Websoft

пятница, ноября 14, 2008

Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет (послание из провинции)

Дискуссия о пед. дизайне продолжается. Ян Федянин из компании Премиум Консалтинг описал свои взгляд ны проблему.


Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет (послание из провинции).

В ходе развернувшейся одновременно на нескольких блогах дискуссии прозвучало мнение, что пед.дизайнер – это некий фантом, мост между экспертом – носителем передаваемых знаний, и ИТ-шником, которые эти знания воплощает в какую-то из электронных форм. Названа основная роль такого посредника – сценарист. Судя по всему, мы этими самыми сценариями уже несколько лет зарабатываем себе на жизнь. Просто не знали, что мы – «сценаристы». А может - «пед.дизайнеры». Теперь вот будем знать, кто мы. Являясь вот такими посредниками между заказчиками обучения и ИТ-поставщиками (как правило, LMS и средств разработки курсов) мы сформулировали несколько вопросов к многоуважемому сообществу e-learning , на которые хотели бы представить свое мнение и были бы рады получить мнение других - как заказчиков, так и разработчиков e-learning’овых курсов.

К заказчикам (руководителям и сотрудникам отделов, отвечающих за дистанционное обучение).


Почему вами в дискуссии ничего не говорится об:
1. Особенностях методологии обучения взрослых, связанных, прежде всего с тем, что обучаемым для усвоения полученных знаний, необходимо получить практический опыт, или хотя бы увидеть как это делают другие?


Пример из практики. Крупному машиностроительному предприятию предлагается курс по «Бережливому производству» - методике существенного снижения затрат, де-факто являющейся стандартом для мирового машиностроения. Руководитель, отвечающий за дистанционное обучение, ссылается на имеющийся уже в корпоративной библиотеке ресурс, представляющий из себя скучнейшую электронную книгу (можно посмотреть на сайте компании). Предложение дополнить и визуализировать уже имеющийся у нас курс видеоматериалом с реальных рабочих мест его предприятия наталкивается на полное непонимание этого руководителя – «А зачем?».

Возможный вывод: Часто заказчику важно не передать знания и лучшую практику сотрудникам компании, а просто необходимо отчитаться о большом объеме курсов в электронной библиотеке. Качество материала и используемая форма представления материала неважны.

2. О профилях существующих и необходимых компетенций, вытекающих из целей, которые ставит перед собой компания?

В нашей более чем пятилетней практике консультантов и бизнес-тренеров мы ни разу не встречали от заказчика пожелания разработать курс, ликвидирующий реально существующий разрыв в компетенциях, необходимых предприятию для достижения успеха. Потому как в этом случае организаторы обучения внутри компании (в том числе и дистанционного) должны были бы эти профили составлять и отслеживать их динамику. От верхней составляющей – финансового разрыва в стоимости компании для акционеров - последовательно идти вниз через клиентскую и операционную составляющую к профессиональным компетенциям сотрудников. И цели обучения, а, соответственно, программу обучения и ее объем формировать в зависимости от существующего разрыва в компетенциях. Но, видимо, это гораздо сложнее, чем просто формировать ту же самую библиотеку курсов.

Пример из практики. Южнороссийскому филиалу одного из крупнейших российских банков предлагается разработка симуляции по качественному обслуживанию клиентов (можно видео-, можно анимационную, можно 3D-графику и кукол, можно двумерную графику, в общем вариант: «чего изволите?»). Тема горячая, так как пришедшее недавно в банк новое руководство качеством клиентского обслуживания сверхобеспокоено, и, соответственно, сверху вниз спускает указание «Клиентов – любить!». А как их любить – никто не знает. В ходе обсуждения выясняется что банке «Стандартов обслуживания клиентов» нет. Вздохнув, мы за ту же (!) цену предлагаем разработать и «Стандарты обслуживания», и уже на их основе сделать симуляцию. Вот сценарий, так сценарий – «Стандарты обслуживания» для крупнейшего банка! В итоге, все-таки не сошлись в цене – сделать за цену симуляции еще и стандарты обслуживания мы были готовы, а при этом еще упасть по цене вниз на 20 процентов – уже нет.

Возможный вывод: Заказчику не результат был нужен – научить сотрудников любить клиентов, а демонстрация бурной деятельности с разносами и неожиданными инспекторскими налетами в различные отделения банка и криками: «Вы почему клиентам не улыбаетесь?!». Ну а о реализации стратегических целей – пусть думают заграничные дорогостоящие консультанты!

3. О процессе обучения не «для отчета», а о действительном вовлечении обучаемых в процесс обучения.

Кто видел наш курс по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма «Крестный отец-115ФЗ» согласны с тем, что по проработке и представлению материала ничего подобно на рынке нет. Но часто руководители, принимающие решение о покупке курса, просят нас разработать вариант этого курса в формате обычного текста с гиперссылками. Как они говорят: «Сделайте все то же самое, только без кукол, анимации и звука»! Почему? Потому что они все решили за своих операционистов и кассиров. Нечего сотрудникам банка сидеть и смотреть последовательно - от простого к сложному - восьмичасовой курс – им работать надо! Пусть быстренько пролистают нормативку, с них хватит. Остальное на рабочем месте доберут.

Возможный вывод: Говоря об уважении к персоналу, все опять отделываются двойными стандартами. Яркий и красивый курс – зачем? Пусть читают текст с гиперссылками. Который, кстати, мы же сами и соберем – надо же занять и своих сотрудников отдела дистанционного обучения, ведь программа, четко и последовательно структурирующая весь материал, уже под рукой. Как нам написали сотрудники одного банка (не буквально, но по сути): «Спасибо, что натолкнули нас на мысль, чем нам заняться. На основе вашей программы курса, мы теперь свой разработаем. Будут новые предложения – обязательно нам пишите!». В смысле – не стесняйтесь подкидывать идеи! И неважно, что их курс и в десятой части не будет таким ярким и красивым как наш – зато вроде как «сэкономили на закупке». Никто не считает альтернативные затраты, что дешевле – содержание специалистов – внутренних «сценаристов-фантомов-посредников» - или покупка у поставщика профессиональных услуг.

К ИТ-шникам.

Здесь даже не вопросы, а некоторое непонимание – почему столько внимания в e-learning ими уделяется LMS и средствам разработки? Как разработчики сценариев, мы не очень разбираемся в IT-проблемах. Есть SCORM 1.2, есть SCORM 2004, есть другие – что еще нужно знать разработчику? Используемый нами Articulate хорош тем, что он интуитивно понятен даже не знающему английский язык. Все просто, функционально и очень красиво. Для передачи некоторой интерактивности PowerPoint – самое то. А для настоящей симуляции или, тем паче, игры – этого мало. И зачем для бизнес-симуляции или игры нужен SCORM? Там уровень, на котором ты оказался, сам определяет объем твоих знаний. Хотя, конечно, если руководителю отдела дистанционного обучения необходима статистика по обучению – можно и игрушку в LMS засунуть.

И на наш взгляд LMS - это лишь книжный шкаф. А электронные курсы – это книги. И нам кажется, что умение собрать добротный шкаф не коррелирует прямо с умением написать хорошую книгу/курс.

Чтобы наше мнение по вышепредставленным вопросам не было бы просто очередным «плачем Ярославны» о том, как все плохо на рынке дистанционного обучения, мы хотели бы сделать несколько предложений к сообществу (в том числе - и к руководителям, и к сотрудникам отделов дистанционного обучения, которые для своих внутренних «заказчиков» также являются разработчиками!):



  • Не заниматься профанацией заказчиков. Давайте не будем слишком заумными и будем уважать людей, которые по своей или чужой воле окажутся «один на один» с нашими курсами (играми, симуляциями и т.д.)! Пусть представленная информация будет для них значима, а форма – интересна.

  • Открывать заказчику новые горизонты. Наше мнение, что будущее обучения в том, что делают сегодня McDonalds, Intel, Cisco и IBM. Обзор лучшей практики мировых компаний с завидной регулярностью здесь представляет Алексей Корольков, стоит лишь немного «покопаться» в его блоге; мы собрали некоторые образцы у себя: http://www.premiumconsult.ru/page22.html, не проблема другие примеры найти в интернете. И не надо далеко никуда ходить к великим гуру! Как говорится в известном анекдоте: «Бьют не по паспорту, а по морде!». Делайте хотя бы так же! Здесь настоящие сценарии, настоящая графика, настоящие сюжеты!


Показываете заказчикам эти примеры лучшей практики обучения, а не предлагайте очередные слайды с текстом. Не называйте слайды с текстом «играми»! Берите документы заказчика (или разрабатывайте их, если необходимых документов нет), на основе этих документов пишите нелинейный и увлекательный сценарий, решайте какие средства визуализации вашего сценария больше подходят – видео или анимация, и делайте игру, симуляцию или, в крайнем случае – видео-курс. И как вы при этом будете называться – «пед.дизайнер» или «сценарист» - какая, собственно, разница?

9 комментариев:

Анонимный комментирует...

От Вашего текста сквозит какой-то недоброжелательностью по отношению к "заказчику". Боязно :)

Ян Федянин комментирует...

Нет, бояться не надо. Мы клиентов любим и всегда стараемся идти им навстречу. Просто существуют ситуации, когда "заказчика" необходимо развивать, а не слепо выполнять все его пожелания.

Последний пост на блоге Тома Кульмана (Tom Kuhlmann) как раз об этом. Он привел пример из своей 15-летней практики рукодителя проектов СДО. Попытаюсь по памяти и своими словами. Том работал в производственной компании. Рабочие-новички одной из специальностей долго (в теч.90 дней) не могли выйти на плановые показатели выработки на одном из станков. Внутренний заказчик заказал курс с четким тех.заданием, где было много примеров типовых производственных заданий. Том решил слепо не доверять тех.заданию и провел пару дней с рабочими. Он увидел, что проблема в том, что рабочие просто боялись сломать станок стоимостью около $1 млн. Поэтому он убедил начальство изменить тех.задание и подготовил развернутый курс по устройству станка. Результат: время полной адаптации рабочих работе со станком снизилось до двух недель.

У нас что-то подобное было в проекте со Сбербанком, да и в других проектах.

Получается, что наш "заказчик" - руководитель или сотрудник отдела ДО - на предприятии должен выполнять функцию "внутреннего консультанта" поддерживающего деятельность основных служб, производящих и продающих продукцию и услуги.

И нам кажется, что он должен перейти от решения достаточно простых задач - от объяснения "предметным экспертам" как должен быть размещен текст на слайде, как подбираются инструменты визуализации информации, как гармонично выбирается цветовое и шрифтовое оформление - и т.д., до гораздо более сложных и важных, например, как организовать обучение, развивающее стратегические для компании компетенции.

А у нас получается, что роль этих специалистов сводится к решению "многостаночных" задач, связанных, прежде всего, с внедрением и настройкой системы ДО и "клепанием" текстовых слайдов.

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Ян, спасибо, очень хорошая статья! И курс ваш интересен и своеобразен.
Заказчика нужно и должно развивать.. Мы в свое время (6 лет назад) были зачинателями использования игровых технологий в бизнес-образовании и уже местами прошли тот путь, на который ВЫ вступили.. с удовольствием с вами пообщаемся об ограничениях и перспективах этого направления в России, если вам это окажется полезно.. Можно и в этой ветке, если публика поддержит.

Ян Федянин комментирует...

Андрей, здравствуйте!

Спасибо за благожелательный отзыв о нашем выступлении в обсуждении вопроса о роли пед.дизайнера в мировой истории.

С удовольствием примем участие в обсуждении перспектив использования игровых технологий в бизнес-образовании. Мы сейчас как раз пишем серию статей на эту тему, и размещаем их на своем блоге.

Нам кажется, что писать в комментариях не очень удобно, готовы предложить Вам стать автором на нашем блоге (раз уж он отдельно посвящен игровым технологиям в дистанционном образовании) и писать статьи сразу от имени автора, а не в комментарии.

С уважением.

Борис Ятленко комментирует...

Спасибо за публикацию.
Очень интересно и полезно.
Сразу понятно, что люди делают ДЕЛО и делают его хорошо, а не занимаются словоблудием.
А то, что у вас есть чему поучиться, - это сразу видно.
Буду рад, если подобный обмен опытом и знаниями станет доминирующем в этом блоге.
Если возможно, поделитесь опытом создания среды обучения.
Понятно, что в качестве оболочки используется Articulate Presenter, но каковы требования, ограничения и особенности его использования как у клиента, так и со стороне LMS (меня интересует WebTutor).
Буду признателен за развернутый ответ.
Удачи в дальнейших проектах.

lern21 комментирует...

Продукты не плохие. Не тексты с картинками. Персонажи симпатичные.


Но рендереными анимациями образовательные игрушки сейчас не делают. В реалтайме все.

Поэтому основа движок. Разумеется многопользовательский.

Вообще с образовательными играми надо осторожнее. Не все так просто. "Карамельный" подход тут не работает.

Ян Федянин комментирует...

Борис, добрый день!
Спасибо за добрые слова.

Извините, но я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду, говоря о среде обучения. Может быть не совсем «в тему», но я кратко попробую описать, как мы готовим стандартный курс, тот же «Тайм-менеджмент».

В этом случае главный инструмент подготовки курса – PowerPoint. В нем готовится основная презентация. Используются простые возможности анимации, встроенные в PowerPoint, например, последовательное появление текста по абзацам. Естественно, при подготовке слайдов применяются несложные правила, касающиеся размещения текста и иллюстраций.

Свободного пространства на слайде должно быть не менее 1/3 от всей площади слайда.

Иллюстрация не должна, с одной стороны, преобладать над текстом и отвлекать на себя внимание, с другой – быть четкой и легко различимой.

Содержание иллюстрации должно визуально поддерживать информацию, передаваемую текстом. Если курс озвучен, то человек глазами гораздо быстрее пробегает текст, чем читается текст за слайдом, поэтому, необходимо, чтобы он, слушая основной текст, имел возможность рассматривать что-то, сосредоточиться на чем-то, помимо текста.

Несложный тест на правомерность использования той или иной иллюстрации заключается в следующих простых действиях: закройте текст на слайде и оцените заголовок слайда и иллюстрацию. Если Вам уже понятно, о чем будет идти речь в тексте, значит, иллюстрация подобрана правильно.

Нельзя в одном курсе использовать для иллюстрации клипарты и фотографии – или одно, или другое.

Иллюстрации должны быть представлены в одном типе обрамления, рамки.

Иллюстрацию желательно размещать справа, текст – слева. Так как при «считывании» информации взгляд человека движется слева направо и сверху вниз, то он, открывая слайд, сначала прочитает заголовок, потом увидит картинку, поймет основное «послание», которое ему передается этим слайдом, а потом уже будет читать текст.

Один слайд – одно послание!

Текст на слайде должен быть исключительно в тезисной форме или в списке. Полный текст, который необходимо донести до обучаемого – в пояснениях.

Ну и так далее. После того, как собрали презентацию, в «Настройках» выбираете Articulate и проверяете Slide Properties Manager. Там проверяете, все ли заголовки слайдов «переконвертировались» в заголовки боковой панели, выставляете уровень вложения слайдов, если необходим фоновый звук – выбираете из заранее созданной библиотеки, и, наконец, выбираете формат смены слайдов – «автоматический» или «самим обучающимся». Все.

С использованием Engage все несколько сложнее, но не намного.

Закрываете эту панель. Выбираете «Публиковать», потом - в каком формате. Если для LMS – выбираете SCORM 2004, SCORM 1.2 или AICC. Нажимете «Publish». Проблем быть не должно, или они решаются минимальными усилиями настройщиков LMS.

Для LMS WebSoft все работает – проверено на «Крестном отце-115фз» - на курсе, целиком собранном в Engage, там PowerPoint'ских слайдов вообще нет ни одного.

А подготовленный для «Редкласса» курс по тайм-менеджменту, как мы вспомнили, вообще использовался в LMS IBM. При этом мы никаких дополнительных манипуляций с курсом не делали.

Извините, если не ответил на Ваш вопрос. Может быть Вас интересуют какие-то конкретные детали использования Articulate? Пишите, буду рад помочь чем смогу.

С уважением.

Для Learn21

Про движок согласны на 100%, сейчас готовим сценарий такой игрушки. Чем-то помочь можете?

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Ян

По правде говоря, сначала настороженно отнесся к Вашей публикации. Подумал, не очередной ли пиарщик-компилятор идей a'la IBM и Cisco нарисовался. Сорри...

Первый "удар" моим сомнениям был нанесен, когда увидел в вашем блоге имя и схему Колба. Последний (но не второй :) и сокрушительный, когда читал Ваш последний коммент.
Действительно, специалист, который понимает, сколько "белого" пятна должно быть на слайде, разницу между лево- и правосторонним размещением текста/графики и массу других важных "мелочей" имеет представление если не о пед.дизайне, то о технологиях разработки курсов. По моим наблюдениям, иные мэтры нашего курсопроизводства об этом и т.п. слыхом не слыхали.
Острота приведенных Вами в статье примеров, на мой взгляд, говорит о наличии собственной позиции и готовности ее проводит в дело, что не может не внушать уважения. Рад познакомиться с Вами и с ресурсами вашей компании. Буду на них частым гостем.
Успехов и побед!

Ян Федянин комментирует...

Владимир, спасибо.

Я только хотел свою ошибку исправить (вечер уже - устал). На слайде картинка должна быть все-таки слева, а текст - справа. В остальном, вроде, все без изменений.