Принимаем решения в виртуальном классе

В ученье ли, в «бою» ли людям приходится принимать решения. Схема конструктивных решений разного рода проблем и ситуаций: практических и учебных, неотложных и перспективных — может быть реализована с помощью виртуального класса, «запущенного» в режиме синхронной или смешанной работы.

Шаг 1
Кто-то из участников виртуальной сессии излагает проблему (описывает ситуацию), требующую разрешения. Лучше всего это делать в текстовом чате виртуального класса.
Инициатором обсуждения может выступать как ведущий, так и один из участников. В последнем случае ведущему целесообразнее всего принять на себя роль фасилитатора.

Шаг 2
Ведущий сессии предлагает остальным ее участникам задавать инициатору обсуждения открытые вопросы, касающееся его цели:
─ к чему он стремиться?
─ что он хочет получить?
─ каких результатов рассчитывает добиться?
─ как должна повернуться ситуация? и др.

Эти вопросы фиксируются в чате, чтобы в дальнейшем служить для визуализации процесса принятия решения.

Шаг 3
Ведущий сессии побуждает участников задавать инициатору обсуждения вопросы, касающееся того, каким образом, с использованием каких средств он может достичь своих целей. И эти вопросы, имеющие открытую форму, фиксируются в чате. Например:
─ что нужно сделать?
─ какие ресурсы задействовать?
─ к чьей помощи обратиться
─ какие способы достижения цели являются наилучшими?
─ какие пути наиболее трудны? и т.п.

Шаг 4
На этом шаге рассматриваются препятствия на пути достижения цели:
─ что мешает (может помещать) получению желаемого?
─ что может не получиться?
─ какие новые трудности могут возникнуть? и пр.

Шаг 5
По мере накопления вопросов непосредственно по ходу сессии (или объявив перерыв на несколько минут) ведущий готовит визуализацию схемы решения проблемы, которая выводится в рабочем демонстрационном окне виртуального класса (см. рис.)

Рис. Схема визуализации процесса группового решения проблемы

Визуальное структурированное описание проблемы в вопросной форме — уже существенная часть (нередко бОльшая) ее решения.

Затем инициатор обсуждения и его участники последовательно отвечают на зафиксированные в схеме вопросы. Каждая из групп ответов также «визуализируется» ведущим непосредственно по ее ходу или через некоторое время. В итоге рождается наглядная схема нескольких вариантов решения проблемы, которая едва ли была бы найдена инициатором и иными участниками порознь друг от друга.

P.S. Данная методика является «классикой» среди техник группового принятия решений. Она с успехом может приниматься во время деловых совещаний, в работе распределенных проектных команд, при подготовке кадрового резерва, в качестве одной из процедур ассессмент-центра и, разумеется, в ходе обучения, прежде всего а сфере управленческой подготовки. Таким образом, виртуальный класс может использоваться компаниями как для обучения сотрудников, так и для решения непосредственно производственных задач.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?