Websoft

воскресенье, апреля 13, 2008

Должен ли е-курс быть харизматичным, или Качество преподающего?

В блоге уже поднимался вопрос, насколько известными и харизматичными следует быть авторам электронных курсов. Более того, насколько харизматичными (см. комменты к посту ) могут быть сами электронные курсы.

Конечно, заполучить в качестве автора курса авторитетную и популярную —«апробированную» — фигуру — задача внешне благородная. В обучении же взрослого человека, лишенного, в отличие от подростков, острой нужды в поклонении кумирам, куда важнее фигура самого учащегося, нежели харизма преподающего. Да эту харизму нужно еще суметь транслировать в контент, что весьма затруднительно.

Какова же «модель» идеального автора курсов e-learning? Представляется, что простую и честную «модель качественного автора» контента и его места в учебном процессе давно разработал древнекитайский мудрец Лао Цзы:

Среди пастырей наилучший тот,
О чьем существовании паства едва догадывается.
Не столь хорош тот, кому она внемлет с восторгом.

Мудрый же пастырь, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И паства скажет: «Мы сделали это сами».

Хуже всех пастырь, которого презирают.
Люди не уважают того,
Кто не уважает людей.

4 комментария:

Elena Lokteva комментирует...

Представим себе, что мы видим перед собой некоторый е-курс. Наверняка мы мысленно будем формировать образ того, от чьего имени передается знание в этом курсе. Если же в курсе подразумевается, что новые знания не передаются, а просто систематизируются уже имеющиеся знания обучаемого, то все равно за этим стоит какой-то побуждающий образ, на который оглядывается обучаемый.
По "модели Лао Цзы" получается, что автором нового знания должен быть сам обучаемый. Я согласна, что это очень часто будет работать, и даже сама сейчас пытаюсь разработать курс по такой модели.
Но я не уверена, что это может сработать, например, для курса по IT-технологиям. Хотя, конечно, на спор попробовала бы :))) Хотя бы потому, что сама разбиралась этих технологиях методом научного тыка. :)))

Veselej комментирует...

Уважаемая Елена!
Как мне кажется, обучаемый не может быть "автором нового знания" - по определению!
Но обучаемый может быть автором собственной системы Деятельности на основе обучения, то есть вначале Проектировщиком Деятельности, а потом Управляющим Деятельностью.

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый(ая) Veselej!
Ньютоны и Циолковские - тоже обучаемые, которые позволили себе стать авторами нового знания.
А популярные ноне темы про управление талантами, мотив самореализации, извлечение из персонала неформальных знаний, креативный подход к производственно деятельности в контексте T&D - не что иное, как извлечение из персонала нового знания. И этому можно учить. Впрочем, не все любят и берут на себя ответсвенность думать и работать над собой, решив, что это "по определению"

Elena Lokteva комментирует...

Уважаемый(-ая) Veselej!
Обучаемый может и не такое! :) Главное - суметь сделать так, чтоб он понял, на что он способен. Вопрос только в том, кому это легче сделать: тьютору-харизматику или "пастырю, о чьем существовании паства едва догадывается".