Websoft

понедельник, июля 14, 2008

Тезизы об эмоциях в электронных курсах

1. Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия (а таже блокирует их).

2. Эмоция в обучении требует неопределенности, непредсказуемости, ответственного выбора, игры, соревновательности. Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями.

3. В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами курса (объектами медиа) ― изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными жизненными потребностями. Нас Бабой-Ягой не испугать!
Регулярное возникновение нужной эмоции в ответ на конкретные медиа объекты (включая интеракции с контентом) способствуют достижению учебной цели или отторжению от нее.

4. Основной закон эмоций в контексте e-learning.
Высокая вероятность того, что цель курса или его фрагмента будут достигнуты вызывает положительные эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.).

В этом контексте уместно коснуться вопроса о пресловутом проходном балле курса. Вероятность его достижения эмоционально устроит обучаемоего, если будет не ниже 50-70%. Менее высокая вероятность успешности работы с курсом вызовет у большинства аудитории эмоциональное отторжение от него. Для того чтобы здесь отличить более или менее успешных обучаемых целеосообразно прибегать к рейтингам успешности прохождения курса группой. Например, закончившими курс успешно будет считаться та часть группы (скажем, 60 или 70% обучаемых), которая показала наивысшие результаты.

5. Условия позитивного эмоционального отношения к курсу.
- «попадание» в адресную аудиторию. Знание целевой аудитории позволяет создать такой курс, вероятность удовлетворения образовательных потребностей которой и, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
- обучение должно быть посильным для пользователей, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции. Чрезмерно сложный или слишком примитивный для конкретной аудитории учебный материал вызовет эмоциональное отторжение от него;
- обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели и решению учебой задачи даже в случае совершения ошибки.
- итоговому контролю должно предшествовать необходимое и достаточное количество тренировочных упражнений и заданий на самопроверку, аналогичных по содержанию и форме контрольным. В противном случае итоговый контроль будет носить для обучаемого чрезмерно стрессовый характер.
Говоря грубо: качественно сделанный курс скорее всего способен вызвать позитивное эмоциональное отношение к себе (при прочих оптимальных условиях, напр., при правильной организации обучения).

6. Переживание негативных эмоций по поводу учебного контента безопасно и целесообразно! Оно призвано научить управлять негативными переживаниями в безопасной форме и, таким образом, минимизировать негативные последствия отрицательных переживания в реальной жизни, подготовить к противостоянию отрицательным явлениям вовне и чувствам внутри человека.
Даже сюжеты детских сказок строятся на конфликте позитива и негатива. И ничего! Не лезем же мы на сцену бить моду Отелло, когда тот ради услады нашей души душит Дездемону.
Прятать голову в песок при обучении взрослых – следствие наивного прочтения модной переводной литературы. На деле суть позитивного отношения ко всему и вся состоит в том, что негативные переживания суть защитная реакция на негатив вне и изутри пределов человеческой кожи. Не такие уж они отрицательные! Умение извлекать из негатива позитивные уроки – основа процесса адаптации. Неумение работать с негативом делает человека безоружным перед лицом зла.

7. Наконец, без отрицательного отношения к положительному (положительное = имеющее место в реальности здесь и сейчас, отрицательное – то, что приходит положительному на смену) невозможны ни креативность и развитие персонала, ни талант-менеджмент, ни творческий менеджмент сам по себе.

25 комментариев:

lern21 комментирует...

Эмоции в обучении играют важную роль.
Приятно видеть обращение к этой теме.
Но хотелось бы сделать замечания к вашим тезисам.

1 Определение "эмоции" лучше вообще не приводить, чем приводить в таком виде.
"Эмоция переживается как чувство"
Чувство -любовь. Эмоция - страх.
Чувство - сложный комплекс эмоций.
Эмоция организует мышление?
Вы от чтения никогда не смеялись?

Что от куда? Мышление от эмоции или эмоция от мышления?

2. Эмоция в условиях неопределённости может возникнуть.
Второе предложение не верно.
Инстинкты и рефлексы - в лесу могут быть? Там неопределенность.
Задача управления эмоциями - зачем она?

3. эмоции и образы? Или потребности. Вы наверное захотите взрослого вывести на внутреннею мотивацию? Ее образной - карамельной - эмоцией не обеспечить.
Надо что-то по глубже. Именно "реальными жизненными потребностями".
4. Фрагмент - положительные эмоции?
К чему это? Тем более
на основной закон не тянет.
5 этот пункт относиться к "потоку"-flow. Но тогда надо точнее его выводить. Не посильный, а чуть выше сил. И т.д.
6.Негатив нужен, но понятно откуда он здесь. Позитив виден на основе негатива. Но здесь не надо так : позитив-негатив. Увлеченность - эмоциональное состояние? Что там? Плюс? Минус?
7."Наконец, без отрицательного отношения к положительному" и тут же креативность: что-то тут напутано. Творчество и обучение разные процессы. Зачем их здесь путать

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый lern21!
Прежде всего примите благодарность за серьезный подход к посту. Небольшая реакция на Ваши комменты.

1. Эмоция, ежели она действительно осознается, субъективно воспринимается как чувство, все из которых можно свести к 3-м фундаментальным эмоциям: удовольствие, агрессия, страх. Все наши действия и прочие придумки про чувства и переживания - проявления этих 3-х эмоций, будь то любовь или иллюзия оргазма от контакта с космосом.
Это 3 эмоции или блокируют или включают все остальные псих-процеессы, действуя подобно триггеру. Эмоция - это триггер в пределах человеческой кожи в момент времени x.

2. Одни граждане в условиях неопределенности (в том же лесу) включают инстинкты, другие = эмоции (например, страх-панику, агрессию как стимулятор поисковой активности и т.п.). В обучении главное - не включать паники (страха) старанинями обучаЮЩих... :)

3. Когда человек учится - у него имеют место эмоции по поводу того, что он делает. В ином случае речь идет не об обучении, а о высокой степени невротизации из-за реальных житейских проблем, отвлекающих от обучения. Увы, и такое имеет место, к счастью, в бизнес-обучении, по моим наблюдениям, раз в 8-10 реже, чем в академическом.

4-6. ... (опущено за-здесь-ненадобностью)

7. Есть разные типы обучения, например,
- дрессировка - здесь творчество не поощряется и, напротив, пресекается батогами;
- обучение как фактор поддрежки и иницирования личностного развития и креатива.
Я ничего не путаю?

Анонимный комментирует...

Бабушкин Эдуард пишет
Владимр, знаю несколько исследований, связанных с восприятием фильмов. Эмоции там замерялись по КГР (кожно-гальваническая реакиция). И я с этим в общем согласен. Фактически речь идет об уровне стресса. Также знаю исследования уровня стресса в ситуации экзамена. Тоже по КГР
Поэтому:
1) можете ли Вы принять в данном случае под эмоцией показатель КГР?
2) знаете ли пример исследований, связанные с влиянием эмоций на степень успешности прохождения учебного курса. Не обязательно дистанционного

Владимир Наумов комментирует...

Да, Эдуард, есть исследования по фильмам, включая учебные, не только по КГР, но и энцифалограммам мозга, томографии ядерной и резонансной и др. методам. В студенчестве и чуть позже сам был подопытным в таких исследованиях.
Показатели этих исследований могут служить отчасти основой для изучения эмоционального реагирования. Честно говоря, сейчас пытась найти и изучить данные по этому вопросу.
Дело, однако, не в нейро- и психо-физиологич. исследованиях (которые пока не дают однозначных результатов и не скоро, видно, дадут). Дело в организации обучения и наблюдения за ним и его результатами с целью получения неких данных в контексте эмоцийональной ипостаси обучения. Где такое у нас делается, не знаете? Здесь и без датчиков многое понять можно. Данные-то датчиков без такого наблюдения все равно не интерпертировать

Анонимный комментирует...

Бабушкин
Ну подобным Бехтера занималась, царство ей небесное. Остальное я читал только западные исследования. И про томографию мозга тоже читал только западные исследования.
Навскидку не скажу, но если нарою ссылку, то скину.
исследования психофизиологии позволяют, на мой взгляд, решить несколько принципиальных задач.
Если мы принимаем утверждение, что негативная эмоция - это хорошо, то:
1) какова максимальная продолжительность негативной эмоции в обучении может быть. Где тот уровень после которого влияние негативной эмоции идет во вред обучаемому?
2) какое чередование эмоциональных стимулов должно быть?
3) как чередование и величина эмоциональных стимулов влияет на учеников с различными типами нервной системы?
В предыдущих статьях блога уже ставились эти вопросы, просто хочу 1) заострить на этом момент 2) попытаться выйти на конкретные методические указания при создания курсов

Владимир Наумов комментирует...

Данные об инструментальных исследованиях проще всего начинать искать в обычных учебниках по психофизиологии и дифференциальной психолологии, а также и когнитивной. Есть очень свежие отечественные издания.

Касательно хорошести отрицательных эмоций в обучении: на мой вкус, они нужны для того, чтобы а) вызвать нужное отношение к отрицательным явлениям, этакий катарсис \Напр., курсы по противодействию мошенничеству, по проверке кредитной истории клиентов службой безопасности банка\, б) научиться пользоваться и управлять ими при имитациях, например, конфликтов в коллективе, рекламаций клиентов и стычек с ними, в) для профилактики неверных действий, г) для "выпускания" пара в безопасных обстоятельствах и изживания негатива внутри себя путем переживания негативной эмоции (по типу: выплеснул гнев - и полегчало).
Кое-что из того, как это делать методически, уже известно. Как часто должны "негативы" употребляться? В какой пропорции с позитивом? Когда и какой интенсивности отрицательная эмоция хороша? Очевидно одно: когда соответствует цели курса (обучения) и способствует ее достижению в конструктивном духе. "Правильных" законченных ответов на поставленные Вами, Эдуард, вопросы у меня нет :(

P.S. Кейс, коллеги: Какие эмоции по отношению 1) к себе и 2) к Эдуарду вызывает у меня неспособность оперативно ответить на поставленные им в комменте вопросы? :)

lern21 комментирует...

"1. Эмоция ... удовольствие, агрессия, страх. Все наши действия и прочие придумки про чувства и переживания - проявления этих 3-х эмоций,@

Я думаю, что упрощение понятия эмоция для процесса обучения не очень подходит. Понятие базовых эмоций очень спорно и имеет смысл только для визуального анализа и то без особого результата.

Если эмоции смотреть удовольствие-неудовольствие - то точно можно все свести к павловской собаке и остановиться на нижнем уровне.
Все сложнее.




"2 В обучении главное - не включать паники (страха) старанинями обучаЮЩих... :)"

В игрушках паника и страх имеют место быть? Это ничему не мешает, а эмоциональную насыщенность дает.

Надо отходить от отдельных эмоций, а смотреть комплексно, через понятие experience.


"3. Когда человек учится - у него имеют место эмоции по поводу того, что он делает."

Опять : ваша цель какая?
1)Сделать чтобы все было в удовольствие?
2) обеспечить наилучшее аффективное состояние обучаемого для достижения учебных результатов.

Если 2) то вы сразу уйдете от отдельных смешков и слез к комплексу переживаний, среди которых окажутся не только висцеральные, но и рефлексивные и социальные.


"7. Есть разные типы обучения, например,
- обучение как фактор поддрежки и иницирования личностного развития и креатива."

Такое обучение существует в природе, но вы никак его не реализуете электронным эл-эм-эс -ным способом. Даже для f2f это далеко не всегда получается.

Владимир Наумов комментирует...

7. Жаль, уважаемый, lern21, что Вам не приходилось видеть курсов под LMS, способных не только дрессировать, но и работать с эмоциями и даже с креативом. Предполагаю, что этот пробел стоит ликидировать последующими постами в этом блоге. Врочем, и в старых постах об этом кое-что говорилось.

1. Не первый год интересуюсь темой эмоций и знакомился с доброй полудюжиной теорий, им посвященной. Не путайте, плз, три фундаметальных эмоции глубинной психологии с павловско-бихевиоральным подходом, впрочем, не менее уважаемым, чем любой иной.

3. Совершенно согласен с вашим пунктом 3 и мыслями из Вашего поста в livejournal: "эмоция много сложнее чем "+"или "-". И роль ее в образовании сложнее.
Можно посмеяться над картинкой в контенте, это будет хорошая эмоция - но что с того" +, в целом, пунктами 2-4 из него же

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Анонимный комментирует...

Бабушкин Эдуард пишет
Небольшая ремарка.
Вспомнилось как сам тренировал реакцию, память и т.п. психические функции в спортивном центре на ... забыл как называется монитор, реагирующий на прикосновение((...

Вот... к пальцам цеплялся провод для удара током)))
Владимир, не обсуждали идею применения такого метода подкрепления в электронных курсах?)))

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Эдуард, на страницах этого блога я уже предлагал использовать токопроводящую мышь, чтобы в момент клика по неверному ответу обучающийся получал удар током.

Однако это была всё же шутка, а не рацпредложение.

lern21 комментирует...

"Не путайте, плз, три фундаметальных эмоции"

Я поддерживаю : " Базовым эмоциям в психологии не больше места, чем базовым животным в зоологии и базовым болезням в медицине". Averill,1994.

Владимир Наумов комментирует...

Откройте тайну, как люди и животные проводят фундаментальное различие "что такое хорошо и что такое плохо" для них лично

Анонимный комментирует...

Бабушкин Эдуард делает рацпредложение. Вместо шутки)
Хорошо, если электроток вам жалко, предлагаю рацпредложение.
На основе методики советского психолога Эткинда. Он использовал цвета Лющера (наверняка знаете этот тест) для выражения счеловеком своего отношения к происходящему. Сначала располагал цвета от натиболее приятного до наминее приятного, а затем, например, присваивал каждому человеку в коллективе определенный цвет. Так мерялось например уровень эмоционального напряжения в коллктиве.
Но я это к другому. Можно давать Люшер перед прохождением курса, а в процессе прохождения курса подкреплять усвоение или, к примеру, прохождение контрольных тестов не просто уровнем правильных ответов, но и цветом....
Суть идеи в том, что обучаемый получает обратную связь "своими" цветами... Можно возразить, что предпочтения цветов каждый раз может быть разное в зависимости от настроения. Но и процедуру выбора можно каждый раз при заходе в курс сделать. Она занимает 1-2 минуты...
*технически это возможно вполне. В некоторых психологических прогах так уже делали.
Коллеги, Владимир, Андрей, откомментите?

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Эдуард, можно, только осторожно.

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

… чтобы не свести обучающихся с ума, а то отправятся гуськом в кабинет директора признаваться в краже скрепок у компании.
:)

Анонимный комментирует...

Элтон Мэйо начал с эксперимантов с освещенностью рабочего места, но в итоге сформулировал определенные законы в области управления персоналом.
И полиграф я сам дюже терпеть не могу
Э.Б.

lern21 комментирует...

"Откройте тайну, как люди и животные проводят фундаментальное различие "что такое хорошо и что такое плохо" для них лично"

А разве кто-то знает "что такое хорошо и что такое плохо" для них лично"?

Вы идете по улице. Вдруг хлопок над ухом. Вы пугаетесь и отскакиваете в сторону. Эмоция страха помогла вам до момента включения мышления.


Однако не все так просто.
Альпинист взбирается на крутой склон.Страх высоты требует от него остановиться. У него усталость от подъема - эмоция требует слезть.Тут еще и кислорода нет. И холодно.

Короче все эмоции говорят, что это состояние плохо для него.

Но альпинист счастлив.
И потом снова полезет в гору.

Надо сказать, что каждый из нас лезет на свою гору.

Так что такое хорошо и что такое плохо?

Владимир Наумов комментирует...

Эмоция - это субъективное переживание (включая и смысл собственных действий), связанное с вероятностью удовлетоврения потребности. Уж коль есть у альпиниста потребность взять вершину, то страх, злость, разочарование и прочие "негативы" могут удовлетоврению этой потребности поспособствовать (и способствуют), сигнализируя об опасностях, минимизуруя т.обр. вероятность совершения препятствующих удовлетоврению потребности шагов, мобилизуя энергию ресурсов человека, которые перенаправляются на удовлетворение доминирующей потребности. Это и есть хорошо - Наличие Потребности.

Потому-то дозированные негативные эмоции по поводу контента полезны и невинно-безопасны :). У альпинистов, саперов и пр. они не столь безобидны :(

Анонимный комментирует...

Владимир! Правильно ли в посте про эмоции вести себя без негативных эмоций? Или надо обязательно выражать эти эмоции, чтобы эта дискуссия запомнилась надолго?
Э.Б.

Владимир Наумов комментирует...

Неправильно, конечно! Задавленная эмоция - путь к невротизации. Выражайте на здоровье, что накипело. Впрочем, молчание тоже бывает радостным или агрессивным, если публика рядом :)

lern21 комментирует...

Потребность лезть в гору?
Несмотря на эмоции.
Все не так.
Во-первых, нет такой "домирующей потребности".
Во-вторых, именно из-за эмоций сопровождающих лазанье в гору они делают это.

Двухмерной ЛМСе наверное и диктует плоский двумерный взгляд на эмоции.

Наполнение электронного обучения настоящими эмоциями требует другой среды и другого подхода.

Владимир Наумов комментирует...

Возможно, уважаемый, Вам виднее и Ваш взгляд на корреляцию потребности(цель)/эмоции круче и просвещеннее нашего (равно как и на эмоции в целом. Вы по кому, кстати, на эмоции учились и сколько лет?). Надеюсь когда-нибудь и с Вашей помощью, лицезреть минимум 3-хмерный (3D?, n-мерный) взгляд на эмоции, ну, хоть кусочек.
Похоже, у Вас есть решения поинтереснее ЛМСных? Приоткройте тайну, не томите!

Алексей Корольков комментирует...

Владимир,
коллега lern21, если судить по его блогу (http://lern21.livejournal.com/) очень увлечен вирутальными мирами и считает их реальными инструментами электронного обучения в 21 веке. Может они и прав - время покажет. По его мнению LMS это из 19 века, а их производители и продавцы что-то вроде торговцев индейским зельем из рассказов О. Генри, которые морочат честным людям головы :)

Владимир Наумов комментирует...

Вот я и хочу понять, чем эмоции виртуальных миров отличаются от средневековых, древнеегипетских, тургеневских или ЛМСных. В контексте обучения, разумеется