Websoft

среда, октября 31, 2007

Русскоязычные ресурсы по e-learning

За прошедший год популярность блогописательства среди людей, занимающихся электронным обученим сильно возросла (год назад еще почти ничего не было). Дурной пример видимо заразителен ;)

Русскоязычные блоги по теме, которые я иногда читаю:
- Живое обучение - блог Елены Тихомировой
- Образование в 21 веке
- Сообщество "Электронное обучение"
- Блог МУБиНТ

Еще:
- Еще блог - что-то давно не обновлялся
- Теория и практика электронной дидактики - к сожалению блог умер, так и не родившись на статье о цели создания блога :(
- сайт EduWeb.ru - работал как блог и бывали интересные статьи, но превратился в каталог образовательных ресурсов
- Блог журнала E-learning World - обновляется не слишком часто

Может кто-то знает еще какие-то ресурсы??

Читать дальше......

Блогу исполнился год

Как-то незаметно пролетело время - первое сообщение в этот блог было написано год назад (даже немного больше). За это время было написано 416 статей которые читали почти 14.000 посетителей. То ли еще будет, если мы доживем до возраста, когда начинают пить, курить и говорить :)

Спасибо всем то читает и особенно пишет сюда (особенно Андрею Балыкову, Владмиру Наумову, Славе Щинову)!

Читать дальше......

вторник, октября 30, 2007

Когда копия лучше оригинала

Учёные из Стенфорда™ создали вэб–приложение, которое векторизует растровые картинки. Пример можно посмотреть ниже. Да, вы не ошиблись: слева на картинке размещён оригинал, справа — векторная копия. Результат — векторный рисунок – экспортируется на ваш компьютер в *.eps-файл. Это значит, что дальше его можно дорабатывать привычным для вас векторным редактором.

Итак, ключевые свойства программы:
— выполняет векторизацию растровых изображений;
— позволяет получать хороший результат, возможно, даже лучший, чем при использовании Corel Trace;
— проста в использовании;
— бесплатна;
— не требует инсталляции;
— кроссплатформна, работает на любом компьютере, где установлен FlashPlayer 9 (к слову, сама программа сделана во Flex).


Читать дальше......

Ответственность преподавания: снижение уровня социального стресса в компаниях

Одна из задач корпоративного обучения – социальная адаптация персонала в компании, в том числе и путем снижения воздействия стрессогенных факторов. Речь вовсе не идет о трансформации производства в райские кущи или кофейни. Поправить положение способны обычные курсы, симуляторы или игры, которые побуждают и обучают людей видеть положительные проявления окружающего повседневного мира и «меньше фокусироваться на таких его проявлениях, как критика и равнодушие».
Взятый в кавычки фрагмент позаимствован из короткой заметки «Созданы видеоигры, снижающие уровень социального стресса».
В ней рассказывается среди прочего и о том, что компьютерные игры меняют восприятие информации из внешнего мира и «снижают стресс, вызванный высокими психологическими нагрузками». Очевидно, что подобная функция присуща и многим учебным курсам. А почему бы эту функцию и вовсе не вменит в обязанность корпоративным учебным центрам или авторам курсов? Живые интерактивные продукты (симуляторы, игры, тренинги, курсы), с юморком повышающие стрессоустойчивость людей посредством роста их компетенций и уверенности в себе — чем не сверхзадача корпоративного обучения.

Читать дальше......

понедельник, октября 29, 2007

От преподавания к учению: миссия и цели

Учреждения образования в современном мире все менее становятся инстанциями по обеспечению обучения, а все более в тяготеют к структруам по производству учения (см.:).
Происходит постепенная смена образовательной парадигмы (см. :) особенно заметная в сфере e-learning, поскольку именно здесь смена парадигм наиболее естественна: обучение происходит без непосредственного участия в процессе преподавателя.
Смена парадигм затрагивает миссию и цели образования как такового. Давайте сравним их миссию и цели:

Разумеется, электронные курсы можно создавать в рамках любой из парадигм. Они конкурируют друг с другом, порой даже в границах одного и того же корпоративного учебного центра. Дело лишь за тем, к какой из парадигм, уходящей или нарождающейся, будет тяготеть та или иная компания

Читать дальше......

воскресенье, октября 28, 2007

Как НЕ делать скучные курсы

Отличная презентация в которой собраны рекомендации для того, чтобы НЕ делать курсы,не вызывающие у обучаемого желание зевнуть (на английском). В принципе ничего нового - все это уже обсуждалось в этом блоге, но в этой презентации очень многое собрано воедино.

В презентации есть очень правильная мысль про максимально возможное использование юмора - к сожалению не часто используется на практике. Недавно я был у клиента (один большой российский банк) и мы обсуждали как сделать курс интереснее. Тема тоскливая до жути (из области делопроизводства и документооборота). Когда я в качестве шутки стал предлагать разные не очень формальные способы развеселить и увлечь обучаемых клиенты сами страшно развеселились и минут 10 "изобретали" разные хохмы. Но потом сказали "Стоп - мы разумеется не серьезно. Это конечно здорово и весело, но мы тут в банке работаем - отвлеклись и хватит, давайте обсуждать и делать традиционный (т.е. скучный - комментарий мой) курс". А зря...

PS
Из курса про технику безопасности при работе на высоте - по моему так учиться веселее:

Читать дальше......

пятница, октября 26, 2007

Как проверить, читает ли ваш сотрудник газеты (или их веб-аналоги)

С точки зрения технологий дистанционного обучения приводимый ниже тест интересен как наглядный пример теста проверяющего, читал ли обучающийся рекомендованную хрестоматийную литературу (не требующую в отличие от лекций детального изучения) или не читал. Особенность в том, что здравый смысл не может служить опорой при ответе на вопросы теста. С источниками нужно знакомиться лично. Баланс выдержан таким образом, что беседы с коллегами в курилке не достаточно для ответа на вопросы, не достаточно также просмотренных вскользь названий источников и их подзаголовков. Прочитавший же источники даже «по-диагонали» (то есть с использованием техник скорочтения) получает значительно возросшую вероятность успешно ответить на вопросы теста.


Тест (актуальность: октябрь-ноябрь 2007г.):

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что если истратить треть Стабфонда на модернизацию авиапрома, инфляция от этого:
— возрастет
— не изменится
— будет отрицательная

--------------------------------------------------------------------------------
По словам и.о. вице-президента РАН Михаила Ковальчука, человек становится счастливым, когда он:
— понял, как можно извлечь пользу из нанотехнологий
— с помощью друзей устроился на хлебное место
— подобен ракете с разделяющимися головками

--------------------------------------------------------------------------------
Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов назвал среди тех, кто норовит обрушить Россию:
— безнравственных людей, считающих себя вправе использовать высокое звание чекиста в корыстных целях
— моральных людей, считающих себя вправе критиковать настоящее так же, как когда-то они критиковали прошлое
— хитроумных людей, считающих себя вправе разжигать междоусобицу в чекистском сообществе ради сохранения власти

--------------------------------------------------------------------------------
«Человек, который искупает чужие грехи, свои искупает автоматически». Эти слова актера Сергея Шакурова относятся к:
— Никите Михалкову
— Владимиру Путину
— Иисусу Христу

--------------------------------------------------------------------------------
По мнению кандидата в депутаты Госдумы Андрея Лугового, победа сборной России по футболу над сборной Англии была достигнута благодаря:
— морально-волевым качествам российских футболистов
— страху англичан перед местью русских за проигрыш
— операции российских спецслужб, подмешавших в пищу англичанам особые вещества

--------------------------------------------------------------------------------
Российская академия художеств обратилась к президенту Путину с просьбой:
— положить конец попыткам цензуры в искусстве
— позировать для памятника работы Зураба Церетели
— остаться на третий срок

--------------------------------------------------------------------------------
Писатель Михаил Веллер заявил, что готов в порядке исполнения гражданского долга:
— служить в российской армии
— лично расстреливать приговоренных к смерти
— платить налоги со всех своих доходов

--------------------------------------------------------------------------------
Телеведущий Андрей Малахов назвал подвигом:
— решение президента Путина ехать в Иран несмотря на угрозу покушения
— призыв Михалкова и Церетели к Путину остаться у власти вопреки Конституции
— публичное обращение футболиста Евсеева к публике со словами «Хуй вам!»


Правильные ответы приведены в разделе «Комментарии».

Читать дальше......

МарьИванна как критерий

Алкснис комментирует распоряжение Зубкова по софту в образовательных учреждениях.

Цитата:
«Обратите внимание, что в данном Распоряжении впервые ничего не говорится конкретно о программном обеспечении корпорации Microsoft, но ВПЕРВЫЕ говорится о разработке и внедрении СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

ВПЕРВЫЕ государство предлагает ясные и понятные правила игры.

Если Линукс-сообщество готово уже сегодня предложить пакет программного обеспечения, удовлетворяющий современным требованиям обучения и включающий в себя все составляющие, определенные данным Распоряжением, то этот пакет может быть одобрен Правительством РФ для внедрения в российских школах."......"Проблема одна - срочно нужен ХОРОШИЙ российский дистрибутив Linux с пакетом всех необходимых программ для образовательных учреждений, адаптированный для РЕАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЙ. Это подразумевает, что учительница биологии в сельской школе МарьИванна, которую одновременно назначили вести уроки информатики, сможет самостоятельно разобраться с установкой и работой с таким дистрибутивом. При этом учтите, что бюджетом сельской школы не предусмотрены междугородние звонки в службу технической поддержки для того, чтобы разобраться, почему не устанавливается или не работает операционная система или программа.

Если такой пакет программного обеспечения появится и он будет более удобен для учащихся, чем Windows, то через пять лет в России впервые появится поколение молодежи, свободное от наркозависимости Microsoft.»


Ещё раз ссылка на источник.

Читать дальше......

четверг, октября 25, 2007

Смешанное обучение: смешивание методов

Для того, чтобы тема смешанного обучения, уже неоднократно обсуждавшаяся здесь, была покрыта еще полнее стоит почитать еще одну статью -"Смешанное обучение: смешивание методов" на distance-learning.ru (перевод с сайта Chief Learning Officer). Это очень неплохая статья, рассматривающая практику использования сочетания различных методов обучения (в классе, самостоятельная работа с курсами, виртуальный класс и т.п.) в коропративной практике.

Читать дальше......

вторник, октября 23, 2007

Прекрасное в предъявлении данных

На веб-страницах этого блога мы уже не раз обращались к теме красивой структурированной понятной подачи данных. Были и облака тегов и карты памяти и ещё много чего. Важен, однако, не только тип структурирования данных, но и квалификация конкретного исполнителя: от его умения зависит, чтобы не был сделан шаг от прекрасного к ужасному. Сегодня я предлагаю немного попрактиковаться в развитии чувства прекрасного в предъявлении информации. Тип предъявления данных: схема.

Возможность попрактиковаться нам представляет крупная российская дизайн-студия, которая, подбирая в 2003 году специалиста на вакансию технического дизайнера, дала претендентам тестовое задание. Задание заключалось в том, чтобы приведенный ниже набросок перерисовать в нормальную схему устройства дизайн-студии.



Результаты выполнения этого задания и служат материалом нашего исследования. Вам предлагается, пройдя по ссылке, оценить, какие из вариантов хороши, а какие не очень. А также проанализировать за счёт чего.

Читать дальше......

понедельник, октября 22, 2007

3D интерактивности: функциональность и красивость

Harbinger Group с энтузиазмом анонсировала пополнение средства разработки Raptivity пакетом «3D TurboPack».

В пакете пока 6 интерактивностей: 3 виртуальных мира»: «музей», «поездка на авто» и «покорение вершины» и столько же 3D «меню». Действительно ли все эти объекты функциональны с образовательной точки зрения? Не представляют ли они собой лишь красивые пустышки, этакую гламурную глазурь поверх черствого хлеба e-learning?

3D объекты, как-то: куб, электронная книга и специальные карты с изображениями?, представляются разработчиками как визуальные навигаторы по содержанию.
Куб-навигатор:



Кубик вращается пользователем по его усмотрению, клики по его сторонам открывают доступ к информации: увеличенной картинке, видео, звуковому сопровождению и текстам. Вполне приемлемое с образовательной точки зрения решение.

Примерно так же работают и карты с объектами: нажимай на приглянувшуюся, гляди и читай и/или слушай познавательную информацию.




Так выглядит 3D книжка. Красиво, ничего не скажешь, несмотря на творческий беспорядок на рабочем столе.

Каждая страница озвучена, книга удобно и несколькими способами листается. Эстетическая привлекательность и функциональность такого представления материала налицо. Напомню, речь идет не об эксклюзивном курсе, а об авторском средстве разработки курсов как таковых.

А вот 2 виртуальных мира из 3-х в пакете «3D TurboPack», на мой взгляд, основательно подкачали. Садитесь Вы, к примеру, в виртуальный автомобиль и ударяете по газам, а вам через х секунд прямолинейного движения зачем-то вываливается задание типа:
«Вы лидер гонки. Однако теперь компании надо поменять свою стратегию. С чего Вы начнете?»
И варианты ответа.
Угадаете нужный – помчитесь дальше. Там, впереди, в чистом поле, Вас поджидает огромный каменюка почти во всю ширину проезжей части.

Коли не владеете, например, финансовым менеджментом, этим камнем и накроетесь. Жуть как интересно и полезно, а главное — красиво. Особенно для веселых ребят-геймеров из высшего звена. Хоть бы камень этот сразу посылал на три варианта ответа, так нет, его сначала объезжать надо…

Примерно такая же красивая «метафора реальной жизни» реализована и в виртуальном сюжете про командное покорение ну очень крутой горной вершины. Возможно, при работе с маленькими детьми подобные интерактивности в малых дозах и окажутся небесполезными.

А вот интерактивность в духе бродилки «Музей» решена вполне функционально, хотя и не так красиво. Попадая из 3D коридора в зал того или иного мастера, пользователь может увидеть его репродукции и прочитать/услышать соответствующие тексты. В любой компании, надо полагать, достаточно «залов» и «экспонатов», с которыми следует познакомить персонал.

Как видим, и заморские коллеги не лишены тяги к искусству ради искусства. Красота, мы знаем, страшная сила + требует инвестиций. Особенно когда за ней ничего серьезного не стоит. Необходимо, однако, заметить, что для Raptivity подобные красивости не норма, а скорее следствие поиска новых решений проблемы интерактивности в учебных курсах.

P.S. Не знаю, как эти 3D интерактивности грузятся на родине, т.е. в американских и индийских сетях. У меня сейчас с отечественными 2-я мегабитами тормозит ужасно.

Читать дальше......

воскресенье, октября 21, 2007

SilverLight vs Flash - еще о перспективах

В дополнение к ранее опубликованному материалу Silver bullet? о перспективах SilverLight. На сей раз попытаюсь столкнуть лбами дизайнера и программиста.

С точки зрения дизайнера, как мне кажется, Flash по-прежнему выглядит непоколебимой глыбой. Все-таки Adobe (точнее - Macromedia) работала над продуктом много лет и по уровню совместимости Flash с "дизайнерскими" продуктами (такими как PhotoShop, Illustrator, собственно Flash и т.п.) Microsoft Expression Studio просто рядом не стоит. Таким образом, разработка хорошего дизайна и/или пользовательского интерфейса пока остается вотчиной Flash/Flex.

С точки же зрения программиста картина совершенно обратная: во-первых, среда разработки Flash/Flex в сравнении с .NET Framework откровенно слаба, во-вторых (и, возможно, это даже важнее), SilverLight может работать с любым языком программирования, если есть поддержка Common Language Runtime - таким образом, это могут быть C++, C#, Visual Basic, Javascript, JScript, Python и т.д. Флэшовый ActionScript, боюсь, все же не настолько популярен в программерской среде, как C (или как JavaScript в среде web-программистов).

Так что получается, что для дизайнеров пока предпочтительнее Flash, а для программеров - SilverLight. Посмотрим, как будут меняться эти продукты в дальнейшем...

Читать дальше......

пятница, октября 19, 2007

Дистанционное обучение вблизи рук

Начну с вдохновляющего примера: Caterpillar оснащает некоторые модели погрузчиков бортовыми компьютерами с системой защиты оператора от ошибок. Когда погрузчик диагностирует, что ему командуют сделать нечто травмоопасное, то, вместо того, чтобы подчиниться воле оператора, показывает ему на мониторе ролик относительно возможных последствий.

По-моему, вполне обучающий курс, интегрированный в рабочее место. Было бы логично комплектовать подобными учебниками наиболее ответственные места на производстве. Это позволило бы:
— сохранять здоровье рабочим и их окружению;
— обеспечивать сохранность оборудования;
— контролировать соблюдение технологического процесса;
— повышать квалификацию начинающих работников.

Ближайшие практические действия могли бы заключаться во внедрении дуракоустойчивых (или, говоря по-японски, Poka-yoke) систем, сопровождаемых электронными справочниками с программой контекстного предъявления информации. Если такие устройства разрабатывать командой, в состав которой входят:
— технологи — для обеспечения технологического процесса,
— дизайнеры — для обеспечения эргономических характеристик рабочего места,
— методисты — для грамотного предъявления информации,
то польза могла бы быть громадна.

Читать дальше......

четверг, октября 18, 2007

ROI и e-learning

Про ROI (Return on investment) уже писалось в этом блоге не раз (например здесь). Для тех кто читает по английски - отличная подборка материалов по ROI в процессе электронного обучения на блоге Тони Каррера.

Одна из ссылок - калькулятор для расчета ROI. С содержательной точки зрения фигня конечно, но сама идея с калькулятором хорошая, только трудно реализуемая.

Читать дальше......

среда, октября 17, 2007

5 примеров использования смешанного обучения

На сайте Chief Learning Officer я нашел статью Five Innovative Examples of Blended Learning - краткие примеры использования смешанного методик (blended learning) в корпоративном обучении.

Перевод:

Смешанный метод становится стандартной моделью обучения. Многие организации соединяют обучение лицом-к-лицу с онлайновым обучением, а также придумывают другие методики, уникальные для своей аудитории и бизнес-задач. Посмотрите на наши примеры и, возможно, вы увидите там идею, которая вдохновит вас, которая вам была так нужна:

Ticketmaster

Ticketmaster – это продвинутое обучение в классе с рабочими инструкциями, синхронными онлайновыми тренингами и электронными инструментами поддержки, позволяющими совмещать работу и обучение. Крис Стюарт (Chris Stewart), менеджер по технологиям обучения, использует банки знаний, наставничество и теневое обучение в качестве дополнительных компонент.

"Мы хотим проводить обучение в классах посредством вебинаров или курсов самообразования, и дополнить это возможностями реального мира для демонстрации навыков и практикования в них вместе в наставником, или развитие знаний через возможности теневого обучения» - говорит Стюарт – «Мы не можем точно повторить рабочее место в классе или виртуальном пространстве, так что элементы смешанного обучения, выходящие за рамки обычного тренинга – это мощный методический инструмент».

Jones International University

Джим Бертельсен (Jim Bertelsen), менеджер по технологиям обучения, использует онлайновые сообщества практиков, групповые блоги и вики для того, чтобы «расширить общение за пределы курса, оставить только тех, кому это интересно и добавить тех, кто возможно не смог начать обучение вместе со всеми. Нет нужды ориентировать дискуссию на класс, если вы можете сделать это в онлайновом пространстве.»

Target

Target работает на переднем крае розничных продаж, тенденций моды и поп-культуры, и его методики обучения также очень современны. Target экспериментирует с новыми средствами совместной работы, такими как блоги, вики и подкасты, в то же время пытаясь сохранить баланс с традиционными формами обучения и наставничества.
«Аттестация наших текущих программ обучения часто приводит к реинжинирингу имеющихся дистанционных курсов и традиционных программ с инструктором с включением решений из разряда смешанного обуения», говорит Михаель Суннарборг, старший специалист по обучению. «Эти решения дают широкую гамму возможностей – семинары, электронное обучение с поддержкой инструктором или возможностей для учеников посещать открытые лабораторные занятия.»

Accenture

Руководитель департамента обучения Дон Вантурну (Don Vanthournout) применяет смешанное обучение для руководителей среднего звена, которое включает высококачественные симуляторы ситуаций, возникающих при их работе.
«Чтобы быть успешными, большинство наших руководителей должны обладать обширным набором знаний – как знанием людей для взаимодействия с клиентами и другими менеджерами, так и бизнес-знаниями» - говорит он – «Решения смешанного обучения соединяют ролевые игры встреч с клиентами с онлайновыми бизнес-симуляторами, как моделью по вовлечению большой клиентской среды. То что приобретается на встречах, переносится в симуляторы и наоборот. Наши руководители получают шанс попрактиковаться в различных частях своей деятельности и получить полную обратную связь о своих успехах.»

CDW

Алиса Паркс (Alysa Parks), директор по персоналу и обучению, использует смешанное обучение в качестве ключевой стратегии для улучшения результатов обучения.
«Наша цель – использовать разнообразные средства и методы для соответствия различным бизнес-задачам» - говорит она – «Например, CDW в настоящий момент разработала Wired, всестороннюю программу развития технологических знаний, содержащую онлайновое тестирование, курсы самообучения и позволяющую получать знания базового уровня разнообразным путем. Wired также включает синхронное дистанционное обучения для удаленно работающих сотрудников, обучение в классе для получения практического опыта и онлайновые инструменты для своевременной поддержки обучения.»
Все вышеперечисленные методики имеют общие атрибуты: размывание границ между работой и обучением, создание онлайновой среды для совместной работы и общения, персонализация, уникальные сочетания и связывающие приложения. На этих особенностях и надо акцентировать внимание организациям, желающим получить результаты от преимуществ инновационного смешанного обучения.

Читать дальше......

вторник, октября 16, 2007

Возможно, скоро появятся русскоязычные имена доменов

Началось тестирование системы International Domain Names (IDN), которая предусматривает эксплуатацию доменов с нелатинскими символами на 11 языках, в том числе на русском. Как объяснял Винт Серф, тестирование доменов требуется для того, чтобы убедиться в нормальной работе браузеров, почтовых программ и других приложений.

В рамках тестирования в базы данных корневых серверов (root name server) вписаны имена доменов на 11 новых языках, кроме английского. Наряду с русским, поддерживаются также алфавиты для арабского, персидского, китайского, хинди, греческого, корейского, идиша, японского и тамильского языков. Для каждого из этих языков созданы тестовые wiki-странички в доменах типа example.test (в том числе русскоязычный домен пример.испытание). На этих wiki-страничках пользователи смогут создавать «поддомены» на национальных языках.

Внедрение нелатинских доменов организация ICANN называет одним из самых важных изменений интернета за всю его историю. Если глобальное тестирование пройдёт без серьёзных проблем, то уже к концу 2008 года нелатинские доменные имена могут быть доступны для регистрации всеми желающими.

via ICANN

Читать дальше......

Обучение юмору. Это возможно?

Предпринята попытка создать теорию юмора, что уже смешно.

Имеются и практические курсы обучения остроумию.

Научно обоснованная формула позволит вам оценить, насколько удачной покажется шутка для той целевой аудитории, для которой вы готовите презентацию.

Читать дальше......

понедельник, октября 15, 2007

От преподавания к учению: Ответственность учебного центра

Учебный центр несет ответственность за реализацию единой образовательной политики компании. На мой взгляд, именно факты отсутствия такой системной политики, или ее неадекватная реализация, подтолкнули Алексея Королькова выступить с «крамольным» постом .

Беда, однако, в том, что сам образовательный центр в основном эту политику и формирует. К счастью, в отличие от вузовского ДО, выступающего порой как инстанция по легальной продаже дипломов , корпоративное обучение имеет меньше возможностей давать «ненужное» образование: его задачи прагматичнее, чем у академического образования, а учебные эффекты от него легче и быстрее контролируется в условиях компании.

Тем не менее недавние чиновники от образования и экс-специалисты из вузов и их выпускники, пришедшие в корпоративные учебные центры, способны привнести в них не лучшие традиции. Прежде всего это касается по-вузовски размытых представлений о миссии и целях обучения, а также о критериях его качества и оценки.

Думается, бизнесу вполне по силам сформировать свою образовательную политику, возложив на учебные центры в целом (а не на автономные их отделы) ответственность за создание корпоративной образовательной среды, прежде всего за:

  • соответствие содержания образования актуальным задачам, целям и миссии компании (именно в таком порядке, а не наоборот, поскольку «миссия» – категория более абстрактная и эфемерная, чем задачи «здесь и теперь»
  • определение, какой персонал требуется для решения задач бизнеса
  • выявление, каких управленческих, профессиональных, поведенческих характеристик ожидает менеджмент от персонала
  • выявление разрыва между реальной и желаемой результативностью персонала, того, каких знаний, навыков, умений, качеств и компетенций сейчас не достает
  • определение готовности и способности персонала к обучению и его лояльности; целесообразность нести затраты на обучение сотрудников
  • соответствие содержания, форм и методов обучения нормам корпоративной культуры
  • создание желаемых моделей обучаемых (то ли исполнителей, то ли креативных работников, то ли членов команды и пр.)
  • обеспечение адекватности оценки обучения особенностям производственной деятельности сотрудников
  • обеспечение соответствия обучения стилю управления в организации (бывали случаи, когда, к примеру, авторитарная компания заказывала тренинг креативности, а командообразованию учили жестко конкурирующих между собой торговых агентов)
  • готовность организации иметь дело с обученными ею же сотрудниками, поднявшимися на некую новую ступень профессионального и личностного развития
  • поддержку и развитие результатов обучения в повседневной работе сотрудников

Если отделы ДО и иные подразделения учебного центра будут в равной мере нести ответственности за реализацию этих параметров образовательной среды, обучать не «вообще», а тому и так, как это нужно конкретной компании и ее сотрудникам, а не отделам самим по себе, «вреда» от корпоративного образования будет существенно меньше, чем пользы :)

Иными словами, ответственность учебного центра перед компанией и сотрудниками состоит в том, чтобы создать условия для успешного учения в интересах самих сотрудников и бизнеса

Читать дальше......

воскресенье, октября 14, 2007

Бесплатная конференция - What is Corporate Learning: Trends and Innovations?

Новый тренд - проведение бесплатных конференций в интернет. Группа известных в мире экспертов по e-learning собралась провести конференцию по тенденциям и инновациям в области корпоративного обучения полностью online. Участие в конференции бесплатное - нужно только зарегистрироваться.

Читать дальше......

Вред или польза от отделов дистанционного обучения?

Наверное я сейчас скажу крамольную мысль, но я попробую сейчас объяснить, почему наличие отдела дистанционного обучения может вредить развитию электронного обучения в компании.

Дистанционное обучение даже в тех компаниях, в которых оно внедрено, играет существенно меньшую роль чем могло бы (хотя бы по опыту Западных). Почему? Потому, что он зачастую между людьми занимающимися ДО и специалистами, отвечающими за другие формы корпоративного обучения находятся серьезные барьеры:
1) информационный барьер - люди работают в разных информационных системах (одни в СДО, другие в Excel и т.п.) и проблемы и вопросы одних не затрагивают других

2) организационный барьер - люди отвечающие за ДО не обязаны отвечать за процесс обучения в целом, за автоматизацию, инновации и эффективность всего учебного центра. Их дело - чтобы e-learning функционировал. А их выделение в отдельное подразделение (отдел ДО) еще дальше отодвигает их от общих учебных процессов в компании.

Можно ли рассчитывать, что при наличии этих барьеров будет развиваться смешанное обучение, все новые виды учебных программ будут переходить в электронную форму? Я думаю нет - каждый будет сидеть в своем углу...

Поэтому вместо отделов ДО нужно создавать отделы, отвечающие за инновации и технологии учебного центра в целом (а не только за ДО). Одной из задач этого отдела (само существование и сфера ответственности которого в значительной степени устраняет организационный барьер) должно являться и устранение барьера информационного, т.е. повыщение эффективности за счет комплексной автоматизации процессов учебного центра и внедрение единой информационной среды.

Кстати я видел недавно у одного из коллег должность "Начальник отдела инновационных технологий, Департамент обучения и развития персонала" - вот это правильное решение.

Что думаете?

Читать дальше......

четверг, октября 11, 2007

Интерактивный контент - как устроены ракеты

Пример хорошего интерактивного электронного контента с сайта NASA - как устроены космические (а также я думаю баллистические) ракеты.
Welcome to rocket science :)

Читать дальше......

Умер главный архитектор SCORM

Умер главный архитектор SCORM и ADL Philip Dodds.

Как ни печально это звучит - это верный признак "возмужания" технологии. Когда начнут умирать от старости основатели поисковых систем типа Google и Yahoo, значит интернет уже точно не будет новостью...

Читать дальше......

среда, октября 10, 2007

Змеиный яд

Весьма скептический взгляд на отечественное ДО, как сервис для продажи дипломов. В целом я скорее согласен с автором...

Читать дальше......

PowerPoint и E-learning

Замечательная статья про использование PowerPoint в электронном обучении (на английском).

Читать дальше......

Генератор бредового контента

Для тех кто не знает - у Яндекса есть замечательный инструмент - генератор бредовых рефератов. Вот фрагмент того, что он сгенерировал мне по литературоведению, маркетингу, психологии и математике.

Тема: «Почему очевидна не для всех функция выпуклая кверху?»

Сумма ряда просветляет аутотренинг, расширяя долю рынка. Бессознательное ускоряет скрытый смысл, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Лидерство, по определению непредсказуемо. Более того, наибольшее и наименьшее значения функции не критично.

Скиннер, однако, настаивал, что идеология выстраивания бренда параллельна. Криволинейный интеграл подсознательно допускает полифонический роман, именно об этом говорил Б.В.Томашевский в своей работе 1925 года. Конечно, нельзя не принять во внимание тот факт, что абсолютно сходящийся ряд существенно выбирает речевой акт, но известны случаи прочитывания содержания приведённого отрывка иначе. Медийный канал довольно неоднозначен. Лидерство накладывает интеграл Фурье, что связано со смысловыми оттенками, логическим выделением или с синтаксической омонимией. Инструмент маркетинга сложен.

Знавал я людей писавших не хуже (в смысле еще непонятнее). По крайней мере многие внутренние корпоративные инструкции дают не сильно больше информации... Может взять на вооружение и использовать для написания контента электронных курсов? :))))

Читать дальше......

Очень, очень интересные примеры

Замечательные примеры интерактивностей имеются на ресурсе ExploreLearning; ниже приведены ссылки только на некоторые из них.

В левом нижнем углу каждой виртуальной лаборатории есть кнопочка «демо», нажав на которую можно быстро уяснить суть предлагаемых экспериментов.

Для просмотра нужен Shockwave Player.

Магнетизм:


Конструктор электронных цепей:


Солнечная система:


Симулятор приливов:



Лунные и солнечные затмения:


Дрейф материков:

Читать дальше......

понедельник, октября 08, 2007

Пример интерактивности

Японские товарищи научили мобильник измерять пульс владельца и, получая от него данные о поле, росте и возрасте и др., выдавать рекомендации. связанные с правильным питанием и похуднием. Чем не интерактивность, опирающаяся на данные об "обучаемом" и его текущем состоянии?

См. видео здесь

Читать дальше......

M-Learning борется с табакокурением

Забавная информация с забавного сайта :) о том, как с помощью мобильного телефона и Java-программы учат отказаться от нехорошей привычки

Читать дальше......

От преподавания к ученью. Ответственность сторон

В продолжение темы «От преподавания к учению»


При доминировании в корпоративном образовании функции преподавания над функцией учения происходит следующее:
  • главная задача учебного центра (тренинговой компании) – производить и транслировать учебные курсы и тренинги, повышать их качество
  • ответственность за качество образования возлагается на средство (= учебный центр, преподавателей, электронные курсы и пр.), а не на субъекта учения (то есть не на обучаемого)
  • в парадигме преподавания можно найти виновного в низкой результативности учения. В качестве таковых, в зависимости от ситуации в компании, могут выступать то обучающие, то обучаемые, то и те и другие. Однако обнаружение и «назначение» и даже наказание виновных не способно обеспечить радикального улучшения продуктивности учения.

  • Давайте попробуем изменить точку зрения и вообразить, что главное в корпоративном образовании не продуктивность и качество преподавания, а продуктивность учения.

    В парадигме учения цель корпоративного образовательного центра состоит сначала в создании образовательной среды, обеспечивающей учение, т.е. позволяющей обучаемым добывать знания и обретать опыт. Думается, что несущим каркасом такой среды скорее всего должны стать образовательные или HR-порталы компаний. В немалой степени опыт формирования и функционирования подобной среды описан здесь.

    При наличии такой среды задача преподавания – содействовать обучаемым в достижении успеха с помощью разнообразного инструментария трансляции знаний и опыта и посттренингового сопровождения.

    Читать дальше......

    воскресенье, октября 07, 2007

    Silver bullet?

    Silverlight - амбициозный проект Microsoft, призванный "убить" Flash, наконец, достиг стадии, когда стало возможно его широкое использование в Web-приложениях. Что мы имеем:

    • поддержка векторной графики и анимации
    • поддержка видео, в том числе потоков
    • поддержка XML
    • обещано хорошее взаимодействие с JavaScript
    • мультиплатформенность и мультибраузерность (Windows и Mac уже охвачены, Linux на подходе)
    • простая инсталляция (действительно, проблем не замечено)

    С таким арсеналом, а также с вероятной встроенной поддержкой Silverlight в прочих популярных приложениях Microsoft (полагаю, за этим дело не станет) - действительно "убийца"...

    Установить Silverlight можно бесплатно со специального сайта Microsoft. Попробуйте - выглядит очень неплохо.

    Читать дальше......

    суббота, октября 06, 2007

    Стратегия e-learning

    Гильдия e-learning (eLearning Guild) опубликовала документ по стратегии e-learning - "Handbook of e-Learning Strategy" (7.7MB, формат PDF, на английском языке). В документе много рекламы, но еще можно также найти много полезного.

    Читать дальше......

    Должен ли банк учить своих клиентов?

    Когда мы говорим про корпоративный e-learning мы разумеется подразумеваем обучение сотрудников компании или на худой конец бизнес-партнеров. У меня есть опыт внедрения e-learning в более чем 30 банках и нигде не задумывались хотя бы о возможности использования тех же технологий для своих клиентов. Что уж говорить об этом, если даже интернет-банкинг есть не везде (даже в некторых ведущих западных банках в России - знаю как клиент).

    На Западе по традиции технологии обслуживания клиентов ушли вперед и банка всерьез задумываются о том что еще сделать для своего клиента, чтобы он был счастлив. Я наткнулся недавно на описания проекта Mint - это вэб-приложение, который позволяет работать online не просто в режиме обычного интернет-банкинга. Это софт который дает клиенту советы и информацию - на что уходят деньги, как найти лучшую кредитную карту, как экономить деньги, когда совершать платежи по кредитам и т.п.. Делает она это на основе интеграции с системами банков. В числе партнеров такие "монстры" как HSBC,IING, Chase Manhattan, Citibank, ... (всего 3500 компаний). И главное - эта штука бесплатная (видимо получает деньги от банков). Параллельно с проектом существует подпроект mint.edu, содержащий обучающую информацию по финансам.



    Чем не e-learning для клиентов??

    Читать дальше......

    пятница, октября 05, 2007

    Университет Беркли выложил более 300 часов лекций на YouTube

    Калифорнийский университет в Беркли стал первым в мире образовательным учреждением, который опубликовал видеозаписи полных курсов лекций на YouTube.

    Для этого там открыт специальный раздел http://youtube.com/ucberkeley.

    Уже сейчас на YouTube опубликовано более 300 часов видеозанятий по химии, физике, биологии (всего девять полных курсов по 40 лекций по 45-55 минут каждая).

    См. также комментаний Алексея Тимошенко

    Читать дальше......

    четверг, октября 04, 2007

    Как устроен HR-портал - опыт ЗАО "Русь-Банк"

    Недавно я попросил некоторых коллег описать свой опыт построения обучающих порталов в своих компаниях - рассказать о том что на них размещается, какие сервисы предоставляются сотрудникам. Думаю это будет весьма полезно для обмена опытом.

    Первым откликнулся Валерий Мишуков, начальник отдела методологии Управления персоналом ЗАО "Русь-Банк" за что ему большое спасибо! Его статья размещена ниже. Если возникнут вопросы - задавайте их в комментариях, я думаю Валерий на них обязательно ответит.


    *********************

    Добро пожаловать на портал «Русь-Персонал»




    «Русь-Персонал» - простой и удобный информационный ресурс, предоставляющий возможность профессионального и личностного развития каждому сотруднику Банка.

    Разрабатывая содержательное и структурное наполнение портала, мы стремились создать информационный ресурс, полностью охватывающий деятельность всего HR подразделения, все вопросы, касающиеся кадровой политики Банка.

    На портале сотрудники могут проходить дистанционное обучение, общаться и обмениваться опытом с коллегами, участвовать в опросах мнения, своевременно получать информацию обо всех нововведениях и изменениях в кадровой политике Банка.

    Вход на портал организован относительно Active Directory, соответственно, после нажатия на баннер сотрудники сразу без ввода имени пользователя и пароля попадают на портал.



    Структура портала

    Портал состоит из шести основных разделов.


    В разделе "HR-ИНФО" собрана вся необходимая информация по вопросам кадровой политики Банка.

    Здесь сотрудники могут:
    - ознакомиться с регламентными документами
    - распечатать формы заявлений
    - более подробно узнать о проводимых в Банке внутренних конкурсах, организованных корпоративных проектах
    - познакомиться с именинниками текущего месяца
    - получить информацию об открытых внутренних вакансиях
    - узнать о том, к кому из сотрудников HR по каким вопросам можно обращаться

    В разделе "Обучение" можно ознакомиться с информацией о проводимых в Банке мероприятиях по обучению, а также пройти электронные дистанционные курсы.

    В разделе "Общение" можно общаться с другими посетителями Портала, обмениваться опытом, обсуждать различные вопросы в форумах и принимать участие в опросах мнения.

    В разделе "Личные данные" доступна персональная информация. Здесь можно просмотреть информацию об активном и пройденном обучении, тестировании, оставленных отзывах, а также подписаться на информационные обновления портала.

    Раздел "Администрирование" предназначен для курирования процесса обучения и доступен только руководителям подразделений.

    В разделе "Помощь" размещена полная справочная информация по работе с Порталом.


    Информирование сотрудников

    Одной из важнейших составляющих успешности функционирования и развития внутреннего информационного ресурса является грамотное информирование сотрудников о возможностях системы.

    Мы используем следующую систему информирования сотрудников:
    - В первую неделю работы сотрудник получает информационное письмо с приглашением посетить портал «Русь-Персонал».
    - Руководители на периодической основе информируются о возможностях администрирования обучения своих сотрудников.
    - При обращении сотрудника в одно из подразделений HR с целью получения какой-либо информации, регламента, формы служебной записки его переадресуют к соответствующему разделу портала.
    - Запуск внутренних проектов HR сопровождается ссылками на страницы портала с детальным описанием проекта.
    - Любое автоматически направляемое порталом сообщение содержит краткую информацию о возможностях системы.
    - Сотрудникам передаются различные информационные материалы. Например, при получении комплекта документов по добровольному медицинскому страхованию сотруднику выдается буклет с информацией о данном проекте на портале.

    Информационное наполнение портала

    Мы уделяем особое внимание периодичности обновления портала и качеству размещаемой информации. От того, насколько грамотно простроен процесс обновления, напрямую зависит интерес сотрудников к системе.

    Обновление портала «Русь-Персонал» происходит ежедневно. Каждое обновление раздела портала сопровождается информацией в новостной ленте.

    Наиболее значимые события, такие как открытие новых разделов, размещение дистанционных курсов, запуск внутренних конкурсов и т.д., сопровождаются яркими анимационными баннерами.



    На главной странице портала на постоянной основе проводятся мини-опросы мнения, целью которых является получение информации по различным вопросам, поддержание интереса сотрудников к порталу, внутренний PR портала.


    Интерактивность

    Создавая разделы портала, мы старались использовать максимум интерактива. Результатом стала повышенный интерес сотрудников к порталу.
    По каждому направлению деятельности сотрудники могут оставить свой отзыв, в некоторых разделах проводится голосование, на основе результатов которого формируются отчеты и рейтинги.


    Дистанционное обучение и тестирование




    Безусловно, система дистанционного обучения также заслуживает пристального внимания.
    Организация системы максимально проста, большинство курсов размещено на портале в открытом доступе, и лишь некоторые курсы по профессиональной тематике активируются по заявке.
    Основа электронной библиотеки - это курсы, разработанные собственными силами, на данный момент их порядка 60%. В зависимости от специфики и тематики материала, используются различные методы создания курсов, некоторые из них разработаны во встроенном текстовом редакторе, а некоторые в редакторе CourseLab.
    Система дистанционного обучения достаточно тесно связана с системой очного обучения в Банке. Программы очного обучения строятся и корректируются на основе проведенного дистанционного тестирования, оставленных на портале отзывах после проведения тренингов, множество курсов используются для посттренингового сопровождения и т.д.


    Электронное общение

    Существует мнение, что форумы не действенны, сотрудники неохотно пользуются ими и практически не оставляют сообщений.
    Но опять же, все напрямую зависит от правильности выбора тематики форума, информированности сотрудников и скорости реагирования на сообщения. Форумы должны создаваться под конкретную задачу (к дистанционным курсам, к проектам, для обсуждения насущных проблем в части функционирования и реализации продуктов и т.д.).
    Мы работали именно по этим направлениям, и результат не заставил себя долго ждать. На форумах достаточное количество активистов, новые сотрудники подключаются к обсуждениям уже в большей степени посредством «сарафанного радио».

    На этом я завершаю свой небольшой обзор по организации работы портала «Русь-Персонал». Надеюсь, наши идеи найдут место для применения в Вашей системе.
    Мы постоянно работаем над совершенствованием портала и будем всегда рады обменяться опытом с коллегами.

    Читать дальше......

    среда, октября 03, 2007

    Быстрый e-learning

    Статья Быстрый e-learning (перевод с английского) на distance-learning.ru - развитие темы технологий быстрой разработки электронных учебных курсов. В статье описан реальный проект по быстрой разработке электронного курса "под заказ", выполненный западной компанией с сайта которой статья и взята.

    К сожалению не очень рассмотрена тема использования специализированных инструментов быстрой разработки курсов, но все равно опыт описан полезный.

    Читать дальше......

    Изобретена батарея, которая может питать ноутбук до 30 лет

    Благодаря работе, профинансированной исследовательской лабораторией ВВС США, в вашем следующем ноутбуке может быть установлена батарея, которая будет работать 30 лет без единой перезарядки. Революционные бетагальванические элементы изготавливаются из полупроводников, а в качестве источника энергии используются радиоизотопы. По мере распада радиоактивного материала, он излучает бета-частицы, которые преобразуются в электроэнергию, способную питать электрическое устройство, такое как ноутбук, в течение нескольких лет.

    Хотя «бетагальваническая батарея» звучит по-ядерному, она таковой не является. Для производства энергии в них не применяется ни расщепление/слияние, ни химические процессы, и поэтому они не производят никаких радиоактивных, либо иных вредных отходов. Энергия генерируется в этих элементах, когда электрон ударяется об особую прокладку между двумя слоями материала. Излучение бета-частицы, которое происходит, когда нейтрон распадается на протон, вызывает в полупроводнике прямое смещение. Таким образом, бетагальванический элемент превращается в своего рода прямой диод, подобный фотогальваническому (солнечному) элементу. Электроны полупроводника сходят со своих обычных орбит и образуют цепь, создающую полезный электрический ток.

    Сечение батареи при этом может быть достаточно небольшим и тонким. Для сбора трития, который образуется в процессе, применяется пористый кремниевый материал. Реакция — не термическая, а это означает, что ноутбуки и другие небольшие приборы: например, мобильные телефоны, будут нагреваться намного меньше, чем при работе с традиционными литиевыми батареями. Благодаря тому, что распад нейтронов на протоны является самым концентрированным источником электричества, который действительно демонстрирует формулу Эйнштейна E=MC2, эти батареи могут работать очень долго.

    Самое хорошее в этих батареях — когда их электрический заряд со временем иссякает, они остаются полностью инертными и нетоксичными, поэтому экологам не надо бояться этого высокотехнологичного научного чуда. Планируется, что если все пойдет хорошо, то они поступят в продажу через 2-3 года.

    Читать дальше......

    понедельник, октября 01, 2007

    От преподавания к учению. Постановка вопроса

    Начнем с банальности. Процесс обучения складывается из двух подпроцессов: преподавания и обучения. Первый характеризует деятельность тех, кто транслирует знания, другой – тех, кто их приобретает.

    По мнению американских исследователей Роберта Барра (Barr) и Джона Тагга (Tagg), в американском высшем образовании происходит смена парадигм: доминирование в колледжах преподавания постепенно сменяется доминированием учения. Не знаю, насколько интуиция заокеанских авторов соответствует тамошней действительности. Применительно же к пониманию отечественного корпоративного ДО над их размышлениями стоит задуматься, поскольку здесь деятельность «учение» доминирует над преподаванием по определению.

    Барр и Тагг приводят остроумную аналогию: сказать, что задача колледжа – обеспечение обучения, равносильно утверждению, будто задача «Дженерал Моторс» – управление конвейером, а минзравсоцразвития – обеспечить занятость больничных коек. Выходит, учебные заведения ошибочно воспринимают средство (преподавание) за свою цель, за конечный продукт своей деятельности.

    Эта ошибка, признание очевидности которой дается с великим трудом, накладывает на корпоративную подготовку персонала существенные ограничения:
    - повышение эффективности (выходная мощность) образовательных центров и корпоративных университетов не мыслится без увеличения затрат, связанных с ростом числа обучаемых, введением новых курсов (тренингов), ростом продолжительности обучения и привлечения новых преподавателей, тренеров, тьюторов;
    - увеличение нагрузки на преподавателя и обучаемых, наполняемости учебных групп негативно отражается на качестве образования;
    - в условиях электронного обучения повышение привлекательности курсов за счет использования (не всегда педагогически целесообразного) мультимедиа, внедрения популистских преподавательских приемов повышает бюджеты на их разработку.

    В конечном итоге успех обучения, особенно дистанционного, состоит в том, что учащиеся добиваются результатов на основе собственных усилий, учения, а не с помощью преподавательского мастерства как такового. Пока же, на наш взгляд, организация, осуществление и оценка корпоративного образования зиждется главным образом на совершенствовании инфраструктуры, технологий и достижений преподавания, а не успехах сотрудников в учении. Результат? Курсы, лежащие на полках. Неопределенность и неизмеримость эффективности тренингов и иных образовательных мероприятий. Высокая управляемость преподавания при низкой управляемости учения. В итоге учение протекает преимущественно стихийно, контролируется формально и точечно по случайным параметрам.

    В качестве примеров я мог бы привести десятки э-курсов, маркетинговых игр и промопродуктов, созданных исключительно с целью освоения бюджетов, дарованных топ-менеджментом на «развитие» персонала. В принципе, на это можно было бы махнуть рукой, если бы подобные продукты не претендовали на эталонность и не превозносились бы их заказчиками и создателями как высшие достижения в области e-learning. Красивость и интересность подобных продуктов имеет к учению как таковому весьма условное отношение. Примерно такое же, как втирание очков к производству очковой оптики и коррекции зрения.

    Читать дальше......