Websoft

понедельник, декабря 31, 2007

E-learning: поквартальный астропрогноз на 2008 год

I квартал

  • Специалисты e-learning и их неэлектронные коллеги поймут, что делают одно дело
  • Преподаватели государственных учебных заведений начнут понимать, что корпоративное обучение имеет некоторое отношение к образованию

II квартал

  • Появится российское и лучшее в мире средство быстрой разработки

III квартал

  • Компании, в которых еще не внедрено электронное обучение, поголовно станут думать о его введении с IV квартала
  • Российские LMS и средства разработки курсов начнут триумфально продаваться на рынках США и Западной Европы, Австралии и Новой Зеландии, Гонконга и Папуа-Новой Гвинеи. Япония и Южная Корея при этом будут таинственно, как крысы, улыбаться (поэтому год и получил название Крысы)

IV квартал

  • Все компании, в которых история электронного обучения насчитывает не менее полутора недель, приступят к срочной организации смешанного обучения
  • В ознаменование абсолютной истинности данного прогноза отныне и навеки (т.е. ежегодно) с 25 декабря по 8 января во всех корпоративных университетах и учебных центрах проводятся перманентные торжественные возлияния и прочие радостные мероприятия

    Букмекерская контора «С чем-то новым» принимает ставки у сомневающихся в абсолютной правильности настоящего прогноза.

    Счастья и успехов в следующем и в каждом Новом году!

Читать дальше......

суббота, декабря 29, 2007

Несколько опасностей, подстерегающих e-learning в ближайшие годы

В наступающем 2008-м году на землю упадет астероид диаметром более 800 м.
Исходя из расшифровок центурий Нострадамуса Питером Лори, в 2009-м году настанет Армагеддон.
В 2010-м закончится нефть, и мир поглотит война за ресурсы. Еще обещают, что Земля отвернется от Солнца.
В 2011-м — конец календарного цикла майя. Возможно, состоится столкновение с астероидом 2005 YU55.
В 2012-м — целый букет — время пятого Солнца, сама Солнечная система станет каким-то боком к галактической оси, нарушатся все космические циклы, изменение полюсов и т.д.
В 2013-м — Рагнарок, он же Судный день. День начала и конца! Гиперпространственный переход в четвертое измерение.
В 2014-м — астрофизики говорят, что к нашей Солнечной системе доберется облако космической пыли, которая сметает все на своем пути.
В 2015-м — конец какого-то 9576-годичного цикла, который приводит к гибели цивилизации.
В 2016-м — Джеймс Хансен, исследователь климатического состояния на Земле, утверждает, что в этом году растают ледники и большая часть суши будет затоплена.
В 2017-м — конец света по теории иерархических катастроф.
В 2018-м — ядерная война от того же Нострадамуса.
В 2019-м — столкновение с астероидом 2002 NT7.
В 2020-м — Исаак Ньютон, исходя из предсказаний Иоанна Богослова, рассчитал, что конец света будет именно в этом году.

Ну, собственно, всё. Не вижу других препятствий для развития e-learning в России.
С Новым Годом, коллеги!

Читать дальше......

пятница, декабря 28, 2007

Новогодняя зверюга

С НОВЫМ ГОДОМ, ДАМЫ И ГОСПОДА!

Перед Вами - пример использования анимированного персонажа из программы CourseLab "в мирных целях". И этого персонаж - наш новогодний подарок :)



* Если Вы видите только взрывающуюся коробку и ничего далее - вероятнее всего проблема в настройках безопасности браузера и/или Flash Player. Пожалуйста, внесите сайт courselab.ru в список доверенных узлов в настройках браузера и/или Flash Player для устранения проблемы.
** Альтернативная ссылка на ролик

Читать дальше......

понедельник, декабря 24, 2007

Единый, триединый, единственный?

Для всех российских школ, подключенных к интернету появилась Единая стартовая страница, которая, по замыслу, должна оказаться домашней на каждом российском школьном компьютере. Основным принципом работы ресурса предполагается создание безопасной Интернет-среды для школьников. Проект обещает быть свободным от рекламы и спама.
«Школьный портал» объединяет в себе почтовый сервис, форумы и "блогосферу". Здесь же предполагается публиковать работы лучших учителей, а родители и педагоги смогут обсуждать проблемы развития образования.


Отрадно, что в названии ресурса фигурирует слово «единый», а не «единственный». Впрочем, куда вернее было бы назвать его триединым, поскольку он, как утверждают создатели, рассчитан сразу аж на три целевые аудитории: детей, их родителей и учителей.




Каталог ресурсов портала заставляет задуматься, а детям ли в первую очередь предназначен этот проект? Родителям ли - во вторую? Не слишком ли безопасны выложенные ресурсы? Не подтолкнут ли они деток искать менее пресную информацию в перенаселенном химерами, угрожающем их жизни, здоровью и нравственности виртуальном пространтсве?


Время покажет пользу от столь масштабного, много обещающего интернет-эксперимента Минобрнауки. Очевидно: при любом раскладе событий история проекта "Школьный портал - Единая стартовая страница" будет поучительной и для специалистов в сфере бизнес-обучения.

Читать дальше......

пятница, декабря 21, 2007

Почему провалилась британская лотерея

CNews сообщает, что это произошло из-за математической безграмотности британского населения. Лотерейная компания Camelot была вынуждена приостановить выпуск скретч-карт игры Cool Cash.
Выигрышем в игре считалось нахождение в скретч-поле более низкого значения температуры, чем указывалось на карте. По ходу игры оказалось, что многие британцы не могли правильно сравнить два отрицательных числа. Сall-центру Camelot пришлось ответить на множество вопросов наподобие «Почему -5 больше, чем -6?».

Задание: Подумайте, какие выводы можно сделать из этого факта применительно к e-learning? (выберите верные варианты ответов)
A. Какие же англичане тупые! Какие же мы с вами умные!
B. При достаточно широкой целевой аудитории проблемы неизбежно возникнут.
C. Чем шире целевая аудитория, тем лучше для автора: в случае возникновения проблем всегда найдется, на что переложить ответственность.
D. Любые проблемы с курсом могут быть решены мощным тьюторским сопровождением.

Как только определитесь с вашими вариантами верных ответов, их можно опубликовать в разделе «Комментарии».

Читать дальше......

четверг, декабря 20, 2007

Kindle - беспроводная читалка книг

Amazon сделал девайс для беспроводного доступа к книгам - называется Kindle.

В любом месте планеты где есть wifi в доступе для скачивания (не бесплатно разумеется) 80.000 книг, а также газеты и журналы. Есть бесплатный доступ к Википедии. Стоит эта штука $399.

Читать дальше......

Важнейшие технологии будущего и e-learning

Susan Smith Nash (она скромно именует себя E-learning Queen) опубликовала в своем блоге список из важнейших новых технологий (вроде "умного транспорта" и вездесущих нанотехнологий), которые станут актуальными до 2025 года (список думаю придумала не сама). При этом каждую из технологий она прокомментировала в возможном ее приложении к e-learning.

Читать дальше......

среда, декабря 19, 2007

3d реальность и экран компьютера

Можно ли совместить картинку на экране компьютера и физический мир в котором находится пользователь? Например перевернуть рукой (не мышкой, а реальным движением руки) машинку, которая ездит на экране компьютера? Оказывается можно - Microsoft демонстрирует такую технологию. Пока это нет очень красиво и удобно, но забавно - смотрите видео. Не исключено, что когда-нибудь эту технологию будет возможно использовать для обучения.

Читать дальше......

понедельник, декабря 17, 2007

Изменения в авторском праве РФ

В РФ готовятся изменения, касающиеся авторских прав. В частности, они коснутся работы сайтов, использования доменых имен и заимствований информации на/с сайтов; а также существенно повлияют на процедуру передачи авторских прав создателей творческих продуктов

Читать дальше......

Вопросик под Рождество

В дореволюционной журналистике (до 1917 г.) считалось приличным и модным накануне Рождества и Нового года стращать обывателя довольно мрачными «святочными историями». Хорошие традиции надо возрождать! Тут весьма кстати одна из коллег, ангажированных в теме электронного обучения (ЭО), задала «вопрос ребром»: «Почему в России e-learning развивается медленными темпами?»

На мой взгляд, его развитие тормозится (и это ни хорошо, ни плохо, так – факт, не более) борьбой нескольких тенденций, в которой, думается, нет пока явного фаворита.

Бизнес-образованцы словно Лебедь, Рак да Щука впряглись в одну телегу и тянут e-learning каждый в свою стихию. Отчего и темпы развития страдают, и воз хаотично дергается. А поклажи на возу все больше и больше: каждый намерен доказать, что именно его груз наиболее ценен и ликвиден. Чем больше поклажи он взвалит на воз, тем больше у него прав тянуть e-learning в свою сторону. Короче, тенденции сейчас просматриваются преимущественно в районе воза в виде утяжеления груза на нем. В целом, пожалуй, пока мы наблюдаем стремительное топтание близ линии старта.

Теперь об этом же без метафор. По моим робким наблюдениям сегодня фиксируются следующие тенденции в развитии отечественного e-learning:
1. Конструктивная тенденция. Организация, содержание и процесс e-learning формируются и осуществляются в максимально возможной гармонии обучения с целями и миссией компании, линейного менеджмента и обучаемых, ее возможностями, а также желанием и способностью персонала учиться. К счастью, примеров этой тенденции все больше. Однако реальных проблем и неразрешенных вопросов (к примеру, оценка эффективности е-курсов, поиск оптимальной технологии обучения) здесь больше всего. Тяжело следовать этой тенденции.
2. Подражательная тенденция. Компании, следуя отечественной моде на e-learning и/или заимствуя саму идею корпоративного e-learning на Западе, дабы не отстать от «прогресса» и забугорных идеалов, решают вводить ЭО и у себя. Заводят e-learning «для приличия». Эту тенденцию, кстати, как и конструктивную, можно оценить положительно. Ввязавшись в драку за е-обучение персонала, компании очень скоро вынуждены переключиться на заботу о его качестве или… прекратить его. Кстати, в корпоративной прессе одного из монстров российской металлургии уже обсуждается вопрос о пересмотре порядка финансирования и даже закрытии корпоративного университета со всеми его сотнями е-курсов.
3. Бюджет-пиарская тенденция. Здесь e-learning используется сугубо для оправдания задействованными службами собственного существования. Не побоюсь сказать (но побоюсь назвать): целые отрасли промышленности и/или торговли, мощные корпорации заказывают (чаще) и создают (реже) е-курсы эксклюзивно с целью освоения бюджетов на обучение. И только! Прежде всего в рамках этой тенденции создаются внешне привлекательные и мало-кому-нужные с точки зрения образования курсы и игровые продукты.
4. Разработческая тенденция. Компании, создающие курсы под заказ, невольно вынуждены присоединяться к одной из названных выше тенденций. Однако они не хотят быть простыми исполнителями и норовят внести свой креативный вклад в «развитие прогресса». Когда их деятельность протекает в рамках тенденции 1, результативность e-learning оказывается наибольшей. Однако часто им приходится выполнять заказы в духе тенденций 2 и особенно 3. Их профессиональный поход, привлекательный дизайн и ловкие решения интеракций создают иллюзию качественного продукта даже там, где образованием как таковым не пахнет. За внешней привлекательностью, обилием флеша стоит скорее PR учебного центра или HR-службы, чем HR-менеджмент и обучение как таковые. Увы, отнюдь не многие компании-разработчики считают делом чести создавать прежде всего педагогически грамотный продукт, где флеш и прочие элементы мультимедиа являются средством достижения образовательных эффектов, а не подменяют собой их. На подобную продукцию ох как часто покупаются потенциальные заказчики, просматривая портфолио разработчиков.

Какая тенденция одержит верх? Думается, рынок, сам рассудит. Нам же остается только гадать, победа какой из тенденций обеспечит тот темп развития ЭО, чтобы коллега, задавшая «вопрос ребром», осталась довольна.

Читать дальше......

воскресенье, декабря 16, 2007

Блогучеба

Не то, чтобы полноценный информационный постинг у меня сегодня получится, но скорее тема для обсуждения.

Блоги. На самые разные темы и без темы. С одной стороны, блоги зачастую - поток информационного мусора. С другой - провокационный (в хорошем смысле) блог способен вызвать заинтересованное обсуждение практически любой темы - с поиском информации, с выяснением кто прав, кто виноват и т.п. На мой взгляд, эффективность понимания (и запоминания) информации в этом случае близка к максимуму. Вывод мне представляется таким: грамотно организованный блог может служить именно что средством электронного обучения. Интерактивным и весьма эффективным.

А многие ли компании в России используют блоги для обучения? Есть ли думающие также?

Читать дальше......

суббота, декабря 15, 2007

Уникальный интернет-сервис

В Интернете появился сервис, который гарантированно и навсегда не сохранит любые объёмы ваших данных, будь то набранный текст или файлы с компьютера.

Раздел Отзывы данного сервиса содержит большое количество искренне благодарных и восторженных комментариев за помощь оказанную сервисом в несохранении данных.

Читать дальше......

среда, декабря 12, 2007

E-learning в авиации - пример курса

Еще один пример электронного курса, на этот раз из авиационной отрасли. Курс для пилотов NASA про обледенение самолетов и про то, как с ним бороться.

Сочетание обучающего видео, flash и других мультимедиа элементов.

Читать дальше......

Управление знаниями и анализ интернет-запросов

Я недавно прочитал статью про то, как один канадский провайдер интернета "на лету" вставляет в открываемые пользователями Интернет-страницы свои сообщения (на картинке - модифицированная провайдеров страница поиска в Google).

Родилась безумная мысль - что если копроративный proxy-сервер, через который проходит вся работа с Интернет в компании "научится" анализировать поисковые запросы в google и yandex для того, чтобы понять, что реально людям интересно знать на работе и заодно возвращать им сообщение, что некоторые интересующиех их данные есть в корпоративной системе дистанционного обучения или портале знаний - прямо со ссылкой на страницу портала. Понимание запросов людей - весьма важная тема управления знаниями...



Кстати я думаю, что заодно обнаружится масса всего интересного - что все сотрудники компании ищут в основном новые модели машин и дешевые ипотечные кредиты :)

Читать дальше......

вторник, декабря 11, 2007

Запреты

Фотоэпиграф:

Пример: Одна американская домохозяйка, помыла любимую кошку и сунула в микроволновую печь подсушиться. Кошка, разумеется, не выжила после таких испытаний. Разъяренная домохозяйка подала в суд на фирму. Какие меры были приняты по итогу инцидента? Фирмой была добавлена фраза в руководство пользователя «Нельзя сушить домашних питомцев». Кажется, что такой инструкцией фирма обезопасила себя, а она, напротив, заложила мину замедленного действия, и со временем будет преследоваться «за провоцирование». Потому что обязательно найдётся какой-нибудь подросток, которому станет интересно «А что будет-то?», «А если быстро, то ведь ничего не случится?». Когда на этом свете одной канарейкой станет меньше, родителям подростка это может не понравиться, крайней снова окажется фирма-производитель.

Ещё пример — фрагмент инструктажа:
— Теперь посмотри на эту дёргалку с красной рукояткой. Запомни, что за неё никогда нельзя дёргать. Понял?! (подносит к носу инструктируемого кулак)
— Понял, не дурак. Но что будет, если за неё дёрнуть?
— Это не важно. Важно, что за неё никогда нельзя дёргать, даже если никого нет рядом, даже если ты уверен, что никто никогда не узнает, что это ты дёрнул.

Ах, какой чудесно строгий инструктаж. Сколько сил вложено, а будет ли толк?

Третий пример: Не думайте о том, комфортно ли вашей ноге в той обуви, в которую она сейчас обута. Ну как, удалось удержаться от того, чтобы сместить своё внимание в область ноги? Не удалось? Значит, делаем вывод: следует быть крайне осторожным, запрещая что-либо, ибо есть вероятность именно это и спровоцировать.

Несколько фотопримеров, до чего доводит страсть к запретам:

Пример из актуальной российской действительности: в этом месяце квитанция на квартплату пришла с памяткой Управления государственного пожарного надзора. Семь из девяти пунктов «Что нужно делать, чтобы избежать возникновения пожара» начинаются со слова «Не»: «Не оставлять… Не перегружать… Не пользоваться… Не обёртывать… Не хранить… Не бросать… Не загромождать…». Каждый, кто скажет, что заложенные в этих пунктах требования нельзя было сформулировать по-другому, в позитивном, утверждающем ключе — встретит моё категорическое несогласие.

А как надо?
Да, например, как Пётр I в 1709г. «Подчинённый, перед лицом начальствующим, должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство!». Кратко, ёмко, образно: надолго впечатывается «Как надо».
Или вот, например, пункт 16 конституции Студии Лебедева «Каждый сотрудник Студии Лебедева имеет право на высокую заработную плату, выплачиваемую полностью и в срок. Каждый сотрудник имеет право сообщить размер своей заработной платы третьим лицам, но сделать это можно только один раз, так как после этого у Студии Лебедева автоматически становится одним сотрудником меньше». Вроде, и не запрет, и всем всё ясно.

Читать дальше......

понедельник, декабря 10, 2007

Компьютер разродился романом!

Прошла информация, что некий компьютер сочинил роман по-русски. Лучше бы контент обучающий писал. Это ведь проще :). Или конституцию...

Читать дальше......

Структура курса по-белорусски

В этом блоге уже писалось о структуре курса. Привожу скриншот, как этот вопрос решается в LMS одного из белорусских разработчиков.


Кстати, способ доставки контента в этой LMS довольно оригинален: учебные материалы обучаемый, как правило, либо скачивает в виде архива на свой компьютер, либо получает через ссылку на некий третий web-ресурс. Все остальное см. в структуре курса:

Читать дальше......

воскресенье, декабря 09, 2007

Конкурс учебных материалов

Компания Websoft объявляет конкурс на лучший учебный материал, разработанный с помощью программы WebSoft Courselab.
Крайний срок подачи материала - до 31.01.2008
Подведение результатов - до 20.02.2008

Оценка предоставленных материалов будет производится советом экспертов, в состав которого входят сотрудники компании WebSoft, а также специалисты по дистанционному обучению ведущих российских компаний.

Призы победителям... подробнее здесь.

Читать дальше......

суббота, декабря 08, 2007

Konica Minolta - пример e-learning

Пример обучающего курса/сайта (по английски называется Solutions Learning Gateway) компании Konica Minolta. В открытом доступе только несколько фрагментов, но самe идею вполне можно оценить. На мой взгляд избыточное количество всяких "фишечек", но обучаемым (по крайней мере тем кому нет еще 25) должно понравиться.

Читать дальше......

Может ли робот играть на скрипке?

В Японии корпорация Toyota продемонстрировала робота, играющего на скрипке (см. видео). Конкуренция между японскими компаниями в области создания человекоподобных роботов обостряется. Как известно робот от Honda научился бегать (т.е. в какие-то моменты времени он не касается земли ногами), что считалось одной из самых тяжелых задач в робототехнике. Доживем до r-learning? Это когда роботы будут нас обслуживать и учить :)

Читать дальше......

пятница, декабря 07, 2007

Отныне PDF — международный стандарт

Теперь формат PDF 1.7 официально стал международным стандартом ISO 32000. В своём корпоративном блоге компания Adobe сообщила, что международная организация по стандартизации (ISO) одобрила этот формат — за принятие PDF 1.7 международным стандартом проголосовало 13 из 15 государств.

В числе одобривших формат стран без каких либо комментариев были Австралия, Болгария, Испания, Китай, Польша, Украина, Швеция, Южная Африка и Япония. За стандартизацию формата, но уже с рекомендациями и пожеланиями, выступили Великобритания, Германия, США и Швейцария. Число таких замечаний составило 205 штук, которые Adobe предстоит учесть. В итоге отличились лишь две страны: представитель нашей Родины воздержался, а представитель Франции решил проголосовать против стандартизации формата.

Итого процент не отрицательных голосов составил 93,3%, хотя для принятия положительного решения было необходимо набрать 66,7%. Поздравляем Adobe, которая разработала этот кроссплатформенный формат электронных документов и добилась его стандартизации.

Читать дальше......

четверг, декабря 06, 2007

Виртуальный учебный класс - опыт Hewlett-Packard

Новая статья на distance-learning.ru - Случай из практики: как HP распространил свою виртуальную лабораторию на общемировую сеть обучения пользователей - практический пример использования технологии виртуального класс в корпоративной практике на примере Hewlett-Packard.

Читать дальше......

среда, декабря 05, 2007

Как написать книгу на мобильном телефоне



Несколько дней назад я задал риторический вопрос о том, смогут ли мобильные технологии (m-learning) обогнать e-learning.

Удивительная история в Японии - сейчас там на книжном рынке два бестселлера - "Братья Карамазовы" (продано более 300.000 экземпляров) и роман написанный неким мистером Рином (не путать с мистером Бином) на мобильном телефоне!! Сначала эту книгу продавали online - ее можно было скачать себе на мобильный, теперь продают бумажную версию и продалу уже более 420.000 экземпляров!

Это конечно не про e-learning, но тенденция к тому, что контент (и учебный в том числе) будет перемещаться в пространство мобильных устройств - очевидна. В описанном примере интересно, что контент не только читается на мобильнике, но еще и пишется.

С другой стороны японский рабочий закручивает в 10 раз больше гаек за минуту чем российский и нас это не удивляет :)

Оригинал статьи

Читать дальше......

вторник, декабря 04, 2007

Режим авторского надзора за исполнением курса

В создании курса обычно участвует много специалистов различного профиля из последовательной работы которых над материалом и идеей, заложенных автором курса возникает курс. Очень хотел (но, увы, не нашёл) в качестве эпиграфа к этой статье разместить карикатуру Х. Бидструпа, где нарисован процесс создания стула. Возможно, вы помните её: Сначала художник нарисовал очень красивую концепцию стула, потом технолог адаптировал конструкцию к особенностям производства, потом реальное производство компонентов стула внесло свои коррективы, затем ещё был процесс сборки… в итоге получилось нечто кособокое, примитивное и отвратное. Помню, что когда я в своё время я рассматривал эту карикатуру, то думал, что Бидструпу последним рисунком следовало бы нарисовать ужас, отображающийся на лице художника при взгляде на то, во что превратилось его творение.

Мораль: автор курса должен быть заключающим звеном цикла создания курса. При этом автор должен иметь достаточно полномочий, чтобы принимать решения о доработке, переработке или даже уничтожении получившегося продукта.

Кроме того, поскольку часто авторами выступают люди, время работы которых очень дорого, в интересах менеджера проекта организовать процесс таким образом, чтобы автору было просто и комфортно проводить экспертизу конечного продукта. Специально для этих целей в технологии создания наших курсов добавлен режим переключения просмотра курса в режим «авторского надзора за исполнением курса». В полной мере мы осознали ценность этого режима, когда в этом году делали тренажёры, ведь при их создании нужно было проконтролировать логику и корректность работы множества заданий.

Вот как будет выглядеть задание, когда его откроет обучающийся:

А вот как это же задание увидит автор курса:

Возможность не задумываться над расположением верных ответов, предоставляет автору возможность задумываться о вещах более высокого порядка.

Читать дальше......

понедельник, декабря 03, 2007

Тренинг-семинар "Практики создания электронных курсов"

13-14 декабря в Москве пройдет обучающий тренинг-семинар "Практики создания электронных курсов". Семинар проводит - Владимир Наумов, надеюсь, хорошо известный читателям этого блога. Осталось 2 свободных места.

Все желающие принять участие в семинаре могут обратиться к Дмитрию Косареву или Денису Шарапову по телефону (495) 514-0436.

Подробное описание программы семинара здесь

Читать дальше......

От преподавания к учению: нужно ли управлять процессом учения

Недавно на одном мероприятии в педагогическом вузе попытался озвучить мысль о том, что электронные курсы и иные средства e-lеarning должны нести наставническую функцию, то есть по мере возможности управлять познавательной деятельностью и эмоциональными состояниями обучаемого.

Надо сказать, у подавляющего большинства из примерно 40 присутствовавших ученых мужей и дам этот тезис не встретил энтузиазма.

Возможно, для обучения юношей и девушек 18-22 лет в условиях смешанного обучения это не актуально. Преподавателям вуза виднее. Перевести давно созданные и апробированные учебники и монографии в электронный вид, насоздавать к «горловым» курсам решебников задач и тренажеров, мультимедиа хрестоматий и пр. вполне достаточно – и дело сделано? Это и будет личностноориентированный подход к обучению, гуманизация образования и фактор повышение его качества, за которые так ратуют теоретики-педагоги.

Корпоративное обучение имеет дело обычно с более взрослым, социально зрелым и самостоятельным контингентом учащихся. Их еще меньше опекать надо. У них самоконтроль и ответственность еще выше, нежели у студентов. Нечего на методики и технологии образования заморачиваться. Оформим знания в электроном виде, сделаем их максимально наглядными благодаря мульти медиа, увенчаем все это итоговым тестом – учебный процесс сам собой потечет. Это и будет обучение, ориентированное на пользователя, по умолчанию.

Достаточно выложить знания. Управлять же их освоением – личное дело обучаемого. Экзамен же все точки над и расставит, качество обучения обеспечит. Не так ли?

Читать дальше......

суббота, декабря 01, 2007

Какая буква будет важнее в слове ?-learning

В мире 3.3 миллиарда мобильных телефонов и около 1 миллиарда (на самом деле меньше - не более 900 миллионов) компьютеров. Ну и за чем будущее - за e-learning или m-learning??

Читать дальше......

Насколько длинным должен быть электронный курс?

Когда-то в этом блоге уже обсуждался вопрос о том какова оптимальная длинтельностьэлектронного курса. В продолжение темы - достаточно интересный материал на эту тему Насколько длинным должен быть электронный курс? на сайте distance-learning.ru (перевод с английского).

Еще один вопрос возникающий про время - как определить нормативную длительность курса (т.е. то что он рассчитан, например, на 4 или 8 часов самостоятельного изучения)? В свое время я столкнулся с ситуацией, когда клиент сказал мне - "Ваши курсы какие-то не серьезный (всего 4 часа). Вот у Ваших конкурентов например курсы на 12-14 часов." Мы сравнили курсы по количеству слайдов, слов и упражнений - они оказались практически одинаковыми. Получается основной вопрос в том, как считать?? Можно делать это по пилотной группе, можно сажать эталонного обучаемого, можно экспертно оценивать (видимо наиболее распространенный способ).

У кого-нибудь есть соображения как правильнее??

Читать дальше......