Websoft

вторник, июля 31, 2007

Эксперимент: первые школы переходят на Linux

Комитет по образованию Петербурга, проводивший специальные обучающие семинары для учителей, получил интересную информацию. По словам ведущего специалиста комитета Игоря Базлова, ряд петербургский школ проявили интерес к переходу на альтернативное свободное ПО. В основном речь шла о Linux. Г-н Базлов сообщил, что комитет пошел на встречу образовательным учреждениям. Осенью на базе этих школ будет создана экспериментальная площадка, где будет внедряться Linux. "Если опыт даст положительные результаты, комитет будет рекомендовать Linux для внедрения во всех школах", — заявил Игорь Базлов.

Директор школы N 369 Петербурга Константин Тхостов полагает, что в связи с переходом на Linux могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях образовательных учреждений с комитетами администрации города. "Юридическое лицо, такое как школа, работает в системе Горзаказа, с различными комитетами администрации. При установке Linux эта работа будет затруднена", — считает г-н Тхостов. И, тем не менее, он уверен, что переход на Linux был бы лучшим подарком школьникам к 1 сентября.

Генеральный директор "Линукс ИНК" Леонид Сомс заявил, что процесс внедрения в школах свободного ПО сопряжен с рядом проблем. "Прежде всего, это инертность преподавательского сообщества, выраженная в затрудненном переходе от привычных образовательных программ к новым", — отметил он. По его мнению, еще одной проблемой является низкая совместимость Linux и Windows.

Тем временем участников эксперимента по установке свободного ПО интересует, за чей счет в школах будут устанавливать легальные ОС. Есть надежда на федеральное финансирование, у городского комитета по образованию эти суммы в бюджет не заложены.

Ранее CNews писал о том, что аналогичный эксперимент намерен провести в своей школе Александр Поносов. Он планирует установить на компьютерах Linux параллельно с Windows и с сентября начать обучение детей работе в альтернативной ОС. В данный момент в порядке эксперимента Linux поставлен на пяти школьных компьютерах села Сепыч. "Школа должна готовить не пользователей определенной системы, а думающих людей, которым после ее окончания будет непринципиально, на какой ОС работать", — считает Александр Поносов.

Читать дальше......

понедельник, июля 30, 2007

Нужна ли академическая свобода в корпоративном образовании?

Академическая свобода (Academic freedom)
Академическая свобода означает свободу членов академического сообщества, каждого в отдельности или всех вместе, в стремлении к развитию и передаче знаний через исследования, разработки, дискуссии, документирование, творческую деятельность, преподавание, чтение лекций и создание научных работ. Для того, чтобы создать условия для возникновения новых знаний и обучение технологиям прошлого и настоящего, правительства обязаны воздерживаться от использования системы образования в качестве инструмента для пропаганды. Они также должны обеспечить преподавательскому составу и студентам всех высших учебных заведений условия для автономии и свободы преподавания и исследовательской деятельности без полицейского или военного надзора или преследований. Академическая свобода включает открытый доступ к информации об общественных делах и делах своего учреждения, возможность обмениваться информацией со своими коллегами в своей стране и за рубежом (Источник).

Нужна ли корпоративному образованию академическая свобода, отчасти закрепленная, кстати, даже в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ. Сам я всеми конечностями и клетками организма за нее. А вы?

Возможно, когда идея академической свободы войдет в плоть и кровь корпоративного обучения, смешной покажется дискуссия в этом блоге о желаемых и реальных моделях обучаемых и заказчиков в корпоративным обучении.

Читать дальше......

Надоели электронные учебники

Чем больше знакомлюсь с современными средствами разработки электронных курсов, тем сильнее убеждаюсь, что мы колем орехи микроскопами. Потенциал таких средств (к примеру, CourseLab или Raptivity) достаточен, чтобы с их помощью делать не просто иллюстрированные учебники с гипертекстом, пусть даже и сдобренные аудио и видео и даже динамическими образами, но и вполне полноценные тренинги, деловые игры и симуляции. Запад активно движется этим путем.
Будут ли востребованы подобные продукты в наших корпоративных учебных центрах и университетах? Найдут ли своего заказчика и своего же обучаемого? Или то, что Западу хорошо, то россиянину – головная боль?

Что думаете об этом, коллеги? Поделитесь соображениями и прогнозами!

Читать дальше......

воскресенье, июля 29, 2007

Музыкальное образование

Давно хотелось найти в Сети что-нибудь, касающееся музыкального образования. Хочется научиться нормально читать ноты, узнать принципы аранжировки, словом, хочется узнать, как устроена музыка "изнутри". К сожалению, почти ничего толкового так и не нашел. Кроме разве что BBC. У них, похоже, есть что-нибудь на все случаи жизни :)

Guide to Classical
Guide to Jazz
Как устроен оркестр
Музыкальная школа

А если там еще по ссылкам ходить, то можно вообще забыть о времени...

Читать дальше......

суббота, июля 28, 2007

2 способа построения обучалок по софту

Обучение работе с софтом - одно из наиболее распространенных применений e-learning. При этом разработчик обучающего модуля всегда стоит перед выбором - как методически более правильно скомбинировать в обучении демонстрацию теории (как правильно работать в софте) и интерактив (упражнения на закрепление навыков, итоговые оцениваемые упражнения). Я не буду сейчас говорить про оглавление, цели курса и т.п. - об этом уже много раз говорилось и это общее место для всех электронных курсов. Давайте про конкретную технику - есть как минимум 2 варианта:
1) Сначала показать обучаемому демонстрацию работы (обучающий ролик) и затем сразу дать ему закрепляющее упражнение
2) Совместить эти 2 процесса - заставить человека самого "прощелкать" мышкой и клавиатурой весь ролик (в этом случае можно обойтись без промежуточного упражнения и оставть только итоговое)

Какой способ лучше и правильнее? Однозначного мнения на этот счет нет. Что вы думате??

PS
Чтобы было нагляднее я с помощью Courselab за полчаса сваял маленький обучающий ролик в котором реализованы оба способа (у кого не откроется во фрейме внизу - можно открыть по этой ссылке)

Читать дальше......

пятница, июля 27, 2007

Что это значит для меня

Прочитал «Мнение 1» и «Мнение 2». По итогу осталось слегка тягостное ощущение на фоне всё более крепнущего убеждения, что мы с вами, коллеги, хорошую кашу заварили с дистанционным обучением. Это действительно хороший выход из ситуации, когда всё начнёт рушиться и людям — студентам и работодателям — понадобятся реальные, но никак не дутые знания.

Читать дальше......

Мнение 2: Российский ВУЗ – бессмысленная трата времени и денег

Оргинал статьи здесь.



Все чаще задаюсь вопросом «Зачем?». Зачем мне нужно знать историю туризма? Зачем мне учить историю картографии? Зачем ставить по 2 пары в день и растягивать процесс обучения на 5 лет?


Найдется в мире хоть один человек, который может внятно объяснить, чему может научить преподаватель, который после окончания института поскитался в поисках работы, ничего не добился по предмету своего обучения и от безысходности пошел преподавать?


Наши ВУЗы – это просто цирк:


- соплячка, закончившая колледж (ПТУ по-нашему), преподает для студентов ВУЗа;

- физрук, который стоит курит возле спортзала, попивая пиво, потому что вечером его же студенты бухали с ним в кабаке;

- старая тетка, проработавшая 30 лет в институте и не видевшая кроме книжек ничего, учит студентов суровым законам бизнеса;

- «ИТ специалист», который сидит и администрирует вонючую сетку из 20 компьютеров, учит студентов программированию.


Что это? Эти «спецы» стоят 1000+++ долларов в год с каждого студента? Если человек взял в библиотеке книжку и стоит читает, что там написано, он уже считается преподавателем.


Зачем изучать кучу ненужной информации целых 5 лет, если грамотный специалист, который работает именно в своей сфере, научит любого за 1 год. А диплом…вы что, без диплома никуда…ага, как же. Да и с дипломом вас никуда не возьмут если увидят, что собственно работать вы не можете, за то зазубрили все учебники в институте. Какой от ваших знаний толк, если вы не знаете, как их применять на практике.



Напоминаю: оргинал статьи здесь.

Читать дальше......

Мнение 1: Страшное образование

Оргинал статьи здесь.



Проблемы образования начинаются с Минобразования.


Я знаком с проблемой не понаслышке и знаю, какие методики сейчас используются в университетах. Одна из главных — откачка денег из «коммерческой» аудитории в ректорский состав. Ректора в России получают зарплаты, в десятки раз превышающие зарплаты преподавателей. А иногда и целой кафедры. Министерство покрывает такое положение, снимая огромные деньги с ректоров, за то, чтобы те оставались у руля своего учебного заведения.


Стандартная ситуация: преподаватель, преподаёт в группе из 30 человек, из них 28 контрактников. Университет в семестр получает 28 тыс. долларов с этих студентов, а преподаватель получает +2 тысячи/месяц рублей за всех. А ставки преподавателей вообще уже ниже плинтуса. Отсюда, возникает первая проблема — абсолютный пофигизм к наполнению курса и качеству прочитки. Эта проблема — следствие полного отсутствия мотивации у преподавателей.


Далее идёт вторая проблема — взяточниство. Преподаватели специально валят «платежеспособных» студентов, тем самым отбивая элементарное желание учится. Здесь возникает отрицательное отношение студента к университету, что в корню убивает в студенте желание получать знания.


Третья проблема — отсталость курсов от реалий «науки и техники». Разработкой курсов, занимается Минобразования совместно с профильными университетами. В Минобразования сидят в большинстве, просите конечно, уроды, которых нельзя допускать до образования.



Не говоря уже о детях/студентах. Там нет, элементарно, хорошего технического персонала, способного изучать изменения на рынке, в технологиях, в политике, чтобы понимать, кого и как нужно учить, чтобы в стране не было проблем с кадрами. Персонал МО, по большей степени умеет получать деньги и взятки. Взятки от крупных компаний, от издательств, от ректоров. В университетах, преподавателям, доцентам, профессорам просто невыгодно заниматься разработкой курсов. Это не стоит тех денег, которые будут (если ещё будут) получены за представление в МО курса по предмету.


Не последняя проблема — в деканатах, которые пособничают во взяточнистве, которые сами начинают брать взятки: за приём, за «убрать из приказа на отчисление», за «получить справку в военкомат» и т.д. Деканаты, первыми начинают выстраивать отношения с бизнесом, дабы «толкнуть» бизнесу дешевую рабочую силу, получив за это откат. Мне не раз приходилось наблюдать за развитием таких отношений, и за тем, как начинает после этого расти благосостояние отдельных людей в деканате. На фоне средней зарплаты преподавателя 10-15 тыс. рублей.


На фоне всего этого, возникает следующая проблема — преподавателями просто не хотят быть. Зная, что за адскую работу со студентами платят гроши, только «соплячки из ПТУ» идут преподавать. У них нет ни опыта, ни желания преподавать, есть только желание — сделать денег. Коллектив стареет, уходят те, кто с высоким профессионализмом делали систему образования в 60-90х годах. Многие их тех, кто остался, уже не способны преподавать — их знания безнадёжно устарели. А заменить их некому.


Если копнуть глубже, можно найти ещё сотни проблем. О них — молчат. Конечно, ведь сейчас важно ввести «бакалавриат» и «выпустить новые учебники „с правленой историей“». Страшно. Страшно что будет дальше.И поверьте, эти проблемы существует почти в каждом ВУЗе страны. Исключений — единицы.
Сейчас, отдельные рабочие группы в Администрации Президента и в Государственной Думе занимаются вопросом изменения политики в области образования. Я ещё не видел программ подготовленных этими «конторами», но по тому, что говорят люди, которые «это» видели, понимаю что в ближайшее время, нашу систему образования ждут страшные времена.


Из собственных наблюдений: Сейчас начинают снимать «дедов», и ставить лиц ранее состоявших в организованных преступных группировок органах государственной безопасности. Что будет дальше? Будут ли эти лица, пытаться бороться с «отмыванием» денег в сфере образования, или наоборот будут бороться — покажет время.
Не думаю, что сейчас, самое время получать знания в высшем учебном заведении. Дешевле и эффективней проходить различные курсы, соответствующие выбранному профилю.



Диплом, играет второстепенную роль, если работодатель видит в соискателе умного и целеустремлённого человека, обладающего реальными знаниями в отрасли. А «откос» от армии, стоит денег, которых директор/начальник всегда даст — если Вы действительно нужный ему работник.



Напоминаю: оргинал статьи здесь.

Читать дальше......

четверг, июля 26, 2007

Как распространяются идеи

Это конечно оффтопик для этого блога, но тем кто хочет услышать совершенно неожиданный взгляд на то что такое счастье, каковы истоки современного терроризма и то как распространяются идеи в нашем мире советую послушать выступление философа Дэна Деннета на TED Talks (на английском)

Читать дальше......

Британская энциклопудия

Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур. И все равно на титульном листе было напечатано: "Британская энциклопудия". (И. Ильф, "Записные книжки")

Недавно в комментариях к посту про то, куда ведет каждый 200 запрос в Интернет (правильный ответ - в Википедию) обсуждался вопрос о точности материалов всемирной энциклопедии. Вопрос на самом деле весьма серьезный и в общей формулировке может быть сфомулирован так: "Могут ли много сотен или тысяч энтузиастов создать информационный ресурс, который будет более точным и чем ресурс составленный единицами или несколькими десятками экспертов/рофессионалов?"

Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение для развития технологий управления знаниями в компаниях - можно ли полагаться на "мудрость толпы"???? или стоит по старинке продолжать "выжимать" знания, электронные курсы, тесты, кейсы из ограниченного числа экспертов.

Очередным подтверждением того, что по крайней мере в определенных ситуациях и при опеределенном количестве энтузиастов, коллективный разум может быть точнее экспертного здесь. Это список ошибок Британской энциклопедии, найденных и исправленных в Википедии. Весьма показательно...

Читать дальше......

среда, июля 25, 2007

Корпоративный блог Норникеля

Норильский Никель взял с нас пример и завел корпоративный блог :) Потянулись в блогосферу большие компании - читайте статью в Ведомостях. Кстати ссылка на ролик с аналитиком у них выложена забавная

ВЕДОМОСТИ
“Норникель” завел дневник

Корпорация признала блог важным медийным инструментом

“Норильский никель”, один из крупнейших в мире производителей цветного метала, захотел неформального общения с россиянами. На днях компания создала свой блог на популярном портале “Живой журнал”, рассчитывая с его помощью улучшить имидж. До сих пор корпоративные блоги не только в России, но и за рубежом считались уделом потребительских компаний и айтишников. Далее

Читать дальше......

Игра-симулятор - "Легко ли быть Рональдом Макдональдом" ;)

В последнее время много слышно о том, что традиционные электронные курсы скучны и неинтересны - нужны игры-симуляторы, погружающие играющего (обучаемого) в реальную бизнес-среду. К сожалению в открытом доступе таких игр немного. Забавный вариант доступен в сети - если вы хотите почуствовать себя менеджером ресторана McDonald's - можно поиграть в игру-симулятор. Можно управлять производством, выращиванием, а также непосредственно рестораном. Есть экономическая модель - изначально дается сколько-то денег, вы тратите их на персонал, производство и выращивание коров и картошки, а зарабатываете продажей гамбургеров :)

Цель этой игры не учебная, а очевидно маркетинговая, что впрочем не значит, что в ней нет полезных идей. Стоит посмотреть даже тем, кто при виде гамбургера падает в обморок - сделано забавно.

Читать дальше......

вторник, июля 24, 2007

Вероятное будущее наших ВУЗов?

Здесь интересная статья (на русском языке) о том, как организовано обучение в институте науки и техники университета Манчестера (University of Manchester Institute of Science and Technology, UMIST) — крупнейшем техническом высшем учебном заведении Великобритании.

Читать дальше......

понедельник, июля 23, 2007

Эффективность обучения и модель обучаемого

Попытки измерить эффективность электронного обучения порой сводится на нет потугами понять, а что же такое эта самая эффективность.

Эффективность чего? Процесса, результата, инвестиций, временных ресурсов?...
Эффективность по сравнению с чем? Прежним уровнем обученности, идеалом, уровнем подготовленности персонала конкурентов, в отрасли, на мировом рынке?..
Каковы единицы измерения эффективности? Количество закончивших курс, соотношение положительных и отрицательных отметок? отзывы отучившихся и их начальников, диагностическое тестирование?..

Признаюсь прямо: стоит лишь приступить рассуждать об эффективности учебных курсов, голова сама прячется в песок, а ноги невольно несут в кусты. Явное, как говаривал В.И. Ульянов-Ленин, «усердие не по разуму». Уж больно философская категория — эффективность обучения.

Ничуть не хуже и другая категория: модель обучаемого, которая также пытается очертить характеристики учебного процесса и его результатов.

Поскольку плодом просвещения является не кто иной, как сам обучаемый (а не корпоративный образовательный центр или наличие учебного курса) резонно составить желаемый образ этого плода — модель обучаемого.

Пока определим ее в широком смысле:
Модель обучаемого — это знания обучающего о том, кого он будет учить.

Конечно, погружаясь в эти знания можно вновь оказаться заподозренным в тенденции «объять необъятное». Ведь речь пойдет об описании наличных знаний и опыта человека, психологических и коммуникативных качеств, профессиональных характеристик и др. Тем не менее, здесь мы можем пуститься на две маленькие уловки, способные спасти нас от утопления в бездне души обучаемого:
Ограничится моделирование обучаемого применительно к требованиям одного единственного, локального, а значит, конечного курса.
Ограничить до измеримого и посильного для работы количество параметров этой модели

Почти 100 лет назад потрясающий французский педагог Селестен Френе заметил, что общество предъявляет к наставникам (моделирует педагогов) непомерные требования: они и теорию предмета знать должны, ораторскими и актерскими данными обладать, чужую душу чувствовать и понимать (психология), эталоном нравственности быть, ну и менеджерировать обучение обязаны. Боги не боги, но никак не менее святые, чем Папа римский. Не стоит покушаться на неподъёмное! Пока, по крайней мере

Различают несколько модельных подходов к обучаемому:
Реальная модель (диагностика наличных знаний, умений и качеств)
Нормативная модель (требования к состоянию обучаемого после завершения обучения)
Потенциальная модель (предвидение возможных отклонений от нормы в реальной или нормативной модели)
Сегодня нас будет интересовать нормативная модель как наиболее прагматичная и актуальная с точки зрения массового корпоративного обучения.

Выделим, не претендуя на полноту и абсолютную истинность, важнейшие параметры нормативной модели.

Предметный параметр
Фиксирует объем необходимых знаний и степень овладения ими.

Функциональный параметр
Опеределяет роль (структуру) тех или иных знаний о предмете (определения, свойства, обобщения, следствия, методы, процессы, алгоритмы и др.).

Процедурный параметр
Процедурные знания описывают порядок и характер оперирования знаниями (Это умения, навыки, рецепты, инструкции, алгоритмы, методики, стратегии принятия решения и др.)

Прагматический параметр
Описывает степень адекватности применения предметных, функциональных и/или процедурных знаний в организационной деятельности.

Возможно, этих параметров вполне достаточно для осуществления педагогического дизайна отдельных куросв.

В заключение позволим себе выдвинуть парочку гипотез:

1. Критерием эффективности обучения может считаться реализация нормативной модели обучаемого в ходе освоения того или иного курса.

2. Числовое выражение параметров (та же отметка тьютора или результаты теста) нормативной модели обучаемого может послужить основой для автоматизации оценки эффективности обучения в организации в целом, как минимум, стохастичской.

Читать дальше......

воскресенье, июля 22, 2007

Векторная графика в браузерах

Использование векторной графики в web-контенте - давняя мечта всех web-разработчиков. И, к сожалению, мечта пока трудноосуществимая. Да, есть Microsoft VML. Есть Adobe SVG. Не так давно это ряд пополнился еще одним членом: HTML Canvas. Казалось бы, используй - не хочу. Ан нет. Каждый из этих стандартов имеет ограничения и, как обычно, из-за разброда и шатаний в стане разрабочиков.


VML (Vector Markup Language) - достаточно старая разработка Microsoft (не стоящая на месте, разумеется), используемая этой компанией во многих своих продуктах. Хотя VML-код получается слегка громоздким, но язык открывает для разработчика отличные возможности - можно нарисовать практически любые формы (хотя чаще всего это - графики и всякого рода диаграммы), VML-код можно спокойно вставлять в обычные HTML-страницы... Но единственный браузер, который его поддерживает... угадаете с одного раза какой? :)


SVG (Scalable Vector Graphics) - разработка Adobe, которую консорциум W3C (определяющий стандарты для Web) принял в качестве стандарта для векторной графики. Действительно очень "правильный" стандарт, с логичной и четкой структурой кода. И тоже позволяет нарисовать практически все (например, этот классический пример тигра слева нарисован в SVG), включая простейшую векторную анимацию. Но тоже не без проблем - например, inline SVG, т.е. включение SVG-кода непосредственно в страницу работает не во всех браузерах. К тому же, MSIE - самый распространенный браузер - нуждается в установке дополнительного SVG Player, чтобы его показывать. Таким образом, на деле SVG оказался в странном положении - с одной стороны, это "настоящий" de jure стандарт, с другой - нежелание прямой его поддержки со стороны Microsoft очевидно помешало его закреплению. Хотя практически все современные Gecko-based браузеры его поддерживают.



HTML Canvas - разработка группы WHATWG (Web Hypertext Application Technology Working Group). В отличие от декларативного стиля VML и SVG, непосредственно описывающим формы, автору предлагается пространство, в котором рисование происходит с помощью команд (например, через JavaScript). К сожалению, возможности Canvas пока значительно уступают обоим конкурентам. Тем не менее, для рисования простых векторных форм и их динамического изменения это вполне неплохое решение. К сожалению, список браузеров в этом случае также невелик: Apple Safari (первый браузер, предложивший использование Canvas) и FireFox c братьями.

Читать дальше......

суббота, июля 21, 2007

Корпоративный YouTube

Раз уж зашла речь о YouTube - Google готовит корпоративную версию этого сайта, на котором корпорации смогут выкладывать свои учебные видеоролики. Читать здесь оригинал и немного сокращенный перевод.

Читать дальше......

Как скачать видео для электронного курса с YouTube?

Многие любят иллюстрировать свои материалы, в том числе учебные, фрагментами старых известных фильмов (включая телевидение - вспомните фильмы Парфенова на НТВ). Это удобно: во-первых быстро (если оперативно найти подходящий фрагмент), во-вторых дешево, в-третьих сделать также смешно и качественно как Гайдай или Рязанов в лучшие его годы у вас все равно не получится ни за какие деньги :)

Источником таких материалов может стать один из многочисленных видео-хостинговых сайтов. Причем эти сайты могут быть как российскими так и западными. Посмотрите например результаты поиска в YouTube по ключевому слову "Кавказская пленница" - можно скачать почти весь фильм и все его наиболее забавные эпизоды.

Вопрос в том как скачать с youtube и подобных ему сайтов видео в таком виде, чтобы его можно было выложить на сайте или вставить в электронный курс?

Для этой цели есть ряд сервисов. У меня получилось использовать для YouTube Zamzar. Он позволяет конфертировать ролик в avi, mpeg4 и множество других форматов.

Есть также plugin для Mozilla Firefox который также умеет скачить и конвертировать flash видео, но я его сам не использовал.

Читать дальше......

пятница, июля 20, 2007

Легко учиться, легко играть, легко работать

Именно это обозначают три Е (easy) в названии ноутбука Asus Eee PC 701.

При разработке Asus и Intel сделали упор на понятном интерфейсе, что должно помочь в освоении. Характеристики Eee PC 701:

операционная система Linux или Windows XP;
дисплей с диагональю 7 или 10 дюймов;
процессор и чипсет Intel Mobile;
память 512Мб DDR2-400;
SSD-диск 4,8 и 16Гб;
видеокарта Intel UMA;
сетевой адаптер Ethernet 10-100 Мбит/сек;
модем 56К;
беспроводной адаптер Wi-Fi (802.11 b/g);
web-камера;
встроенные динамики и микрофон;
аккумулятор емкостью 5200 мАч (время автономной работы — 3 часа);
225x165x21-35 мм, вес — 0,89 кг.

Ориентировочная цена — 200 долларов.


Eee PC 701

Читать дальше......

четверг, июля 19, 2007

Second Life сдает позиции

Second Life начинает сдавать позиции - прогнозы о том, что этот "виртуальный мир" можно будет использовать для серьезного бизнеса возможно оказываются несколько преувеличенными. Для реального e-learning тоже пока не очень придумали применение. А жаль...

Читать дальше......

Что такое эффективность электронных курсов?

Очень часто приходится слышать выражение "эффективность электронных курсов". На конференции E-learn Expo что-то по этой теме говорилось в каждом третьем выступлении. Что это такое и как его измеряют компании (и провайдеры или пользователи e-learning) когда говорят о том что тот или иной курс более или менее эффективен? К сожалению четко на этот вопрос получить ответ удается крайне редко.

Я не хочу сейчас говорить о ROI и прочем прекрасном и несбыточном (хотя точно знаю что найдутся несогласные) и хочу обсудить прозу жизни - как это делают или могут делать компании в ежедневной практике.

Какие числовые показатели на мой взгляд как правило используют что аргументировать эффективность того или иного курса и как их извлечь из LMS (я буду приводить примеры на основе WebTutor). Показатели приведены не в порядке важности или привязки к модели Киркпатрика, а что называется "от балды".

1) Рейтинг популярности курсов

Если курсы открыты для выбора сотрудниками (т.е. они могут сами назначать их себе), то можно определить популярность курсов отсортировав их по количеству обучаемых (исключив те курсы, которые были назначены "насильственно"). К эффективности это имеет мало отношения, но по крайней мере демонстрирует интерес людей к теме курса или его содержанию, т.к. во многих случаях люди активируют курс услышав совет коллеги - "сходи почитай, интересно". Отчет, который на эту тему должна генерировать LMS настолько очевиден, что и приводить его не стоит.

2) % завершивших курс

Не секрет, что при отсутствии давления со стороны HR (обязательности изучения, напоминаний, штрафов и санкций и т.п.) % завершивших курс может быть не очень большим. Можно предположить, что чем выше % завершивших, тем больший интерес для обучаемого он представляет. Коррелирует ли это с реальной эффективностью? До некоторой степени - чем больше людей дочитали курс до конца, тем больше шансов, что они усвоили какую-то часть материалов.

Курс может быть завершен, но неуспешно (не набран проходной балл, не изучены необходимые разделы). Соответственно % завершивших успешно - также показатель того, насколько успешно обучаемые смогли сдать тесты по результатам чтения материалов курса (хотя возможно это всего лишь индикатор крайней простоты контрольных вопросов и упражнений курса). Пример отчета из LMS:



3) Набранные баллы и длительность

Еще одним критерием для оценки курса может быть средний балл за курс (в % от максимально возможного), набранный обучаемыми. Чем он выше тем лучше сданы итоговые тесты и решены упражнения по итогам обучения. Хотя с другой стороны это может коррелировать с не успешностью изучения, а со сложностью вопросов и исходной подготовленностью обучаемых.

Также можно проанализировать среднюю длительность изучения курса (от момента активации до момента завершения) и сравнить ее с нормативной длительностью (предложенной разработчиком курса или экспертами). Там где время превышает нормативное - возможно курс не интересен или слишком сложен (также возможно, что неверно экспертами выставлено нормативное время изучения).

В переделе можно еще посмотреть на распределение длительности изучения курса в днях - если оно более или менее равномерно распределено от минимума до максимума, то это похоже на норму. Если все завершили изучения в последний момент (когда крайний срок подходит) - значит никому не интересно и учатся из под палки.



4) Отзывы обучаемых и преподавателей

Сбор отзывов обучаемых по результатам прохождения обучения также может быть автоматизирован в LMS и проанализирован. Анкета с оценками естественно у всех своя - каждый сам решает как оценивать (3, 5 или 10 балльная шкала) и что (преподавателей, качество, интерактивность и т.п.).

Обратная ситуация - оценка экспертом (преподавателем или тьютором) обучаемых после по некоторым критериям (вплоть до профиля компетенций), эта форма также заполняется через LMS и анализируется - встречал в своей практике всего один раз. Пример аналитического отчета по отзывам:



5) Влияние обучения на результаты деятельности сотрудника

Самые продвинутые компании пытаются определить связь между результатами обучения и изменением характера производственной деятельности.

Здесь на практике я наблюдал 2 варианта:
- проведение опроса сотрудника/руководителя о влиянии курса на деятельность. С точки зрения LMS - это заполнение отзыва о курсе, только отложенного по времени (например, через 2 месяца после обучения), получения показателя вроде средней оценки по шкале (например, от 1 (никогда не использовал на практике знания из курса) до 5 (использую каждый день)) и построения отчета/рейтинга типа того что в п. 4

- построения отчета по корреляции результатов деятельности (вплоть до отдельных KPI) и результатов обучения по курсу, развивающего соответствующие навыки. Где эта корреляция выше - там курс можно считать более эффективным. Только к сожалению прописать и просчитать эту связь весьма нетривиально.




Из этого всего еще раз вытекает главный вопрос - что же такое эффективность о которой все говорят (Дайте кто-нибудь корректное определение!!!) и как же правильно ее измерять (выбрать из описанных или возможно пропущенных способов)!

Читать дальше......

среда, июля 18, 2007

Социальная сеть, нарисованная фломастером

В продолжение поста про учебное виде с помощью фломастера: люди снявшие ролик, объясняющий что такое wiki, сделали тоже про социальные сети. См. ниже - втом же стиле и также качественно и просто:

Читать дальше......

Очевидное невероятное: в 21 веке читают больше чем в 70-х

Удивительные результаты исследований в Европе - люди в 21 веке читают книг больше чем в 70-х годах!!!! На первый взгляд это полностью противоречит представлению, что компьютер и телевизор заместили книгу, но как выясняется это не так!! По данным BBC среднее время чтения в день для взрослого возросло:
- во Франции с 10 до 18 минут
- в Великобритании и Норвегии с 3 до 7 минут


В Голландии правда показатель уменьшился с 13 до 12 минут, но с другой стороны это совсем немного и уровень был самый высокий в Европе.

А ведь речь идет о чтении книг, не говоря уж об электронной почте и Интернете, которых не было в 70. С учетом этого очевидно, что люди просто стали получать намного больше информации в письменном виде (в компьютере и на бумаге). Мне кажется, что это может означать, что восприятие учебной информации в письменной форме (как альтернатива традиционной очной ) тоже должно улучшаться!

Общее ощущение в России, что по сравнению с советскими временами стали читать меньше. НО, если в Европе такие неожиданные данные, то вполне возможно, что и у нас ситуация совсем не такая, как кажется на первый взгляд ;)

Читать дальше......

вторник, июля 17, 2007

Ё !

Как бы вы отнеслись к учебному курсу, написанному с ятями и фитями? Наверное, такой курс производил бы впечатление устаревшего. Подобная участь может постигнуть и современные курсы, если законодательно будет закреплено обязательное использование «ё».

Для нас с вами это будет означать необходимость доработки курсов. Придётся, так сказать, расставить все точки над «ё».

Полагаю, в ближайшее время появятся программы, проводящие автоматическую расстановку «ё», наподобие тех, что осуществляют автоматическую расстановку в словах мягких переносов. Причём филологов ждёт много серьёзной работы. Например, как выпускник МАИ я точно знаю, что писать (и произносить) надо «планёр» (он ведь планирует, правда?), а не «планер». Но за годы всех этих «осторожно, двери закрываются, следующая станция „Планерная“» это стало уже чем-то вроде нового стандарта. Или, например, у кого рука поднимется написать Чебышёв, когда он уже несколько поколений — Чебышев?

Читать дальше......

понедельник, июля 16, 2007

e-learning’у все возрасты покорны

В одном из недавних постов промелькнула мысль: «... сейчас компании учат, в том числе и электронно, в основном 20-летних. При этом учат их так же, как учат тех, кому сейчас 30, 40 и 50. А эти люди воспринимают вэб-технологии совсем по другому и технологии обучения и общения с ними нужно адаптировать к этим поколенческим шаблонам».

Серьезный ответ на этот вопрос требует, вне всякого сомнения, непростых и глубоких исследований. Пока же мы можем пользоваться тем, что есть.
Есть же в арсенале педагогического дизайна (и теории обучения в целом, разумеется) принцип посильности.

Посильность обучения подразумевает такую организацию учебного знания, чтобы оно одновременно было достаточно сложным для обучаемых, дабы учение не вызывало у них потери интереса, и в то же время - достаточно простым, чтобы не «задавить» желания познавать. Как этого добиться, когда на практике приходится обучать 20, 30, 40 и 50 летних? Имеющих разный жизненный и профессиональный опыт, социальный статус и уровень образования?

Выход здесь видится в следующем: обращаться к тем самым разным знаниям и опыту так, чтобы учение было всем по силам, интересным и полезным.

Достичь этого можно следующим способом: сделать предметом изучения взрослого человека его самого, точнее — его познания и накопленный опыт. В этих условиях средства e-learning призваны делать явными для учащихся ограниченность их познаний и ставить перед ними такие учебные задачи, чтобы обучаемые пользовались контентом как средством восполнения этой ограниченности посредством решения стоящих лично перед ним проблем.

Достичь этого можно различными способами. Коснемся некоторых из них.

1. Остр`аненье. Поставить перед обучаемым такую проблему, чтобы привычные «вещи» выглядели в необычном ракурсе, "странно".
Например:
Какие проявления авторитарного стиля воздействия на людей Вы переносите легче всего?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

Полагаю, что в любом возрасте человек имел опыт подобного влияния, чтобы вопрос показался ему достаточно близким и достаточно непростым.

2. Апелляция к эмоциональной сфере обучаемых
Какую из форм авторитарного воздействия Вы считаете самой безобидной лично для Вас?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

3. Позиционирование (поставить себя или иное лицо в воображаемую позицию)
Какие проявления авторитаризма Ваши подчиненные перенесут легче всего?
Угроза
Насмешка
Обвинение
Утаивание информации
Категоричность
Издёвка
Оскорбление и т.п.

Таким образом «поиграв» с наличными знаниями и опытом обучаемых (независимо от их пола, возраста, статуса, знаний и опыта), можно переходит к более или менее академичному изложению той или иной темы (здесь: «Стили руководства»), непременно разъясняя научный и управленческий смысл заданий (здесь: примеров заданий) в ходе изложения теории.

Подобным образом построенные средства e-learning приближаются по своим возможностям к «живым» тренингам. Наличие же в них контекстных глоссария или учебника позволяют без труда продемонстрировать обучаемым важность теоретических сведений для их повседневной работы, что поспособствует преодолению извечного разрыва между тем «чему учили» и тем, «что и как надо делать».

Читать дальше......

воскресенье, июля 15, 2007

Как разбудить сову?

Я - классическая "сова". В школьные годы первые уроки были для меня если не мучением, то неприятностью. В университете на утренних лекциях мог и заснуть, если лектор не отличался живостью изложения. Да и сейчас с утра всякая сложная задача вызывает отторжение. Вот ближе к вечеру - другое дело.

В связи с чем и возник у меня вопрос: является ли е-обучение достаточно увлекательным делом, чтобы "разбудить сову"? Казалось бы, при должном уровне интерактивности e-learning может быть вполне увлекательным и не требующим каких-то сверхусилий. Поискал в Интернете и не нашел ничего вразумительного на тему взаимоотношений разных хронотипов и электрического обучения...

Читать дальше......

суббота, июля 14, 2007

Поколение Pepsi и новые технологии

На E-learn Expo выступал Джвон Вон Эйкен, который говорил о том, что сейчас компании учат, в том числе и электронно, в основном 20-летних. При этом учат их также как учат тех, кому сейчас 30, 40 и 50. А эти люди воспринимают вэб-технологии совсем по другому и технологии обучения и общения с ними нужно адаптировать к этим поколенческим шаблонам. Насколько действительно отличается в разных поколениях отношение к использованию компьютеров и вэба?

Я это уже когда-то обсуждал проблему 1% - то, что активных авторов контента на 2 порядка меньше чем пассивных читателей. так вот в разных поколениях эта картина сильно различается. На картинке данные последнего исследования Forrester Research, опубликованного в BusinessWeek. Из нее хорошо видно насколько больше "созидателей" и "критиков" контента среди молодых. Делайте выводы...

Читать дальше......

пятница, июля 13, 2007

Е-чернила для е-учебников

Вот здесь прекрасная статья о четырех существующих на настоящий день устройствах использующих электронные чернила, о достоинствах и недостатках технологии. Всё как положено: с иллюстрациями и вкусными подробностями.

Читать дальше......

четверг, июля 12, 2007

Невероятно красивый пример визуализации данных

Лучший пример динамической визуализации данных с которым я сталкивался за долгое время. Ну и концовка лекции хороша :)

Читать дальше......

Генеалогическое дерево браузеров

В продолжении темы Славы Щинова о рейтинге браузеров - множество используемых в настоящий момент браузеров, доставляющих столько головной боли разработчикам электронных курсов, развивались в течение последних 16 лет, перерастая из одного проекта в другой (зачастую вместе со старыми проблемами и прочими "родовыми пятнами").

Чтобы эта история была нагляднее умные люди нарисовали (в формате SVG - требуется установка компонента для просмотра от Adobe) полную "генеалогию всех основных браузеров". На картинке фрагмент:


Читать дальше......

среда, июля 11, 2007

Мозговой штурм

На сайте моего любимого журнала SmartMoney интересная статья про внимательность - "Мозговой штурм".

Цитата:
"Манфред Кетс де Врис предлагает слушателям своего мастер-класса занятный опыт. “Сейчас я покажу вам видеоролик с баскетбольной тренировкой, — предупреждает директор Центра глобального лидерства бизнес-школы INSEAD. — Смотрите на экран и считайте, сколько раз перебросят друг другу мяч игроки в белых майках. Передачи "черных" считать не нужно”. Полминуты несколько человек в белых и черных футболках стучат мячом об пол, иногда перебрасывая его друг другу. “Сколько пасов сделали "белые"?” — спрашивает де Врис. “Тринадцать!” — отвечают одни. “Нет, четырнадцать!” — поправляют другие. “А теперь поднимите руки те, кто видел гориллу”, — неожиданно прерывает спор экономист-психоаналитик. “Какая горилла?” — недоумевает подавляющее большинство.

Де Врис еще раз запускает ролик, на этот раз с середины. Теперь, когда внимание не поглощено счетом, зрители видят, как из угла комнаты выходит человек в костюме гориллы. Он проходит не прячась, останавливается посреди круга пасующих и по-кингконговски стучит себя кулаками в грудь. После чего не спеша уходит."


Учитываем ли мы особенности внимания обучаемых, когда на слайде учебного курса делаем переливающуюся всеми цветами радуги анимацию, сопровождаемую дополнителной информацией в виде текста, таблички и т.п. Что он на самом видит обучаемый? Текст, анимацию или что-то еще????

Читать дальше......

Когда e-Learning не работает

В небольшой статье "Когда e-Learning не работает", опубликованной на distance-learning.ru, поднят серьезный вопрос - почему есть компании, потратившие силы и средства на внедрение LMS и переставшие ее использовать.

В штатах таких компаний очевидно больше чем в России, т.к. там просто очевидно сильно больше компаний купивших LMS, но и у нас эта проблема начинает появляться. Мой список причин:
- ушли люди, купившие систему. У вновь пришедших нет мотивации, а в компании нет реальных процессов для которых e-learning остро необходим и спонсоров технологии из бизнеса. E-learning держался на мотивации ушедших
- переоценили отдачу от e-learning - ждали чуда, что все сразу откроют 3-5 "коробочных" курса и настанет счастье. Выяснилось, что чуда нет, а нужна рутинная работа, на которую нет ни сил ни желания
- когда покупали систему "забыли", что еще и курсы нужно делать. Ресурсы на разработку (денег или людей) не выделили и система "зависла" с некоторым количеством "коробочных" курсов

Читать дальше......

вторник, июля 10, 2007

Поиск и замена русских слов во всех словоформах



Возможность найти и заменить любое встретившееся в документе русское слово в любой форме другим словом в соответствующей форме предлагает среди прочих возможностей ОРФО 9.0. Можно, например, поменять везде слово студент на слово сотрудник; при этом слово студенты заменится на сотрудники, студентов на сотрудников и т. п.

Очень удобно. Рекомендую.

Читать дальше......

понедельник, июля 09, 2007

Анимированные 3D персонажи – руками пользователей

Компания Vcom3D объявила о выпуске новых версий продуктов Vcommunicator Authoring Suite и Sign Smith Studio, сообщает Prnewswire.com.
Каждый из этих инструментов позволяет пользователям (в том числе и мало продвинутым), создавать анимированных 3D-персонажей, которые могут использоваться в различных обучающих и развлекательных приложениях.

В распоряжение пользователей Vcommunicator Authoring Suite предоставляется инструмент Gesture Builder 2.0, с помощью которого они смогут создавать специфические жесты, сохраняемые в библиотеках Vcommunicator Studio 2.0 и Sign Smith Studio 3.0. В настоящее время эти библиотеки включают в себя около полутора сотен готовых телодвижений и более 3000 отдельных жестов.
Подробнее читайте здесь .

Читать дальше......

воскресенье, июля 08, 2007

Рейтинг браузеров

Нашел на сайте подразделения About.com - компании ConsumerSearch - рейтинг Web-браузеров по отзывам пользователей. Рейтинг вкратце выглядит так:

  1. Internet Explorer 7 - самый стабильный и максимально поддерживаемый web-разработчиками браузер
  2. FireFox 2 - самый лучший альтернативный браузер
  3. Opera 9 - лучший кросс-платформенный браузер
  4. Safari - лучший браузер для MacOS

Подумалось, что интересно было бы составить подобный рейтинг по другому параметру: насколько браузеры подходят для e-learning. Специфика e-learning - максимальное использование визуальных эффектов, возможность удобной организации передачи данных в СДО. Лично я составил бы этот рейтинг с учетом этих требований так:

  1. Internet Explorer 6/7 - самый богатый эффектами и наиболее удобный в программировании браузер
  2. FireFox 2 - эффектов маловато, строгое следование стандартам с одной стороны - правильно, с другой - многое из того, что в IE делается легко, приходится делать "вручную".
  3. Netscape 8 - умеет использовать движок IE, очень многие вещи за счет этого могут быть реализованы, но мало распространен
  4. Netscape 7.2 - как ни странно, но этот динозавр весьма близок по характеристикам нынешнему FireFox 2
  5. Mozilla 1.7 - еще один Gecko-браузер, близкий FireFox 2, но со своими заморочками

В конец этого списка попадает Opera. Увы, удобный для просмотра web-страничек и "легкий" норвежец по части эффектов и работы с XML оказался весьма слаб. Довольно многообещающе выглядит Safari для Windows, но серьезно рассматривать его пока рано.

А вы как думаете?

Читать дальше......

суббота, июля 07, 2007

Seadragon - новая технология просмотра изображений

Microsoft Labs купила и развивает технологию Seadragon - механизм работы с изображениями, который должен изменить способ визуализации графики на экранах компьютеров и мобильных устройств, а также позволить работать с массивами изображений также как сейчас Google работает с текстами. На видео это выглядит весьма впечатляюще!

Смотрите презентацию проекта на TED Talks:

Читать дальше......

Куда идет каждый 200 запрос в Интернет?

Как выяснилось каждый 200 запрос отправляется Википедию. Это совершенно удивительно для некоммерческого проекта который создан на энтузиазме добровольцев за 6 лет. Раньше создание будь то Британская энциклопедия или Большая советская требовались десятилетия и государственных усилий и финансов. Теперь мы имеем дело с настоящей всемирной энциклопедией сделаной тысячами людей. Причем энциклопедией огромной (более 6 миллионов статей на 250 языках) и постоянно растущей (что нельзя сказать об энциклопедии Британской, например). А есть еще например Wiki Commons - коллекция из более чем 1.500.000 медиа файлов в открытом доступе. Смотрите, например, фотографии и картинки Крымской войны.

Самое интересное, что недавно проанализировали количество фактических ошибок в традиционных энциклопедиях, статьи в которых и в Википедии, которую пишут все кому не лень. Оно оказалось практически равным!


Интересная статья про Wikipedia в NewYork Times - кто те люди, которые пишут в Википедию и зачем они это делают

Читать дальше......

пятница, июля 06, 2007

Система анализа текстов на наличие заимствований

По задумке создателей «Системы анализа текстов на наличие заимствований» ее стратегической задачей является повышение качества российского образования в тех его частях, где от обучающегося требуется творческая работа по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ и иных материалов собственного сочинения. Эта задача решается путем побуждения обучающихся к самостоятельному написанию текстов, а не создания их, например, путем компиляции найденных в Интернете страниц, касающихся заданной тематики.

Сервис бесплатный. Текст объемом до 5000 символов можно проверить без регистрации. После заполнения несложной регистрационной формы функционал системы становится доступным в полном объеме.

Читать дальше......

четверг, июля 05, 2007

Интересные примеры электронных курсов

На известном e-learning сайте LearningCircuits был кинут клич по разработчикам электронных курсов - "Дайте нам (сообществу) хорошие примеры электронных курсов". Кое-кто на этот призыв откликнулся и опубликовал интерсные примеры электронных курсов.

Смотрите примеры по этой ссылке (в табличке в нижней части страницы)

Читать дальше......

Зачем мы делаем невалидные тесты?

Сегодня, во время очередного тренинга по Courselab, зашел разговор о тестах и о там как их делают в компаниях. Был хороший коллективчик из 4-х банков, 2-х страховых компаний и одной розничной сети. Я спросил - как вы ставите в тесте проходной балл? 75% сказали одни люди, 80% - сказали другие. На мой вопрос "Почему 75, а не 45??" я получил ответ - "Потому, что так у нас принято!!". Причем все понимают, что это не правильно, но все равно делают! Я уж не говорю о проведении перекрестной экспертизы, оценки валидности и надежности тестов и т.п.

Это полностью коррелирует с моими ощущениями, что тесты делаются наугад (из-за нехватки ресурсов, знаний или желания). Результат - невалидные тесты используются для принятия организационных решений. Для борьбы с этой проблемой мы специально разработали "Тест-эксперт" - модуль к WebTutor'у. Сегодняшняя реакция коллег на мой рассказ о модуле меня несколько опечалила - "не пугайте нас - это слишком сложно!". Доживем ли мы до необходимости делать тесты валидными (или засудят как в Штатах). Что думаете??

PS
Моя презентация на E-learn Expo на эту тему.

Читать дальше......

среда, июля 04, 2007

Лидерство: игры=реальность??

Компания Seriosity по заказу IBM выпустила отчет о влиянии участия людей в сетевых играх (Massively Multiplayer Online Role-playing Games) на их лидерские качества. Выводы отчета противоречат общепринятому представлению о том, что в игровую реальность успешно погружаются те, кто неуспешен в жизни - лузеры.

Верить отчету или нет дело ваше - но в числе основных его выводов:
- лидерство в сетевой многопользовательской игре развивает лидерские качества применимые в реальной жизни и делает это быстро
- развиваемые в играх качества хорошо применимы к современному стилю работы многих компаний(временные команды, удаленная работа)

Я вот лично в сетевые игры не играю - может надо заняться для развития лидерских качеств ;) Некоторые сомнения вызывает то, что автор отчета - компания разработчик многопользовательскиз бизнес-игр т.е. лицо заинтересованное, но с другой стороны лейбл IBM под отчетом тоже стоит...

Читать отчет (по английски)

Читать дальше......

Корпоративный опыт Web 2.0 - пример IBM

IBM является в некотором смысле уникальной компанией для e-learning - с одной стороны это игрок этого рынка, придумавающий и развивающий технологии, а с другой - огромная корпорация, сама по себе являющаяся потребителем e-learning сервисов. Поэтому то что в ней происходит особенно интересно - прочитал на Brandon-Hall некторую статистику по использованию web 2.0 технологий в обучении и управлении знаниями в IBM.

Несколько цифр:
- у IBM 50 островов в Second Life
- в IBM есть своя социальная сеть по типу MySpace в которой хранятся записи про 400.000 человек
- в IBM 20.000 wiki, которыми пользуется 100.000 человек
- у 26.000 сотрудников IBM есть блоги, создать блог, wiki или podcast может любой сотрудник компании

Впечатляет... А теперь как в старом анекдоте - "а теперь со всей этой фигней мы и попробуем взлететь" :)

Читать дальше......

вторник, июля 03, 2007

Еще одна небольшая разминка

1. Посмотрите видеофрагмент.

2. Ответьте на вопрос по видеофрагменту.

3. Ознакомьтесь с ответом.

Читать дальше......

понедельник, июля 02, 2007

Ресурсы влиятельности интерактивных курсов

По мотивам поста: Ваш ресурс влиятельности

Полноценную, на мой взгляд, влиятельность интерактивных курсов может обеспечить принципиальное коммуникативное равенство виртуальных собеседников — обучаемого и содержания (контента) этих курсов.

Коммуникативное равенство состоит, в частности, в том, что оба участника интеракции имеют возможность влиять друг на друга.

Чтобы в процессе ДО не возникало противоречий и неконструктивных конфликтов между обучаемым и курсом, чтобы противоречия между учебным и индивидуальным знанием учащегося трансформировались в управляемый конструктивный диалог, обучаемый должен иметь возможность не только выступать реципиентом чьего-то воздействия, но и сам влиять на ход обучения. Пока же диапазон его влияния ограничивается преимущественно возможностью воздействовать (не всегда с удовольствием) на результаты контрольного тестирования.

Ради обеспечения коммуникативного равенства участников электронного обучения контент должен предусматривать:

1) виртуальное делегирование обучаемому права влиять на ход интеракций и их последствий;
2) реальную (включая игровую) возможность такого влияния.

Таким образом, обучаемый получает возможность обратного воздействия на ход учебного процесса, управлять комьютером, а не только подчиняться его (учебного курса) авторитету.

Приведем несколько примеров передачи влияния обучаемому из нашего банка методических приемов:

1. Инициатива влияния «делегируется» от авторов контента к тому или иному персонажу, не обязательно одушевленному:

2. Обучаемый выполняет психологический тест, осуществляет самооценку, рефлексирует над актуальной организационной ситуацией, заполняет опросник или анкету, составляет собственную программу обучения или развития и т.п.


3. Обучаемый управляет мимикой, поведением или речевыми реакциями персонажей в соответствии с логикой развития курса, в том числе и оппонирующих друг другу или пребывающих в состоянии острого конфликта.


4. Обучаемый имеет возможность оценить и даже оспорить то или иное задание, тест или кейс, те или иные теоретические выкладки и др.

Предоставление обучаемому возможности влиять на ход учебных интеракций или демонстрация ему того, что его мнение и позиция «учитываются» контентом, подрывают принципиальное неравенство контента и наличных знаний и опыта обучаемого, минимизирует когнитивные, эмоциональные и нравственные издержки авторитарного педагогического влияния.

Читать дальше......

воскресенье, июля 01, 2007

Электрическое обучение на службе империалистической военщины военных

Не секрет, что вооруженные силы США являются одной из главных движущих сил в разработке и унификации стандартов электронного обучения, тратя на это солидные средства. А каковы масштабы внедрения e-learning в структурах Минобороны США?

Начало широкомасштабному (именно широкомасштабному - разумеется, электронное обучение существовало и ранее) внедрению e-learning в американской военной среде было положено в 1999 году с предположения, что этот способ обучения военных айтишников позволит сэкономить армии кучу денег. По истечению 5 лет результаты были такими: в 2004 финансовом году солдатами и гражданскими служащими было завершено 159000 электронных курсов, что, по их расчетам, сэкономило армии 47 миллионов доллларов (т.е. по 300 долларов с курсочеловека - хм...). С другой стороны, некоторые на этой программе неплохо заработали - около 2000 курсов для этих целей было закуплено у небезызвестной корпорации SkillSoft (сколь я понимаю, удовольствие недешевое :).

Впрочем, у Пентагона есть учебные курсы не только по информационным технологиям. Вот, например, как выглядит курс по истории последних военных операций США.

Читать дальше......