Websoft

понедельник, декабря 08, 2008

Красота спасет е-текст




А вы за счет чего обеспечиваете эффективное восприятие текстовой информации в курсах? Поделитесь, пожалуйста

28 комментариев:

Alexander Ryabinin комментирует...

Вообще зависит от типа текста.
Как вы сами говорите, Владимир, текст должен быть избыточен, поэтому МЫ выделяем в тексте (темном на белом) несколько типов информации:
- определение
- формула
- пример
- код
- цитата

Все эти виды выделяются различными стилями оформления.

DEGa комментирует...

Мне кажется что всякие там подложки и прочие цветовые изыски - это виньетки ложной сути. Восприятие текстовой информации достигается понятностью этого самого текста, которая достигается тщательной работой над текстовым контентом - путем структурирования и работы с семантической структурой

Каллиников Павел комментирует...

Вообще-то типографы за 500 лет еще в доинтернетовскую эпоху разработали много способов удобочитаемости текста. Часть из них применимы и в электронных изданиях. Часть - новые.
Но если писать в общем - таки да, правила типографики надо соблюдать.
Надо правильно расставлять неразрывные пробелы, кавычки, длинные тире. Делать разумные отступы, размеры пробельных элементов, выбирать удобочитаемые гарнитуры и кегли.
Выбор правильного цвета для подложки и шрифта - одно из этих правил.
Вообще же, хороший дизайн электронного издания - это когда работы дизайнера вообще не видно. Просто, удобно пользоваться. И в этом смысле градиентная заливка, скажем так, на грани.
Т.е. в целом - симпатично, но читать большое кол-во текста, выполненное таким образом... Наверное, быстро надоело бы.

Татьяна комментирует...

И запомнится, красивая подложка, а не суть текста.
Вот выделять главное другое дело, но я работаю с детьми, взрослые может быть не так :)

Анонимный комментирует...

Зависит от аудитории и типа текста.
Чаще всего в учебном материале даю цветовую разбивку для разной информации разную :
-определение ,понятие - красное поле;
- алгоритм,формула,правило - голубое поле;
- пример - газетный или тетрадный фон;
- задание или тест - зеленое поле.
+ разные кегли.
В основном упор делаю на понятность схем и диаграмм(без фона или типовой для курса).

Sky комментирует...

Пример е-книжки для маленьких можно вот здесь посмотреть: http://www.ypublisher.eu/media/Laskutaito/index_utopia.html


А по поводу градиентов... Поаккуратнее...
У меня в курсе белый фон, черный шрифт. 6 лет в сети преподаю, еще никто не жаловался, что градиентов не хватает.

Sky комментирует...

Из-за вытягивания по вертикали разные казусы могут произойти. У меня, вот, ссылка в пост не поместилась.

Повторяю: интересный пример электронной книжки для детей можно посмотреть здесь

Vasenev комментирует...

Когда заходит разговор про оформление текста, возможно стоит многое брать из давно существующей области - типографии. Во многих книках существуют специальные разделения типов текста (оговоренные шрифты для разных целей/паттерны). Например в книгах по программированию - сразу видно, что является примером на языке, что переводной частью, а что простым текстом. Таким же образом можно выделить значимые части или добавить символы-пиктограммы/иконки. Другой пример - навигаторы для автомобилей, в которых есть режим день/ночь чтобыне напрягать зрение водителя в разное время суток. Еще один плюс в темном тексте на белом фоне - возможность персональной настройки, когда пользователь выбирает цветовую гамму.

ссылка небольшой комикс, про увлечение украшательства текста (паттернами)
http://xkcd.com/276/

Lern21 комментирует...

Текст - это про книги.
Образование это процесс.

Я предлагаю уважаемым коллегам поразмыслить, какой из уровней знания по Блуму вы через красивый текст передаете?
1. Знание фактов
2. Понимание 3. Применение
4. Анализ 5. Синтез 6. Оценивание
(Или 6.Творчество - по новому)?
Мне так кажется дальше первого не проедешь.

Еще сегодня попалось из форумной дискуссии."Web-Based Instruction vs. Online Text Books"


... To clear up any confusion, the question I
posted is the result of some discussions that have been taking place where
I work. Several managers believe that online text books are a suitable
replacement for designed instruction. Simply put, they believe information
can replace training.

И реплика Rod Sims

I missed Clarke's response, but frankly I can't believe such discussions
could even take place.

Let's get something clear: Information is NOT instruction.

However, if a text is well written then it could be a good self-paced
resource, but will that enable the desired performance?

------------------------------------------------------------
For information about this list, including archives and how to
unsubscribe, please go to the ITFORUM web site:
http://it.coe.uga.edu/itforum/

Я тоже не могу белив..

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги,
вынужден констатировать, что плохо оформил и изложил исходный пост. Там представлено то, как, на мой взгляд, не дОлжно оформлять тексты. Сожалею, если ввел кого-то в заблуждение.

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Lern,
в традиции Блума и классического пед.дизайна текст, действительно, имеет своей вотчиной "знание" (и не только фактов, если обратиться к классику-Блуму).

Кроме Блума есть еще куча дидактических подходов, в том числе и которые обозначают как транс- или металингвистика, дисурсивные практики, ментальные модели и т.п. Они говорят, что истинный текст имеет дело не с значением, а со смыслами. Тогда и случается образование. Взгляните, что произошло, обратившись к исходному посту и комментариям:
на некий уродский текст (точнее 3 текста, так как там представлены аж разных 3 авторских позиции, пусть и изложенных одним лицом) выдано, благодаря его восприятию через призму личностных смыслов, несколько комментариев: преимущественно знаниевых и оценочных, хотя есть даже намеки на анализ и синтез, если тщательно проанализировать некоторые комменты, включая и Ваш.
Некий не очень лепый пост породил в читателях аналитические, оценочные, синтетические и знаниевые реакции.

Если Вы согласитесь с последним высказыванием, призываю Вас и коллег задуматься: а может есть такие техники написания тексов, которые вызовут в обучаемом желательную образовательную реакцию? Нужен синтез? - пожалуйста. Оценка? - Подождем появления Lern21, оценка будет! И благодаря ей кое-кто еще чему- нибудь и научится. (За последнее примите мою благодарность).
Не относитесь пренебрежительно к тексту. Текст - это все, что имеет значение (включая графику, динамичские изображения, сюжеты, интеракции и поступки), и может обрести личностный смысл. На Западе на смену Блумам и прочим пришло то, что уже лет 15, а то и 20 называют коммуникативным поворотом в образовании. И Вы явно тяготеете к этой традиции, судя по Вашим публикациям.

lern21 комментирует...

Конечно коллективная (совместная) работа вокруг текста имеет образовательное значение.
Однако,как при этом выглядит текст визуально не очень много значит.
Стандарт черным по белому системным шрифтом вполне подойдет.
Кроме этого, коммуникации организовать и направить много сложнее, чем текст представить.
"Война и мир" есть в каждом классе, однако, хорошо литературу изучают не многие.

Вот, если бы обсуждались сценарии групповой учебной работы вокруг текста,блога,например - то это было бы верно.
Но это сложнее, чем текст раскрасить.

Оптимально: черное по слегка желтому. А ля песок.

Надо еще понимать, что текст вещь очень динамическая.
Рисовать его - значить сделать закаменевшим.
Вики - динамический текст.
Как там насчет красоты?

Но я за голос и против текста.
В учебных целях.

Каллиников Павел комментирует...

>>Текст - это все, что имеет значение.

Ай да Владимир!..
Замечательное высказывание. All you need is text, так сказать :)
Никогда не соглашусь с тем, что форма представления текста маловажна (в т.ч. для обучения). Это все равно, что говорить, что Карузо и "сосед напел" - одно и то же. От выбора приемов верстки и гарнитуры шрифта зависит очень много, включая появление даже новых семантических окрасов.

И, кстати, заметим, какие статьи признаются лучшими в Википедии - те, которые со вкусом сверстаны. Пусть и в пределах доступных средств.

Владимир Наумов комментирует...

Для Lern21...
В целом согласен с Вами.
Замечу лишь, что текст может преподноситься в графической (буквы, иероглифы, пиктографическое письмо) и звуковой (устная речь) формах. Какая разница? Все одно - текст.

Владимир Наумов комментирует...

П. Каллиникову...
Не припомню, чтоб утверждал, будто форма представления текста (письменного или устного) не имеет значения. Напротив, ратую за эргономичность и "неутомляемость" его восприятия.
Что касается "замечательного высказывания"? - Спасибо за комплимент :). Обсужим красоту /точнее "красивость" как "виньетки ложной сути"/ текста, перейдем и к этой теме.

Каллиников Павел комментирует...

Владимир, наверное я неправильно выразился. В первой части своего предыдущего поста я солидаризовался с Вашим высказыванием про текст, а во второй спорил уже не с Вами, а с теми, кто считает форму малозначимой. :)

lern21 комментирует...

"кто считает форму малозначимой. :)"
Можно долго считать эту форму самой важной и единственной.
Как и что рубль самая крепкая валюта.
Запретить нельзя, а не соответствие истине в любом случае когда-нибудь накажет. Когда-нибудь.

Владимир Наумов комментирует...

Павел, спасибо, что внесли ясность. Видимо, это я Вас не так понял.

Кстати, довольно часто пользуюсь выложенными в сети эл.книгами, сверстаными по Вашей концепции. Вполне удобно и очень грамотно сделанные вещи. Спасибо!

Каллиников Павел комментирует...

Lern21, пардон...

Перефразируя скрипача из "Кин-дза-дзы" - это Вы сами решили, что Вы единственный здесь заступник за истину или Вам это кто-то сказал? :)

Давайте ка отделим мух от котлет.
1) Я не утверждал, что содержание курса не является важным. Это тезис здесь вовсе не дискутировался из-за его абсурдности.
2) Вы утверждали, что форма "не очень много значит".
3) Ни то, ни другое утверждение не имеет никакого отношения как к рублю, как и к истине.

Владимир - спасибо на добром слове. Оно, как говорится, - и кошке приятно :)
Но, если честно, наша концепция, ввиду ее предельной формализованности, позволяет реализовать мои утверждения о важности формы, в лучшем случае на 4-. Работаем над улучшением...

Елена Тихомирова комментирует...

Очевидно, что без текста сделать нельзя большую часть курсов, поэтом нужно ему уделять внимание, как с точки зрения оформления, так и с точки зрения написания.

Есть книга Effective writing for e-learning - там основная мысль в том, что e-learning требует другой дидактики, а потому сам материал нужно излагать другим языком. В частности, классические длинные и сложные предложения из учебников с экрана практически не читаются, мало кто концентрируется так сильно, чтобы вникнуть и запомнить. Есть некоторая разница в том, как мы читаем с экрана и как мы читаем бумажную версию книги или документа. А потому наша реальность такова, что большую часть текста нужно переписывать более простым, даже, наверно, разговорным языком, если мы хотим, чтобы материал запомнился.

При оформлении текста в курсах можно обратиться к стандарту на представление материалов в электронной форме (Великобритания):
- текст должен быть четким и контрастным по отношению к фону,
- в качестве выделения стоит использовать жирный и 1-2 два дополнительных цвета, курсив и подчеркивание стоит исключить,
- лучше добивать расположения текста небольшими абзацами с интервалами между ними.

lern21 комментирует...

Павел,если нет возможности поводить обучение, кроме как предъявляя ученику текст - ради бога.
Мне для обучения текста мало.

Поэтому использую коммуникации разного типа, всякую мультимедиа, вплоть до 3D, в разных сценариях обучения.
Соответственно проблема отображения текста и самого текста мне не кажется главной. Тем более она решена в книжках и pdf.
А вот кроме текста - там проблем больше и они интереснее.

lern21 комментирует...

Елене: Конечно, для экранных тестов рекомендации есть, но я почему-то уверен, что все участники этого блога их знают и соблюдают.

Добавил бы к вашему обязательность не злоупотреблять разнообразием шрифтов в заголовках. И избегать прокрутки.

И еще любимая тема: с отсечками или без. Особой разницы нет, но кириллица в их шрифтах плохо реализована, а на свои шрифты похоже российских денег не нашлось.

Vasenev комментирует...

"Некий не очень лепый пост породил в читателях аналитические, оценочные, синтетические и знаниевые реакции."

После нескольких вебинаров, которые я все-же не "прогулял", большинство текстов и заданий Владимира Наумова у меня почему-то изначально оцениваются как "провокационные" ) Браво )

Подход "Текст - это про книги.
Образование это процесс." на мой взгляд несколько уничижает роль мыслей выраженных в форме записанных слов, неважно книг, презентаций или других. Конечно, если говорить о проекции четырехмерного пространства на трехмерное мне лучше увидеть картинку, но обучение слишком многогранный и объемный процесс и не стоит обходить стороной огромный опыт в создании текстов. До сих пор если поставить рядом презентации/тексты иностранных и отечественных авторов первые зачастую выигрывают, как и дизайнеры.

"Оптимально: черное по слегка желтому. А ля песок." - можно узнать более подробно почему и часто ли вы применяете такой подход?

Каллиников Павел комментирует...

lern21 - ок, из последнего поста понятно, что и форма Вам не чужда :)
Поддерживаю.

Владимир Наумов комментирует...

Коллега Lern21, Ваши бы слова да материнской плате в уши...
Про соблюдение правил, имеется в виду :(

Lern21 комментирует...

Коллеги, текст полезен в виде книг.
Однако книга и образование отличаются, как университет и библиотека.

Во-первых, сам процесс обучения человека по природе не текстовый.

Во-вторых, отбрасываются неформализуемые знания.

В-третьих, социальная часть образования улетает.

В-четверых, компьютер все-таки больше может чем текст. Другое дело, могут ли больше разработчики.

Текст важный элемент, но нельзя все сводить к тексту. Это просто, но это не верно.

Что касается черным по песку.
Ну во-первых, это то, на чем смогли сойтись юзабилисты, а во-вторых, это природные цвета.
Хотя нам экран старается черное на белом дать, однако глаз наш от земноводных развивался вне экранного пространства и физиологически на другое рассчитан.
На песок, в том числе.

Технологии меняются быстрее чем человек.

Владимир Наумов комментирует...

Для Vasenev...
прошу прощения, не "провокационные", а "провокативные", что никогда и не скрывалось. Ну, близка мне провокативная педагогика, т.е. такая, которая должна вести к определенным конструктивным изменениям в поведении и ментальных моделях аудитории. При этом нисколько не умалаются достижения и иных педагогических школ.

Vasenev комментирует...

Уважаемый Владимир,
в данном контексте "провокационные" не несло никакой отрицательной нагрузки, однако с точки зрения пользователя, который увидел только такую картинку без сформулированного объяснения, о чем Вы уже упоминали, первой и вполне естественной реакцией будет неприятие предложенного варианта.

Сочетания черного и желтого, на мой взгляд, можно отнести к формированию и принятию дизайнерами, задачи которых несколько отличаются от задач юзабилити-специалистов и, как и любое решение из взаимосвязанных областей, следует применять с осторожностью и в соответствующих условиях.