Websoft

суббота, августа 30, 2008

Стилей обучения не существует??

Для тех кто может посмотреть и понять видео на английском - весьма убедительная аргументация в пользу того, что преподавателям и разработчикам курсов не нужно приспосабливать к индивидуальному стилю обучения учебные материалы и программы обучения. А точнее индивидуальные стили обучения - красивая концепция с КПД близким к нулевому. Это видео снял профессор Daniel T Willingham из университета штата Вирджиния. Найдено тут.

Основная идея (пересказ) - возможно аудиалы, визуали и кинестетики и существуют, но поскольку в классе учат в основном понятием и концепциям, то их изложение в визуальной или аудио форме будет одинаково эффективным или неэффективным для всех групп учащихся. Визуальное представление весьма полезно для восприятия визуальной информации (в ролике приводится пример запоминания очертаний границ государств на карте мира), но выиграют от него все обучаемые, не зависимо от их "стиля". Ни один из проводившихся экспериментов не показал предсказанного теорией улучшения восприятия и запоминания понятий для визуалов при показе им этих понятий в виде картинок, и для аудиалов при прослушивании тех же понятий устно.

Звучит убедительно и если это правда, то прямой вывод для разработчиков e-learning - совсем не обязательно дублировать текст звуком. Основной аргумент для озвучивания курсов так, чтобы текст на слайде полностью повторялся голосом в том, что визуалы лучше воспринимают с экрана, а аудиалы с голоса. Я всегда в этом немного сомневался, а сейчас получил некоторое подтверждение моих собственных мыслей. Что думаете??

3 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

А. Думаю, что все эти дигиталы, визуалы и прочие существуют \во многом это подтверждают физиологи\, но в трех измерениях:
1. Восприятие информации
2. Обработка ее
3. Выдача инофрмации.
Т.е. субъект может воспринимать инфу как визуал, обрабатывать дигитально, а выдавать наружу, действуя аудиально или кинестетически (танец\пантомима на тему "Охота на мамонта", к примеру).

Б. Невозможно пользоваться длительное время только одним каналом информации. Видимо, сколько-то единиц времени работает аудио, какое-то время видео, затем кинестетический и т.д. канал, и их чередование может составлять весьма причудливый "узор".

В. Природа дала нам (в норме) все каналы. И доминирование одного над другим, не говоря уже об отсутствии работы одного из них напрочь, ограничивает человека (вплоть до болезни).

Г. Имеются факты (гениальная работа Мещерякова-Ильенкова в Загорском детском доме), когда слепоглухонемые от рождения люди вполне успешно обходились на входе двумя каналами восприятия (кинестетическим и дигитальным)и всеми четырьмя на выходе (говорили на одном и более языках и писали, рисовали схемы).

Д. При преподавании, в том числе и электронном, контенту следует порционно чередовать все каналы при подаче материала и требовать работы всех каналов со стороны обучаемых. Безобидные методики для этого существуют и вполне просты для применения людьми без психологической и психо- и нейрофизиологической подготовки. Но только когда речь идет об образовании и корректной методике. Здесь нужно иметь в виду, что работа с каналами - это интервенция в область бессознательного, которая требует особых компетенций и особой техники безопасности. Доказательства? Мы уже научили тысячи продавцов и даже менеджеров техникам NLP :) Ура!

Е. В терминах каналов восприятия развитие состоит в умении их использовать к месту и разнообразить/чередовать ради стереоскопичности восприятия, анализа и выдачи данных. В каждой из сфер деятельности комбинации этих каналов дают своеобразные ментальный шаблоны. Чем меньше задействованных каналов и беднее их комбинации (шаблоны), тем больше человек нуждается в развитии и обучении, тем труднее последние ему даются.

P.S. Про озвучивание\неозвучивание текстов. Неважно, в каком виде подан текст. Важно, какие каналы он будит при восприятии, обработке и воспризведении информации. На это и надо работать при обучении, формируя, к примеру, шаблоны желательного поведения при оказании, к примеру, банковских услуг. И при этом не забывать, что любая информация, невзирая на модальность, получает еще и оценку (хорошо плохо, приятно/неприятно, мое/чужое). А вот перевод из модальности в модальность на оценку влияет: пришла женщина: визуально отталкивающая \сексуально привлекательная\ - пахнет как прелая листва \благоухает\ - дигатально - теща олигарха и владелица акций \бездомная и безденежная выпускница Плехановской академии\

Каллиников Павел комментирует...

>>Звучит убедительно и если это правда, то прямой вывод для разработчиков e-learning - совсем не обязательно дублировать текст звуком. Основной аргумент для озвучивания курсов так, чтобы текст на слайде полностью повторялся голосом в том, что визуалы лучше воспринимают с экрана, а аудиалы с голоса. Я всегда в этом немного сомневался, а сейчас получил некоторое подтверждение моих собственных мыслей. Что думаете??

Таки есть правда на свете :)

Владимир Наумов комментирует...

Что устная, что письменная речь не сложно организовать так, что ни смогут повлиять на любой из каналов восприятия. Звуковыми же сигналами лучше всего сопровождать, ИМХО, динамические изображения, не дублируя при этом устной речи письменной.