Websoft

среда, марта 26, 2008

Самый оберегаемый секрет электронного обучения

Новая статья на distance-learning.ru - "Тренинг для е-тренера" (перевод с английского из блога Клайва Шеперда) посвящена "самому оберегаемому секрету электронного обучения" (со слов автора) - использованию виртуальных классов в дистанционном обучении. Очень рекомендую прочитать - советы по использованию, подготовке тренеров для работы в виртуальном классе, а также кейс с реальной историей успеха британской компании Serversys.

Я присоединяюсь к Клайву в оценке ситуации с виртуальными классами, тем более, что в России она особенно остра - их вообще почти никто не использует (я сам сегодня провел вебинар в V-Class.ru и немного понимаю о чем идет речь), хотя это очень перспективное и интересное направление использования дистанционного обучения.

9 комментариев:

Владимир Наумов комментирует...

Очень люблю мысли и дела Клайва Шеперда. Помимо публикаций в блоге он еще блестяще проводит и тренинги, в том числе и для е-тренеров виртуальных классов.
Жаль, что в посте Шепарда про главный секрет e-learning'а практически не говориться про вытекающие из него секреты-следствия. Пусть и не главные, но не менее важные, касающиеся техник проведения мероприятий разного вида в виртуальном классе. Я насчитал, к примеру, не менее 10 типов разных учебных мероприятий, которые вполне "по зубам" виртуальному классу. Дело за тем, чтобы технологично описать эти методики и обучить им преподавателей.

Алексей Бондаренко комментирует...

интересно а эти методики уже кем то описаны? или тем кто решит использовать эту технологию нужно быть первооткрывателями?:)
кстати, любопытно, что в конце статьи в ссылках на ПО не упоминается Adobe Connect:) И насколько я знаю по отзывам, на Webex плюются очень многие :) (про остальные не скажу, т.. не знаю)

Владимир Наумов комментирует...

Алексей, монографические системные описания подобных технологий мне неизвестны. Заграница немало, однако сделала в эту сторону. Не претендуя на эксклюзивность и первооткрывательство пытаюсь собрать, обобщить и адаптировать к нашему электронному бытию подобный материал.
Касательно 2-й части коммента: всего не укажешь, да и задача подобная не ставилась :)

GG комментирует...

Я раззадорилась! :))) Хочу понять, почему это харизматичный преподаватель не годится как е-тренер. Я в классе - харизматичный преподаватель (не мое мнение, мне его просто несколько человек независимо друг от друга высказали). Но я в е-классе чувствую себя не менее комфортно, чем в обычном классе. Правда, пока я в е-классе выступала именно в качестве обучаемого... Но мне кажется, что у меня получилось бы и в качестве тьютора.
Обязательно попробую организовать вебинар и поучаствовать в качестве тьютора. Мне бросили вызов! :)

Владимир Наумов комментирует...

А с чего вы взяли, что харизма - это хорошо? Харизма как форма неформальной власти (влияния) является производной профессионального и коммуникативного мастерства (процентов этак на 90-95). Она как полезна, так и вредна. Чем меньше харизмы, тем больше власти реального авторитета. Вот формула:
Коэффициент вреда от харизмы = (Харизма (100%) - профессионализм (x%)* \умножить на\ 100
:)

Elena Lokteva комментирует...

Формула непонятна для меня осталась, т.к. одной закрывающей скобки не хватает :)
Определение "как полезно, так и вредно" можно применить практически к любому предмету или явлению, и это ровно ничего не доказывает. Каждый выбирает сам, как ему вести занятия. У каждого, что называется, свой стиль.
Но сейчас меня все-таки больше волнует другой вопрос: откуда взялось мнение, что харизматичный преподаватель хорош в классе, а как е-тренер - плох.
А уж полезна харизма или нет - это тема отдельного обсуждения :) Мое мнение: все полезно, если знать, как этим пользоваться. Даже витамины нельзя лопать не останавливаясь ;)

Владимир Наумов комментирует...

Елена! Лет 15 назад я вбил себе в голову, а лет 5 назад настойчиво доказывал группе руководителей вашего института, что харизма по сети не передается, равно как и воздушно-капельным путем.
Если же серьезно, харизма педагога - вещь столь неуловимая, что плохо поддается описанию. Здесь мы затрагиваем сложнейший вопрос передачи педагогического опыта и трансляции иными тьюторами. Много ли гениев адекватного повторили опыт учителя-математика Шаталова? А опыт иных педагогов от Природы?
1. В смешанное обучение такой опыт, транслируемый армадой тьюторов, не передать.
2. Харизма - это форма власти, а не личной привлекательности или полового обаяния. Харизматик не пользуется властью, она имманентна ему, как кожа. Он излучает харизму, как радий изотопы.
3. Выучиться на харизматика нельзя. Все попытки это сделать на нашей образовательной ниве - просто форма самоутверждения \более или менее осознаваемая\ за счет превосходства (обычно реального, часто и мнимого) над обучаемыми.
4. 4/5 образованцев не слишком успешны в жизни, вот и компенсируются на обучаемых (знаю, что жестко, да правда)
5. Надо бы на эту тему большой пост забомбить :)

Владимир Наумов комментирует...

P.S. В моем разумении харизматик - Махатма Ганди, а не Гитлер, к примеру, поднявшийся к паталогической почти всенародной любви на народных же костях.
И еще. Мало быть харизматиком, второе условие существования харизмы - готовность окружающих кого-то таковым признавать.

Elena Lokteva комментирует...

У меня начинает закрадываться мысль, что я плохо понимаю значение слова "харизма" :)))
Я даже залезла в Википедию: "Обычно под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других."

По поводу того, что передается или не передается по сети, привожу пример из жизни.
2 года назад я скачала с сайта конференции eLearnExpo слайды Ирины Петровны Хорошевой из ОКС. Слайды привели меня в восторг. И я подумала, что обязательно познакомлюсь с ней, хотя бы онлайн, когда смогу с ней предметно разговаривать.
И вот год назад я сама приехала на eLearnExpo. Во время одного из перерывов уже не было сил блуждать по выставке, и я просто решила сразу отправиться на следующую секцию (которая, кстати, была посвящена пед. дизайну). Но зал еще был занят, и пришлось ждать в коридоре. Там же ожидали еще 2 женщины. Мы разговорились, стали делиться впечатлениями. И в какой-то момент я поняла, что передо мной стоит именно И.П.Хорошева! :) Просто потому, что она в общении была такой, какой я ее себе представляла, глядя за год до этого на ее слайды! Когда же работа секции началась, и она вышла со своим докладом, я просто убедилась в том, что "вычислила" ее правильно. Заметьте, я вполне осознаю, что вряд ли она эти слайды делала собственоручно! :) Но тем не менее она... как бы это выразиться... читалась в этих слайдах!

>> 1. В смешанное обучение такой опыт, транслируемый армадой тьюторов, не передать.
Вы слово "смешанное" специально как зацепку подбросили? :)

>> 3. Выучиться на харизматика нельзя.
Ну, начнем с того, что и не обязательно всем быть харизматиками. Меня по-прежнему больше интересует, откуда уверенность, что те, у кого есть харизма, не смогут ею пользоваться в электронной среде.

>> 4. 4/5 образованцев не слишком успешны в жизни, вот и компенсируются на обучаемых (знаю, что жестко, да правда)
Не знаю, как 4/5. Не пыталась подсчитать. Но да, видела и тех, кто самоутверждается за счет обучаемых. Насколько часто они встречались, трудно сказать. Но даже если их 4/5, меня все-таки больше волнует оставшаяся раритетная 1/5 :)

>>5. Надо бы на эту тему большой пост забомбить :)
Это как минимум! :)) А то и повебинарить на эту тему! ;))