Websoft

суббота, октября 04, 2008

О коробочных курсах

Посмотрел на Training Expo на очередную активность по выводу на рынок новых "коробочных" электронных курсов и задумался - почему же их (коробочные курсы) так мало покупают. Например, CSSETrain сделало библиотеку "коробочных" курсов для банков, но я не видел их ни у одного из наших банковских клиентов (а их у нас более 50). И это не единственный пример проектов по контенту, который мне известен. Мы уже достаточно давно не расширяем свою библиотеку из 60 курсов, т.к. не очевиден спрос клиентов на этот продукт.

Давайте посмотрим на мировую тенденцию - ожидаемый годовой оборот в 2008 мирового монстра этого бизнеса Skillsoft (объединившего 3 лидирующих компании SkillSoft, Netg и SmartForce) и предлагающего по всему миру более 6.000 курсов составит (по прогнозу) $335 миллионов долларов. Если подсчитать долю от общего объема рынка в $13.2 миллиарда долларов (по оценке самого SkillSoft) то это всего навсего 2.5% рынка. Сущие копейки.

Понятно почему курсы Skillsoft плохо покупают в России - рынок привык к другим ценам и нет учета специфики страны, но в Штатах то другой уровень цен на e-learning решения и примеры в курсах для них вполнен аутентичные.Чего то не хватает. Учета корпоративной специфики, отраслевой специализации, гибкости в конфигурировании?

8 комментариев:

A.Kalmykov комментирует...

Чем-то напоминает ситуацию с автоматизацией в конце 80х-начале 90х годов, когда под каждую конторку писался "свой склад", "своя зарплата" и т.д. Может быть, дело просто в зрелости рынка? Ну потребовалось на нашем рынке софта 20 лет, чтобы плюсом системы стали считаться независимость от узкого круга разработчиков, стандартность интерфейсов, преемственность решений и т.д. - даже в ущерб "индивидуальному пошиву" и вкусовым изыскам заказчика? И ведь даже не особо дешевле это для закзчика (т.е. стоимость владения стандартизированной системой в длительной перспективе, конечно, ниже - но считают, по моему опыту, все же бюджет на момент приобретения и в лучшем случае затраты на поддержку и развитие на год-другой).

Вопрос в развитие темы - а видеокурсы и тренинги продаются? На той же выставке их было полно. Но вот лично для меня крайне тяжело что-то вынести из видео-курса, если он не помещен в мультимедийную оболочку - т.е. нет возможности из меню перейти от темы к теме, получить дополнительные текстовые материалы, слайды и т.п.
Не думаю, что выбор именно видеоформата обоснован технологическо-маркетинговыми обоснованиями - количество компьютеров у целевой аудитории, думаю, превышает количество DVD проигрывателей.

А видеокурсы все же делаются - значит, это кому-нибудь нужно?

Алексей Корольков комментирует...

Алексей,
у нас - все понятно, рынок не развит. Но к Штатам это утверждение не очень применимо, но тем не менее доля рынка (в деньгах очень мала).

А насчет того, что у нас продается - тренинги за 200.000 рублей за день тоже неплохо идут :)

Виталий комментирует...

Курсы Skillsoft не покупают, потому что они отвратительно (сорри, это наиболее точное определение) локализованы, и не поддаются кастомизации.

Алексей Корольков комментирует...

Виталий,
а есть коробочные курсы поддающиеся кастмизации? Их практически никогда не делают с помощью авторских средств.

Виталий комментирует...

Алексей, ваши курсы например:)

Алексей Корольков комментирует...

Виталий,
наши, к сожалению, тоже не все - большая их часть сделана в Courselab условной версии 0, соответственно переделать их в текущей версии редактора сложно без особенных ухищрений.

Владимир Наумов комментирует...

Вспомнились некоторые коробочные продукты для начальной и средней школы:
- разошлись тиражами в тысячи и десятки тысяч экземпляров
- некоторые из них разрабатывались и вышли на рынок 9-10 лет назад и продаются до сих пор
- курсы создавались в средстве авторской разработки
- курсы "кастомизированы" под а)школы нескольких государств СНГ и даже варианты учебных программ в отдельных из них, под разные учебники школьного курса, б) самостоятельную работу детей, в) под родителей.
Более того, организация учебного материала в них позволяет на местах осуществлять "кастомизацию" самим потребителем
г) продукты работают линейно или адаптивно - в зависимости от желания пользователей
д) продукты рассчитаны на эксплуатацию от 1-года до 4-5 лет, некоторые из них могут использоваться 2-5 раз в недели, а практически - ежедневно как в стенах школы, так и дома.

Первые DOS'овские версии этих продуктов вышли 15 лет тому.

Алексей Корольков комментирует...

Сорри, про CSSEtrain я наврал - у одного нашего клиента курсы из серии "Банковский менеджмент" установлены. Приношу свои извинения.