Websoft

понедельник, июня 02, 2008

Маленький дайджест "жалоб" e-learning'цев

На очных и дистанционных семинарах собираю обратную связь от участинков. На мой взгляд, целесообразно обнародовать некоторые мнения "рядовых" специалистов ДО. Здесь представлены отдельные из типичных высказываний тех, кто движет eLearning в относительно небольших компаниях (от 800 до нескольких тысяч человек персонала). Предварительно должен заявить: авторы приведенных ниже высказываний меньше всего похожи на кликушествующих жалобщиков. В действительности они полны энтузиазма и энергии, верят в ДО и преданны ему. Руки у них отнюдь не опустились... Они трезво оценивают ситуацию и делают свое дело. Тем ценее и объективнее их точки зрения.
  • Компании сейчас так сильно экономят на eLearning, что дискредитируют саму его идею.
  • Курсы на местах разрабатывают 1-2 человека, причем далеко не профессионалы.
  • Разработка качественного флешового электронного курса силами 1-2 человек практически невозможна. Одно спасение – использование средств ауторинга. Но с их помощью изготовить нужное количество хороших курсов 1-2 человека смогут лишь за несколько лет. Часто пока делаешь один курс – другие устаревают.
  • 1-2 разработчика курса не могут обладать на должном уровне всем комплексом необходимых компетенций для флешового курса.
  • 1-2 специалистов eLearning для его запуска, администрирования и осуществления систематического и полноценного обучения катастрофически мало.
  • Когда принимающие решения о запуске eLearning менеджеры насмотрятся на примеры высоко интерактивных мультимедийных курсов, они видят «хочу», но не могут и не знают, как им оценить «могу». Они не понимают трудозатрат и стоимости, необходимых для разработки по-настоящему эффективных курсов.
  • Хочу провести на учебном портале опрос 600 человек со свободным вводом ответа. Не знаю, справлюсь ли с обработкой результатов. Я ведь одна. Буду искать союзников среди HR-ов.
  • Российским менеджерам надо «вылить ушат холодной воды на голову», чтобы они поняли все сложность проблем и реальную цену ДО.

P.S. Надеюсь, что авторы приведенных выше реплик простят меня за то, что не упомянуты их имена. Меня оправдывает, впрочем, то, что под каждой из этих реплик могло бы стоять несколько подписей, столь близки по сути и по форме высказывания разных людей из разных стран СНГ.

5 комментариев:

Алла Доник комментирует...

Вопросы подняты, действительно, актуальные.
Недавно как раз проводили переговоры по нарушению технологий с одним коммерческим директором.
В любом другом процессе нарушение технологии производства значительно влияет на качество результата, а порой, вообще на его наличие (возьмите любой технологический процесс). А при внедрении ДО, считается возможным -это вычеркивать, это-не делать....
В, общем присоединяюсь!!!
Интересно было бы узнать мнение самих руководителей!

Владимир Наумов комментирует...

Про технологии Вы - не в бровь, а в глаз.
А вот донести эти и прочие вопросы до самих руководителей и получит обратную связь - еще одна просветительская задача :). Мы то с Вами и без этого поста про эти и подобные вопросы хорошо-о-о-о знаем.

Valery L Leontyev комментирует...

Подписываюсь под каждым пунктом :-)
Видимо есть какой-то особый эфир, по которому передаются основные мысли и их направления - сейчас как раз в эту минуту общаемся с потенциальным заказчиком "самоделом" по разработке курсов :-), проблемы и вопросы одни и теже.
Тут есть еще один аспект, который у нас в России не принято поднимать и обсуждать - возврат инвестиций, т.е. вложили в e-learning рупь, получили два, или наоборот сэкономили полтора.
Об этом и на конференциях говориться мало и также мало специалистов по методикам расчета возврата инвестиций. Знаю, что г-н Печенкин занимается этим вопросом плотно. Себя я кстати тоже причислю к ряду людей, не вполне владеющих вопросом .
Соответственно руководители компаний, не видя доходной части или экономии от внедрения e-learning, а видя только расходную часть (зачастую весьма солидную) не очень охотно идут на "правильные" шаги и адекватные расходы, а предпочитают делать все «на коленке» и «малой кровью».

Алла Доник комментирует...

Мы, в итоге пришли к технологии, которая либо совмешает ДО и очную форму и заканчивается практическими проектами, экономический эффект от которых конкретен. Либо SMART проекты (или задачи) реализуются после ДО. Бизне-результат есть всегда. Можно посчитать экономическую выгоду и оценить эффективность проведенного обучения.
Еще тонкость: обучение должно быть системным!

Владимир Наумов комментирует...

Алла, абсолютно с Вами согласен. Очень интересен постобразовательный SMART! По-моему, прекрасное решение.

Не могли бы Вы поделиться, сколько специалистов у вас задействовано при совмещении очной и дистанционной форм? Сколько их нужно, чтобы обучение стало системным?