Websoft

понедельник, сентября 01, 2008

Внутренние противоречия е-курса и их компромиссные решения

Поиски условий, обеспечивающих эффективность электронных курсов изнутри, поставили перед рядом вопросов и противоречий:
Выявленные противоречия:
1. Чем меньше курс по объему и короче по продолжительности (речь идет о курсах «длиной» в 10-30 минут), тем успешнее усваивается материал. Тем меньше интеракций с контентом требуется (!).
Однако не все курсы могут быть краткими. Есть весьма сложные продукты, процессы, программное обеспечение и т.д., требующие немалого времени и усилий от обучаемых.
2. Чем сложнее и объемнее курс, тем больше интерактивности (включая корректирующую обратную связь) и разных видов контроля он требует для надежного усвоения материала сотрудниками
3. Чем объемнее материал для усвоения, тем меньший объем информации на одном слайде, тем меньше ссылок на нем должно содержаться. Таким образом, увеличивается число слайдов.
4. Чтобы инструкция, как действовать, из теории перешла в практику (т.е. знание трансформировалось в умение и, тем более, автоматизированный навык), обучаемый должен выполнять (действовать) эту инструкцию десятки раз(!). Следовательно, навыковые курсы к каждому теоретическому описанию действий должны иметь десятки тренировочных упражнений?
5. Чтобы гарантировать успешное овладение материалом, организация учебного процесса подразумевает обеспечение обучаемому соответствующих условий. Создание же комфортных условий для обучения может войти в противоречие с производственной деятельностью.

Видимо, ослабить давление этих противоречий можно лишь путем компромисса. Иначе придется готовить персонал к освоению сложных продуктов с отрывам от производства + организовывать производственную практику.
Возможные компромиссы
• Членить большой материал на отдельные курсы
• Если это невозможно, четко делить курс на модули с контрольным тестированием в конце каждого из них
• Не переходить к следующему модулю, пока предыдущий не усвоен
• Давать свободный доступ к информации, которая является базовой для изучения текущего продукта, процесса
• Организовать учебный процесс так, чтобы у обучаемого были время и условия для успешного обучения
• Комбинировать электронное обучения с очным, тьюторингом, наставничеством, формальным и неформальным обучением на рабочем месте. Итоговый контроль умений и навыков вынести из учебной аудитории на производство

Возможно ли достижение подобных компромиссов не «теоретически», а на деле?

Комментариев нет: