигла обучающих целей и тем самым выполнила свое предназначение, происходит возврат к этапу А. Организация эволюционирует и цикл повторяется для новых актуальных задач.

Читать дальше......

понедельник, мая 28, 2007

Наивные заметки о Web 2.0 и электронном обучении

Увлечение бизнеса (точнее, специалистов в корпоративному обучению и управлению знаниями) Web 2.0 Ссылка во многом напоминает модное поветрие. Не выплескивается ли «старый ребенок» — e-learning — в угоду новой забаве — Web 2.0?

Попытки разобраться в этом вопросе заставили задуматься о судьбе корпоративного электронного обучения и коварстве Web 2.0 по отношению к нему.
В голове невольно составился перечень наивных вопросов, ответы на которые хотелось бы получить от коллег в блоге (одном, кстати, из детищ 2-го Web’a).
Грешен, люблю по-детски непосредственные вопросы: они позволяют «прогуляться по методологическим основаниям» интересующих явлений.

Итак:
1. Как относится Web 2.0 к e-learning: является его следствием? частью? продолжением? потомком? могильщиком? конкурентом? не имеет к последнему прямого отношения? ... ?
2. Являются ли технологии Web 2.0 хоть чуть-чуть обучающими или это нечто принципиально иное?
3. Очевидно, что подходы Web 2.0 стихийно (как бабочки над лугом и или первый опыт секса) обеспечивают процессы самообразования и образования пользователей, едва ли являясь при этом собственно обучающими (и педагогическими). Не становимся ли мы свидетелями появления еще одного глобального инструмента, обеспечивающего стихийные образование и воспитания ?
4. Концепция и приложения Web 2.0 обеспечивают в компаниях ненасильственную интерактивность — (обмен действиями /действия бывают и речевыми/). Не приведет ли это к нашенским стандартным крайностям на корпоративных ресурсах
а) обсуждению нереалистических прожектов
или
б) маргинализации Web-пространства, к провозглашению этакой «виртуальной Запорожской Сечи»?
5. Принцип коллективного разума (collective intelligence) и растущее влияние виртуального мира Web 2.0 на реальную жизнь организаций Ссылка ставят менеджмент перед выбором той инстанции, которая будет управлять Web 2.0 в бизнесе. Способны ли на это корпоративные учебные центры и университеты?
6. Способны ли СДО (=LMS) взять на себя еще и функцию использования потенциала Web 2.0 в мирных целях образования персонала?
7. Как будут переименованы СДО (=LMS) после того, как продемонстрируют способность интегрировать себя с (?) или в себя (?) Web 2.0?

Читать дальше......

воскресенье, мая 27, 2007

"Безопасные" преграды

В борьбе со всевозможным сетевым злом, пострадавшей стороной, к сожалению, становится электронное обучение. Электронное обучение без активного содержимого - нонсенс. Беда в том, что такого же типа активное содержимое используют и всякого рода сетевые злоумышленники. И с каждым новым билдом Internet Explorer (и других браузеров) настройки безопасности становятся все жестче и жестче, а сетевые администраторы в компаниях ограничивают все подряд в настройках серверов и прокси. Что именно в электронных курсах попадает под ограничения безопасности? Перечислим основные "слабые места".

1. Если электронный курс находится под управлением СДО - он обязательно посылает в СДО данные, причем чаще всего делает это незаметно для пользователя. Т.е. ведет себя, как классический sniffer (программа-шпион, которая незаметно "подслушивает" и пересылает "куда надо" данные с вашего компьютера).
2. Для пересылки данных, как правило, используется метод посылки POST. На беду, всевозможные популярные сетевые сервисы (от бесплатной почты до чатов), тоже используют этот метод посылки. Стремясь сподвигнуть персонал к работе, в компаниях зачастую запрещают посылки типа POST (настраивая прокси-сервера соответствующим образом).
3. Обычно для пересылки данных используются "виртуальные формы", создаваемые программно с помощью XML-методов. Увы, XMLHTTP, который для этого используется, является ActiveX-приложением (или plug-in'ом для других браузеров) и попадает под категорию "активное содержимое".
4. Если у вас распределенная система обучения и основные файлы курсов находятся, например, на локальных файловых серверах, а данные посылаются на центральный сервер СДО - естественное решение для сокращения сетевого трафика - то вы получите еще одну препону. Дело в том, что когда содержимое, загруженное из одного домена пытается незаметно что-то послать по другому адресу - это считается нарушением cross-domain security, злобным снифферством и по умолчанию запрещено.

Итак, что должно быть разрешено в настройках Internet Explorer (как самого распространенного браузера), чтобы курс нормально работал с СДО:

1. Если адрес вашего сервера СДО находится в зоне Интернет - внесите его доменное имя в список Надежные узлы (Trusted Sites). Если он находится в зоне Интранет - менять не обязательно.
2. Для зоны Надежные узлы (или Интранет, см. п.1) выберите уровень безопасности Другой и вручную разрешите все, что только найдете со словом ActiveX.
3. Если у вас распределенная система (случай 4) - дополнительно найдите чекбоксик про разрешение пересылки данных в другие домены и разрешите посылки.

Читать дальше......

суббота, мая 26, 2007

Результаты использования Web 2.0 для нужд бизнеса

На сайте distance-learning.ru опуликована новая статья - Результаты использования Web 2.0 для нужд бизнеса - перевод материала Диона Хинчклайфа с сайта zdnet.com - это обзор практики использования технологий web 2.0 в реальном бизнесе. Большой плюс этого материала - ольшое количество ссылок на другие статьи и иресурсы по теме.

Все кто слушал Джона Фон Эйкена на E-learn Еxpo думаю задаются вопросом о том, насколько применимо изложенная им весьма красиво теория к реальной практике. Переведенная статья может помочь в этом разобраться...

Читать дальше......

пятница, мая 25, 2007

Особенности оформления текстов русскоязычных курсов

Форма обращения
При обращении к нескольким лицам или неопределенному кругу лиц местоимения вы, ваш пишутся со строчной буквы. Следовательно, обращаясь к аудитории учебного курса, следует использовать именно это написание.


Числовые данные
Формат записи даты, в русском языке, следующий: день/месяц/год. В качестве разделителя может выступать знак точка «.». В таком случае, ни перед ней, ни после нее пробелы не ставятся. Например: 29.02.2053 или 29/02/2053 г. Полностью дата пишется следующим образом: 15 июля 2022 года.

Минуты отделяются от часов двоеточием, а секунды от минут — точкой. Например: Ровно в 20:00.05 тренер начал занятие.

Формат записи адреса следующий: индекс, город, страна, улица, здание, квартира или офис. Например: 103527, г. Москва, Россия, ул. Строителей, дом 2, офис 15. Формат записи телефонного номера: (+## ###) ###-##-##. Например: (+12 345) 678-90-12.

В числах целая часть отделяется от дробной запятой, после которой не идет пробел, и ни в коем случае точкой. После числа всегда должен идти пробел. Например: Учебный курс занимает на диске 25,5 Мбайт.


Иностранные термины
В русских текстах следует использовать перевод английских терминов. Например:
— Total Productive Maintenance — всеобщее обслуживание оборудования;
— E-mail — электронная почта;
— Mbps — Мбит/с;
— Kbyte, Mbyte и т.п. — Кбайт, Мбайт и т.д.

Слова «онлайн» и «офлайн» пишутся вместе, без дефиса. В слове «офлайн» происходит, по сравнению с английским «offline», редукция двойного «ф».

При написании составных слов, таких как веб-мастер, арт-директор, интернет-провайдер и т.п. следует писать их в русской транскрипции через дефис. Эти слова склоняются.

В русском языке слово «интернет» — имя нарицательное, склоняется как существительное мужского рода: интернет, интернета, интернету, интернет, интернетом, интернете.

С прописной буквы слово «интернет» может писаться только в случаях, если оно стоит в начале предложения или является первым словом в названии фирмы. Например:
— Интернет — одно из средств коммуникации.
— Сегодня я позвоню в Интернет-ассоциацию Екатеринбурга.


Прописные буквы
Нельзя писать целые слова и предложения ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, как в заголовках, так и в остальном тексте. Прописные буквы созданы только для обозначения начала предложения, для обозначения имен собственных (Сеня, Семен Семенович) и для аббревиатур (например, ЖЭК). Для выделения стоит пользоваться стилистическими и смысловыми приемами при составлении текстов.


Имена и названия
Имена собственные пишутся в следующем формате: А. С. Иванов, Алексей Иванов.

В названиях компаний, состоящих из многих слов, с прописной буквы пишется только первое слово названия, остальные слова пишутся соответственно правилам русского языка. Например: Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Гипропроект. Аббревиатуры пишутся всеми прописными буквами. Например: МАИ, ФСБ.

Если, перед названием компании стоит название формы организации (ОАО, компания и т.п.), то название следует заключить в кавычки. В этом случае, склоняется только название формы организации. Например:
— ЗАО «Российский фонд Сороса» было заключено соглашение об огромных премиях.
— Менеджерам компании «МПС» не хватило трех очков для победы в шахматном чемпионате.
В противном случае, можно обойтись без кавычек. В таком случае, склоняются все слова названия. Например: С 15 июля Государственным комитетом скидок снижены цены во всех бутиках.


Пунктуация
В русском языке не ставятся пробелы перед знаками препинания, дефисами, закрывающими скобками и кавычками. Они ставятся после них. Не ставятся пробелы после дефисов, открывающих скобок и кавычек. Они ставятся перед ними. Тире выглядит длиннее дефиса и обрамляется с двух сторон пробелами.

Двоеточие заменяет словосочетание «а именно» и используется перед перечислением. Тире же заменяет слово «это». При перечислении, следует разделять пункты точкой с запятой.

Сокращения
После сокращений ставится точка. Например: тов., грн. и т.п. Не ставится точка после сокращений мер и весов: г, кг, м, км и т.п.

Читать дальше......

четверг, мая 24, 2007

Это ты - мой город Москва :)

Заранее извиняюсь за оффтопик, но не мог такое пропустить - мы тут рассуждаем о чистоте русского языка и педагогическом дизайне, т.е. о том как красиво и эффективно изложить всяческие концепции, а наши обучаемые и мы сами живем в суровой реальности. Мне кажется, что человек, выросший в такой с позволения сказать "градостроительной концепции" (это Москва) вполне "схавает" желтые буквы на зеленом фоне 8 кеглем - еще не такое мы тут каждый день наблюдаем. Может проще нам надо быть с дизайном :)



Источник этой гениальной фотографии здесь

Читать дальше......

ROI (возврат от инвестиций) против Metrics (система показателей)

Очередная статья об оценке эффективности обучения - ROI (возврат от инвестиций) против Metrics (система показателей) на сайте distance-learning.ru. Это перевод с английского статьи одного из известных e-learning специалистов - Джея Кросса (Jay Cross).

Читать дальше......

среда, мая 23, 2007

Александр Глушков (компания Позитроника) - ответы на ваши вопросы

Некоторое время назад мы опубликовали информацию о системе дистанционного обучения компании Позитроника и предложили вам задать вопросы Александру Глушкову - руководителем отдела оценки, обучения и развития персонала компании MERLION (развивает розничную сеть Позитроника). Ниже - ответы Александра на ваши вопросы. Если вы не найдете в списке вопросов интересующий вас - задайте его в комментариях к этому сообщению.

1. Андрей Балыков, ТренингСофт

Уважаемый Александр, здравствуйте!
Какова, на ваш взгляд, перспектива развития корпоративного электронного обучения в России? Каковы тенденции? В направлении использования какого типа электронных обучающих технологий сместятся приоритеты?

Ответ: Дело в том что, несмотря на «прорыв» в области e-learning в корпоративном секторе, отечественный бизнес только начинают активно использовать технологии дистанционного обучения. В некоторых организациях это все еще дань моде, а не насущная необходимость. Более того, общая культура массового дистанционного обучения далеко не сформировалась. В данной ситуации во многом происходит копирование того, что происходит на Западе. При этом, несмотря на несколько «поучительный» тон западных коллег, признанных «гуру» в области методологии и менеджмента корпоративного дистанционного обучения, продукты и технологии западного происхождения не всегда удачно приживаются на отечественной почве (что, наверное, характерно не только для e-learning…). Появление специалистов в области дистанционного обучения в нашей стране приводит к появлению понимания, что такое разработка курса своими силами, что такое rapid e-learning (вероятно один из самых горячих трендов в области корпоративного e-learning), оценка необходимости заказа курсов у компаний-разработчиков и т.д. Приходит, наконец, понимание того, что не надо слепо копировать модели построения СДО, а стоит понять, какие цели стоят перед этой системой, какие задачи она должна выполнять, соответственно в дальнейшем выбрать, какие именно технологии необходимо использовать в том или ином случае. Таким образом, все зависит исключительно от тех задач, которые стоят перед бизнесом, а значит перед HR службой в области организации корпоративного обучения.

2. Михаил, РУДН и МГППУ

Здравствуйте!
На многочисленных сайтах, посвященных вопросу электронного (дистанционного) обучения, расскрываются только темы "Методика дистанционного обучения" и "Разработка контента для корпоративного обучения" (от 2 часов до 70). Вопрос: Не считаете ли Вы, что в настоящее время отсутствуют систематизированные материалы, связанные с ПОДРОБНЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (подготовка и разработка) КОНТЕНТА для СОЗДАНИЯ ПОЛНОЦЕННЫХ ГИПЕРТЕСТОВЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ для ВУЗов? Часто разработка контента, описываемые в статьях, сводится к так называемым "конструкторам курсов", к технической стороне представления подготовленных материалов преподавателем. НО где та описанная технология проектирования контента преподавателем-автором курсов? А ведь работа очень трудоемкая, рутинная и объемная. Почему незаслуженно упущен этот ВАЖНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП? Образовательные учебно-методические и информационно-справочные материалы есть главные компоненты, а ИКТ (в т.ч. редакторы курсов, платформы и т.д.) - суть реализации образовательных целей, задач и содержания курса. И последнее. Ни один редактор курсов не сможет автоматизировать СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ручную и объемную работу автора дисциплины, которую он должен провести, чтобы подготовить полноценный контент (теория, хрестоматийные статьи, библиография, эскизы к статичным иллюстрациям, сценарии к мультимедийным приложениям, персоналии словарь, спроектированная в текстах оптимальная система внутренних и внешних гиперссылок, блок контрольно-практических материалов, сценарии к электронным семинарам и чатам, разработанная система тестов для текущего и итогового контроля, методические рекомендации по освоению и использованию, мониторинг, разработанный сценарий (технология) освоения учебного курса и т.д.). Кто опишет все шаги технологии проектирования каждого учебного компонента, которые в конечном итоге должны органически влиться в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК или в понятие ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ и МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) или в понятие ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ???

Ответ: Михаил, спасибо за вопрос, если это можно считать вопросом, скорее комментарием. Я полностью согласен с Вашей точкой зрения касаемо уклона в техническую составляющую в современных изданиях, посвященных e-learning. Действительно, очень мало материалов, посвященных именно методическим вопросам. И это несмотря на те наработки, которые были сделаны еще советской педагогикой. В связи с тем, что современная высшая школа, за редким исключением ничего не делает, для того чтобы развивать это направление: отсутствие базы, отсутствие кадров, способных заниматься разработкой УМК (а скорее отсутствие желания, так что все остальное только лишь отговорки) – в процесс формирования методики активно включился корпоративный сектор, те, кто правильно оценивает необходимость e-learning. Бизнес имеет ресурсы привлечения опытных специалистов, имевших опыт методической работы, в том числе занимавшихся и занимающихся научной деятельностью. В результате именно корпоративный e-learning начал формировать «правила игры», которые, по сути, мало изменились за 15 лет. Я бы несколько по-другому расставил акценты в Вашем комментарии: ГДЕ те люди, которые должны заниматься этими вопросами??? Ответ простой: надо учить и готовить. Вузы это делать не в состоянии (и это не только их вина), так что корпоративный e-learning по прежнему остается сосредоточением наиболее эффективных методик, местом развития всех необходимых бизнесу ресурсов, в том числе и человеческих.

3. Владимир Наумов, фрилансер

Александр, не могли бы Вы поделиться, какие именно требования предъявляются в вашей компании к электронному курсу?
Каковы индикаторы его эффективности?
Каким образом компания добивается "абсолютного соответствия курса запросам целевой аудитории обучающихся"?

Ответ: С точки зрения предъявляемых требований, мы исходим в первую очередь из тех целей, которые стоят перед курсом. Поэтому отсутствует регламентация, связанная с количеством мультимедийных материалов, наличием или отсутствием звукового сопровождения и т.д. Мы используем все доступные нам инструменты, если это нужно, если это позволит добиться поставленной задачи. Есть требования связанные с построением курса, наличием обязательных элементов, таких, например, как контрольные точки для самопроверки. Так же существую требования, связанные с размещением информации на одном экране курса. Кроме этого, учитывая график работы сотрудников, существуют требования связанные с рекомендуемым временем изучения одного курса. Курсы краткосрочные, рекомендуемое время не превышает двух часов. Эффективность курса оценивается на нескольких уровнях, начиная от общего feedback’ а, показателями завершенности курса, заканчивая бизнес-показателями. Цель курсов проста и понятна – повышение производительности, увеличение продаж и т.д. Именно это и оценивается.
Что касается соответствия курса запросам целевой аудитории, то мы при планировании дистанционного обучения придерживаемся тех же принципов и правил, что и при организации очного, велосипед изобретать не нужно, схема ADDIE универсальна. Если обучение планируется и организовывается исходя из действительных потребностей, а не вымышленных пожеланий, то и результат будет соответствующий.

4. Екатерина Меновщикова, АО "Казкоммерцбанк", Казахстан

Добрый день, Александр!
У меня несколько разноплановых вопроса:
1. Расскажите, пожалуйста, подробнее, о тематике преподаваемых курсов.
2. Сколько человек вы обучаете/тестируется в отчетный период (неделя/месяц/квартал)
3. Какова архитектура вашей системы, сколько распределенных серверов вы используете, и каковы технические характеристики используемых серверов.
4. Каких опций в используемой платформе СДО вам не хватает, или WebTutor полностью покрывает все ваши нужды?
Спасибо!

Ответ: Основу нашей библиотеки курсов составляет «продуктовый» контент. Куры, которые направлены на получение знаний в области тех или иных продуктов, которые предлагает розничная сеть: персональные компьютеры, принтеры, ноутбуки, фотоаппараты и т.д. Так же есть курсы, развивающие базовые компетенции сотрудников, например, курс «Стандарты работы магазина ПОЗИТРОНИКА». Для управленческого звена, курсы, связанные с менеджерскими компетенциями.
Немного статистики в рамках Вашего вопроса: 87 распределенных серверов (в роли сервера выступает средней мощности рабочая станция, с подключением к Internet) и их количество постоянно увеличивается с ростом торговых точек. С начала этого года мы добились показателя 2137 чел/курсов. Система построена таким образом, что «толщина» канала связи не влияет на работоспособность системы, настроенная репликация позволяет достаточно оперативно реагировать на изменения. В связи с тем, что мы активно пользуемся закупленным ПО, а выбор и кастомизация на этапе внедрения системы происходили тщательно, в настоящее время, а так же со среднесрочной перспективой, можно говорить о соответствии ПО нашим потребностям в полном объеме.

5. Дмитрий

Здравствуйте, Александр.
Распределенная схема со множеством филиальных серверов и центральным хранилищем, скорее всего, связана со сложностями настройки филиальных программ. Как были решены проблемы настройки систем в филиалах, обучение сотрудников?

При работе с любой системой возникают вопросы, неточности, ошибки. Какой процент из этих вопросов решается на местах, какой требует помощи корпоративной технической поддержки, и какое количество вопросов перенаправляется разработчикам софта?

Ответ: Действительно, идеального ПО не бывает, учитывая распределенный фактор, риски внедрения и эксплуатации увеличиваются. Для того, что бы избежать проблемы или точнее свести их к минимуму на этапе запуска системы были разработаны инструкции, распределены роли на региональном уровне. В процессе «пилотной» эксплуатации были выявлены «тонкие места». Инструкции переработаны, стала понятна роль первой линии технической поддержки, оказывающей и консультационные услуги. Таким образом, внедрение и обучение происходит удаленно. Закупленный программный продукт не сложен в эксплуатации. Представители в магазинах работают в основном через web-интерфейс, доступный и интуитивно понятный. Сотрудники учебного центра ПОЗИТРОНИКА, каждый из которых отвечает за определенный магазин, постоянно общаются с управляющим магазина, который отвечает за организационную составляющую учебного процесса, а так же могут консультировать и технических специалистов по основным вопросам работы системы. В случае появления более серьезных проблем, вступает в работу первая линия технической поддержки компании MERLION. Большая часть проблем решается на местах уже при обращении к консультантам учебного центра и первой линии технической поддержки, около 10% вопросов перенаправляются поставщику. Этот процент постепенно уменьшается, по мере того как происходит знакомство с программным продуктом в регионе. Мы рекомендуем для лиц, отвечающих за обучение в регионе изучить дистанционный курс, посвященный работе в системе.

6. Игорь, розничная компания

Александр, как Вы мотивируете людей к дистанционному обучению? Они же как я понял сотрудники других организаций.

Ответ: Большое спасибо за вопрос, Игорь, проблема мотивации для дистанционного обучения становится одной из первостепенных. В нашей работе мы предпринимаем усилия в трех направлениях. Во-первых, мы активно работаем с управляющими магазинов, разъясняем и формируем пул лояльных сотрудников. Во-вторых, персонализировано общаемся с сотрудниками, не оставляя без внимания, созданные в рамках системы площадки для обсуждения работы системы, а так же материалы учебных курсов. В-третьих, дистанционное обучение поддерживается традиционным форматом в рамках учебных программ. Все это основывается на принципе соответствия учебных материалов потребностям целевой аудитории. Когда курс востребован, а показатели в нашем случае говорят об этом (более 50 % завершенных курсов) и есть поддержка со стороны управляющих (установлено время и график обучения) можно говорить о том, что задача решается. Естественно для любого дела нужно время, английский газон ровный, потому что его стригут 300 лет.

7. Елена Аристова

Здравствуйте, Александр! Используете ли вы вашу систему обучения для оценки кандидатов в процессе их приема на работу? Если да - Вы используете какие-то стандартные тесты или создавали их сами?
Спасибо заранее.

Ответ: Еще раз хотел бы подчеркнуть, что особенность этой системы – это автоматизация работы с персоналом франчайзинговой торговой сети, соответственно по отношению к пользователям системы мы не являемся работодателем, а договор франшизы в настоящем виде не настолько регламентирует наши отношения с партнером. В настоящий момент в стадии разработки находятся тесты, часть которых войдет в батарею для кандидатов. Компания MERLION при приеме на работу использует стандартные тесты и профессиональные опросники, выявляющие способности кандидатов, главное условие – неклинический характер этих материалов. Развитие самой торговой сети приведет к обязательному использованию этих тестов.

8. Вячеслав Анатольевич, ОГУ

Александр, насколько я понял, в вашей компании используется распределенная система обучения. Технический вопрос, связанный с каналами связи. Очевидно, что далеко не везде по стране они идеальные. Если оставить в стороне модемные соединения, делали ли вы оценки того, какого канала связи (пропускной способности) становится уже недостаточно для обучения с помощью центрального сервера и следует устанавливать локальный сервер?

Ответ: Не вдаваясь в технические подробности вопроса можно смело говорить о необходимости построения распределенной системы, если в качестве контента будет использоваться достаточно богатый мультимедийный материал. Если библиотека будет наполняться только линейными курсами, без аудио и видео материала, можно строить централизованную систему. Мы не оценивали каналы связи, пытаясь понять, сможем мы «пролезть в игольное ушко» или нет. Содержание курсов требовало богатых средств визуализации, кроме этого мы понимали, что на этом развитие технологий не останавливается. К сожалению, развитие каналов связи в регионах будет происходить медленнее, поэтому от централизованной модели отказались сразу же.

9. Михаил Олегович

Уважаемый Александр, добрый день!
У меня к Вам несколько вопросов:
1) По каким критериям Вы выбирали поставщика СДО? Какие системы рассматривали?
2) Как Вы ищете специалистов для разработки электронных курсов? Воспитываете, сманиваете, переквалифицируете штатных тренеров? Какие требования предъявляете к людям?
3) Оценивали ли Вы экономическую эффективность внедрения системы? Если да, то не могли бы Вы привести какие-либо данные.

Ответ: В качестве основных критериев оценки ПО были следующие: масштабируемость, надежность поставщика, поддержка стандартов, наличие адаптированных средств разработки контента, возможности интеграции с другим ПО, наличие пула курсов в комплекте поставки, категория «цена-качество». Проектная группа внедрения системы была хорошо знакома с рынком ПО, поэтому из long-list, в который входило семь наименований систем, мы пришли к двум, причем оба производителя отечественные. В конечном итоге, проведя тестирование, мы остановили свой выбор на системе WebTutor.
Что качается человеческого ресурса, то мы идем по пути развития существующих сотрудников, при этом ищем на рынке специалистов, которые уже имеют опыт подобной работы. В первую очередь, это профессионалы в своей области, работавшие либо в корпоративном секторе, занимаясь внутренней разработкой, или же те, кто занимался разработкой в организациях-провайдерах данных услуг.

Оценка экономической эффективности – наивысшая степень оценки. Пока что прошло слишком мало времени, для того чтобы мы могли говорить о конкретных цифрах. Оценку экономической эффективности стоит проводить не менее чем через 6-8 месяцев после запуска подобной системы. Сейчас мы оцениваем эффективность системы на более низких уровнях, в качестве основных экономических показателей на данном этапе проводится расчет затрат на электронное обучение в сравнении с традиционным. В качестве примера могу сказать, что после завершения «пилотного» проекта, система позволила сэкономить компании 40 000 USD.

Читать дальше......

вторник, мая 22, 2007

В Microsoft приняли решение, что в русском языке нет слова «розовый»

Лингвистический подход противоположный афтарскому продемонстрировала компания Microsoft, признавая неправильными некоторые правильно написанные русские слова, такие как, например, прилагательное «розовый».

Проверка орфографии в MS Word 2007, не признает также слова «негр», «голубой», «жид», «афроамериканец» (!) и некоторые другие, несомненно присутствующие в русском языке. Однако этот же самый спел-чекер считает правильными русскими словами «Гейтс», «Майкрософт», «Микрософт». Против английских negro, yid, black и gay в Редмонде, заметим, тоже не возражают. Попытка возложить ответственность за это безобразие на московскую компанию «Информатик», субподрядчика Microsoft и разработчика орфографической системы, не проходит. Наши лингвисты сопротивлялись этому идиотизму как могли. В Microsoft с ними даже соглашались — на словах. А на деле раз за разом включали ни в чем не повинные слова в bug-list.

Страница Microsoft Word 2007 (красным подчеркиваются неправильно написанные слова):


Источники: Газета.Ru, blog.lexa.ru.

Читать дальше......

понедельник, мая 21, 2007

Каждому Сеньке по языку


Человек живет в языке и при языке
Мартин Хайдеггер

С промежутком в два дня в блоге появилось сразу два материала в защиту «правильного» русского языка в учебных курсах. Благородное беспокойство авторов о стилистической чистоте учебной речи Ссылка и ее точности, понятности для обучаемых и элементарной грамотности Ссылка побудило задуматься над рядом языковых и околоязыковых проблем, связанных с е-learning.

1. Курсы должны проходить элементарную редактуру и корректуру, подобно тому, как ее проходят книги в солидных издательствах или статьи в приличных журналах.
Приходилось несколько раз наблюдать, как заказчик учебного софта требовал от исполнителя провести эти незамысловатые операции над текстами. Многие ли компании–разработчики учебного контента имеют этих специалистов в своем штате иди же приглашают их? Увы, нередко небрежная речь в том или ином курсе отвращает потенциального потребителя от ДО как такового.

Вывод: В идеале тексты учебных курсов должны проходить профессиональную редактуру и корректуру. С этой целью в штате организаций, разрабатывающих учебное ПО должны состоять нужные специалисты.

2. Философы и культурологи, педагоги, лингвисты и психологи, особенно на Западе, давно (не менее 40 лет) неустанно повторяют о лингвистическом повороте в образовании. В контексте их размышлений, говоря упрощенно, освоение обучаемыми разного рода языковых практик и есть процесс образования.
Каждую из сфер жизнедеятельности человека обслуживает свой субъязык (например, субъязыки религии /подразделяющиеся на субъязыки ислама, христианства, иудаизма и пр./, наук, военного дела, программирования, светского общения или ведения деловых переговоров). Суть лингвистического поворота в образовании рискну сформулировать так: учить надо не знаниям и (во многом производным от них) умениям и навыкам, а тем или иным субъязыкам. Применение же субъязыка (= компетенция) в тех или иных типичных ситуациях и есть знание. Постепенно формируется группа специалистов (инженеры по знанию), которые осуществляют теоретические и прикладные работы, связанные с использованием субъязыков, в том числе и в сфере образолвания.

Вывод: По-видимому, в сфере современного образования, включая корпоративное, прорывным сегодня является именно обучение субъязыкам. Вне зависимости от того, есть ли запрос на такое образование со стороны компаний, в штате организаций, разрабатывающих учебное ПО целесообразно выращивать собственных инженеров по учебному знанию.
Мой опыт свидетельствует, что такой запрос имеет место — просто компании не владеют субъязыком, позволяющим его оформить во внятную речь. Просят игр, мультимедиа, интерактивности, развлекательных моментов и чтоб интересно было и пр.

3. Когда-то в Российской империи правящие классы и плебс говорили на разных языках. Да и русский аристократов был отличен от русского мужицкого. Затем к власти пришел народ. Впрочем, это случилось не только в России. Кроме советского новояза, функционировали новоязы фашистских Испании и Италии, субъязык гитлеровской идеологии. Да не будем далеко углубляться в историю и сравним субъязык академиков Сахарова и Лихачева с речевыми практиками Зюганова, Анпилова или Рогозина.
Приход к власти народов («восстание масс» по Ортега-и-Гассету) путем революций или всеобщего «народного» голосования сделал языковые нормы более «демократичными», попроще. Ответственные за социальное развитие образованные слои были оттерты от власти (сахаровы и лихачевы) слоями менее ответственными за него. Усредненные справедливость (равенство), стабильность и порядок (Ordnung) привели к победе желудка над духом, житейских удовольствий над поисками истины и красоты. Это в полной мере относится и к образованию (и воспитанию). /Кстати, мне известен случай, когда обучающий электронный симулятор заказывался на русском молодежном жаргоне. Не все, знать ладно, в том королевстве/

Вывод: Язык корпоративного обучения должен находится в гармонии с корпоративной культурой и стадиями развития бизнеса. Иное обучение не будет востребовано бизнесом, за исключением тех ситуаций, когда подготовка персонала рассматривается как предпосылка и условие роста. Здесь-то бизнесу и потребуется великий и могучий во всем его величии и могуществе. Сравните, какие разные требования к языку курсов и их интерактивности (обмену речевыми действиями и поступками) предъявляют государственные и коммерческие компании России.

PS. Если мой «субъязык», в котором и при котором я родился, говорит: «Дети родятся в капусте», «Бей кого-то, спасай Россию», «Не растут уши выше лба», «Он начальник — я дурак», то эти фразы для меня — закон природы. Мой язык — это программист моей жизни.
Только и всего!

Читать дальше......

воскресенье, мая 20, 2007

Русский язык - таки велик и могуч?

Не знаю, как Вы, уважаемые дамы и господа, но автор этих строк впадает в совершеннейшее уныние, когда приходится читать некоторые тексты, написанные, казалось бы, на русском языке. В том числе и тексты, используемые в учебных курсах. Да и Вам, наверное, попадалось такое - вроде по-русски, а приходится перечитывать одно предложение по нескольку раз, чтобы понять, что же имел ввиду автор.
То, что знаки препинания отсутствуют на полагающихся им местах (если только Word их не вставил) - это еще полбеды. Мягкий знак в глаголах стоит и там, где надо, и там, где ему быть не полагается (действительно, Word же не выдал ошибки, для него что сохраняться, что сохранятся - все одно правильно). Ну и так далее. Можно, конечно, назвать себя старым брюзгой (ну там - раньше трава была зеленее, небо - голубее и т.д.) и успокоиться на этом.

Однако автор не одинок в своем брюзжании. Некоторые пессимисты среди филологов считают, что русский язык сдает свои позиции в мире, в первую очередь, в странах СНГ, и по прогнозам демографов, к 2025 году может утратить титул одного из мировых языков. Усиливается влияние на язык просторечия, вторжение иностранных заимствований. Если в недавнем прошлом книжно-газетно-журнальный язык был защищен от влияния разговорной речи, то теперь имитация в нем бытовых коммуникаций все более заметна.

Так настолько ли велик и могуч русский язык, что программа от Microsoft теперь решает, как правильно писать? Останется ли что-то от него после 2025? Или перейдет в разряд книжных, как старославянский и латынь?

Читать дальше......

суббота, мая 19, 2007

Визуализация данных - интересные примеры

Все кто когда-либо работал с крупными информационными системами (и особенно их проектировал) сталкиваются с проблемой визуализации данных. Представим себе, что у нас есть 1000 сотрудников компании, находящихся в процессе изучения некоторой модульной программы (состоящей из нескольких компонентов). При этом сотрудники дифференцируются по различным подразделениям, возрастам и т.п. Хочется дать менеджменту какую-то наглядную картинку из которой бы следовало что люди из ИТ отдела продвигаются по пути обучения быстрее, но их результаты хуже чем и финансистов. Табличный отчет не всегда достаточно нагляден. Можете представить такую картинку? Я к сожалению для себя могу не всегда.

Для облегчения жизни тех, кто думает о красивой визуализации данных, в сети есть замечательная подборка весьма креативных примеров визуализации различных данных. Это материалы, представленные на конкурс "Visualizing Network Dynamics Competition", который проводится несколькими американскими университетами (примеры некоторых визуализаций - на картинке). Особенно мне понравилось видео, наглядно показывающее картину авиаперевозок в штатах.



Читать дальше......

пятница, мая 18, 2007

Афтарам — низачот

— Папа, папа, а правда говорят,
что от ICQ, чатов и ЖЖ
люди тупеют?

— Гыыыыы, сына , LOL :)


Долгое время наблюдаю за формированием в интернете феномена «афтарского» языка в стиле «Превед!». Рекламисты с удовольствием используют такие слова. Считаю, что учебные курсы ни в коем случае не должны заимствовать этих «новшеств» или подыгрывать их использованию. Пусть хоть учебные курсы избегут участи некоторых интернет-ресурсов, говорящих на исковерканном русском языке.

Возможно ли русскому языку избежать участи, когда обиходным станет общение, как в приведенном ниже примере?


Пример:
Эллочка с шиком провезла стулья по Варсонофьевскому переулку. Мужа дома не было. Впрочем, он скоро явился, таща с собой портфель-сундук.
— Классный юзерпик, — отчетливо сказала Эллочка. Все слова произносились ею отчетливо и выскакивали бойко, как горошины.
— Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?
— Пазитиф!
— Нет, в самом деле?
— Гламурно!
— Да. Стулья хорошие.
— Готично!
— Подарил кто-нибудь?
— Ужоснах!
— Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...
— Эрнестуля! Выпей йаду!
— Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!
— Фтопку!..
— Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!
— В газенваген!
— Да, да. Вы живете не по средствам...
— Где модератор?
— Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...
— Выпей йаду!
— Взяток не беру... Денег не краду и подделывать их не умею...
— Ханжа, убей себя!..
Эрнест Павлович замолчал.
— Вот что, — сказал он наконец, — так жить нельзя.
— Помой хобат, воняет, — возразила Эллочка, садясь на новый стул.
— Нам надо разойтись.
— В Бобруйск, жывотное!
— Мы не сходимся характерами. Я...
— Низачот, парниша.
— Сколько раз я просил не называть меня парнишей!
— Оффтопик!
— И откуда у тебя этот идиотский жаргон?!
— Афтар, учи албанский!
— О черт! — крикнул инженер.
— Готично!
— Давай разойдемся мирно.
— Фтему!
— Ты мне ничего не докажешь! Этот спор...
— Каменты рулят.
— Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.
— Жжош!
— Мебель мы делим поровну.
— Ужоснах!
— Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...
— Слив защитан, — сказала Эллочка презрительно.
— А я перееду к Ивану Алексеевичу.
— Ахтунг!
— Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет.
— А***ть, дайте две!
Эрнест Павлович через пять минут вернулся с дворником.

— Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра... И один этот стул возьмите, дворник. Я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право?.. Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям.
— Картинки не грузятся, — сказала Эллочка граммофонным голосом.
— До свиданья, Елена.
Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных металлических словечек. Эллочка также почувствовала всю важность минуты. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись.
— Киса, ты с какова горада?
Инженер лавиной скатился по лестнице.

Читать дальше......

четверг, мая 17, 2007

Западные компании на российском рынке e-learning

Посмотрел последнюю версию план выставки E-learnExpo - обнаружил практически полное отсутствие в числе экспонентов западных компаний - почти исключительно русские игроки. Наш рынок не интересен или мы (российские компании) можем считать себя победителями во внутривидовой борьбе????

Единственный серьезный по размеру стенд - Thomson Prometric. Это особенно забавно с учетом того, что Thomson Corporation окончательно покинула рынок образования, сначала продав NetG компании SkillSoft и теперь уступив свой оставшийся образовательный бизнес за $7.5 миллиардов нескольким инвестиционным фондам.

Читать дальше......

Обучение на основе игровых технологий

Интересная статья об игровых технологиях в обучении (на английском) - Gamesbased Learning; a serious business application. В этом документе собрана:
- информация об использовании игровых технологий
- ссылки на документы по теме
- ссылки на книги и ресурсы
- примеры реальных бизнес-игр

По моему очень интересный материал.

Читать дальше......

среда, мая 16, 2007

Энциклопедия жизни

Уже давно никто не спорит, что использование электронного обучения делает целый ряд направлений обучения существенно более эффективным. Но совсем немного направлений для который использование электронных средств является по настоящему однозначно революционным. Недавно я наткнулся на проект, который, на мой взгляд, может принципиально изменить способ изучения биологии, зоологии и форм жизни на Земле - "THE ENCYCLOPEDIA OF LIFE" (Энциклопедия жизни).

Целый ряд ведущих университетов (Гарвард, Стенфорд и т.п.) и научных лабораторий по всему миру собрались для того, чтобы подробно описать и выложить в общий доступ в Интернет данные по 1.8 миллонов видов животных и растений, существующих на планете. По масштабу - проект колоссальный и однозначно не имеющий аналогов. Проект расчитан на многие годы, хотя уже в 2008 году появятся первые страницы (пример страницы - см. на картинке). Самое главное, что планируется придать сбору данных для проекта характер коллективного творчества всех людей - сняли в отпуске в тропиках редкую бабочку - вы сможете отправить ее фото и координаты в энциклопедию и те кто интересуется этим видом увидят кто где и когда ее последний раз наблюдал, а также вашу фотографию... Про каждый вид можно будет посмотреть картинки, карты, связь с другими видами, видео, статьи, подкасты и т.п. Изучение биологии для наших внуков и возможно детей будет теперь совсем другим!

Читать дальше......

вторник, мая 15, 2007

Извлечения из ГОСТа 7.32-91

Привожу ниже отдельные пункты из ГОСТа 7.32-91, которые могут быть полезны и при оформлении учебного курса:

3.4.1. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о НИР.

3.4.3. В отчете о НИР объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.5.1. Принятые в отчете малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка.

3.5.2. Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в отчете менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте отчета при первом упоминании.

3.9. Список использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.

3.10.1. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

4.1.7. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

4.1.8. Сокращение русских слов и словосочетаний в отчете - по ГОСТ 7.12.

4.1.9. Наименования структурных элементов отчета "СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ", "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ", УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, "ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ" служат заголовками структурных элементов отчета.

4.1.10. Заголовки структурных элементов отчета и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце II печатать прописными буквами, не подчеркивая.

4.1.11. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы в разрядку, не подчеркивая, без точки в конце.

4.1.12. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.1.13. Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов.

4.1.14. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

4.3.5. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

4.4.1. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

4.4.4. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (Подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом "Рис.", которое помещают после поясняющих данных.

4.4.5. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета.

4.4.6. Если в отчете только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рис." под ней не пишут.

4.5.1. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

4.5.2. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете.

4.5.3. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица".

4.5.4. Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

4.6.1. Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

4.6.2. Примечания следует помещать в отчете при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают о прописной буквы с абзацного отступа. Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

4.6.3. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например: Примечание. Примечания:1. ........2. ........

4.7.1. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить
непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия.

4.7.2. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения(X), деления (:), или других математических знаков.

4.7.3. Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в отчете только одна формула или уравнение, их не нумеруют.

4.8.1. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Оформление ссылок по ГОСТ 7.1.

4.8.2. Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разд. 4", "... по п. 3.3.4", "... в подпункте 2.3.4.1, перечисление З", "... по формуле (3)", "... в уравнении (2)", "... на рис. 8", "... в приложении 6". Если в отчете одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать "на рисунке", "в таблице", "по формуле", "в уравнении", "в приложении".

4.10.1. Фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания в списке следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей, затем оставляют свободное поле для подлинных подписей, справа указывают инициалы и фамилии исполнителей и соисполнителей. Возле каждой фамилии в скобках следует указывать номер раздела (подраздела) и фактическую часть работы, подготовленную конкретным исполнителем. Для соисполнителей следует также указывать наименование организации-соисполнителя.

4.11. Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов
Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.

4.12. Список использованных источников
Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами с точкой.

4.13.7. Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Читать дальше......

E-learning и 3d

Меня давно интересует возможность использования в электронных курсах 3d моделей. С их помощью можно было обучать человека ходить по реальным помещениям (цеху, офису или магазину), "вертеть в руках" предметы и оборудование, осматривать дома и машины (например, для обучения страховых агентов). Проблема пока в том, что для использования 3d нужны либо специальные приложения (например клиент Second Life) или плагины к браузеру (например, cult3d). До последнего времени не было возможности строить эффективные 3-х мерные модели с использованием flash - слишком медленный он для этого.

Вчера я нашел пример сделанной с помощью flash 3-d модели, гляда на которую появляется надежда, что с flash не все так безнадежно. Поплавайте вместе с акулой и рыбками на виртуальном коралловом рифе и вы тоже в этом убедитесь!!!

Читать дальше......

понедельник, мая 14, 2007

Корпоративное обучение не исчерпывается … собственно обучением

Публикации в этом блоге материалов о применении модели Кирпатрика к оценке эффективности ДО (Ссылка) напомнили об одном любопытном материале (Sam Snoddy, David G. Novick. Post-training support for learning technology), описывающем эксперимент по посттрениговому сопровождению (Ссылка).
Одна их мыслей этого материала состоит в том, что корпоративное обучение имеет три фазы:
Инициирование (в отечественной традиции принято вместо слова «инициирование» употреблять «планирование»)
Собственно обучение (формальное обучение)
Постобучение – закрепление и поддержка приобретенных в ходе формального обучения знаний, навыков и качеств.

Смысл фазы инициирования состоит в выявлении учебных потребностей, идентификации используемых методов, проектировании учебной среды, отбора обучаемых и подготовки тренеров (преподавателей, тьюторов).
Собственно обучение (формальное) — это процесс передачи необходимых данных и способов деятельности, для чего используются соответствующие технологии.
Однако процесс образования не заканчивается в момент завершения формального обучения. Полученные знания и навыки «просятся» быть примененными на практике. Цель постобучения — обеспечить формально обученных технологиями применения полученного багажа. При этом технологии практического применения знаний зачастую принципиально отличны от технологий их усвоения в формальном обучении.

Если довести изложенные в статье мысли до логического завершения, их можно обобщить в такой форме:
РАДИКАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
1. Полноценное корпоративное обучение состоит из трех стадий (линейной последовательности процессов):
Планирование и выбор методики обучения
Формальное обучение
Постобучение

2. Отсутствие любой из этих стадий делает ДО неполноценным
3. От разработчиков курсов следует требовать изложения методики их применения
4. Необходимо создавать не только электронные средства формального обучения, но и электронные инструменты его постучебного сопровождения

Читать дальше......

воскресенье, мая 13, 2007

Когда учить(ся)? Тема для обсуждения

Очевидно, что успех обучения зависит от того, когда и в какой обстановке обучаемый проходит учебные курсы и тесты. На днях наткнулся на комментарий одного американского специалиста по e-learning в одном из блогов, где он описывал ситуацию, когда ему надо было наладить электронное обучение в филиальной сети одного банка. Проблема состояла в том, что сотрудники отделений банка занимались обслуживанием клиентов все рабочсее время в довольно напряженном режиме, настолько, что наладить обучение в рабочее время практически не представлялось возможным. Обязать сотрудников проходить учебные курсы в нерабочее время, даже мотивировав их возможными повышениями в зарплате и должности, также не подходило - в США несколько другое отношение к нерабочему времени сотрудников, нежели у нас. Почитав про эти злоключения, заинтересовался: а как именно организован по времени процесс е-обучения у нас в России? И не нашел ни четкого ответа, ни какой-либо статистики.

Между тем, вычисление оптимального по времени метода организации обучения персонала было бы полезно не только администраторам обучения, но и авторам курсов, и разработчикам программного обеспечения для е-обучения. Ибо позволит адаптировать учебные курсы и методики управления обучением.

Дамы и господа, прошу вас поделиться знаниями на эту тему - думаю, это всем нам будет полезно.

Читать дальше......

суббота, мая 12, 2007

Эффективность e-learning в сравнении с очным обучением - результаты исследования

Очень многие из тех, кто занимается электронным обучением сталкиваются с вопросом от коллег и прочих скептиков - а работает ли e-learning? Можно ли с помощью электронного обучения действительно эффективно обучать и какова эта эффективность в сравнении с очным обучением? Я думаю, что над этим вопросом неоднократно задумывались и те, кто электронным обучением постоянно занимается, хотя бы для того, чтобы иметь аргументы для убеждения окружающих.

В блоге одного из экспертов Brandon-Hall Тома Вернера я нашел ссылку на интересное исследование по сравнению эффективности очного и электронного обучения (опубликовано в журнале Personnel Psychology, 2006) - The Comparative Effectiveness of Web-Based and Classroom Instruction: A Meta-Analysis.

Для тех кому лениво читать по-английски несколько интересных цифр из этой статьи (на основе анализа 96 случаев использования ДО в университетах и компаниях):
- Электронное обучение с поддержкой тьютора было более эффективным чем полностью самостоятельное электронное обучение
- Электронное обучение было на 6% более эффективным чем очное при обучении целью которого было усвоение некоторого набора знаний и фактов
- Электронное и очное обучение одинаково эффективны при обучении процедурам и бизнес-процессам
- Удовлетворенность обучаемых при использовании обоих методов одинакова
- Очное обучение было на 10% более эффективным в случае когда обучаемым случайным образом назначали очное или дистанционное обучение (есть предположение, что если бы людям давали выбрать форму обучения самим, результат мог бы быть обратным)
- Электронное обучение было на 19% более эффективным чем очное, когда в электронном курсе присутствовали практические упражнения, контрольные вопросы, обратная связь, а также на длинных курсах
- Очное обучение было на 20% более эффективным чем дистанционное в случае если в электронном курсе не было практических упражнений, контрольных вопрос и обратной связи, а также на коротких курсах

PS

Я бы не стал относится к выводам этого исследования как к абсолютной истине, тем более, что из статьи не очевидно на 100% как измерялась эффективность обучения (скорее всего тестами, т.е. на низших уровнях по Киркпатику), но по крайней мере есть над чем задуматься...

Читать дальше......

пятница, мая 11, 2007

Windows дорого обходится

Минэкономразвития раскритиковало программу поставки школам лицензионного софта, разработанную Мининформсвязи. Ведомство Грефа предлагает закупать программы с открытым кодом — так будет дешевле для государства. Но быстро перевести все школы на свободное ПО не удастся — это признают даже сами разработчики таких продуктов.

По данным Мининформсвязи, в российских школах используется более 650 000 компьютеров, на 70% из них установлены пиратские версии операционной системы Windows. В апреле 2007 г. министр информтехнологий и связи Леонид Рейман пообещал, что к началу учебного года все российские школы будут обеспечены лицензионным ПО. Министерство договорилось с рядом производителей ПО (Microsoft, Adobe Systems, "Лаборатория Касперского", "Доктор Веб", RarLab, Corel Draw) о поставке их продуктов в школы по льготной цене, предложив выделить из федерального бюджета на всю программу лицензирования 3,8 млрд руб. В середине апреля первый зампред правительства Дмитрий Медведев поручил Минфину, Мининформсвязи, Минэкономразвития (МЭРТ) и Минобрнауки в течение 10 дней представить согласованные предложения по реализации проекта.

Как стало известно "Ведомостям", 28 апреля замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов направил в Минфин письмо, в котором высказался за доработку программы, подготовленной Мининформсвязи. "Предлагаемые Мининформсвязи мероприятия несут угрозы создания монопольного положения поставщиков, прежде всего компании "Майкрософт", на российском рынке", — говорится в копии этого письма, имеющейся в распоряжении "Ведомостей". Вдобавок Мининформсвязи нарушает закон "О размещении заказов на поставки товаров...", предлагая закупать ПО у конкретных производителей без проведения тендера, замечает Шаронов. Сам он ратует за установку на школьных компьютерах ПО с открытым кодом: это позволит бесплатно тиражировать программы и стимулирует развитие российского IT-рынка.

Представитель МЭРТ отказался комментировать письмо. А близкий к этому министерству источник поясняет: ведомство не против замены пиратского ПО, установленного на школьных компьютерах, на лицензионное. Но в перспективе, считает он, государству нужно провести новый конкурс на поставку программ для школ и отдать предпочтение ПО с открытым кодом — в частности, операционным системам (ОС) типа Linux. Одно из главных требований к школьному софту, по словам собеседника "Ведомостей", — он должен работать не только под Windows, но и под другими ОС.

Тендеры среди поставщиков ПО будут проведены, обещает чиновник Мининформсвязи. Пока это министерство провело лишь предварительные переговоры с производителями ПО, чтобы сориентироваться в уровне цен, объясняет он. Стратегически Мининформсвязи за внедрение в школах ПО с открытым кодом, но перевести на него все школьные ПК за несколько месяцев невозможно, отмечает чиновник. "Мы планировали к 1 сентября лицензировать Windows в школах, а открытое ПО начнем вводить параллельно в пилотном регионе", — говорит он.

По оценкам Мининформсвязи, системы Linux плюс пакеты офисных программ обойдутся государству в 150 руб. на один ПК в год, а ежегодные затраты на закупку и поддержку Windows — в 353 руб. на один ПК (с учетом программ MS Office, MS Visual Studio и MS Front Page). Но, остановив выбор на Linux, государство должно будет потратить еще 50 млн руб. на разработку отдельной версии ОС, учитывающей особенности учебного процесса в российских школах, предупреждает чиновник министерства. Большая часть учебных программ не работает под ОС типа Linux, говорится в письме начальника управления Федерального агентства по образованию Алексея Карпова в Мининформсвязи (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Исходя из расчетов Мининформсвязи разница между стоимостью пакетов на базе Windows и Linux составляет около 130 млн руб. в год; таким образом, затраты на разработку специальной версии Linux для российских школ окупились бы меньше чем за полгода.

Представитель российского офиса Microsoft не стал комментировать ситуацию, отослав корреспондента "Ведомостей" к недавнему официальному заявлению корпорации. Тогда Microsoft выразила надежду, что "стремление Мининформсвязи РФ установить во всех школах страны лицензионное программное обеспечение к началу нового учебного года будет положительно оценено российским правительством".

Технически и методологически внедрять в школах ОС на основе Linux можно уже сейчас, считает гендиректор компании Alt Linux (разрабатывающей системы на базе Linux) Алексей Смирнов. Его компания готова разработать специальный "школьный" комплект Alt Linux Junior, в который помимо ОС войдет полный набор программ, отвечающий утвержденному Минобразования обязательному минимуму преподавания информатики. По мнению Смирнова, масштабное внедрение Linux надо начинать как можно скорее, но "учитывая сложившиеся реалии". Для мягкого перехода на свободное ПО он предлагает закупать для школ только программы, работающие одновременно под Linux и Windows, установив на всех школьных компьютерах обе эти ОС. "Вряд ли открытое ПО можно всерьез рассматривать как альтернативу Windows/MS Office при массовой поставке, — считает гендиректор продающей ПО компании "Софткей" Феликс Мучник. — Обслуживанием, технической поддержкой, обновлением [открытого ПО] занимаются квалифицированные специалисты, в результате стоимость владения этим продуктом на длительном отрезке времени сопоставима со стоимостью владения платным ПО".

СВОБОДНОЕ И ПЛАТНОЕ

Программное обеспечение с открытым кодом распространяется бесплатно. Его производители зарабатывают не на продаже лицензий, а на распространении обновлений, техподдержке систем и т. п. К бесплатным продуктам относятся, например, операционные системы типа Linux. Microsoft, и многие другие производители ПО, наоборот, продают лицензии на использование каждого экземпляра их программных продуктов.

__________________________
Автор статьи: Анастасия Голицына
Источник: Ведомости

Читать дальше......

четверг, мая 10, 2007

3 уровень модели Киркпатрика: повышение уровня оценки электронного обучения

Очередной перевод на русский статьи с сайта LearningCircuits - 3 уровень модели Киркпатрика: повышение уровня оценки электронного обучения. В на мой взгляд есть некоторые полезные идеи по способам оценки эффективности обучения на 3-м уровне Киркпатрика (оценка поведения на рабочем месте) при внедрении систем дистанционного обучения. Может быть полезно...

Еще на эту тему с сайта distance-learning.ru:
- Применение модели Киркпатрика для оценки дистанционного обучения
- О системах анализа результатов корпоративного обучения
- Применение расчета ROI для оценки обучения и развития персонала

PS
На картинке кстати сам Дональд Киркпатрик - для тех кто хочет знать как выглядел легендарный дедушка :)

Читать дальше......

среда, мая 09, 2007

Проблема 1%

Мы часто слышим что web 2.0 это новая парадигма развития информационного сообщества, в которой авторами контента являются все пользователи сети и по этой причине изменится сама парадигма обучения. У меня всегда было ощущение, что эти заявления несколько преувеличены, т.к. кроме возможности писать, размещать материалы, делиться информацией должно быть еще и желание, которое есть далеко не у всех.

Оказывается не только меня мучает этот вопрос, люди даже придумали этому явлению название - проблема "1:10:100". Почему оно так называется? Все очень просто - по накопленной статистике на каждого активного писателя в каком-то сообществе (блоге, форуме и т.п.) приходится 10 пользователй, готовых что-то иногда комментировать и 100 молчаливых читателей. Этот эффект, который можно легко наблюдать на многих крупных сайтах - например в YouTube 90% пользователей пассивны (т.е. просто смотрят видео, ничего не добавляя и ничего не комментируя).

В связи с этим основной идеей для продвижения новых технологий и решений в компаниях должен стать поиск того самого активного меньшинства (1-10%), которое может сдвинуть процесс информационного обмена для удовлетворения любопытства молчаливого большинства потребителей информации :)

Еще мысли на эту тему
И здесь про категоризацию потребителей и производителей информации в сообществах

Читать дальше......

понедельник, мая 07, 2007

ДВА ТИПА ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ

Системы автоматизированного обучения предлагают не такой уж большой арсенал тестовых вопросов: да/нет (=согласен/не согласен), выбор варианта(ов) ответа из нескольких, на ранжирование и соответствие объектов, на последовательность действий (объектов), на буксировку объектов мышкой + открытые вопросы, которые пользователь вводит с клавиатуры. Вот, пожалуй, и почти все.

Однако данные типы тестовых заданий позволяют вмещать в себя достаточно широкое содержание. В силу этого, кроме формальных алгоритмов тестов, предлагается ввести так называемые «содержательные» алгоритмы тестовых вопросов, при помощи которых, собственно, и осуществляется управление познавательной деятельностью обучаемых.

Содержательные вопросы и алгоритмы их предъявления задаются целью и методом обучения.
Если цель обучения, к примеру, дать определенные знания и навыки, то смысл тестового вопроса состоит в проверке адекватности их воспроизведения. В этих условиях использование знаний сводится к их буквальному воспроизведению. Например: сколько будет 2*2? Если же нам необходимо обучить процессам творческого мышления, принятия решений в изменившихся условиях, производству новых идей, простым воспроизводством зазубренного едва ли удастся обойтись.

Простейшую задачу про 2*2 можно усложнить, задав вопрос: Что нужно проделать с числами 2 и 2, чтобы получить 4? Здесь перед обучаемым встает проблема идентификации объектов и способов действия, необходимых для получения нужного ответа. Здесь ему предстоит опознать, какая(ие) операция(ии) приведет (а какие — не приведут) к правильному результату. И сделать ответственный выбор.
Прежде чем выполнять определенные интеллектуальные действия с объектами, нужно их идентифицировать (опознать). Для этого, думается, следует создавать особый вид содержательных тестов — тестов на узнавание.
Несколько примеров таких тестов:
Идентифицируйте настроение покупателя (клиента), интересы партнера на переговорах, целевую аудиторию презентации и др.
Без узнавания (идентификации) особенностей перечисленных «переменных» механическое воспроизведение заученных знаний и навыков далеко не всегда окажется успешным. Следовательно, создание специальных тестов «на узнавание» может оказаться весьма актуальным с точки зрения эффективности обучения персонала.

Существует масса операций, когда человек должен понимать алгоритм собственных действий, осознавать, почему он повел себя при продаже (во время переговорах, на презентации, при принятии кадрового решения или решения об открытии нового направления бизнеса) именно так, а не иначе. Понимание причин и способов своей собственной деятельности — залог гибкости и творчества при принятии решений, умения реагировать на ситуацию.

Выйдите в гуманитарную аудиторию и спросите в ней: расскажите, как вы пришли к результату, что 2*2=4? Воспроизведите алгоритм собственных интеллектуальных действий! Предполагаю, что большая часть аудитории не сумеет справиться с этим содержательным тестом. Однако персонал, особенно менеджеров, нередко необходимо учить воспроизводству алгоритма собственных действий. А уж какой тип формального теста обеспечит это (перетаскивание или выбор одного из двух) — не очень-то и важно.

Сам я, признаюсь, уже давно не знаю и не понимаю, почему 2+2=4, и не смогу объяснить этого первокласснику. Мне этого и не надо по жизни, при этом круглым невежей я себя не ощущаю. Однако понимание того, что мне не объять умом «сколько будет дважды два — четыре» приводит к мысли:
Для решения различных образовательных задач должны существовать свои способы обучения и контроля, которые обеспечат работой не только память обучаемых (заучил—воспроизвел), но и их способность к анализу и синтезу, рефлексии, креативности, поведению в кризисных ситуациях, прогнозированию и пр. и пр. Контрольные вопросы, обеспечивающие оценку их способности к этому и практической деятельности в этом должны различаться по содержанию, а батареи этих вопросов — по построению и внутренней логике. Все это, очевидно, — тема отдельного исследования.

Читать дальше......

воскресенье, мая 06, 2007

О формате вспомогательных материалов электронного курса

В практике корпоративного электронного обучения довольно часто приходится использовать электронные курсы с сопроводительными материалами, слишком большими для размещения из непосредственно в курсе: документами, таблицами и т.п. Обычно в курс вставляются ссылки на эти документы (для открытия их в новом окне или загрузки на жесткий диск). Формат этих документов, как показывает практика, практически всегда - Microsoft Word, Excel или PowerPoint. Целесообразно ли использовать их в курсах именно в таком виде?
Для ответа на этот вопрос автору курса следует ответить на два других вопроса:

1. Нужно ли оставить пользователю редактируемую копию этих документов?
2. Все ли потенциальные обучаемые имеют на своих компьютерах пакет Microsoft Office?

Если ответ на первый вопрос - "Да", тогда все дальнейшее обсуждение не имеет смысла и документ надо оставить как есть, даже если ответ на второй вопрос - "Нет".
Однако, опять же, как показывает практика, в большинстве случаев эти документы используются в курсе исключительно для ознакомления - никакого их редактирования не предполагается. И тогда вопрос целесообразности конвертирования таких документов в более удобные для web и менее "тяжелые" форматы становится актуальным.

Что можно сделать с документами Microsoft Office, чтобы "облегчить" их?

1. Перевести их в самый "родной" web-формат - HTML. На самом деле, сделать это очень просто - все упомянутые продукты из пакета Microsoft Office умеют сохранять документы в формате HTML - достаточно лишь выбрать "Сохранить как..." и указать в способе сохранения "Как Web-страницу". Да, с точки зрения профессионала, код HTML, который создают эти программы далек от совершенства (всевозможного ненужного "мусора" там зачастую больше, чем полезной информации), но, если не эстетствовать, а посмотреть на вещи спокойно, то все не так уж и плохо: полученный HTML-документ покажется без особенных проблем в окне Интернет-браузера и он вполне похож внешне на оригинал. Оговоримся, что в разных Интернет-браузерах сохраненные таким образом документы могут выглядеть по-разному. Но в качестве простого решения этот вариант вполне подходит.

2. Перевести их в формат Adobe PDF (Portable Document Format). Это уже более спорное решение, поскольку для открытия таких документов требуется установка на компьютере обучаемого Adobe Acrobat Reader (хотя и бесплатного и очень широко распространенного, но все же), однако у него есть свои плюсы. Первый несомненный плюс - документ в формате PDF обычно выглядит более похожим на оригинал, нежели HTML-копия. Второй плюс, учитывая несовершенство HTML от Office - документ получится более "легким" по размеру файла (разумеется, если при его создании не выставить опцию "для печати" или "для типографии" - web- качества вполне достаточно). Третий плюс - независимость от браузера: Adobe Acrobat Reader хорошо интегрируется со всеми распространенными браузерами и документ будет выглядеть ВСЕГДА одинаково. Открываются PDF-документы не менее быстро, чем документы HTML.
Главный минус этого решения - необходимость использования специального конвертера для создания PDF-файлов. Однако, на мой взгляд, результат стоит того. Самый красивый вариант - конечно же "родной" Adobe Acrobat (полная версия) - он прекрасно интегрируется со всеми программами Microsoft Office, гибок в настройках и позволяет делать решительно все, что нужно. Однако, он недешев. Есть более бюджетные коммерческие решения, например, Jaws PDF Creator. Есть, наконец, хоть и простенький, но зато бесплатный конвертер doPDF.

Читать дальше......

суббота, мая 05, 2007

Использование e-learning для обучения своих клиентов

Как правило электронное обучение используют для того, чтобы учить сотрудников или партнеров по бизнесу. Обучение клиентов встречается существенно реже и как правило ограничивается обучением работе с программными продуктами. Этим занимаются почти все разработчики ПО, начиная с Microsoft (мы тоже учим электронно наши продуктам - можно пройти обучение здесь). Примеры обучения клиентов в других областях встречаются существенно реже.

Недавно наткнулся на пример курса по обучению работе с основами технологий сотовой связи и продуктам от Sony Ericsson - смотреть здесь. Сделано достаточно неплохо. Похожие курсы для своих клиентов делает компания BlackBerry - разработчик смартфонов. Если кто-то видел другие примеры курсов для клиентов - поделитесь...

Читать дальше......

пятница, мая 04, 2007

Быть активным обучающимся может быть опасно

Если, назначена программа обучения и обозначен временной коридор изучения, перевыполнение этого плана иногда становится наказуемо. Это может происходить по нескольким причинам:

1. Руководитель может решить, что обучающийся умнее его, раз обладает такими способностями по усвоению информации, и взять его «на карандаш», как опасного конкурента в карьерных играх. Или вообще решить уволить его при первом удобном случае.

2. Руководитель может решить, что обучающийся становится опасен из-за большого количества новых свежих знаний.

3. Руководитель может решить, что из-за больших объемов изученного материала страдает текущая работа, что вызовет повышенный контроль над рабочей активностью обучающегося, распределением рабочего времени.

4. Если очевидно, что текущие рабочие дела в порядке, руководитель может загрузить обучающегося дополнительными заданиями, так «что мало не покажется».

5. Может также вкрасться подозрение, что обучающийся нарабатывает себе потенциал, чтобы перейти работать в другую (возможно конкурирующую) организацию. Такое подозрение также может инициировать повышенный контроль деятельности обучающегося с последующим введением санкций, ограничивающих его активность.

6. Как более мягкий вариант предыдущего пункта, руководство может принять допущение, что персональные цели обучающегося «не на все сто» соответствуют целям, которые стоят перед организацией. А раз так, то разница в целепологаниях помноженная на объемы изученного материала и на количество затраченных рабочих часов составляет величину «украденного» у организации. В этой логике самый активный обучающийся — самый большой вор.

Список не полон, но он заставит сотрудников компаний быть более осмотрительными в распределении режима обучения.

Есть такая японская пословица — «Молоток бьет по торчащему гвоздю». Прежде чем начать демонстрировать окружающим свои способности, обучающемуся следует убедиться, что в его рабочем окружении нет «Молотков».

Читать дальше......

четверг, мая 03, 2007

Обучение быстрой печати online

Я наткнулся на забавный сайт по обучению быстрой печати online. Этот сайт хорошо показывает, что то, что раньше делалось с помощью специальных программ, устанавливаемых на компьютер теперь вполне возможно эффективно сделать в окне браузера (на этом сайте все сделано на html+javascript, т.е. даже flash не используется).

Читать дальше......

среда, мая 02, 2007

Использование онлайнового взаимодействия уничтожает Ваше пристрастие к обучению в классе

На сайте distance-learning.ru опубликована новая статья (перевод с английского) Использование онлайнового взаимодействия уничтожает Ваше пристрастие к обучению в классе - не обращайте внимание на название - у него мало общего с содержанием :).

В статье рассматривается целый ряд приемов для увеличения выразительности и интерактивности электронных курсов и привнесения с их помощью в курсы игровых элементов.

Почитать полезно - приемы описаны не только абстрактно, но для каждого из них приведены примеры их реального применения в корпоративном обучении.

Читать дальше......

вторник, мая 01, 2007