Websoft

вторник, ноября 25, 2008

О внедрении LMS

Женя Скиба написала на trainings.ru статью "Зачем нужна система управления обучением (LMS)". Кое-где сослалась на мое мнение о том как внедрять LMS. В 2-х словах моя позиция:
1) если доверяещь вендору (на основе предыдущего опыта работы или рекомендаций коллег) - лучше сначала купить "коробку" и поработать с ней и лишь затем формулировать ТЗ на более глубокое внедрение и доработку
2) если хочешь сделать все по учебнику или есть сомнения в возможностях вендора или стоимости возможных доработок - заказывайте полноценное обследование бизнес-процессов, пишите ТЗ, оценивайте стоимость и только потом внедряйте

Во первом случае точно не закажете ничего лишнего, но есть шанс, что от каких-то ваших "хотелок" вендор откажется. Страховка здесь только в выборе систем которые являются максимально кастомизируемыми и гибкими. Втором случае в ТЗ гарантированно войдут всех пожелания "на берегу", но любое обследование не может быть идеальным - всего не учтешь. В результате будет заказано то что не нужно, и будет забыто то что нужно на самом деле. Будут потеряны деньги и время.

10 комментариев:

Виталий комментирует...

Вообще в уважающих себя компаниях на западе п.1 практически не встречается. Думаю, все-таки будущее за технологиями второго типа. Скоро мы тоже к этому придем, тк гарантированный результат станет важнее расплывчатых перспектив. Лучше вначале понять, что и как тебе нужно, чем внедрять наугад, тратить драгоценное время, думая, что же можно сделать с "этой коробкой".

Елена Тихомирова комментирует...

Коробочное решение - всегда хорошо, когда точно не понятно, что нужно. Я, как обычно, со своей позиции - можно проанализировать самостоятельно и в этом случае более точно подобрать даже коробку.

А самостоятельно себя обследовать можно ответив на вопрос - а что такое для нас e-learning? Когда есть ответ на этот вопрос, уже понятно, какие инструменты и возможности нужны.

Про заказное обследование - его стоит делать, если система дорогая. Такие покупки лучше делать обдуманно.

Есть системы сложные и есть простые. Если система простая, то для ее внедрения нужно меньше знаний, в потому детальный анализ может быть не очень нужен. Но если система сложная в настройке, то нужно очень хорошо понимать, что именно нужно, а потому нужно проводить очень детальный анализ.

Алексей Корольков комментирует...

Виталий,
кто же спорит что так правильно. Только когда это время наступит средняя стоимость внедрения СДО будет как на Западе в 10 раз больше чем сейчас, а срок 24 месяца (как было уже описанов одном из постов этого блога)

Анонимный комментирует...

to Елена Тихомирова:

"Но если система сложная в настройке, то нужно очень хорошо понимать, что именно нужно, а потому нужно проводить очень детальный анализ."... В-а-а-а-а-у... Почти как репортаж из нашей Гос.думы. С Черномырдиным часто, наверно, вопросы e-learning обсуждаете?! "Кто ясно мыслит - ясно излагает"...

Каллиников Павел комментирует...

Попробую высказать парадоксальную на первый взгляд мысль :)
Начинать дистанционное обучение можно и вовсе без LMS. Имея только необходимый электронный контент и, в простейшем случае, набор электронных таблиц для учета :)
А уж потом, по мере появления понимания...
Короче говоря, необходимый функционал надо выстрадать.
А то получается, что продавцы LMS пытаются ответить на вопросы, которые пользователи LMS еще не научились задавать.

Ирина Деточка комментирует...

Павел, добрый день!

Зайду "в парадоксальности" своей (и, пожалуй, в "крамольности", учитывая основной состав активных читателей блога!) даже дальше Вас :-).

Если продлжить сравнение LMS со шкафом, предназначенном для хранения книг/курсов и определения, что книги можно и без шкафа читать/использовать, то получается, что разработчки LMS и средств быстрой разработки не только "шкафы" продают, но к "шкафам" еще "блокнот, ручку и карандаши", уверяя, что теперь каждый может "Войну и мир" написать - это просто.

Каллиников Павел комментирует...

Ирина, добрый день!

Именно так!
Потребители должны понимать, что с покупкой LMS их проблемы не заканчиваются, а только по настоящему начинаются :)
Впрочем, это касается многих сложных информационных систем, таких как портальные решения, ERP, ets.

У радиоприемника две настройки - частота и громкость. Но заставить работать "радиоприемник" с сотнями настроек - это уже задача творческая, ресурсоёмкая и дорогая. Вообще говоря, надо понимать, что держать у себя бригаду "настройщиков" не сильно дороже, чем бригаду "паяльщиков". которые сделают радиоприемник с нуля.
Но это уже философия :)

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги, LMS - не более чем обеденный стол для сервировки е-learning. Иногда к этому столу прилагаются меню и официант. Хотите питаться красиво? Это стоит затрат. Хотите кормить в соответствии с правилами сервиса? Организуйте соответствующий бизнес.

Блюда на этом столе - это контент. Его вполне можно и без вилок с салфетками есть/подавать. Не хотите LMS - кушайте руками и вытирайтесь рукавом/подолом.

В солидном обществе/заведении принято подавать изысканные блюда, а не только чё попроще, бутылочку Колы без стакана = оцифрованный текст с картинками-приправой. Давайте ответим себе на вопрос: мы гурманы или просто обжоры? Впрочем, быть гурманом - значит наживать себе проблемы... Выбор за нами.

Евгения Скиба комментирует...

Коллеги, интересно читать вашу дискуссию, но ведь изначально пост был о статье на портале Trainings.ru. А в статье (думаю, что никто из комментаторов, кроме Королькова, ее не читал) речь идет об LMS не как об элементе электронного обучения (т.е. не как об СДО), а как о хорошем инструменте для сбора показателей оперативной деятельности корпоративной системы обучения. Жаль, что не читаете...

Ирина Деточка комментирует...

Женя, простите, пожалуйста, но это, видимо, действительно тот случай, когда "у кого что болит - тот о том и говорит!"... Не хотели Вас обидеть..