Websoft

вторник, августа 05, 2008

Замешательство как элемент познавательного процесса

В этом есть некий парадокс, считается, что электронный курс должен разъяснять, предоставляя предназначенную для усвоения информацию. Однако человек по своей природе стремится к балансу в понимании и, как правило, приступая к изучению электронного курса уже находится в информационно сбалансированном состоянии. Если обучение начинается с пополнения багажа знаний обучающегося, баланс нарушается, создавая дискомфорт и отторжение дополнительной информации как средство сохранения имеющего баланса. Проявления этого «сопротивления» весьма различны: от скуки и апатии до агрессии по любому удачно подвернувшемуся поводу.

Удачным методическим ходом является первоначальное создание внутреннего информационного дисбаланса, который можно считать одной из форм замешательства. В этом случае у обучающегося появляется информационный «разрыв», который он получает шанс восстановить, изучая курс.

Средства создания замешательства: специальное построение текста курса с учетом описанной выше концепции; практические и тестовые задания; традиционные и видео-кейсы.
Замешательство также возникнет, если, например, программно развернуть изображение на 180º :) Однако нас интересует создание таких форм замешательства, которые могут быть преодолены изучением материала курса.

3 комментария:

Алексей Корольков комментирует...

Можно еще сказать что правильный ответ - неправильный. Для знающего человека это точно будет замешательство. А потом выпустить на экран персонажа с хитрой рожей и словами "Это я пошутил..."

Владимир Наумов комментирует...

На Западе такое обучение взрослых, чаще всего его называют "провокативным" или "обучением через разрыв" - дело банальное и привычное. А японцы любят доводить его и до уровня стресса (ср. с нашим якобы стресс-интервью в рекрутинге). Годится не всюду. Наименее применимо в так называемых продуктовых курсах, за исключением разного рода обучающих упражнений и контрольных тестов в них.

Анонимный комментирует...

Эти методы и в обычных школах освоены, причем на очень искуссном уровне (для подготовки олимпиадников))))
К примеру, чтобы заинтересовать 8-ми классников решать олимпиадные задачки по математике, один очень известный преподаватель предлагал решать задачки вроде этой:
Дано:
S=1-1+1-1+1-1+...
Д-ть:
S=1/2

После того, как преподаватель показывал решение школьники прилежно ходили на его дополнительные занятия (тот, кто умудрялся самостоятельно решить-ходили абсолютно на все уроки).

С уважением,
Дорн Юрий