Websoft

четверг, февраля 28, 2008

Нужно ли считать ROI для внедрения СДО?

В продолжение вчерашей темы - при всей очевидности экономической выгоды от внедрения СДО, я попробую "на коленке" ее посчитать для некоторого условного кейса.

Банк с численностью 5.000 человек внедряет СДО. В течение 2-х лет обучение в СДО проходит 50% сотрудников в среднем по 3 курса на каждого. Итого за 2 года 7.500 человеко-курсов.

Давайте посчитаем затраты:
- софт СДО - $15000
- сопровождение СДО на 2-й год - $3000
- сервер + системное ПО - $4000
- годовая зарплата 1 специалиста по ДО (с учетом налогов) - $30.000 (выделенный человек который занимается администрированием системы и оформляет собственные курсы)
Итого на 2 года: $82.000

Исходим из того, что каналы в банке выделенные и плата за траффик отсутствует (только плата за аренду канала, которая для всего бизнеса, а не только для ДО).

В расчете на 1 человеко-курс: $10.9

Для обоих случаев взята условная з.п. тренера или специалиста по ДО равная $2000 в месяц.

Теперь рассмотрим проведение однодневного семинара в регионе силами внутреннего тренера (пусть на семинаре присутствует 15 человек):
- зарплата тренера - $120
- аренда помещения, чай, кофе - $100
- перелет + проживание + командировочные (для тренера) - $600 (если не во Владивосток лететь)

Итого минимум $820, в расчете на 1 человеко-курс: $54 (если же 15 человек летят на семинар в центр, а не наоборот, то затраты в разы выше).

В обоих случаях расход времени обучаемых к затратам не относим, т.к. он одинаков в обоих случаях.

В результате получаем, что затраты на очное обучение в 5 раз выше чем на ДО. Разумеется речь идет о тех очных мероприятиях, который можно заменить дистанционной формой.

После таких расчетов встает вопрос о том, стоит ли вообще считать ROI для e-learning для тех компаний, которые обосновано решили, что использование ДО подходит под их бизнес-задачи. Достаточно только посчитать показатель стоимости человеко-курса. Если он приемлемый (а я почти уверен, что он не должен быть выше $20), то , т.к. на очное обучение все равно будет потрачено больше, дальше обсуждение ROI можно забыть.

Я уверен, что для компаний с большими объемами обучения этот коэффициент может быть равен и $2 за человеко-курс. В любом случае эффект от ДО масштабируется - провели не 7500, а 15.000 курсов и сократили затраты в расчете на курс в 2 раза, что с очным обучением нереально.

PS
Коэффициенты затрат на человеко-курс в ДО и в очной форме в нашем примере сравняются если:
- количество завершенных курсов в СДО за 2 года в нашем случае будет меньше 1500
- стоимость внедрения СДО и/или разработки курсов под заказ за этот период превысит $220.000

17 комментариев:

Максим Кузьмин комментирует...

Алексей, предлагаю начать уже тебе активную пропаганду ДО, не только в профессиональном блоге, на и на более широкую аудиторию.

Чувствую, что порыв у тебя пошел. :))))))

Представляю себе аутдоры по всей Москве: "E-learning - это круто!", "Кто не купил, тот лох!", "Хочешь съэкономить - купи LMS" и т.д.

:)

Алексей Корольков комментирует...

Да, дайте мне подходящую трибуну или 20 минут эфира в прайм-тайм и я всех переубедю :))))

Для особо продвинутых буду также развивать тему нано-ДО - это когда есть такая маленькая LMS, что ее даже не видно, но экономический эффект от нее вселенских масштабов ;)

Максим Кузьмин комментирует...

но стоит это нано, как мега? ;)


по теме расчета:

В ДО - не учел еще компьютерное время (оно компании тоже стоит денег ;), з/п ИТшников и возможно хэлпдеска, стоимость контента, при масштабном внедрении также стоимость времени региональных организаторов ДО и т.д.

Но в целом, масштаб цифр правильный :)

Но опять же... дешевле - не значит эффективнее. :)

Алексей Корольков комментирует...

Я же не говорю, что сокращение затрат это единственный плюс. Просто он есть, очевиден и важен. А про это почему-то почти не говорят - вот основная идея последних 2-х постов.

Что касается затрат ИТ и хэлпдеск - это fixed cost как правило который есть у компании в любом случае. В компании десятки систем и от наличия еще одной загрузка радикально не возрастает. Я почти не встречал компаний, которые нанимали специального ИТ-деятеля для внедрения СДО.

Не понял про компьютерное время - почему оно стоит денег если человек учится на своей персоналке? Она в любом случае работает не зависимо от того запущен на ней курс или нет. Вот если арендуются компьютерные классы - это другое дело.

Максим Кузьмин комментирует...

Алексей, мы разнимся в подходе к расчету fixed cost: СДО несет ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ нагрузку на ресурсы (ИТ, Хэлпдеск, компьютеры, инфраструктура), это компании стоит денег. Правильно ИМХО с т.з. расчета затрат это учитывать.

Во всяком случае, у нас при внедернии таких проектов эти затраты считаются.

В качестве аналогии могу предложить тебе PM - где каждый ресурс стоит денег и они учитываются.

Алексей Корольков комментирует...

Максим, ты сам был на конференции в среду и слушал коллег. Очевидно, что ваши масштабы в 100.000 человеко-курсов в год являются достаточно уникальными (по крайней мере я не знаю тех у кого они больше или равны). С другой стороны у вас из-за масштабов и цена человека-курса ниже даже есть считать затраты на хэлпдеск и прочую администрацию. Не считали кстати?? Или это секрет?

Я же говорю о среднем внедрении в котором от ИТ реально доп. усилий почти не требуется (или затраты на эти усилия все равно будут понесены безотносительно к ДО)

Максим Кузьмин комментирует...

У нас они в несколько раз ниже указанной тобой цифры.

Светлана комментирует...

Алексей, скажите, сколько обычно специалистов ЦДО (разработчики курсов, администраторы либо, как Вы пишете, и то и другое, совмещенное в одном человеке)требуется для обслуживания ДО? Исключая IT-специалистов (программистов, системных администраторов и, может быть, дизайнеров). Учитывая. чтоновые курсы разрабатываются регулярно и постоянно

Алексей Корольков комментирует...

Светлана, на мой взгляд однозначного ответа нет.

Наиболее распространенная ситуация (не факт, что наиболее оптимальная) - в корпоративном учебном центре появляется 1 ответственный за СДО (администрирует процессы, управляет учебным порталом, зачастую принимает участие в разработке курсов). Я знаю компании в которых СДО занимаются выделенно 3-4 человека, но это скорее исключение (как правило такие компании сами разрабатывают курсы).

Не надо также забывать, что при внедрении учебного портала на администратора СДО часто взваливают еще и кучу дополнительных задач:
- проведение опросов сотрудников через портал
- подготовку отчетов
- размещение на портале красивых картиночек (фотогалери, баннеры и т.п.)
- борьбу с ИТ-департаментом

И вообще часто администратор СДО оказывается единственным "хорошим" мальчиком (девочкой) который не боится компьютеров в отделе обучения и вынужден всем помогать делать презентации, кроить картинки в фотошопе и т.п.

От чего зависит количество людей:
- от интенсивности использования СДО, что очевидно
- от желания разрабатывать курсы своими силами (альтернатива - отдавать на аутсорс)
- от степени децентрализации процесса управления обучением (можно планировать все До в центре и тогда на администратора валится куча заявок, вопросов и т.п., а можно распределить нагрузку между региональными тренинг-менеджерами если они есть)

Светлана комментирует...

Спасибо за ответ.
Да, под разработкой курсов я подразумеваю в том числе и методическую работу с предоставленными материалами, которые часто являются просто потоком информации, придумывание и разработку графики и собственно стуктуры курса...
Вот, кстати, вопрос в тему: для работы в CourseLab, в частности, внедрения сложных мультимедиа-элементов в сам курс, нужна помощь программистов (или flash-программистов)?
Уточнение: допустим, интенсивность испоkьзования СДО большая, новые курсы разрабатываются регулярно и портал не только внутрикорпоративный

Владимир Наумов комментирует...

Светлана, а как бы Вы сами ответили на свой вопрос о количестве всяких разных специалистов ДО исходя из Ваших запросов? А заодно назвали бы количество тех или иных специалистов, указали бы разницу между желаемым и действительным. Уверен, это не только мне интересно. Заранее благодарю.

Светлана комментирует...

Владимир, я только попытаюсь:)
Насчет количества точно не скажу, поскольку идея о увеличении количества опредленных специалистов возникнет только после первоначальных результатов. Допустим, что их пока нет. Поэтому первоначальный состав (пусть каждый специалист в количестве одного), я вижу примерно так: автор курса, методист (он же педагогический дизайнер, он же, допустим, разработчик), администратор (также участвующий в разработке курса), дизайнер или flash-разработчик, педагог. Не буду говорить о IT-специалисте - без этого, наверное, никак (внедрение, поддержка и т.д) .
Наверное, я ошибаюсь?

Алексей Корольков комментирует...

насчет flash-дизайнера - вы сначала придумайте те интерактивные динамические элементы, которые как вам кажется требуют флэша, потом задумайтесь а можно ли их без флэша реализовать (очень часто можно, если речь не идет о мультипликации). затем оценить сколько их реально будет - если 2-3 в год, то проще отдать фрилансеру из Саратова или Харькова на аутсорс через Интерент - будет стоить 3 копейки. И только оценив все это принимайте решение о привлечении флэшера на постоянную работу

Светлана комментирует...

насчет флешера, если честно, я так и предполагаю, что это будет фриланс:) и то для совсем сложных элементов. И вправду, постоянно дизайнить что-то нет необходимости, скорее, выполнять разовые работы.
А я Вам еще раз свой вопрос напомню по поводу помощи программиста - как частно она нужна при внедрении сложных мультимедиа-объектов? Именно в СoursLab

Алексей Корольков комментирует...

вставить готовый мультимедиа элемент в courselab (flash, video, java) занимет 2 минуты и 3 щелчка мышкой.

разработка таких элементов внутри самого редактора - зависит от задачи и общего ответа я вам не дам. приходите на тренинг и мы вас научим

Светлана комментирует...

хорошо, спасибо за ответы!

Владимир Наумов комментирует...

Светлана, спасибо за ответ. Я только, простите, не понял,
1. зачем нужен педагог, если имеется методист (он же и педдизайрер)?
2. верно ли я уразумел, что у Вас а) автор и б) методист-пед.дизайнер - это два разных лица или одно все-таки?