Websoft

понедельник, апреля 28, 2008

Смешанное обучение может быть сугубо электронным?

Общим местом в сознании специалистов ДО стала мысль о наибольшей эффективности смешанного обучения по сравнению с чисто электронной и даже, у части из них, с чисто очным традиционным (мало активным) обучением.

Что же является отличительным признаком смешанного обучения?
На этот вопрос возможны два ответа:
1. чередование самостоятельной работы обучаемых с аудиторными занятиями, которые непосредственно проводит преподаватель, находящийся лицом к лицу с обучаемыми в пределах одной аудитории;
2. комбинирование асинхронных и синхронных учебных мероприятий в удаленном режиме.

Может ли считаться смешанным обучение, в котором самостоятельное освоение контента сочетается с синхронными вебинарами, видеоконференциями, онлайновыми индивидуальными или групповыми консультациями на платформе виртуального класса? А почему бы и не поразмышлять над этим!

Простейшая модель такого смешанного обучения может выглядеть, к примеру, так:
· Вводная on-line лекция, предшествующая самостоятельному изучению э-курса
· Он-лайн опрос и/или тестирование, имеющие целью выяснение базового уровня подготовки обучаемых и их потребностей
· Серия вебинаров, посвященных отдельным разделам или важнейшим содержательным аспектам курса
· Предъявление (презентация, защита) обучаемым(и) доклада, курсового проекта, решения кейса, результата выполнения задания (включая творческое)
· Индивидуальная поддержка и/или консультирование обучаемых в соответствии с заранее составленным расписанием
· Ответы на вопросы, дискуссии на платформе виртуального класса
· Предэкзаменационная консультация
· Итоговый круглый стол по результатам обучения и т.п.

Рис. Идет вебинар по теме "Обратная связь в электронных курсах"

В рамках подобной модели активно работает преподающий в режиме реального времени. Разница по сравнению с очным обучением здесь лишь в одном: он работает удаленно. Становится ли подобное обучение смешанным? Можно ли квалифицировать его как смешанное? Как считаете, коллеги?

6 комментариев:

Elena Lokteva комментирует...

А если часть учебного процесса проходит с оценкой тьютора (в синхронном или асинхронном режиме - неважно), а часть - в режиме полного самообучения, когда результаты учебной деятельности не контролируются - это можно считать смешанным обучением?

Или если часть учебной деятельности слушателя проходит во онлайновом взаимодействии с другими участниками группы (в которую - почему бы и нет? - может входить тьютор), а часть - во взаимодействии с электронным учебником - это может быть моделью смешанного обучения?

Я вполне серьезно спрашиваю... Чем больше я думаю о том, что такое смешанное обучение, тем больше чувствую, что с этим понятием все не так просто...

Владимир Наумов комментирует...

Ох, как я согласен с Вашей последенй репликой, Елена. Очень все непросто и не все осознанно, как следует.

Содержание двух первых абазцев, на мой взгляд, безусловно касается смешанного же обучения.
Вопрос же для меня в посте состоит в том, что является критериальным основанием для выделанния смешанной формы: синхронность или же соприсутствие обучающего и обучаемых в стенах одной аудитории, или ...?

Elena Lokteva комментирует...

А я что? Я ничего :) Я просто усложнила вопрос :))) Мне тоже хочется понять, что такое смешанное обучение :)))

Stefan Siewert комментирует...

Смешанное обучение - это, в моем понимании, сочетание электронных форм обучением с традиционных форм, с живым общением лицо к лицу. Живое обучение имеет свое преимущества. Как эмоциональное существо, очень много происходит, когда мы встречаемся. Технология не заменяет этого, но может очень сильно обогатить, содействовать и так далее. Поэтому чисто электронное обучение только успешно, когда люди имеют одинаковое понимание проблем, что бывает достаточно редко

Владимир Наумов комментирует...

Стефан, спасибо за однозначное выражение точки зрения.
Верно ли я понимаю, что в ситуациях,
1. когда преподаватель транслирует свою лекцию посредством web-камеры, по ходу и в конце этой лекции отвечает на вопросы слушателей
или
2. когда тьютор дает в синхронном режиме консультацию обучаемому, при этом они видят и слышат друг друга, нечто одновременно или попеременно рисуют на белой доске -
не являются, по-Вашему, ситуациями смешанного обучения?
Ведь здесь контакт непосредственный с точки зрения времени. А находится ли лектор со мной в одной аудитории или в разных помещениях, при наличии мгновенной связи, не является принципиальным - коммуникация же происходит напрямую

nina комментирует...

Нина Волгоград. Я попыталась однажды поучаствовать в создании совместной статьи с коллегами, находящимися в разных городах (по электронной почте), получилось плохо. Смешанное обучение обязательно должно предполагать общение в аудитории в любом виде: лекция это или дискуссия, или беседа. Обучающий и обучаемые должны быть уверенны, что общаются на одном языке, а затем "смешиваться" в виртуальном пространстве, подбирая материал для дальнейшего обсуждения образовательных тем (это о смешанном обучении)...