Websoft

понедельник, ноября 03, 2008

Визуализация корпоративных процессов на портале компании

Обучение персонала направлено, в конечном итоге, на реализацию тех или иных бизнес-процессов компании. В содержании большинства курсов с различной степенью очевидности отражаются эти процессы. Всегда ли обучаемый понимает их суть? Осознает ли, какая роль в их реализации ему отводится? Видит ли свое место в цепочке смежных ролей, предпосылки и последствия выполняемых им процедур? Перечисленное здесь – лишь одна сторона проблемы.
С другой стороны, не остаются ли описания бизнес-процессов, а также их реинжиниринг и фиксация его результатов за кадром для подавляющей части персонала компании? Включая и тех, чьей работы это непосредственно касается. Общеизвестно, что именно человеческий фактор является камнем преткновения при широком внедрении изменений. Люди должны осмысленно относиться к своей работе.

Одним из средств решения подобных (и некоторых других) проблем может стать опубликование схем бизнес-процессов для сотрудников. С этой целью компании WebSoft и МедиуМ ведут совместную разработку модуля «Процессы» для системы WebTutor.
Данный модуль предназначен для визуализации процессов в виде схем различного уровня подробности. Одна из его целей – в графическом, прозрачном для понимания, виде донести логику и структуру процесса до его исполнителей, какую бы ступеньку в иерархии компании они ни занимали. При этом каждый из участников процесса видит свою роль в нем, исполняемые процедуры, связи с исполнителями смежных ролей и процедур, учебных, аттестационных и иных мероприятий.





Модуль, описывающий процессы, равно как и его отдельные элементы, могут быть связаны гиперссылками или иным образом интегрированы с различными модулями системы WebTutor, например, с «ответственными» за управление знаниями, подбор персонала, описание компетенций и/или KPI и др.



17 комментариев:

Андрей комментирует...

Специально для новой версии WebTutor (в то время, как Россия отдыхает) и специально к ДНЮ СОГЛАСИЯ и ПРИМИРЕНИЯ компании "МедиуМ" и "Вэбсофт" выпустили рабочую версию модуля "Процессы". Это первый совмесный партнерский проект. Благодарны Владимиру Наумову за первый поверхностный репортаж "о процессах".. ;))

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, конечно.
К сожалению, не понимаю, какой именно Андрей меня благодарит

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Извините, Владимир Валентинович, зарегился под моим первым именем..
:)

Владимир Наумов комментирует...

Андрей Борисович, респект!

Борис Ятленко комментирует...

Уважаемые коллеги.
Не устаю удивляться полету теоретической мысли. Вспоминается концовка старого анекдота о "неуловимом" Джо, - "Почему он такой неуловимый? Да кому он нужен?".
Извините за прямоту, но это типичное наукообразие, не имеющее ничего общего с реальными проблемами корпоративного обучения. Говорю это с полной ответственностью, поскольку много лет занимаюсь разработкой курсов, в том числе, и для корпораций.
Можно конечно "наглядно продемонстрировать" системному аднинистратору его место в общей цепочке. Можно пойти дальше и оптимизировать перекуры и посещение туалетов. Весь вопрос - зачем, и как это скажется на
итогах обучения в компании.
Если речь идет об управлении ролями в компании, то это действительно актуальная проблема, которая решается, например, через управление документооборотом (это длинная тема). Есть масса других актуальный проблем, в том числе, "быстрый e-learning.
Естественно задал себе вопрос - может я чего-то не понял?
Поинтересовался продукцией компании МедиуМ, предствленной на ее сайте (технологии и решения - стандарты и решения для разработки курсов). Там есть "шедевр" под названием "стандарт для ВТВ24".
После этого мои сомнения в возможном непонимании испарились. Кто не видел, рекомендую. Такие "стандарты" еще 10 лет назад считались непродуманными.
Подобные наукообразные проекты очень напоминают обсуждение костюма профессора, вместо его научных работ.
Извините за откровенность.
Поверьте, ничего личного.

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Борис!
К сожалению, объем, мера полноты и стиль изложения исходного поста не позволили Вам получить более детальную информацию. Попытаюсь вкратце объясниться, чуть расширив тем самым содержание исходного материала:
1. Описание и визуализация бизнес-процессов на портале позволяют легко и просто увязывать с ними различного рода учебные и HR задачи и процедуры и управлять ими. Например:
- отслеживать, обучен ли персонал выполнению тех или иных процессов;
- кто нуждается в таком обучении, кто в аттестации и т.п.;
- по каким параметрам оценивать деятельность исполнителей конкретных ролей в процессах, чему, как и когда их обучать и повышать их квалификацию;
- с кем взаимодействует носитель роли X, процедур Y и как обеспечить это взаимодействие
- какие вакантные позиции следует заполнить и каким требованиям при заполнении вакансии должны соответствовать соискатели и пр. и пр.

Иными словами, управлять обучением и, частично, HRM в соответствии и в гармонии с актуальными бизнес-процессами компании.

2. Термин LMS уже давно не отражает сущности того, что им обозначается (см. http://websoft-elearning.blogspot.com/2008/03/lms.html#links). Реальные LMS давно уже выросли из штанишек собственно обучения и интегрируют в себе массу не только чисто учебных составляющих, например: оценку и аттестацию, подбор сотрудников, управление знаниями и талантами, внутренний маркетинг и PR, да собственно списочный и должностной состав персонала и его распределение по подразделениям, профили должностей и многое другое. Обсуждаемый случай - проявление той же тенденции. И расширение функционала того, что мы по привычке называем LMS (СДО) – реальная данность, независимо от того, вписывается ли она в картину нашей реальности. Даже какая буква в аббревиатуре LMS важнее: L или M – каждый решает по своему образу и подобию. Появление модуля по процессам в составе того, что мы называем СДО, потребует времени на преодоление внутренних стереотипов. Это естественно.

3. Модуль по процессам может оказаться ценным и сам по себе, даже не будучи интегрирован в СДО. Здесь же он привязан к процессам T&D. Если, по-Вашему, праздной «наукообразностью» являются понимание сотрудником своей роли в процессах компании (а следовательно, осознанное и ответственное, а не винтикообразное, отношение к труду), разумение своего места и перспектив в этих процессах (а значит, командный дух и чувство принадлежности Компании, профессиональное и личностное развитие), наша дискуссия может перейти в сферу стиля руководства и корпоративной культуры. Разный менеджмент – разное видение реальности и разная научность! Для авторитарного управления и для демократического могут понадобиться разные по архитектуре LMS. Возможно, кое-где дешевле вместо LMS фельдфебеля поставить.

4. Наконец, личный вопрос. Не могли бы Вы в явном виде представить цепочку процесса своего рассуждения о том, как созерцание некого шаблона(!) развеяло Ваши сомнения в непонимании смысла откомментированного Вами поста. Хочется понять ход Ваших мыслей. Спасибо!

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Борис, спасибо! Обидно, конечно, за "шедевр", но продукт для ВТБ24 лежит не в разделе Шедевры :), а в разделе стандарты.. какое электронное обучение (начальники, учащиеся, СДО, провайдеры и т.д.) такие и стандарты :))
Что-то кроме брызгания слюной (прошу прощения) ничего рассмотрел в вашей "заметке". Будем признательны, если расшифруете..

Алексей Корольков комментирует...

Boris,
sorry for writing in English - there is no russian keyboard in the place where I currently stay. I don't really understand why you are so unhappy - the need for this kind of module arised from multiple discussions with the clients and some real projects (made by Medium). If you or your company don't need it - don't buy it - it's a free country :) As far as I know you current client's business - main concern is about product courses where business process is not important. But for many companies, banks espessially, linking there information (e-learning modules, tests, documents etc) is important.

Борис Ятленко комментирует...

Здравствуйте Владимир.
Спасибо за обстоятельный ответ.
Думаю, что Вы не будете спорить с тем, что содержание комментария сильно отличается от содержания самой публикации. Отсюда и разное восприятие. Теперь по-существу.

Я считаю, что подобные "примочки" к LMS не только бесполезны, они вредны, - и вот почему.
Если не рассматривать аспект маркетинга при продаже системы с "дополнительной функцией", а взглянуть на процесс обучения, то легко понять, что к обучению это не имеет никакого отношения.

Вот Вы пишете "LMS давно уже выросли из штанишек собственно обучения". А я как раз другого мнения, - и сами LMS и собственно процесс ДО в нашей стране находятся в зачаточном состоянии, который иногда переходит в дебильный. Конкретнее: системы недружественные, средства разработки неэффективные и требуют
квалификации выше, MS Office. А должно быть не так. Думаете я хочу невозможного? Да я знаю подобные системы и средства разработки. Жаль, что все они "забугорные", а поэтому недешевые. Подобное
"радикальное" мнение основано на 6 годах работы в IBM и 4 годах в крупнейших отечественных страховых
компаниях.

Поэтому, когда разработчики вместо движения к пользователю, предлагают ему очередную "фишку" типа упомянутых процессов, обещая что светлое будущее наступит уже завтра, то для маркетинга это отлично, а для корпоративного обучения плохо, поскольку просто отвлекает внимание, ничего не давая для собственно обучения.
Наверное многие видели, как юноша, получиший права и только что купивший раздолбанню машину, ставит на нее литые диски, прямоточный глушитель, мощную музыку и антикрыло на багажник. При этом состояние двигателя и ходовой его не волнует, - главное чтобы было громко и круто. Ничего не напоминает?

Теперь об упомянутых стандартах для ВТБ24 (отвечаю и г-ну из МедиуМ, нервная реакция которого и не могла быть иной). Да собственно он сам все и объяснил (цитирую): "какое электронное обучение (начальники, учащиеся, СДО, провайдеры и т.д.) такие и стандарты".
Есть железное правило для профессионалов (в любой области): дело надо делать или как следует, или вообще не далать. А работать по принципу "чего изволите..", это, простите, для официантов.
Кстати, документ "Корпоративный стандарт для ДО", который я готовил для компании Росгосстрах несколько лет назад, содержит более 50 страниц. Могу ознакомить (если РГС позволит).
Извините за откровенность.

Владимиру Наумову, лично, огромная признательность за ту огромную и очень нужную работу, которую он
регулярно ведет в рамках этого блога.

Владимир Наумов комментирует...

Добрый вечер, Борис!
Прежде всего благодарю за оценку моего скромного вклада в этот блог. Получить ее из ваших уст - большая честь.

А теперь к дискуссии.
1. Не буду возражать, что "содержание комментария сильно отличается от содержания самой публикации", о чем и говорил в 1-м его абзаце.
2. Согласен с Вами, что процесс ДО у нас если и не в зачаточном состоянии, то в весьма недалеком от него. Причин тому немало. Важнейшими мне видятся две: а) молодость самого ДО, корпоративного обучения да и самого бизнеса \болезни роста\, б) профанирование ДО дельцами от образования, чьи позиции, на мой взгляд, угрожающе сильны, а методы мало деликатны, оттого и "результативны" :(.

С Вашей же оценкой LMS не соглашусь. LMS - мертвый инструмент, нуждающий в "одухотворении" людьми. И модуль, о котором идет речь, на мой взгляд, имет прямое отношение к процессу обучения и даже воспитания (к примеру, см. п. 3 моего предыдущего комментария).
Помимо качества преподавания и контента, должна быть и качественная органинизация учебного процесса. Без нее - никуда. Я уже приводил пример: е-курсов насоздавали кучу, а условий их изучать не создали никаких. Так что организация e-learning у нас в массе своей находится попросту в доэмбриональном состоянии. Оплодотворить ситуацию новый модуль WebTutor'а, по-моему, в вполне способен.

P.S. Приятно общаться с Вами. Показывайтесь здесь почаще, пожалуйста.

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Спасибо, Борис, за пост, который наконец хоть что-то объяснил. Надеюсь, будут и другие публикации, которые разъяснят суть разработки, после которых можно будет судить о современности и своевременности разработки..
Что касается деления на "профессионалов и официантов", пусть это останется на совести выступающего.. ;) и успехов.
С удовлетворением читаю и учавствую в блогах, особенно несущих рациональное зерно. Спасибо ВСЕМ, кто помогает расти ДО, мы - в этих рядах от простых "шаблонов" к хорошим! :)

Алексей Бондаренко комментирует...

Существенное влияние на технологию дистанционного обучения, как и на применение этой технологии, встраивание в процесс обучения зачастую оказывается в руках людей, которые слабо в возможностях применения, или для которых ДО некий "черный ящик", поэтому у специалистов e-learning не всегда есть возможность "делать как надо", и, к сожалению, часто приходится делать по принципу "чего изволите" (особенно при решении бизнес-задач). Т.о. чем больше у специалистов e-learning будет возможностей наглядно "продавать" (визуализировать) руководству технологию и методологию, те более будет эффективным как его работа так и переход e-learning из зачаточного состояния в стадию рождения и роста. Да и не только руководству, а даже пользователю давать ясный квест его обучения - уже один из шагов для повышения его заинтересованности в обучении, а значит и повешение усвоения информации.

Коллеги, зачаточное состояние по моему давно прошло. Сколько можно тормозить на "зачаточном состоянии"?
Ребёнок давно родился, но расчет каким то мутантом:) Потому что вокруг сильный "радиационный" фон в виде наших перепалок и закидыванием друг друга "тухлыми яйцами":)
Внося вклад в это благородно дело, добавлю: "стандарты ВТБ24" действительно оставляют желать лучшего (по сравнения с нашими), впрочем как и само качество их курсов (был в гостях). Но это не обязательно означает, что там сидят неграмотные люди, просто (ИМХО) или им выделяют недостаточно ресурсов, или они не смогли заинтересовать руководство, или у них действительно нет представления о качестве электронных инструментах или умения его применять.
А что до "недружественных систем и средств разработки", то в большинстве случаев это действительно так. Я уже не раз говорил - нет ресурсов или умения сделать полноценную многофункциональную систему - делайте ее совместимой с модулями западных средств разработки (та же raptivity), и люди к вам потянуться:)

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Да, Алексей, эти мысли я разделяю полностью, однако злосчатсный "шаблон" не уберем.. есть у этой работы свое место :)
Хорошо, что мы ВСЕ принимаем участие в развитии ДО (балансируя количество-качество, что делать?!).
А в работе по "процессам" для WebTutor`а попытались удовлетворить (и даже предвосхитить кое-где) определенные потребности пользователей.. надеюсь, скоро по этому поводу почитаем материалы, так как мы здесь - исполнители (хотя и очень иннициативные :))

Анонимный комментирует...

Шаблон убирать, конечно не стоит. А вот извиниться перед его заказчиком стоило бы

Анонимный комментирует...

С уважением к нему поддерживаю мнение Бориса Ятленко. Снимаю шляпу за его профессиональную оценку и отдельное спасибо за прямоту, с которой эта оценка была сделана. А то learn21 куда-то пропал из блога и совсем тоскливо стало.

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Ребята "анонимные", за что извиняться мне непонятно.. Работа по созданию "шаблона ВТБ24" была сделана согласно ТЗ, качественно и в срок. А Борис сам себя обидел..

Владимир Наумов комментирует...

В контексте исходного поста хотел бы обратить внимание на две мысли А.Бондаренко:
1. чем больше у специалистов e-learning будет возможностей наглядно "продавать" (визуализировать) руководству технологию и методологию, тем более будет эффективна будет его работа и переход e-learning из зачаточного состояния в стадию рождения и роста.
2. ... И не только руководству, а даже пользователю давать ясный квест его обучения - уже один из шагов для повышения его заинтересованности в обучении, а значит и повешение усвоения информации.
Спасибо, Алексей, что разлядели и предъявили конструктив.

Друзья, надеюсь мы не забыли, что все началось с обсуждения модуля, позволяющего визуализировать процессы и использовать его для облегчения жизни и работы e-learning'цев и не только их :)