Websoft

пятница, августа 31, 2007

Немецкие университеты переходят на Linux

Правительство Германии подписало крупное соглашение с компанией Novell, по которому серверы и настольные системы Linux будут поставлены в 33 университета страны. На студенческих компьютерах будут установлены Novell SUSE Linux Enterprise Desktop 10, а также SUSE Linux Enterprise Server, Novell Open Enterprise Server, Novell Identity Manager и Novell ZENworks.

Это второй этап перехода немецкой системы образования на свободный софт. До настоящего момента на обслуживании Novell состояли университеты немецких земель Бавария и Тюрингия с общим числом студентов 300 000. Новое соглашение с Северной Рейн-Вестфалией (здесь находятся крупные города Дюссельдорф, Кёльн, Дортмунд, Бонн, Бохум, Дуйсбург) увеличит студенческую аудиторию Linux ещё на 560 000 человек. По подсчётам компании Novell, сейчас уже 40% немецких студентов используют Linux.

Установка Linux в университетах Германии — один из самых крупных примеров массовой миграции на Linux представителей общественного сектора. Но далеко не единичный: о переходе на свободный софт уже объявили Амстердам, Эйндховен и восемь других голландских городов. Собственные open source платформы готовятся развернуть в Мюнхене и Вене.

Я полагаю, что ещё лет пять Windows будет занимать доминирующее положение в России. А вы как оцениваете вероятность миграции российских университетов и компаний на Linux в ближайшее время?

Источник

Читать дальше......

четверг, августа 30, 2007

Набор кейсов по web 2.0

Сайт, с набором кейсов по использованию технологий web 2.0. На самом деле не просто сайт, а wiki, редактируемые сообществом энтузиастов. В общем не важно как он редактируется - есть интересные примеры, например компании Oracle и AT&T.

Читать дальше......

SecondLife - инструмент для обучения?

Несмотря на слухи о том, что реальный интерес пользователей к SecondLife сильно преувеличен, многие продолжают настаивать. что это отличный инструмент для обучения.

Смотрите видео (на английском) о том, как использовать SecondLife в образовательных целях:

Читать дальше......

Основные тенденции развития и прогнозы рынка HRM-систем

Статья на сайте TAdviser - Основные тенденции развития и прогнозы рынка HRM-систем - достаточно разумные соображения по тому, куда движутся российские программные продукты по управлению персоналом. В целом соответствует моим взглядам, хотя было бы неплохо прочитать соображения по конкретным разработчикам и продуктам.

Хотя конечно заявленные в названии стати прогнозы рынка не очень отражены.

Читать дальше......

среда, августа 29, 2007

Фальшивые учебники Майкрософт

Статья в Ведомостях. Интересно не подделывает ли кто-то e-learning контент? Было бы забавно купить на Горбушке фальшивые курсы SkillSoft :)

ВЕДОМОСТИ
Фальшивые учебники Microsoft

Московские правоохранители выявили пиратов, больше 10 лет штамповавших поддельные учебники по программам Microsoft в столичной типографии. Теперь Microsoft будет засылать “агентов” в учебные центры, закупающие такие пособия. Далее


Читать дальше......

Видео высокого разрешения во Flash Player

Новая версия flash плейера будет поддерживать телевидение высокого разрешения (HD-TV - вернее способ компресии видео, котрый используется в Blu-Ray и HD-DVD - H.264 video). В последней 9-й версии Flash Player уже встроена эта возможность. Скоро видео высокого разрешения можно будет выкладывать и смотреть в YouTube и других видеохостингах, а также использовать в мультимедийных материалах.

Сколько же это все будет весить???

Читать дальше......

вторник, августа 28, 2007

Пример программы, набирающей собственный опыт

В большинстве современных коммерческих систем машинного перевода используется подход на основе правил. В этом случае от лингвистов требуются большие усилия по созданию словарей и определению используемых правил грамматики.

В системе перевода Google применяется статистический машинный перевод: загружаются тексты очень большого объема (миллиарды слов). Это могут быть как материалы на языке готового перевода, так и двуязычные тексты, содержащие предложения на исходном языке и соответствующие им переводы, выполненные вручную. Затем для построения модели перевода применяются методы самообучения на основе статистического анализа.

Попосещав в течение месяца форум Adobe, с удивлением обнаружил, что перевод отдельных фраз меняется в лучшую сторону, что убедило меня в действенности механизма.

Читать дальше......

понедельник, августа 27, 2007

Настоящая электрокнига

Не смог удержаться, чтобы не разместить шикарное визуальное решение eBook


Странички переворачиваются мышом и совсем не замасливаются :).
Об остальном изображения говорят сами за себя:



Читать дальше......

воскресенье, августа 26, 2007

Сколько стоит поучиться online?

Есть такая статистика (от American Educational Research), что сейчас примерно пятая часть всех образовательных услуг предоставляется через Интернет. Некоторые оптимисты из этой организации даже полагают, что к 2010 году две трети всего мирового образования будет осуществляться дистанционно. Вероятно, как и с ежегодным "мировым чемпионатом" по бейсболу, в который играют почти исключительно американцы, эта организация ограничила рамки мира Соединенными Штатами. Однако, тенденция действительно налицо.

Спросил Google про виртуальные учебные заведения - действительно, предложений уже достаточно. Из тех, что нашлись первыми: u21global.com - совместное детище австралийского University of Melbourne и небезызвестной компании Thomson, американский Capella University - чисто онлайновый проект, онлайновая дочка американского же University of Phoenix... Действительно, предложения имеются, но сколько это стоит?

Взяв для интереса достаточно популярную программу MBA, присутствующую во всех упомянутых заведениях, обнаружил, что U21 Global точную информацию о цене не показывает - только по запросу, зато оставшиеся 2 университета были более конкретными. Итак, в Capella University курс MBA включает 48 зачетных часов (credit hours), цена за час - $608 - итого $29184. Хм. Посмотрим, что в Финиксе: 39 обязательных зачетных часов по цене $612 - $23868. Возможны еще и опциональные курсы по программе на 9 часов (тоже по $612 - итого те же 48 часов). Словом, получить MBA онлайн в Америке стоит около $30000. Много это или мало?

Читать дальше......

суббота, августа 25, 2007

Authorware больше нет (почти)

Одна и старейший программ для разработки электронных курсов Macromedia Authorware (теперь Adobe Authorware) больше не будет развиваться. Adobe объявила, что продолжит поддержку и продажу старых версий, но новых версий, а также поддержки Microsoft Vista и IE7 уже не будет. Уходят старички....

Будем ждать прекращения разработки Toolbook ;)

Новость нашел здесь

Читать дальше......

E-learning: Бум или крах?

Статья "E-learning: Бум или крах?" на сайте distance-learning.ru - несколько отрезвляющий взгляд из Канады на будущее e-learning индустрии (по крайней мере по сравнению с выводами которые можно сделать прочитав мой пост "Скоро мы все разбогатеем").

Указанный в статье оборот в 2.7 миллиона долларов в 2005 году (даже с учетом роста к 2007 году) одной из ведущих канадских фирм Operitel заставляет задуматься :(

Читать дальше......

пятница, августа 24, 2007

Возможно, создана основа для обучающих псевдоинтеллектуальныех симуляторов

Агентство передовых оборонных исследований США (DARPA) финансирует работу специалиста по информатике Х. Ван Дейка Парунака, занятого разработкой программы, предсказывающей будущие действия того или иного человека, основываясь на его прежних поступках.

Речь идет об очередном проекте, связанным с искусственным интеллектом.

Как отмечает автор блога при журнале New Scientist, в последние годы DARPA вложила довольно-таки солидные средства в работы, связанные с искусственным интеллектом, но без особых результатов. Насколько перспективна эта разработка Парунака, покажет время.

В патентной заявке описывается «метод прогнозирования поведения программных агентов в моделируемых условиях», каковой «включает моделирование множества программных агентов, олицетворяющих объекты, подлежащие анализу, в том числе, возможно, человеческих существ».

Используя совокупность параметров, определяющих поведение агентов, внутреннее состояние как минимум одного из агентов определяется на основе его поведения в моделируемой ситуации. Тем самым прогнозируется наиболее вероятное поведение агента на основе целиком и исключительно его внутреннего состояния.

«В наиболее предпочтительной форме, моделируемая среда основывается на цифровой феромонной структуре», — указывается в заявке. Моделируемая среда изначально включает в себя информацию о зонах опасности, когнитивный анализ верований, желаний и намерений агента, модель его эмоционального состояния и наклонностей, и динамику его взаимоотношений с окружающим миром. Исходя из того, как будет действовать агент в этой среде, по мнению Парунака, можно определить его внутреннее состояние, и предсказать будущие шаги.

Парунак утверждает, что, на основании этого подхода, ему удалось добиться некоторого успеха, причeм его разработка демонстрирует довольно приличную степень эффективности даже в относительно сложных обстоятельствах, выдавая прогнозы в режиме реального времени.

Так, например, применимо к военным сценариям, модель Парунака позволяет довольно точно определять эмоции игроков, а затем предсказывать их дальнейшие поступки. По мнению разработчика, его метод можно будет в будущем применять для прогнозирования действий противника в условиях реальных военных действий. Парунак также полагает, что его метод применим в коммерческой сфере и вполне годится для использования в многопользовательских компьютерных играх.

Источник: Компьюлента

Читать дальше......

четверг, августа 23, 2007

Изучаем звездное небо в Google Earth

Теперь в Google Earth можно изучать и рассматривать звездное небо не вставая из-за компьютера. Смотрите видео с демонстрацией ниже.

Романтика наблюдения за звездами по ночам конечно попадает, но зато удобно и функционально! Они еще и с телескопа Hubble картинки красивые прикрутили.

Читать дальше......

среда, августа 22, 2007

Тенденции Blackboard

Blackboard - компания #1 в мире по разработке софта для дистанционного обучения в ВУЗах. Как открытая компания они публикуют отчеты. Один человек этот отчет прочитал, проанализировал и описал (на английском). Получились тенденции к которым поставщики ВУзовских СДО наверное в России также придут через несколько лет - возрастает доля университетов, которые приобретают услуги по хостингу сервиса дистанционного обучения (APS решение), а также дополнительные модули системы, не имеющие прямого отношения к e-learning.

Что меня кстати удивило, так это то, что несмотря на наличие Moodle, являющегося очевидной бесплатной альтернативой, продажи Blackboard продолжают расти.

Читать дальше......

100 лучших инструментов для e-learning

Известный e-learning блоггер Jane Hart в своем блоге собрала мнение более чем 100 специалистов по e-learning со всего мира. Каждый назвал 10 своих самых любимых инструментов. Получился список TOP 100 инструментов для обучения

Читать дальше......

вторник, августа 21, 2007

Быстрое импортирование оцениваемого теста с большим количеством вопросов в CourseLab

Задача: быстро и безошибочно подключить к курсу многовопросный тест с вопросами типа «один из многих».

Вот пример форматирования исходного файла с 60-ю вопросами. Первая строка после пробела — вопрос; далее — варианты ответов; вариант ответа со звёздочкой — верный.

Если вставить в курслабе элемент «Тест», то данные о вопросах и вариантах ответов сохранятся в XML-файл между тегами <q_questions></q_questions> примерно вот в таком виде.

Задача решается применением инструмента MS Word «Поиск и замена». Исходный файл буквально в несколько нажатий кнопок преобразуется сначала к вот такому промежуточному варианту, а затем и к конечному, который вставляется в XML-файл между тегами <q_questions></q_questions> соответствующего теста.

Вот описание алгоритма разметки.

Экономия времени — колоссальная. Ошибки оператора — когда, например, случайно отмечают не тот вариант ответа в качестве верного — исключены.

Читать дальше......

понедельник, августа 20, 2007

Дистанционная бизнес-драматургия?

Все более возрастающий интерес к электронным ролевым играм и электронным же тренингам ставит на повестку дня вопрос об идентификации и моделировании эмоций пользователя. При этом средство обучения может как распознавать эмоции пользователя, так и само имитировать эмоции с помощью особых персонажей – агентов. По существу, речь идет о создании человеко-машинных интерфейсов с использованием моделей эмоциональных процессов. Применительно к сфере бизнес-образования подобные интерфейсы как нельзя лучше подходят для изучения управления персоналом, переговоров, публичных устных выступлений, общения с клиентами и покупателями, управления конфликтами, отчасти самоменеджмента (и многому другому).

Уже сегодня средства разработки, оснащенные библиотеками анимированных агентов, без больших проблем позволяют:
- Создавать виртуальные модели человеческой мимики
- Создавать виртуальные модели жестов, осанки и эмоционально окрашенных движений
- «Снабжать» агентов аутентичными их невербальному поведению, а также поведению обучаемого репликами
- Озвучивать агентов, обеспечивая соответствующие интонационные оттенки и семантику их реплик
- Организовывать речевое и жестовое взаимодействие групп агентов, иные интеракции между ними

На повестке дня – управление агентами с помощью голосовых команд пользователя, а также синтез речи агентов.

В обучающей игре, симуляторе или электронном тренинге пользователь управляет действиями и речью одного или нескольких агентов в неких виртуальных обстоятельствах. Многие из таких актов управления по содержанию представляют собой решение кейсов, тестов или проблемных ситуаций, поисковых задач. Решая их, пользователь может перейти к следующему шагу обучения. Продвижение пользователя может быть успешным и неудачным, что разумеется, сопровождается некими эмоциональными переживаниями с его стороны. Все это может преподноситься как «переживание» того или иного агента (Ссылка) .

В среде психотерапевтов, психологов и части педагогов в последнее десятилетие активно проводится мысль, что педагогический опыт может наиболее аутентично фиксироваться, сохраняться и передаваться не в виде теоретических выкладок, а в формах, которые приближаются к художественным произведениям. По существу, ролевые игры, кейсы, бизнес симуляторы – это своего рода драматургические произведения. Не стоим ли мы на пороге создания своего рода учебной бизнес-драматургии? В которых главным действующим лицом «пьес» и даже их режиссером (=менеджером) выступает обучаемый.

Что скажете, коллеги?

Читать дальше......

воскресенье, августа 19, 2007

Новая версия CourseLab

Не рекламы для, но информации ради :)

Во вторник будет доступна новая версия редактора электронных курсов WebSoft CourseLab - версия 2.3. Что же нового в новой версии (прошу прощения за тавтологию :)?

Самые заметные изменения в редакторе (с моими комментариями):

  1. Главная цель модуля теперь определяется автоматически в момент создания модуля. Базовые статусы главной цели также определены с самого начала. (работа с целями и правилами всегда была непростой для освоения пользователями, это должно снизить количество ошибок)
  2. Все сообщения и кнопки в объектах стали заменяемыми. (надеюсь, это особенно порадует наших украинских и казахских коллег)
  3. Введены свойства объектов, доступные при создании действий (но только на чтение, изменять свойства все же довольно проблематично)
  4. Текстовые и числовые параметры в действиях могут содержать значения переменных и свойств объектов. (таким образом, вернуть сдвинутый объект на его начальное место становится совсем просто)
  5. Некоторые Rich Text объекты получили возможность автоматической замены в тексте переменных и свойств объектов на их текущие значения. (теперь можно прямо в тексте выводить значения переменных - жаль что, по соображениям совместимости версий, не все объекты научились это делать)
  6. Появилось действие ПЕЧАТЬ. (да, теперь можно напечатать текущую страницу :)
  7. Добавлена поддержка браузеров Opera и Safari (Opera 9 и выше, Safari 3 Win и выше). (не самые используемые у нас браузеры, но тенденция радует...)
  8. Добавлена полная поддержка SCORM 2004 interactions. (ну, это для тех, кто знает, зачем это нужно)

Новые объекты:

  1. Область нажатия - предназначена для создания активной области в любом месте кадра. Прозрачная по умолчанию, она может быть сделана видимой (и, если нужно, мигающей) с использованием методов объекта. (будет удобной для показа обучаемому куда именно нужно или не нужно было нажать)
  2. Указатель - используется для привлечения внимания обучаемого к тексту, объекту или части кадра. (наверняка вы сталкивались с необходимостью выделить что-нибудь на слайде, и чтоб мигало :)
  3. Встроенное окно - позволяет загрузить в окно внутри кадра содержимое другого файла или сайта. (это фактически IFRAME - может оказаться полезным для показа каких-нибудь вспомогательных документов, например)
  4. Список "Маркер" и Список "Простой" - предназначены для создания последовательно появляющихся списков утверждений. (это просто еще два варианта автоматических списков - весьма гибкие в настройках)
  5. Текстовый бокс "Простой" - позволяет поместить нужный текст в бокс с настраиваемой полосой прокрутки и эффектом развертывания текста. (прокрутка текста, наконец-то, стала просто включаемой опцией)
  6. Окно для заставки - может быть использования для вставки описаний и инструкций на слайд-заставку. (полезно для предварительных инструкций, например)

Обновлены существовавшие ранее объекты:

  1. Градиент – область с градиентной заливкой теперь работает не тольк в Internet Explorer, но и в других браузерах. (наконец-то!)
  2. Все элементы форм (Текстовый ввод, Скрытый ввод, Область ввода, Маркер, Группа маркеров и Выпадающее меню) получили новые методы и/или события. Введенные значения теперь доступны и как свойства объекта. (это - как следствие появившихся нововведений)
  3. Список "Стандарт" получил метод ПОКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ, время начала показа первого элемента теперь синхронизовано с временем кадра. Эффекты при показе настроены для работы в браузерах, отличных от Internet Explorer. (теперь списками можно управлять с помощью внешних команд)
  4. Flash-ролик – два дополнительных варианта источника для ролика: URL и код. (теперь вы можете показывать ролики с другого сервера и/или сервисов типа YouTube - правда, надо помнить, что настройки безопасности браузера могут помешать)
  5. Видеоролик - дополнительный вариант источника: URL. Добавлено большое количество событий, методов и свойств объекта, доступных для создания действий. (роликами теперь можно нормально управлять и, главное, по событиям ролика теперь можно управлять другими действиями!)
  6. Большинство навигационных объектов получили новые методы и свойства.
  7. Все объекты вопросов и объект Тест получили новые события, методы и свойства. (теперь всегда доступно текущее состояние вариантов выбора, например)
  8. Объекты Текущие результаты и Результаты по целям получили метод ОБНОВИТЬ. (теперь, например, число баллов можно отображать уже в процессе тестирования)
  9. Текстовый бокс "Рельеф" получил настраиваемую полосу прокрутки и возможность замены значений переменных и свойств объектов в тексте.

А также исправлены известные ошибки (ну и, как водится, внесены неизвестные :).

Как вам такие нововведения?

Читать дальше......

суббота, августа 18, 2007

Skype чуть не умер

К вопросу о влиянии новых технологий на жизнь. Skype "лежал" в течение 2-х дней, сейчас правда "ожил". В результате не мог оперативно общаться с коллегами с Украины, Питера и Белорусии - настолько и я и мои коллеги отвыкли от использования обычной связи. Пришлось вспоминать как работает традиционный телефон :)

А ведь лет через 5 традиционной телефонии вообще не останется, а через 10 и сотовой тоже - кругом будет только Интернет. Т.е. если уже все грохнется - никаких механизмов связи вообще не останется :( В этот раз как выяснилось систему которой пользуется 220 миллионов человек свалили 10 строчек кода.

Читать дальше......

Серьезные игры для больших мальчиков и девочек

В один день наткнулся на 2 статьи про использование компьютерных игр в корпоративном обучении:
1) Играть, так по серьезному - на сайт gameslife.ru

2) В американском BusinessWeek (по английски) - The Name of the Game Is Work

В обоих материалах - описание реальных примеров использования игр в корпоративной практике. В статье BW есть также скриншоты.

Читать дальше......

пятница, августа 17, 2007

К вопросу о стандартах обучения

Вот интересный пример: сравнение тестов по математике в Англии и Китае.

Королевское общество химии (Соединённое Королевство) пообещало выплатить приз в £500 первому английскому студенту, который правильно решит задачу по математике, взятую из вступительного экзамена в университет в Китае. Во эту:



Для сравнения можно привести тест, который задают в Великобритании для проверки знаний первокурсников:



Второй пример по уровню сложности носит анекдотический характер. В российских школах на уроках математики такие задачи в школе в уме решают. Именно в уме: перед началом урока в качестве разминки, по очереди давая ответы с мест.

via BBC News, хабрахабр

Читать дальше......

четверг, августа 16, 2007

Web 2.0 и подбор персонала

Мы как разработчики софта для рекрутмента (E-Staff) вынуждены наблюдать интересы рекрутеров в Интернет (чтобы делать адекватный софт). В последнее время наблюдается некоторое смещение активности с традиционных работных сайтов в сети типа Мой Круг, в блоги и тематические сайте-коммьюнити (точнее стоит говорить расширении рекрутерской активности на эти ресурсы).

Недавно набрел на результаты исследования в Англии про социальные сети и рекрутмент:
20% компаний используют социальные сети для поиска сотрудников
68% используют поисковые системы для проверки сведений о кандидатах
51% рекрутеров считают что использование социальных сетей изменить подход к подбору персонала
60% компаний проверят блог кандидата
65% студентов университетов имеют запись в Facebook (социальная сеть такая)

первоисточник

Как-то это все (подбор, обучение, оценка) должно со временем состыковаться в единый информационный процесс не только внутри компании, но и вне ее (в Интернет). Пока мы только начинаем говорить о минимальной интеграции процедур внутри HR-департаментов.

Читать дальше......

среда, августа 15, 2007

Пример online симулятора

Пример интерактивной обучающей симуляции, доступной через интернет - управляйте компанией, производящей 3 модели "наладонников" (меняйте цену продаж, затраты на исследования) и анализируйте финансовые результаты своей компании.
Открыть симулятор

Читать дальше......

Блоггинг для обучения и обучение для блоггинга

На сайте distance-learning.ru размещен перевод статьи из eLearn Magazine - "Блоггинг для обучения и обучение для блоггинга" - любопытные рассуждения о возможности использования блогов для корпоративного обучения
. Я лично пока в российской корпоративной практике не встречал чтобы блоги использовались как механизм информационного обмена внутри компании. Кто-то что-то подобное видел???

На том-же сайте - Формальное и неформальное обучение - статья о результатах исследования American Society for Training & Development о соотношении различных видов обучения в корпоративной практике.

Читать дальше......

вторник, августа 14, 2007

Дистанционный тест на чувство прекрасного? Пожалуйста…

Проверьте сами, эффективно ли это. Сможете ли вы отличить:

- шедевр от пародии;




- какую картину нарисовал художник, а какую обезьяна;



- где творчество художника Поллока, а где птицы, пардон, нагадили?

Читать дальше......

Один из самых знаменитых розыгрышей с использованием дистанционных технологий

Среди всех космических курьезов и розыгрышей первое место по праву принадлежит шутке Оуэна Гарриотта. В 1973 году он входил в экипаж американской орбитальной станции «Скайлэб».

Розыгрыш, который он устроил над офицером Центра управления полетами Робертом Криппеном, достоин навечно войти в анналы космонавтики.

С собой в космос Гарриотт захватил диктофон, на который его супруга наговорила несколько заранее составленных фраз. Когда в один из дней оператор Роберт Криппен вышел на связь с орбитальной станцией, Гарриотт ждал у передатчика с диктофоном в руке. Между станцией и Центром управления состоялся следующий диалог:

— «Скайлэб», это Хьюстон, ответьте.
— Здравствуйте, Хьюстон — бодрым женским голосом отозвалась станция — это «Скайлэб».

Земля после секундного колебания поинтересовалась:
— Кто говорит?
— Привет, Боб — отозвалась станция — это Хелен, жена Оуэна.

Боб несколько секунд переваривал ответ, а затем с трудом выдавил:
— Что ты там делаешь?
— Я тут решила ребятам поесть принести. Все свеженькое — успокоил его голос с орбиты.

Центр управления молчал около минуты, а затем отключился. Видимо, у офицера связи сдали нервы.

Мораль: в дистанционном обучении не всё бывает так, как задумывает методист. На стороне обучающегося — тоже живой человек. Со своим характером, предпочтениями и часто… чувством юмора.

Читать дальше......

понедельник, августа 13, 2007

Смейтесь, e-learning’цы

В практике сочинения текстовок и методик электронных бизнес-тренингов несколько раз сталкивался с забавной проблемой: представители корпоративного центра заказчика просили сделать продукт с юмором (или вкраплениями юмора), а менеджеры заинтересованных в обучении сотрудников подразделений относились к употреблению смеха отрицательно. Не буду вдаваться в рассуждения, отчего так происходит. Все равно не угадаю. Обозначу лишь некоторые аспекты употребления «учебного» смеха, широко используемого в живых тренингах, на лекциях и семинарах и недостаточно широко в электронных:
  • Релаксирующий смех. Позволяет снять напряжение, переключить внимание и даже предотвратить конфликт
  • Актуализирующий смех повышает познавательную активность, привлекает внимание к тому или иному предмету изучения
  • Оценочный служит для обеспечения обратной связи по результатам обучения, содержит оценку учебных действий
  • Мотивирующий побуждает к деятельности
  • Привентивный, напротив, выставляет в неприглядном виде нежелательное поведение

Этот перечень можно еще долго уточнять, опровергать, детализировать, развивать, сокращать, конкретизировать и абстактизировать и пр. и пр. Дело не в перечне и его достоинствах и изъянах.
Дело в том, что ни одно серьезное дело не обходится без смеха. Отсутствие в организации условий для удовлетворения потребности людей в смехе может иметь реальные плачевные последствия. Смех (если он добрый, а не черный юмор или социальный сарказм) – это спутник творчества, развития, диверсификации, здоровых корпоративной культуры и межличностного взаимодействия.

Может, пора уже создать для менеджмента электронный курс на тему «Культура смеха в Компании N» или «Смехотренажер для менеджеров»? Что думаете?

Читать дальше......

воскресенье, августа 12, 2007

Auto-e-learning

Удивлен, но тема обучения вождению автомобиля практически отстутствует в электрическом образовании. Оно понятно - тем, для кого это бизнес, e-learning не поможет собирать деньги с желающих получить права, а вот почему производители электронного контента этим занимаются мало, мне не понятно. Да, продаются CD, обещающие научить сдавать экзамены в ГИБДД, да, можно попробовать посдавать экзаменационные билеты на некоторых сайтах, но как от это... бессистемно, что ли.

Порылся в Интернете, но и за границей похоже тоже не так уж много нашлось ресурсов, обещающих помочь начинающему водителю. Странно. Или я плохо искал...

Зато набрел на забавный (и бесплатный) видеокурс, где американцам объясняют, как надо водить автомобили с ручной коробкой передач. Оказывается "many cars, especially sports cars, have standard or manual transmissions..." - поэтому, наверное, московские водители так часто изображают из себя спортсменов :)).

Driving with Manual Gear Transmission

Читать дальше......

суббота, августа 11, 2007

360 градусов как метод оценки

На E-learn Expo у меня случился небольшой спор с коллегой из компании Competentum насчет использования метода 360 градусов для целей оценки персонала (подчеркну - именно оценки, а не предоставления обратной связи для целей индивидуального развития). Я выразил сомнение, что этот метод хорош в качестве именно метода оценки потенциала сотрудников и результаты такой оценки не будут надежными - в подтверждение моих взглядов - статья в журналу SmartMoney Слишком много “я”

Читать дальше......

Чем быстрее - тем лучше

Представьте себе, что вам показали 650 строк содержащих символы "\" наклоненные в одну сторону во всех строках, кроме одной, где есть символ, наклоненный по другому "/".

...
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
\\\\\/\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
...

Внимание вопрос - если вас попросят взглянув на эту матрицу указать на какой ее половине (левой или правой) находится "неправильный" символ, то в каком случае вы ответите точнее - если дать вам буквально пару секунд или существенно больше времени? Вроде бы очевидно, что чем больше времни тем лучше, но на практике это не так, как показало исследование - более точные ответы давали те, у кого почти совсем не было времени на детальный просмотр матрицы (статья в Scientific American).

Очень любопытный эффект, который говорит нам о том, что мы ни фига не знаем как работает наш мозг и как он воспринимает информацию. Мне эти результаты особенно любопытны - я всегда читал книжки и статьи "по диагонали", за что меня всегда критиковали коллеги, учителя и знакомые. Я это никогда не считал проблемой и надеюсь наука еще подтвердит, что так даже эффективнее :)

Читать дальше......

пятница, августа 10, 2007

К вопросу о границах применимости e-learning технологий

Читать дальше......

Nintendo научит улыбаться

На прошлой неделе Nintendo Co. выпустила новую игру для Nintendo DS, которая поможет научиться улыбаться.

Задумка проста: на одном экране которых отображается живое видео игрока (снимается камерой, идущей в комплекте с игрой), а на другом – женское лицо, показывающее «упражнения».

В игре имеется 16 типов упражнений, разработанных экспертом по красоте Фумико Инудо. Каждое упражнение потребует до 10 минут для выполнения. Кроме анимации, показывающей улыбки и ужимки, «уроки» сопровождаются голосовыми подсказками.

Смешно, но Nintendo не советует упражняться с «Face Training» более 15 минут без перерыва, чтобы «не перенапрячь мышцы лица».

Идея интересная; в компьютерном варианте воплощается легко. При желании можно кастомизировать игру и для мумбайских полицейских.

Статью перевели на хабрахабре.

Читать дальше......

четверг, августа 09, 2007

"Давайте закроем Интернет" говорят учителя

BBC пишет, что на профессиональной конференции ассоциации учителей (Professional Association of Teachers) некоторые участники потребовали закрыть такие сайты как YouTube, поскольку на них выкладывают видеоролики со сценами насилия и издевательства одних учеников над другими и над учителями и персоналом школ. Я лично думаю что это бред, впрочем большинство комментаторов с этим согласны - это все равно как закрыть школу, из-за того, что в ней некоторые ученики бьют других.

Это в продолжение темы про ответственность хостингов за их содержимое...

Читать дальше......

среда, августа 08, 2007

Учитывать стиль восприятия информации - чушь или необходимость???

Общеизвестный факт, что с точки зрения восприятия способа информации людей можно разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. До последнего времени эти различия почти не учитывались в учебном процессе. Но в последние годы ситуация стала меняться - по крайней мере во многих школах в Великобритании и США начали предоставлять детям выбор - их сначала опрашивали как им предпочтительно учиться и затем, в зависимости от выбора, позволяли слушать в классе музыку, бродить по классу и т.п. Многим это кажется правильным и прогрессивным но как оказалось не всем...

Профессор Гринфилд из Оксфордского университета, заявила, что все это чушь с точки зрения нейрофизиологии и ведет к потере эффективности обучения - ясное дело, такое заявление вызвало скандал.См. статью в The Telegraph (по английски).

Что думаете? Если дама права, то нет необходимости думать о разработке обучающих курсов, ориентированных на тот или иной стиль обучения.

PS
Кстати один товарищ объявил премию в $1000 тому кто сможет продемонстрировать, что учет стиля обучения приводит к повышению эффективности - никто за деньгами не пришел :)

Читать дальше......

вторник, августа 07, 2007

Полицейские Мумбаи учатся улыбаться

Полицейские индийского мегаполиса Мумбаи стоят перед непростой задачей: им предстоит научиться мило улыбаться. Причем не жене, родственникам, друзьям или знакомым, а тем, с кем они должны иметь дело по долгу службы.

Задача быть приветливым поставлена в качестве одной из первоочередных в программе, предложенной руководством городской полиции. Ее главная цель — радикально изменить малопривлекательный образ стражей правопорядка, укоренившийся в сознании мумбайцев, передает ИТАР-ТАСС.

Читать дальше......

Семь пока ещё экзотичных методов представления данных

Прекрасная статья, которую можно посмотреть в оригинале или в русскоязычной версии от Google. В статье приведены описания различных методов наглядного представления разнородных данных (ведь не таблицей единой живы методист и дизайнер). Статья, щедро приправлена ссылками на интернент-ресурсы, где эти методы используются.

Да и просто посмотреть иллюстрации весьма занимательно.

Возможно, это вам не пригодится немедленно, но по мере надобности, можно обращаться к этой статье как к классификатору.

Читать дальше......

понедельник, августа 06, 2007

Даешь 4 в 1, или Четвероликий э-тренинг (часть 1)

На одном из менеджерских сайтов ввязался в дискуссию в защиту дистанционного обучения. И получил в ответ…

Ответ, кстати, очень взвешенный, прагматичный и правильный. Моя дистанционная «визави» высказалась, будто ДО годится в первую голову для трансляции знаний, а вот умения и навыки рождаются в реальной практике или в тренинге, «а не сидя перед компом». По ее мнению, по эффективности способы корпоративного обучения ранжируются так:
1. наставничество
2. тренинги
1. ДО

С точки зрения образовательной практики – так оно и есть. Спорить не буду. Тем не менее, хочется вырваться за границы поднадоевшего status quo и пофантазировать в пику «виртуальной визави».

1. Во многих случаях, чтобы прийти на рабочее место под опеку наставника, нужно иметь уже готовые знания. Наставничество не всегда выручит, особенно если элементарных знаний нет.
2. Эффекты тренингов весьма непросто измерить и оценить, а также и поддерживать. Оттого знания, время и деньги если и не пропадают втуне, то тратятся наобум и на авось. Наставничество здесь может обеспечивать посттрениговые эффекты, если наставник обладает определенными тренерскими компетенциями (что, однако, уже из области фантастики)
3. ДО (как система, управляемая людьми) далеко не всегда заявляет о более высоких притязаниях, нежели предписаны ей моей компетентной «визави». А почему бы и не замахнуться на большее?
4. Тренинг тренингу рознь. Любой, однако, тренинг – это работа над собой менее компетентным ради себя более компетентного. Осмелюсь предположить, что именно в сфере самоменеджмента электронное ДО подойдет лучше иных обучений.

Так возникла идея о проектировании и создании такого локального средства обучения
- центральной частью которого был бы полноценный тренинг (скажем, управления стрессом или временем)
- который бы транслировал знания по мере возникновения необходимости в них у самого пользователя, а также и оценивал успешность их освоения
- который обеспечивал бы длительное и систематическое посттренинговое сопровождение
- и, наконец, служил бы справочником, доступным некогда обученному с помощью этого курса

Кто знает, если удастся собрать под одной «электронной обложкой» основный функции корпоративного обучения и на практике продемонстрировать его достоинства, злопыхателей у ДО, равно как и не доверяющих ему до конца, станет меньше?

Читать дальше......

воскресенье, августа 05, 2007

Flash Video vs MPEG (и других традиционных форматов)

Возможность проигрывать видео появилась во Flash Player начиная с версии 6. Видко может быть проиграно в специальном формате Flash Video (FLV) или вставленное в традиционный SWF-файл.
Начиная с версии 7 Flash Player начинает поддерживать progressive download (т.е. появился буфферинг загрузки, возможность подгружать в один и тот же SWF-файл различные видеофайлы).
В версии 8 появляется подобие поточного видео (streaming). Подобие - потому что хоть и появилась возможность частичной загрузки с любого нужного места в ролике, но, во-первых, это требует специального программирования во Flash-объекте на клиентской части, во-вторых, Flash-контент должен содержать специальную информацию (metadata), описывающую таймкоды по всем фреймам, и в-третьих, для загрузки потоков используется протокол HTTP (streaming via HTTP), что накладывает свои ограничения. В сравнении с потоковым видео по традиционному протоколу RTMP, Flash-видео проигрывает в качестве, особенно на "медленных" соединениях: выпадения кадров будут наблюдаться там, где обычный Media Player будет "держать" картинку вполне уверенно.

Казалось бы, если все так плохо, почему же киты Интернет-видеоконтента (YouTube, Google и т.п.) используют именно Flash-видео? Как мне представляется, прежде всего из-за исключительной кросс-платформенности Flash Player, удобного встраивания в Web-страницу, ну и защита от копирования какая-никакая...

Читать дальше......

суббота, августа 04, 2007

Shift happens

Интересное видео с некоторыми неожиданными фактами про современные технологии, очевидно полностью меняющими этот мир. Хороший вопрос - чему нужно учить людей в этом новом мире??

Читать дальше......

Как показать данные по HR?

Мне очень часто приходится обсуждать с клиентами и коллегами вопрос представления результатов работы (содержимого базы данных) системы управления обучением и развитием сотрудников. Визуализация многомерных данных действиельно весьма критична - представьте себе, что у вас есть примерно такие данные по каждому сотруднику (пользователю системы):
- результаты дистанционного обучения (по разным курсам и периодам)
- результаты тестов
- результаты и планы очного обучения
- результаты и планы деятельности человека (выполнение поставленных целей)
- оценки по компетенциям
- история перемещений по службе
- планы развития карьеры
- фактические данные (пол, возраст, образвание и т.п.)
...

Если действовать традиционным способом по предоставлению аналитики, то мы получим груду таблиц и графиков на 20 листах. Как с этим работать?? В идеале всю эту кучу данных нужно как-то представить менеджменту таким образом, чтобы можно было принимать управленческие решения, глядя на 1 картинку на которой есть все.

А если учесть, что при представлении данных нужно еще учесть иерархию подразделений и функциональную подчиненность сотрудников, а также измерение времени (т.е. тренд по кварталам и годам), то задача построения такой "красивой" визуализации действительно становится весьма нетривиальной. Мы активно над ней работаем и надеюсь продвинемся вперед в ближайшее время. Думаю многие над этим тоже задумываются...

Я заметил, что в последне пару лет действует правило: если есть какая-то действительно насущная проблема - поищи среди проектов Google (у этих ребят просто гениальное чутье). Выяснилось, что Google купил компанию Gapminder, которая занимается разработкой технологий интерактивной визуализации данных для вэб. Они открыли для общего доступа пример своей технологии - можно самим интерактивно анализировать статистические экономические показатели по всем странам мира за последние десятилетия (для работы требуется flash).

На рисунке скриншот того, как я анализировал динамику изменения % городского населения Китая за последние 20 лет в сравнении с другими странами, параллельно гляда на шкалу роста населения и роста доходов на душу населения. Действительно очень наглядно!!! К этому же надо стремится и в анализе HR-данных.

Читать дальше......

пятница, августа 03, 2007

Органы восприятия для учебного курса

За последнее время технологии предоставили широкие возможности для того, чтобы создавать у обучающегося ощущение, что с ним общаются.

Учебный курс может узнавать обучающегося, понимать его жесты, и даже движения всего тела, отслеживать, что привлекло внимание обучающегося, а также и то, как он к этому относится.

Даёшь, учебный курс «3.0»!

Читать дальше......

Курсы по информатике и смежным областям знаний

Курсы:
- формате *.pdf,
- бесплатны,
- сделаны качественно.

Вы найдёте их здесь.

Читать дальше......

Руководитель комитета образования администрации Новгородской области признан самым «хреновым» менеджером области

Руководитель комитета образования администрации Новгородской области Владимир Аверкин стал лауреатом народной премии «Хреновый менеджер-2007». Об этом ИА «Великий Новгород» сообщил источник в областной администрации.

По информации собеседника ИА «Великий Новгород», во вторник, 31 июля 2007 года, в администрацию Новгородской области зашли двое неизвестных молодых людей в строгих костюмах. В руках одного из молодых людей был букет гладиолусов. В приемной председателя областного комитета образования гости попросили о встрече и, заявив, что им назначено, направились в кабинет руководителя. Именно на его рабочем месте состоялось торжественное вручение букета цветов. Стоит отметить, что под гладиолусами находились листья хрена, которые и были вручены господину Аверкину. Вручение сопровождалось фотосъемкой торжественного момента и произнесением пламенной речи: «Самому хреновому менеджеру Новгородской области в 2007 году».

Пока не известно, какой общественной организации принадлежит инициатива проведения подобной акции. Но есть надежда, что премия окажется традиционной, так как в городе достаточно плохих управленцев, добавил собеседник агентства.

А вот источник этой новости.

Читать дальше......

Правила русской орфографии и пунктуации

Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

На сегодня эти Правила, установившиеся полвека назад, – по-прежнему базовый источник для составителей словарей и справочников по русскому языку. На них основаны все многочисленные учебники и пособия для школьников и абитуриентов. Но сам их текст, к сожалению, не так-то просто найти в магазинах. Время от времени заглядывать в Правила совершенно необходимо каждому, кто хочет в полной мере владеть русским языком и писать уверенно и свободно.

Правила здесь.

Читать дальше......

четверг, августа 02, 2007

Корпоративная Википедия

Пара интересных статей про использования wiki-технологий:
1) На сайте distance-learning - Рабочее место Wiki(на русском - перевод из журнала Business Week)
2) На сайте Гарвардской школы бизнеса "HBS Cases: How Wikipedia Works (or Doesn't)" (на английском)

Читать дальше......

среда, августа 01, 2007

На сайте YouTube появится система фильтрации видеороликов

Несколько дней назад статья про скачивание роликов с YouTube вызвала дискуссию, в частности про поверку авторских прави и контроль со стороны администрации сайта. И вот вчера я увидел на E-xecutive материал "На сайте YouTube появится система фильтрации видеороликов" на эту тему.

Читать дальше......

Скоро мы все разбогатеем ;)

Радуйтесь люди, ибо счастье близко :) Скоро мы все (специалисты по e-learning) станем сказочно богаты!!! Я не сошел с ума, а просто вольно интерпретировал результаты очередного прогноза развития глобальной индустрии e-learning опубликованного компанией Global Industry Analysts. К 2010 года ее (индустрии) годовой оборот достигнет 52.6 миллиардов долларов! Рынок по прогнозам будет расти на 25-30% в год. Как-то даже немного жаль, что наш рынок не равен и 0.1% от этого замечательного прогноза :( Вы во все это верите??

Источник

Читать дальше......