Websoft

пятница, ноября 30, 2007

Локализация ошибки воспроизведения активного содержимого курса

Изредка случается, что не воспроизводится какой-то элемент курса. То есть на страничке должна быть, например, картинка, или флэш-анимация, или видеофрагмент, но их по непонятной причине нет. Причину надо выявить. Потом — устранить.

Первым делом надо выявить в какую из трёх групп ошибок попадает конкретный случай:
Группа 1. Размещение курса на сервере.
Группа 2. Настройки рабочего места пользователя.
Группа 3. Доступ пользователя к серверу.

Если ошибка проявляется только на определённом компьютере, то ошибка не может принадлежать к группе 1. Это снимает массу вопросов: скопирован ли курс без изменения структуры подпапок (иначе потеряются ссылки на активное содержимое), безошибочно ли скопирован курс, то есть все файлы на месте и не искажены (иначе файл активного содержимого не воспроизведётся).

Принадлежность ошибки к группе 2 можно проверить, запустив курс на проблемном рабочем месте из надёжного альтернативного источника, например, с компакт-диска или из локальной сети. Если активное содержимое воспроизводится, с облегчением отметаем в сторону ещё целый блок возможных вопросов: правильно ли установлена операционная система, так ли настроен браузер, установлены ли необходимые для воспроизведения активного содержимого компоненты (например, флэш-плейер и пр.).

Если ошибка не принадлежит группе 1 и группе 2, значит дело в правах доступа конкретного рабочего места к корпоративному серверу. Тут надо постараться в точности соблюсти внутрикорпоративные стандарты информационной безопасности и настроить доступ точно так, как и у тех пользователей у кого активное содержимое воспроизводится.

Читать дальше......

четверг, ноября 29, 2007

Наша цель...

Отчасти данный постинг следует отнести к теме CourseLab, однако, все нижесказанное относится также и к другим редакторам электронного учебного контента.

Очень часто приходится рассказывать о том, что такое ЦЕЛИ и СТАТУСЫ в учебном модуле. Попробую обобщить.

Сравним задачу прохождения учебного модуля с задачей... ну, скажем, строительства участка автодороги длиной 1 км. Какова главная цель задачи построения дороги? Вобщем то, построить дорогу - так? Вот и назначим ее главной целью (objective) нашего "модуля". Разумеется, у этой задачи могут быть еще и другие цели или "подцели" - например, нанести дорожную разметку. Но без главной цели в остальных просто нет смысла.

Далее, на разных этапах работы построение дороги может быть не начато совсем, может быть начато, но не завершено, а может быть завершено (это когда весь километр построен). Вот это и есть - статус завершения (completion status) нашей главной цели. То же самое можно сказать и о статусе завершенности главной цели учебного модуля - не открывался совсем (не начат), прохождение начато (не завершено) и прохождение закончено (завершено). Понятно, что можно придумать еще и разные другие хитрые статусы, например, завершен на 44.4%, однако, заметим, что перечисленные три статуса (в отличие от хитрых) существуют ВСЕГДА. Потому и вошли в стандарты электронного обучения.

Однако, дорогу можно построить хорошо, а можно... ну, скажем, так как в России :) С точки зрения завершенности задача сделана - километр построен (модуль пройден). Оценим теперь качество сделанной работы. Построенная дорога может быть либо принята в эксплуатацию (т.е. сделана хорошо), либо сделана настолько плохо, что не принята. И это и есть статусы успешности: либо успешно, либо неуспешно. Английские термины звучат правильнее: passed (пройден, принят), failed (провален). Кстати, оценивать статус успешности незаконченной задачи получается нет смысла...

Подведем итог:

1. У всякого учебного модуля должна быть главная цель (module objective)
2. Главная цель может быть оценена с точки зрения завершенности назначенной задачи - статус завершения (completion status), имеющего значения:
- не начато (not attempted)
- не закончено (incomplete)
- закончено (completed)
3. Если задача завершена, то появляется смысл в оценке успешности завершенной задачи - статус успешности (success status), имеющего значения:
- неизвестно (unknown)
- успешно (succeeded)
- неуспешно (failed)

Читать дальше......

вторник, ноября 27, 2007

Обучить за 60 секунд

«Одноминутные» курсы — курсы с учебной целью, которая может быть достигнута за очень короткое время, могли бы быть удобным инструментом и для внутрикорпоративного тренера и для самого обучающегося. Это позволило бы куратору сотрудника более точечно управлять тем, на что именно используется ценное время сотрудника. Сотруднику такой формат позволит более легко находить возможность для обучения, поскольку можно не заниматься выкраиванием значительных промежутков времени, когда бы никто не прерывал процесс обучения.

Мне представляется, что множество ценных для сотрудника моментов можно было бы осветить в «одноминутном» формате.

Читать дальше......

Еще о языках

Слышали ли Вы когда-нибудь о языке Абенаки? А о языке Ксоси? А может хотите научиться изъясняться на языке индейцев Чинук? Или получить курс языка, на котором говорил Иисус Христос - древнеарамейского? А по-китайски не пробовали говорить?

Все это (наряду с более привычными языками народов мира) можно попробовать на сайте Free Online Language Courses. Змаечу, что качество курсов разное и не всегда хорошее. Да и языку научиться в совершенстве тоже не выйдет. Но - бесплатно...

Читать дальше......

воскресенье, ноября 25, 2007

Реальный тренажер - ищем бомбу в чемодане

К вопросу о тренажерах - еще один отличный пример интерактивного обучения - виртуальное рабочее место человека, проверяющего багаж в аэропорту. Мне как раз завтра лететь на самолете - я попробовал поискать ножницы в багаже - по другому взгляную на работу этих людей :)


Читать дальше......

пятница, ноября 23, 2007

Просто почитать

Часто встречающееся пожелание обучающихся — распечатать лекционный материал, чтобы иметь возможность просто почитать его. В транспорте, в кафе за завтраком, вечером в любимом кресле. Некоторые системы ДО даже сразу комплектуются набором материалов в печатном виде к каждому дистанционному курсу.

Поддерживая желание «просто почитать», производители с завидным упорством развивают направление устройств для комфортного чтения материалов. И одно из таких развиваемых направления устройства с «жидкими чернилами». Отличительные особенности таких устройств: мобильность (лёгкий вес, рассчитанный на транспортировку корпус), изображение, близкое по свойствам к печатному (чёрным по белому, без подсветки и мерцающей перерисовки изображения), долгий срок службы без подзарядки аккумулятора (это возможно, поскольку энергия не тратится на удержание изображения, а тратится только на его перерисовку при переходе к следующей странице).

Надеюсь, что это развивающееся направление со временем порадует нас не только эргономичными устройствами, но и доступными для массового пользователя ценами на них.


P.S. Говорят, глаз создавался природой многие века не для того, чтобы его напрягали чтением, письмом и другими занятиями вблизи рук от которых активно развивается близорукость. Даже если это и так, то ещё менее глаз приспособлен к работе с компьютером. Помню в 90-х годах, когда я устраивался на работу в одну солидную организацию, проходил инструктаж и подписывал технику безопасности по работе с компьютером. Меня сильно удивили требования по количеству максимально допустимых часов работы с компьютером в сутки и обязательных перерывов, через конкретные промежутки времени.

P.P.S. Характеристики устройства, на картинке: Габариты составляют 180 х 120 мм, т.е. примерно равны таковым для ноутбука формата B6. Толщина терминала равняется 3 мм, вес — 57 граммов. Сам экран имеет диагональ 6,7 дюйма, разрешение 1200 x 1600 пикселей и контрастность 8:1. Каждый пиксель дисплея может отображать два цвета: черный и белый; оттенки серого можно получить только комбинацией соседних пикселей. Толщина стеклянной подложки составляет всего 0,2 мм.

Читать дальше......

четверг, ноября 22, 2007

Сколько тренеров нужно на 1000 сотрудников в США?

Исследование ASTD о состоянии индустрии корпоративного обучения в США по показало, что доля e-learning в общем объеме растет (если считать в тренинговых часах на человека) - с 15% в 2006 до 20% в 2007 году. Ну и много еще всего полезного можно прочесть. Например доля обучения с помощью виртуального класса составляет 10% (Сколько в России? По моему ощущению - близко к 0%). Еще одна интересная цифра - количество тренеров (сотрудников корпоративных учебных центров) в компании на 1000 работников - среднее по США значение 6.7. Думаю российские директора учебных центров могут только завидовать такому клоичеству.


Читать дальше......

среда, ноября 21, 2007

Деление чисел столбиком - он и в Африке деление или нет?

Сколькими способами можно научить делить числа в столбик? Я раньше особо не задумывался над этим, предполагая, что везде в мире это делают одинаково. Оказалось что нет. Ниже пример того, как в школе учат записывать деление в столбик числа 4138 на 17.


В США:



В Германии:


В России:


Это один из примеров, подтверждающих что кросс-культурные различия вполне возможно осложнят восприятие курсов, разработанных людьми другой культуры. Что и так можно наблюдать на нашем рынке - плохо продаются исходно англоязычные курсы в неанглосаксонских странах. И не только из-за цены...

Читать дальше......

вторник, ноября 20, 2007

Тренажёры

В течение 2007 года мы разработали около десяти тренажёров: обучающих продуктов с несколько отличающейся от традиционных учебных курсов методикой обучения. Эксперимент оказался удачным и, видимо, пришло время поделиться опытом.


Как это выглядит с точки зрения обучающегося

Весь материал тренажёра разделён на главы. Главы взаимонезависимы, но проходить тренажёр обучающимся рекомендуется последовательно: после полного прохождения первой главы переходить ко второй и так далее до окончания тренажёра. После прохождения всех глав обучающемуся предлагается сдать итоговый тест, чтобы подтвердить свою успешность в освоении материала.

Прохождение каждой отдельной главы начинается с раздела «Практикум», где обучающемуся предстоит выполнить ряд заданий в формате ответов на вопросы. Заданиями могут быть вопросы на понимание материала, взаимосвязи понятий, разрешения конкретных ситуаций. Это могут быть диагностические тесты на выявление ресурса обучающегося или его слабых мест. Мы предупреждаем обучающихся, что не отслеживаем, как именно они отвечают на отдельные вопросы, поэтому они имеют свободу для экспериментирования материалом практикума. По мере выполнения заданий приводятся полезные комментарии, а по завершении практикума даются рекомендации по дальнейшим действиям.

Если задания покажутся обучающимся чрезмерно сложными, им рекомендуется перейти в раздел «Хрестоматия» и изучить приведённый там материал. Этого оказывается достаточно, чтобы восполнить пробелы в понимании теории и уверенно и безошибочно выполнить любое из приведённых в «Практикуме» заданий.

Мы не предлагаем обучающимся первоначально изучить теорию (она размещена в разделе «Хрестоматия»), поскольку полагаем, что они в достаточной степени опытны, чтобы справится с выполнением заданий «Практикума». В процессе ответов на некоторые из вопросов некоторые из обучающихся могут почувствовать необходимость в получении дополнительной информации по отдельным темам и, в момент перехода к разделу «Хрестоматия», у них будет сформировано представление, в информации какого рода они нуждаются. Это позволяет обучающимся при прочтении материалов хрестоматии оптимальным образом использовать своё время, поскольку восприятие подготовлено, и они уже точно знают, на какие моменты стоит обратить особое внимание. Это повышает отдачу от времени, вложенного в обучение.

Прохождение последнего подраздела «Тесты» позволяет обучающимся получить количественную оценку успешности усвоения ими материала. Хорошие показатели прохождения этого рубежного контроля дают им уверенность в успешной сдаче контрольного теста по итогу прохождения всего тренажёра.


Как это выглядит с точки зрения организатора ДО

С точки зрения организации учебного процесса «Тренажёр» практически не отличается от обычного обучающего курса. Весь объем материала всё так же поделен на взаимонезависимые главы. Каждая глава всё так же содержит теорию, практические задания и тесты для самопроверки. По итогу прохождения всего тренажёра сдаётся итоговый контрольный тест, на основании которого организатор дистанционного обучения принимает решение об успешном (или не успешном) усвоении обучаемым материала.

Основное отличие тренажёра от учебного курса заключается в том, что для успешных, опытных, эрудированных, здравомыслящих обучающихся нет необходимости тратить своё время на чтение теоретического материала. А те, кто будут изучать теорию, будут изучать только те разделы, которые им действительно необходимы и — что, пожалуй, самое главное — потому, что им это интересно. За счёт чего это достигается?

Наш опыт наблюдения за обучающимися показывает, что люди, а особенно взрослые люди не очень охотно изучают теорию, если у них нет чёткого представления, зачем им это надо, как именно они смогут это использовать завтра в своей работе, для решения каких именно задач. Идеология тренажёра такова, что обучающиеся сразу начинают разрешать вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности. Дальнейшее изучение теории служит уже конкретной цели: более эффективному разрешению рабочих ситуаций. Причём, при прохождении раздела «Практикум» восполняется представление о рабочих ситуациях, которые могут потребовать разрешения. Рабочие ситуации намеренно даются во всей их противоречивости, то есть не схематично, без упрощения. При этом, будучи разделены на простые по форме вопросы, они не создают перегруженности сознания необходимостью удерживать одновременно большое количество факторов. В этой связи мы избегаем использования кейсов среднего и большого размера в пользу заданий могущих уместиться одновременно на одном слайде без полосы прокрутки.

Похождение «Практикумов» стимулирует исследовательскую активность обучающихся, в результате которой выявляются неточности в их понимании картины мира. Это приводит к более осознанному, ответственному и эффективному изучению теории.

Читать дальше......

понедельник, ноября 19, 2007

Образец шаблона для управляемого Web 2.0

В качестве иллюстрации предыдущего поста приведу шаблон, позволяющий сотруднику, инициировавшему, скажем, некую инновационную услугу или продукт, в более или менее структурированной (в соответствии с корпоративными стандартами фирмы N) форме предъявить его сообществу или заинтересованной в инновациях службе.

Шаблон Маркетинговое обеспечение идеи
Кстати, подобные шаблоны могут использоваться и для аккумуляции инноваций в Корпоративном Банке Идей – еще одном возможном сервисе в духе Web 2.0

Читать дальше......

Web 2.0 как управляемый инструмент

В последнее время тема Web 2.0 в корпоративном обучении обсуждается весьма активно. Однако «чрезмерная свобода» этой технологии не всегда уместна в корпоративном контексте. Радикальная децентрализация Web 2.0, непредсказуемость поведения пользователей, порой просто неумение вести дискуссию (многословие, отклонение от темы, стремление доминировать, межличностные столкновения и пр.) вызывают естественные опасения.

Ради минимизации подобных издержек технологии Web 2.0 можно и целесообразно ограничить ее «чрезмерную свободу». На мой взгляд, на образовательных или HR-ресурсах компаний не очень-то сложно создать специальные сервисы в идеологии Web 2.0, которые помогали бы сотрудникам, скажем, в

  • принятии решений (распределенные Web 2.0 совещания, мозговые штурмы, так называемые «Мастерские будущего» и т.п.);
  • выдвижении и обсуждении инициатив;
  • подготовке кадрового резерва (к примеру, решение бизнес-кейсов или обсуждение реальных ситуаций и пр.);
  • … (вписать нужное).

Систематизация пользовательских материалов может осуществляться при помощи специальных шаблонов, систем вопросов (топиков), анкет и опросников и пр., модерироваться или не модерироваться, а также проходить/не проходить автоматическую предварительную фильтрацию.

Что думаете, коллеги?

Читать дальше......

суббота, ноября 17, 2007

QR Code - новые технологии для мобильного обучения


Я когда-то уже писал про 2-d баркоды с помощью которым можно кодировать сообщения и затем быстро расшифровывать их с помощью мобильного телефона (нужно просто сделать фото на камеру телефона на котором стоит специальный софт). Эта технология - одни из возможных путей развития мобильного обучения.

Похоже процесс принятия технологии сдвинулся с места - крупнейшая сотовая компания Австралии Telestra объявила о начале тестирования софта для распознавания QR Code, который будет работать на всех сотовых телефонах, подключенных к этому оператору.

Я сделал с помощью бесплатного сайта, доступного в сети, QR код с надписью "Всем привет" и ссылкой на http://www.websoft.ru/ (картинка слева - это оно) . Попробуйте расшифровать :)

Читать дальше......

Как делают кубики Lego - интерактивное демо

Замечательный пример обучения/демонстрации - интерактивный рассказ о том как делают наборы Lego. Я не видел пока более интересного варианта демонстрации реального производственного процесса, а также удачного совмещения flash и видео.

Читать дальше......

пятница, ноября 16, 2007

Связывание заданий

Продолжаем развивать начатую ранее тему увеличения вероятности выполнения обучаемым ваших заданий.

Техника: Формулирование двойной задачи, обычно более эффективно, чем два отдельных задания.

Метафора: Родитель может сказать: «Дима, как только уберёшь свой велосипед, сходи и закрой дверь гаража». Это звучит как единое задание, одна часть которого способствует выполнению другой, и, таким образом, создается впечатление, что задача становится легче. Просьба убрать велосипед, затем просьба пойти и закрыть дверь гаража звучат как два отдельных необъединенных задания. В ответ на два отдельных задания можно легко дать отказ выполнить первую или вторую задачу, или обе вместе. Но что означает отказ, когда обе задачи объединены в одно задание? Что он не отложит велосипед? Или что он не пойдет к гаражу? Или не закроет дверь гаража?
Размер усилия, необходимого для идентификации того, от чего человек отказывается, сам по себе является средством, удерживающим от отказа. Человек вряд ли может отказаться делать все. Следовательно, Дима может неохотно выполнить задание, но не будет заниматься анализом ситуации. Если ему давать эти задания по отдельности, то в ответ на каждое задание он сможет сказать: «Попозже». Но в ответ на объединенное задание он вряд ли сможет сказать «позже», так как, если он отложит велосипед «потом», то он «немедленно» должен идти к гаражу и «немедленно» закрыть дверь. Для этого нужны специальные рассуждения, но это «эмоциональные» рассуждения, которые обычно сложны в повседневной жизни, а повседневная жизнь — не упражнение в логике.

Литература: Бэндлер Р, Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона/ Издательство «Флинта», Сыктывкар, 2000. — 184 с.

На фото: Милтон Эриксон — автор техники предписания двойной задачи — всемирно известный американский психотерапевт.

Читать дальше......

четверг, ноября 15, 2007

НЕ e-learning от Apple

Apple все же удивительная компания - они сделали то, что никто в компьютерной индустрии никогда не делал и у них похоже снова получилось. За $99 долларов они продают возможность в течение года любое количество раз (но не чаще одного раза в неделю) проходить тренинги (в реджиме общения с тренером/коучем 1 на 1) длительностью 50 минут по куче тем в магазинах Apple (ОЧНО! С экспертами, которые им очевидно кроме обучения что-то еще и продадут). Называется это One-to-one.

За первый год было пройдено больше 1 миллиона учебных часов!!!

Читать дальше......

Пример интерактива - самые богатые американцы

Для ленивых - лучше один раз подсмотреть чем 10 раз придумать самому. Отличный пример интерактивного контента на основе Macromedia Flash: самые богатые американцы.

Отличная комбинация визуализации большого массива данных по нескольким шкалам (деньги, время) - и все это уложено в один экран!

Читать дальше......

вторник, ноября 13, 2007

Эксперимент Эллен Лангер

Иногда в процессе прохождения курса обучающиеся получают различные просьбы: «сделайте…», «вспомните…», «ответьте…», «будьте искренни…». Авторы курса, конечно, заинтересованы в том, чтобы их просьбы исполнялись, а вовсе не в том, чтобы проницательный обучающийся, понимающий, что «на итоговый балл это всё равно не повлияет», отмахивался бы от этих просьб как от назойливых мух. Есть простой в исполнении и эффективный приём, позволяющий увеличить вероятность того, что просьба будет выполнена.

Но сперва — описание обещанного в заголовке эксперимента.

Эллен Лангер (Dr. Ellen Langer is a professor in the Psychology Department at Harvard University) ходила по разным местам, где делают ксерокопии, прося о небольшой услуге у людей, стоящих в очереди:

— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что я спешу?

Эффективность таким образом сформулированного требования была очень высокой: 94% тех, кого просила Эллен Лангер, позволили ей проскочить без очереди.

В другом случае психолог сформулировала свою просьбу в такой форме:

— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом без очереди?

В этой ситуации только 60% тех, кого она просила, согласились.

На первый взгляд кажется, что главным различием между двумя приведенными формулировками просьбы была дополнительная информация, представленная словами «потому что я спешу». Но третий эксперимент показал, что это не совсем так. Похоже, что значение имело не все уточнение, а только первое «потому что».

В третьем случае Лангер использовала связку «потому что», а затем, не добавляя ничего нового, просто вновь утверждала очевидное:

— Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?

Результатом было то, что вновь почти все (93%) согласились, хотя никаких реальных объяснений, никакой новой информации не было добавлено.

Итак, возвращаясь к созданию учебных курсов. Если автор после своей просьбы, обращённой в сторону обучающегося, поставит запятую вместо точки, впечатает слова «потому что» (или их аналог для разнообразия), добавит после «потому что» несколько поясняющих слов, то этим значительно увеличит эффективность своей просьбы.

Читать дальше......

понедельник, ноября 12, 2007

От преподавания к учению: Критерии эффективности

В продолжение темы «От преподавания к учению: » попытаемся сравнить критерии эффективности деятельности корпоративных учебных центров. При их ориентации на парадигму преподавания в оценке эффективности преобладают следующие критерии: количество обучаемых; квалификация, опыт и авторитет преподающих; количество и новизна учебных курсов; объемы финансирования; состояние учебной инфраструктуры и т.п. Здесь качество обучения измеряется преимущественно … количеством затраченных ресурсов. В рамках парадигмы преподавания результаты учения не связаны с функционированием и финансированием учебного центра или корпоративного университета.

Парадигма учения лишь при необходимости включает в себя критерии эффективности парадигмы преподавания. В парадигме учения акцент в оценке эффективности образования смещен на определение того, чему сотрудники научились, каков уровень их знаний и навыков, а также каковы перспективы их самостоятельного обучения (самообразования) в будущем. Здесь возможности образовательного центра и преподавателей, всей образовательной среды в целом, оцениваются с точки зрения их влияния на учение. Лучшим является тот образовательный центр, в котором сотрудники учатся лучше, а не тот, у которого мощнее инфраструктура, обильнее финансирование и именитее преподаватели.


Сравнение критериев эффективности

Читать дальше......

суббота, ноября 10, 2007

Управление знаниями и web 2.0

Интересное интервью (в форме подкаста) с одним из ведущих экспертов по управлению знаниями Дейвом Сноуденом о web 2.0 и knowledge management.

Читать дальше......

Интерактивные флэш-ролики по биологии

Факультет биологии университета Carnegie Mellon открыл сайт с обучающими материалами (все материалы доступны бесплатно). На сайте куча интерактивных анимаций, виртуальныхлабораторий. Почти все они в виде флэш-роликов.

Пример флэш-ролика, описывающего репликацию ДНК.

Читать дальше......

пятница, ноября 09, 2007

Использование в курсах шкалы лжи

В начале — пример. Однажды мы проводили тренинг с менеджерами по работе с VIP-клиентами. Основная часть тренинга проходила в субботу и воскресенье по восемь часов и два часа в пятницу. Пятница была посвящена знакомству участников и тренеров, уточнению пожеланий участников. В пятницу же участникам было предложено заполнить несколько опросников, один из которых содержал шкалу лжи (естественно, участникам о шкале лжи не сообщалось). Результат обработки анкет в ночь с пятницы на субботу оказался вовсе не типовым и несколько обескураживающим: ни один из менеджеров не искренен. В экстренном порядке структура тренинга была адаптирована под эту особенность участников и всё прошло удачно.

В учебных курсах встречаются методические ходы, эффективность которых зависит от того, насколько искренне человек настроен на самоисследование. А если такого настроя нет, то правильней этот приём вовсе не использовать. Прояснить ситуацию с конкретным обучающимся поможет интеграция в курс шкалы лжи.

Ниже приводится пример методики, к которой добавлена шкала лжи. Относящиеся к шкале лжи вопросы для наглядности выделены цветом.


Личностная шкала проявления тревоги
(Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Инструкция. Распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.


Текст опросника

1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.
10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен все принимать слишком серьезно.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство людей.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я - человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею, даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.


Обработка и интерпретация данных

Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.
Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Читать дальше......

Ещё пример иллюстрации

Вот так мы используем иллюстрации, чтобы создать обучающимся настрой на изучение материала:

(картинка увеличивается по клику)




Ключевые параметры:

1. Внятный заголовок.
2. Краткая аннотация материала.
3. Иллюстрация.
4. Взаимодополнение пунктов 1, 2 и 3.

Читать дальше......

четверг, ноября 08, 2007

Интерактивный учебник по Google

Энтузиасты сделали специальный интерактивный сайт для обучения работе с ресурсами google - GoogleGuide. Удобно то, что можно не просто смотреть ролики, имитирующие интерфейс софта, как это обычно делается в компьютерных обучалках, а прямо из учебных текстов переходить по ссылкам в google и видеть результаты поиска или других сервисов по изучаемой теме.

Читать дальше......

23 месяца на внедрение СДО - это нормально??

Как всегда у нас в России все не как у людей :) Гильдия eLearning (eLearning Guild) провела исследование, в ходе чего выяснила, что на внедрение LMS (на развитых западных рынках) в компании с численностью 1000 - 2000 обучаемых нужно 23!! месяца (от момента начала выбора софта до момента запуска в работу) и в среднем на каждом этапе 3.5 человека от компании.

Я представляю себе, что было бы если бы, если бы я предложил своим заказчикам внедрить систему "всего" за 2 года. Мне кажется убили бы! Кажется время у нас течет существенно быстрее... ПО моей оценке у нас в среднем процесс занимает 3-4 месяца, хотя бывают разумеется исключения и в ту и в другую сторону.

Первоисточник

Читать дальше......

среда, ноября 07, 2007

Нужны ли ветвящиеся курсы?

Мне достаточно часто при проведении обучения по Courselab или при разработке заказных курсов приходится обсуждать вопрос создания курсов с нелинейной адаптивной структурой. Т.е. таких курсов, путь обучаемых по которым зависит от действий обучаемого. При этом речь идет не об игровых формах обучения, а именно о курсах (по продуктам, технологиям, навыкам). Например, в зависимости от решения тех или иных упражнений в первом модуле, отобрать определенные главы (или их фрагменты) последующего для изучения.

Не так давно это вопрос приобрел практическую ценность - мы размышлям над тем поддерживать ли нам в Courselab и WebTutor разделы SCORM 2004 "Sequencing & Navigation"? Именно эти разделы позволяют управлять адаптивным процессом изучения курса не на уровне отдельных слайдов средства разработки, а на уровне LMS. Почему это вопрос возникает? Казалось бы, что проще - взять и поддержать! Вопрос в том - будет ли кто-нибудь это использовать. Не хочется усложнять сущности без надобности и делать функционал, который не будет востребован.

Дело в том, что за исключением технологии Accelerated Path в курсах SkillSoft и некоторых курсов сделанных очень профессиональными разработчиками (в основном западными), я не наблюдал реализации полноценной адаптивности. Я говорю не о простых элементах, вроде показа одного слайда только после успешного завершения другого, а о полноценном ветвлении. Возможно причина этого не только в том, что нет технологий или авторских средств, которые поддерживают такую адаптивность. Мы же не пишем (и не читаем) ветвящиеся книжки - как правило структура изложения более или менее линейна, то же и с фильмами (хотя вроде бы мысль об интерактивных фильмах летает на Голливудом). Нет ветвящихся школьных учебников и изложение материала на тренингах тоже имеет определенную последовательность для всей группы. Так стоит ли мучиться??

Что думаете???

PS

Не зря же Sequencing & Navigation до сих пор не поддерживает большинство LMS. Или зря?

Читать дальше......

вторник, ноября 06, 2007

Пример иллюстрации

Фрагмент курса, посвященный циклу внедрения новшества можно сопроводить такой иллюстрацией:



Этот стиль тем удачен, что не содержит слов, но при этом несёт в концентрированном виде значительный объём упорядоченной информации.

Читать дальше......

Есть дело. На 2,7 миллиарда рублей

Здесь описание дела.

А здесь подробный комментарий в формате анализа требований.

Читать дальше......

понедельник, ноября 05, 2007

Анализ запроса на обучение

На одном мероприятии для специалистов, разрабатывающих электронные курсы, возник спор: «Что является самым главным при создании курсов?».
Мнения были разные: от создания интересного и шутливого контента до тотального контроля процесса и наказания нерадивых «учеников». Сначала хотелось отмолчаться. Все же на прямые вопросы коллег пришлось обнародовать свою точку зрения:

Обеспечение баланса интересов всех имеющих касательство к курсу сторон.

Меж нескольких огней

Педагогическим дизайнерам, авторам контента или сценаристам приходится «маневрировать» между позициями нескольких заинтересованных в разработке курса сторон:

Высшего руководства
Линейных руководителей потенциальных обучаемых
Самих обучаемых
HR-службы
Своей собственной
Понятно, что ожидания и интересы каждой из этих сторон могут существенно разниться. Одним хочется серьезности и строгости изложения, другим – веселого обучения играючи, третьим – воплотить заоблачные педагогические идеалы, четвертым – четкого освоения производственных процедур, пятым – внешней привлекательности и т.п. Сколько из-за этого разнобоя мнений курсов не разработано! А сколько неудачных создано и (не)используется?

Кто главный?

На этот вопрос хотелось бы ответить так: главных нет, поскольку главные – все. Курс, разрабатываемый в интересах организации, окажется эффективным и жизнеспособным, если непротиворечиво сможет удовлетворять интересы всех – прямых и косвенных – участников процесса обучения. При этом стиль управления в конкретной компании, нормы ее корпоративной культуры, кадровая политика, стадия развития бизнеса и пр. задают рамки и правила игры, пренебрежение которыми делает курс продуктом-не-для-этой-компании

Орудие примирения

В качестве инструмента «учета и контроля» интересов всех участников e-learning было разработано несколько инструментов, помогающих фиксировать позиции всех сторон, чтобы потом непротиворечиво реализовать их в содержании конкретного курса применительно к условиям конкретной компании.

В качестве примера приведем (в сокращении) вариант одного из шаблонов, помогающих разработчикам курсов планировать их содержание, механизмы работы и посттренинговые эффекты

АНАЛИЗ ЗАПРОСА НА ОБУЧЕНИЕ

Читать дальше......

суббота, ноября 03, 2007

Через 20 лет любой менеджер будет уметь программировать

Стоит ли верить утверждению, вынесенному в заголовок поста? Не знаю,не уверен, но так считают люди из компании IDS Sheer. Читайте об этом статью "2025: Вечные студенты" из журнала Smart Money (на русском). Много спорных, но интересных соображений о будущем образования и ИТ индустрии.

SmartMoney
2025: Вечные студенты

Через 20 лет любой менеджер будет уметь программировать

Вузы станут пожизненными личными советниками и консультантами людей, стремящихся к карьерному росту Далее

Читать дальше......

пятница, ноября 02, 2007

Предъявление количественных данных «по-человечески»

Возьмём весьма типовую ситуацию: автор курса добавляет диагностический тест, по завершении которого обучающийся должен увидеть фразу: «По шкале ориентации на отношения вы набрали X баллов из Y». Где X и Y переменные, которые рассчитываются на основании ответов обучающегося и подставляются в интерпретацию. Создавая по такому Техническому Заданию курс, программист должен для себя принять решение как это лучше спрограммировать. Посмотрим, какие возможны варианты:

Вариант 1. Недопустимый
В худшем случае, программист не задумывается об этой проблеме и делает, как написано в ТЗ. В результате получаются ущербные фразы наподобие этой: «По шкале ориентации на отношения вы набрали 22 баллов из 41». Это халтура.

Вариант 2. Табличный
Это самый распространенный вариант. Привыкший к табличному выходу из ситуации программист сделает так:
Шкала: «Ориентация на отношения».
Набранное количество баллов: 22.
Максимальное количество баллов: 41.

По моему мнению, это допустимый, но не самый лучший вариант, поскольку он обесчеловечивает курс. Нормальные люди так не общаются: «Дорогая, я принес зарплату, тысяч рублей: 42», так общаются роботы-недоучки. Я вовсе не сгущаю краски, табличный стиль подачи информации становится всепроникающим. Например, вот ценник в магазине: «Стоимость: Велосипед детский: 15000=». Честное слово, мне было бы гораздо приятнее увидеть на этом месте: «Детский велосипед стоит 15 тысяч руб.». Кстати, а почему на ценнике оказался «Велосипед детский», а не «Детский велосипед»? Правильно, потому что в компьютерной базе данных есть ещё «Велосипед дорожный», «Велосипед спортивный», «Велосипед дамский»… Это удобно роботу: сначала объект, затем перечисление его свойств: велосипед — детский; баллов — 22.
Автор для лучшей подачи материала налаживает коммуникацию с обучающимся. Хорошо, когда технологии не мешают ему в этом, но способствуют.

Вариант 3. Лукавый
В этой категории находятся приёмы на грани стилистического фола:
«По шкале ориентации на отношения вы набрали 22 балл (-а, -ов) из 41».
«По шкале ориентации на отношения вы набрали 22 бал. из 41».
Это тоже распространённые варианты. Даже Google ими не гнушается. Например, прямо на этом блоге под статьёй можно увидеть надпись «2 коммент.». Вспоминая правило: «Не сокращ.!», мы отдаём себе отчёт, что это не безупречный стиль, но всё же это более человечно, чем «Комментариев: 2» .

Вариант 4. Честный
Самый правильный вариант сделать, как задумал автор: «По шкале ориентации на отношения вы набрали 22 балла из 41». Использование программистами Google этого варианта позволило бы им написать: «2 комментария». Причём это вовсе не является сложным. Вот алгоритм «склонения баллов» для нашего примера:
___________________________
Не зависимо от того из скольких разрядов состоит число X,
Если Х заканчивается на «1», приписывай за ним слово «балл». Иначе проверяй следующее условие.
Если Х заканчивается на «0», «5», «6», «7», «8», «9», «11», «12», «13», или «14», приписывай за ним слово «баллов». Иначе проверяй следующее условие.
Если Х заканчивается на «2», «3» или «4», приписывай за ним слово «балла».

___________________________

И всё!

Читать дальше......

Пример нидерландского курса, но на русском языке

Для целей извлечения полезного опыта дружественных стран по созданию учебных материалов, предлагаю вам курс «Воздействие наркотиков на мозг». Особенно интересно изучить использование флэш-анимации. На мой взгляд, это один из наиболее уместных вариантов использования флэш-технологий в иллюстративных целях.


Читать дальше......

Шпионы от e-learning

Страсти кипят на рынке e-learning на Западе. Прямо мексиканский сериал. Вот что бывает, когда есть что делить :)

Я уже писал про "забавную" историю с патентом на систему дистанционного обучения, который зарегистриовала компания Blackboard. Они там судятся с конкурентом (пока не очень успешно) - компанией Desire2Learn, которая как будто украла и них саму идею СДО.

В процессе разбирательства в суде выяснилось, что Blackboard нанимала и засылала детективов под видом клиентов на клиентскую конференцию Desire2Learn.

Подробнее здесь

Читать дальше......