Websoft

суббота, июня 30, 2007

Неформальное обучение за 10 минут

В продолжение темы неформального обучения. Джей Кросс (Jay Cross) говорит о том что такое неформальное обучение - на мой взгляд есть целый ряд интересных мыслей, хотя видео и не слишком эффектное (на английском):

Читать дальше......

Street View - мы уже почти в матрице

Google не перестает удивлять. Последняя "фишка", которая меня совершенно поразила - Google Street View. Теперь вы можете найдя на карте (в Google Maps) адрес или улицу посмотреть как выглядит это место в реальности. И не просто увидеть картинку, а панорамную 360-градусную фотографию, а также побродить по улицам щелкая на стрелки.

Пока сделаны только 5 крупнейших американских городов, но обещают сильно больше. Думаю мы доживем до того момента, когда весь мир будет доступен online, улица за улицей - просто матрица какая-то.

Погулять по Нью Йорку в районе центрального парка или постоять на мосту в Сан Франциско

На картинке Times Square в Нью Йорке:

Читать дальше......

пятница, июня 29, 2007

Ваш ресурс влиятельности

Часто задачей курса является не только информировать обучающихся, но и влиять на их поведение. Например, если курс по технике безопасности только информирует о правилах, но не рождает в обучающемся убеждения их использовать, то это плохой курс, формальный — такой курс годится только чтобы соответствующая служба предприятия могла отчитаться о проделанной работе, он не спасает человеческих жизней.

Автор курса желающий оказывать влияние должен постоянно наращивать свой комплект приемов и совершенствовать уже имеющиеся. Предлагаю небольшую разминку для мозгов, способствующую развитию описанного ресурса:

Какую надпись можно было бы разместить на пачке сигарет вместо «Минздрав предупреждает», чтобы помочь курильщику бросить курить?

После того как вы сгенерируете несколько своих фраз, наивнимательнейшим образом изучите другие варианты. Ссылка содержит обширный материал для анализа эффективности различных приемов недекларативного воздействия.

Читать дальше......

четверг, июня 28, 2007

Битва флэшера

Очень забавная флэш анимация - флэшер борится со своим созданием прямо на экране компьютера. По словам автора у него ушло 3 месяца на то, чтобы это нарисовать.


Animator vs. Animation by *alanbecker on deviantART

Читать дальше......

Британцы предпочитают неформальное обучение

Британский National Institute of Adult Continuing Education провел исследование с тем чтобы выявить наиболее эффективные по мнению работников методы обучения. Опрашивали 2076 сотрудников британских компаний.

Результаты на картинках (цифры в таблице - это % от общего числа респондентов) - очевидно что по мнению сотрудников неформальное обучение на рабочем месте более эффективно, чем формальные тренинги и документы:

Читать дальше......

среда, июня 27, 2007

IBM готовит новый симулятор

Статья на Trainings.ru про то, что IBM работает над новым бизнес симулятором на основе 3-d движка.

Забавные комментарии к видео, демонстрирующему возможности симулятора (в моем вольном переводе):
"Это же почти расширение Half Life 2 (игра такая) - где же монстры (в смысле боссы) - очень хочется начинать в них стрелять" :)

Читать дальше......

Виртуальный лист бумаги

Представьте себе, что вы обсуждаете с коллегой сложную проблему. Что вы делаете в большинстве случаев - берете ручку и бумажку и совместно рисуете картинки и схемы. А если между вами расстояние в 1000 километров? Недавно обнаружился полезный сервис, позволяющий решить эту коммуникационную проблему - Thinkature.

Что он позволяет: после регистрации (бесплатной) вы можете создавать любое количество рабочих областей (аналогов листа бумаги), который можно использовать совместно с коллегами. Отсылаете приглашение по e-mail - все входят на сайт и видят рабочее пространство, созваниваетесь и начинаете совместно "рисовать" на этой рабочей области (рисовать линии, стрелочки, вписывать текстовые квадратики, вставлять картинки). То что рисуете вы видят ваши коллеги и наооборот. Параллельно можно и нужно разговаривать (скорее всего по телефону или skype, т.к. встроенный в сайт голосовой чат у меня не заработал). Я попробовал это механизм с нашими региональными партнерами (см. картинку) - в целом работает, хотя и несколько глючит, как и почти все что называется web 2.0.

Читать дальше......

понедельник, июня 25, 2007

(Не)/?/наглядное мультимедиа: слитно или раздельно?

Многообразный изобразительный материал: статичная графика, аудио, видео и анимация, ЗD-модели, графические схемы и пр.,— предоставляемый технологиями мультимедиа для e-learning, увы, нередко используется неоптимально с педагогической точки зрения. А порой и не очень педагогично.

Очень часто разработчики программного продукта грешат «разукрашиванием» своих произведений в ущерб их функциональной иллюстративности. То разместят в курсе телефонных продаж аппетитную барышню, чей привлекательный образ и телодвижения имеют к предмету обучения более чем отдаленное отношение. То оживят курс по управлению проектами однотипными болванчиками с усами и без, лысых и не очень, за чем-то ползающими в мониторе со скоростью сонных мух по изумляющей траектории. То верные ответы подаются учащимся – продавщицам мелкой розницы – в виде гола, забитого в чьи-то пустые ворота сексапильным футболистом. Манкирование принципом наглядности обучения приобретает, увы, широкое употребление. Что у нас, что, правда, реже, на Западе.

Смысл применения мультимедиа в обучении определяется отношением работы обучаемого с ним к той деятельности, которая составляет содержание учёбы. Это отношение может:
1. совпадать (быть конгруэнтным) (например, предъявление или идентификация объекта изучения, его изображения или модели);
2. мультимедиа может подготавливать обучение, предваряя теоретические выкладки или практические действия;
3. наглядность может завершать обучение (подтверждение или анализ теоретических выкладок, симуляция практической деятельности и т.п.);
4. оказаться несвязанным, несовпадающим (неконгруэнтным). В этом случае мультимедиа по меньшей мере бесполезно или выступает отвлекающим от содержания образования фактором.

Наглядность в обучении имеет смысл, когда предъявляемый объект (визуальный или звуковой) воспринимается и осмысливается обучаемым в соотнесении с имеющимися у него знаниями и опытом и, одновременно, с целями обучения . Ото всех прочих «мультимедиа примочек» в учебном продукте полезно отказаться за, в лучшем случае, их абсолютной ненадобностью.

Читать дальше......

воскресенье, июня 24, 2007

Обучение языкам в Сети

Уж не знаю почему, но BBC делает очень многое в сфере образоваия. Научно-популярные фильмы можно смотреть не отрываясь целыми днями - интересно до жути, а уж как снято! Посетивши недавно сайт BBC, обнаружил, что и в электрическом обучении BBC тоже проявляет активность: например, можно поучиться основам иностранных языков вот на этой странице. Выберите нужный язык, и пройдите небольшой Flash-курс (не забудьте включить звук). Разумеется, полноценно язык Вы не изучите, но набор базовых фраз Вы будете знать. Для путешествия в страну - вполне достаточно.

Жаль, что наши ТВ-каналы (хотя бы канал "Культура") не делают таких курсов...

Читать дальше......

суббота, июня 23, 2007

WikiMindMap - визуализация энциклопедии

Недавно набрел на еще один сайт, позволяющий использовать MindMaps (карты памяти или карты интеллекта в русском переводе) для визуализации больших массивов взаимосвязанных информационных объектов WikiMindMap. Этот сайт позволяет строить визуальные картины связей на основе статей Википедии (к сожалению почему-то не поддерживает ее русскоязычную часть) и затем по ним навигировать. В некоторых случаях это очень удобный механизм просмотра.

Вот что мне нарисовала система по ключевой статье "Russian Revolution":

Читать дальше......

20 лет PowerPoint

Мы привыкли отмечать юбилеи событий - столько-то лет с начала финансового кризиса или Олимпиады или падения Берлинской стены. Есть некоторые вещи о сроке жизни которых мы не всегда задумываемся, а влияние которых на современную жизнь (по крайней мере в сфере бизнеса) весьма велико. Например, по сведениям Wall Street Journal на днях программе PowerPoint исполнилось 20 лет - огромный срок по меркам современного ИТ-бизнеса. За эти годы родились и умерли целые направления в ИТ, а старик PowerPoint живее всех живых :)

Мало того, несмотря на все инновации и web 2.0, для обучения вообще и e-learning в частности PowerPoint до сих пор используется активнее чем все другие способы доставки учебного контента - см. рисунок (по данным eLearning Guild)!

Читать дальше......

пятница, июня 22, 2007

Новые результаты исследований работы головного мозга

Описанная ниже модель работы головного мозга позволяет совсем по другому взглянуть на основные обучающие приемы и методики и наконец-то осознать причины неэффективности большинства из них и неожиданную эффективность других, совершенно неочевидных и парадоксальных.

Несколько лет назад зарубежные ученые в результате анализа результатов инструментальных исследований работы головного мозга создали новую модель работы человеческой памяти, с которой согласились большинство специалистов. Но языковый барьер стал преградой на пути распространения этой информации, и переводов и упоминаний об этом на русском практически нет.

Из этой модели следует, что термин «кратковременная память» является всего лишь удобной научной абстракцией, не имеющей физиологических эквивалентов. Он признан устаревшим, а теория Миллера (1956) о ее емкости 7+\-2 элемента считается просто абстрактной теоретической моделью для удобного объяснения результатов его экспериментов.

Новые исследования дали результаты, позволившие создать модель для ранее введенного термина «рабочая память» - по аналогии с оперативной памятью компьютера. Коуэн (2001) установил, что количество элементов информации, с которыми мозг может выполнять одновременно логические операции, равно четырем и этому соответствуют реальные приборно фиксируемые процессы в мозгу. Дальнейшее развитие этой теории дал Оберауэр (2002), установивший, что из этих четырех элементов активным в конкретный момент времени может быть только один (подтвердив невзначай теорию доминанты Ухтомского (1926)).

А как же это согласуется с экспериментальными данными Миллера, неоднократно перепроверенными и подтвержденными другими экспериментаторами? На этот вопрос дает ответ теория объединения структур в «долгосрочную рабочую память» Эриксона и Кинтша (1995). Когда рабочая память загружена полностью, эти 4 элемента объединяются в одну структуру и выгружаются в такую память, своеобразный «файл подкачки», занимая в рабочей памяти только одно место под адрес этой структуры, а в освободившиеся три места загружаются дополнительные 3 элемента - вот вам и магические 7 элементов «кратковременной памяти»!

Таким образом, наша рабочая память напоминает простейший арифметический калькулятор - две ячейки для исходных данных, одна для операнда и одна для конечного результата. Это подтверждает и приобретшая большую популярность теория когнитивной перегрузки Д. Свеллера (1998), экспериментально доказавшего, что при полной загруженности рабочей памяти возможность выполнять над ее элементами логические операции резко падает.

Например, проанализируйте фразу:
«Память от TRANSCEND на 800MHz дешевле памяти от Kingston на 667Mhz, но память от Hynix на 512Мб дороже памяти от TRANSCEND на 1 Гб».
В этой фразе всего семь элементов, но так как логические операции над ними нужно выполнять одновременно, она вызывает заметный когнитивный дискомфорт.

Аналогично простейшая задачка для младших школьников:
«Полтора рыбака поймали полтора судака за полтора дня. Сколько судаков поймают 6 рыбаков за 6 дней»
при решении в уме вызывает непреодолимые трудности для 98% взрослого образованного населения, так как количество данных, которые нужно удерживать в памяти для ее решения, превышает емкость рабочей памяти, делая невозможными логические заключения. А на бумаге ее решение элементарно, так как позволяет выполнить операции последовательно, не перегружая рабочую память.

Источник: Хабрахабр

Читать дальше......

четверг, июня 21, 2007

Мифы и реальность синхронного обучения

Обучение с использованием видеоконференций или технологии виртуального класса в России особого распространения пока не получило, в отличие от Запада, где этот способ используется очень широко. На мой взгляд, у нас есть 2 главных препятствия - проблемы с инфраструктурой (каналами связи) и отсуствие понимания возможности технологии со стороны HR-специалистов.

На distance-learning.ru опубликован перевод статьи "Мифы и реальность синхронного обучения" - где достаточно подробно описываются мнимые и реальные проблемы и способы борьбы с ними.

Читать дальше......

Учебное видео с помощью бумаги и фломастера

Представим себе, что Вам нужно снять обучающее видео про сложную технологическую концепцию имея под рукой видеокамеру, несколько листов бумаги A4 и фломастеры. Знаете как это сделать так, чтобы это было интересно, наглядно и делалось элементарными средствами без дорогих специэффектов?? Если нет - стоит посмотреть как это делается!

Смотрите фильм рассказывающий про технологию wiki (на мой взгляд супер):

Читать дальше......

вторник, июня 19, 2007

Как ученые не смогли ответить на вопросы ЕГЭ

Взяв примеры тестов ЕГЭ по обществознанию из открытого сегмента «Федерального банка заданий», издание «point.ru» обратилось к специалистам из соответствующих областей общественных наук.

__________
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:
индивида

  1. индивидуальность

  2. организм

  3. личность.
Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», - говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

__________

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

  1. Антропология

  2. Культурология

  3. Социология

  4. Философия
Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты - это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», - комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

И человек, и животное способны:

  1. использовать природные предметы

  2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

  3. передавать трудовые навыки последующим поколениям

  4. осознавать собственные потребности.
Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно... Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, - это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут «использовать природные предметы». Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается - старшие обучают детей, а значит, животные способны «передавать трудовые навыки последующим поколениям».
«Осознавать собственные потребности»... не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», - рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

__________

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. приводит к снижению производительности труда

  2. уравновешивает спрос и предложение

  3. усиливает вмешательство государства в экономику

  4. стимулирует увеличение затрат на производство.
Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.
«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про "уравновешивание спроса и предложения". Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», - говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

__________

Какой признак характеризует человека как личность?

  1. Особенности внешности

  2. Общественная активность

  3. Свойства темперамента

  4. Физическое развитие
Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ - аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», - уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

__________
Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

  1. Объяснительную

  2. Прогностическую

  3. Социальную

  4. Производственную
Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ - медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки - это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», -считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. сохранении самобытности

  2. возрождении традиций

  3. национальной изоляции

  4. взаимном обогащении
Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если «взаимное обогащение» понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но «взаимное обогащение» - это странная формулировка. Слово «взаимное» здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» - спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

__________

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

  1. Философия

  2. Социология

  3. Политология

  4. Экономика
Выберите один ответ.

«Правильный ответ - и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», - говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

  1. Экономической

  2. Социальной

  3. Политической

  4. Духовной
Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие «взаимосоотносится» с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.
Самый простой пример - восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской «старшины» получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).
По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», - подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

__________
Производителю в условиях рынка выгодно:


  1. постоянное повышение цен на продукцию

  2. производство товаров для собственного потребления

  3. снижение затрат на единицу производимой продукции

  4. государственное распределение основных производственных ресурсов.
Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду «снижение затрат». Но этот вопрос - чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», - комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.

_____________________
© 2006 OOO «ГлобалИнфо»

Читать дальше......

понедельник, июня 18, 2007

Компьютерные тренеры эмоций

Нередко отечественный менеджмент обнаруживает, что прямое заимствование заграничных моделей управления и обучение менеджменту на нашей почве оказывается не совсем адекватными. На наш взгляд, отчасти это связано с тем, что бизнес-обучение у нас строится преимущественно на рациональных, когнитивных моделях в ущерб эмоциональным.
В то время как традиция, особенно школьного обучения, в значительной мере рассчитана на эмоциональное воздействие на обучаемых, ориентирована «сеять разумное, доброе, вечное», обучение взрослых на практике почему-то не учитывает эмоциональной компоненты образования.
Обучение посредством личностных и общественных переживаний для нашего человека не менее, а скорее всего более важно, нежели освоение безличностной информации и алгоритмов ее применения.
Выдающийся исследователь эмоций Кэррол Э. Изард присал: «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации».
В 1995 году Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл его таков: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих ради того, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей".
Использованию и развитию эмоционального интеллекта в сфере бизнеса целесообразно обучать. Прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана со взаимодействием с людьми. «Владение» эмоциональным интеллектом (при прочих равных условиях) дает бизнесмену или специалисту, как минимум, следующие преимущества:
1. Умение контролировать собственные эмоции
2. Умение создавать вокруг себя благоприятную психологическую атмосферу, заражать окружающих верой в успех
3. Умение «купировать» негативные переживания и перенаправлять их энергию в конструктивное русло, настраиваться на благоприятный исход дела
4. Умение понимать эмоции окружающих и действовать с учетом их переживаний.

Жизнь показывает, что наибольших высот в ней достигают те, кто способен в критической ситуации взять себя в руки, не поддаваться унынию, раздражению и гневу, создавать себе и вокруг себя обстановку радости, возбуждать интерес к жизни и способность удивляться новому и нетривиальному.
Электронному же обучению чаще всего «достается на орехи» именно из-за его «безэмоциональности». Авторы и педдизайнеры бьются над этой проблемой не первый год. Одно из ее решений видится в использовании в учебных курсах специальных анимированных персонажей - агентов, которые учили бы сотрудников не только бизнесу (см. Ссылка ), но и выражению эмоций и управлению ими. «Эмоциональным» агентам вполне реально «делегировать» следующие функции:
1. управление невербальными средствами выражения эмоций
2. выбор наиболее оптимальных способов эмоционального реагирования применительно к типичным ситуациям бизнеса
3. моделирование собственного эмоционального поведения
4. моделирование эмоционального поведения подчиненных или клиентов

Примеры простейших упражнений, направленных на формирование эмоционального интеллекта обучаемых:
1.
Дано:
Господин Федюткин, затратил много сил и ресурсов на обучение и развитие инженера Сидоренко. Более того, Федюткин намеревался сделать инженера своим заместителем. Неожиданно он обнаруживает на своем столе заявление Сидоренко с просьбой уволить его по собственному желанию.
Вопросы
1. Каким выражением лица Федюткин, вероятнее всего, отреагировал на заявление Сидоренко?
2. С каким выражением лица Федюткину стоит начать беседу с Сидоренко с целью убедить того отозвать свое заявление?



2.
С каким выражением лица вы встретите предложение начальника поработать в выходные?

Читать дальше......

воскресенье, июня 17, 2007

eLearning на службе церкви

Посмотрев на предыдущую статью, подумалось - а как же на это смотрят противники дарвиновской теории? Оказалось, тоже не дремлют и поставили себе на службу самую известную бесплатную СДО - Moodle. Как это у них получилось - можно посмотреть здесь (замечу, что URL лучше, пожалуй, вслух не произносить). Правда, придется зарегистрироваться. А то всякому первому встречному не разрешают узнать всю правду о Церкви :)

Sorry, 'The Truth About the Church' does not allow guests to enter.

В русском Интернете дела несколько похуже, да и подход несколько другой. Обучиться электрически основам православия у вас вряд ли получится, зато вот тут, например, можно загрузить программу-помощник составления текста исповеди. Удивительно...

Читать дальше......

суббота, июня 16, 2007

Путешествие человечества - пример интерактивной демонстрации

Мне всегда была интересна эволюция человечества и я на эту тему прочитал несколько книг, в том числе лучшую, на мой взгляд: "Изгнание из Эдема" Стивена Оппенгеймера. И вот недавно я нашел совершенно замечательную интерактивную демонстрацию истории развития человечесва со времен исхода из Африки 150.000 лет назад, построенную на основе книги Оппенгеймера. Это отличный пример того, как историю изложенную на 500 страницах книги можно ужать в одну интерактивную flash демонстрацию!

Посмотреть путешествие человечества...

Читать дальше......

пятница, июня 15, 2007

Поиск на шкале времени

Google продолжает экспериментировать с механизмами визуализации результатов данных (в их случае - результатов поиска). Одна из последних "фишек" - представление результатов на шкале времени (timeline). На мой взгляд - очень интересный прием, который может быть полезным при организации поиска по нормативным документам на корпоративном портале знаний.

См. результаты поиска по ключевому слову russian revolution. На картинке ниже - результат поиска по ключевому слову "Napoleon".

Читать дальше......

четверг, июня 14, 2007

Билл Гейтс и Стив Джобс: конференция D5 (рус.)

Люди потрудились и перевели историческое интервью, в котором совместно участвовали первые лица компаний Microsoft и Apple — Билл Гейтс и Стив Джобс:
- Первая часть.
- Вторая часть.
- Заключительная часть.

Читать дальше......

Google оцифрует 10 млн учебников

Двенадцать крупнейших университетов США приступили к реализации новой программы, которая проводится в жизнь совместно с Google. Её цель заключается в переводе в цифровую форму содержимое библиотек — это порядка 10 млн книжных томов — для того чтобы студенты, преподаватели и все интересующиеся могли бы получать быстрый доступ к учебным и другим материалам.

Материалы, по словам представителей Google, будут сканироваться и индексироваться «в полном соответствии с законами об авторском праве». К нынешним участникам проекта (это университеты Иллинойса, Айовы, Огайо, Миннесоты и ряда других) планируют присоединиться Гарвард и университет Калифорнии.

Уверен, что со временем дело дойдет до оцифровки и русскоязычных учебных материалов.

Источники: CNN , Хабрахабр.

Читать дальше......

среда, июня 13, 2007

Больше браузеров, хороших и разных

Apple Computer Inc. объявила о том, что браузер Safari версии 3 будет доступен не только для пользователей MacOS X, куда он встроен, но и для Windows-мира. Пока же можно исследовать бета-версию, которая выложена на сайте Apple.

Поскольку Apple обычно радует своим оригинальным (и чаще всего - очень правильным) подходом к разработке пользовательских интерфейсов (если Вы когда-нибудь пользовались Mac'ом или хотя бы iPod'ом - думаю, Вы со мной согласитесь), бета-версия была немедленно мною загружена и установлена. Результаты исследований:

Плюсы:

1. Красота неописуемая :) Действительно, очень красиво, в едином стиле с другой весьма популярной программой от Apple - iTunes.
2. Очень достойно выглядит Font Smoothing - буквы "как живые". Есть установки гдубины сглаживания шрифтов.
3. Весь набор привычных уже опций - присутствует (Tabbed browsing, Popup blocking, встроенный поиск в Google или Yahoo)
4. Как и Опера - умеет восстанавливать содержимое бывшее в окне при предыдущем закрытии (если выбрана соответствующая настройка)
5. Встроена RSS-читалка
6. Довольно быстр, хотя красивые картинки тестов на сайте Apple скорее рекламные, но действительно сравнимо с тем же FireFox.
7. Максимально полно используется окно браузера - даже боковые полоски окна спрятаны :)
8. Приятная опция SnapBack - когда помечаешь страницу к которой хочешь вернуться впоследствии и возвращаешься, погуляв, одним нажатием.
9. Наконец, поскольку в глубине сего браузера сидит движок Gecko, то большинство функций, нужных для работы учебных курсов казалось бы работает (есть глюки, которые спишем пока на бета-версию).

Минусы:
1. Пока откровенно плохо со сложными стилями (ссылки, написанные жирным шрифтом и/или с определенным цветом заменяются подчерками, местами неправильно рендерятся сложные таблички). Хочется верить, что к релизу будет исправлено.
2. Настроек безопасности очень немного - боюсь, что для работы с активным содержимым это скорее плохо (если все будут мерять одной планкой, то скорее всего - зарежут по максимуму).
3. Весьма привычная опция посмотреть Properties объекта на странице по нажатию правой кнопки отсутствует :(
4. Довольно бедный (по сравнени с Оперой) Download Manager. Да собственно даже и не менеджер - просто окно со списком загрузок.
5. Бета-версия довольно падуча. Все же от бета-версии ожидаешь багов помельче, чем падения. Хотя специально для багов есть кнопочка с этим самым багом - процесс сообщения о багах по-эппловски продуман :)
6. Нет привычных выпадающих списков истории на кнопочках Back и Forward.

Таковы первые впечатления. А как вам?

Читать дальше......

вторник, июня 12, 2007

Игры-симуляторы работы

В ответ на пост коллеги приведу отдельные иллюстрации психологических игр-тренингов, разработаных по заказу одной из телекомуникационных компаний России.

Пример 1. Тренинг-игра, посвященная теме креативности и ответственности




Пример 2. Тренинг-игра, посвященная формированию и развитию навыков открытых продаж

















Читать дальше......

понедельник, июня 11, 2007

Тест как средство 1) развития и 2) экзекуции

Лингвистическая философия говорит: любое высказывание или поступок являются:
1. Ответом на какой-то вопрос
2. Порождают новые вопросы
3. Исходит от некоего адресанта
4. Имеет адресата

Когда тестовые задания обладают этими 4-мя характеристиками в восприятии обучаемого, т.е.
1. Отвечают на его вопрос
2. Порождают в нем новые реальные или вербальные действия, ментальные конструкты
3. Ощущаются как адресуемые интересным собеседником 4. непосредственно ему

они органично воспринимаются этим обучаемым, имеют предпосылку стать механизмом его развития и мотивируют его учебный деятельность.
Вот и весь педдизайн :)

На практике же эту умозрительную выкладку ох как нелегко реализовать. Мы пытаемся использовать для этого специальных персонажей – Агентов. Предъявляя, к примеру, лицо одного из них, однако выражающее разные эмоции, адресуем учащемуся личностноориентированный или непрямой вопрос:

  • С каким выражением лица мы встречаем (Вы встречаете) несправедливое замечание руководителя?
  • С каким выражением лица следует реагировать на несправеделивое замечание?
  • С каким выражением лица стоит сделать (Вы сделаете) замечание креативному сотруднику, вновь не уложившемуся в установленный им же срок? и пр.



Тесты же, не обладающие 4-мя вышеназванными параметрами, особенно контрольные, очень часто напоминают форменную образовательную экзекуцию, о чем прекрасно написано здесь

Читать дальше......

воскресенье, июня 10, 2007

Игры на работе

Инопланетяне высадились на Земле и угрожают разрушить планету, если их корабль не будет в течение часа обеспечен высокоскоростной сетью с доступом в Интернет. Группе сетевых инженеров предлагается обеспечить корабль инопланетян всем необходимым оборудованием...

Это фабула сценария обучающей сетевой игры, использованной в компании Cisco.

Случайно наткнулся на статью "All play and more work" и понял, что ничего подобного в российских компаниях никогда не видел. А ведь эффективность таких обучающих игр обещает быть весьма высокой. Или, может быть, я просто мало знаю, и какие-то российские компании уже пробовали такие игровые методы e-learning?

Читать дальше......

суббота, июня 09, 2007

Смешанное обучение: Как это работает?

В последнее время про смешанное обучение разными говорится много слов. Я кстати один из тех кто их произности - как раз недавно делал спич на эту тему на конференции - см. мою презентацию. Мой взгляд на проблему это скорее взгляд технического человека - меня интересует вопрос как автоматизировать процесс смешанного обучения в одном программном решении. Вопрос же методологии такой формы обучения не менее, а возможно даже более важен.

Чтобы обсудить методологию мы перевели для сайта distance-learning.ru статью - Смешанное обучение: Как это работает?, написанную известной западной консалтинговой компанией Bersin & Associates. В статье в частности рассматривается несколько примеров смешанного в практике западных компаний.

В нашей российской практике я знаю не много примеров структурированного смешанного обучения поставленного на поток - возможно кто-то со мной поделится своими данными (один из примеров банка ВТБ кратко описан в презентации).

Читать дальше......

пятница, июня 08, 2007

Пример постановки задачи: фрагмент тренажера

В приведенном ниже примере использованы:

типы вопросов:
1. Бинарный (он же: верно-неверно) (вопросы 1,3,5,9)
2. Один верный из многих (вопросы 2,4)
3. Несколько верных из многих (вопрос 6)
4. Рассортировать предлагаемые ответы по факторам (вопрос 7)
5. Вопрос на соответствие (вопрос 8)
6. Открытый ответ со стимулом в виде мини-кейса (вопросы 10,11,12,13,14)

типы реакций пользователей при ответе на вопросы:
1. Впечатывание Да или Нет (для бинарного ответа: 1,3,5,9)
2. Впечатывание в окошко развернутого ответа (для мини-кейсов: 10,11,12,13,14)

3. Перетаскивание правильных вариантов ответов в предназначенные для них свободные ячейки (для всех остальных: 2,4,6,7,8)


Индивидуальный подход к мотивации сотрудников
(параграф из тренажера Работа с сопротивлением при внедрении изменений)


Вопрос 1: Возможно ли создание единой эффективной программы мотивации в которой персонал рассматривается в качестве «обобщенного» сотрудника?
Нет

Варианты ответов: Да/Нет

Комментарий:
Многие компании разрабатывают серьезные комплексные программы мотивации персонала. Однако эти программы не всегда работают эффективно, так как не учитывают особенности отдельных сотрудников. Мотивировать человека, который ценит покой и стабильность, возможностью решать сложные задачи на свой страх и риск так же нецелесообразно, как и мотивировать активного предприимчивого человека надбавкой к зарплате за выслугу лет.

Вопрос 2: Верно ли, что система мотивации должна делать акцент на конкретные рабочие места, а общая стратегия организации – вторична?
Важен баланс

Варианты ответов:
1. Да
2. Нет
3. Мотивация вообще не важна
4. Важен баланс

Комментарий:
Любые системы, в том числе и система мотивации, разрабатываются и внедряются в русле общей стратегии организации. Следует помнить, что сама стратегия реализуется на конкретных рабочих местах. Необходим баланс между интересами организации в целом и отдельных сотрудников.

Вопрос 3: Верно ли, что если система мотивации грамотно построена, то не важно кем и как она внедряется?
Нет

Варианты ответов: Да/Нет

Вопрос 4: Кем должна доводиться до сведения каждого сотрудника система мотивации?
линейными менеджерами

Варианты ответов:
• никем
• линейными менеджерами
• персональными коучами
• топ-менеджерами

Комментарий:
Система мотивации должна корректироваться и доводиться до сведения каждого сотрудника линейными менеджерами. От подхода линейного менеджера во многом зависит, станет ли предлагаемая система мотивирующим или демотивирующим фактором.

Вопрос 5: Верен ли такой принципиальный подход: мы мотивируем людей не так, как мы считаем нужным, а так, как люди сами этого хотят?
Да

Варианты ответов: Да/Нет

Комментарий:
Определив, какой тип работников преобладает в компании, можно выработать рекомендации по созданию оптимальных условий, при которых будет обеспечена максимальная отдача. (Для различных типов работников в разной степени важны власть, авторитет, деньги, стабильность, общественное признание, наличие утвержденных процедур, сохранение статус-кво и т.п.) Аналогично (от противного) мы можем оценить, насколько существующие условия являются демотивирующими.
• 1 тип работников – люди, в большей степени мотивируемые задачей, меньше внимания обращают на комфорт. Мотивируются достижением, как личных целей, так и целей организации;
• 2 тип работников – люди, в большей степени, мотивируемые окружающей обстановкой, могут избегать возможностей, которые лишат их зоны комфорта. Ориентированы более на процесс, чем на задачу.

Вопрос 6: Как можно поступать, если разработанная в вашей организации система мотивации вошла в противоречие с поведенческими характеристиками реальных сотрудников?
корректировать систему мотивации
менять сотрудников

Варианты ответов:
• настойчиво продолжать внедрять как есть
• корректировать систему мотивации
• менять сотрудников

Комментарий:
В этой ситуации есть всего два основных пути решения. Надо либо корректировать систему мотивации, адаптируя ее к особенностям типа сотрудников, либо менять сотрудников. Попытки навязывания мотивов «сверху» без учета существующей организационной культуры и мотивационной структуры сотрудников малоэффективны.
В то же время правильное разъяснение системы мотивации может в значительной степени сгладить эти противоречия. Зная, к какому поведенческому типу относятся подчиненные, линейный руководитель может правильно расставить акценты при разъяснении не только системы мотивации, но и любых других изменений, происходящих в организации.


Вопрос 7: На удовлетворенность сотрудника работой всегда влияет две группы факторов – их называют поддерживающими и мотивирующими факторами. Что есть что?
Поддерживающие факторы:
деньги
условия
инструменты для работы
безопасность
надежность

Мотивирующие факторы:
признание
рост
достижения
ответственность и полномочия


Варианты ответов:
• безопасность
• достижения
• деньги
• надежность
• ответственность и полномочия
• инструменты для работы
• условия
• признание
• рост

Вопрос 8: Как влияет на поведение сотрудников различные соотношения этих групп факторов?
Возможные ситуации на практике:
1) Если обе группы факторов отсутствуют –
работа становится невыносимой.
2) Если присутствуют только поддерживающие факторы –
удовлетворенность от работы минимальна.
3) Если присутствуют только мотивирующие факторы –
сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.
4) Если обе группы факторов присутствуют –
работа приносит максимальную удовлетворенность.

Варианты ответов:
1. работа становится невыносимой.
2. сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.
3. работа приносит максимальную удовлетворенность.
4. удовлетворенность от работы минимальна.

Комментарий:
Когда речь идет о мотивации, мы должны честно признаться себе, что в компании, где зарплата (независимо от ее размеров) ниже среднерыночной для отдельных категорий специалистов, не соответствует прожиточному минимуму, где отсутствует организационная структура и порядок, где нагрузка на персонал превышает разумную, то есть в компании, где не созданы предпосылки нормальной работы, никакая система мотивации не даст долгосрочного эффекта. Скорее на повестку дня ставится вопрос об устранении основных демотивирующих факторов.

Вопрос 9: Имеет ли смысл устанавливать связь между изменениями и высоким вознаграждением сотрудников?
Да

Варианты ответов: Да/Нет

Комментарий:
Отдельные лица и коллективы должны знать, что выгодно положительно относиться к переменам и постоянно искать изменения, которые пойдут на пользу организации.
Новаторство и творчество можно стимулировать финансовыми вознаграждениями, общественным признанием, продвижением по службе, более интересной работой, возможностями обучения и самосовершенствования и т.д. С другой стороны, люди должны иметь возможность убедиться, что консерватизм и сопротивление нововведениям и изменениям не оправдывают себя.
Отношения и коллективные нормы, образующие организационную культуру, вырабатываются несколько лет, а когда установились, меняются с трудом. Однако повлиять на них и в конечном итоге изменить их все же можно. Таким образом, если организационная культура – основное препятствие перестройке, не стимулирует ее в условиях непрерывно меняющейся окружающей среды, может быть, нужно сконцентрировать усилия руководства прежде всего на организационной культуре.

Вопрос 10: По своим поведенческим характеристикам сотрудник – перфекционист, логик, любит работу по правилам. Процедура отчетности в организации не была отлажена, доклады руководству носили скорее стихийный характер (что, кстати, устраивало большинство сотрудников). Введение еженедельной формы отчетности, по признанию сотрудника, стало для него мотивирующим фактором. Почему?
/ _____________ (впечатайте ответ)

Ответ:
Устранен демотивирующий фактор – хаос.

Вопрос 11: Сотрудник волевой, иногда упрямый, ориентированный на достижение конечного результата. Мелкие, не всегда справедливые замечания руководителя снижают его желание работать. Как поступить в данной ситуации?
/ _____________(впечатайте ответ)

Ответ:
Извинения руководителя и признание им своей неправоты снимают напряженность.

Вопрос 12: Стремящийся к достижению цели волевой руководитель оказался в ситуации, когда основное внимание обращается на процесс, а не на конечный результат. Как стоит отреагировать вышестоящему руководителю?
/ _____________(впечатайте ответ)

Ответ:
Вышестоящий руководитель мог бы наметить совместно с ним цели и план работ – и значительно повысится мотивация.

Вопрос 13: Любое действие по отношению к сотрудникам может быть как мотивирующим, так и демотивирующим фактором. Имеет ли смысл вообще что-то делать? Если да, то как именно?
/ _____________(впечатайте ответ)

Ответ:
Важно оценить данное действие по отношению к конкретным людям и их мотивации.

Вопрос 14: Прежде чем выстраивать систему мотивации, имеет смысл сначала устранить демотивирующие факторы, возможно присутствующие в данной организации. Как это сделать?
/ _____________(впечатайте ответ)

Ответ:
Многие из них лежат на поверхности – крик и грубость начальства, хаос, отсутствие понимания ответственности и полномочий. Ряд демотивирующих факторов является следствием личности руководителя или непонимания им, что на самом деле мотивирует подчиненных. Случается, что диагноз поставить нелегко, так как внешне ситуация выглядит спокойной.

___________________
ТренингСофт (с)

Читать дальше......

четверг, июня 07, 2007

Стресс при тестировании

На distance-learning.ru опубликован перевод статьи с сайта BrainConnection - Интенсивное типовое тестирование не только вызывает стресс у учеников, но и может сорвать обучение. Статья посвящена стрессовым состояниям у студентов, которое может вызывать тестирование.

На мой взгляд это весьма интересная тема, о которой мало кто задумывается. Где и как люди проходят тестирование?? - да какая разница!! тест назначен и должен быть сдан завтра - так к сожалению рассуждают очень многие. Я сам несколько раз наблюдал, как компьютерное тестирование сотрудников или кандидатов проводилось без предварительного инструктажа, в шумном помещении где работали и разговаривали другие люди, звонил телефон и т.п. Какова валидность такой процедуры? Сомнительно, что она высока...

Читать дальше......

среда, июня 06, 2007

Снова по следам Elearn Expo - eventNet

На конференции Elearn Expo много говорили про управление талантами, сетевые сообщества и т.п. При этом для сообщества посетитетелей выставки/конференции практически никакого инструмента для получения информации предложено не было (за исключением бумажного каталога выставки и excel файла со список выступлений). А мы ведь были на выставке про передовые технологии и для таких мероприятий есть специальные ИТ решения! Недавно я наткнулся на компанию под названием introNetworks и их софт eventNet, который позволяет организовать для участников некоего мероприятия социальную сети и среду информационного обмена. Как это выглядит - можно посмотреть в демо-ролике.

Возможно новые технологии были бы понятнее участникам, если бы они могли их "пощупать" руками :)

PS
Кстати это очень типичная ситуация - "сапожник без сапог". Абсолютное большинство докладчиков, рассказывавших про мультимедиа и игровые технологии обучения, использовали очень скучные PowerPoint слайды, даже без анимации...

Читать дальше......

Ustream.tv - создайте свой телеканал в Интернет

Что нужно, чтобы создать собственный телеканал? Купить лицензию, дорогое оборудование, нанять штат. А если вещать через Интернет? Вы думаете нужен специальный сервер, софт программисты и т.п. На самом деле нужно существенно меньше - поставить вэб-камеру и микровон и подключиться к сервису, который дает возможность организовать вещание через Интернет (бесплатно разумеется). Сомнительно, что вам удасться создать свой CNN, но организовать вэб-трансляцию семинара - запросто.

Один из примеров таких сервисов - Ustream.tv. Зарегистрировавшись можно начать вещание в Интернет подключив к компьютеру свою камеру (и имея нормальный Интернет канал). Целый ряд деятелей с помощью этого сайта организует собственные ежедневные шоу (видеотрансляции) и у них есть своя аудитория.

Этот сервис показывает, что технологический барьер для доставки мультимедиа контента практически исчез (за исключением пропускной способности каналов связи) - если есть желание организовать вэб-трансляцию для ваших сотрудников (например, тренингов) - сделать это весьма несложно как внутри СДО так и через Интернет.

Читать дальше......

вторник, июня 05, 2007

В России набирает обороты кампания по борьбе за защиту авторских прав

Предполагаю, скоро коренным образом измениться отношение россиян к использованию нелицензионного софта. Свежий пример: в Барнауле осудили студента по обвинению в незаконной установке программы семейства 1С.

Вступил в силу приговор в отношении 23-летнего жителя Барнаула Артема Ярова, незаконно использовавшего чужую интеллектуальную собственность, сообщила 1 июня газета «Алтайская правда».

Молодой человек получил год лишения свободы условно за нарушение авторских и смежных прав, незаконное их использование, а также приобретение, хранение контрафактных экземпляров для сбыта, совершенных в крупном размере.

Как сообщила помощник прокурора Железнодорожного района Барнаула Людмила Добровская, в августе прошлого года у Ярова кончились деньги и он начал думать, где же их побыстрее раздобыть. Он был студентом технического вуза и решил воспользоваться знаниями, полученными в этом учебном заведении. Парень достал программный продукт фирмы ЗАО "1С"-1С: Предприятие 7,7 сетевая версия, помещенный на диск. При этом он нарушил 15 статей закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также 12 статей закона РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Он нашел клиентов и дважды за плату в 300 и 500 рублей установил им эту программу. А обладателю авторских прав на нее при этом нанес ущерб в 80 тысяч 820 рублей. Но в итоге был задержан и привлечен к ответственности.
_____________
Источник: http://www.securitylab.ru/news/296859.php

Читать дальше......

понедельник, июня 04, 2007

Тесты как инструмент сократовского диалога?

Некоторое время назад в нашем блоге возникла тема о правилах оформления тестов Ссылка , о формальных и содержательных тестах Ссылка .

Вообще-то любое утверждение является не чем иным, как ответом на некогда актуальный вопрос (так сказать, на «бывший тест). В исторической ретроспективе за любыми учебными вопросами стояли порой весьма серьезные практические и мировоззренческие темы. Сегодняшнего школьника скорее всего не отправят на костер на фразу типа «Ни фига она не вертится!», в то время как несколько веков тому сожжение заживо грозило за прямо противоположную мысль.
Благо, требования демократии и соблюдения прав человека избавили нынешних школяров, не говоря же о слушателях системы корпоративного обучения, от серьезных угроз и даже от телесных наказаний. Гуманизация контроля и оценки знаний налицо!

К сожалению, гуманизация процесса освоения знаний далеко не продвинулась. Сократовское и аристотелевское обучение в форме последовательной постановки вопросов и ответов на них и по сей день не освоено массовым образованием. А ведь сократовские диалоги суть не что иное, как
  1. реконструкция учителем реальных «бывших» проблем, стоящих перед поколениями, предшествующих генерации обучаемых
  2. попытка обучаемых ответить на эти «прошлые» вопросы с позиций их настоящего
  3. оценка неудачных ответов учеников в форме встречных вопросов и размышлений, подталкивающих воспитанника к генерированию (а не извлечению из памяти) «правильного» знания.

Увы, за 2,5 тысячи постсократовских лет массовое образование научилось ставить лишь контрольные вопросы, так и не сумев реконструировать и воспроизвести механику обучающего — генерирующего в голове ученика знания — диалога.

Мы задались целью сымитировать некое подобие сократовского диалога при разработке электронного курса «Конфликты общения в организации». Замысел состоит в том, чтобы теоретические сведения преподносить обучаемым не виде текста–монолога, а посредством организации диалога обучаемого с компьютером в тестовой форме. (На деле в курсе провоцируется диалог обучаемого с самим собой, а его шаги фиксируются и/или комментируются автором курса при посредстве компьютера). При этом используются наиболее простые по форме типы тестов (выбор одного из двух, нескольких из нескольких), которым хотелось придать новое — неформальное — содержание.

Итак, на обозрение выносятся 2 фрагмента курса (из раздела, посвященного демонстрации знаков личностного превосходства) в виде батарей содержательных тестов.
Заранее благодарю за пожелания и комментарии.

Фрагмент 1
Человек хочет осознавать, что в том или ином вопросе, он более компетентен, чем любой из окружающих его людей

Да
Нет
Любой человек, находящийся рядом с вами, обладает хоть одним качеством, которым вы не обладаете или обладаете в меньшей мере. Тем самым этот человек превосходит вас
Да
Нет
Вы обладаете как минимум одним качеством, делающих вас хоть в чем-то превосходящим каждого из окружающих
Да
Нет
Любой из собеседников в чем-то превосходит другого
Да
Нет
Равенство собеседников обеспечивается
Их похожестью друг на друга
Их различиями друг с другом, которое обеспечивается наличием у каждого из них черт превосходства

Фрагмент 2
Демонстрация собственного превосходства ведет к конфликту

Да
Нет
Признание превосходства собеседника снижает вероятность конфликта
Да
Нет
Следовательно, вероятность возникновения конфликта снижают (на выбор)
демонстрация собственного превосходства
отказ от демонстрации собственного превосходства
подчеркивание превосходства собеседника в том, в чем он действительно силен
непризнание превосходства собеседника
безэмоциональное (нейтральное) принятие превосходства собеседника

Читать дальше......

воскресенье, июня 03, 2007

Безопасность - вторая волна. Flash

Не только web-браузеры славны ужесточением настроек безопасности. Следом за Microsoft в те же грехи ударилась и компания Macromedia (ныне Adobe). В результате самое, пожалуй, широко распространенное дополнение к браузеру - Flash Player - также имеет набор настроек безопасности. Поэтому не следует удивляться, если Вы вдруг увидете сообщение, подобное изображенному на картинке или при запуске страницы с Flash-роликом с локального диска что-то в ролике будет не работать.

Для целей e-learning важна способность Flash-ролика передавать и получать данные - напрямую в СДО, либо опосредованно через SCORM API, либо из одного Flash-ролика в другой (через механизм local connection). К несчастью, все перечисленное может подпадать под ограничения, налагаемые настройками безопасности. Хорошо, если передатчик и приемник данных принадлежат к одному домену, если же в разных, или загружены с локального диска - такое общение по умолчанию запрещено.

Найти эти настройки не так уж просто. Для изменения этих настроек Вам придется посетить сайт Adobe (Настройки безопасности на сайте Adobe). Также, как и в настройках браузера, здесь есть опция "Add Location" - файлы, загружаемые с этих адресов, будут считаться безопасными, и им будет позволено коммуницировать без ограничений. Заметьте, что Вы можете добавить в этот список как сетевые, так и локальные адреса и директории разного уровня (и даже весь диск C целиком - хотя Adobe не рекомендует добавлять в список директории высших уровней).

Читать дальше......

суббота, июня 02, 2007

Электронная бумага для обучения

Новая технология для обучения - компания LiveScribe разработала технологию, которая позволяет студенту в ходе лекции или семинара делать записи в блокноте специальной ручкой, содержащей диктофон, сканер и т.п. В блокноте специальная бумага, благодаря чему все записи, вместе с аудиопотоком (обсуждениями в классе, словами лектора) записываются и синхронизуются с тем, что вы записываете. После чего все это (записи + лекция и обсуждения) переносится в компьютер в виде интерактивного материала - вы смотрите на свои записи, щелкаете на них мышкой - слышите что в это время говорил лектор. также можно щелкать не только в компьютере, но и просто ткнуть "умной" ручком в блокнот и услышать запись - это дейтсвительно круто! Выглядит очень интересно, по крайне мере идея очень оригинальная (см. видео):

Читать дальше......

Стив Джобс и Билл Гейтс - совместное интервью - впервые за 20 лет

Стив Джобс и Билл Гейтс, основатели Apple и Microsoft - два самых великих или по крайне мере самых харизматичных ИТ лидера последних десятилетий впервые за более чем 20 лет дали совместное интервью - советую посмотреть тем кто хочет услышать их дискуссию о будущем технологий и взглянуть на историю целой эпохи, создавшей колоссальную ИТ индустрию (маленькой частью которой является e-learning) из ничего - 35 лет назад еще почти ничего не было кроме IBM :)



Интервью целиком (почти полтора часа):

  • Вступление

  • Часть 1

  • Часть 2

  • Часть 3

  • Часть 4

  • Часть 5

  • Часть 6

  • Часть 7

  • Транскрипт интервью
  • Читать дальше......

    пятница, июня 01, 2007

    Microsoft Surface для группового обучения

    В последний раз, когда компьютерные гении изменили общение между пользователями и ПК, они создали мышь. Уильям Генри Гейтс 3 считает, что его компания может совершить следующий прорыв.

    30 мая, Гейтс представил новую технологию, которая называется Поверхностные компьютеры (далее Surface), которая позволяет пользователям общаться с ПК используя: прикосновения, жестикуляции и физические объекты с оптическими метками. Технология превращает компьютер в динамическое полотно, благодаря чему пользователи получают возможность, например, просматривать свою музыкальную библиотеку, используя свои пальцы, или сравнивать имеющееся устройство с тем, что продается в магазине, просто положив устройство на стол.

    Это больше, чем просто компьютеры с сенсорными экранами. Под экраном расположены камеры, которые могут обрабатывать до 52 касаний одновременно, что позволяет малым группам людей работать одновременно. Так же компьютер может распознавать цифровые устройства, такие как цифровая камера с WiFi. Устройство можно просто положить на стол, после чего сохранить с него фотографии, а после, используя лишь руки, отредактировать их.

    Работает Surface под управлением Windows Vista, для нас это означает возможность создавать ПО к Surface в виде учебных программ предназначенных для групповой работы.

    Например, построение, анализ и корректировку карт потоков создания ценности (VSM) — одной из тем учебного курса «Производственная система „точно в срок“ (JIT)» — лучше проводить именно в группе: с полноценным перетаскиванием компьютерных пиктограмм отдельных производственных процессов (вместо липких листочков, приклеиваемых на лист ватмана).

    Во всяком случае, я не вижу причин отказывать Surface в подключении к системе дистанционного обучения.

    _________________________
    Использованные источники: habrahabr.ru, flash-ripper.com

    Читать дальше......