Websoft

воскресенье, сентября 30, 2007

Наши люди в мировом e-learning

Недавно узнал что Елена Тихомирова, директор Центра E-learning, стала старшим судьей (Senior Judge) Brandon Hall. Старшие судьи это такие люди, которые выставляют оценки в Brandon Hall Awards - одной из самых престижных и как утверждается самых беспристрастных премий на мировом рынке e-learning. Поскольку Елена скромно не написала об этом в своем блоге, то нашел я эту новость случайно. Елену безусловно можно поздравить и пожелать успехов.

Единственной ложкой дегтя на мой взгляд является то, как велико различие в подходах к оцениванию Brandon Hall Awards и нашего доморощенного Russian E-learning Awards (если я не ошибаюсь МЭСИ имеет к ней какое-то отношение). Надеюсь мировой опыт будет как-нибудь перенесен на отечественную почву и может быть теперь у нас тоже появится открытый список беспристрастных судей и наступит полное счастье и благолепие ;)

Читать дальше......

Колледж в YouTube

Можно ли использовать YouTube или ему подобные видеохостинги для обучения? Ответ очевиден - конечно можно, т.к. там можно найти много полезного.

Можно ли использовать ТОЛЬКО YouTube для того, чтобы прочитать курс колледжа на семестр? Ответ не так очевиден. Дама по имени Alexandra Juhasz,, преподающая в Pitzer College (честно говоря не очень представляю что это - по сайту некий частный колледж в районе LA) решила попробовать и организовала сообщество в котором ее студенты записывают свои групповые обсуждения, ответы на домашние задания и т.п. и выкладывают в Интернет. В классе она правда тоже общаются. См. сайт сообщества. Вообще в этом что-то есть - наговорить свою домашнюю работу в видеокамеру намного проще чем написать ее на бумаге :)

Читать дальше......

Группа крови на рукаве

Отличный пример обучающей игры, одновременно и демонстрирующую теорию и закрепляющую навыки : Определение группы крови человека.

Читать дальше......

25 занимательных обучающих интерактивностей

Некий гражданин по имени B.J. Schone собрал в одном документе описание 25 занимательных (не знаю как точнее перевести слово engaging) вариантов реализации обучающих интерактивностей - см. Engaging Interactions For E-learning. Очень полезный документ для размышления и реализации тем, кто разрабатывает электронные курсы своими руками.

Особенно он порадует Владимира Наумова :)

Читать дальше......

четверг, сентября 27, 2007

Небывалый рост e-learning рынка

Статья в CNews про стремительный рост рынка e-learning - если верить прогнозам объем корпоративного сегмента составит 108 миллионов долларов в следующем году. Ужасно интересно узнать про то, как делались эти оценки?? В любом случае хочется верить в справедливость хотя бы части предсказаний.

Читать дальше......

5-минутное обучающее видео

Еще один сайт с обучающими видео доступными всем желающим. 5 min LifeVideopedia - все о жизни за 5 минут :) На сайте есть масса коротких обучалок - от приготовления коктейлей до воспитания детей.

Посмотрев некоторые из них понимаешь, как многому можно научить за 5 минут без серьезных затрат. Мне кажется эта идея могла бы быть применима и в компаниях. К сожалению я пока не видел и не слышал про реализации такой идеи на практике (может быть кроме CISCO, но у них явно профессиональные и дорогие фильмы, хотя и короткие)

Ролик с сайта про то как научить собаку сидеть по команде:

Читать дальше......

среда, сентября 26, 2007

СДО в Росгосстрах - 2 года и 200.000 изученных курсов!!!


СДО в Росгосстрахе дожила до своей 2-й годовщины (см. пресс-релиз). Я искренне поздравляю коллег (Максима Кузьмина, Алексея Бондаренко, Иветту Колымба) и немного себя (вроде бы тоже руку приложили). 200.000 пройденных сотрудниками электронных курсов (это в среднем по 274 изученных курса в день) это достаточно серьезное достижение для любого e-learning проекта в мире не говоря уж о России.

Читать дальше......

Наиболее важные свойства LMS

eLearning Guild провела исследование рынка LMS (западного разумеется) опросив более 2300 профессионалов о наиболее важный свойствах LMS и наиболее критичных барьерах при их внедрении.

Некоторые данные из исследования можно найти по ссылке. Главный барьер - цена, главные свойства - tracking & reporting.

Читать дальше......

Стили обучения (VARS, ILS, MBTI)

Первый пост после отпуска - очень тяжело заставлять себя что-то делать после долгого лежания на берегу моря :)

В продолжние темы о различиях в стиле обучения (было про гендерные различия) и том как их учитывать в e-learning - новая статья на сайте distance-learning.ru - по моему весьма полезно почитать для общего образования.

Читать дальше......

вторник, сентября 25, 2007

Закрыта файлообменная сеть eDonkey

Вторая по величине файлообменная сеть в интернете eDonkey закрыта из-за многочисленных исков представителей звукозаписывающих компаний и музыкальных ассоциаций.

Как пишет dp.ru, ряд немецких судов постановил прекратить работу файлообменной сети eDonkey в интернете. В результате были отключены все семь серверов, обслуживающих сеть и отвечающих за маршрутизацию запросов пользователей, обменивающихся нелегальным контентом. Координаторам сети ничего не оставалось, кроме как подчиниться решениям судов.

Закрытие сети предотвратило нелегальный обмен записями между примерно 4 миллионами пользователей. «Сегодня была нарушена работа одной из наиболее крупных пиратских сетей», – комментируют событие представители Международной федерации фонографической индустрии (IFPI).

За последние 2 года файлообменная сеть eDonkey разрослась более чем на 1,3 миллиона пользователей, часть из которых перешла к "ослику" из ранее закрытой Kazaa.

Сложность закрытия eDonkey для звукозаписывающих компаний состояла в том, что в отличие от ряда других аналогичных сетей "ослик" не является собственностью какой-либо компании, а значит, подавать иск было фактически не к кому. Формально eDonkey принадлежала "ассоциации независимых программистов", которые постоянно меняли адреса корневых серверов и их географическое расположение.

fontanka.ru

Читать дальше......

Рот для робота-лицедея

Японские инженеры робототехники из Токийского Университета совместно с учеными из Госпиталя Красного Креста в Мусашино разработали и создали прототип роботизированного… рта.

Модель состоит из силиконового языка, снабженного тремя алюминиевыми «костями» и соединенного с восемью пневматическими «мускулами», а также из нижней челюсти, которая может свободно двигаться. Такая конструкция позволяет «устройству» копировать (причем удачно) движения, которые требуются для создания звука. Все как у людей.

Пока прототип находится в стадии доработки. Ученые планируют усовершенствовать его с целью создания полностью искусственного рта, который может воспроизводить любые звуки. По мнению исследователей, такой «робот» может оказаться полезен для, например, изучения иностранных языков (Прононс! Сверните язык в трубочку!). Или сможет стать неотъемлемой частью кабинета логопеда.

Да и роботов так можно научить разговаривать не хуже человека. Хоть с французским акцентом, хоть с ирландским.

via Engadget

Читать дальше......

понедельник, сентября 24, 2007

Робот-лицедей и двойник всех людей

Японские товарищи соорудили робота-лицо (Ссылка). Он (оно?) способно работать лицевыми мышцами, «выражать» некие эмоции и чувства.













Эта личина столь подвижна, что может принять любой облик, в том числе и наш с вами, с погрешностью до 3,5 мм.
На резино-электро-механическую маску еще и научились «накладывать» изображения лица реальных людей, отсканированных трехмерным сканером, и с помощью проектора анимировать фото. В любом ракурсе.
Даешь массовое производство агентов для курсов e-learning!

Читать дальше......

воскресенье, сентября 23, 2007

Вдруг подумалось об одной старой "обучалке"...


Игра, как известно, один из лучших способов обучения. А кому не хочется научиться летать? Поэтому игр-леталок на рынке великое множество. Однако, есть одна, которая стоит в этом ряду особняком и пользуется особой любовью - Microsoft Flight Simulator. Наверное потому, что не "стрелялка-догонялка", а действительно эмулятор полета, с огромным выбором того, на чем можно "полетать" - от планера до 747 Jumbo. К тому же, игре уже 27(!) лет, если считать от релиза компании subLOGIC в январе 1980 года (кстати, игра первоначально вышла для компьютеров Apple, наверху - скриншот из первого релиза) или 25, если считать от покупки Microsoft лицензии на перенос игры на IBM PV и выхода Microsoft Flight Simulator 1.0 в конце 1982-го...


Читать дальше......

пятница, сентября 21, 2007

Прорыв в распознавании естественного языка

На конференции Techcrunch40 в Сан-Франциско представители стартапа Cognitive Code заявили о создании нового поколения чат-ботов (вот пример «старого» поколения: Чат-бот Киса из к.ф. «Хоттабыч»), способных эффективно анализировать текст и реально определять его смысл. Компания уже зарегистрировала 15 патентов на технологии интеллектуальной обработки натурального языка.

Как известно, поддержание разговора с человеком — одна из сложнейших задач, над которыми вот уже несколько десятилетий бьются разработчики систем искусственного интеллекта. Ежегодно проводится специальный конкурс чат-ботов Loebner Prize, где соревнуются лучшие программы подобного рода. Среди победителей последних лет — известные чат-боты Alice и Jabberwacky. Однако, новый чат-бот SILVIA (symbolically isolated, linguistically variable intelligence algorithm) от компании Cognitive Code превосходит конкурентов сразу по нескольким важным параметрам.

Во-первых, при ведении разговора с человеком SILVIA понимает и учитывает контекст беседы, в том числе предыдущие реплики собеседника.

Во-вторых, программа способна постигать понятия, которые сформулированы разными словами. В процессе разговора, при анализе текста она переводит слова в концептуальные данные, которые помещаются в её кратковременную память (информация о текущем разговоре) или в долговременную память. Более того, SILVIA может превращать концептуальные данные обратно в текст на естественном языке, генерируя при этом уникальные предложения. Кроме обычной беседы, программа также может производить другие действия, например, осуществлять поиск в интернете, отправлять сообщения по электронной почте, открывать и закрывать документы на компьютере. Другие программы для голосового управления компьютером способны на такое только по прямой команде.

Разработчики уверены, что алгоритмы SILVIA найдут применение во многих устройствах, таких как мобильные телефоны. Впрочем, для начала компания Cognitive Code собирается покорить рынок детских игрушек.

Читать дальше......

вторник, сентября 18, 2007

Технология для фотореалистичных интерактивных персонажей

Речь идет о новой технологии от Sony: MotionPortrait, созданной в исследовательском центре Sony-Kihara. Технология позволяет проводить 3D-аннимирование лица на основе одной портретной фотографии.


На интерактивном флеш-ролике на странице проекта видно как цифровые губы сами говорят, глаза следят за движением мыши, а нос при кликании на него мышкой чихает, происходит прочая забавная интерактивность. Если уместным образом использовать это в курсе, должно получиться очень хорошо.

Читать дальше......

Педагогический дизайн: невидимые очевидности

Специфика дистанционно обучения по сравнению с очным состоит в том, что учебная коммуникация при ДО осуществляется в основном посредством и по поводу контента.

В свою очередь, порядок работы с контентом по умолчанию задается целым рядом неписанных и невидимых правил. Эти правила являются обыденными, само собой разумеющимися и характеризуются привычностью определенных действий, рутинностью их воспроизведения, согласованностью, повторяемостью и внутренней непротиворечивостью.

Внешне это выглядит весьма прозаично: обучаемый садится за компьютер, получает от него наборы сообщений и вопросов, выполняет некоторые привычные манипуляции и в той или иной форме отчитывается о результатах такой коммуникации. Если же копнуть глубже, в ситуации корпоративного ДО мы имеем дело не только и не столько с контентом, сколько с более широкой системой отношений, включающей, как минимум
  • роль и место обучаемого в компании,
  • позицию авторов контента,
  • ожидания обучаемого, заказчиков и тьюторов от учебного процесса,
  • тип учебной коммуникации
  • и степень дружественности интеракций между контентом и человеком.

В системе этих отношений контент выступает лишь посредником между обучаемым и реальностью, между сотрудником и его организационной деятельностью. По большому счету, статус контента весьма сомнителен, поскольку содержанием образования вступает не контент как таковой, а некая реальность, которую он должен адекватно репрезентировать. Отсюда вытекают те самые неочевидные и неосознаваемые банальные правила, игнорирование которых не идет на пользу подготовке персонала.

Как ни странно, эти правила в силу их самоочевидности практически не озвучиваются и не транслируются. Они не принимаются во внимание при подготовке педдизайнеров и тьюторов. Все или некоторые из них зачастую пребывают за порогом сознания авторов курсов.

Те самые правила:

1. Контент в бизнес-образовании — это прежде всего посредник между человеком и его повседневной практикой. Он не должен заслонять собой реальности или затруднять ее восприятие. Он должен быть так же незаметен, как незаметен, неосознаваем и естественен процесс дыхания в здоровых легких.

Злоупотребление «личным мнением» автора, неоправданное украшательство контента, вычурный или обремененный терминами язык, игривость и развлекательность сюжетных ходов не должны отвлекать обучаемого от реальности. Увы, печальными образчиками увода обучаемых от корпоративной реальности часто выступают, к примеру, так называемые адаптационны курсы для новых сотрудников, декларирующие мифические корпоративные ценности, которые на практике не только не реализуются, но и попираются.

2. Контент, сообщающий нечто обучаемому, должен быть ясным и прозрачным. Следовательно, его восприятие и понимание не должно быть проблематичным (в смысле восприятия) для обучаемого. Он «поглощается» с доверием, как нечто само собой разумеющееся, видимое, однако незамечаемое. (Примечание. Не следует путать непроблематичность текста к проблемным изложением материала. Последнее как раз является одной из возможных предпосылок прозрачности сообщения иноформации о реальном)

Неслучайно, надо полагать, в нашем блоге большое внимание уделяется чистоте языка контента и дружественности учебного интерфейса, ясности тестов и пр. Обучаемый ожидает от контента прозрачности. Разочарование в таком ожидании делает контент в его глазах нарочито усложненным, искусственным и заумным. В итоге он вызывает у учащихся дискомфорт (в итоге обесценивается, отрицается, в пределе — игнорируется, вызывает апатию или агрессию).

3. В восприятии обучаемого нормальный контент выступает как некая непротиворечивая целостность, даже если он внутренне противоречив. Чтобы отвечать этому требованию, контент каждого отдельного курса должен выражать некую целостную (тотальную) идею, а не быть набором разрозненных правил и инструкций. Выражаемая в контенте целостная идея соотносится с реальностью в двух плоскостях: а) отражает наличное или желаемое положение дел; б) содержит информацию по поддержанию или изменению имеющегося положения дел (hard skills) или изменению себя в рамках той или иной реальной ситуации (soft skills).

Обучаемый ожидает от контента наличия подобной идеи, выражающей определенную сущность, придающую смысл изучению курса в целом. Идея требует внятного выражения и подчиненеия ей всего содержания контента. В противном случае смысл учения оказывается недостаточно прозрачным.

4. Интегральное восприятие контента обучаемым в корпортивном образовании направлено на выяснение того, «зачем мне это надо». Без учета целесообразности обучения с точки зрения сотрудника контент не обеспечит его мотивации к учению ("неинтересный контент"). Ради этого контент с необходимой долей определенности должен «говорить» обучаемому: «Я хочу от вас …»

5. Обучаемый имеет право относится к контенту, т.е. соглашаться или не соглашаться с точкой зрения его авторов и/или запросом заказчика обучения. Отсутствие у обучаемого возможности выразить согласие или несогласие с контеном перекрывает возможности его субъективной интерпретации, креативному отношению к контенту и, как следствие, стоящей за ним реальности.

Реализация этого правила в условиях ДО, прежде всего в электронных курсах, к великому сожалению, практически не встречается.

Перечисленные правила (корректнее было бы назвать их допущениями или установками, действующими преимущественно неосознаваемо), на наш взгляд, делают контент действенным, так сказать, по умолчанию. Остальное – дело психолого-педагогической техники и компетентности в предметной области.

Игнорирование этих неявных правил, к примеру, аутентичности контента и реальности, идейной целостности курса и его непротиворечивости; делает процесс обучения далеким от совершенства. В итоге взаимодействие обучаемого с контентом переводится из поля реальности в игру со словами, хохмачками, мультиками и прочими «рюшечками» мультимедиа. Уходит из области содержаний — в формальные игры с итоговым контролем, имеющие весьма отдаленное отношение к организационной реальности и практической деятельности обучаемого.

Нужно ли учить специалистов ДО этим неочевидным правилам, как, где, когда? Что думаете, коллеги?

Читать дальше......

пятница, сентября 14, 2007

Рейман: В российских школах установят отечественный софт

На всех школьных компьютерах в России в 2009 году будет установлено российское программное обеспечение. С таким заявлением выступил в пятницу и.о. министра информационных технологий и связи Леонид Рейман.

"Уже в 2008 году российские программные продукты пройдут тестирование в трех пилотных регионах - Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан, - сказал он. - А в 2009 году отечественное программное обеспечение будет установлено на всех школьных компьютерах".

По словам Реймана, на сегодняшний день из почти 53 тысяч школ около 1 процента не подключены к Интернету.

Еще весной Министерство финансов заявило о нежелании выделять средства на покупку для российских школ иностранного программного обеспечения, обвинив при этом Мининформсвязи в намерениях укрепить зависимость бюджетных структур от изделий зарубежных корпораций.

Грани.Ру 14.09.2007 15:36

Коллеги, как вы полагаете, какая из российских операционных систем более всего подойдёт школам?

Читать дальше......

вторник, сентября 11, 2007

Улыбкометр

Теперь учебные курсы могут быть оснащены утилитой, выявляющей удалась ли шутка автора курса: разработанное японцами программное обеспечение, способно измерить человеческую улыбку, выдавая в результате уровень счастья улыбающегося. Причем алгоритм программы позволяет производить довольно точные измерения даже в тех случаях, когда человек не смотрит прямо в объектив.



via Engadget

Читать дальше......

Что делать, когда постоянно не хватает места на жёстком диске

Вам тоже знакома такая проблема? В этом случае поможет Biggest Quadra — 4-терабайтное хранилище, предназначенное для резервного копирования данных. Новинка поддерживает возможность создания RAID-массивов уровней 0, 0+1 и 5. Для подключения к компьютеру в Biggest Quadra использованы интерфейсы FireWire 800, FireWire 400, USB 2.0 и eSATA. Устройство поддерживает горячую замену дисков, в нем также реализована функция автоматического контроля температуры. В комплект поставки входит утилита для резервного копирования EMC Retrospect Express (версии для PC и Mac).





via Engadget

Читать дальше......

Место, где ДО не удастся использовать по законодательным причинам

Весьма забавная новость пришла с далёких Карибских островов. С начала первого осеннего месяца Палм-Айленд (Сен-Винсент и Гренадины) стал первым карибским курортом, где полностью запрещено использование разного рода портативными устройствами: ноутбуками, КПК, электронными органайзерами и, в особенности, мобильными телефонами.

Запрет вступил в силу благодаря инициативе Роба Барретта, владельца курорта, который давно хотел обеспечить гостям побережья полное спокойствие и отсутствие раздражающих пиликаний и стука клавиш: «Нет ничего хуже, чем расслабленно лежать в гамаке, попивая дайкири, и вдруг услышать за спиной джингл Motorola».

via Newlaunches

Читать дальше......

Самый маленький ПК на Windows Vista: OQO Model 02

Развивая эту тему, чем не устройство для дистанционного обучения? Миниатюрный карманный компьютер вмещает в себе процессор на 1,5 ГГц, жёсткий диск на 30 или 60 ГБ, до 1 ГБ ОЗУ, интерфейсы Wi-Fi и Bluetooth. Полноценная клавиатура на 57 кнопок, кнопки мыши, программируемое колёсико, цифровой стилус. Батарейки хватает на три часа.





Читать дальше......

понедельник, сентября 10, 2007

Педагогический дизайн: три стратегии в организации курсов

Продолжая разговор о педагогическом дизайне (Ссылка и Ссылка) , об общем и отличном в деятельности дизайнера e-learning и тренера, хотелось бы обсудить три стратегии организации учебной коммуникации то ли в ходе «живого» тренинга или семинара, то ли в ходе ДО:

1. Инструментальная стратегия
Учебный курс используется как источник информации, включенной в контекст практической деятельности.
Здесь:
  • Содержание курса выступает средством достижения той или иной практической цели
  • Тренер или преподаватель задает эту цель, доводит ее до обучаемого
  • Управляемость процесса обучения и контроль его результатов вполне достижимы
  • Тренер/преподаватель/автор единолично господствует над процессом обучения, подчиняя его своим убеждениям, стереотипам и вкусу

Данная стратегия наиболее уместна для вооружения персонала необходимыми знаниями, умениями и навыками. Соответствие учебного содержания практической задаче прозрачно и в принципе контролируемо

Инструментальная стратегия является наиболее традиционной и популярной. Она требует скорее преподавателя, нежели тренера. Относительно легко реализуема в «живом» и электронном видах, начиная от лекций и стандартных э-книг с тестами и заканчивая высокодинамичными «живыми» тренингами и электронными симуляциями

2. Презентационная стратегия

Данная стратегия направлена на внушение обучаемому неких ценностей и идеалов. Она не требует рациональных процедур, а подразумевает принятие учебной информации как некого сокровенного знания, критическое отношение к которому в принципе нежелательно. Например, банку N заблагорассудилось внушить новым сотрудникам, что его бизнес-сила— в них самих, а сотовому оператору L — что к коллегам нужно относится так же профессионально, как и к клиентам

Здесь:

  • Содержание курсов носит некий близкий к сакральному характер, требует принятия знаний на веру зачастую вопреки разуму и жизненному опыту
  • Тренер/преподаватель/автор является проводником знания (медиумом), его задача ― обеспечить открытость обучаемого к бузусловному восприятию неких корпоративных ценностей, норм и идеалов
  • От обучаемого требуется безусловное принятие транслируемого знания, он должен таким знанием проникнуться
  • Контроль промежуточных и конечного результат затруднен (вынужденно принимается на веру), по меньшей мере, во временных границах самого учебного процесса

Компании заинтересованы в реализации такой стратегии обычно в курсах, призванных обеспечить адаптацию новых сотрудников, восприятие требований корпоративной культуры, норм профессиональной этики и этикета. На мой взгляд, именно подобного рода курсы удаются хуже всего главным образом из-за того, что «сакральная» цель подобной стратегии на практике достигается не соответствующими ей средствами, а обычно характерными для инструментальной. В результате у обучаемых возникает отнюдь не лучшее впечатление не только о курсе, но и ироничное отношении к компании в целом.
Именно в презентационной стратегии, куда больше, чем в других, востребована харизматичность транслятора знания. Будь то тренер или э-курс


3. Интерактивная стратегия

Интерактивная стратегия рассчитана не столько на трансляцию знаний, умений и навыков, сколько на ответную реакцию обучаемого на них. В данной стратегии ведущим образовательным процессом становится не преподавание, а учение

Здесь обучаемый демонстрирует особую активность:

  • Задает вопросы
  • Интерпретирует полученную информацию
  • Самостоятельно относит ее к тому или иному классу
  • Соотносит ее с собственными знаниями, опытом и/или деятельностью, изменяя их, расширяя (сужая) их границы

Чтобы обучаться, обучаемый принимает участие в неких коммуникативных действиях (обычно условных, учебных), являющихся для него актом экспериментирования над собой. Результаты подобного экспериментирования, как правило, неожиданны для самого обучаемого. Они то и могут явиться результатами обучения, если на их основе станут

  • приниматься решения
  • предприниматься практические действия

Контролируемыми параметрами при такой стратегии обучения становятся уникальность, новизна, оргинальности и креативность.

Нужна ли такая стратегия массовому отечественному бизнес-образованию или она так и останется «личным делом» отдельных тренеров и педагогических дизайнеров, вот в чем вопрос

Читать дальше......

воскресенье, сентября 09, 2007

iPhone




Казалось бы, Apple iPhone может стать неплохим устройством для дистанционного обучения. Работающий на iPhone браузер Safari поддерживает Flash и JavaScript, пусть и с ограничениями. Неплохое разрешениедисплея, большое пространство для хранения контента. В принципе, на iPhone вполне может работать небольшая СДО (например, light-версия какой-нибудь более мощной системы, способная реплицировать данные со "старшим братом"). Такое решение становится почти идеальным для всякого рода путешествующих людей, коммерческих представителей и т.п.


Однако, пока таковых решений вроде бы не наблюдается (или я не заметил?). Интересно почему...

Читать дальше......

пятница, сентября 07, 2007

Шутливые, но справедливые правила написания текстов на русском языке

  1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
  2. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
  3. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
  4. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
  5. Не сокращ.!
  6. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
  7. Одного восклицательного знака вполне достаточно!!!
  8. НИКОГДА не выделяйте слова. Человек, читающий текст с выделениями, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е_д о в е р я ю т.
  9. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.

Это только некоторые из приведённых здесь правил.

Читать дальше......

четверг, сентября 06, 2007

Yandex Trends

Сегодня нашел на Яндексе новую (по крайней мере для меня) фичу -возможность просмотреть историю поисковых запросов по ключевым словам. Почти как Google Trends.

Вот картинка интереса к слову "система дистанционного обучения" (ссылка):


А вот по "e-learning" (ссылка):


Кстати, что это за загадочный всплекс интереса в конце 2006 года???

Читать дальше......

среда, сентября 05, 2007

Гендерные различия при выборе стиля обучения

Новая забавная статья на сайте distance-learning.ru - "Половые различия в предпочтении стиля обучения" (перевод статьи из журнала Advances in Physiology Education) - результаты исследований гендерных различий при выборе способа обучения. В общем женщины ушами не только любят :)

Читать дальше......

вторник, сентября 04, 2007

Границы применения ДО всё расширяются

Дистанционное обучение применяют во всё более экзотичных вариантах: уже появилось дистанционное спортивное обучение; дистанционно обучают также гипнозу, каббале и даже игре на фортепиано.

Читать дальше......

понедельник, сентября 03, 2007

Тренер, автор или дизайнер?

Цитата:
Меня часто спрашивают - "кто автор ваших курсов?" явно ожидая услышать имена "великих" тренеров или консультантов. Я на это отвечаю, что очень трудно гарантировать, что действительно прекрасный тренер окажется адекватен как педагогический дизайнер (
источник).

Теоретики образования давно ломают голову над следующей проблемой: как можно зафиксировать и транслировать педагогический и тренинговый и опыт. Увы, проблема берет верх над головами. Общий глас таков: пока это невозможно, причем по мало понятным причинам.

Приходилось ли вам читать издания, презентирующие практику бизнес-тренингов или бизнес обучения?
Перечислим:
1. Учебники по тренингам (мотивации, коммуникации, лидерства и пр.) обычно представляют собой теоретические выкладки, перемежающиеся планом мероприятий, перечнем упражнений и описанием поведения участников. В приложениях скромно ютятся восторженные отзывы участинков и экспертов о произошедшем действе... Хотите подобного в электронном курсе?
2. Учебники мотивации, коммуникации, лидерства и пр., как правило, содержат в начале глав некую благую сентенцию, подтверждаемую набором беллетризированных историй из жизни больших и малых успешных деятелей. Слабо такое да в электронный курс?
3. Лучшие издания про тренинги представляют собой их стенгораммы. Вот их-то можно попытаться трансформировать в интерактивные курсы, а лучше - симуляторы. Пусть тренеры этим бы и занялись. Что-то, однако, мне не приходилось сталкиваться с инициативными продуктами такого рода или с заказами на них. А вам?

Желание увидеть в качестве авторов курсов e-learning если ни гуру, то авторитетного тренера потому мало реализуемо, что в электронном обучении имеет место иная логика, иная харизматичность и иная эмоциональная составляющяя образования. Это во-первых.

Во-вторых, роль наставника, а в идеале должно взять на себя само средство обучения, будь то электронные книга, тренинг, симулятор или игра. Привлекательность электронного курса имеет несколько иные источники и составляющие, нежели харизма тренера или преподавателя. Человек и сам не осознает причин власти личностного обаяния. А вот педдизайнер должен уметь ее не только осознавать, но и отличать от харизмы текста, мультимедиа и развития фабулы учебного процесса.

Таким образом, в-третьих, педдизайнер, в отличие от автора, является носителем особых компетенций. В идеале уровень его коммуникативной, педагогической и психологической квалификации требует создания харизматичного образовательного контента, оторванного от той или иной персоны, прежде всего своей собственной. Способен ли тренер абстрагироваться от своих харизмы и авторитета или объективировать их в контенте средства ДО? Когда он сумеет это сделать, то превратиться в педдизайнера.

Имеют место прецеденты, когда автор и педдизайнер выступают в одном лице. Чехов и Булгаков, к примеру, были и врачами и писателями. Педагогический дизайн столь же близок писательству, как и медицинская практика.

Так что же за зверь такой, этот педагогический дизайнер? Какими компетненциями и личностными качествами он должен обладать? Очевидно одно, он может быть харизматичен или не очень. Харизматиками рождаются. Педдизайнерами становятся, в частности, и харизматики, сбросив свою харизму, как ящерица кожу в период линьки, во имя привлекательности курса. На мой взгляд, это важнейшее профессиональное качество педагогического дизайнера. Поговорить о том, как оно формируется и как ему обучаются возможность еще появится.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 02, 2007

Речевое сопровождение в е-курсах

По результатам дебатов о пользе и вреде озвучивания курсов в группе экспертов, организованной компанией Brandon-Hall (ссылка, к сожалению, закрыта), были сделаны следующие выводы. Как мне кажется, довольно правильные.

1. Даже если в курсе не используется речевое сопровождение, для некоторых ключевых моментов (и для некоторых учащихся) может быть полезным. Это может быть, например, специальная кнопка "Прослушать текст". Такой альтернативный режим позволяет, с одной стороны, не вызывать отторжения (в отличие от постоянно включенного спопровождения), с другой - способствовать лучшему восприятию (обучаемый сам сделал выбор - следовательно, настроен на восприятие лучше, чем при насильственном прослушивании).

2. Лучший результат при этом достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые точки.

3. Одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается скорее негативно (за исключением тех, для кого язык обучения не родной - для них это хорошая "шпаргалка"). Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать.

4. Наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения.

5. Использование текстов, произносимых от первого или второго лица в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс. Обучаемому естественнее воспринимать тексты с обращениями "вы" или "мы".

6. Если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных "общаться" с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает. Хорошо, если используемый персонаж близок аудитории курса (возраст, внешний вид, характерные жесты и т.п.). Дополнительный эффект дает в этом случае использование специфических речевых акцентов, добавляющих естественности (соответствующих "характеру" персонажа). В сравнении с обычным чтением текстов диктором такой способ донесения текста значительно более эффективен.

Читать дальше......

суббота, сентября 01, 2007

Автор кто?

Меня часто спрашивают - "кто автор ваших курсов?" явно ожидая услышать имена "великих" тренеров или консультантов. Я на это отвечаю, что очень трудно гарантировать, что действительно прекрасный тренер окажется адекватен как педагогический дизайнер. Впрочем, как известно хомячка от крысы отличает лишь хороший PR :)

Англичане со свойственным им юмором взяли книжку Джейн Остин, изменили название и имя автора и разослали ее в 18 издательств. Результат? ВСЕ ОТКАЗАЛИСЬ ЕЕ ПЕЧАТАТЬ!. Источник - статья в Guardian. Думаю, что если бы под книгой была подпись, например, Джоан Рулинг (авторша Гарри Поттера), то пожали бы плечами и точно напечатали.

Читать дальше......

Интересный документ от Adobe

В продолжение предыдущего поста: я частично сам ответил на свой вопрос, когда нашел достаточно интересный материал, подготовленный Adobe - Leveraging multimedia for learning. В статье содержатся некоторые интересные замечания по эффективности электронных курсов, в частности:
1) Ричард Майер из Университета Калифорнии исследовал эффект от разных вариантов электронных курсов - в одном был просто текст, в другом текст и необходимые иллюстрации, в третьем текст, необходимые иллюстрации + дополнительные иллюстрации дающие интерсную, но факультативную информацию.

Получилось, что текст + иллюстрации значительно эффективнее чем просто текст, а также чем вариант с дополнительными "фишками", которые просто отвлекали обучаемого от основной темы. Выясняется, что не все рюшечки и красивости в курсе одинаково полезны :)

2) Если усреднить все исследования (брали более 300) о том что эффективнее - электронный курс или его очный аналог, то получилась ничья :) Есть исследования говорящие о большей эффективности очного обучения, есть которые наоборот - в среднем получается, что эффективность равна, а разница возникает не из-за способа обучения, а из-за качества учебного контента в обоих случаях - cм. картинку c распределением эффекта по исследованиям


В общем советую почитать...

Читать дальше......

10 способов изобразить одно и то же в электронном курсе

Еще некоторое время назад разработчик электронного курса при необходимости наиболее эффективно изобразить на экране кура материал для обучаемого (при условии, что у него не было под рукой программиста) вынужден был выбирать из крайне небольшого набора инструментов (текст, картинка, табличка). Теперь ситуация поменялась - появились инструменты, позволяющие педадгогическому дизайнеру самому легко показать одну и ту же идею многими разными способами.

Рассмотрим простой пример - нужно показать обучаемому изменение какого-то показателя во времени в привязке к основным событиям за прошедший период (например, численность населения средневековой Европы или развитие теорий менеджмента качества или ...) . Я на вскидку придумал 5 простых способов визуализации и за час их нарисовал в Courselab. Для примера взял данные, которые случайно попались под руку в этот момент - курс акций и основные вехи жизни компании Нинтендо с 2001 по 2007 год :) - посмотрите, что получилось (откроется в отдельном окне). Я уверен, что если подумать, то можно изобрести еще десяток способов.В той же Raptivity как утверждается есть 150 готовых вариантов интерактивностей для обучателей на все случаи жизни...

Какой способ выбрать? Улучшает ли интерактивность (необходимость пользователю куда-то щелкать, чтобы добыть информацию) восприятие информации? Где взять best practice - результаты исследований, которые говорят, что тот или иной прием эффективнее (лучше усваивается обучаемыми)? Я к сожалению про такие исследования не слышал. Поэтому придется каждому из нас руководствоваться своим ощущением прекрасного и навязывать его клиентам :) Что думаете??

Читать дальше......