Websoft

воскресенье, апреля 27, 2008

Управление самостоятельным освоением материала со стороны тьютора

Практикующие в условиях смешанного обучения (специальность "Веб-дизайн и компьютерная графика") тьюторы Елена Локтева и Светлана Яскевич любезно продолжают знакомить нас с опытом своей деятельности и делятся размышлениями о труде «электронного" преподавателя.

Сегодня они обнародуют свою точку зрения по следующей проблеме:
У тьютора, использующего LMS, едва ли есть возможность в режиме реального времени контролировать процесс самостоятельного овладения материалом. Обычно контролируется лишь результат обучения. Считаете ли Вы такое положение дел нормальным с педагогической точки зрения?

Елена Локтева: Давайте попробуем задуматься, а так ли уж много возможностей контролировать процесс самостоятельного овладения материалом в режиме очного обучения? Когда у меня на занятиях сидит группа из 15-20 человек, каждый за своим компьютером, и за каждым компьютером вершится что-то свое, так ли уж сильно я могу проконтролировать, что слушатель усвоил сам, а что увидел, например, на соседнем мониторе или успел быстренько подглядеть в Интернете? Я не говорю уже о том, что при работе за компьютерами некоторые особо шустрые успевали не только сами сделать работу, но и сохранить результаты по сети в рабочие папки товарищей!
Я тоже контролирую лишь результат. Я уже не говорю про домашние задания, процесс «изготовления» которых для меня, по большому счету, загадка.
А теперь давайте переключимся из компьютерного класса на аудиторию, в которой сидит 50 человек-очников. У скольких из них преподаватель сможет проконтролировать процесс самостоятельного овладения материалом?
Однажды у меня был спор по поводу того, как оценить мою преподавательскую нагрузку на дистанционном обучении, и как оплачивать мою работу. Я стала объяснять, что подсчитать, сколько времени я на это трачу, весьма трудно и что на самом деле я не зарабатываю адекватно затрачиваемым усилиям. Я попыталась объяснить, что только практические работы по компьютерной графике, дизайну, программированию и их подробный разбор с каждым слушателем индивидуально, а затем еще и с группой могут быть адекватным критерием оценки того, что усвоил каждый слушатель-заочник. Так вот в ответ я услышала, что я специально все эти формы контроля ввожу, чтобы набивать себе цену, а на самом деле по любой дисциплине уже давно уровень усвоения знаний легко проверяется обычными тестами. И, следовательно, я на себя все это взвалила только потому, что не умею грамотно тесты составлять.
Так что у всех свои представления о том, что такое нормальный контроль с педагогической точки зрения.

Светлана Яскевич: Самостоятельную работу обучаемых контролировать можно и должно. Она обеспечивается многообразными средствами, приемами и методами. Остановлюсь не тех из них, которые мы используем чаще обычного в своей работе.
Сроки и темп прохождения обучения. Какими средствами это достигается?
К примеру, в конце каждого модуля (темы, занятия и т.п.) (места так называемых "контрольных точек") помещены задания для выполнения. По датам сдачи этих заданий можно выстроить временной график прохождения курса обучаемым.
Можно также четко определить количество времени, отведенное на прохождение всего курса. Такой шаг вынуждает обучаемых выстраивать свою самостоятельную работу в заведомо отведенных временных рамках.
Порядок прохождения модулей курса можно организовать в логике, сходной с предыдущим пунктом. При этом тьютор имеет возможность предложить обучаемому повторить, глубже проработать тот или иной модуль или перейти к конкретной теме.
Объем и глубина в освоении материала. В контрольные задания, к примеру, включаются обязательные для выполнения позиции. Эти позиции-требования генерируются таким образом, чтобы охватывать все основные умения и навыки, формируемые в данном модуле. Затем, анализируя выполненную работу, тьютор видит: какие положения модуля были проработаны, какие пропущены, а какие отработаны не достаточно тщательно.
Объем и качество проработанного материала хорошо контролировать и через полученные отчеты по тестам. Однако достоверны и наглядны они будут в том случае, когда при составлении тестов разработчики формировали вопросы так, чтобы фиксировать усвоение основных "контрольных точек" материала модуля.
Быстро прослеживается уровень и темп выполнения заданий, если ориентироваться на набранное суммарное количество баллов за все выполненные упражнения. В этом случае учащийся изначально не видит всех заданий: следующие переходят в разряд "доступных для выполнения" только в том случае, когда он наберет нужное количество баллов. Имея статистику "видимых" для обучаемых на данное время заданий и общее количество баллов можно оперативно получить картину процесса обучения.
P.S. Благодарю Елену и Светлану за честные ответы и труд, затраченный на их написание. Надеюсь, коллеги, моя благодарность отражает не только мою точку зрения.

11 комментариев:

Veselej комментирует...

Что стоит за выражением "контролировать процесс"? Английское понятие control прежде всего означает "управлять". У нас же под "контролем" понимают проверку.
Есть хорошее правило: избавиться от шаблонов при понимании, попытаться объяснить школьнику, что вы понимаете под "контролем процесса". Как утверждал Эйнштейн, если вы не можете ребенку объяснить чем вы занимаетесь, вы сами этого не понимаете...

Владимир Наумов комментирует...

За выражением "контролировать процесс" имеется в виду именно проверка (как элемент системы управления, между прочим)

Veselej комментирует...

В любом процессе желательно оставлять лишь созидающие функции для того, чтобы процесс был менее затратным.
Функция "контролировать" в любом процессе нужна лишь постольку поскольку созидающий процесс не гарантирует результата. Если основной производящий продукт процесс ГАРАНТИРУЕТ качество продукта контроль не нужен. Вроде бы так?
Тем более и учащий-СЯ сам может себя контролировать, если ему дали средства для этого.

Veselej комментирует...

Что касается управления процессом...
Как известно лучший процесс управления - САМОУПРАВЛЕНИЕ. Управление (вернее руководство)необходимо лишь там, где люди не способны договориться.
Отсюда, если у тьютора (автора курса)в сознании "прошита" функция контроля - он будет создавать курс с непременным, не обязательно хорошим контролем. Разве не так?
А если он настроен на организацию процесса САМООБУЧЕНИЯ - совсем другой процесс получается :))

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Елена, Светлана, спасибо!

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Veselej!
Ваши бы слова да обучаемым в уши!
Не могли бы Вы указать курсы, гарантирующие самообучение (я -могу) и самоуправление познавательным процессом?
И, доводя до логического завершения Ваши постулаты, на кой нужны курсы вообще, если учащийСЯ может сам себя контролировать (=управлять/руководить собой) на все 100%? Пущай сам по себе и учится. Главное, с ним об этом договориться, что и должно стать альфой и омегой любого курса, его содержанием и целью.
Остальное, следуя Вашей логике, само приложится, и наступит созидательный процесс. Я об этом тоже мечтаю. Поделитесь, пжл, секретами создания курсов, гарантированно обеспечивающих процесс самообучения.

Elena Lokteva комментирует...

Во-первых, давайте задумаемся, вырастили ли мы то поколение, которое готово к полному самообучению? К такому, где контролировать процесс самообучения не нужно? Не вырастили. И думаю, еще не скоро вырастим.
Во-вторых, могу привести несколько примеров из моей практики, когда вполне способные на самообучение, креативные, любоазнательные люди приходили ко мне на курсы только потому, что "Кто же дома посмотрит, что я сделал, и скажет, что я - молодец?" Или могу привести примеры, когда я провожу слушателей по теме так, чтобы самой почти ничего не рассказывать, чтоб показать, что они уже знают достаточно, чтобы подобные темы вывести самостоятельно, максимум с парочкой моих подсказок, и они выводят, и получают результат, и им нравится, и они в восторге, бла-бла-бла, все супер-пупер. И вот когда я, счастливая и довольная, мысленно ставлю им "+" за то, что они у меня такие молодцы, и себе - за то, что я у них такая молодец, научила их учиться, находится один Некто, кто спросит "И что, это кто-то всерьез использует?" То есть он-то сам научился, и все хорошо сделал, но зачем ему это, так до конца и не понял, хотя уж как я расстаралась, и примеров кучу привела, и практически они все попробовали, и даже вполне успешно.
В-третьих, здорово, когда курс построен таким образом, чтобы обучающийся не только самостоятельно вытянул из него Знания, Умения и Навыки. И даже если оценка его результатов тьютором не нужна самому обучающемуся, то она нужна как минимум авторам курса, для того чтобы оценить эффективность самого курса.
В-четвертых, опять же полностью самостоятельное обучение подойдет не всем и не всегда. Некоторым оно как раз противопоказано, по моему глубокому убеждению. Не говорю уже о том, что зачастую изучение какого-то вопроса или проблемы эффективнее проводить в команде, то есть вроде тьютор тут может быть и ни при чем, но все равно есть люди, которые контролируют те знания, которые ты получил.
Так что контролировать учебный процесс и его результаты, а также то, насколько вообще обучаемый осознал пользу и актуальность того, что он "выудил", можно и нужно. И далеко не всегда это можно поручить электронным средствам, которые на самом деле - всего лишь инструмент в руках умелых авторов и тьюторов.

Veselej комментирует...

Вот нравится мне этот знакомый подход советских коллег! Как услышат что-то новое, отличающееся от того, что они делают - сразу же доводят до абсурда: покажите готовенькое - мы используем!
Или: а где такое поколение, которое готово самообучаться?
Пример по аналогии. Изобретатель в СССР (30-е годы)пришел патентовать широкоэкранное кино. И что вы думаете ему ответили? Вы что - и пленка широкая? и киноаппарат? А кинотеатры вы тоже предлагаете перестраивать? В результате широкий экран пришел к нам из Америки.
И так во всем....
Коллеги драгоценные! Давайте хотя бы помыслим себе такое: Учащий-ся САМ учится! Как это осуществить?
Мне общая схема понятна, но в короткой заметке ее не изложишь. И хотелось бы ваше мнение узнать об этое ЕРЕТИЧЕСКОЙ ИДЕЕ.

Elena Lokteva комментирует...

Уважаемый veselej! Я не меньший еретик, чем вы! И если кто-то и не боится нового, то это именно я, потом снова я, а если будет мало, то еще раз я.
Каждый день я пытаюсь пробиться сквозь стенки тех, с кем вы меня сопоставили, а это, как правило, взрослые дяденьки и тетеньки, которые успели нахватать всяких званий и степеней, и не желают признавать, что их методы и взгляды устарели. В глаза мне снисходительно улыбаются и говорят "Вы еще слишком молоды!", а за спиной говорят и делают гадости, стараясь заткнуть меня туда, откуда вылезла...
Но правде в глаза тоже смотреть надо. Бросать людей на полное самообучение резко нельзя! Да, к этому надо идти! Да, возможно, это будет идеальная модель. Хотя повторюсь, не уверена, что для всех, зато уверена, что у человека должен быть выбор: учиться самому или с наставником, и в каком соотношении это должно быть.
Но в любом случае нужно подготовить поколение тех, кто будет воспринимать самостоятельное обучение как должное. Пока я просто верю в свое поколение, которое уже успело понять, к чему все движется, и готово учиться самообучаться. И еще больше надеюсь на своих детей, которые будут жить в совсем другое время...
У нас практически дискредетированы все формы, связанные с самостоятельным обучением. При слове "заочное" у людей, которые пришли ко мне подавать документы, кривится лицо, и они мне говорят, что это только "для корочки", а им нужны знания. У меня внутри все кипит от этой фразы, ведь я выкладываюсь на этой самой заочной форме, я преподаю, ищу новые методики, сама разрабатываю учебные материалы (благо прекрасно владею графическими пакетами, flash-программированием плюс замужем за прекрасным программистом, который может все и поддерживает меня во всем). При этом у нас в Институте именно я управляю всем процессом внедрения и сопровождения системы (следовательно и получаю, чуть что не так), а параллельно сражаюсь с теми, кто хочет все это прикрыть, кому невыгоден этот путь, при котором преподаватель становится лишь буфером...
Когда я привела своего старшего сына в 1 класс, его учительница сказала нам "Итак, дорогие родители, вы тоже еще раз пришли в 1 класс, и будете учиться вместе со своими детьми!" И несмотря на то, что у моего сына прекрасная память, нестандартное, цепкое мышление и много других достоинств, но учиться без нашей помощи он просто не может! При этом наша помощь иногда приносит вред (?), потому что мы не ругаем, а поддерживаем его, когда он высказывает нестандартную (пусть даже на первый взгляд "еретическую") идею, отстаивает свою точку зрения, когда он не согласен с учебником, когда находит там некорректные вопросы и прочее. В итоге самый способный (цитирую почти всех учителей) ученик в классе согласно отметкам - довольно средненький ребенок. Когда я сижу на родительских собраниях, я понимаю, что таких родителей, которые не вгоняют своего ребенка в сухие рамки, можно сосчитать на пальцах одной руки. Потому что главное наше мерило - это аттестат, и он должен быть красивеньким.
И это при том, что у нас достаточно прогрессивная учительница, которая не заставляет нас придерживаться этих рамок, и сама старается у них воспитывать умение самостоятельно извлекать знания из всего, что их окружает. И мы учимся в самом сильном классе, в котором проводятся все открытые уроки, ученики которого постоянно побеждают на всевозможных олимпиадах и конкурсах. Парадокс, но именно поэтому нашу учительницу строжайше проверяют на соответствие всем нормативам, которые рассчитаны на некий усредненный уровень!!!
Так кто же вырастет из этих 30 человек, которые 10-12 лет учились попадать в рамки? Из тех, кого ограничили жуткими требованиями к чистописанию, к количеству страничек в рефератах и к прочим подобным "радостям"?
А если конкретизировать ситуацию на белорусском примере... О чем говорить, если норматив для программ переподготовки на базе высшего образования для заочной формы обучения - не менее 600 ОЧНЫХ акад. часов!!! Знаете, сколько слез и пролила в подушку и сколько седых волос выдернула после неравного боя за право работать по учебному плану, в котором очных часов будет всего 160 из 1024? Мне просто-напросто сказали: "По нормативам так нельзя, а как надо, все равно никто не знает, и в ближайшее время ничего не изменится". И мне пришлось составлять бредовые, немыслимые учебные планы, чтобы их хотя бы утвердили, иначе я не смогла бы работать по программе. А в итоге я сижу и придумываю, как выкручиваться и составлять документы, чтоб было как лучше, а казалось "как надо".
Так что по земле тоже ходить надо. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Извините, что так эмоционально... Я еще раз хочу подчеркнуть: да, это будет хорошо, если люди научатся учиться, и будут делать это постоянно, и без лишних нянек. Возможно, вы видите некую более простую и быструю схему, по которой мы сейчас можем все - раз-два - и оказаться в светлом будущем. Тогда прошу вас, поделитесь ею, поскольку более благодарного слушателя и последователя подобной идеи вы вряд ли найдете.

Владимир Наумов комментирует...

Коллега Veselej!
Обучаемый учится сам, даже если его перед этим мотивировали розгами. У кого-то розги в руках, тот управляет процессом "учитСЯ", пусть и "через задние ворота".
У кого-то розги - в голове, тот также сам учитСЯ. А у кого-то - неодолимая жажда знаний.
На мой взгляд, учитСЯ лучше всего побуждает ситуация неопределенности в голове обучаемого. Опасаясь энтропии и хаоса, тот пытается эту неопределенность доопредилить до уровня, снижающего тревогу из-за неопределенности. Одни от этого учатСЯ не думать и не познавать, иные - наоборот, стучатся лбом в разверстую дверь хаоса.
Нежелание учиться - такой же продукт научения, как и страсть к познанию.
Кстати, познакомьтесь к концепцией французской группы JFEN (Группа новое французское образование). Потрясающую концепцию обучения на платформе анархизма разработали. На мой взгляд, наилучшим образом решают проблему "учитьСЯ". \Скажу по секрету, в свое время парочку е-курсов в этой традиции разработал (как автор и сценарист). Одним из этих курсов зело довольны и заказчики, и обучаемые\

разработка web разработка комментирует...

разработка предприятия разработка сайтов http://web-miheeff.ru разработка предприятия