Websoft

вторник, июля 08, 2008

Об использовании негативных эмоционально ярких образов

От использования негативных эмоционально ярких образов желательно воздерживаться.

Может показаться эффективным, продемонстрировать неправильное поведение с демонстрацией ужасающих последствий, но это не так. Тактика запугивания не приносит ожидаемых результатов.

В прошлом посте я убеждал, что наказание — бессмысленно. Так вот, тактика запугивания столь же бессмысленна, поскольку представляет собой наказание за ещё несовершённый проступок. В числе пациентов Милтона Эриксона был молодой человек, которого, когда тот был ещё ребёнком, родители запугивали последствиями, если он будет «делать это» с девочками. Догадываетесь, что привело этого юношу к психотерапевту? Правильно, когда он вырос, то стал «делать это» с мальчиками.

3 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Не думаю, что все здесь просто и однозначно.
Прежде всего так называемые негативные эмоции не столь уж негативны. Они спасают человека (равно как и животных) от опрометчивых шагов. К примеру, нас пугают некомфортной загробной жизнью в аду за прегрешения. Традиционно курсы по технике безопасности базируются на страхе за жизнь и здоровье. Банковские продукты по борьбе с мошенничестовом и фальшивомонетчиками ссылаются на статьи УК с его санкциями. Нарушение распорядка дня или технологической дисциплины, пьянстово на работе или простое хамство клиенту трубуют поощрения? Более того, любой креатив возникает на базе недовольства имеющим место, достигнутым, консерватизмом оппонентов.
Мда, тут есть над чем голову поломать...

Владимир Наумов комментирует...

Кстати, Андрей, а не является ли невинным образчиком запугивания Ваш пример с мальчиком? Мол, к психотерапевту попадете (ребенка на гейство обречете), если... Та же тактика наказания за еще несовершенное деяние :)

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Вы правы, Владимир, не всё однозначно. Вообще, однозначное понимание и формальное следование правилам и инструкциям чаще всего приводит к большим ошибкам.

Для многих запугивать просто, привычно и привлекательно. Есть иллюзия, что запугивание эффективно и что достаточно запретить поступать плохо и люди начнут поступать хорошо. Нужно прикладывать усилия для противостояния этой иллюзии, направляя творческую активность на формирование позитивных образов и эмоциональное подкрепление желаемого поведения.

Правила техники безопасности можно и должно формулировать в позитивном ключе. Обратное — результат психологической безграмотности.

Иногда подобная безграмотность стоит людям жизни. Вот хрестоматийный пример из книги К. Тойча «Второе рождение»: отмена публикаций в открытой прессе штата Мичиган прогнозов на праздничные дни о количестве жертв ДТП заметно снизила количество жертв в ближайший праздник — День Независимости 4 июля 1954. А сколько жизней можно было бы сохранить, если бы эти прогнозы, играющие скорее роль внушения, никогда не публиковались? Тут есть над чем голову поломать…